Реалии сегодняшнего дня таковы, что вся человеческая деятельность вынужденно осуществляется в условиях вызовов, связанных с пандемией и введением режима самоизоляции. Затронули данные вызовы, ставшие доминантами развития общества в ближайшем десятилетии, и образование. Вся система образования столкнулась с необходимостью в кратчайший период перейти в дистанционный режим. Реализация данных мер потребовала предоставления учащимся доступа к электронной информационно-образовательной среде, содержащей электронные образовательные ресурсы, а также технологические средства для организации учебного процесса, соответствующего опосредованному взаимодействию его участников.
Цель исследования: обобщить опыт внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс Колледжа информатики и программирования Финансового университета при Правительстве РФ (КИПФИН) в контексте повышения качества обучения специалистов СПО.
Материал и методы исследования
Вопрос готовности системы образования к переходу на дистанционное обучение приобрел актуальность. Согласно докладу Федерального института развития образования (ФИРО РАНХиГС, на начало 2019/2020 учебного года 22 600 учителей, 73 региона РФ), 42% опрошенных учителей ранее совсем не имели опыта работы в дистанционном формате, 37% – сталкивались лишь эпизодически, и только 16% опрошенных довольно часто или регулярно проводили занятия дистанционно. У 80% респондентов выявились трудности, связанные с цифровизацией, в виде технических сложностей и психологической неготовности к такому формату обучения. 92% респондентов считают, что перевод в дистанционный формат вызывает у обучающихся затруднения, которые негативно отражаются на успеваемости [1, 2].
Мониторинг на предмет готовности учителей РФ к организации обучения школьников в условиях социальной изоляции, проведенный НИЦ социализации и персонализации образования детей (ФИРО РАНХиГС, на начало 2019/2020 учебного года), выявил, что только 4–6% учащихся в целом по России обучались с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1, 2]. Как видим, масштабные исследования всей системы образования РФ показали низкую готовность системы образования к обеспечению дистанционного и, в особенности, электронного обучения в онлайн-формате.
При выявлении объективных трудностей в организации образовательного процесса при массовом переходе на дистанционное обучение было обнаружено следующее противоречие: при том что фактически только каждый пятый обучающий до 2020 г. имел опыт использования дистанционных образовательных технологий, взгляды большинства педагогов на возможности применения данного формата при обучении более чем оптимистичны [1, 2]. Приведенные выше цифры говорят о том, что перевод образовательного процесса в дистанционный формат стал супервызовом для всей системы образования РФ.
Следует отметить некоторые преимущества дистанционного обучения перед офлайн-обучением, как то: мобильность, индивидуальный подход к обучению, доступность.
Сегодня главный тренд в образовании связан с цифровыми технологиями, которые ведут к появлению новых компетенций у субъектов обучения, что, в свою очередь, требует всей последующей трансформации профессионального образования, предполагает проектирование новых подходов к реализации образовательного процесса. Авторами ранее отражались отдельные моменты решения обозначенной проблемы, в частности по планированию новых образовательных результатов, разработке цифровых учебно-методических материалов, оцениванию сформированных компетенций у обучающихся и педагогов [3].
Чтобы решать задачи в глобальном контексте цифровизации, образованию необходимо пройти через цифровую трансформацию. По мнению А.Ю.Уварова, именно цифровая трансформация образования может создать синергетический эффект, необходимый для обновления содержания и улучшения качества образования. Это возможно при погружении системы образования в цифровую образовательную среду с ее требованиями и возможностями, когда традиционные педагогические теории попадают в совершенно новые условия, формирующие новую, цифровую педагогику, где «нужно проектировать, экспериментировать и создавать новые работающие модели организации образовательного процесса, новые механизмы оценивания знаний, умений и компетенций, углубления связей между всеми уровнями обучения, налаживания контакта между образовательными институтами, студентами и работодателями» [4, 5].
Ранее авторами освещались современное состояние и направления оптимизации цифровой образовательной среды при подготовке техников по защите информации в КИПФИН. Рассматривалась образовательная среда, дополненная цифровыми компонентами при изучении профессиональных модулей [6, с. 3]. Есть понимание, что информационно-образовательная среда является многоаспектной целостной, социально-психологической реальностью, ее создание связано с обновлением содержания образования и позволит по- новому строить отношения между субъектами обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования в контексте обеспечения онлайн-обучения, проводившиеся в КИПФИНе, имели целью поиск ответа на главный вопрос, который стал серьезным интеллектуально-профессиональным вызовом: возможно ли в принципе перенести в дистанционный формат успешные методические и технологические методы и приемы обучения, показавшие свою эффективность при традиционных формах организации обучения? Для организации дистанционного обучения Финансовым университетом была выбрана платформа TIMS, комплексно содержащая достаточно программных и технических средств для организации учебного процесса.
Непреложным остается факт: качество обучения в любом формате непосредственно зависит от используемых педагогами обучающих технологий. Было установлено, что педагоги активно применяют следующие технологии: проблемного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, исследовательского обучения, индивидуализированного обучения. Было замечено, что технология группового обучения «отошла в тень». Педагоги удачно интегрируют указанные выше технологии с информационными и телекоммуникационными технологиями. Широко используются в работе: образовательная платформа LECTA, Инфоурок, Глобальная школьная лаборатория (ГлобалЛаб), открытые онлайн-курсы Massive Open Online Courses (MOOCs), МУКи. Внутреннее наполнение традиционных обучающих технологий, обогащенное цифровыми инструментами, источниками и сервисами, по мнению авторов, открывает новые педагогические возможности, позволяющие перейти к персонализированной, ориентированной на результат (персонализированно-результативной) организации образовательного процесса.
С переходом на онлайн-обучение остро встал вопрос мотивации студента. Согласимся с Д.Б.Богоявленской, что мотивационные факторы концентрируют деятельное начало и внутреннюю активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового. Это в дальнейшем, переходя во внутренний смысл, находит отражение в сознательных, субъектных действиях личности и общении с окружающими. В рамках компетентностного подхода, с нацеленностью на подготовку выпускника, способного генерировать и осваивать инновации в науке и технике, расширилось и обогатилось содержание образования.
В цифровой образовательной среде КИПФИНа оно поддерживается через множество устройств и платформ, связанных друг с другом. Например, студент может, получив задание в системе дистанционного обучения колледжа – MS Teams, обсудить его с педагогом и одногруппниками в группе социальной сети ВКонтакте; задать вопросы преподавателю в мобильных мессенджерах: WhatsApp, Viber, Skype и Телеграмм или по электронной почте – OutLook; глубже понять учебный материал, повысить свою успеваемость и подготовиться к экзамену, на платформах: Оnlinetestpad, Математика онлайн, Экзамен-Медиа; интернет-ресурс INTALENT окажет помощь при самостоятельной разработке траектории профессионального развития; можно получить онлайн-сертификат на платформе Stepik и разместить его в электронном портфолио студента (в личном кабинете студента на Информационно-образовательном портале Финуниверситета и в электронном журнале).
В цифровой образовательной среде ключевым фактором выступает активность обучающегося. Она конкретизируется в компетенциях. По мнению А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина, к компетенциям XXI в. относятся критическое мышление, способность к самообучению, умение полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе, умение творчески (не по шаблону) применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде [4], [5].
Компетенции «цифрового» человека у студента КИПФИНа формируются в цифровой образовательной среде, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, предоставляющие быстрый и постоянный доступ к интересующим их материалам при создании IT-продукта.
Активность обучающегося выражается в использовании совокупности технических средств: прослушивании аудиоматериалов и просмотре видеоматериалов; выполнении интерактивных заданий, отработке умений на виртуальном тренажере, в специализированных средах и инструментах, работе со встроенной моделью и др. [6, с. 3]. Интегративная совокупность данного кластера активностей, по мнению авторов, необходима обучающимся для достижения поставленных целей, позитивно сказывается на развитии способности обучаемых к учению, формировании их учебной самостоятельности, развитии их личностной идентичности, что в итоге способствует кардинальному улучшению образовательных результатов каждого обучающегося.
Открытые для педагогов СПО занятия проходят с использованием интерактивных технологий, например в формате веб-квестов с применением электронных google-сервисов (для написания совместных текстовых работ, исправления ошибок, создания wiki-газеты и др.). Такие уроки обучающимся нравятся больше, чем традиционные.
Выявлению лучших педагогических практик способствует конкурс на лучший электронный образовательный ресурс (ЭОР), который в условиях цифровой трансформации не утратил своей актуальности. Лучшие ЭОРы и ДОТы, последовательно проходя отборочный этап Финансового университета, далее участвуют во всероссийском конкурсе. Так, работа Т.Г.Аксеновой «Совместная разработка приложений с использованием системы контроля версий Git» получила I место на всероссийском конкурсе «Педагогический Олимп- 2020 г.». Преподаватели разрабатывают и проводят мастер-классы. Формат проведения – онлайн на платформе MS Teams. В контексте передачи опыта наиболее удачных технологий обучения и контроля качества подготовки специалистов на площадке конференции «Тенденции и приоритеты современного СПО» были проведены мастер-классы: «Использование деловых игр для активизации внимания студентов на занятиях» (О.А.Потапова), «Геймификация в образовательном процессе как инструмент повышения мотивации и вовлеченности обучающихся СПО» (Ю.С.Метелкина), «Эффективное использование интернет-сервисов в деятельности педагога» (приложение PLICKERS, Е.А.Мирецкая), «Влияние интеллектуальных игр на познавательные способности обучающихся на примере интеллектуальной битвы “INFO Квиз”» (Ю.А.Чеботарева).
Обозначенные выше мастер-классы, с одной стороны, ориентируют педагогов на совершенствование умений, навыков, компетенций и квалификации, с другой – способствуют обмену опытом использования электронных образовательных и информационных ресурсов как средств объективного контроля знаний, умений, навыков и достижений обучающихся в цифровой образовательной среде.
Позиционируя себя как колледж будущего – Smart-колледж, КИПФИН осуществляет «выращивание» наиболее удачных профессионально-личностных практик обучающихся: устраивает «Поединки Codebuilder&Securitybuilder», выполняющие функцию научно-практического бренда данного образовательного учреждения, где студенты с 1-го курса обеспечиваются возможностью ознакомления с передовыми научно-практическими достижениями КИПФИНа, стейкхолдеров и возможностью работать в Science-инкубаторе, бизнес-инкубаторе под эгидой НСО, НПО (научно-производственного общества), Научного дискуссионного клуба и Научного клуба выпускников КИПФИН; каждый заинтересованный в своем научно-практическом развитии студент (или команда, а также временный научно-студенческий коллектив) обеспечивается трекером-наставником, который доводит научный студенческий проект до конкурентоспособного стартапа (ВКР). Стартап в обязательном порядке должен быть основан на уникальных «научно-практических платформах» КИПФИН и авторских идеях – РИДах (результатах интеллектуальной деятельности); стартапы формируются в виде малых инновационных предприятий, часть дохода и ноу-хау которых направляются на совершенствование обеспечения hardskills&softskills в образовательном процессе КИПФИН [7].
В контексте решения проблемы повышения компетенций педагогических работников в области современных технологий онлайн-обучения и проектирования новых подходов по развитию цифровой образовательной среды в колледже организовано корпоративное повышение квалификации по программам повышения квалификации. Преподаватели колледжа сами являются авторами программ дополнительного обучения: Н.И.Демкина, С.М.Володин, А.В.Рой – «Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии со стандартами WS по компетенции Корпоративная защита от внутренних угроз»; С.М.Володин, Е.В.Поколодина – «Азбука безопасного Интернета». Организационно-методическое сопровождение программ повышения квалификации осуществляет методическая служба колледжа, лекторами являются преподаватели колледжа, добившиеся высоких результатов в разработке лучших педагогических практик.
Заключение. Внедрение электронного обучения и дистанционных технологий в процесс подготовки специалистов СПО в условиях цифровой трансформации колледжа – процесс сложный и непрерывный во времени. КИПФИН успешно стартовал и движется по этому пути. Всем участникам образовательного процесса еще предстоит большая работа по обновлению содержания образования, планированию новых образовательных результатов, выбору методов и форм процесса обучения, разработке цифровых учебно-методических материалов, оцениванию сформированных компетенций у обучающихся и педагогов, позволяющих осуществлять деятельность в быстро развивающейся цифровой образовательной среде. Но уже сейчас понятно, что субъекты обучения получают невиданный ранее контроль над своей цифровой образовательной средой и ее совместным использованием; полагаем, что и проводимый конкурс «Среднее профессиональное образование – старт в будущее», и наше участие в нем позволят лучше решать задачи повышения качества профессионального образования.