Бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) в современном обществе не могло не отразиться на способах и методах совершения преступлений. Широкие возможности удаленно воздействовать на потерпевшего или осуществлять коммуникации с сообщниками, оставаясь при этом в условиях анонимности, привели к тому, что в настоящее время практически каждое преступное деяние может быть отнесено к категории киберпреступлений. В эту группу сегодня попадают совершенные дистанционным способом преступления против собственности, незаконный оборот наркотиков с использованием сети Интернет, проявления экстремизма и терроризма в социальных сетях и даже убийство или умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, когда для организации данного деяния использовались современные информационные технологии.
Необходимо отметить, что в Уголовном кодексе РФ до сих пор нет четкого определения понятия «киберпреступление».
В статье под киберпреступлениями (или IT-преступлениями) предлагается понимать любые правонарушения, для совершения которых используются ИТТ, а не только классические преступные деяния, предусмотренные главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере компьютерной информации».
Подобное определение киберпреступлениям дают профессор Anthony Reyes в своей монографии [1], К.Н. Евдокимов [Ошибка! Источник ссылки не найден.] и др.
Правильность именно такого толкования рассматриваемого понятия подтверждается подходом МВД РФ, которым в середине 2020 г. введен в действие статистический отчет, содержащий информацию более чем о 45 составах преступлений, совершаемых с использованием ИТТ.
В этих условиях в обществе возникает потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере противодействия киберпреступлениям, однако уровень IT-компетенции выпускников вузов системы МВД России приходится признать недостаточным.
В настоящей статье автор ставит цель на основе анализа статистических материалов, изучения научных публикаций и результатов интервьюирования действующих сотрудников и курсантов образовательных организаций МВД России выявить проблемы в сфере подготовки специалистов по противодействию киберпреступлениям, а также предложить возможные пути их решения.
Материалы и методы исследования
Базой для эмпирического исследования выступило федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Академия).
Материалом для исследования послужили статистические сведения, полученные из Главного информационно-аналитического центра МВД России. При их изучении использовались методы качественного и количественного анализа. Рассмотрение отечественных и зарубежных публикаций о киберпреступности и подготовке специалистов в области противодействия ей проводилось методами контент-анализа, сравнения и обобщения. Для сбора мнений действующих сотрудников ОВД и курсантов Омской академии МВД России использовались метод экспертных оценок, анкетный опрос и ранжирование. В интервьюировании приняли участие 60 курсантов 5-го курса факультета подготовки сотрудников полиции Академии, 12 действующих сотрудников ОВД Омской, Тюменской, Свердловской и Челябинской областей.
Результаты исследования и их обсуждение
Материалы главного информационно-аналитического центра МВД России показывают, что за последние 6 лет количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием ИТТ, увеличилось более чем в 45 раз (рис. 1).
Рис. 1. Динамика числа преступлений, совершенных с использованием ИТТ, в 2014–2020 гг.
Анализируя структуру киберпреступности 2020 г., можно сделать вывод, что большинство криминальных деяний, совершенных с применением ИТТ, носят имущественный характер: 81,2% – кражи и мошенничества. Значительную долю – 12,0% – составляют преступления, связанные с наркотиками. Среди оставшихся 6,8% свыше 8 тыс. IT-преступлений связаны с экономической деятельностью, около 4 тыс. совершены в сфере компьютерной информации, чуть менее чем по 2 тыс. составляют посягательства на свободу, честь и достоинство личности, а также распространение порнографических материалов.
Основным критерием эффективности противодействия преступности является отношение числа раскрытых преступлений к общему числу преступных деяний, по которым приняты процессуальные решения (или так называемая раскрываемость преступлений). Следует отметить, что данный показатель для IT-преступлений традиционно крайне низкий и в 2020 г. продолжил демонстрировать тенденцию к снижению, составив 20,1% (2019 г. – 24,0%) (рис. 2).
Рис. 2. Динамика раскрываемости IT-преступлений в 2018–2020 гг.
Иначе говоря, из почти 450 тыс. киберпреступлений, по которым приняты процессуальные решения, раскрыто и доведено до суда лишь каждое пятое. Это объясняется особенностями криминальной деятельности в данной сфере, в том числе: постоянным возникновением новых способов совершения противоправных деяний, связанным с активным развитием ИТТ, широкими возможностями обеспечения анонимности преступников, виктимным поведением потерпевших. Нельзя не отметить недостаточную компетентность действующих сотрудников органов внутренних дел в сфере информационных технологий.
Последнее подтверждается мнением научного сообщества. Такие авторы, как И.Н. Архипцев [3], О.Р. Идрисов [4], А.В. Царегородцев [5] и иные, указывают на недостаток квалифицированных специалистов, способных эффективно противодействовать IT-преступности, а также на ряд проблем, имеющихся в системе подготовки кадров, в том числе недостаточную оснащенность вузов современными стендами и оборудованием, стремительно устаревающие учебные материалы, раскрывающие в основном теоретическое вопросы, лишь расширяющие кругозор обучающихся.
Исходя из вышеизложенного можно выделить основную проблему, требующую углубленного исследования: каким образом обеспечить приобретение, развитие и закрепление знаний, умений и навыков курсантов образовательных организаций МВД России, позволяющих им в перспективе максимально быстро включиться в профессиональную деятельность и эффективно осуществлять выявление и раскрытие киберпреступлений?
В качестве одного из возможных способов решения указанной проблемы и в конечном итоге повышения качества подготовки будущих сотрудников полиции предлагаем рассмотреть опыт Омской академии МВД России.
В рамках научно-исследовательской работы в 2019–2020 гг. на кафедре информационных технологий в деятельности органов внутренних Академии разработан программный комплекс «Эмулятор сервисов системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России» (далее – Эмулятор).
Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД МВД России) представляет собой масштабный проект, функционирующий с 2015 г., одной из составляющих которого являются сервисы, содержащие информацию, необходимую для эффективной работы практически всех подразделений органов внутренних дел, в том числе направленной на пресечение и раскрытие преступлений в сфере IT-технологий.
Доступ к сервисам ИСОД МВД России строго ограничен, что обусловлено требованиями информационной безопасности и делает невозможным непосредственное изучение функционала на занятиях в образовательных организациях.
Разработанный Эмулятор полностью повторяет интерфейс реального портала ИСОД и дает возможность обрабатывать информацию, которая по структуре и составу аналогична хранимой в реальной системе, вместе с тем сгенерирована случайным образом и не раскрывает сведения о реальных лицах и других объектах [6].
Значительный объем информации в Эмуляторе (около 30 млн записей о лицах, адресах, транспорте, оружии, банковских счетах, телефонах, паспортах, правонарушениях и т.д.) позволяет преподавателю ставить учебные задачи любой сложности.
Задача может быть сформулирована в виде сообщения суточной оперативной сводки, в котором заложена аналогия реально происходившим событиям. Для выяснения всех обстоятельств обучающийся должен проанализировать первичную информацию и выбрать поисковые и аналитические средства для последовательного установления дополнительных сведений и связей, имеющих отношение к происшествию.
Разумеется, работа осуществляется не только в Эмуляторе, курсанты учатся применять иные программные продукты, в частности предназначенные для визуализации схем связей между объектами и событиями или построения социальных графов.
Конечно, интеграция в образовательный процесс новых специализированных проблемно-ориентированных программных продуктов невозможна без разработки определенных учебно-методических материалов.
В целях проверки эффективности применения ПК «Эмулятор ИСОД МВД России» в процессе обучения руководством Омской академии МВД России было принято решение о разработке новой учебной дисциплины «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД».
Вышеуказанная дисциплина ориентирована на приобретение курсантами и слушателями общепрофессиональной компетенции ОПК-13 «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности», определенной новым ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность [7, 8].
Кроме того, в процессе изучения дисциплины «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД» у курсантов формируются профессиональные компетенции, определенные квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении МВД РФ: способен использовать компьютерную технику, справочно-правовые информационные системы, учеты и автоматизированные информационно-поисковые системы при осуществлении служебной деятельности, в том числе с учетом требований информационной безопасности; способен решать задачи служебной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, в том числе совершаемых с использованием ИТТ; способен осуществлять деятельность по формированию оперативных и иных учетов, использованию информационных ресурсов и технологий для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Вновь разработанная дисциплина «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД» была включена в учебный план для изучения в десятом семестре. Следовательно, освоение дисциплины слушателями 5-го курса предполагалось после прохождения полугодовой преддипломной практики.
По окончании изучения дисциплины проведено анонимное анкетирование, результаты которого показали, что большинство респондентов отмечают ее очевидную связь с практической деятельностью, около половины считают, что полезнее было бы изучать данную дисциплину до прохождения преддипломной практики.
Рабочая программа рассмотренной учебной дисциплины подвергается переработке с основой на результатах опроса, с учетом модификации в составе ПК «Эмулятор ИСОД МВД России» и появления новых способов совершения IT-преступлений. В частности, освоение дисциплины запланировано на 4-м курсе до прохождения курсантами преддипломной практики. Перерабатываются планы практических и семинарских занятий.
Несомненно, раскрытие IT-преступлений с основой только лишь на применении профессиональных информационных систем, эксплуатируемых в органах внутренних дел, вряд ли будет эффективным. Поэтому профессорско-преподавательским составом кафедры Информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Академии изучаются иные методы и средства (в том числе программные продукты), позволяющие пресекать инновационные преступные проявления. Каждый такой сервис или программа оцениваются с точки зрения возможности применения в образовательном процессе, так как часто для их использования требуется оформление специальных разрешений, которыми обладают только действующие оперативные сотрудники.
Заключение
В результате анализа подтвержден тезис о негативной динамике количества преступлений, совершенных с использованием ИТТ, отмечены неудовлетворительные результаты противодействия киберпреступности. Выявлены причины указанной ситуации, в том числе недостаточная компетентность в сфере информационных технологий действующих сотрудников органов внутренних дел, а также выпускников специализированных образовательных организаций.
Изучение опыта Омской академии МВД России показывает, что интеграция в процесс обучения учебной дисциплины «Профессиональные информационные технологии в деятельности ОВД», а также современных проблемно-ориентированных программных средств позволяет в некоторой степени сформировать у обучающихся необходимые профессиональные и общепрофессиональные компетенции.
Между тем, учитывая, что активное развитие информационных технологий влечет за собой изменение форм средств и методов осуществления преступной деятельности, необходимо подвергнуть глубокому анализу и переработке имеющиеся рабочие программы учебных дисциплин, непосредственно связанных с информационными технологиями и информационной безопасностью.
В рамках указанной работы следует, во-первых, с целью выявления концептуальных подходов к формированию знаний, умений и навыков, позволяющих выпускникам вузов МВД России эффективно осуществлять работу по раскрытию IT-преступлений, провести анализ научно-методической, психолого-педагогической и технической литературы; во-вторых, предложить перечень специализированных проблемно-ориентированных программных продуктов и аргументировать их применение в качестве инструментов для изучения способов противодействия преступности в сфере ИТТ, а также разработать совокупность кейсов, которые необходимо решить с их использованием; в-третьих, подготовить комплекс для определения уровня сформированности индикаторов достижения требуемых компетенций у выпускников и в конечном итоге организовать и провести мероприятия по проверке эффективности применения разработанной методики.