Педагогическая действительность находится сегодня в стадии существенных преобразований, характеризующихся, среди другого, поиском и включением в образовательный процесс обновленного содержания, эффективных методик и технологий, обеспечивающих высокий уровень качества образования. Сказанное является основой изменяющихся требований и к качеству музыкально-образовательной деятельности, а, следовательно, к качеству профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе, в частности на уровне магистратуры.
В аспекте актуальных задач указанной подготовки следует, как представляется, выделить исследовательскую компетентность педагога-музыканта как одну из приоритетных в структуре компетентностной модели выпускника магистратуры. В ряде предыдущих работ по заявленной тематике нами были выделены и проанализированы собственно рассматриваемые компетенции, показаны эффективные возможности их развития с привлечением ресурсов учебных дисциплин, модулей и практик [1; 2]. Был также исследован самоанализ профессиональной деятельности педагога-музыканта в качестве одного из эффективных инструментов развития исследовательской компетентности магистрантов в аспекте педагогического обеспечения мотивационного, содержательного и процессуального компонентов при его освоении в условиях реализации вышеуказанной программы профессиональной подготовки магистрантов [3].
Как показывает анализ научной и методической литературы, практики подготовки магистрантов, определенные ресурсы развития их исследовательской компетентности содержатся в рефлексивной деятельности, в частности в самоанализе профессиональной деятельности педагога-музыканта, в том числе по отношению к собственному наличному уровню и перспективам развития исследовательской компетентности.
Цель исследования. Вышесказанное позволило следующим образом сформулировать цель настоящей работы: показать эффективность освоения магистрантами самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта как инструмента развития их исследовательской компетентности.
Материал и методы исследования. Рефлексия как действенный механизм профессионального становления и развития педагога-музыканта актуализируется и исследуется во многих научных работах в области музыкальной педагогики. Авторы связывают рефлексию с различными аспектами исследовательской деятельности, также представляемой в качестве атрибута профессиональной деятельности педагога-музыканта. Так, музыкант-педагог, исследователь Баженова Н.В. подчеркивает: «Наличие у учителя музыки профессиональной рефлексии позволяет ему осуществить переход из одной "ипостаси" в другую: от позиции учителя-практика как организатора деятельности учащихся на основе определенного предметного содержания, форм и методов обучения - к позиции учителя-исследователя (выделено нами – П.Ф.) собственной профессиональной деятельности как особого предмета анализа, осмысления и оценки. Иными словами, в ходе рефлексивных процессов отдельные художественно-педагогические приемы и действия, как и деятельность учителя музыки в целом, обретают характер непрерывного исследовательско-творческого практического акта» [4, с. 1].
Среди способов реализации профессиональных программ подготовки педагогов-музыкантов в вузе ученые-педагоги, музыканты настоятельно подчеркивают эффективность рефлексии в освоении самых разных аспектов профессиональной деятельности педагога-музыканта, обобщают и представляют опыт использования различных методик ее развития. Так, в работе музыкантов-педагогов Колышевой Т.А. и Благининой Т.И. указывается: «Для педагога-музыканта рефлексия – это осмысление, оценка, самооценка своей деятельности при решении многообразных задач музыкально-эстетического воспитания, средство постижения особенностей собственного отношения к музыке, искусству, детям» [5, с. 86]. Среди современных методик развития рефлексии авторы предлагают, например, методику «ALACT-модель», экстраполированную в сферу профессиональной деятельности педагога-музыканта с учетом ее специфики, методики «Стена», «Визитная карточка», «Стрелки» и др., представляют описание эффективности их использования в контексте целостной профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, в том числе в аспекте его исследовательской деятельности [5, с. 87-94].
На основании доказательно представленного опыта использования вышеуказанных методик следует, по нашему мнению, отметить высокую степень их актуальности и эффективности. Вместе с тем в теории и практике вузовской профессиональной подготовки педагога-музыканта имеют место и другие подходы, основанные, в частности, на методологическом анализе как одном из методов исследовательской деятельности.
Методологический анализ был разработан ученым-музыкантом и педагогом Абдуллиным Э.Б. Данный метод прочно вошел в научно-исследовательскую практику в области педагогики музыкального образования, заслуженно получив статус «метаметода» [6]. Автор рассматривал его как «…своеобразный научно-исследовательский метод диалектического, системно-методологического осмысления педагогом многообразных явлений и процессов музыкально-педагогической теории и практики» [6, с. 64]. В его концепции, раскрытой во многих работах, представлена сущность рассматриваемого феномена, его структура и процесс освоения педагогом-музыкантом. В данном аспекте автор указывает: «В структуре методологического анализа, осуществляемого в различных научных областях (в том числе и музыкально-педагогической), четко определились три взаимосвязанные между собой уровня – философский, общенаучный и частнонаучный… По своей сути каждый уровень связан с определенной областью методологических знаний и выполняет в исследовании регулятивную функцию: помогает определить целесообразность и характер постановки проблемы, пути и способы ее изучения» [7, с. 74-75].
В работе со студентами магистратуры «Музыкально-компьютерные технологии» в рамках дисциплины «Методология и теория музыкального образования» изучается феномен методологического анализа, выявляются его сущностные характеристики, структурные компоненты. В структуре дисциплины мы обращаемся также к рефлексии педагога-музыканта и самоанализу профессиональной деятельности в контексте его многоуровневой структуры [8]. В процессе практических занятий и самостоятельной работы магистранты приобретают опыт его использования в аспекте исследовательской деятельности на разных ее этапах.
На основе цитируемых выше источников, предпринятого методологического анализа рассматриваемого феномена, в том числе автором настоящей статьи, мы в ее контексте понимаем самоанализ профессиональной деятельности как составной компонент целостной рефлексии педагога-музыканта, объектом которого является исследовательский вид профессиональной деятельности.
Остановимся на наиболее существенных характеристиках и структурных компонентах самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, в том числе применительно к исследовательской деятельности. С этой целью последовательно раскроем соответствующие разделы курса и наиболее значимые содержательные аспекты в контексте, прежде всего, многоуровневого методологического осмысления рассматриваемого самоанализа.
Первый раздел, рассматриваемый в содержании дисциплины, обозначен нами как «Актуальность самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта». В процессе контактной и самостоятельной работы магистранты на основе изучения научной литературы осознают роль рефлексии в целом, и самоанализа в частности, как важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога-музыканта, в связи с чем их внимание акцентируется на изменившихся требованиях к современному педагогу-музыканту, которые обусловлены сегодня преобразованиями в социальной и культурной сферах общества, инновационными процессами в музыкально-педагогической действительности, в том числе связанными с внедрением информационно-коммуникационных технологий, необходимостью исследовательской деятельности в профессиональной практике педагога-музыканта. В процессе занятий также важно акцентировать внимание на актуальности владения современным педагогом-музыкантом широкой панорамой знаний, в том числе методологического характера, позволяющей ему на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. В связи со сказанным магистрантам демонстрируется действенная роль самоанализа, позволяющего осуществлять экстраполирование вышеуказанных знаний в сферу собственной практической деятельности, познавать и преобразовывать различные явления и процессы музыкально-педагогической действительности, что с необходимостью требует наличия высокого уровня исследовательской компетентности.
Дальнейшие разделы носят характер методологического исследования самоанализа и являются разноуровневым изучением его понятия, структуры и функций. Так, при рассмотрении философского уровня самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта основное внимание уделяется осмыслению студентами его философских основ и, прежде всего, такой категории, как рефлексия. В данном контексте необходимым является изучение магистрантами различных дефиниций данного феномена, осознание значительного исторического опыта изучения рефлексии, актуальности ее исследования на современном этапе развития философской науки.
В разделе, связанном с общенаучным уровнем самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, магистранты приобретают знания о последнем из области общей и музыкальной психологии, музыкознания, других смежных по отношению к педагогике музыкального образования научных областей. Обращение, например, к психологическим концепциям дает возможность выявить ряд существенных характеристик самоанализа, таких, например, как его связи с самооценкой личности, диалога как ведущего психологического механизма в его осуществлении и др. Изучение позиций педагогической науки, затрагивающей проблему самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, создает базу для осознания его форм, в частности форм ретроспективного самоанализа и опережающего отражения в их диалектическом единстве.
Задачу заключительного раздела, связанного с частнонаучным уровнем изучения самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, мы видели, прежде всего, в том, чтобы на основе ранее усвоенных магистрантами знаний выявить и структурировать наиболее значимые, в первую очередь, в аспекте исследовательской деятельности, компоненты исследуемого самоанализа педагога-музыканта. В результате обобщения магистрантами приобретенных методологических знаний, их обращения к литературе, раскрывающей, прежде всего, музыкально-педагогические и методические основы профессиональной деятельности педагога-музыканта, основные компоненты структуры самоанализа в совместной с ними работе были определены как:
- фиксирование целостного художественно-педагогического процесса в единстве музыкально-педагогической деятельности учителя и учебной музыкальной деятельности обучающихся;
- художественно-педагогическая оценка и выдвижение гипотез, идей, предположений совершенствования вышеуказанного художественно-педагогического процесса;
- выявление актуальных линий дальнейшего методологического образования (самообразования) педагога-музыканта.
При обобщении пройденного материала по проблеме самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта в содержании дисциплины «Методология и теория музыкального образования» внимание магистрантов было обращено на то, что его ведущие сущностные характеристики и структурные компоненты выявлены и обоснованы путем обращения к различным научным областям, исследованы, таким образом, на различных уровнях методологического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Опыт методологического осмысления магистрантами самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта в содержании дисциплины «Методология и теория музыкального образования», его «включение» в собственно образовательный процесс, педагогическую практику, научно-исследовательскую работу, по нашим наблюдениям, показал заметные позитивные изменения как в их учебной, так и исследовательской работе. Магистранты стали проявлять более высокий уровень мотивации к исследовательской деятельности в целом, осознавая свои сильные стороны и наличие определенных профессиональных проблем в тех или иных аспектах исследовательской компетентности. Мотивационный аспект освоения самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, как показали результаты нашей работы, был связан и с тем, что магистранты, путем погружения в исследовательскую работу, сами выполнили на занятиях методологический анализ данного феномена, проявив себя в качестве исследователей в структуре учебной работы по дисциплине.
Наш опыт показывает эффективность самоанализа, прежде всего, на этапе первоначального вхождения в исследовательскую работу, определения научной проблемы, выбора и формулирования темы исследования (в виде рабочей формулировки на первоначальном этапе). Используемое нами оценочное средство результативности освоения рассматриваемого самоанализа в форме эссе позволяет увидеть направленность мышления магистранта, степень глубины в аспекте выявления и обоснования имеющих место противоречий в различных областях музыкально-образовательной действительности, построении аргументации и приведении доказательной базы актуальности той или иной проблемы в собственном выборе. Обращение к методологическим, теоретическим, методическим работам в сфере педагогики музыкального образования, трудам в других научных областях в соответствии со структурой методологического анализа, на что осуществляется их постоянная ориентация практически во всех видах и формах учебной работы по дисциплине, являет собой накопление соответствующего материала магистрантами как методологической базы дальнейшей исследовательской работы.
Приведем некоторые примеры использования самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта магистрантами на различных этапах исследовательской деятельности. В частности, выбор проблемы, связанной с использованием музыкально-компьютерных технологий в аспекте развития восприятия музыки младшими школьниками, был обоснован магистранткой тем, что, как она указывала в своем эссе, «для меня лично важным является освоение музыкально-компьютерных технологий на таком уровне, чтобы я без затруднений могла использовать их как непосредственно на уроках музыки в школе, так и в процессе подготовки к ним: при создании музыкальных презентаций, разработке занимательных для школьников творческих заданий, музыкальных тестов и викторин и др.». Проблема восприятия музыки побудила магистрантку обратиться, прежде всего, к общенаучному уровню ее исследования: изучить психолого-педагогические работы, а также источники, связанные с рассмотрением компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе. Разработанные магистранткой в компьютерной программе PowerPoint мультимедийные презентации, адресованные детской аудитории, были успешно использованы на практике [9].
Работая над темой в общем контексте музыкально-ритмического воспитания, один из магистрантов на основе самоанализа профессиональной деятельности выявил противоречие между необходимостью усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний в учебном процессе детской музыкальной школы и отсутствием эффективных методик, обеспечивающих данный процесс. На основе анализа собственных продуктивных возможностей в данном аспекте магистрант пришел к выводу о возможном использовании пластики и соответствующих ритмопластических движений детьми при освоении тем, связанных, например, с изучением форм музыкальных произведений. Изучив как психологические, так и музыкально-педагогические труды в указанном аспекте, осознав собственные возможности в реализации данной задачи, магистрант разработал соответствующую программу по изучению произведений крупных, масштабных форм обучающимися младшего школьного возраста, основанную на ритмопластике. В перспективе магистрантом определены задачи, связанные с разработкой соответствующих музыкально-компьютерных материалов, обеспечивающих в педагогическом процессе не только звуковой музыкальный материал, но и материал, связанный с ритмопластикой и пластическим интонированием как способом усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний [10].
Приведенные в качестве примеров самоанализа материалы стали основой содержания соответствующих публикаций в вузовском электронном сборнике студенческих научных работ «Ratio end Natura» Омского государственного педагогического университета.
Заключение. Таким образом, мы можем констатировать актуальность освоения самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта в качестве инструмента развития исследовательской компетентности магистрантов. Опыт работы показывает эффективность освоения магистрантами данного самоанализа на основе методологического осмысления проблем педагогики музыкального образования.