Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MULTI-ARTISTIC UPBRINGING IN PRIMARY SCHOOL THROUGH CREATIVE WORKSHOP TECHNOLOGY

Biryaeva A.G. 1
1 "Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevev"
The article deals with opportunity of application of technology of creative workshops in multiartistic upbringing of primary schoolchildren. The article analyzes the main conditions of multiartistic upbringing and touches upon the importance of processes of creative workshops and how to realize it in multiartistic upbringing. The multiartistic upbringing of primary schoolchildren focuses on realization of creative activity that combines and incorporates different types of art. That helps create an artistic image. The article shows the importance of application of technology of creative workshops in multiartistic upbringing of primary schoolchildren. The technology of creative workshops is similar to problem-based learning. However, particular characteristics of this technology allow to create positive mood which is necessary for realization of creative activity. The article deals with the essence of wholistic multiartistic technology «Workshop for artistic activity». The article shows an example of application of technology of creative workshops in primary school by the case of a lesson about national holidays. The author comes to the conclusion that the technology of art workshops provides means for combining class activity and play, thus allowing primary schoolchildren to delve emotionally into creative activity and demonstrating the importance of each workshop in planned event organization.
elementary school child
primary school
multiartistic upbringing
creative activity
creative workshops technology

Современное образовательное пространство за прошедшие несколько лет претерпело значительные изменения, в частности в системе обучения и воспитания: приоритетным направлением становится обращение к обучающемуся как к самостоятельной личности, обладающей индивидуальными особенностями, учитывать которые необходимо при организации совместной деятельности между педагогом и обучающимся. При этом возросли требования к результатам освоения учебных дисциплин учащимися общеобразовательных школ, в том числе и младшими школьниками.

Согласно закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, младший школьник должен обладать такими качествами, как умение приспосабливаться к быстро сменяющимся потребностям общества, воспринимать единую целостность и разнообразие окружающего мира, обладать способностью к самостоятельному определению целей и способов их достижения, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию [1]. Необходимым условием, обеспечивающим достижение данных результатов, является предоставление учащимся возможности осуществления различных видов творческой деятельности, ведь именно проходя через опыт творчества, дети младшего школьного возраста наиболее продуктивно усваивают предъявляемые к ним требования. В качестве наиболее эффективной реализации творческой деятельности, способствующей развитию и воспитанию целостной личности, особую значимость приобретает осуществление полихудожественного воспитания младших школьников.

Термин «полихудожественный» подразумевает возможность взаимодействия и интеграции искусств с учетом мировоззрения обучающихся в едином образовательном процессе. Он был разработан в конце ХХ в. Б.П. Юсовым, открывшим новые способы и методы обучения предметам художественно-эстетического цикла. Концепция Б.П. Юсова основывается на теоретических исследованиях российских философов, культурологов, педагогов взаимодействия и интеграции искусств в художественно-творческом развитии личности ребенка. В соответствии с основными положениями концепции полихудожественного воспитания, ребенок по своей сущности является «полимодальным», т. е. способным к осуществлению взаимодействия искусств. В современном образовательном пространстве данный подход становится востребованных в различных педагогических областях, в частности таких, как изобразительное искусство, музыкальное искусство, литература и хореография.

В данной статье проанализированы возможности осуществления полихудожественного воспитания младших школьников, а также раскрываются способы, содействующие полихудожественному воспитанию младших школьников. В качестве способа осуществления полихудожественного воспитания младших школьников рассматривается технология творческих мастерских как составляющий компонент урочной и внеурочной деятельности.

Целью предполагаемого исследования являются изучение и обоснование возможностей технологии творческих мастерских в полихудожественном воспитании младших школьников в современном образовательном пространстве. Для детей в младшем школьном возрасте учебная деятельность не сразу приобретает приоритетный характер, в то время как игровая деятельность сохраняет ведущую позицию. В данном случае перед педагогом ставится важная задача – осуществление процессов воспитания и обучения в гармоничном единстве между игровой и учебной деятельностями. Предполагаем, что воспитание посредством творческих мастерских сможет эмоционально настроить детей на творческую деятельность, побудить к выявлению новых способов достижения запланированного результата, при этом раскрывая способности младших школьников в различных видах деятельности и их взаимодействии.

Материал и методы исследования

На основе проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования использованы материалы в области исследования полихудожественного воспитания младших школьников. Изучена специфика организации технологии творческих мастерских как одного из видов интегрированной технологии. Основными методами исследования являются анализ и синтез научной литературы, эмпирические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Полихудожественное воспитание младших школьников направлено на их самовыражение в творческой деятельности через эмоции и чувства – именно эмоциональная отзывчивость на создаваемый образ способствует развитию воображения и мышления младшего школьника. Полихудожественное воспитание своей целью ставит развитие полихудожественных возможностей ребенка, способствующих художественно-образному освоению окружающего мира, развитие способности эмоционально-творческого выражения, фантазии, воображения и потребности в духовном взрослении.

Погружаясь в мир искусства через полихудожественную призму, младший школьник формируется как личность творца, творческого деятеля. Это совершенно иной способ организации деятельности художественно-эстетического цикла: предлагаемая свобода в выборе пути освоения искусства помогает младшим школьникам раскрывать взаимосвязи между видами искусств и преображать их. При этом перевод из одной художественной модальности в другую подразумевает, что видоизменение одного художественные средства влечет за собой изменение и других:

- слово обладает возможностью изменить: цвет, форму, звук, движение, пространство;

- пространство определяет собственные: цвет, звук, форму, движение, слово;

- форма предполагает особое: слово, звук, цвет, пространство, движение;

- звук подразумевает: пространство, слово, форму, движение, цвет;

- движение предает: пространство, слово, форму, звук, цвет;

- цвет создает: пространство, движение, слово, форму, звук [2, с.17].

Каждый из данных компонентов является необходимым при изучении художественных произведений и образов, а также при создании собственного творческого продукта.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет применение игровых средств и методов. Посредством игры младший школьник наиболее свободно погружается в мир искусства. Данный метод способствует развитию чувства цвета, формы окружающего мира, пластичности образа, он позволяет через эксперимент узнавать и осознавать новое. «Что будет, если сделать так? А что будет, если сделать иначе?» – эти вопросы способствуют личностному формированию, отгоняя страх перед неизведанным, при этом направляя на совершение собственных открытий с использованием различных материалов и техник.

В данной статье особое внимание при полихудожественном воспитании младших школьников уделено технологии творческих мастерских.

Само понятие «технологии» подразумевает под собой наличие определенного алгоритма действий. Однако реализация творческой мастерской в предметной области «искусство» может иметь вариативный характер, требуя от педагога умения ориентироваться на художественно-эстетические особенности искусства, так как реализация творческой деятельности может быть различной в зависимости от своей специфики.

В.М. Шепель характеризует технологию как «искусство, мастерство, совокупность методов обработки, изменение состояния» [3, с. 10].

Согласно Толковому словарю В. Даля, под понятием «мастерская» понимается такая «комната, где работают ремесленники, мастера, художники», а сам «мастер» в данном словаре представляется как «ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем» [4, с. 296].

Технология творческих мастерских направлена не на получение готовых знаний, а на организацию особого пространства, способствующего поиску путей добывания этого знания через совместную форму работы. Данная технология позволяет осуществить на занятиях взаимообучение между обучающимися как участниками мастерской и между педагогом-мастером и обучающимися. «Мастерская» позволяет организовать атмосферу сотрудничества между ее участниками; через диалог, осмысление собственных действий и поведения приходить к достижению творческого результата, проявляя также и собственные индивидуальные качества [5, c. 173].

Благодаря интегративному характеру технология творческой мастерской может применяться на различных занятиях художественно-эстетического цикла (таких как хореография, изобразительное искусство, музыка и т.д.). Педагог-мастер является руководителем мастерской – мастером. Именно он ставит перед участниками мастерской цель, задачи, способствует активизации творческой активности, основываясь на интересах, способностях каждого из них. Однако позиция педагога прежде всего – это позиция консультанта и помощника: он не говорит, как именно нужно сделать, а направляет на поиск собственного пути решения задачи. Педагог-мастер организовывает особую атмосферу, где каждый из участников может проявить себя как творец искусства.

Каждый из участников мастерской играет определенную роль в творческом процессе, задача педагога заключается в том, чтобы позволить участникам самореализоваться, проявить себя в собственной творческой деятельности. Планируя процесс осуществления мастерской, педагог-мастер определяет для себя конечный результат занятия и в соответствии с этим подбирает наглядный, словесный, слуховой материалы, которые должны помочь обучающимся настроиться на творческую деятельность и достичь цели.

Изучая сущность полихудожественного воспитания через технологию творческой мастерской, следует выделить полихудожественную интегрированную технологию «Мастерская творческой деятельности», разработанную Н.А. Новиковой [6, с. 84].

В качестве основы данной технологии выступает «ядро развития» творческой деятельности обучающихся. Когда обучающийся находит собственное «ядро», он может получить дальнейшее развитие, понимание нового. Для каждого обучающегося «ядро развития» является индивидуальным, потому что зона развития у каждого школьника своя, зависящая от его темперамента, имеющихся знаний, навыков.

Автором обозначена структура технологии – «активизация творческого потенциала, ведущая к “ядру развития” и дальнейшему творческому раскрытию» [6, с. 91].

Технология «Мастерская творческой деятельности» включает в себя следующие этапы:

1) «включение» – предполагает активизацию творческого мышления учащихся, подготовку к восприятию проблемной ситуации;

2) активизация творческого потенциала учащихся, пробуждение эмоционального отклика на предмет искусства;

3) «кульминация» – педагог выполняет функцию наблюдателя и координатора творческой деятельности;

4) «развязка» – фиксирование возникшего образа в творческом продукте, окончательное оформление результата;

5) «рефлексия» – приобретение творческого опыта и необходимость им поделиться [2, с. 98].

Применение технологии «Мастерская творческой деятельности» основывается на умении считывать язык искусства. Школьник примеряет на себе различные роли (художник, зритель и др.), что способствует расширению кругозора и получению знаний и навыков с основой на восприятии искусства с точки зрения «прожитой личности» (роли). Знакомство со средствами художественной выразительности позволяет участнику мастерской воплотить эмоционально-чувственный образ, включающий собственные переживания и отношения автора творческой работы.

Результат творческой деятельности в данной технологии не носит первостепенный характер. Особо значимым выступает сам процесс приобретения нового опыта и знания. В связи с этим присутствует вариативность используемых методов и приемов про организации деятельности мастерской. Их главные направленности – отсутствие противоречия раскрытию творческой личности обучающихся, проживание всех этапов творческой деятельности, отсутствие ограничения в создании художественно-выразительной формы и анализ собственной творческой деятельности.

Технология творческих мастерских – это совокупность игрового, творческого и учебного пространств, способствующих приобретению нового художественно-жизненного опыта. При этом продолжительность осуществления творческой мастерской может быть организована как в рамках одного занятия (один академический час), так и реализовываться длительный промежуток времени.

С целью обоснования значимости применения технологии творческих мастерских в полихудожественном воспитании младших школьников была организована опытно-экспериментальная работа среди обучающихся 7–9 лет в рамках внеурочной деятельности.

В ходе реализации констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня полихудожественной воспитанности младших школьников, были полученные следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Исходный уровень полихудожественной воспитанности младших школьников, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

17,8

13,75

32,2

33,75

50

52,5

Для экспериментальной работы по повышению уровня полихудожественной воспитанности младших школьников был разработан курс занятий во внеурочной деятельности. Данный курс включает в себя комплекс занятий художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, литературное творчество, музыкальное искусство, театральное искусство). В результате эксперимента выявлено, что организация технологии творческих мастерских способствует осуществлению эмоциональной отзывчивости на виды искусства, формируя творческую активность при создании художественного образа. Особенностью реализации данной технологии выступает предоставление младшим школьникам возможности проявить себя в различных видах творчества, что способствует их полихудожественному воспитанию.

Осуществляемая технология реализуется через комплекс занятий, дающий представление о предстоящей творческой деятельности: первоначально идет получение необходимых знаний и навыков, и только в последующем – организация итогового занятия. На итоговом занятии осуществляется непосредственная деятельность обучающихся в группах (мастерских).

В качестве этапов организации занятия по технологии творческой мастерской выделяем следующие:

1) активизация прошлого творческого опыта младших школьников;

2) активизация творческого потенциала младших школьников;

3) осуществление работы мастерских;

4) презентация результатов и рефлексия.

Технология творческих мастерских предоставляет наличие свободного выбора материалов и техник, необходимых для реализации итогового художественного замысла. Младшие школьники начинают самостоятельно искать ассоциации, позволяющие выявить взаимосвязь между видами искусств, при этом погружаясь в полихудожественную среду искусства.

После завершения занятия были выявлены следующие результаты уровня полихудожественной воспитанности младших школьников, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Уровень полихудожественной воспитанности младших школьников, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

19,4

45,3

36,6

39,4

44

15,3

При стремлении найти общее в, казалось бы, различных видах искусств и их проявлениях у младших школьников формируется критическое мышление, развивается воображение, повышается творческая активность и приобретаются художественно-эстетические навыки и знания. Применение технологии творческих мастерских позволяет получать и передавать новый опыт одних школьников другим, а также от младших школьников к педагогу. Предоставляемая из различных уст информация может носить разный характер, поэтому данный опыт позволяет сформировать новое представление даже о простых вещах.

Заключение

Таким образом, применение технологии творческих мастерских в полихудожественном воспитании младших школьников способствует созданию благоприятных условий для их самореализации, позволяя изучать искусство с разных позиций (мастер, зритель и др.). Технология творческих мастерских дает возможность гармонично совмещать во время занятия учебную и игровую деятельность, тем самым позволяя младшим школьникам эмоционально погружаться в творческую деятельность, демонстрируя важность каждой мастерской в организации запланированного события. Она дает возможность закрепить интерес младших школьников к процессу творческой деятельности, повышает мотивацию к изучению видов искусств, техник их исполнения. Организация полихудожественной деятельности таким способом позволяет педагогу в наибольшей степени определить уровень подготовки обучающихся, их способности к самостоятельному решению поставленных задач и выявить их творческий потенциал.