Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CURRENT STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURIST CLUBS

Smorchkov V.Yu. 1 Tazutdinova A.I. 1 Derzaev S.V. 2
1 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism
2 MBUDO «House of children and youth tourism and excursions «Prostor»
This article describes the history of the development of the tourist movement in Russia from the moment of the creation of the first tourist club to the current state of the activity of tourist clubs. In the first part of the study, based on the information received from literary sources, a classification of tourist clubs was developed with the allocation of 3 types, namely: student tourist clubs organized in modern times, then tourist clubs organized in Soviet times and commercial tourist clubs. The typology of these tourist clubs was determined according to the following criteria: initiators, form of organization of activities, sources of funding, prospects for the development of activities. In the second part of the study, using a primary analysis of the activities of tourist clubs, questioning and interviewing their leaders, the problems of the development of commercial and public (student) tourist clubs at the present stage are revealed. The assessment in the questionnaire was carried out according to the 5 categories of possible problems we provided, namely: lack of funding, lack of qualified personnel, regulatory and legal barriers, weak infrastructure and problems associated with organizing the activities of tourist clubs. Thus, the heads of public tourist clubs identified 3 problems, and the heads of commercial tourist clubs identified 6 acute problems. According to the presented data of the survey of managers, the final part of the study is to identify the most promising areas of activity of tourist clubs, which reflect the existing challenges and problems of the activities of tourist clubs of various profiles.
student tourism
tourist club
sports and health tourism
commercial tourist club

История развития туристского движения в России достаточно богата. Так, из заметок в журнале «На суше и на море» за 1938 г. ясно, что первый туристский клуб (далее – турклуб) был создан в ноябре 1937 г. в Ростове-на-Дону, на его базе проводилась работа в нескольких секциях: пешеходной, водной, велосипедной и альпинистской.

Как и на территории России (в то время РСФСР), так и в Татарстане (ТАССР) наиболее благоприятным периодом в развитии самодеятельного туризма признаны 1960–1980-е гг. Первым турклубом ТАССР считается открытый в 1952 г. турклуб «КАИ» (туристский клуб Казанского авиационного института). Как считает Л.Н. Шоронина, целенаправленное развитие самодеятельного туризма в ТАССР началось с создания областного совета по туризму и экскурсий в 1964 г., на базе которого был принят план развития туризма, в том числе по организации турклубов и турсекций на территории всей Республики. Главной задачей в работе данных организаций в советский период являлось воспитание молодежи в духе революционных и боевых традиций [1].

В 1971–1975 гг. был принят новый план по развитию самодеятельного туризма в ТАССР. Предполагалось к 1975 г. расширить охват населения, занимающегося походной деятельностью, до 200 тыс. человек, для чего планировалось открыть турклубы во многих городах Республики – Лениногорске, Мензелинске, Мамадыше, Кукморе, Буинске, Агрызе [1].

К моменту распада Советского Союза самодеятельный туризм и работа туристских секций действительно достигли своего пика, это подтверждается фактом наличия турклубов практически на каждом крупном предприятии Казани, спортивными достижениями татарстанских туристов-спортсменов на всероссийском уровне (1-е место по велосипедному туризму в 1989 г., 6-е место – по водному туризму), массовым участием в походной деятельности населения Республики.

Современный этап развития принес новые вызовы. Изменение формации на капиталистическую стало причиной появления турклубов коммерческого типа, привело к ухудшению ситуации с деятельностью турклубов общественного типа, занимающихся развитием самодеятельного туризма. Многие турклубы просто закрылись, а другие пытаются выживать, занимаясь коммерцией.

Таким образом, существует проблема определения дальнейшего пути развития туристского движения в России, оценивания эффективности деятельности турклубов, работающих в разных форматах.

Цель исследования: изучить современное состояние и проблемы развития деятельности туристских клубов России; выявить пути совершенствования деятельности туристских клубов, работающих в разных форматах (общественном и коммерческом).

Материал и методы исследования. Материалом исследования являются: собранные истории развития коммерческих и общественных турклубов России и Республики Татарстан, научная литература по проблемам развития студенческого, молодежного и активного туризма на базе турклубов. Материалы изучались путем анализа и обработки полученных данных.

Основное исследование проводилось в виде анкетирования, интервьюирования руководителей турклубов, входящих в «Ассоциацию студенческих турклубов России» (6 турклубов), руководителей коммерческих турклубов (3 турклуба). В ходе проведения опросов выявляли существующие проблемы, определяли перспективы развития деятельности турклубов России.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным теоретического анализа научных работ последнего времени можно отметить популярность тем, касающихся деятельности турклубов России. В одних трудах в основном описываются проблемы совершенствования сферы студенческого спортивного туризма, а турклуб является базой для организации системы спортивной тренировки и соревновательной деятельности студентов [2-4]. В других же работах турклуб рассматривается, прежде всего, как площадка для рекреационной деятельности студентов досугово-оздоровительной, познавательной и спортивной направленности [5, 6]. Работ, касающихся развития коммерческой деятельности турклубов, не представлено, хотя данная сфера активно развивается последнее десятилетие. Деятельности первых турклубов советского времени посвящены в основном статьи историографической направленности, что подтверждает факт изменения формата деятельности современных турклубов. Однако стоит отметить, что тот опыт, который был накоплен ранее в организациях туристской деятельности, передается и воспроизводится. Члены турклубов советских времен сейчас являются руководителями организаций дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, руководителями федераций и общественных организаций разного уровня по спортивному туризму, входят в число профессорско-преподавательского состава вузов, ссузов и школ.

Таким образом, базируясь на анализе литературы по вопросам деятельности турклубов России, мы разработали типологию туристских клубов, состоящую из трех типов (рис. 1).

Рис. 1. Типология турклубов России

1. Студенческие турклубы, организованные в современное время. Активное развитие таких турклубов началось в 2010-е гг., о чем говорят результаты нашего опроса, а также обзор литературных источников. Примером данного типа организации является турклуб ВятГУ (ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров). По результатам опроса выявлено, что он создан в 2011 г. по инициативе студентов и сотрудников как студенческое общественное объединение без образования юридического лица, первоначальное развитие получил за счет грантов, сейчас есть плановое финансирование вузом.

Анализ полученных сведений об организации и функционировании турклубов данного типа в ходе опроса подтвердил наличие ряда общих особенностей:

– инициаторами деятельности чаще всего являются студенты (в 83% случаев), однако без поддержки преподавательского состава, курирования в процессе организации и первичной реализации деятельности не обходится ни один студенческий турклуб;

– самыми доступными формами организации деятельности студенческих турклубов являются создание студенческих объединений и включение их в студенческий совет самоуправления вузов (в 100% случаев);

– уже при первичном анализе деятельности студенческих турклубов выявлена проблема, связанная с ограниченными возможностями финансирования деятельности. Так, основным источником финансирования является самофинансирование за счет клубных сборов (в 83% случаев), лишь некоторые студенческие турклубы успешно принимают участие в грантах, в одном из исследованных турклубов осуществляется плановое финансирование за счет средств вуза. Решение данной проблемы мы видим в создании механизма, который позволит осуществлять целевое плановое финансирование студенческих турклубов за счет средств вуза, тем более что в связи с последними изменениями в нормативно-правовой базе высшего образования предусмотрено внедрение обязательных программ воспитания. Некоторые универсальные компетенции, согласно программам воспитания студентов, могут быть эффективно реализованы в рамках занятий спортивно-оздоровительным туризмом на базе турклубов;

– в качестве перспектив развития большинство студенческих турклубов отмечают только возможность ухода в коммерцию.

Стоит также отметить, что с 2017 г. данный тип турклубов получил возможность совместного целенаправленного развития благодаря созданию Ассоциации студенческих турклубов Федерации спортивного туризма России (АСТК ФСТР).

Первой предпосылкой развития студенческого туризма на базе АСТК стало Всероссийское совещание руководителей студенческих туристских клубов, которое прошло в ноябре 2017 г.

Далее, 16 марта 2018 г., состоялась встреча координаторов штаба Ассоциации студенческих турклубов ФСТР с руководством Русского географического общества.

Также в рамках своей деятельности АСТК открыла Реестр студенческих туристских клубов России (https://tssr.ru/studen/reestr/). Отметим, что в 2017 г. в Ассоциацию входило 58 туристских клубов, а на сегодняшний день – 94 [7].

Наибольшее количество турклубов организовано при вузах города Москвы – 11, далее следуют Екатеринбург – 9 и Уфа – 6, в Казани 5, в том числе турклуб нашего университета – турклуб «Академия» [7].

2. Турклубы, организованные в советское время.

В советский период огромную роль играли отдельные активисты-туристы, благодаря деятельности которых появлялись общественные организации, дораставшие до уровня региональных. Таким примером является еще один участник нашего опроса – турклуб на базе ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет». Из истории: «Владимир Иванович и Лия Станиславовна Неустроевы, приехав в Горно-Алтайск из далекого Ленинграда, организовали здесь в 1959 году туристскую секцию Горно-Алтайского государственного педагогического института, которая летом работала как спортивный лагерь. На базе этой секции был образован в 1967 году туристский клуб и сразу стал основным центром развития спортивного туризма в Горном Алтае».

Одной из проблем данных турклубов является то, что активисты советского периода неохотно делятся опытом, не поддерживают методически развитие студенческого спортивно-оздоровительного туризма, а также часто выступают против коммерческой организации туристско-спортивной деятельности.

3. Коммерческие турклубы – самая «молодая» форма организации спортивно-оздоровительного туризма. Их количество растет с каждым годом. К примеру, в Казани на туристский сезон 2021 г. действовало 9 турклубов коммерческого типа. В данной группе есть и опытные организаторы, выполняющие функции операторов активного туризма (турклуб «Медведи», турклуб «След туриста»), и самозанятые туристы, предоставляющие инструкторские услуги, – авторские туры Липатов Михаил.

В качестве организаторов туристских клубов коммерческого типа выступают, прежде всего, молодые активные опытные туристы современной формации, обладающие компетенциями в сфере интернет-торговли, желающие заработать на своих навыках.

Наиболее распространенными формами организации деятельности для таких турклубов являются открытие индивидуального предпринимательства или оформление самозанятости на базе имеющейся инструкторской подготовки. Есть единичные примеры уже развитых турклубов, занимающихся коммерческой деятельностью в рамках оформленных НКО (например, Клуб спортивных путешествий «Спутник», Екатеринбург). К сожалению, многие турклубы, набравшие опыта в организации туров в России, не стремятся открывать ООО и заниматься туроператорской деятельностью в сфере активного туризма, поскольку в этом вопросе возникают нормативно-правовые барьеры.

Логично, что турклубы коммерческого типа существуют в основном за счет выручки, полученной в рамках их коммерческой деятельности. Стоит отметить, что маржинальность данной деятельности является достаточно низкой, так как российский потребитель не готов переплачивать за организацию активных туристских маршрутов, а также в существующих условиях «дикой» конкуренции приходится формировать цены на уровне чуть выше себестоимости. Существующие операционные расходы тоже достаточно высокие, так как требуется поддерживать достойный уровень заработной платы инструкторов, обновлять туристское снаряжение, тратиться на транспортное обслуживание. Дополнительным источником финансирования может служить грантовая поддержка в рамках участия в региональных и федеральных проектах по спортивно-оздоровительному туризму.

Во второй части исследования руководители турклубов прошли опрос на определение и оценку уровня существующих проблем в деятельности турклубов на современном этапе, оценка осуществлялась по значениям от 0 до 5, где 0 – это отсутствие проблемы, 5 – максимальное ее воздействие на деятельность турклубов. В данном опросе нами было представлено 5 категорий возможных проблем (табл. 1).

Таблица 1

Возможные проблемы деятельности турклубов на современном этапе

Возможные проблемы (категория)

Содержание, расшифровка существующей проблемы

1. Нехватка финансирования

1.1. Нехватка финансирования на обеспечение снаряжением и поддержание материально-технической базы клуба

1.2. Нехватка финансовых средств на организацию выездов, походов, соревнований и др.

1.3. Нехватка финансовых средств на обеспечение заработной платы инструкторского состава и других кадров

 

2. Кадровый «голод» – нехватка квалифицированных кадров в сфере «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

2.1. Кадровый «голод» – на рынке труда недостаточно инструкторов начального и базового уровня подготовки

2.2. На рынке труда недостаточно инструкторов специализированного уровня подготовки

2.3. На рынке труда недостаточно административного персонала и организаторов мероприятий спортивно-туристской направленности

3. Нормативно-правовые барьеры

3.1. Сложности с вывозом детско-юношеских групп

3.2. Сложности ведения деятельности общественных турклубов, так как это не регламентировано отдельными нормативно-правовыми актами (или существующая база устарела)

3.3. Сложности ведения деятельности коммерческих турклубов, так как существуют нормативные барьеры, нормативные акты, сдерживающие организацию

4. Слабая инфраструктура для занятий спортивно-оздоровительным туризмом в регионе

4.1. Недостаточное количество организованных (промаркированных) туристских маршрутов

4.2. Проблема с транспортной доступностью

4.3. Отсутствие достаточного количества баз для размещения туристов (стоянок, кемпингов, туристских баз и др.)

4.4. Проблемы с информационным обеспечением по возможностям региона в сфере спортивно-оздоровительного туризма

 

Возможные проблемы (категория)

Содержание, расшифровка существующей проблемы

5. Проблемы, связанные с организацией деятельности турклубов

5.1. Слабая заинтересованность членов турклуба в организации мероприятий, походов, соревнований

5.2. Смена руководителя (директора) и ответственных за направления деятельности турклуба

5.3. Отсутствие поддержки со стороны руководства вузов и сложность в привлечении спонсоров, инвесторов

5.4. Высокая конкуренция на рынке труда среди коммерческих турклубов

Рассмотрим результаты отдельно для коммерческих и общественных (студенческих) турклубов (рис. 2).

Рис. 2. Результаты выявления проблем в деятельности общественных и коммерческих турклубов

По результатам анализа выявлено, что наиболее острой проблемой для общественных (студенческих) турклубов является нехватка финансовых средств на организацию выездов, походов, соревнований ( 4,4 балла из 5), что объективно связано с отсутствием поддержки со стороны руководства вузов и сложностью в привлечении спонсоров, инвесторов (2,8 балла из 5). Также представители общественных турклубов отмечают проблемы в категории «Слабая инфраструктура для занятий спортивно-оздоровительным туризмом в регионе».

В деятельности турклубов коммерческого типа выявлено 6 острых проблем, которые относятся к 3 основным категориям: нехватка финансирования, кадровый «голод» и нормативно-правовые барьеры. Первостепенными можно считать следующие проблемы: сложности с вывозом детско-юношеских групп (4,7 балла), кадровый «голод» (на рынке труда недостаточно инструкторов начального и базового уровня подготовки (4,3 балла), административного персонала и организаторов мероприятий спортивно-туристской направленности (4,3 балла)), сложности ведения деятельности коммерческих турклубов, так как существуют нормативные барьеры, нормативные акты, сдерживающие организацию (4,3 балла).

Также согласно опросу выявлены наиболее перспективные направления деятельности турклубов: организация массовых туристских мероприятий – 87%, развитие сетевого сотрудничества – 50%, развитие кадрового потенциала отрасли и собственных участников – 50%, что вполне отражает существующие вызовы и проблемы деятельности турклубов разного профиля.

Выводы. Таким образом, проведенное нами исследование проблемы развития деятельности туристских клубов России имеет следующие научные теоретические и практические результаты:

– во-первых, проведена классификация турклубов России с выделением 3 типов (студенческие турклубы, организованные в современное время; турклубы, организованные в советское время; коммерческие турклубы);

– во-вторых, определены наиболее острые проблемы в деятельности коммерческих и общественных (студенческих) турклубов. Для общественных турклубов наиболее острыми остаются проблемы финансирования и слабого развития инфраструктуры для занятий спортивно-оздоровительным туризмом. Для коммерческих турклубов основными сложностями являются проблемы кадрового «голода» и существующие нормативно-правовые барьеры деятельности;

– в-третьих, представлены перспективные направления деятельности турклубов России в целом: организация массовых туристских мероприятий, развитие сетевого сотрудничества, развитие кадрового потенциала отрасли и собственных участников.