Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR TRAINING SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Ketrish E.V. 1 Andryukhina T.V. 1
1 Russian State Vocational Pedagogical University
The article reveals adaptive physical culture as a specialized industry designed to provide an opportunity for socialization and improve the quality of life of persons with disabilities (HH). The professional training of specialists who directly support them is considered one of the key elements of the system designed to ensure high-quality social adaptation and rehabilitation of people with disabilities. A teacher of adaptive physical culture and a coach of adaptive sports must have not only basic theoretical knowledge in the field of rehabilitation directions of physical culture, but be able to correctly use these techniques, depending on the current situation or changes in environmental conditions. The results of an experimental research study are presented, which consist in the need to train teachers, trainers-teachers and instructors-methodologists working in educational institutions of Yekaterinburg, on additional professional educational programs for retraining and advanced training in the field of adaptive physical culture and adaptive sports. The experience of the Russian Vocational Pedagogical University in the development of additional education programs and their implementation for various categories of students is considered. An additional professional educational retraining program «Adaptive physical culture» has been developed, taking into account the requirements of professional standards and focused on the peculiarities of the modern situation in the field of education. The leading methodological approach was chosen as a system-integrated approach, which makes it possible to present the subject of research – the training of specialists – as a kind of independent complex system and as an element of a more complex system. The main research methods were the analysis of scientific literature, regulatory and programmatic documents, the survey method, the design method.
Adaptive physical education
vocational training
additional education
persons with disabilities

Планомерное внедрение адаптивной физической культуры в систему образовательных организаций и учреждений в Российской Федерации привело к тому, что были выявлены определенные трудности и значительные противоречия, связанные с недостаточной четкостью разработки методических принципов, функций и, в ряде случаев, с актуальностью применения различных средств данного направления.

В настоящее время регионы Российской Федерации могут поделиться огромным опытом применения различного инструментария адаптивной физической культуры в работе с определенными категориями населения, а именно с инвалидами и лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (лицами с ОВЗ). Однако чаще всего эти инструменты связаны с реализацией медицинского и образовательного направлений. При этом, на наш взгляд, крайне недостаточно исследований, посвященных методическим аспектам подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры, в особенности специалистов современного уровня подготовки, связанной с активным применением дистанционных технологий и интерактивных средств обучения.

Цель исследования заключается в исследовании потребности педагогов, тренеров и инструкторов-методистов образовательных организаций, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, в обучении по дополнительным образовательным программам адаптивной направленности и анализе актуальности и востребованности разработанной дополнительной профессиональной образовательной программы «Адаптивная физическая культура», направленной на обучение соответствующих специалистов.

Материалы и методы исследования

Для решения исследовательских задач использовался комплекс методов исследования. С помощью теоретических методов: анализа научной литературы, изучения нормативных и программно-методических документов, системного анализа и обобщения – раскрывались особенности становления и развития специализированного направления – адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, анализировались особенности влияния средств и методов адаптивной физической культуры на возможность социализации и повышения уровня качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также важность профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих их непосредственное сопровождение. С помощью опроса была выявлена необходимость обучения педагогов, тренеров и инструкторов-методистов по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации адаптивной направленности. С помощью метода проектирования была разработана дополнительная профессиональная образовательная программа переподготовки «Адаптивная физическая культура», учитывающая использование профессиональных стандартов и ориентированная на особенности современной ситуации в сфере образования. Ведущим методологическим подходом был выбран системно-комплексный подход, позволяющий представить предмет исследования – подготовку специалистов адаптивных направлений – как некоторую самостоятельную сложную систему и как элемент еще более сложной системы.

Результаты исследования и их обсуждение. Адаптивная физическая культура на современном этапе – это научное направление, включающее в себя компоненты различных отраслей, в первую очередь, физической культуры, специальной педагогики и медицины. Также большое значение имеют междисциплинарные связи с определенными областями науки и направлениями. Тесную связь адаптивная физическая культура имеет с анатомией, физиологией, биомеханикой, спортивной медициной, социальной психологией, общей патологией, психодиагностикой и др.

Смена парадигмы образования и смещение фокуса на компетентностный подход не отменяют, тем не менее, стремлений педагогов к реализации идей гуманной педагогики в образовательной практике. Важная роль в этом процессе отведена подготовке специалистов, способных помочь отдельным категориям населения (лицам с ОВЗ, инвалидам) почувствовать себя полноценными членами общества. Все чаще перед такими специалистами ставится задача не только проведения специальных занятий, но и помощи в социализации, адаптации их к самостоятельной жизни, социальным нормам, к физическому труду и здоровому образу жизни. Использование инструментов адаптивной физической культуры, по нашему мнению, как раз и будет способствовать наполнению жизни инвалидов и лиц с ОВЗ новыми эмоциями и яркими впечатлениями, придаст им уверенности и в целом положительно скажется на уровне жизни [1].

Важными аспектами при подготовке специалистов, призванных работать в сфере адаптивной физической культуры, являются реализация идей гуманной педагогики, а также необходимость овладения новыми профессиональными компетенциями, системой ценностей и мотивов, необходимых им для дальнейшей работы. Вся их деятельность должна подтверждать идею, что физическая культура является «объективной жизненной потребностью, способом и условием полноценной, полноправной жизни» [2].

Адаптивная физическая культура обладает огромным потенциалом для решения большого круга вопросов, связанных с социализацией, социальной реабилитацией и социальной инвалидов и лиц с ОВЗ. Согласимся со словами А.Г. Щедриной о том, что педагог, имея в арсенале большой выбор физических упражнений и применяя разнообразные методические приемы, может передавать детям знания и формировать умения не только по основным средствам и методам физической культуры, но и по междисциплинарным [3].

Вышеизложенное приводит нас к тому, что специалисту в сфере физической культуры и спорта необходимо быть хорошо подготовленным по целому ряду дисциплин, направленных на решение медицинских, педагогических и психологических проблем у детей и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья [4, 5].

Сфера физической культуры и спорта на сегодняшний момент является динамично развивающейся и изменяющейся. Соответственно, знания, полученные специалистами во время обучения в вузах и колледжах, должны перманентно обновляться и дополняться в соответствии со сложными изменяющимися условиями, возникающими в профессиональной деятельности.

Согласимся со словами А.П. Аргуновой, которая считает, что «перед образовательными организациями, реализующими дополнительные профессиональные образовательные программы переподготовки, стоят задачи, связанные с подготовкой конкурентоспособного специалиста, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [6, с. 25].

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеется информация о том, что в содержании основных и дополнительных образовательных программ необходимо учитывать требования профессиональных стандартов. Вместе с тем в качестве результата освоения дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки выступают профессиональные компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а разработчики профессиональных стандартов говорят об «обобщенных трудовых функциях» и «трудовых функциях». Поэтому слушатель, освоивший программу профессиональной переподготовки, как правило, готовится к выполнению одной или нескольких обобщенных трудовых функций, которые отвечают присваиваемой квалификации, либо овладевает соответствующими компетенциями [7].

В 2020 г. преподавателями Российского профессионально-педагогического университета было проведено исследование, посвященное анализу необходимости обучения специалистов, работающих в образовательных организациях и организациях спортивно-оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации. В целях проведения исследования была разработана анкета для специалистов, включающая 10 вопросов. Вопросы, включенные в анкету, предполагали получение информации об имеющемся у специалистов образовании, особенностях профессиональной деятельности, профессиональных трудностях, встречающихся в работе, особенностях их профессионального развития, отношении к непрерывному образованию и необходимости в профессиональном самосовершенствовании. Важным вопросом, в том числе, стал вопрос о том, в какой области специалисты хотели бы получить дополнительное образование.

В исследовании приняли участие 127 специалистов, работающих в образовательных организациях и организациях спортивно-оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области. Анализ результатов показал, в том числе, что почти 62% респондентов в качестве направления для получения дополнительного образования указали адаптивную физическую культуру, аргументируя это тем, что возросло количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, желающих включиться в физкультурное движение, а у специалистов не хватает нормативных, методических и педагогических компетенций для реализации физкультурно-спортивной работы с данной категорией занимающихся.

С учетом вышеизложенного преподавателями кафедры на основе нормативно-правовых актов, профессионального стандарта «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре» и профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» разработана дополнительная профессиональная образовательная программа переподготовки «Адаптивная физическая культура». Данная программа была создана как ответ на запрос отраслевого рынка труда. К разработке программы привлекались специалисты профильных организаций. Программа реализуется в совместном партнерстве с государственным автономным учреждением Свердловской области «Спортивно-адаптивная школа» и Центром психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования РГППУ.

Цели программы – подготовка слушателей программы к профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры через освоение универсальных и профессиональных компетенций, а также совершенствование практических навыков и умений для решения профессионально-педагогических задач в современных условиях.

Категория слушателей: тренеры-преподаватели спортивных организаций, педагоги физической культуры образовательных организаций разных типов и уровней, студенты выпускных курсов направлений подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение и 49.03.01 Физическая культура. Программа ориентирована на обучение в течение 5–6 месяцев, объем программы – 512 ч. При разработке программы учитывалось мнение опрошенных педагогов и тренеров, которые выбрали очно-заочную форму обучение как наиболее подходящий для них вариант. В содержание программы включены 6 разделов, охватывающих все основные составляющие адаптивной физической культуры: медико-биологический блок, психолого-педагогический блок, блок теории и методики физической культуры, блоки, связанные с особенностями организации адаптивной физической культуры и адаптивным физическим воспитанием, а также наиболее практико-ориентированный блок – частные методики адаптивной физической культуры. Итоговый контроль проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы.

Теоретическая часть курса проводится с применением системы LMS Moodle. Данная платформа располагает дифференцированными компонентами, позволяющими разнообразить преподаваемый курс видеолекциями, интерактивными заданиями, возможностью размещать теоретическую информацию в разнообразных форматах, а также получать обратную связь с помощью таких инструментов, как анкета, чат, форум, опрос. Важной в условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, и невозможности проведения занятий в очном формате является возможность использования инструментов видеоконференции образовательной платформы LMS Moodle, позволяющей также получать обратную связь от слушателей и организовывать совместные обсуждения актуальных вопросов теории и практики адаптивной физической культуры.

Отработка практических навыков предполагается на базе спортивных и спортивно-образовательных организаций, располагающих соответствующей инфраструктурой, с которыми у РГППУ заключен договор.

По каждому блоку программы в системе заложен промежуточный контроль, включающий в себя как контроль теоретической подготовленности, так и демонстрацию практических навыков через размещение в системе видеоотчетов о проводимых практических занятиях и других мероприятиях, связанных с адаптивной физической культурой.

Защита выпускных квалификационных работ по программе «Адаптивная физическая культура» обычно проводится в виде очной публичной защиты, в присутствии членов комиссии. Однако в условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, защиты всех выпускных квалификационных работ рекомендовано проводить с использованием платформы «Mirapolis Virtual Room».

Набор на дополнительную профессиональную образовательную программу переподготовки проводится 2 раза в год, при этом основными слушателями являются тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ, педагоги дополнительного образования детей, педагоги образовательных организаций различных типов и уровней.

Следует отметить возрастающий интерес к дополнительным профессиональным образовательным программам и студентов выпускных курсов, обучающихся в РГППУ по различным педагогическим направлениям подготовки.

Дополнительные образовательные программы, разработанные преподавателями кафедры, в том числе и программа «Адаптивная физическая культура», предоставляют возможность гибкого подхода к обучению разных категорий слушателей; в случае набора группы из числа студентов выпускного курса РГППУ для них проводится переаттестация части учебных часов, которые студенты освоили в процессе обучения по программам бакалавриата. Необходимо отметить также, что в учебные планы вышеуказанных направлений, реализуемых на кафедре, включена дисциплина «Адаптивная физическая культура» в объеме 108 ч, позволяющая студентам получить основные знания и умения, которые пригодятся им в дальнейшей работе, в том числе при работе с особыми категориями населения. Соответственно, оканчивая вуз, все студенты-бакалавры получают начальные базовые знания о принципах, методах, методиках и средствах адаптивной физической культуры, а студенты, прослушавшие дополнительный курс «Адаптивная физическая культура», могут получить, кроме диплома о высшем образовании, еще и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.

Заключение. Таким образом, разработанная дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Адаптивная физическая культура» и описанные особенности ее реализации позволят на более высоком уровне формировать профессиональные компетенции, необходимые педагогам, тренерам, инструкторам-методистам и другим специалистам, работающим с особыми категориями населения. Гибкий подход к реализации, удобная форма обучения с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в частности образовательной платформы LMS Moodle, позволяют охватить большой пласт специалистов, работающих в образовательных организациях и организациях спортивно-оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области, не отрывая их от основной профессиональной деятельности, а также формировать целостную систему непрерывной подготовки будущих специалистов из числа студентов-бакалавров выпускного курса и студентов-магистрантов за счет получения ими дополнительного профессионального образования параллельно с получением основного диплома о высшем образовании.