Образовательная система, как и другие системы, претерпевает изменения, соответствующие современным требованиям [1]. Наряду с традиционным контролем знаний, применяются новые, удовлетворяющие современным требованиям. С целью воспитания и образования поколения студентов ставятся новые задачи и модернизация педагогического образования, происходит глобальная информатизация общества, что является доминирующей тенденцией в развитии учебного процесса. Ускоренное внедрение информационных технологий, а также средств коммуникации способствует появлению новейшей информационной среды, формируется информационное, постиндустриальное общество [2; 3].
Перед системой образования стоит важная задача: подготовить в процессе обучения специалиста, способного к ответственным действиям, принятию решений в профессиональной деятельности и жизни общества, учитывая ежедневно развивающуюся информационную среду. Необходимо получение образования, позволяющего применение новейших информационных технологий, в формировании мировоззрения и миропонимания [4].
Одним из важных вопросов обучения студентов в медицинском вузе является ориентация студента уже с младших курсов на получение узкоспециализированного обучения. Большинство специалистов отмечают, что студентоцентрированное обучение придает учебному процессу мотивацию и стимул, тем самым создавая условия для получения более качественного образования. В данных условиях студент стремится получить дополнительные профессиональные навыки и умения, получая профессиональные компетенции. Таким образом, формируются компетенции по определенной дисциплине. Студентоцентрированное обучение реализуется за счет создания определенных инструментов обучения, направленных как на развитие образа мышления, так и культуру обучения. Данный вид обучения ориентирован на активную роль студента в учебном процессе, что развивает критическое мышление и позволяет быстро ориентироваться в экстренных ситуациях [4].
Учитывая вышеизложенное, в статье проведен теоретический анализ внедрения рабочих тетрадей и новых способов взаимодействия в процесс обучения как фактора мотивации студентов в получении знаний. Модернизация педагогического образования происходит благодаря применению новейших информационных средств, что позволяет достигнуть более высоких результатов, играющих непосредственную роль в дальнейшем развитии как отдельного человека, так и общества в целом [5]. Наиболее перспективными формами обучения на сегодняшний день являются компьютерные телекоммуникации, различные учебные пособия [1]. Анализируя научную литературу, можно провести условную дифференциацию средств, внедряемых в процесс обучения, как на занятиях, так и при подготовке в домашних условиях. Например, благодаря появлению персональных компьютеров и обучающих программ, учебных пособий, новых способов взаимодействия со студентами, отмечается рост интереса обучающихся к изучаемому материалу. Студенты могут выполнять следующие функции в ходе учебного процесса: дифференциация и индивидуализация процесса обучения, контроль знаний с диагностикой ошибок, самокоррекция, получение доступной информации, возможность моделирования изучаемых процессов, развитие клинического мышления, помогающего принимать правильное решение в различных ситуациях на практике [6].
Разработанные нами рабочие тетради внедрены в процесс обучения как в электронном, так и в стандартном печатном виде, благодаря чему возможно применение при очном обучении, а также для дистанционного обучения, что актуально в условиях пандемии COVID-19. В рабочей тетради сгруппированы задания от простого к сложному, что позволяет оценить, насколько доступен и понятен материал. Темы занятия, согласно рабочей программе для студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Общая хирургия», отражены в рабочей тетради, включая краткое содержание материала, источники дополнительной литературы, различные задания, выполнение которых способствует подготовке студента как к занятию, так и к успешной сдаче экзамена по предмету. Внедрение новых средств обучения позволяет повысить уровень знаний студента, получить значимую и необходимую информацию для самостоятельной практической деятельности.
Область применения рабочих тетрадей для самостоятельной работы студентов: подготовка к практическим занятиям.
Целью работы является оценка эффективности использования рабочих тетрадей у студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Общая хирургия».
Материалы и методы исследования. Была проведена оценка эффективности рабочей тетради для студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Общая хирургия». Рабочая тетрадь разработана сотрудниками кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого.
Учебное пособие содержит краткое содержание темы занятия, а также контроль, включающий стандартные задания, такие как тесты, ситуационные задачи, вопросы для самоконтроля, а также задания, формирующие клиническое мышление, практико-ориентирование: схемы, алгоритмы, варианты нестандартных ситуаций. Рабочая тетрадь включает в себя основные темы по дисциплине «Общая хирургия»: десмургия, асептика и антисептика, кровотечение и трансфузиология, анестезиология и реаниматология, основы травматологии, методика обследования хирургического больного, основы гнойно-септической хирургии. Таким образом, при работе с тетрадью студент выполняет задания, направленные на освоение не только теоретического, но и практического материала.
Рабочая тетрадь разработана в качестве альтернативы альбому, который студенты вели ранее. Заполнение альбома включало описательный материал (основные определения и классификации) и иллюстративный материал (заполнение схем и рисунков). При подготовке к занятию студент выполняет задания, записывает определения понятий, заполняет классификации, дает ответы на тестовый контроль и ситуационные задачи, а также выполняет задания, позволяющие сформировать клиническое мышление студента и применить на практике в той или иной ситуации.
Рабочие тетради доступны каждому авторизированному пользователю на официальном сайте университета, для работы с рабочей тетрадью студент распечатывает ее по необходимости.
Данный способ контроля знаний был включен в учебный процесс дисциплины «Общая хирургия», на базе кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого».
Для исследования эффективности использования студентами рабочих тетрадей было проведено анкетирование 34 студентов 3 курса по специальности «Лечебное дело» с применением Google Формы.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Помогает ли рабочая тетрадь полноценно усвоить материал?
2. Вам удобнее усваивать материал в текстовом или иллюстрированном формате?
3. Помогает ли задание «Напишите определение понятия»?
4. Правильно ли, на ваш взгляд, структурирован и представлен материал в рабочей тетради?
5. Были ли трудности при использовании рабочей тетради?
6. Какое количество заданий вы считаете оптимальным при подготовке к занятию?
7. По вашему мнению, необходимо ли заполнение рабочей тетради при подготовке к занятию?
8. Как вы считаете, поможет ли представленная рабочая тетрадь успешно подготовиться к экзамену по данной дисциплине?
9. Считаете ли вы, что эффективность подготовки к занятиям будет значительно выше с использованием рабочей тетради?
10. Какое количество времени вы считаете оптимальным для подготовки к занятию с применением рабочей тетради?
В работе применены методы корректного статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. В анкетировании приняли участие 34 респондента. Полученные нами данные позволяют говорить о том, что 67,6% пользователей рабочая тетрадь помогает полноценно усвоить материал, 32,4% - рабочая тетрадь не помогает полноценно усвоить материал (рис. 1). За счет внедрения в рабочую тетрадь элементов самоконтроля, таких как решение тестовых заданий, ситуационных задач, заполнение иллюстративных заданий, повышается усвоение заданного материала.
Рис. 1. Результаты опроса по вопросам № 1, 2
Материал лучше усваивается в виде иллюстрации у 35,3% обучающихся, в виде текста - у 2,9%, в комбинированном формате – у 61,8% (рис. 1). Комбинированная подача учебного материала лучше воспринимается студентами.
Написание определения понятия помогает усвоить материал 76,5%, 23,5% считают, что нет (рис. 2). При выполнении данного задания студент лучше запоминает определение, а также использует рабочую тетрадь непосредственно во время занятия.
Рис. 2. Результаты опроса по вопросам № 3, 4
Материал структурирован правильно, по мнению 97,1% студентов, однако 2,9% считают структуру материала неправильной (рис. 2). Материал структурирован согласно темам занятий, каждая тема включает в себя аннотацию и затем комплекс заданий для самоконтроля и закрепления усвоенного материала.
Трудностей при использовании тетради не возникало у 82,4%, 17,6% считают иначе (рис. 3). Среди основных трудностей в использовании рабочей тетради студенты отмечают трудозатратность при выполнении заданий для самоподготовки, что, несомненно, также является и положительным моментом при работе с учебным пособием.
Рис. 3. Результаты опроса по вопросам № 5, 6
Оптимальным при подготовке к занятию 4-5 заданий считают по 32,4%, 3 задания - 29,4%, 2 задания - 5,8% (рис. 3).
Необходимым заполнение рабочей тетради при подготовке к занятию считают 73,5%, 26,5% считают иначе (рис. 4). Заполнение рабочих тетрадей позволяет студентам эффективнее подготовиться к практическому занятию и использовать тетрадь для повторения пройденного учебного материала.
Рис. 4. Результаты опроса по вопросам № 7, 8
Представленная рабочая тетрадь поможет при подготовке к экзамену 70,6% опрошенных, не поможет – 29,4% (рис. 4). Заполненная рабочая тетрадь позволяет ее использовать для повторения пройденного материала и подготовки к экзамену.
С использованием тетради эффективность подготовки выше у 58,8%, ответили иначе 41,2 % (рис. 5).
Рис. 5. Результаты опроса по вопросам № 9, 10
Оптимальное количество времени для подготовки к занятию с применением рабочей тетради занимает у 52,9% студентов 1 час, у 44,1% студентов - 2 часа и у 3% респондентов - 3 часа (рис. 5). Таким образом, большинство студентов выполняют задание, укладываясь в среднее время, которое они ежедневно затрачивают на подготовку к практическим занятиям.
Важным параметром оценки эффективности использования учебных пособий выступают оценки, полученные в период промежуточной аттестации по дисциплине, или уровень формирования практических навыков, поэтому эффективность применения рабочих тетрадей была оценена по результатам промежуточной аттестации по дисциплине «Общая хирургия».
В сравнении с результатами предыдущей промежуточной аттестации обращает на себя внимание повышение среднего балла на 0,24; общая успеваемость увеличилась на 6,31%; качественный показатель повысился на 4,11%. При анализе полученных результатов выявлено увеличение основных показателей среднего балла, общей успеваемости и качественного показателя, что, возможно, произошло и за счет внедрения в учебный процесс рабочей тетради по дисциплине.
Заключение
1. По результатам проведенного опроса следует отметить, что применение рабочей тетради для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Общая хирургия» у студентов 3 курса лечебного факультета является более удобным и эффективным в сравнении со старым форматом ведения альбомов.
2. Рабочие тетради позволяют значительно лучше подготовиться как к занятиям, так и к экзамену. Материал, представленный в рабочей тетради по дисциплине «Общая хирургия», структурирован правильно, что позволяет без каких-либо трудностей усвоить тему занятия.
3. Эффективность применения рабочей тетради также доказана улучшением результатов по промежуточной аттестации по дисциплине «Общая хирургия».