В последние годы большой популярностью пользуются занятия плаванием с детьми дошкольного возраста. Основные методические рекомендации по обучению плаванию дошкольников представлены для детских плавательных бассейнов в условиях детских дошкольных учреждений [1, 2]. Однако не исключением являются и занятия плаванием с детьми 5–6-летнего возраста и старше в условиях стандартных спортивно-оздоровительных бассейнов различной длины с глубиной от 1,4 до 2,2 м и более. Родители в стремлении оздоровления детей и обучения жизненно необходимому умению удерживаться и передвигаться в воде приводят детей на занятия. Тренеры детских групп часто сталкиваются с трудностями в обучении плаванию детей дошкольного возраста в условиях глубокого открытого или закрытого плавательного бассейна. Совершенствование методики занятий плаванием с детьми дошкольного возраста в условиях глубокого открытого плавательного бассейна на основе выявления положительных сторон и недостатков является задачей актуальной и практически значимой.
Целью исследования являлось совершенствование методики начального обучения плаванию детей 5–6-летнего возраста в условиях глубокого бассейна на основе выявления эффективных средств и методов обучения, особенностей организации и проведения занятий.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Определить особенности формирования плавательных умений (на основе анкетирования тренеров) и методики обучения плаванию детей 5–6 лет в условиях глубокого бассейна.
2. Разработать практические рекомендации по совершенствованию методики обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях глубокого бассейна на основе выявленных особенностей организации и проведения занятий.
Материал и методы исследования: обзор и анализ научной и научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, кистевая динамометрия, хронометрирование, пульсометрия, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа и синтеза специальной литературы [3, с. 51; 4, с. 29; 5, с. 148; 6, с. 81; 7, с. 307] установлено, что, несмотря на представленный весьма широко перечень особенностей методики проведения занятий по обучению плаванию в условиях глубокого бассейна, они не отражают особенности, характерные для проведения занятий в условиях открытого глубокого бассейна с детьми дошкольного возраста.
Для выявления особенностей организации и проведения занятий в условиях открытого глубокого бассейна с детьми дошкольного возраста проведены анкетирование и интервьюирование 14 тренеров второй и первой квалификационной категории, работающих с детьми дошкольного возраста в условиях открытой глубокой воды.
В результате обработки анкет и проведенных бесед установлено, что методика обучения плаванию в условиях открытого глубокого бассейна, по мнению 85,7% тренеров, опирается как на основные дидактические требования педагогики, так и на знания и практический опыт тренера (причем 60% педагогов выделили в первую очередь опыт практической работы). Наиболее значимым фактором успешного обучения 71,4% тренеров-преподавателей считают необходимость учета пола и возраста занимающихся. Второе место по значимости отдано такому фактору, как физическое развитие и уровень здоровья ребенка. А последнее место у 85,7% педагогов отведено необходимости учитывать подверженность ребенка простудным заболеваниям.
Обучение детей-дошкольников плаванию в условиях открытой глубокой воды проводится преимущественно с использованием двух методов – игрового и метода упражнений с применением поддерживающих средств, среди которых особо выделены: шест (используют 100% тренеров), надувные медицинские круги или пенопластовые пояса (используют 71,4% тренеров), ласты (42,9%), весь перечисленный арсенал, но в различном сочетании (28,6% педагогов). При этом достигнуто единодушие в вопросах оптимальной продолжительности занятий, которая, по их мнению, возрастает постепенно до 30–45 мин, и в отсутствии различий при подборе упражнений для обучения плаванию в зависимости от пола ребенка. Все тренеры-преподаватели пытаются учитывать водобоязнь ребенка при проведении занятий, однако различаются методические подходы данного учета, зависящие от степени страха перед водой и опыта работы. Все тренеры начинают обучение плаванию дошкольников с использования твердой опоры, переходя постепенно к подвижной опоре, а затем – к безопорному положению.
Вопрос об использовании различных частей акватории бассейна для обучения выявил расхождение мнений об эффективности этих действий. 42,9% тренеров категорически против использования всей акватории, обосновывая эти действия нецелесообразной тратой времени занятия. Такое же количество высказались за использование всей акватории, но не всегда. 14,5% тренеров не используют данный прием, но хотели бы его опробовать.
Обобщая полученные данные, следует отметить, что по ряду наиболее значимых вопросов организации и проведения занятий при обучении плаванию детей 5–6-летнего возраста в условиях открытого глубокого бассейна мнения тренеров расходятся и поэтому требуют дополнительной проработки.
Для выявления особенностей организации и проведения занятий проводились педагогические наблюдения за двумя группами занимающихся детей 5–6 лет, условно обозначенных «группа 1» и «группа 2». Занятия проводились двумя тренерами в разных открытых плавательных бассейнах (бассейн ФГБОУ ВО «ВГАФК» и бассейн «Дельфин») на протяжении 12 учебных занятий. В результате проведенных педагогических наблюдений установлено, что в обеих группах занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительность которых возрастала постепенно и к 4-му занятию достигла 45 мин. В группе 1 занятия с детьми проводились раздельно с девочками и мальчиками (занятия проводили 2 тренера), группа 2 занималась без деления детей по половому признаку. Целесообразно отметить, что во время первых 3 занятий с детьми 1-й группы тренеры находились в воде и помогали детям выйти из выплыва и познакомиться с акваторией плавательного бассейна. Это положительно отразилось на психоэмоциональном состоянии детей: только у 1 ребенка – девочки (11,1%) проявилась боязнь водного пространства. Остальные дети (88,9%) вели себя спокойно, адекватно реагируя на указания тренера.
Во 2-й группе детей тренер находился на бортике, помогая детям шестом. У детей возникли трудности с выходом в бассейн. У 3 детей (37,5%) наблюдался страх воды и глубины, они не всегда адекватно реагировали на указания тренера. Очевидно, сказалась сложность в организации занятий с 8 детьми или 5 и 4 детьми соответственно. Занятия с детьми 1-й группы, как с мальчиками, так и с девочками, проходили с чередованием месторасположения подгрупп: первые 3 занятия – на более мелкой части бассейна, последующие – на более глубокой и при их совмещении. 2-я группа детей занималась первые 6 занятий на «мелкой части», с 7-го занятия 75,0% детей использовали плавательную дорожку целиком. Следует отметить, что созданная организация занятий детей 1-й группы, по всей видимости, повлияла на сохранение численного состава, который остался неизменным к 12-му занятию (среди мальчиков и девочек), по сравнению с организацией занятий во 2-й группе: к 4-му занятию 2 ребенка, имеющих водобоязнь, перестали посещать учебные занятия.
В процессе занятий тренеры 1-й группы (обеих подгрупп) использовали различное сочетание поддерживающих средств – на первых 2 занятиях надувные медицинские круги и нарукавники; па последующих, в зависимости от задач урока – круги, плавательные доски, ласты. Тренеры 2-й группы также использовали весь арсенал поддерживающих средств – надувные нарукавники, круги, плавательные доски и ласты. Все занятия детей 1-й и 2-й групп проходили по урочному типу в групповой форме. При этом детям 1-й группы уделялось больше внимания, более полноценно использовался индивидуальный подход по сравнению со 2-й группой, где, несмотря на сокращение численности занимающихся, индивидуализация занятий была затруднена.
Для оценки рациональности организации занятий и рациональности влияния физической нагрузки на организм детей проводился хронометраж уроков по обучению плаванию детей 1-й и 2-й групп с контролем ЧСС за время занятий. Анализ данных протоколов хронометража свидетельствует о том, что общая и моторная плотность урока как в 1-й, так и во 2-й группах достаточно высока. Однако дети 1-й группы успевают выполнить значительно больше упражнений, затрачивая 82% времени, по сравнению с детьми 2-й группы, – 67% времени. Кроме того, во время занятий 2-й группы больше времени затрачивается на объяснение, организацию и простой во время занятия, как и на объяснение заданий. Дети 2-й группы значительную часть времени в начале занятия затратили на простой, который составил 1 мин 15 секунд, по сравнению с детьми 1-й группы – 34 секунды. Суммарное время, затраченное на организацию занятий во 2-й группе, на 4,5% больше, чем в 1-й группе. Исходя из этого следует отметить целесообразность совершенствования организации занятий во 2-й группе (в особенности начала урока).
Известно, что постепенное возрастание частоты сердечных сокращений от начала занятий (вводной части или разминки) с пиком в основной части урока и постепенным ее снижением в заключительной части является свидетельством его рациональной организации. Отдельными исследованиями установлено, что во время проведения подвижных игр частота сердечных сокращений достигает своего максимума, связанного с увеличением нагрузки и большим эмоциональным возбуждением детей. Исходя из существующих норм рационального построения занятия и распределения ЧСС проводилось сравнение физиологических кривых занятий и динамики ЧСС у детей двух групп с рекомендуемыми нормами (в % по ЧСС, рекомендуемой для каждой части урока). Показатель ЧСС, который должен обеспечить развивающий эффект для детей этой возрастной группы, находится в пределах 140–150 уд. в 1 минуту. Показатели динамики ЧСС двух групп в процессе урока по обучению плаванию в условиях глубокого открытого бассейна приведены на рисунке.
Динамика показателя ЧСС детей 1-й и 2-й групп в процессе проведения урока по обучению плаванию в условиях открытой глубокой воды (1 – до занятия; 2 – во вводной части; 3 – в начале основной части; 4 – в конце основной части, игры; 5 – в восстановительном периоде)
Анализируя полученные данные, следует отметить, что в целом дети как 1-й, так и 2-й групп получают достаточно адекватное воздействие на организм, нагрузка носит развивающий характер. Однако до занятия и во вводной части показатели ЧСС детей 1-й группы несколько превышали норму, что, по всей видимости, связано с эмоциональным возбуждением детей, пришедших на занятия. Дети 2-й группы были более спокойными, что позволило во вводной части показателям ЧСС приблизиться к рекомендуемым нормам. Изменения величин пульса в 1-й и 2-й группах в начале и конце основной части урока позволяют заключить, что физическая нагрузка для детей 1-й группы спланирована более рационально, поскольку величины ЧСС обеспечивали тренирующий эффект занятия, практически достигая должной нормы.
Для выявления дальнейших особенностей методики организации и проведения занятий анализировались данные об использовании средств и методов обучения плаванию. Результаты педагогических наблюдений позволили установить различия в использовании средств и методов обучения плаванию детей двух групп. Детям 1-й группы материал давался более доступно – задания объяснялись точным, кратким, доступным языком с использованием образных сравнений. Первостепенное значение придавалось методу показа: все движения тренер показывал в тех же условиях, в которых они разучиваются детьми. Для 2-й группы детей объяснения были более продолжительными, часто не использовались образные сравнения, показ движений осуществлялся с бортика, что, на наш взгляд, существенно затрудняло восприятие детьми необходимой информации.
В соответствии с известными особенностями развития памяти, внимания, мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.), метод показа играет одну из самых значимых ролей в процессе обучения плаванию. А это значит, что все разучиваемые детьми упражнения или движения должны быть показаны тренером. Важно осуществлять показ в таких же условиях, в которых будет выполнено упражнение (например, пловец старшей группы покажет упражнение или это сделает сам тренер). В этом случае дети лучше понимают возможности выполнения упражнения, более отчетливо представляя общую картинку движения, его структурные составляющие. Это непосредственно влияет на качество и возможность выполнения движений, придает ребенку уверенность в своих силах, смелость, решительность.
Ведущим методом при проведении занятий с детьми 1-й группы был игровой, 2-й группы – метод упражнений. Использование в занятиях с детьми 1-й группы игр и развлечений на воде позволило повысить интерес детей не только к выполнению упражнений, но к занятию в целом. Например, повторение упражнений в процессе игры проходило легко, быстро и достаточно эффективно менялись положения рук, ног, туловища, что способствовало повышению заинтересованности и снижению страха при выполнении движений. Тренеры использовали правила: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», поэтому все игры начинались с известного элемента, постепенно к нему добавлялись новые элементы, неизвестные и более сложные движения.
Использование тренерами 2-й группы в процессе обучения метода упражнений вместо игр не позволило обеспечить эмоциональность занятий, создать положительный настрой на выполнение движений. Показ тренером упражнений на бортике с объяснением не всегда позволял детям понять суть задания и упражнения, приводя или к частичному невыполнению упражнения, или к выполнению «как понял». На наш взгляд, это отрицательно сказывалось на эффективности освоения действий детьми 2-й группы. К сожалению, в процессе занятий тренер 2-й группы совсем не предоставлял, а тренер 1-й группы только в 80% случаев предоставлял детям возможность показать свои достижения и оценивал их. Однако демонстрация занимающимися своих достижений и оценка этих результатов тренером являются фактором стимуляции дальнейших успехов детей, их желания заниматься и совершенствоваться.
Тренер 1-й группы детей начинал первые 3 занятия с подготовительных упражнений на суше, которые предстояло освоить в воде, используя при этом образные сравнения. Детям предлагалось сдувать маленький кусочек бумаги с ладони, показывать, как ходят цапли в разных направлениях, высоко поднимая ноги; быть портными по разрезанию водной глади и др. Тренер 2-й группы не использовал подготовительные упражнения на суше, показывая упражнения с бортика на воде. В воде дети 1-й группы повторяли подготовительные упражнения, сделанные на суше, они делали это с удовольствием и старанием, изображая цаплю, чайник, зайчика, портного, – выполняя задания тренера. На последующих занятиях детей продолжили знакомить с подъемной силой воды.
Для сравнения эффективности методик обучения плаванию детей 1-й и 2-й групп проводилось педагогическое тестирование уровня их физической и плавательной подготовленности в начале и в конце экспериментальных исследований. Результаты приведены в таблице.
Сравнительный анализ показателей физической и плавательной подготовленности детей 1-й и 2-й групп, обучающихся плавать в условиях глубокого открытого бассейна
Показатели |
В начале исследований |
р |
В конце исследований |
р |
||
Группа 1 (n=9) C±s |
Группа 2 (n=8) C±s |
Группа 1 (n=9) C±s |
Группа 2 (n=6) C±s |
|||
1. Прыжок в длину с места, см |
91,5±11,1 |
92,2±15,8 |
> |
92,8±13,7 |
93,4±14,2 |
> |
2. Вис на руках, с |
5,7±2,04 |
5,46±2,5 |
> |
7,08±2,41 |
6,21±2,8 |
< |
3. Кистевая динамометрия, кг |
4,56±1,18 |
4,66±1,04 |
> |
5,38±1,33 |
5,24±0,95 |
> |
4. Кол-во детей, опускающих лицо в воду |
1 |
2 |
– |
8 |
5 |
|
5. Звездочка на груди, с/кол-во человек |
–/0 |
–/2 |
– |
4,32±0,55/8 |
5,16±1,02/4 |
– |
6. Звездочка на спине, с/ кол-во человек |
2,11/1 |
1,25/1 |
– |
25,4±1,22/9 |
15,7±3,14/5 |
< |
7. Скольжение на груди, м |
– |
– |
– |
4,2±2,1 |
5,3±3,7 |
> |
В результате анализа полученных данных следует отметить, что дети 1-й и 2-й групп по большинству показателей физической подготовленности не имеют достоверных различий. Исключение составляет уровень силовой выносливости, который достоверно выше у детей 1-й группы по завершении месячного цикла занятий. Очевидно, существенных различий следует ожидать по истечении несколько большего срока времени.
Практически не различается и уровень плавательной подготовленности детей обеих групп до начала занятий плаванием. Однако после проведенных занятий существенными различиями характеризуется уровень плавательной подготовленности детей 1-й группы с достоверным преимуществом над детьми 2-й группы. Величины прироста показателей после эксперимента значительно выше в 1-й группе – 8 человек выполнили упражнение «звездочка на груди» при нулевых показателях до эксперимента, а во 2-й группе это сделали 4 занимающихся, 2 из которых уже умели выполнять это упражнение. Аналогичные данные можно наблюдать и по количеству детей, опускающих лицо в воду. Следует отметить сохранение численного состава 1-й группы детей, в отличие от 2-й группы, в которой 2 малышей прекратили занятия в бассейне. К положительным моментам следует отнести и то, что 88,9% детей 1-й группы научились опускать лицо в воду, по сравнению с 66,7% детей 2-й группы. Дети 2-й группы лучше и более продолжительно выполнили контрольное упражнение «звездочка на груди», но при этом меньшим численным составом – 66,7%. Дети 1-й группы выполнили это упражнение несколько слабее. Противоположная картина наблюдается в результатах выполнения упражнения «звездочка на спине», где дети 1-й группы показали достоверно лучшие результаты. Мы предполагаем, что результаты выполнения этих двух контрольных упражнений являются отражением специфики методики обучения детей – в 1-й группе освоение плавательных движений начиналось со способа на спине, а во 2-й группе – со способа на груди. Это объясняет и различия в величинах показателей скольжения на груди у 1-й и 2-й групп детей с некоторым недостоверным преимуществом занимающихся во 2-й группе детей над 1-й группой.
Косвенным показателем большей эффективности методики занятий 1-й группы детей служат и результаты оценки степени водобоязни у детей обеих групп до и после проведения занятий на основе интервьюирования занимающихся детей. В начале проведения занятий у детей как 1-й, так и 2-й группы наблюдалось преобладание высокой (1-й и 2-й степени) водобоязни при занятиях в глубокой открытой воде. Однако после завершения месячного цикла занятий дети 1-й группы существенно изменили свое отношение к водному пространству – 88,9% детей имели или незначительный испуг, или полное отсутствие страха при наличии желания продолжать занятия. На наш взгляд, существенные изменения в отношении детей к глубокой открытой воде произошли благодаря методическим особенностям проведения занятий (нахождение тренера с первых занятий в воде, использование подготовительных упражнений на суше перед занятиями в воде, использование игр и упражнений с образными сравнениями и др.). Во 2-й группе 33,3% детей прекратили занятия, 16,7% имеет панический страх, приходя на занятие со слезами, 33,4% – пытаются контролировать свой страх, приходя на занятие с желанием. Очевидно, тренерам-преподавателям, занимающимся с детьми 2-й группы, целесообразно учитывать водобоязнь детей и использовать более действенные методические подходы.
Выводы
Большинство тренеров (71,4%) считают обязательным условием успешного обучения учет пола, возраста и степени водобоязни детей при постепенном возрастании продолжительности занятий от 30 до 45 мин. Выявлена необходимость вариативности использования в процессе обучения поддерживающих средств и постепенности перехода к безопорному положению.
Методика обучения плаванию детей 1-й группы с использованием контроля их состояния по внешним признакам и динамике ЧСС, а также с последующим внесением целесообразных коррективов в занятие при методически обоснованном использовании серии подводящих упражнений на суше и нахождении тренера в воде показала большую эффективность.
Практические рекомендации
- На занятиях соблюдать «железную» дисциплину, не допуская: опозданий, баловства, пропусков занятий без уважительной причины, лени, самостоятельных решений о прекращении занятия и уходе без предупреждения.
- Предварительно выявлять категорию детей с водобоязнью и проводить с ними предварительную подготовку, которая может включать и домашние задания.
- Вести учет таких показателей, как: посещаемость, «успеваемость» (результаты выполнения детьми контрольных упражнений или заданий «открытых уроков»), частота и длительность простудных заболеваний, особенности реакции на изменения окружающей среды.
-При проведении занятий по обучению плаванию использовать преимущественно игровой метод (в соотношении: игровой метод 65–80%, метод упражнений 20–35%).
- Первые занятия должны проходить с преимущественным использованием подгруппы упражнений, направленных на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды, особенно для детей, имеющих водобоязнь.
- Начинать обучение целесообразно с создания представления об изучаемом движении или элементе, при этом одним из условий эффективности является показ упражнения или элемента каким-либо учеником, тренером, старшим товарищем.
Разработать и использовать в процессе занятий систему контроля и учета достижений занимающихся, обязательным элементом которой являются ежемесячные «открытые уроки» с оценкой результатов освоения программы.