Эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется [1–2]. Оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается при освоении знаний и накоплении творческого опыта, связанного с проявлением инициативы и активности в области физической культуры и спорта [3–4].
Поэтому стратегической целью физического воспитания и спортивной тренировки в современных условиях должно выступать формирование физкультурно-деятельной личности, стремящейся и способной к самостоятельному присвоению ценностей современной физической культуры и спорта [5–7].
Между тем анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствуют о существовании противоречия между социальной и практической необходимостью вовлечения детей в занятия различными видами спорта [8] и недостаточностью знаний об особенностях развития интереса детей к занятиям спортом в процессе обучения в спортивной школе. Поэтому цель нашего исследования состояла в определении особенностей развития интереса детей к занятиям различными видами спорта в процессе обучения в спортивной школе.
Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования мы опирались на концептуальные положения психологической теории деятельности, теоретические знания психологии физической культуры и спорта, теории и методики детско-юношеского спорта, научные работы по проблеме развития и формирования мотивов и интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Основными методами исследования выступали теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы, методика анкетного опроса, констатирующий педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Констатирующий педагогический эксперимент проводился на базе МАУ ДО «ДЮСШ-ФСК «Рассвет» Вурнарского района Чувашской Республики. В эксперименте приняли участие 114 человек, условно разделенные на три группы.
В первую группу вошли 55 учащихся спортивной школы: в возрасте 12–13 лет – 12 человек; в возрасте 14–15 лет – 25 человек; в возрасте 16–17 лет – 18 человек, из них 33 мальчика и 22 девочки. Среди учащихся спортивной школы были представители следующих спортивных специализаций: циклические виды спорта (11 человек); спортивные игры (28 человек); единоборства (8 человек); гимнастика, фитнес-аэробика (8 человек).
Во вторую группу вошли школьники, не занимающиеся спортом (41 человек). Третью группу составили школьники, желающие заниматься спортом (18 человек).
Для диагностики уровня развития структурных компонентов интереса испытуемых трех групп к занятиям спортом нами был разработан анкетный опросник «Интерес к занятиям спортом», включающий в свое содержание 20 вопросов с 4 возможными вариантами ответов. Испытуемые должны были выбрать тот вариант, который являлся наиболее близким к их реальному отношению к занятиям спортом.
В таблице 1 приведены показатели развития интереса к занятиям спортом. Обращает внимание, что учащиеся спортивной школы отличаются высокими показателями развития интереса к занятиям спортом – средний показатель развития интереса составил у них 3,00 балла при 4-балльной шкале. Это говорит о том, что основной причиной их вовлечения в спортивную деятельность выступает не внешнее принуждение, а внутренняя мотивация.
Таблица 1
Показатели развития интереса к занятиям спортом у учащихся спортивной школы (С), школьников, желающих заниматься спортом (Ж), и не занимающихся спортом (Н), баллы (Х±σ)
Пол |
Интерес к спорту |
Компоненты интереса |
|||
Эмоциональ ный |
Мотивацион ный |
Волевой |
Познавательный |
||
С, n=55 |
3,00±0,38 |
2,89±0,54 |
3,11±0,61 |
3,28±0,47 |
2,73±0,52 |
Ж, n=18 |
2,63±0,40 |
2,43±0,44 |
2,56±0,66 |
2,85±0,52 |
2,67±0,52 |
Н, n=41 |
2,18±0,66 |
2,10±0,79 |
2,11±0,83 |
2,34±0,78 |
2,17±0,62 |
Р 1 - 2 |
<0,01 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,01 |
Р 1 - 3 |
<0,001 |
<0,001 |
<0,001 |
<0,001 |
<0,001 |
Р 2- 3 |
<0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
Для второй группы характерны также средние показатели интереса (2,63 балла), что обусловливает их желание включиться в занятия спортом. Но уровень развития интереса является недостаточным для того, чтобы от желания заниматься спортом перейти к его реализации в активных действиях. Третья группа отличается низкими показателями развития интереса к занятиям спортом (2,18 балла), что проявляется безразличным отношением к спортивной деятельности.
Существенные различия между испытуемыми трех групп были выявлены и при сравнительном анализе показателей структурных компонентов интереса. В частности, эмоциональная привлекательность занятий спортом оценивается учащимися спортивной школы в 2,89 балла, что существенно выше, чем у детей, не занимающихся спортом (2,10 балла). Спортивная деятельность является для них более связанной с удовлетворением значимых мотивов (3,11 балла). Школьники, не занимающиеся спортом, характеризуются относительно меньшей силой мотивов, побуждающих к данному виду деятельности (2,11 балла). Высокий уровень спортивной мотивации обусловливает, в свою очередь, преимущество учащихся спортивной школы в готовности к проявлению волевых усилий при преодолении трудностей и препятствий при выполнении физических упражнений (3,28 балла против 2,34 балла). Учащиеся спортивной школы отличаются более высокими показателями познавательного компонента интереса к занятиям спортом (2,73 балла против 2,17 балла). Они обладают более полными и точными знаниями и представлениями о спортивной деятельности, чем их сверстники, не занимающиеся спортом; в свою очередь, приобретаемый ими опыт спортивной деятельность усиливает интерес к занятиям избранным видом спорта.
Сравнительный анализ показателей развития интереса к занятиям спортом, наблюдаемых у мальчиков и девочек, обучающихся в спортивной школе (табл. 2), не выявил достоверных различий: показатели интереса как у мальчиков, так и у девочек находились на высоком уровне (3,03 и 2,97 балла соответственно). Не выявлено существенных различий и в показателях развития структурных компонентов интереса.
Таблица 2
Показатели развития интереса к занятиям спортом у мальчиков (М) и девочек (Д), занимающихся спортом, баллы (Х±σ)
Пол |
Интерес к спорту |
Компоненты интереса |
|||
Эмоциональ ный |
Мотивацион ный |
Волевой |
Познавательный |
||
М, n=32 |
3,03±0,37 |
2,87±0,47 |
3,18±0,58 |
3,31±0,47 |
2,76±0,56 |
Д, n=23 |
2,97±0,40 |
2,91±0,64 |
3,03±0,64 |
3,23±0,48 |
2,69±0,48 |
Р |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
В таблице 3 представлены показатели развития интереса к занятиям спортом у учащихся спортивной школы с учетом их возраста.
Таблица 3
Показатели развития интереса к занятиям спортом у учащихся спортивной школы с учетом возраста, баллы (Х±σ)
Пол |
Интерес к спорту |
Компоненты интереса |
|||
Эмоциональ ный |
Мотивацион ный |
Волевой |
Познавательный |
||
12–13 лет n=12 |
3,04±0,30 |
3,08±0,55 |
3,12±0,33 |
3,47±0,30 |
2,50±0,52 |
14–15 лет, n=25 |
2,94±0,42 |
2,86±0,49 |
3,11±0,74 |
3,13±0,42 |
2,65±0,53 |
16–17 лет, n=18 |
3,06±0,36 |
2,81±0,62 |
3,08±0,54 |
3,34±0,57 |
3,02±0,44 |
Р 1 - 2 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Р 1 - 3 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
Р 2 - 3 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
Заметно, что в 12–13 лет у учащихся спортивной школы наблюдается высокий уровень развития интереса (3,04 балла), его эмоционального (3,08 балла), мотивационного (3,12 балла) и волевого (3,47 балла) компонентов. При этом уровень развития познавательного компонента интереса является относительно низким (2,50 балла). Это объясняется тем, что в данном возрасте у детей не сформированы полные и точные знания и представления о виде спорта, которым они занимаются.
Следует отметить, что с возрастом не наблюдается существенного роста показателей интереса в целом (от 3,04 до 3,06 балла). Происходит незначительное снижение показателей эмоционального компонента (от 3,08 до 2,81 балла), что говорит о снижении непосредственной эмоциональной привлекательности тренировочной и соревновательной деятельности. Показатели мотивационного компонента за время обучения в спортивной школе практически не изменяются и составляют 3,12 балла в 12–13-летнем возрасте и 3,08 балла в 16–17 лет. Готовность к проявлению волевых усилий в 12–13 лет находится на высоком уровне (3,47 балла), в подростковом возрасте (14–15 лет) существенно снижается до 3,13 балла, затем усиливается и составляет в 16–17 лет 3,34 балла.
В процессе обучения в спортивной школе существенно повышается уровень развития познавательного компонента интереса (от 2,50 до 3,02 балла), что обусловлено, на наш взгляд, приобретением в процессе обучения в спортивной школе определенного опыта тренировочной и соревновательной деятельности.
В целом, данные, приведенные в таблице 3, свидетельствуют, с одной стороны, о сохранении относительной высокого уровня интереса детей к занятиям избранным видом спорта, с другой – об отсутствии положительной динамики в его дальнейшем развитии за время обучения в спортивной школе.
Можно заключить, что сформулированная в программно-нормативных документах стратегическая задача деятельности организаций спортивной подготовки – развитие у учащихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта в спортивной школе – при традиционных подходах к его формированию не решается на должном уровне. Вероятно, занятия спортом сами по себе не приводят к усилению интереса. Необходима дополнительная грамотная организация психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности учащихся спортивной школы, направленная на формирование у них позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям избранным видом спорта.
Нами был осуществлен сравнительный анализ показателей интереса учащихся спортивной школы к занятиям спорта с учетом вида спортивной специализации (табл. 4). Наиболее высокие показатели интереса наблюдались у представителей циклических видов спорта (3,15 балла), низкие показатели выявлены у единоборцев (2,86 балла). Показатели представителей гимнастики и спортивных игр занимают промежуточное положение. Можно полагать, что наблюдаемые нами различия в показателях развития интереса обусловлены не только различиями в содержании сравниваемых видов спорта, но и качеством организации учебно-тренировочного процесса в отделениях по данным видам спорта, в том числе деятельностью и личностью тренера.
Таблица 4
Показатели развития интереса учащихся спортивной школы к занятиям спортом с учетом вида спортивной специализации, баллы (Х±σ)
Виды спорта |
Интерес к спорту |
Компоненты интереса |
|||
Эмоциональный |
Мотивационный |
Волевой |
Познавательный |
||
Спортивные игры, n=28 |
2,98±0,39 |
2,82±0,53 |
3,09±0,62 |
3,19±0,51 |
2,81±0,52 |
Гимнастика, n=8 |
3,01±0,32 |
2,98±0,72 |
2,98±0,45 |
3,40±0,43 |
2,70±0,51 |
Циклические виды, n=11 |
3,15±0,27 |
3,09±0,41 |
3,45±0,43 |
3,40±0,45 |
2,65±0,49 |
Единоборства, n=8 |
2,86±0,48 |
2,75±0,54 |
2,88±0,78 |
3,28±0,40 |
2,55±0,62 |
Р 1 - 2 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
Р 1 - 3 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
Р 1 - 4 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
Р 2 - 3 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Р 2 - 4 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Р 3 - 4 |
<0,03 |
<0,01 |
<0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Следует отметить относительно низкий уровень эмоциональной привлекательности занятий единоборствами (2,75 балла), развития мотивов тренировочной и соревновательной деятельности (2,88 балла), знаний в области избранного вида спорта (2,55 балла).
Представители циклических видов спорта отличаются более высокими показателями эмоционального (3,09 балла), мотивационного (3,45 балла), волевого (3,40 балла) компонентов.
Существенный интерес представляет степень взаимообусловленности показателей структурных компонентов интереса к занятиям спортом. Данные, приведенные в таблице 5, говорят о том, что дети, для которых определенный вид спорта является эмоционально привлекательным (эмоциональный компонент), как правило, больше мотивированы на занятия данным видом спорта (мотивационный компонент) – r=0,61; они готовы к проявлению волевых усилий (r=0,48).
Таблица 5
Взаимосвязь показателей развития интереса к занятиям спортом и его структурных компонентов у школьников 12–17 лет, n=55
Компоненты интереса |
Компоненты интереса |
|||
Эмоциональный |
Мотивационный |
Волевой |
Познавательный |
|
ЭК |
ХХХ |
0,61 |
0,48 |
0,36 |
МК |
ХХХ |
0,68 |
0,49 |
|
ВК |
ХХХ |
0,42 |
||
ПК |
|
|
|
ХХХ |
Наличие сильной мотивации обусловливает готовность к проявлению волевых усилий для достижения мотивационно значимой и эмоционально привлекательной цели спортивной деятельности (r=0,68). Знания о различных сторонах тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта (познавательный компонент) усиливают его эмоциональную привлекательность (r=0,36), спортивную мотивацию (r=0,49), готовность к проявлению волевых усилий (r=0,42).
Заключение. Учащиеся спортивной школы в 12–17 лет характеризуются относительно высокими показателями развития интереса к занятиям спортом. У детей, желающих заниматься спортом, наблюдается средний уровень интереса, что является недостаточным для перехода от желания заниматься спортом к его практической реализации. Дети, не занимающиеся спортом, обладают низкими показателями развития интереса к занятиям спортом, что проявляется в их безразличном отношении к спортивной деятельности.
Уровень развития интереса к занятиям спортом у мальчиков и девочек, обучающихся в спортивной школе, существенно не различается.
В 12–13 лет у учащихся спортивной школы наблюдается относительно высокий уровень развития интереса, его эмоционального, мотивационного и волевого компонентов. С возрастом не наблюдается существенного роста показателей интереса в целом, что говорит о необходимости организации психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки, направленного на формирование эмоционально-ценностного отношения к занятиям избранным видом спорта.
Наиболее высокие показатели интереса наблюдаются у представителей циклических видов спорта, низкие показатели выявлены у единоборцев. Показатели представителей гимнастики и спортивных игр занимают промежуточное положение.
Наблюдается сильная положительная связь между показателями развития структурных компонентов интереса детей к занятиям спортом.