Регулярные головные боли входят в число самых распространенных расстройств нервной системы, а также являются наиболее часто встречающейся жалобой при обращении пациентов к специалисту любого профиля. Цефалгия — это боль или чувство дискомфорта, локализованные в области головы, причинами которых могут служить соматические заболевания, воздействие психологических и социальных стрессоров, а также неправильный образ жизни. Особое значение приобретает в настоящее время высокая представленность головной боли у студентов сузов и вузов в связи с ежегодно возрастающим числом психоэмоциональных и информационных нагрузок и влиянием цефалгии на качество жизни и успеваемость молодежи [1].
Наиболее часто встречающимися видами головной боли являются мигрень и головная боль напряжения [2]. Мигрень – первичная форма головной боли, которая проявляется приступообразной пульсирующей цефалгией на одной половине головы продолжительностью от 4 до 72 ч и сопровождается свето- и звукобоязнью, тошнотой и/или рвотой. Мигрень обычно возникает в молодом возрасте, до 20 лет. Патогенетический механизм возникновения мигрени связан с гипервозбудимостью тригемино-васкулярной системы, центральных ноцицептивных структур и постепенным истощением противоболевой системы, что приводит к повышенной сенситизации (гипервозбудимости) болевых структур [3]. Головная боль напряжения характеризуется наличием двусторонней тупой, давящей, монотонной боли легкой или средней интенсивности, преимущественно в лобно-теменных области по типу обруча, не усиливающейся при физической нагрузке, редко сопровождающейся тошнотой. Различают головную боль напряжения с вовлечением или без вовлечения в патологический процесс перикраниальных и шейных мышц [4].
Провоцирующим фактором начала головных болей часто выступает психосоциальный стресс, а предрасполагают к развитию цефалгии особенности личности больного, характеризующегося высокой частотой тревожно-депрессивных и соматоформных расстройств [5]. В связи с этим обсуждается актуальный вопрос: головные боли и психические расстройства являются независимыми заболеваниями или они коморбидны?
Исследования авторов, занимающихся изучением причин и механизмов формирования болевых синдромов, показывают, что регуляция болевой чувствительности химически гетерогенна, связана с эндогенными опиатергическими, норадренергическими, серотонинергическими, канабиноидными и другими системами [5]. На основании множества экспериментальных и клинических наблюдений определено, что в процессах боли и обезболивания важную роль играет дизрегуляция серотонинергической системы. Более того, существенная роль этой системы демонстрируется авторами и в формировании депрессии, которая коморбидна с хроническими болевыми синдромами. Тревога и депрессия, безусловно, связаны с особенностями личности, типом вегетативного и эмоционального реагирования, стрессоустойчивостью человека и теми стратегиями преодоления боли, которые он использует. Предполагается, что дефицитарность серотонина в паренхиме мозга и синаптической щели обусловливает снижение активности серотонинергической антиноцицептивной системы и приводит к дезадаптации, психосоматическим расстройствам и тревожно-депрессивным нарушениям [6].
Частое возникновение головных болей негативно влияет на состояние здоровья и трудоспособность человека, поэтому данная проблема является не только медицинской, но и социально-экономической [7].
Цель исследования: изучение влияния депрессии и тревоги на количественные показатели серотонина периферической крови и частоту возникновения головных болей у студентов медицинского вуза.
Материалы и методы исследования. Было проведено одномоментное комплексное эпидемиологическое и клинико-лабораторное обследование 80 студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера в возрасте от 19 до 26 лет, из них 65 женщин и 15 мужчин. Из общего числа студентов, участвующих в исследовании, 60 человек, регулярно испытывающих головную боль, составили основную группу (52 женщины и 8 мужчин, средний возраст 20,0 лет (20,0; 21,0), а 20 человек, редко сталкивающихся с головной болью, – группу сравнения, сопоставимую с основной по полу и возрасту (13 женщин и 7 мужчин, средний возраст 20,0 лет (20,0; 21,0)).
В основной группе средняя продолжительность цефалгии равнялась 3,5 года, что достоверно отличалось от длительности головной боли в группе сравнения (1,7 года). У 50 студентов (83%) основной группы и 8 человек (40%) из группы с редкими головными болями выявлена болезненность перикраниальных мышц при пальпации. Возраст дебюта головной боли в основной группе составил 17,8 года, в группе сравнения – 18,8 года. Провоцирующими факторами инициации цефалгии у большинства студентов выступали умственное переутомление (45 человек), эмоциональное напряжение (44 человека), недосыпание (24 респондента).
Всем респондентам, участвовавшим в исследовании, проводили традиционное общеклиническое и клинико-неврологическое исследование с детальным описанием и анализом жалоб, анамнеза и клинических характеристик головной боли. Использованы следующие методы исследования: для оценки болевого синдрома его интенсивности –международная 10-сантиметровая визуальная аналоговая шкала (ВАШ); для выявления и оценки степени тяжести депрессии и тревоги – Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale, HADS). Количественное содержание серотонина в сыворотке крови определяли методом иммуноферментного твердофазного анализа с помощью набора реактивов ELISA.
Статистический анализ проводился на IBM PC с помощью интегрированного пакета для статистического анализа Statistica v.10 с использованием непараметрических методов при пороговом уровне достоверности 0,05. Для изучения корреляционных связей использовался критерий Спирмана.
Результаты исследования и их обсуждение. 33 студента основной группы и 12 студентов группы сравнения отметили, что во время приступа цефалгии боль имела диффузный двусторонний характер, не усиливалась при физической нагрузке, что можно отнести в соответствии с диагностическими критериями Международной классификации головных болей (2018) к головной боли напряжения. 27 респондентов с частыми цефалгиями и 8 студентов контрольной группы описывали паттерн головной боли по типу гемикрании, преобладание в височной области, наличие пульсирующего характера, усиление при физической нагрузке, что можно классифицировать как мигрень.
Результаты исследования показали, что больше половины студентов (34 человека) основной группы чаще всего испытывают головную боль вечером, 21 – днем, 6 – утром. В группе сравнения 2 студента отметили наиболее частое возникновение головной боли утром, 3 – днем, 15 – вечером.
Также в результате исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся сопровождающие головную боль симптомы: в основной группе тошноту отметили 24 участника, звукобоязнь – 22, светобоязнь – 17, гиперемию лица – 9. В группе с редкими цефалгиями тошноту отметили 5 студентов, звукобоязнь – 4, светобоязнь – 4, гиперемию лица – 4.
Интенсивность головной боли по визуальной аналоговой шкале в основной группе составила 55,5 (10,5; 65,5) мм, что не отличалось от группы сравнения – 55,0 (11,0; 70) мм. Однако в основной группе у 27 студентов с гемикраническим типом головной боли интенсивность была существенно выше – 60,5 (45,0; 65,5) против 40,0 (10,5; 50,0) мм у 33 студентов, страдающих диффузными двусторонними головными болями напряжения.
В результате исследования продемонстрировано, что из 60 студентов, регулярно испытывающих головную боль, 16 имеют субклинически выраженную тревогу, 35 – клинически выраженную тревогу, средний балл при оценке тревожности по шкале HADS составил 11,0 (9,0; 13,0). У 9 обучающихся наблюдалась субклинически выраженная депрессия, у 6 – клинически выраженная депрессия, средний балл при оценке депрессии по шкале HADS составил 5,0 (4,0; 8,0). Среди студентов группы сравнения 8 человек не имели признаков тревоги, 5 показали субклинически выраженную тревогу, 7 – клинически выраженную тревогу, средний балл при оценке тревожности по шкале HADS составил 8,0 (6,0; 12,5). У 4 студентов наблюдалась субклинически выраженная депрессия, у 1 – клинически выраженная депрессия, в 15 случаях признаков депрессии при тестировании не выявлено, средний балл при оценке депрессии по шкале HADS составил 5,0 (1,5; 7,5). Данные приведены в таблице.
Показатели тревоги и депрессии у студентов с частыми и редкими цефалгиями
Показатели |
Основная группа (частые головные боли) |
Группа сравнения (редкие головные боли) |
p |
||
n |
Ме (Q1;Q3) |
n |
Ме (Q1;Q3) |
||
Возраст |
60 |
20,0 (20,0; 21,0) |
20 |
20,0 (20,0; 21,0) |
0,67 |
Тревога |
60 |
11,0 (9,0; 13,0) |
20 |
8,0 (6,0; 12,5) |
0,019 |
Депрессия |
60 |
5,0 (4,0; 8,0) |
20 |
5,0 (1,5; 7,5) |
0,21 |
Серотонин сыворотки крови (нг/мл) |
60 |
115,0 (60,0; 155,0) |
20 |
180,5 (95,0; 240,0) |
0,03 |
Таким образом, у студентов основной группы среднее значение уровня тревоги значительно выше, чем у студентов группы сравнения, что наглядно показано на рисунке 1.
Рис. 1. Диаграмма размаха уровня тревоги в основной группе и группе сравнения
При анализе проведении корреляционного анализа получена прямая зависимость значений выраженности тревоги и депрессии у студентов основной группы, что продемонстрировано на рисунке 2.
Рис. 2. Корреляционная зависимость показателей тревоги и депрессии в основной группе
Концентрация серотонина сыворотки крови у студентов с частыми цефалгиями была достоверно (р=0,03) снижена относительно группы сравнения (180,5 (95,0; 240,0) нг/мл) и составила 115,0 (60,0; 155,0) нг/мл. Количественные значения серотонина сыворотки крови имели обратную корреляционную зависимость от степени интенсивности болевого синдрома и выраженности эмоциональных расстройств.
Таким образом, в основе возникновения головных болей определенную роль играют уоличественный показатель серотонина крови и уровень тревоги. Связь уровня тревоги и возникновения головных болей описал А.М. Вейн в 2001 г.: «Наличие тревожно-депрессивных расстройств и дисфункция лимбико-ретикулярного комплекса с дизрегуляцией ноцицептивных систем приводят к нарушению психомоторных соотношений, усиливающих дезинтеграцию деятельности лимбико-стволовых структур и, в конечном итоге, обусловливающих возникновение ГБН» [8]. Также влияние уровня тревоги на частоту головных болей подтверждено в исследовании В.В. Осиповой и Г.Р. Табеевой (2014 г.). Факторами учащения болевых эпизодов чаще всего выступают эмоциональный стресс (депрессия, тревога), присоединение другого типа головной боли, напряжение перикраниальных мышц [2]. Однако это не единственная концепция возникновения цефалгии. А.А. Шутов с соавторами в 2011 г. писали, что значимым фактором в формировании хронического болевого синдрома является несостоятельность эндогенных анальгетических систем, в том числе антиноцептивной серотонинергической. Снижение содержания серотонина приводит к ослаблению анальгетического эффекта, понижению болевых порогов, большей частоте развития болевых синдромов [6].
Выводы. Исследование показало связь клинических, психометрических и лабораторных параметров у респондентов как с частыми, так и с редкими цефалгиями. Выявлено, что степень нтенсивности головной боли и длительность цефалгического синдрома сопряжены с уровнем эмоциональных расстройств и отрицательно коррелируют с количественным показателем серотонина сыворотки крови. Учащение частоты головной боли у студентов приводит к нарастанию тревожных нарушений, усилению болевого синдрома, что имеет отражение в снижении концентрации сывороточного серотонина. Студенты, имеющие клинические и субклинические проявления тревоги, чаще испытывают головную боль. У респондентов с высокой частотой головных болей отмечается снижение количественных показателей серотонина сыворотки крови. В результате исследования не выявлено существенных отличий при оценке депрессии в группах, следовательно, можно сделать вывод, что депрессия не оказывает значительного влияния на частоту возникновения головных болей. Среди студентов, принявших участие в исследовании, большинство отмечают появление головной боли в вечернее время в связи с умственным переутомлением, что может свидетельствовать о чрезмерной умственной нагрузке и переутомлении в течение учебного дня.