Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS THROUGH NON-FORMAL DISTANCE LEARNING

Pozdeev N.A. 1
1 Federal institute «Glazovsky State Pedagogical Institute. V.G. Korolenko»
In modern society, a student entering a university leaves the usual order of life into the unknown. This process is called anomie. The purpose of this study is to develop a system of socio-pedagogical adaptation of first-year students through informal distance learning. The article describes the components of socio-pedagogical adaptation: communicative, cognitive, moral and self-realization components. As well as the types of non-formal training activities aimed at developing these components. 50 first-year students of the "Physical Culture" training course were selected for the study. According to the results of the author's informal training program, the stress level of the experimental group was lower than the level of the control group. Consequently, this group coped with the state of anomie with less difficulties, a lower level of stress allowed them to focus more on gaining new knowledge, socio-pedagogical adaptation, and self-improvement. Also, the experimental group was more confident based on the results of the purposeful work carried out in the level of knowledge about the future profession of a physical education teacher and in the level of knowledge about the opportunities that are provided at the institute, respectively. The use of the author's non-formal education program in a distance format has shown its effectiveness in the socio-pedagogical adaptation of students, which is confirmed by a low level of stress, as well as confidence in the level of their knowledge.
socio-pedagogical adaptation
non-formal learning
personality
anomie
distance learning
adaptation components

Покидая школы, многие будущие студенты – абитуриенты, испытывают стрессовую ситуацию. Причина стресса – уход из привычного порядка жизни в неизвестность. Данный процесс носит название «индивидуальная аномия». Аномия на данном этапе жизни человека зачастую проходит безболезненно в обычный период жизни общества: подразделения, отвечающие за адаптацию, успевают выполнять свои функции ознакомления студента-первокурсника с деятельностью образовательной организации высшего образования, постоянный контакт с людьми в аналогичной ситуации облегчает стресс, а также развивает коммуникацию, активное взаимодействие с преподавателями дает понимание того, «для чего Я здесь». Но в настоящих реалиях, в период пандемии, данная система перестает работать так же эффективно. Многие мероприятия отменяются, вводится дистанционное обучение. Как следствие, студент-абитуриент не получает необходимую для адаптации информацию, не понимает структуру образовательной организации, а главное, не получает важную информацию о том, кем он может стать по итогам обучения в образовательной организации высшего образования.

Таким образом, у студентов нарушается процесс социально-педагогической адаптации. Российский педагог М.А. Галагузова называет социально-педагогической адаптацией явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. По мнению М.А. Галагузовой, для студента социальную адаптацию можно назвать процессом активного приспособления к условиям социальной среды образовательной организации высшего образования, а также видом взаимодействия личности с социальной средой [1]. В итоге без социально-педагогической адаптации абитуриенты попадают в длительный процесс индивидуальной и групповой аномии. При этом не только сама личность находится долгое время в неизвестном для нее порядке, но целая учебная группа может задержаться в этом процессе, что в дальнейшем усложнит и сам процесс их обучения, и поиск мотивации продолжать образование [2]. Вследствие этого повышается уровень стресса.

Цель исследования – разработать систему социально-педагогической адаптации студентов-первокурсников с помощью неформального дистанционного обучения.

Материалы и методы исследования. Неформальная образовательная деятельность – это специально организованная деятельность в рамках неформального образования, которая включает в себя различные виды неформального образования, такие как репетиторство, молодежные общественные организации и объединения, некоммерческие и неправительственные организации (НКО и НПО), курсы, тренинги, короткие программы под руководством соответствующих специалистов и работа волонтерских организаций [3; 4].

Неформальная образовательная среда образовательной организации высшего образования обусловливает интенсификацию процессов взросления, формирование коммуникативных навыков, профессионального и жизненного самоопределения. Необходимо отметить, что огромный потенциал неформальной образовательной деятельности как неотъемлемой части формального образования состоит в том, что [3]:

1) неформальная образовательная деятельность краткосрочна по времени и может быть применена в любой период обучения студентов;

2) в рамках реализации неформальной образовательной деятельности учитывается индивидуальный подход, ориентированный на личные результаты;

3) содержание неформальной образовательной деятельности направлено на практическое применение и связано с актуальными потребностями современного общества.

Перевод данной системы в дистанционный формат обусловлен, в первую очередь, возможным выходом в ограничения из-за пандемии: невозможность посещать институт, дистанционное обучение, отмена адаптационных мероприятий.

Суть системы социально-педагогической адаптации с помощью неформального обучения состоит в выделении 4 наиболее важных компонентов для наиболее успешной адаптации студента-первокурсника. Данные компоненты были выделены после анализа научной философской, социологической, педагогической литературы [2].

В компоненты социально-педагогической адаптации входят:

1) коммуникативный компонент. Подразумевает успешное построение социальных отношений с группами, в которые входит личность [2].

Причина важности этого компонента в том, что общение не имеет значения без коммуникативной деятельности партнеров, но это не сводится к их изолированию коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность - это работа двух и более людей, направленная на усиление и согласование усилий с целью достижения наилучшего результата совместной деятельности. Коммуникативные способности гарантируют успешное взаимодействие человека с другими людьми через процесс общения. Коммуникативные способности - это общее многоуровневое образование личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, дающие регуляцию и помогающие протеканию деятельности общения [5];

2) когнитивный компонент. В него входит понимание будущей профессии, исходя из выбора специальности образовательной программы, знание компетенций, необходимых для нее. Поскольку в исследовании участвуют студенты направления «Физическая культура», то в данном компоненте рассмотрено понимание, что ждет по окончании обучения в рамках будущей профессии, какие навыки, умения и знания им будут необходимы, какие возможности им предоставит их профессия [6];

3) компонент самореализации. Он представляет собой способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Актуальность данного компонента подчеркивает концепция Life Long Learning (LLL) [7].

Причины важности концепции LLL, по мнению Харви Ли [8]:

- углубляет знания. По мере взросления непрерывное обучение помогает в получении новых знаний и улучшает память;

- повышает уверенность в себе. LLL помогает обрести уверенность в способности учиться и делиться информацией с другими; обрести уверенность в том, кто мы и что мы можем предложить;

- улучшает возможности карьерного роста. LLL не только может улучшить навыки, которые у нас уже есть, но и дает возможность получения новых;

- улучшает способность к коммуникации. Обучение обычно использует навыки чтения, прослушивания и письма; навыки, необходимые для способности взаимодействовать [9];

4) нравственный компонент. Понимание нравственного поведения как в обществе, так и в своей будущей профессии. Нравственная культура личности – интегральное качество личности, совокупность качеств и особенностей поведения, контролируемых свободой воли, ответственностью и совестью и отражающих мораль общества и его сознание [6].

В данном компоненте главным рассматривается знание требований морали и глубина осмысленности к различной деятельности, поведению, отношению; сформированность нравственных привычек, проявляющихся в повседневной жизни, а также выработка необходимых для будущей профессиональной деятельности; нравственная ориентация в жизни и будущей профессии, инициативность и творчество в организации профессиональной деятельности в будущем, проявление нравственных требований к себе, с пониманием будущей профессии [6].

Нами была предложена программа неформального дистанционного обучения, цель которой является социально-педагогическая адаптация будущего педагога в области физической культуры. При нерешенности вопроса адаптации студента-абитуриента возникает проблема аномии и, как следствие, стресса личности. Для успешной социально-педагогической адаптации, программа ориентирована на развитие компонентов адаптации.

Поскольку объектом исследования являются студенты направления подготовки «Физическая культура» Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, программа будет направлена на будущего педагога в области физической культуры. Все мероприятия проводятся в дистанционном режиме при помощи инструмента для видеоконференций ZOOM.

1. Работа студентов с доктором педагогических наук. Данная работа проводится в формате лекций. Основные компоненты, с которыми ведется работа – когнитивный и самореализации. В данной работе активно рассматривается научно-профессиональная деятельность. Главная цель - объяснить возможности, которые можно использовать во время обучения в образовательной организации в рамках научной деятельности: написание научных статей, разработка и реализация проектов, участие в научных конференциях. Для примера студентам было представлено авторское исследование по калориметрии.

2. Привлечение к работе некоммерческих организаций. Их работа заключается в проведении круглых столов, квестов в онлайн-формате. Главная задача заключалась в принятии моральных норм общества, понимании нравственных качеств, а также выделении основных для своей будущей профессиональной деятельности. Также студенты работали и над коммуникативным компонентом, участвуя в дискуссиях. В рамках работы с некоммерческими организациями проводились круглые столы, дебаты на нравственные темы, решение ситуативных задач, которые могут встретиться в будущей профессиональной деятельности.

3. Работа со студенческим научным активом. Работа состоит в организации научных кружков, социальных проектов, решении кейсовых ситуации. Основная суть состоит в совпадении тематики работы с будущей профессией педагога в области физической культуры.

4. Работа с профессорско-преподавательским составом кафедры, на которой базируется образовательное направление студентов. Данный вид работы будет состоять в индивидуальных или микрогрупповых занятиях. Смысл данной работы будет заключаться в объяснении будущей профессии, понимании вектора развития своей личности для соответствия профессии педагога физической культуры.

В таблице представлен вид работы, а также компонент, на который она преимущественно направлена.

Таблица соотнесения вида работы и компонентов социально-педагогической адаптации

Вид работы

Компонент социально-педагогической адаптации

Работа с доктором педагогических наук

Когнитивный и компонент самореализации

Работа с НКО

Нравственный и коммуникативный

Работа со студенческим научным активом

Коммуникативный, когнитивный и самореализации

Работа с профессорско-преподавательским составом

Коммуникативный, нравственный, самореализации

Для проведения эксперимента студенты первых курсов направления подготовки «Физическая культура» (N=50) были разделены на две группы: экспериментальную (n1=25) и контрольную группу (n2=25).

Экспериментальная группа, помимо очной формальной учебы, работала по авторской системе неформального обучения в дистанционном формате. Во время работы, за исключением работы с преподавателем, студенты собирались в микрогруппы по 2-4 человека за одним ноутбуком.

Данная программа была рассчитана на 4 недели, проводились по два занятия в неделю.

1-я неделя. Работа с НКО, работа со студенческим активом.

2-я неделя. Работа с НКО, с доктором педагогических наук.

3-я неделя. Работа со студенческим научным активом, с профессорско-преподавательским составом.

4-я неделя. Работа с доктором педагогических наук, с профессорско-преподавательским составом.

Результаты исследования и их обсуждение. По завершении 4 недель были проведены анкетирование и диагностика состояния стресса. Для определения уровня стресса был использована «Экспресс-диагностика состояния стресса» Кристара Шрайнера.

Суть данной диагностики заключается в проведении тестирования. Уровень стресса каждого респондента оценивается по шкале от 0 до 9: чем выше балл, тем выше уровень стресса.

Результаты для экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунках 1 – уровень стресса, 2 - оценки уровня знания о будущей профессии, 3 - оценки уровня знания о возможностях, которые предоставляет респонденту образовательная организация, в рамках направления подготовки.

78C18C5D

Рис. 1. Диаграмма соотношения уровня стресса контрольной и экспериментальной групп

Также был проведен анкетный опрос. По его итогам выяснилось, что респонденты экспериментальной группы выше оценивают свои знания о будущей профессии, которые им дает образование.

55A87B73

Рис. 2. Сравнительная диаграмма оценки уровня знания о будущей профессии

B6C87E6F

Рис. 3. Сравнительная диаграмма оценки уровня знания о возможностях, которые предоставляет респонденту образовательная организация, в рамках направления подготовки

Как видно на диаграмме об уровне стресса, в контрольной группе большая часть респондентов (24% КГ) имеет уровень стресса на отметке 6 баллов, 20% - 5 баллов. В экспериментальной группе большая часть (24% ЭГ) имеет уровень в 3 балла, 20% - 4 балла.

Таким образом, проведенная диагностика позволяет утверждать, что уровень стресса после проведенной авторской программы неформального обучения экспериментальной группы оказался ниже уровня контрольной группы. Следовательно, данная группа с меньшими трудностями справилась с состоянием аномии, меньший уровень стресса позволил больше внимания сосредоточить на получении новых знаний, социально-педагогической адаптации, работе над собой.

Также экспериментальная группа оказалась более уверена по итогам проведенной программы в уровне своих знаний о будущей профессии педагога физической культуры: оценили свой уровень как «скорее высокий» 40% экспериментальной группы и 20% контрольной группы соответственно. Уровень знания о возможностях, которые предоставляются в институте, также оказался выше в экспериментальной группе: оценка «высокий» в ЭГ – 32%, в КГ – 12% соответственно.

Заключение. Применение авторской программы неформального образования в дистанционном формате способствовало развитию всех компонентов адаптации: коммуникативного, нравственного, когнитивного и компонента самореализации. Таким образом, экспериментальная группа студентов Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко направления «Физическая культура» успешнее адаптировалась после проведения эксперимента. Данная система показала свою эффективность в социально-педагогической адаптации студентов, что подтверждается низким уровнем стресса, а также уверенностью в уровне своих знаний.