Планомерное внедрение адаптивной физической культуры в систему образовательных организаций и учреждений в Российской Федерации привело к тому, что были выявлены определенные трудности и значительные противоречия, связанные с недостаточной четкостью разработки методических принципов, функций и, в ряде случаев, с актуальностью применения различных средств данного направления.
В настоящее время регионы Российской Федерации могут поделиться огромным опытом применения различного инструментария адаптивной физической культуры в работе с определенными категориями населения, а именно с инвалидами и лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (лицами с ОВЗ). Однако чаще всего эти инструменты связаны с реализацией медицинского и образовательного направлений. При этом, на наш взгляд, крайне недостаточно исследований, посвященных методическим аспектам подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры, в особенности специалистов современного уровня подготовки, связанной с активным применением дистанционных технологий и интерактивных средств обучения.
Цель исследования заключается в исследовании потребности педагогов, тренеров и инструкторов-методистов образовательных организаций, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, в обучении по дополнительным образовательным программам адаптивной направленности и анализе актуальности и востребованности разработанной дополнительной профессиональной образовательной программы «Адаптивная физическая культура», направленной на обучение соответствующих специалистов.
Материалы и методы исследования
Для решения исследовательских задач использовался комплекс методов исследования. С помощью теоретических методов: анализа научной литературы, изучения нормативных и программно-методических документов, системного анализа и обобщения – раскрывались особенности становления и развития специализированного направления – адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, анализировались особенности влияния средств и методов адаптивной физической культуры на возможность социализации и повышения уровня качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также важность профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих их непосредственное сопровождение. С помощью опроса была выявлена необходимость обучения педагогов, тренеров и инструкторов-методистов по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации адаптивной направленности. С помощью метода проектирования была разработана дополнительная профессиональная образовательная программа переподготовки «Адаптивная физическая культура», учитывающая использование профессиональных стандартов и ориентированная на особенности современной ситуации в сфере образования. Ведущим методологическим подходом был выбран системно-комплексный подход, позволяющий представить предмет исследования – подготовку специалистов адаптивных направлений – как некоторую самостоятельную сложную систему и как элемент еще более сложной системы.
Результаты исследования и их обсуждение. Адаптивная физическая культура на современном этапе – это научное направление, включающее в себя компоненты различных отраслей, в первую очередь, физической культуры, специальной педагогики и медицины. Также большое значение имеют междисциплинарные связи с определенными областями науки и направлениями. Тесную связь адаптивная физическая культура имеет с анатомией, физиологией, биомеханикой, спортивной медициной, социальной психологией, общей патологией, психодиагностикой и др.
Смена парадигмы образования и смещение фокуса на компетентностный подход не отменяют, тем не менее, стремлений педагогов к реализации идей гуманной педагогики в образовательной практике. Важная роль в этом процессе отведена подготовке специалистов, способных помочь отдельным категориям населения (лицам с ОВЗ, инвалидам) почувствовать себя полноценными членами общества. Все чаще перед такими специалистами ставится задача не только проведения специальных занятий, но и помощи в социализации, адаптации их к самостоятельной жизни, социальным нормам, к физическому труду и здоровому образу жизни. Использование инструментов адаптивной физической культуры, по нашему мнению, как раз и будет способствовать наполнению жизни инвалидов и лиц с ОВЗ новыми эмоциями и яркими впечатлениями, придаст им уверенности и в целом положительно скажется на уровне жизни [1].
Важными аспектами при подготовке специалистов, призванных работать в сфере адаптивной физической культуры, являются реализация идей гуманной педагогики, а также необходимость овладения новыми профессиональными компетенциями, системой ценностей и мотивов, необходимых им для дальнейшей работы. Вся их деятельность должна подтверждать идею, что физическая культура является «объективной жизненной потребностью, способом и условием полноценной, полноправной жизни» [2].
Адаптивная физическая культура обладает огромным потенциалом для решения большого круга вопросов, связанных с социализацией, социальной реабилитацией и социальной инвалидов и лиц с ОВЗ. Согласимся со словами А.Г. Щедриной о том, что педагог, имея в арсенале большой выбор физических упражнений и применяя разнообразные методические приемы, может передавать детям знания и формировать умения не только по основным средствам и методам физической культуры, но и по междисциплинарным [3].
Вышеизложенное приводит нас к тому, что специалисту в сфере физической культуры и спорта необходимо быть хорошо подготовленным по целому ряду дисциплин, направленных на решение медицинских, педагогических и психологических проблем у детей и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья [4, 5].
Сфера физической культуры и спорта на сегодняшний момент является динамично развивающейся и изменяющейся. Соответственно, знания, полученные специалистами во время обучения в вузах и колледжах, должны перманентно обновляться и дополняться в соответствии со сложными изменяющимися условиями, возникающими в профессиональной деятельности.
Согласимся со словами А.П. Аргуновой, которая считает, что «перед образовательными организациями, реализующими дополнительные профессиональные образовательные программы переподготовки, стоят задачи, связанные с подготовкой конкурентоспособного специалиста, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [6, с. 25].
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеется информация о том, что в содержании основных и дополнительных образовательных программ необходимо учитывать требования профессиональных стандартов. Вместе с тем в качестве результата освоения дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки выступают профессиональные компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а разработчики профессиональных стандартов говорят об «обобщенных трудовых функциях» и «трудовых функциях». Поэтому слушатель, освоивший программу профессиональной переподготовки, как правило, готовится к выполнению одной или нескольких обобщенных трудовых функций, которые отвечают присваиваемой квалификации, либо овладевает соответствующими компетенциями [7].
В 2020 г. преподавателями Российского профессионально-педагогического университета было проведено исследование, посвященное анализу необходимости обучения специалистов, работающих в образовательных организациях и организациях спортивно-оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации. В целях проведения исследования была разработана анкета для специалистов, включающая 10 вопросов. Вопросы, включенные в анкету, предполагали получение информации об имеющемся у специалистов образовании, особенностях профессиональной деятельности, профессиональных трудностях, встречающихся в работе, особенностях их профессионального развития, отношении к непрерывному образованию и необходимости в профессиональном самосовершенствовании. Важным вопросом, в том числе, стал вопрос о том, в какой области специалисты хотели бы получить дополнительное образование.
В исследовании приняли участие 127 специалистов, работающих в образовательных организациях и организациях спортивно-оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области. Анализ результатов показал, в том числе, что почти 62% респондентов в качестве направления для получения дополнительного образования указали адаптивную физическую культуру, аргументируя это тем, что возросло количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, желающих включиться в физкультурное движение, а у специалистов не хватает нормативных, методических и педагогических компетенций для реализации физкультурно-спортивной работы с данной категорией занимающихся.
С учетом вышеизложенного преподавателями кафедры на основе нормативно-правовых актов, профессионального стандарта «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре» и профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» разработана дополнительная профессиональная образовательная программа переподготовки «Адаптивная физическая культура». Данная программа была создана как ответ на запрос отраслевого рынка труда. К разработке программы привлекались специалисты профильных организаций. Программа реализуется в совместном партнерстве с государственным автономным учреждением Свердловской области «Спортивно-адаптивная школа» и Центром психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования РГППУ.
Цели программы – подготовка слушателей программы к профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры через освоение универсальных и профессиональных компетенций, а также совершенствование практических навыков и умений для решения профессионально-педагогических задач в современных условиях.
Категория слушателей: тренеры-преподаватели спортивных организаций, педагоги физической культуры образовательных организаций разных типов и уровней, студенты выпускных курсов направлений подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение и 49.03.01 Физическая культура. Программа ориентирована на обучение в течение 5–6 месяцев, объем программы – 512 ч. При разработке программы учитывалось мнение опрошенных педагогов и тренеров, которые выбрали очно-заочную форму обучение как наиболее подходящий для них вариант. В содержание программы включены 6 разделов, охватывающих все основные составляющие адаптивной физической культуры: медико-биологический блок, психолого-педагогический блок, блок теории и методики физической культуры, блоки, связанные с особенностями организации адаптивной физической культуры и адаптивным физическим воспитанием, а также наиболее практико-ориентированный блок – частные методики адаптивной физической культуры. Итоговый контроль проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы.
Теоретическая часть курса проводится с применением системы LMS Moodle. Данная платформа располагает дифференцированными компонентами, позволяющими разнообразить преподаваемый курс видеолекциями, интерактивными заданиями, возможностью размещать теоретическую информацию в разнообразных форматах, а также получать обратную связь с помощью таких инструментов, как анкета, чат, форум, опрос. Важной в условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, и невозможности проведения занятий в очном формате является возможность использования инструментов видеоконференции образовательной платформы LMS Moodle, позволяющей также получать обратную связь от слушателей и организовывать совместные обсуждения актуальных вопросов теории и практики адаптивной физической культуры.
Отработка практических навыков предполагается на базе спортивных и спортивно-образовательных организаций, располагающих соответствующей инфраструктурой, с которыми у РГППУ заключен договор.
По каждому блоку программы в системе заложен промежуточный контроль, включающий в себя как контроль теоретической подготовленности, так и демонстрацию практических навыков через размещение в системе видеоотчетов о проводимых практических занятиях и других мероприятиях, связанных с адаптивной физической культурой.
Защита выпускных квалификационных работ по программе «Адаптивная физическая культура» обычно проводится в виде очной публичной защиты, в присутствии членов комиссии. Однако в условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, защиты всех выпускных квалификационных работ рекомендовано проводить с использованием платформы «Mirapolis Virtual Room».
Набор на дополнительную профессиональную образовательную программу переподготовки проводится 2 раза в год, при этом основными слушателями являются тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ, педагоги дополнительного образования детей, педагоги образовательных организаций различных типов и уровней.
Следует отметить возрастающий интерес к дополнительным профессиональным образовательным программам и студентов выпускных курсов, обучающихся в РГППУ по различным педагогическим направлениям подготовки.
Дополнительные образовательные программы, разработанные преподавателями кафедры, в том числе и программа «Адаптивная физическая культура», предоставляют возможность гибкого подхода к обучению разных категорий слушателей; в случае набора группы из числа студентов выпускного курса РГППУ для них проводится переаттестация части учебных часов, которые студенты освоили в процессе обучения по программам бакалавриата. Необходимо отметить также, что в учебные планы вышеуказанных направлений, реализуемых на кафедре, включена дисциплина «Адаптивная физическая культура» в объеме 108 ч, позволяющая студентам получить основные знания и умения, которые пригодятся им в дальнейшей работе, в том числе при работе с особыми категориями населения. Соответственно, оканчивая вуз, все студенты-бакалавры получают начальные базовые знания о принципах, методах, методиках и средствах адаптивной физической культуры, а студенты, прослушавшие дополнительный курс «Адаптивная физическая культура», могут получить, кроме диплома о высшем образовании, еще и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Заключение. Таким образом, разработанная дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Адаптивная физическая культура» и описанные особенности ее реализации позволят на более высоком уровне формировать профессиональные компетенции, необходимые педагогам, тренерам, инструкторам-методистам и другим специалистам, работающим с особыми категориями населения. Гибкий подход к реализации, удобная форма обучения с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в частности образовательной платформы LMS Moodle, позволяют охватить большой пласт специалистов, работающих в образовательных организациях и организациях спортивно-оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области, не отрывая их от основной профессиональной деятельности, а также формировать целостную систему непрерывной подготовки будущих специалистов из числа студентов-бакалавров выпускного курса и студентов-магистрантов за счет получения ими дополнительного профессионального образования параллельно с получением основного диплома о высшем образовании.