Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES AND ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDEPENDENCE OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN

Galkina I.A. 1 Sinenkova S.Y. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Irkutsk state University"
The article deals with the problem of the development of readers' interest in preschool children. The concept of reader's interest in psychological and pedagogical literature is considered from different points of view. It is noted that many researchers interpret the term reader's interest as a selective focus and manifestation of the mental and emotional activity of the reader's personality. The main essential characteristics of the reader's interest have been determined. The analysis of scientific and methodological literature carried out by the author showed that in the formation of the reading interest of preschool children, the teacher must consider individual psychological characteristics. An important task of a teacher in preschool childhood is to work on the formation of interest in reading a book, as a personally significant, interesting object. The choice of reading preferences determines the personality of the child and lays the foundation for reading interest. The formation of a small reader is a long and laborious process, which depends on the development of the child's ability to show a reaction to the teacher's reading of literary creativity with responsive creativity. In the study, we determined the level of interest in reading among older preschool children. Also, organizational, and pedagogical conditions were formed that effectively influence the formation of interest in reading in older preschool children.
senior preschoolers
Federal state educational standard of preschool education
educational process
reading of children
reading interest
activity
organizational and pedagogical conditions
structural components
cognitive
emotional-value
strong-willed
activity

Проблема развития читательского интереса в дошкольном возрасте на современном этапе приобретает особую значимость в силу ряда причин. Современное общество характеризуется кризисом чтения. Во многом это обусловлено увеличением доли используемых информационно-коммуникационных технологий. В Российской Федерации вопрос развития интереса к чтению обозначен как государственная задача развития культуры, грамотности нации [1].

Научные аспекты изучения проблемы развития читательского интереса на данный момент достаточно широки. Понятие «читательский интерес» представлено в работах Е.И. Тихеевой [2], М.М. Кониной [3], которые характеризуют его как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сфер человека на книгу и ее содержание в процессе чтения (слушания).

З.Я. Гриценко [4] рассматривает читательский интерес, восприятие и интерпретацию художественного произведения как основные компоненты литературного образования в старшем дошкольном возрасте. Учитывая перечисленные компоненты, педагог может организовать процесс литературного образования, основанный на личностно ориентированном подходе, способствующем воспитанию грамотного (компетентного) читателя, глубоко постигающего смысл литературного произведения и внутренний замысел автора. Чтение имеет важное значение для роста и развития человека на протяжении всей жизни. Развитие интереса к чтению в раннем возрасте способствует развитию у детей самостоятельности и уверенности в себе. Позволить детям читать рано – значит позволить детям рано войти в чистый и прекрасный книжный мир, чтобы их жизнь стала яркой, веселой, наполненной и счастливой, а также обеспечить физическое и психическое здоровье, что способствует формированию и развитию личности ребенка.

В дошкольном возрасте целым рядом авторов проблема читательского интереса рассматривается как приобретаемое эмоциональное влечение ребенка к получению интеллектуальных и духовных ценностей посредством процесса чтения (Н.Н. Светловская [5], Б.П. Умнов [6] и др.). Показателями сформированности читательского интереса у детей дошкольного возраста служит проявление заинтересованности, которая выражается при чтении или просмотре книжных изданий.

Исходя из вышеизложенного стоит отметить, что читательский интерес в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения.

Вместе с тем, несмотря на широкий спектр исследований, посвященных вопросам развития читательского интереса, при анализе проблемы мы сталкиваемся с рядом противоречий:

– имеется необходимость воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии разработанных педагогических условий, эффективных путей его формирования;

– развивающий потенциал детской литературы не используется на сегодняшний день в полной мере.

Актуальность проблемы и необходимость ее практической разработки определили цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых воспитание интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным.

Объект исследования: процесс воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что педагогические условия воспитания у старших дошкольников интереса к чтению можно представить в виде системы, в которой присутствуют следующие компоненты:

1) индивидуально-групповой компонент системы (взаимодействие педагога с детьми в образовательной деятельности, направленной на воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению);

2) функционально-деятельностный компонент системы (консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, направленная на формирование компетентности в вопросах воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста);

3) пространственно-временной компонент системы (обогащение Центра речевого развития и Центра художественной литературы игровыми и дидактическими материалами, способствующими воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению);

4) диагностико-аналитический компонент системы (отслеживание эффективности использования педагогических условий для воспитания у детей интереса к чтению в старшем дошкольном возрасте).

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, подобрать диагностический инструментарий для экспертизы качества организационно-педагогических условий, способствующих воспитанию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста, разработать организационно-педагогические условия, эффективно влияющие на формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Теоретическими основами исследования явились:

– положения об интересе и его компонентах, представленные в исследованиях Л.И. Божович [7], Л.С. Выготского [8], Е.Н. Гончаровой [9] и др.;

– положения Н.С. Карпинской [10] об использовании художественного слова в работе с дошкольниками;

– положения о структуре читательского интереса, его развитии (рассмотренные в исследованиях Т.В. Рубцовой [11], О.В. Смирновой [12] и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами был проведен эксперимент, в котором использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические методы: диагностические, методы качественного и количественного анализа результатов, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ исследований по проблеме развития читательского интереса мы начали с рассмотрения ключевых аспектов ее изучения.

Такие ученые, как H.M. Дружинина [13], Л.B. Озарчук [14], рассматривают феномен читательского интереса в аспекте формирования научно-познавательного интереса к литературе в общем.

Б.П. Умнов [15] считает, что читательский интерес — это избирательно-положительное отношение личности (или группы) к произведениям печати, значимость и эмоциональная привлекательность которых определяются их соответствием потребностям личности в чтении. Автор отмечает, что наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.

В старшем дошкольном возрасте читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы, качественное изменение.

Важным условием формирования читательского интереса является целенаправленная и систематическая работа по формированию читательских интересов.

По мнению О.В. Акуловой [16], читательский интерес – восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Воспитание читателя-дошкольника с учетом перечисленных компонентов позволит педагогу ДОУ организовать личностно ориентированный, развивающий процесс литературного образования, результатом которого станет грамотный настоящий, талантливый, компетентный читатель, глубоко постигающий смысл литературного произведения, понимающий внутренний замысел автора, способный оценить художественные достоинства произведения. Развитие интереса к чтению в раннем возрасте может расширить кругозор детей и укрепить психическое здоровье. Чтение различных типов книг позволяет детям приобретать базовые знания и навыки в области общества, природы, гуманитарных наук, языка, искусства и т.д. Развитие интереса к чтению в раннем возрасте – это способ для детей познакомиться с письменной речью. Благодаря чтению дети приближаются к письменной речи, улучшают свои знания письменной речи и понимают предварительные правила того, как нужно читать и писать, что закладывает основу для формального чтения и письма в будущем.

Н.С. Ежкова [17] считает, что необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг с учетом сложившихся интересов многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности. Автор отмечает, что, поскольку у детей развитие глаз несовершенно, широта и глубина наблюдения все еще относительно недостаточны. Для детей при выборе рассказа необходимо обращать внимание на то, чтобы картинка не была слишком насыщенной. Слишком много персонажей и изображений часто отвлекают детей, мешают зрению и мышлению. Сложный фон будет мешать вниманию детей, поэтому они не смогут выявить на странице смысл произведения и ключевые моменты, что будет влиять на эффективность детского чтения. При этом цвет главного героя должен быть очевидным, чтобы привлекать внимание детей.

При воспитании интереса к чтению детям необходимо проводить простые суждения и делать выводы путем сравнения и анализа картинок и выражений персонажей. Детское мышление развивается благодаря стимуляции собственного непрерывного наблюдения, постепенному обогащению воображения и частым объяснениям взрослых. Они постепенно переходят от конкретного, интуитивного и основанного на образах к логическому абстрактному мышлению. При прочтении книги нужно задавать детям такие вопросы, как «Почему?», «Что делать?» и «Что делать дальше?», чтобы развивать у детей воображение, мышление и языковые навыки. Выбранные книги должны быть тщательно отобраны, насколько это возможно, следует отдавать предпочтение тем книгам, в которых есть идея, дух, стиль художественного произведения. Детский стиль чтения постепенно переходит от восприятия изображений к восприятию текста. Выразительное чтение воспитателя также должно являться важным условием при формировании у ребенка дошкольного возраста интереса к чтению литературы.

Е. Тихеева [18] для приобщения детей дошкольного возраста к книге рекомендует заменить чтение книги на рассказывание. Именно рассказывание воспитателем детской литературы прививает художественный вкус, развивает интерес к художественному слову. Необходимо сосредоточить внимание на ключевых моментах чтения, например рассказывать детям, что сегодня с группой маленьких животных произошло много интересных историй. Форма группового сотрудничества может помочь ребятам понять взаимосвязь между страницами книги, развить их способность дополнять воображение на основе подсказок развития истории в книге.

М.М. Конина [3] предлагает в процессе чтения художественной литературы использовать игрушки кукольного театра, включать музыкальное сопровождение. Хорошая среда для чтения – важный фактор в поддержании интереса к чтению. Приятная и гармоничная среда для чтения позволит детям научиться выбирать произведения свободно, смело и автономно, наслаждаться счастьем личной свободы, тем самым проявляя интерес к чтению. Также можно для выражения эмоций использовать музыку, связанную с чтением, и давать детям визуальную и сенсорную стимуляцию, чтобы грамотно применять звуковой фон для повышения интереса детей к обучению и создания красивой атмосферы чтения. Соответствующий выбор ритмичной музыки, позволяющей детям слушать, может привлечь внимание детей и способствует достижению хороших результатов при чтении.

Н.С. Карпинская [10] отмечала важность и необходимость проведения беседы для развития читательского интереса у детей дошкольного возраста. Грамотно организованная беседа активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет глубже осознать прочитанное литературное произведение. По мнению автора, благодаря рисованию на тему художественного произведения, когда детские работы демонстрируются, чтобы ребята могли вместе оценить и обсудить свои собственные творения, интерес детей снова стимулируется, что полностью мобилизует их интерес к активному чтению.

Таким образом, повышение интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста является постепенным процессом.

Для изучения особенностей организационно-педагогических условий воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ № 158 г. Иркутска. Исследование содержало ряд этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).

В констатирующем этапе принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Выборку исследования также составляли педагоги дошкольной организации в количестве 10 человек, родители в количестве 20 человек. Для исследования использовались анкета для педагогов (авторский вариант), экспертный лист оценки развивающей среды группы (авторский вариант), анкета для родителей (авторский вариант), диагностическое задание «Выбери книгу», «Моя любимая книга», «Я слушатель» (автор Н.Н. Светловская [5]).

По результатам проведенного исследования мы смогли выявить особенности воспитания читательского интереса детей старшего дошкольного возраста и возможности организационно-педагогических условий его формирования.

В выборке 50% педагогов характеризуются базовым уровнем готовности к воспитанию читательского интереса детей старшего дошкольного возраста в целом.

Анализируя оснащенность развивающей предметно-пространственной среды групп, мы отметили, что материалы для воспитания читательского интереса детей старшего дошкольного возраста являются недостаточно представленными по количеству.

У 65% родителей выявлен критический уровень сформированности готовности к воспитанию читательского интереса детей старшего дошкольного возраста. Он характеризуется тем, что у родителей недостаточно сформированы представления о том, что такое читательский интерес, они не осознают необходимость регулярного чтения книг детям для воспитания читательского интереса, при этом книги не читают, библиотека не пополняется.

У 25% детей старшего дошкольного возраста общий уровень воспитанности читательского интереса является высоким, у 35% был выявлен средний уровень и у 40% детей наблюдался низкий уровень.

Дети с высоким уровнем воспитанности читательского интереса выбирают книгу самостоятельно, объясняют, чем она им нравится, проявляют заинтересованность в рассматривании книг, задают несколько вопросов о том произведении, которое понравилось. Они проявляют положительно отношение к определенной книге, называют предпочитаемый жанр, самостоятельно объясняют, почему это произведение является любимым. Внимательно слушают произведение, во время чтения не отвлекаются, выражают просьбу дочитать книгу.

К ребятам со средним уровнем мы относили детей, которые самостоятельно выбирали книгу, объясняли, чем она им нравится, проявляли заинтересованность в рассматривании книг, но затруднялись задать несколько вопросов о том произведении, которое понравилось. Они проявляли положительное отношение к определенной книге, но часто не могли назвать предпочитаемый жанр и объяснить, почему эта книга является любимой. Эти дошкольники внимательно слушали произведение, но во время чтения иногда отвлекались, выражали просьбу дочитать произведение.

К ребятам с низким уровнем мы отнесли детей, которые не смогли выбрать самостоятельно книгу, не проявляли заинтересованность в рассматривании книг, не сумели задать несколько вопросов о той книге, которая понравилась. Они проявляли негативное отношение к определенной книге, назвать предпочитаемый жанр не смогли, не слушали произведение во время чтения, не проявляли заинтересованности.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего этапа:

1. Определить содержание и этапы образовательной деятельности в рамках формирующего эксперимента.

2. Разработать методику воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

3. Представить последовательность реализации педагогических условий воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе для эффективной работы, направленной на воспитание нами читательского интереса детей старшего дошкольного возраста в группе, был создан Центр книги, который по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должен быть содержательно насыщен, вариативен, доступен и безопасен. На основании анализа дидактического материала и оборудования, имеющегося в группе детей, Центр книги был дополнен следующими материалами:

– аудиозаписями книг детских авторов (на наш взгляд, именно профессиональное чтение книг повышает интерес ребенка к книге и желание в дальнейшем прослушивать ее много раз);

– диафильмами: «Три поросенка», «Горшок каши», «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Пифа», «Папа, мама», «8 детей и грузовик», «Чиполлино», «Муха-Цокотуха», «Щенок», «Цветик-семицветик» и др.;

– каталогом портретов и автобиографии писателей и поэтов;

– куклами бибабо, перчаточными куклами, теневым театром.

При работе с детьми был использован комплекс форм и методов как в совместной деятельности, так и в непосредственной образовательной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой: ежедневное чтение книг воспитателем, чтение книг по ролям, использование пальчикового театра и кукол бибабо, демонстрация диафильмов и воспроизведение аудиозаписей, озвученных известными актерами, рассказы о детстве писателей и поэтов, литературные викторины, виртуальные экскурсии по тем местам, где родились и писали свои произведения писатели и поэты.

Анализ дидактических материалов, имеющихся в сенсорном центре группы раннего возраста, позволил констатировать их недостаточность в плане обеспечения возможности решения задач воспитания читательского интереса, что обусловило необходимость подбора и изготовления дополнительного дидактического материала. В Центре книги были организованы микроблоки: «Читаем, слушаем, рассказываем», «Писатели и поэты», «Наша библиотека», «Создаем своими руками», «Театральное творчество», «Книжная мастерская».

Также была организована работа с родителями и педагогами, направленная на повышение их готовности в вопросах воспитания читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. В планы были включены разные формы работы, как активные формы работы, так и наглядно-информационные формы работы, которые дополняли оперативное календарное планирование. Педагоги проявили заинтересованное отношение к совместной работе, в ходе всех мероприятий отмечались преобладание положительных эмоций у педагогов и родителей, достаточно высокая коммуникативная активность.

Вне занятий с детьми старшего дошкольного возраста были организованы культурные практики. Были проведены занятия по изготовлению книг, упражнения по расстановке картинок. Перед каждым занятием были подготовлены картинки из книг, составлены анимационные тексты. В процессе занятий использовались мультимедийные технологии.

Затем был проведен контрольный этап. Количественный и статистический сравнительный анализ результатов начального и итогового диагностического обследования детей выявил наличие выраженной позитивной динамики. Детей с высоким уровнем воспитанности читательского интереса было выявлено 45%, со средним уровнем – 50% детей, с низким уровнем – 5%.

Изучение готовности педагогов и родителей также позволило выявить позитивную динамику. Число педагогов на контрольном этапе исследования с повышенным уровнем готовности увеличилось на 30%, количество педагогов с базовым уровнем также увеличилось на 10%, с критическим уровнем уменьшилось на 40%. Выявлено также, что у 35% родителей определен высокий уровень читательской готовности, что на 20% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Число родителей со средним уровнем уменьшилось на 25% и составило 50%. Низкий уровень читательской готовности наблюдается у 15% родителей, что на 50% ниже по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Выводы. Воспитание интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста является одной из главных задач. Это возможно при организации необходимых педагогических условий, таких как: взаимодействие педагога с детьми в образовательной деятельности, направленной на воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению; консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, направленная на формирование компетентности в вопросах воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста; обогащение Центра речевого развития и Центра художественной литературы игровыми и дидактическими материалами, способствующими воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению; перенос полученных знаний и литературного опыта в культурные практики для поддержания интереса к чтению.