Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE WORKBOOK IN THE DISCIPLINE "GENERAL SURGERY"

Vinnik Yu.S. 1 Dunaevskaya S.S. 1 Soloveva N.S. 1 Baldenkova M.V. 1 Chavkunkin V.F. 1
1 FSBEE HE «Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetzkiy»
An important task of any taught discipline is the accessibility and comprehensiveness of the subject being studied, in connection with which employees of the medical university develop ways of interacting with students. The control of knowledge and skills is an important part of the learning process. The purpose of the work is to evaluate the effectiveness of the use of work notebooks in students of the 3rd year of the Faculty of Medicine in the discipline "General Surgery." The effectiveness of the workbook for students of the 3rd year of the Faculty of Medicine in the discipline "General Surgery" was evaluated. The workbook was developed by employees of the Department of Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky. The tutorial contains a summary of the lesson topic, as well as control, including tests, tasks, questions, and other tasks. The workbook was developed as an alternative to the album that students had previously kept. In preparation for the lesson, the student performs tasks, records definitions of concepts, classification, test control, tasks. According to the results of the survey, it follows that the use of a workbook to prepare for practical classes in the discipline of "general surgery" in students of the 3rd year of the Faculty of Medicine is more convenient compared to the old format of album management.
general surgery
workbook
preparation for classes
knowledge control
learning process

Образовательная система, как и другие системы, претерпевает изменения, соответствующие современным требованиям [1]. Наряду с традиционным контролем знаний, применяются новые, удовлетворяющие современным требованиям. С целью воспитания и образования поколения студентов ставятся новые задачи и модернизация педагогического образования, происходит глобальная информатизация общества, что является доминирующей тенденцией в развитии учебного процесса. Ускоренное внедрение информационных технологий, а также средств коммуникации способствует появлению новейшей информационной среды, формируется информационное, постиндустриальное общество [2; 3].

Перед системой образования стоит важная задача: подготовить в процессе обучения специалиста, способного к ответственным действиям, принятию решений в профессиональной деятельности и жизни общества, учитывая ежедневно развивающуюся информационную среду. Необходимо получение образования, позволяющего применение новейших информационных технологий, в формировании мировоззрения и миропонимания [4].

Одним из важных вопросов обучения студентов в медицинском вузе является ориентация студента уже с младших курсов на получение узкоспециализированного обучения. Большинство специалистов отмечают, что студентоцентрированное обучение придает учебному процессу мотивацию и стимул, тем самым создавая условия для получения более качественного образования. В данных условиях студент стремится получить дополнительные профессиональные навыки и умения, получая профессиональные компетенции. Таким образом, формируются компетенции по определенной дисциплине. Студентоцентрированное обучение реализуется за счет создания определенных инструментов обучения, направленных как на развитие образа мышления, так и культуру обучения. Данный вид обучения ориентирован на активную роль студента в учебном процессе, что развивает критическое мышление и позволяет быстро ориентироваться в экстренных ситуациях [4].

Учитывая вышеизложенное, в статье проведен теоретический анализ внедрения рабочих тетрадей и новых способов взаимодействия в процесс обучения как фактора мотивации студентов в получении знаний. Модернизация педагогического образования происходит благодаря применению новейших информационных средств, что позволяет достигнуть более высоких результатов, играющих непосредственную роль в дальнейшем развитии как отдельного человека, так и общества в целом [5]. Наиболее перспективными формами обучения на сегодняшний день являются компьютерные телекоммуникации, различные учебные пособия [1]. Анализируя научную литературу, можно провести условную дифференциацию средств, внедряемых в процесс обучения, как на занятиях, так и при подготовке в домашних условиях. Например, благодаря появлению персональных компьютеров и обучающих программ, учебных пособий, новых способов взаимодействия со студентами, отмечается рост интереса обучающихся к изучаемому материалу. Студенты могут выполнять следующие функции в ходе учебного процесса: дифференциация и индивидуализация процесса обучения, контроль знаний с диагностикой ошибок, самокоррекция, получение доступной информации, возможность моделирования изучаемых процессов, развитие клинического мышления, помогающего принимать правильное решение в различных ситуациях на практике [6].

Разработанные нами рабочие тетради внедрены в процесс обучения как в электронном, так и в стандартном печатном виде, благодаря чему возможно применение при очном обучении, а также для дистанционного обучения, что актуально в условиях пандемии COVID-19. В рабочей тетради сгруппированы задания от простого к сложному, что позволяет оценить, насколько доступен и понятен материал. Темы занятия, согласно рабочей программе для студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Общая хирургия», отражены в рабочей тетради, включая краткое содержание материала, источники дополнительной литературы, различные задания, выполнение которых способствует подготовке студента как к занятию, так и к успешной сдаче экзамена по предмету. Внедрение новых средств обучения позволяет повысить уровень знаний студента, получить значимую и необходимую информацию для самостоятельной практической деятельности.

Область применения рабочих тетрадей для самостоятельной работы студентов: подготовка к практическим занятиям.

Целью работы является оценка эффективности использования рабочих тетрадей у студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Общая хирургия».

Материалы и методы исследования. Была проведена оценка эффективности рабочей тетради для студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Общая хирургия». Рабочая тетрадь разработана сотрудниками кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого.

Учебное пособие содержит краткое содержание темы занятия, а также контроль, включающий стандартные задания, такие как тесты, ситуационные задачи, вопросы для самоконтроля, а также задания, формирующие клиническое мышление, практико-ориентирование: схемы, алгоритмы, варианты нестандартных ситуаций. Рабочая тетрадь включает в себя основные темы по дисциплине «Общая хирургия»: десмургия, асептика и антисептика, кровотечение и трансфузиология, анестезиология и реаниматология, основы травматологии, методика обследования хирургического больного, основы гнойно-септической хирургии. Таким образом, при работе с тетрадью студент выполняет задания, направленные на освоение не только теоретического, но и практического материала.

Рабочая тетрадь разработана в качестве альтернативы альбому, который студенты вели ранее. Заполнение альбома включало описательный материал (основные определения и классификации) и иллюстративный материал (заполнение схем и рисунков). При подготовке к занятию студент выполняет задания, записывает определения понятий, заполняет классификации, дает ответы на тестовый контроль и ситуационные задачи, а также выполняет задания, позволяющие сформировать клиническое мышление студента и применить на практике в той или иной ситуации.

Рабочие тетради доступны каждому авторизированному пользователю на официальном сайте университета, для работы с рабочей тетрадью студент распечатывает ее по необходимости.

Данный способ контроля знаний был включен в учебный процесс дисциплины «Общая хирургия», на базе кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого».

Для исследования эффективности использования студентами рабочих тетрадей было проведено анкетирование 34 студентов 3 курса по специальности «Лечебное дело» с применением Google Формы.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Помогает ли рабочая тетрадь полноценно усвоить материал?

2. Вам удобнее усваивать материал в текстовом или иллюстрированном формате?

3. Помогает ли задание «Напишите определение понятия»?

4. Правильно ли, на ваш взгляд, структурирован и представлен материал в рабочей тетради?

5. Были ли трудности при использовании рабочей тетради?

6. Какое количество заданий вы считаете оптимальным при подготовке к занятию?

7. По вашему мнению, необходимо ли заполнение рабочей тетради при подготовке к занятию?

8. Как вы считаете, поможет ли представленная рабочая тетрадь успешно подготовиться к экзамену по данной дисциплине?

9. Считаете ли вы, что эффективность подготовки к занятиям будет значительно выше с использованием рабочей тетради?

10. Какое количество времени вы считаете оптимальным для подготовки к занятию с применением рабочей тетради?

В работе применены методы корректного статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. В анкетировании приняли участие 34 респондента. Полученные нами данные позволяют говорить о том, что 67,6% пользователей рабочая тетрадь помогает полноценно усвоить материал, 32,4% - рабочая тетрадь не помогает полноценно усвоить материал (рис. 1). За счет внедрения в рабочую тетрадь элементов самоконтроля, таких как решение тестовых заданий, ситуационных задач, заполнение иллюстративных заданий, повышается усвоение заданного материала.

 

Рис. 1. Результаты опроса по вопросам № 1, 2

Материал лучше усваивается в виде иллюстрации у 35,3% обучающихся, в виде текста - у 2,9%, в комбинированном формате – у 61,8% (рис. 1). Комбинированная подача учебного материала лучше воспринимается студентами.

Написание определения понятия помогает усвоить материал 76,5%, 23,5% считают, что нет (рис. 2). При выполнении данного задания студент лучше запоминает определение, а также использует рабочую тетрадь непосредственно во время занятия.

Рис. 2. Результаты опроса по вопросам № 3, 4

Материал структурирован правильно, по мнению 97,1% студентов, однако 2,9% считают структуру материала неправильной (рис. 2). Материал структурирован согласно темам занятий, каждая тема включает в себя аннотацию и затем комплекс заданий для самоконтроля и закрепления усвоенного материала.

Трудностей при использовании тетради не возникало у 82,4%, 17,6% считают иначе (рис. 3). Среди основных трудностей в использовании рабочей тетради студенты отмечают трудозатратность при выполнении заданий для самоподготовки, что, несомненно, также является и положительным моментом при работе с учебным пособием.

Рис. 3. Результаты опроса по вопросам № 5, 6

Оптимальным при подготовке к занятию 4-5 заданий считают по 32,4%, 3 задания - 29,4%, 2 задания - 5,8% (рис. 3).

Необходимым заполнение рабочей тетради при подготовке к занятию считают 73,5%, 26,5% считают иначе (рис. 4). Заполнение рабочих тетрадей позволяет студентам эффективнее подготовиться к практическому занятию и использовать тетрадь для повторения пройденного учебного материала.

Рис. 4. Результаты опроса по вопросам № 7, 8

Представленная рабочая тетрадь поможет при подготовке к экзамену 70,6% опрошенных, не поможет – 29,4% (рис. 4). Заполненная рабочая тетрадь позволяет ее использовать для повторения пройденного материала и подготовки к экзамену.

С использованием тетради эффективность подготовки выше у 58,8%, ответили иначе 41,2 % (рис. 5).

Рис. 5. Результаты опроса по вопросам № 9, 10

Оптимальное количество времени для подготовки к занятию с применением рабочей тетради занимает у 52,9% студентов 1 час, у 44,1% студентов - 2 часа и у 3% респондентов - 3 часа (рис. 5). Таким образом, большинство студентов выполняют задание, укладываясь в среднее время, которое они ежедневно затрачивают на подготовку к практическим занятиям.

Важным параметром оценки эффективности использования учебных пособий выступают оценки, полученные в период промежуточной аттестации по дисциплине, или уровень формирования практических навыков, поэтому эффективность применения рабочих тетрадей была оценена по результатам промежуточной аттестации по дисциплине «Общая хирургия».

В сравнении с результатами предыдущей промежуточной аттестации обращает на себя внимание повышение среднего балла на 0,24; общая успеваемость увеличилась на 6,31%; качественный показатель повысился на 4,11%. При анализе полученных результатов выявлено увеличение основных показателей среднего балла, общей успеваемости и качественного показателя, что, возможно, произошло и за счет внедрения в учебный процесс рабочей тетради по дисциплине.

Заключение

1. По результатам проведенного опроса следует отметить, что применение рабочей тетради для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Общая хирургия» у студентов 3 курса лечебного факультета является более удобным и эффективным в сравнении со старым форматом ведения альбомов.

2. Рабочие тетради позволяют значительно лучше подготовиться как к занятиям, так и к экзамену. Материал, представленный в рабочей тетради по дисциплине «Общая хирургия», структурирован правильно, что позволяет без каких-либо трудностей усвоить тему занятия.

3. Эффективность применения рабочей тетради также доказана улучшением результатов по промежуточной аттестации по дисциплине «Общая хирургия».