Современная ситуация во всем мире ускорила процесс цифровизации во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. Компьютерное и электронное обучение с привлечением мобильных устройств – неотъемлемая часть процесса обучения. Растущий интерес к информационным технологиям очевиден: они включают в себя гибкие персональные устройства, которые потенциально поддерживают процесс обучения, поскольку они не имеют временных и пространственных ограничений, а также способствуют широкому доступу ко множеству цифровых ресурсов и предлагают новые возможности для среды обучения.
Мировые тенденции образования находят свое отражение и в нормативно-правовых документах. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по программам бакалавриата и специалитета (в том числе 3++) говорится о том, что в результате освоения данных программ у выпускника должна быть сформирована информационная грамотность как часть общепрофессиональных компетенций. Под информационной грамотностью понимается способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. При этом согласно ФГОС ВО 3++ у обучающихся должна быть сформирована способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (универсальная компетенция «Межкультурное взаимодействие») [1].
Цель исследования – определить методические возможности мобильных приложений обучения иностранному языку (английскому, немецкому) в высшей школе. В качестве задач выступили: анализ нормативно-правовых документов, методической литературы; отбор мобильных приложений, подходящих под требования образовательной программы специальности и направлений; апробация материалов и приложений; подведение итогов и рассмотрение перспектив дальнейшей работы. Цели и задачи определяются, в первую очередь, актуальностью. Актуальность исследования обусловлена текущим процессом модернизации в России, что непосредственно связано с внедрением в преподавательскую практику принципиально новых цифровых устройств. Тем не менее, несмотря на значительный интерес, внедрение мобильных технологий в образовательную практику остается относительно скудным, несмотря на признание их перспективных достоинств. Повышение уровня усвоения материала на уроках иностранного языка – один из важных вопросов лингводидактики. Сложившаяся ситуация говорит о том, что существует большой потенциал для улучшения традиционного образования с помощью мобильных устройств.
Материал и методы исследования. Практическая деятельность опиралась на следующие методы педагогического исследования: теоретические (анализ литературы и других источников) и эмпирические (сбор и накопление данных, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, контроль и измерение). Проанализируем основные методические материалы и образовательные приложения.
Доля пользователей Интернета в России приблизилась к 100% и составила 97,1% (данные за июль – сентябрь 2021 г.). При этом 77,9% молодых людей от 12 до 24 лет выполняют вход в Интернет с мобильных устройств, а время, проведенное данной категорией выборки в мобильном устройстве, составило около 210 мин в сентябре 2021 г. [2].
Мобильное обучение – это образовательная тенденция, обусловленная не только техническим развитием, но и современными условиями. Основными особенностями мобильного обучения являются доступность, непосредственность, интерактивность учебной деятельности. Российскими методистами Ю.В. Трошиной и Н.О. Вербицкой было дано определение мобильному обучению в рамках методики обучения иностранному языку: «Мобильное обучение иностранному языку – это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи (смартфоны, планшеты и т.п.), с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте» [3]. Также, по мнению этих авторов, мобильное обучение включает в себя технический (обеспечение необходимых условий), образовательный (основная цель процесса обучения), коммуникативный (неотъемлемая часть формирования межкультурного взаимодействия) и организационный (содержание, методы, средства и формы обучения) компоненты.
Рассмотрим используемые нами в исследовании мобильные приложения с точки зрения классических концепций обучения. Приложения для изучения иностранного языка обеспечивают запоминание лексики, обучающие упражнения соответствуют бихевиористской теории, способствуют усвоению материала, фокусируются на порционной информации, повторяемой многократно в различных сочетаниях. Мультимедиа (текст, видео, аудио, анимация, изображения), электронная почта, подкасты обеспечивают концентрацию на изучаемом материале за счет вовлечения различных органов чувств с точки зрения когнитивного подхода. В рамках конструктивного подхода обучающиеся фокусируются на вопросах, объясняющих случаи и примеры решения определенной ситуации; на представлении аутентичного контекста. Данные виды работ чаще всего проходят с использованием мобильного телефона. Программа для записи голоса, приложения, симуляторы виртуальной реальности позволяют фокусироваться на определенной области действия и проблемной ситуации, а также на совместном социальном взаимодействии в рамках проблемного и социокультурного подхода.
Стоит отметить, что использование смартфонов в образовательных целях во время занятий в общеобразовательных заведениях запрещено новыми санитарными правилами организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей постановлением Роспотребнадзора от 28.09.2020, вступившим в силу 01.01.2021 [4]. Применение мобильных приложений на занятиях у студентов не ограничено, но зависит от вида деятельности, который будет перенесен на выбранную платформу, и вида работы, которую использует педагог: автономную, аудиторную или дистанционное обучение в целом. Частота применения мобильных приложений зависит от целевой аудитории, ее уровня владения материалом, задач и содержания занятия.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования прошло апробацию на базе двух вузов:
1) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; выборка в составе 105 студентов первого курса лечебного факультета;
2) Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», выборка в составе 98 студентов первого курса гуманитарного факультета, естественно-научного и социально-педагогического факультетов.
Дисциплина «Иностранный язык» (английский, немецкий) преподается 2 ч в неделю как непрофильный предмет базовой части основной профессиональной образовательной программы. В целом у студентов обоих вузов отмечается низкий уровень сформированности лексико-грамматических навыков. В данном исследовании авторами был создан комплекс заданий, упражнений на изучаемые по программам темы с применением мобильных приложений, которые были использованы при организации аудиторной и самостоятельной работы студентов.
LEO GmbH предоставляет своим пользователям популярные словари в языковых парах Русский – Немецкий, Английский – Немецкий, Китайский – Немецкий и т.д. Словарь имеет собственный форум, на котором обучающийся может задать любой интересующий его вопрос. Тренер LEO поможет быстро и эффективно расширить словарный запас, а курсы LEO позволяют удобно и самостоятельно изучать немецкий язык. Студенты учатся определять правильное значение каждого слова, фразы и их грамматическое использование, начинают употреблять различные обороты во всей их полноте. Словарь LEO является отличной альтернативой обычному бумажному словарю, так как он содержит не только семантическое значение слова, но и весь спектр грамматических форм слов.
Мобильное приложение WORT DES TAGES предназначено для тех, кто занимается изучением немецкого языка, оно позволяет пополнить словарный запас и улучшить произношение. Доступно на английском и немецком. Ежедневное использование WORT DES TAGES позволит значительно быстро расширить свои знания в немецком, усовершенствовать речевые навыки. Данное приложение подходит для использования в любом месте в любой час.
Для запоминания новых слов, выражений в настоящее время существует очень много методов, однако до сих пор самой эффективной техникой являются карточки. Quizlet – учебный онлайн-сервис, направленный на развитие лексической составляющей языка, который позволяет изучать различные темы с помощью различных инструментов: карточки (в модули которых есть возможность добавлять свои изображения по теме лексики, т.е. каждую карточку, каждое слово можно сопроводить тем или иным изображением), тесты и игры. Данное приложение позволяет преподавателю отправлять ссылки студентам на модуль/курс, либо они сами могут найти их по имени преподавателя [5].
Это действительно очень удобный сервис для создания карточек, у которого существует веб-версия с расширенным функционалом, но учить лексику можно при помощи любого гаджета.
На занятиях по иностранному языку это приложение можно адаптировать под любую тему и любой уровень владения языком студентов. В первую очередь, преподаватель самостоятельно может создавать карточки для повторения лексики и отправлять студентам для тренировки вне аудиторных занятий. В некоторых случаях студенты сами друг для друга могут составлять карточки с лексикой. Кроме карточек «термин – перевод», «термин – картинка», «термин – определение», можно составлять такие комбинации, как: «термин – синоним», «термин – антоним», «фраза/идиома частями», «словообразование» и т.д. Формирование словарного запаса с помощью флэш-карточек способствует постановке произношения, правильной интонации и даже грамматике (бессознательно). Изображения, помимо наглядности значения слова, несут также культурную составляющую и могут отображать традиции, а также выявлять сходства и различия разных культур, что необходимо для понимания ситуаций, когда нужно употреблять то или иное слово в определенном контексте.
Существуют мобильные приложения, нацеленные на контроль знаний студентов, к ним относятся: Class Responder, Kahoot!.
ClassResponder – платформа, которая позволяет учителю создавать тесты различных видов на бесплатной основе, а учащимся – без создания отдельной учетной записи выполнять работу на любом устройстве, в любое время, будь то компьютер, мобильный телефон или планшет. Преподавателю необходимо заранее пройти регистрацию, создать класс, придумать код и сообщить его группе. После прохождения теста учитель может сразу увидеть результаты работы, что позволяет быстро сделать вывод, насколько хорошо был усвоен материал. Данное приложение делает возможным для учителя взаимодействие с учениками в режиме реального времени. Все виды заданий, предлагаемые на сайте, соответствуют государственным и национальным стандартам.
Kahoot! – аналог Class Responder. Это игровая обучающая платформа, которая позволяет легко создавать задания, делиться ими, играть в обучающие игры или проходить викторины. Созданные учителем упражнения уникальны и визуализированы, что предполагает большую вовлеченность учеников. Некоторые особенности этого приложения мотивируют учащихся: время ответа ограничено, и, чем быстрее будет дан ответ, тем больше баллов будет получено, а также есть таблица лидеров, которая создает соревновательную атмосферу в классе, что также способствует вовлеченности учеников.
Рассмотренные мобильные приложения могут оказать существенную помощь преподавателю в организации занятия, которое может быть нацелено на изучение лексики, ее закрепление, контроль усвоения коммуникативного материала.
Мобильные приложения для организации такого обучения обладают определенными преимуществами перед традиционными методами и способами работы на занятии. Познавательная активность определяется интересом и мотивацией к изучению нового, особенно это актуально в виртуальной языковой среде, где наиболее ярко отражены современные языковые тенденции. Творческая активность преподавателя и студентов – еще один из плюсов использования современных способов изучения лексики. Приложения выступают как средства обучения и контроля одновременно, упрощая организацию проверки/самопроверки и оценивания/самооценивания. Работа во внеучебное время оказывает положительное влияние и на развитие самостоятельности и автономности ученика.
Использование интернет-ресурсов позволяет решить вопрос индивидуализации. Цель индивидуализации состоит в том, чтобы извлечь выгоду из сильных сторон при минимизации существующих недостаточных навыков. Оптимизация обучения подразумевает экономию времени, создание условий, близких к языковой среде, что является благоприятным фактором для достижения цели обучения. Стоит также отметить возможность применения индивидуального подхода, построения индивидуальных маршрутов, в частности для студентов с особенностями здоровья.
Технические устройства имеют как плюсы в качестве постоянных обновлений приложений и расширения возможностей, так и минусы – ограниченное время работы, так как из-за недолгосрочности батареи не всегда возможно выполнить задание в полном объеме. Возможность подключения к Интернету может быть проблематичной в сельских районах. Еще одним недостатком формата такого обучения является то, что, несмотря на относительную дешевизну мобильных устройств, в условиях цифрового неравенства для некоторых слоев населения они все же остаются недоступными.
Следующим недостатком является небольшой экран на мобильных устройствах, который ограничивает количество отраженной информации, и это определенно затрудняет работу с электронными таблицами и большими текстами. Извлечение информации при различных формах работы с текстом может не только представлять сложность из-за шрифта, но и быть вредным для зрения. Эффективность работы в цифровом пространстве определяется цифровой гигиеной, которая включает в себя как физические условия (безопасность для здоровья, удобство), так и технические (сетевая безопасность, охрана личных данных, избегание враждебных ссылок и др.).
К недостаткам также относится недостаточный уровень компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий для обеспечения интерактивной поддержки мобильных задач, а некоторые из них нуждаются в обучении с нуля, чтобы чувствовать себя уверенно при внедрении этого метода. Также в России отсутствует хорошо отлаженная теоретическая и методологическая база, что затрудняет этот процесс.
Заключение
Мобильное обучение – это процесс, предоставляющий возможность самостоятельного выбора учащимися времени, места и темпа обучения. Функциональные возможности приложений, обновляемый контент аутентичного материала позволяют сделать шаг вперед в формировании иноязычных лексических навыков у студентов как языковых, так и неязыковых специальностей. Обзор нормативно-правовой базы, научно-методической литературы и экспериментальное исследование позволяют говорить о потенциале использования мобильных приложений на занятиях иностранным языком в высшей школе. Дифференцированный подход в обучении, вовлеченность в материал, поддержание интереса и мотивации дают возможность активизировать формирование одного из аспектов речевой деятельности.
Таким образом, методический аспект требует от преподавателя вуза тщательной подготовки к занятиям, умения использовать и дозировать лексический материал в учебном процессе, определять место и время использования электронных ресурсов в практической работе. Мобильные приложения имеют потенциал для привлечения учащихся, обеспечивая мгновенную обратную связь и позволяя им работать вместе, а также индивидуально в своем собственном темпе. Значимость исследования является неоспоримой, так как материалы могут быть использованы в процессе обучения иностранному языку в высшей школе.