Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF THE FEATURES OF ORGANIZATION AND CONDUCTING SWIMMING CLASSES WITH PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE OPEN DEEP SWIMMING POOL

Sazonova I.M. 1 Vereschagin A.A. 1
1 Volgogradskaya state academy of physical culture
The article provides information on the features of teaching swimming for preschool children 5–6 years old in deep open swimming pools. The features of teaching swimming in a deep indoor swimming pool, presented in the scientific literature, are analyzed. In the study, the authors present the results of a questionnaire survey of practitioners' trainers who teach children in open deep pool water conditions, their opinion on the effectiveness of using the principles, methods and means of teaching, the factors of the success of the development of motor actions by children, the optimal duration of the training time. A detailed analysis of the organizational and methodological features of conducting lessons by different coaches in different subgroups of children was carried out, the main advantages of using teaching aids and methods were determined. The authors show the results of timekeeping of the lesson and pedagogical observations of the state of those engaged in the process of training, the total and motor density of the lesson are calculated. The dynamics of changes in the duration of training sessions, the degree of children's hydration before and after classes, and the desire of children to continue their studies have been determined. The influence of exercises on changes in the state of hydrophobia in children of different groups was revealed. Practical recommendations have been developed to improve the methodology of teaching swimming for children of preschool age 5-6 years old in a deep open swimming pool.
preschool children 5-6 years old
deep
outdoor swimming pool
teaching method
fear of hydration

В последние годы большой популярностью пользуются занятия плаванием с детьми дошкольного возраста. Основные методические рекомендации по обучению плаванию дошкольников представлены для детских плавательных бассейнов в условиях детских дошкольных учреждений [1, 2]. Однако не исключением являются и занятия плаванием с детьми 5–6-летнего возраста и старше в условиях стандартных спортивно-оздоровительных бассейнов различной длины с глубиной от 1,4 до 2,2 м и более. Родители в стремлении оздоровления детей и обучения жизненно необходимому умению удерживаться и передвигаться в воде приводят детей на занятия. Тренеры детских групп часто сталкиваются с трудностями в обучении плаванию детей дошкольного возраста в условиях глубокого открытого или закрытого плавательного бассейна. Совершенствование методики занятий плаванием с детьми дошкольного возраста в условиях глубокого открытого плавательного бассейна на основе выявления положительных сторон и недостатков является задачей актуальной и практически значимой.

Целью исследования являлось совершенствование методики начального обучения плаванию детей 5–6-летнего возраста в условиях глубокого бассейна на основе выявления эффективных средств и методов обучения, особенностей организации и проведения занятий.

Исходя из цели исследования определены следующие задачи:

1. Определить особенности формирования плавательных умений (на основе анкетирования тренеров) и методики обучения плаванию детей 5–6 лет в условиях глубокого бассейна.

2. Разработать практические рекомендации по совершенствованию методики обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях глубокого бассейна на основе выявленных особенностей организации и проведения занятий.

Материал и методы исследования: обзор и анализ научной и научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, кистевая динамометрия, хронометрирование, пульсометрия, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа и синтеза специальной литературы [3, с. 51; 4, с. 29; 5, с. 148; 6, с. 81; 7, с. 307] установлено, что, несмотря на представленный весьма широко перечень особенностей методики проведения занятий по обучению плаванию в условиях глубокого бассейна, они не отражают особенности, характерные для проведения занятий в условиях открытого глубокого бассейна с детьми дошкольного возраста.

Для выявления особенностей организации и проведения занятий в условиях открытого глубокого бассейна с детьми дошкольного возраста проведены анкетирование и интервьюирование 14 тренеров второй и первой квалификационной категории, работающих с детьми дошкольного возраста в условиях открытой глубокой воды.

В результате обработки анкет и проведенных бесед установлено, что методика обучения плаванию в условиях открытого глубокого бассейна, по мнению 85,7% тренеров, опирается как на основные дидактические требования педагогики, так и на знания и практический опыт тренера (причем 60% педагогов выделили в первую очередь опыт практической работы). Наиболее значимым фактором успешного обучения 71,4% тренеров-преподавателей считают необходимость учета пола и возраста занимающихся. Второе место по значимости отдано такому фактору, как физическое развитие и уровень здоровья ребенка. А последнее место у 85,7% педагогов отведено необходимости учитывать подверженность ребенка простудным заболеваниям.

Обучение детей-дошкольников плаванию в условиях открытой глубокой воды проводится преимущественно с использованием двух методов – игрового и метода упражнений с применением поддерживающих средств, среди которых особо выделены: шест (используют 100% тренеров), надувные медицинские круги или пенопластовые пояса (используют 71,4% тренеров), ласты (42,9%), весь перечисленный арсенал, но в различном сочетании (28,6% педагогов). При этом достигнуто единодушие в вопросах оптимальной продолжительности занятий, которая, по их мнению, возрастает постепенно до 30–45 мин, и в отсутствии различий при подборе упражнений для обучения плаванию в зависимости от пола ребенка. Все тренеры-преподаватели пытаются учитывать водобоязнь ребенка при проведении занятий, однако различаются методические подходы данного учета, зависящие от степени страха перед водой и опыта работы. Все тренеры начинают обучение плаванию дошкольников с использования твердой опоры, переходя постепенно к подвижной опоре, а затем – к безопорному положению.

Вопрос об использовании различных частей акватории бассейна для обучения выявил расхождение мнений об эффективности этих действий. 42,9% тренеров категорически против использования всей акватории, обосновывая эти действия нецелесообразной тратой времени занятия. Такое же количество высказались за использование всей акватории, но не всегда. 14,5% тренеров не используют данный прием, но хотели бы его опробовать.

Обобщая полученные данные, следует отметить, что по ряду наиболее значимых вопросов организации и проведения занятий при обучении плаванию детей 5–6-летнего возраста в условиях открытого глубокого бассейна мнения тренеров расходятся и поэтому требуют дополнительной проработки.

Для выявления особенностей организации и проведения занятий проводились педагогические наблюдения за двумя группами занимающихся детей 5–6 лет, условно обозначенных «группа 1» и «группа 2». Занятия проводились двумя тренерами в разных открытых плавательных бассейнах (бассейн ФГБОУ ВО «ВГАФК» и бассейн «Дельфин») на протяжении 12 учебных занятий. В результате проведенных педагогических наблюдений установлено, что в обеих группах занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительность которых возрастала постепенно и к 4-му занятию достигла 45 мин. В группе 1 занятия с детьми проводились раздельно с девочками и мальчиками (занятия проводили 2 тренера), группа 2 занималась без деления детей по половому признаку. Целесообразно отметить, что во время первых 3 занятий с детьми 1-й группы тренеры находились в воде и помогали детям выйти из выплыва и познакомиться с акваторией плавательного бассейна. Это положительно отразилось на психоэмоциональном состоянии детей: только у 1 ребенка – девочки (11,1%) проявилась боязнь водного пространства. Остальные дети (88,9%) вели себя спокойно, адекватно реагируя на указания тренера.

Во 2-й группе детей тренер находился на бортике, помогая детям шестом. У детей возникли трудности с выходом в бассейн. У 3 детей (37,5%) наблюдался страх воды и глубины, они не всегда адекватно реагировали на указания тренера. Очевидно, сказалась сложность в организации занятий с 8 детьми или 5 и 4 детьми соответственно. Занятия с детьми 1-й группы, как с мальчиками, так и с девочками, проходили с чередованием месторасположения подгрупп: первые 3 занятия – на более мелкой части бассейна, последующие – на более глубокой и при их совмещении. 2-я группа детей занималась первые 6 занятий на «мелкой части», с 7-го занятия 75,0% детей использовали плавательную дорожку целиком. Следует отметить, что созданная организация занятий детей 1-й группы, по всей видимости, повлияла на сохранение численного состава, который остался неизменным к 12-му занятию (среди мальчиков и девочек), по сравнению с организацией занятий во 2-й группе: к 4-му занятию 2 ребенка, имеющих водобоязнь, перестали посещать учебные занятия.

В процессе занятий тренеры 1-й группы (обеих подгрупп) использовали различное сочетание поддерживающих средств – на первых 2 занятиях надувные медицинские круги и нарукавники; па последующих, в зависимости от задач урока – круги, плавательные доски, ласты. Тренеры 2-й группы также использовали весь арсенал поддерживающих средств – надувные нарукавники, круги, плавательные доски и ласты. Все занятия детей 1-й и 2-й групп проходили по урочному типу в групповой форме. При этом детям 1-й группы уделялось больше внимания, более полноценно использовался индивидуальный подход по сравнению со 2-й группой, где, несмотря на сокращение численности занимающихся, индивидуализация занятий была затруднена.

Для оценки рациональности организации занятий и рациональности влияния физической нагрузки на организм детей проводился хронометраж уроков по обучению плаванию детей 1-й и 2-й групп с контролем ЧСС за время занятий. Анализ данных протоколов хронометража свидетельствует о том, что общая и моторная плотность урока как в 1-й, так и во 2-й группах достаточно высока. Однако дети 1-й группы успевают выполнить значительно больше упражнений, затрачивая 82% времени, по сравнению с детьми 2-й группы, – 67% времени. Кроме того, во время занятий 2-й группы больше времени затрачивается на объяснение, организацию и простой во время занятия, как и на объяснение заданий. Дети 2-й группы значительную часть времени в начале занятия затратили на простой, который составил 1 мин 15 секунд, по сравнению с детьми 1-й группы – 34 секунды. Суммарное время, затраченное на организацию занятий во 2-й группе, на 4,5% больше, чем в 1-й группе. Исходя из этого следует отметить целесообразность совершенствования организации занятий во 2-й группе (в особенности начала урока).

Известно, что постепенное возрастание частоты сердечных сокращений от начала занятий (вводной части или разминки) с пиком в основной части урока и постепенным ее снижением в заключительной части является свидетельством его рациональной организации. Отдельными исследованиями установлено, что во время проведения подвижных игр частота сердечных сокращений достигает своего максимума, связанного с увеличением нагрузки и большим эмоциональным возбуждением детей. Исходя из существующих норм рационального построения занятия и распределения ЧСС проводилось сравнение физиологических кривых занятий и динамики ЧСС у детей двух групп с рекомендуемыми нормами (в % по ЧСС, рекомендуемой для каждой части урока). Показатель ЧСС, который должен обеспечить развивающий эффект для детей этой возрастной группы, находится в пределах 140–150 уд. в 1 минуту. Показатели динамики ЧСС двух групп в процессе урока по обучению плаванию в условиях глубокого открытого бассейна приведены на рисунке.

Динамика показателя ЧСС детей 1-й и 2-й групп в процессе проведения урока по обучению плаванию в условиях открытой глубокой воды (1 – до занятия; 2 – во вводной части; 3 – в начале основной части; 4 – в конце основной части, игры; 5 – в восстановительном периоде)

Анализируя полученные данные, следует отметить, что в целом дети как 1-й, так и 2-й групп получают достаточно адекватное воздействие на организм, нагрузка носит развивающий характер. Однако до занятия и во вводной части показатели ЧСС детей 1-й группы несколько превышали норму, что, по всей видимости, связано с эмоциональным возбуждением детей, пришедших на занятия. Дети 2-й группы были более спокойными, что позволило во вводной части показателям ЧСС приблизиться к рекомендуемым нормам. Изменения величин пульса в 1-й и 2-й группах в начале и конце основной части урока позволяют заключить, что физическая нагрузка для детей 1-й группы спланирована более рационально, поскольку величины ЧСС обеспечивали тренирующий эффект занятия, практически достигая должной нормы.

Для выявления дальнейших особенностей методики организации и проведения занятий анализировались данные об использовании средств и методов обучения плаванию. Результаты педагогических наблюдений позволили установить различия в использовании средств и методов обучения плаванию детей двух групп. Детям 1-й группы материал давался более доступно – задания объяснялись точным, кратким, доступным языком с использованием образных сравнений. Первостепенное значение придавалось методу показа: все движения тренер показывал в тех же условиях, в которых они разучиваются детьми. Для 2-й группы детей объяснения были более продолжительными, часто не использовались образные сравнения, показ движений осуществлялся с бортика, что, на наш взгляд, существенно затрудняло восприятие детьми необходимой информации.

В соответствии с известными особенностями развития памяти, внимания, мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.), метод показа играет одну из самых значимых ролей в процессе обучения плаванию. А это значит, что все разучиваемые детьми упражнения или движения должны быть показаны тренером. Важно осуществлять показ в таких же условиях, в которых будет выполнено упражнение (например, пловец старшей группы покажет упражнение или это сделает сам тренер). В этом случае дети лучше понимают возможности выполнения упражнения, более отчетливо представляя общую картинку движения, его структурные составляющие. Это непосредственно влияет на качество и возможность выполнения движений, придает ребенку уверенность в своих силах, смелость, решительность.

Ведущим методом при проведении занятий с детьми 1-й группы был игровой, 2-й группы – метод упражнений. Использование в занятиях с детьми 1-й группы игр и развлечений на воде позволило повысить интерес детей не только к выполнению упражнений, но к занятию в целом. Например, повторение упражнений в процессе игры проходило легко, быстро и достаточно эффективно менялись положения рук, ног, туловища, что способствовало повышению заинтересованности и снижению страха при выполнении движений. Тренеры использовали правила: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», поэтому все игры начинались с известного элемента, постепенно к нему добавлялись новые элементы, неизвестные и более сложные движения.

Использование тренерами 2-й группы в процессе обучения метода упражнений вместо игр не позволило обеспечить эмоциональность занятий, создать положительный настрой на выполнение движений. Показ тренером упражнений на бортике с объяснением не всегда позволял детям понять суть задания и упражнения, приводя или к частичному невыполнению упражнения, или к выполнению «как понял». На наш взгляд, это отрицательно сказывалось на эффективности освоения действий детьми 2-й группы. К сожалению, в процессе занятий тренер 2-й группы совсем не предоставлял, а тренер 1-й группы только в 80% случаев предоставлял детям возможность показать свои достижения и оценивал их. Однако демонстрация занимающимися своих достижений и оценка этих результатов тренером являются фактором стимуляции дальнейших успехов детей, их желания заниматься и совершенствоваться.

Тренер 1-й группы детей начинал первые 3 занятия с подготовительных упражнений на суше, которые предстояло освоить в воде, используя при этом образные сравнения. Детям предлагалось сдувать маленький кусочек бумаги с ладони, показывать, как ходят цапли в разных направлениях, высоко поднимая ноги; быть портными по разрезанию водной глади и др. Тренер 2-й группы не использовал подготовительные упражнения на суше, показывая упражнения с бортика на воде. В воде дети 1-й группы повторяли подготовительные упражнения, сделанные на суше, они делали это с удовольствием и старанием, изображая цаплю, чайник, зайчика, портного, – выполняя задания тренера. На последующих занятиях детей продолжили знакомить с подъемной силой воды.

Для сравнения эффективности методик обучения плаванию детей 1-й и 2-й групп проводилось педагогическое тестирование уровня их физической и плавательной подготовленности в начале и в конце экспериментальных исследований. Результаты приведены в таблице.

Сравнительный анализ показателей физической и плавательной подготовленности детей 1-й и 2-й групп, обучающихся плавать в условиях глубокого открытого бассейна

Показатели

В начале исследований

 

р

В конце исследований

 

р

Группа 1 (n=9) C±s

Группа 2 (n=8) C±s

Группа 1 (n=9) C±s

Группа 2 (n=6) C±s

1. Прыжок в длину с места, см

91,5±11,1

92,2±15,8

>

92,8±13,7

93,4±14,2

>

2. Вис на руках, с

5,7±2,04

5,46±2,5

>

7,08±2,41

6,21±2,8

<

3. Кистевая динамометрия, кг

4,56±1,18

4,66±1,04

>

5,38±1,33

5,24±0,95

>

4. Кол-во детей, опускающих лицо в воду

1

2

8

5

 

5. Звездочка на груди, с/кол-во человек

–/0

–/2

4,32±0,55/8

5,16±1,02/4

6. Звездочка на спине, с/ кол-во человек

2,11/1

1,25/1

25,4±1,22/9

15,7±3,14/5

<

7. Скольжение на груди, м

4,2±2,1

5,3±3,7

>

В результате анализа полученных данных следует отметить, что дети 1-й и 2-й групп по большинству показателей физической подготовленности не имеют достоверных различий. Исключение составляет уровень силовой выносливости, который достоверно выше у детей 1-й группы по завершении месячного цикла занятий. Очевидно, существенных различий следует ожидать по истечении несколько большего срока времени.

Практически не различается и уровень плавательной подготовленности детей обеих групп до начала занятий плаванием. Однако после проведенных занятий существенными различиями характеризуется уровень плавательной подготовленности детей 1-й группы с достоверным преимуществом над детьми 2-й группы. Величины прироста показателей после эксперимента значительно выше в 1-й группе – 8 человек выполнили упражнение «звездочка на груди» при нулевых показателях до эксперимента, а во 2-й группе это сделали 4 занимающихся, 2 из которых уже умели выполнять это упражнение. Аналогичные данные можно наблюдать и по количеству детей, опускающих лицо в воду. Следует отметить сохранение численного состава 1-й группы детей, в отличие от 2-й группы, в которой 2 малышей прекратили занятия в бассейне. К положительным моментам следует отнести и то, что 88,9% детей 1-й группы научились опускать лицо в воду, по сравнению с 66,7% детей 2-й группы. Дети 2-й группы лучше и более продолжительно выполнили контрольное упражнение «звездочка на груди», но при этом меньшим численным составом – 66,7%. Дети 1-й группы выполнили это упражнение несколько слабее. Противоположная картина наблюдается в результатах выполнения упражнения «звездочка на спине», где дети 1-й группы показали достоверно лучшие результаты. Мы предполагаем, что результаты выполнения этих двух контрольных упражнений являются отражением специфики методики обучения детей – в 1-й группе освоение плавательных движений начиналось со способа на спине, а во 2-й группе – со способа на груди. Это объясняет и различия в величинах показателей скольжения на груди у 1-й и 2-й групп детей с некоторым недостоверным преимуществом занимающихся во 2-й группе детей над 1-й группой.

Косвенным показателем большей эффективности методики занятий 1-й группы детей служат и результаты оценки степени водобоязни у детей обеих групп до и после проведения занятий на основе интервьюирования занимающихся детей. В начале проведения занятий у детей как 1-й, так и 2-й группы наблюдалось преобладание высокой (1-й и 2-й степени) водобоязни при занятиях в глубокой открытой воде. Однако после завершения месячного цикла занятий дети 1-й группы существенно изменили свое отношение к водному пространству – 88,9% детей имели или незначительный испуг, или полное отсутствие страха при наличии желания продолжать занятия. На наш взгляд, существенные изменения в отношении детей к глубокой открытой воде произошли благодаря методическим особенностям проведения занятий (нахождение тренера с первых занятий в воде, использование подготовительных упражнений на суше перед занятиями в воде, использование игр и упражнений с образными сравнениями и др.). Во 2-й группе 33,3% детей прекратили занятия, 16,7% имеет панический страх, приходя на занятие со слезами, 33,4% – пытаются контролировать свой страх, приходя на занятие с желанием. Очевидно, тренерам-преподавателям, занимающимся с детьми 2-й группы, целесообразно учитывать водобоязнь детей и использовать более действенные методические подходы.

Выводы

Большинство тренеров (71,4%) считают обязательным условием успешного обучения учет пола, возраста и степени водобоязни детей при постепенном возрастании продолжительности занятий от 30 до 45 мин. Выявлена необходимость вариативности использования в процессе обучения поддерживающих средств и постепенности перехода к безопорному положению.

Методика обучения плаванию детей 1-й группы с использованием контроля их состояния по внешним признакам и динамике ЧСС, а также с последующим внесением целесообразных коррективов в занятие при методически обоснованном использовании серии подводящих упражнений на суше и нахождении тренера в воде показала большую эффективность.

Практические рекомендации

- На занятиях соблюдать «железную» дисциплину, не допуская: опозданий, баловства, пропусков занятий без уважительной причины, лени, самостоятельных решений о прекращении занятия и уходе без предупреждения.

- Предварительно выявлять категорию детей с водобоязнью и проводить с ними предварительную подготовку, которая может включать и домашние задания.

- Вести учет таких показателей, как: посещаемость, «успеваемость» (результаты выполнения детьми контрольных упражнений или заданий «открытых уроков»), частота и длительность простудных заболеваний, особенности реакции на изменения окружающей среды.

-При проведении занятий по обучению плаванию использовать преимущественно игровой метод (в соотношении: игровой метод 65–80%, метод упражнений 20–35%).

- Первые занятия должны проходить с преимущественным использованием подгруппы упражнений, направленных на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды, особенно для детей, имеющих водобоязнь.

- Начинать обучение целесообразно с создания представления об изучаемом движении или элементе, при этом одним из условий эффективности является показ упражнения или элемента каким-либо учеником, тренером, старшим товарищем.

Разработать и использовать в процессе занятий систему контроля и учета достижений занимающихся, обязательным элементом которой являются ежемесячные «открытые уроки» с оценкой результатов освоения программы.