Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MASTERING BY UNDERGRADUATES OF SELF-ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE

Fetter P.Z. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article actualizes and examines the self-analysis of the professional activity of a music teacher as a tool for the development of the research competence of undergraduates. As a result of the analysis of modern musical and pedagogical research, an idea of professional reflection is given, some methods of its development in the process of university professional training of a teacher-musician at the bachelor's and master's level are given as examples. The main attention is focused on the content and process of mastering the self-analysis of the professional activity of a music teacher by master students, presented in the structure of the discipline "Methodology and theory of music education" of the main professional educational program and curriculum in the direction 44.04.01 Pedagogical education, focus (profile) Music and computer technologies. The above-mentioned process of mastering by magistrates of introspection of the professional activity of a teacher-musician is considered in a logical and substantive aspect corresponding to the content, structure and stages of scientific research of the problems of pedagogy of music education on the basis of methodological analysis, which is a multi-level structure, including philosophical, general scientific and private scientific levels. Attention is focused on the substantive and procedural components of the development of introspection by undergraduates of the professional activity of a teacher-musician in the context of the development of research competence. The article provides examples of introspection of the professional activity of a teacher-musician carried out by undergraduates in the aspect of developing their research competence at the stages of substantiating the research problem, identifying and argumenting contradictions existing in music pedagogical science and practice.
professional reflection
self-analysis of the professional activity of a music teacher
research competence
music and computer technologies

Педагогическая действительность находится сегодня в стадии существенных преобразований, характеризующихся, среди другого, поиском и включением в образовательный процесс обновленного содержания, эффективных методик и технологий, обеспечивающих высокий уровень качества образования. Сказанное является основой изменяющихся требований и к качеству музыкально-образовательной деятельности, а, следовательно, к качеству профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе, в частности на уровне магистратуры.

В аспекте актуальных задач указанной подготовки следует, как представляется, выделить исследовательскую компетентность педагога-музыканта как одну из приоритетных в структуре компетентностной модели выпускника магистратуры. В ряде предыдущих работ по заявленной тематике нами были выделены и проанализированы собственно рассматриваемые компетенции, показаны эффективные возможности их развития с привлечением ресурсов учебных дисциплин, модулей и практик [1; 2]. Был также исследован самоанализ профессиональной деятельности педагога-музыканта в качестве одного из эффективных инструментов развития исследовательской компетентности магистрантов в аспекте педагогического обеспечения мотивационного, содержательного и процессуального компонентов при его освоении в условиях реализации вышеуказанной программы профессиональной подготовки магистрантов [3].

Как показывает анализ научной и методической литературы, практики подготовки магистрантов, определенные ресурсы развития их исследовательской компетентности содержатся в рефлексивной деятельности, в частности в самоанализе профессиональной деятельности педагога-музыканта, в том числе по отношению к собственному наличному уровню и перспективам развития исследовательской компетентности.

Цель исследования. Вышесказанное позволило следующим образом сформулировать цель настоящей работы: показать эффективность освоения магистрантами самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта как инструмента развития их исследовательской компетентности.

Материал и методы исследования. Рефлексия как действенный механизм профессионального становления и развития педагога-музыканта актуализируется и исследуется во многих научных работах в области музыкальной педагогики. Авторы связывают рефлексию с различными аспектами исследовательской деятельности, также представляемой в качестве атрибута профессиональной деятельности педагога-музыканта. Так, музыкант-педагог, исследователь Баженова Н.В. подчеркивает: «Наличие у учителя музыки профессиональной рефлексии позволяет ему осуществить переход из одной "ипостаси" в другую: от позиции учителя-практика как организатора деятельности учащихся на основе определенного предметного содержания, форм и методов обучения - к позиции учителя-исследователя (выделено нами – П.Ф.) собственной профессиональной деятельности как особого предмета анализа, осмысления и оценки. Иными словами, в ходе рефлексивных процессов отдельные художественно-педагогические приемы и действия, как и деятельность учителя музыки в целом, обретают характер непрерывного исследовательско-творческого практического акта» [4, с. 1].

Среди способов реализации профессиональных программ подготовки педагогов-музыкантов в вузе ученые-педагоги, музыканты настоятельно подчеркивают эффективность рефлексии в освоении самых разных аспектов профессиональной деятельности педагога-музыканта, обобщают и представляют опыт использования различных методик ее развития. Так, в работе музыкантов-педагогов Колышевой Т.А. и Благининой Т.И. указывается: «Для педагога-музыканта рефлексия – это осмысление, оценка, самооценка своей деятельности при решении многообразных задач музыкально-эстетического воспитания, средство постижения особенностей собственного отношения к музыке, искусству, детям» [5, с. 86]. Среди современных методик развития рефлексии авторы предлагают, например, методику «ALACT-модель», экстраполированную в сферу профессиональной деятельности педагога-музыканта с учетом ее специфики, методики «Стена», «Визитная карточка», «Стрелки» и др., представляют описание эффективности их использования в контексте целостной профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, в том числе в аспекте его исследовательской деятельности [5, с. 87-94].

На основании доказательно представленного опыта использования вышеуказанных методик следует, по нашему мнению, отметить высокую степень их актуальности и эффективности. Вместе с тем в теории и практике вузовской профессиональной подготовки педагога-музыканта имеют место и другие подходы, основанные, в частности, на методологическом анализе как одном из методов исследовательской деятельности.

Методологический анализ был разработан ученым-музыкантом и педагогом Абдуллиным Э.Б. Данный метод прочно вошел в научно-исследовательскую практику в области педагогики музыкального образования, заслуженно получив статус «метаметода» [6]. Автор рассматривал его как «…своеобразный научно-исследовательский метод диалектического, системно-методологического осмысления педагогом многообразных явлений и процессов музыкально-педагогической теории и практики» [6, с. 64]. В его концепции, раскрытой во многих работах, представлена сущность рассматриваемого феномена, его структура и процесс освоения педагогом-музыкантом. В данном аспекте автор указывает: «В структуре методологического анализа, осуществляемого в различных научных областях (в том числе и музыкально-педагогической), четко определились три взаимосвязанные между собой уровня – философский, общенаучный и частнонаучный… По своей сути каждый уровень связан с определенной областью методологических знаний и выполняет в исследовании регулятивную функцию: помогает определить целесообразность и характер постановки проблемы, пути и способы ее изучения» [7, с. 74-75].

В работе со студентами магистратуры «Музыкально-компьютерные технологии» в рамках дисциплины «Методология и теория музыкального образования» изучается феномен методологического анализа, выявляются его сущностные характеристики, структурные компоненты. В структуре дисциплины мы обращаемся также к рефлексии педагога-музыканта и самоанализу профессиональной деятельности в контексте его многоуровневой структуры [8]. В процессе практических занятий и самостоятельной работы магистранты приобретают опыт его использования в аспекте исследовательской деятельности на разных ее этапах.

На основе цитируемых выше источников, предпринятого методологического анализа рассматриваемого феномена, в том числе автором настоящей статьи, мы в ее контексте понимаем самоанализ профессиональной деятельности как составной компонент целостной рефлексии педагога-музыканта, объектом которого является исследовательский вид профессиональной деятельности.

Остановимся на наиболее существенных характеристиках и структурных компонентах самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, в том числе применительно к исследовательской деятельности. С этой целью последовательно раскроем соответствующие разделы курса и наиболее значимые содержательные аспекты в контексте, прежде всего, многоуровневого методологического осмысления рассматриваемого самоанализа.

Первый раздел, рассматриваемый в содержании дисциплины, обозначен нами как «Актуальность самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта». В процессе контактной и самостоятельной работы магистранты на основе изучения научной литературы осознают роль рефлексии в целом, и самоанализа в частности, как важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога-музыканта, в связи с чем их внимание акцентируется на изменившихся требованиях к современному педагогу-музыканту, которые обусловлены сегодня преобразованиями в социальной и культурной сферах общества, инновационными процессами в музыкально-педагогической действительности, в том числе связанными с внедрением информационно-коммуникационных технологий, необходимостью исследовательской деятельности в профессиональной практике педагога-музыканта. В процессе занятий также важно акцентировать внимание на актуальности владения современным педагогом-музыкантом широкой панорамой знаний, в том числе методологического характера, позволяющей ему на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. В связи со сказанным магистрантам демонстрируется действенная роль самоанализа, позволяющего осуществлять экстраполирование вышеуказанных знаний в сферу собственной практической деятельности, познавать и преобразовывать различные явления и процессы музыкально-педагогической действительности, что с необходимостью требует наличия высокого уровня исследовательской компетентности.

Дальнейшие разделы носят характер методологического исследования самоанализа и являются разноуровневым изучением его понятия, структуры и функций. Так, при рассмотрении философского уровня самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта основное внимание уделяется осмыслению студентами его философских основ и, прежде всего, такой категории, как рефлексия. В данном контексте необходимым является изучение магистрантами различных дефиниций данного феномена, осознание значительного исторического опыта изучения рефлексии, актуальности ее исследования на современном этапе развития философской науки.

В разделе, связанном с общенаучным уровнем самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, магистранты приобретают знания о последнем из области общей и музыкальной психологии, музыкознания, других смежных по отношению к педагогике музыкального образования научных областей. Обращение, например, к психологическим концепциям дает возможность выявить ряд существенных характеристик самоанализа, таких, например, как его связи с самооценкой личности, диалога как ведущего психологического механизма в его осуществлении и др. Изучение позиций педагогической науки, затрагивающей проблему самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, создает базу для осознания его форм, в частности форм ретроспективного самоанализа и опережающего отражения в их диалектическом единстве.

Задачу заключительного раздела, связанного с частнонаучным уровнем изучения самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, мы видели, прежде всего, в том, чтобы на основе ранее усвоенных магистрантами знаний выявить и структурировать наиболее значимые, в первую очередь, в аспекте исследовательской деятельности, компоненты исследуемого самоанализа педагога-музыканта. В результате обобщения магистрантами приобретенных методологических знаний, их обращения к литературе, раскрывающей, прежде всего, музыкально-педагогические и методические основы профессиональной деятельности педагога-музыканта, основные компоненты структуры самоанализа в совместной с ними работе были определены как:

- фиксирование целостного художественно-педагогического процесса в единстве музыкально-педагогической деятельности учителя и учебной музыкальной деятельности обучающихся;

- художественно-педагогическая оценка и выдвижение гипотез, идей, предположений совершенствования вышеуказанного художественно-педагогического процесса;

- выявление актуальных линий дальнейшего методологического образования (самообразования) педагога-музыканта.

При обобщении пройденного материала по проблеме самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта в содержании дисциплины «Методология и теория музыкального образования» внимание магистрантов было обращено на то, что его ведущие сущностные характеристики и структурные компоненты выявлены и обоснованы путем обращения к различным научным областям, исследованы, таким образом, на различных уровнях методологического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Опыт методологического осмысления магистрантами самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта в содержании дисциплины «Методология и теория музыкального образования», его «включение» в собственно образовательный процесс, педагогическую практику, научно-исследовательскую работу, по нашим наблюдениям, показал заметные позитивные изменения как в их учебной, так и исследовательской работе. Магистранты стали проявлять более высокий уровень мотивации к исследовательской деятельности в целом, осознавая свои сильные стороны и наличие определенных профессиональных проблем в тех или иных аспектах исследовательской компетентности. Мотивационный аспект освоения самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта, как показали результаты нашей работы, был связан и с тем, что магистранты, путем погружения в исследовательскую работу, сами выполнили на занятиях методологический анализ данного феномена, проявив себя в качестве исследователей в структуре учебной работы по дисциплине.

Наш опыт показывает эффективность самоанализа, прежде всего, на этапе первоначального вхождения в исследовательскую работу, определения научной проблемы, выбора и формулирования темы исследования (в виде рабочей формулировки на первоначальном этапе). Используемое нами оценочное средство результативности освоения рассматриваемого самоанализа в форме эссе позволяет увидеть направленность мышления магистранта, степень глубины в аспекте выявления и обоснования имеющих место противоречий в различных областях музыкально-образовательной действительности, построении аргументации и приведении доказательной базы актуальности той или иной проблемы в собственном выборе. Обращение к методологическим, теоретическим, методическим работам в сфере педагогики музыкального образования, трудам в других научных областях в соответствии со структурой методологического анализа, на что осуществляется их постоянная ориентация практически во всех видах и формах учебной работы по дисциплине, являет собой накопление соответствующего материала магистрантами как методологической базы дальнейшей исследовательской работы.

Приведем некоторые примеры использования самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта магистрантами на различных этапах исследовательской деятельности. В частности, выбор проблемы, связанной с использованием музыкально-компьютерных технологий в аспекте развития восприятия музыки младшими школьниками, был обоснован магистранткой тем, что, как она указывала в своем эссе, «для меня лично важным является освоение музыкально-компьютерных технологий на таком уровне, чтобы я без затруднений могла использовать их как непосредственно на уроках музыки в школе, так и в процессе подготовки к ним: при создании музыкальных презентаций, разработке занимательных для школьников творческих заданий, музыкальных тестов и викторин и др.». Проблема восприятия музыки побудила магистрантку обратиться, прежде всего, к общенаучному уровню ее исследования: изучить психолого-педагогические работы, а также источники, связанные с рассмотрением компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе. Разработанные магистранткой в компьютерной программе PowerPoint мультимедийные презентации, адресованные детской аудитории, были успешно использованы на практике [9].

Работая над темой в общем контексте музыкально-ритмического воспитания, один из магистрантов на основе самоанализа профессиональной деятельности выявил противоречие между необходимостью усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний в учебном процессе детской музыкальной школы и отсутствием эффективных методик, обеспечивающих данный процесс. На основе анализа собственных продуктивных возможностей в данном аспекте магистрант пришел к выводу о возможном использовании пластики и соответствующих ритмопластических движений детьми при освоении тем, связанных, например, с изучением форм музыкальных произведений. Изучив как психологические, так и музыкально-педагогические труды в указанном аспекте, осознав собственные возможности в реализации данной задачи, магистрант разработал соответствующую программу по изучению произведений крупных, масштабных форм обучающимися младшего школьного возраста, основанную на ритмопластике. В перспективе магистрантом определены задачи, связанные с разработкой соответствующих музыкально-компьютерных материалов, обеспечивающих в педагогическом процессе не только звуковой музыкальный материал, но и материал, связанный с ритмопластикой и пластическим интонированием как способом усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний [10].

Приведенные в качестве примеров самоанализа материалы стали основой содержания соответствующих публикаций в вузовском электронном сборнике студенческих научных работ «Ratio end Natura» Омского государственного педагогического университета.

Заключение. Таким образом, мы можем констатировать актуальность освоения самоанализа профессиональной деятельности педагога-музыканта в качестве инструмента развития исследовательской компетентности магистрантов. Опыт работы показывает эффективность освоения магистрантами данного самоанализа на основе методологического осмысления проблем педагогики музыкального образования.