Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации в контексте информационной грамотности и готовности к информационно-коммуникационному взаимодействию представляет собой одну из актуальных задач современного образования. К проблеме профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий представителей разных профессий обращались Гендина Н.И., Бароненко Т.А., Савченко Е.В. и др. [1-3], но чаще всего этот феномен изучают у педагогов. Так, например, Гладкова Ю.А., Иванова Н.Н. утверждают, что информационная компетентность является составляющей профессиональной компетентности воспитателя [4]; Вовк Е.В. представила концепцию методики формирования информационной компетентности у будущих специалистов дошкольного образования [5]. Авторы Монахова Л.Ю. и Рябоконь Е.А. предложили и обосновали структуру информационной компетентности педагогов, основополагающими компонентами которой являются мировоззренческий и инфоноосферный [6].
Проанализировав целый ряд определений понятия «профессиональная компетентность», мы сделали заключение, что профессиональная компетентность педагога – интегративная характеристика, включающая в себя целый ряд способностей и умений, таких как коммуникативные, дидактические, организационные, рефлексивные и весьма актуальные на сегодняшний день – информационные.
Согласно Ахаян А.А., профессиональная информационная компетентность включает в себя операционально-технологические знания, умения пользоваться технологиями с целью повышения продуктивности своей деятельности, а также развитые высшие психические функции, а именно вербальную память, распределение и объем внимания, зрительно-пространственное восприятие и логическое мышление [7]. В своей работе А.Л. Семенов называет информационно-коммуникационную компетентность «новой грамотностью» [8], А.В. Горячев под информационно грамотной личностью понимает человека, «способного эффективно работать с информацией во всех аспектах этой деятельности» [9, с. 16], Г.В. Солдатова высказывает мнение о том, что информационная компетентность не сводима к «грамотности» и подразумевает метакогнитивные способности: осознание личностью ограниченности своих знаний, мотивацию к дальнейшему развитию, умение быстро извлекать уроки из собственного и коллективного опыта жизни онлайн [10].
Нам импонирует последняя позиция, однако в настоящем исследовании мы поднимаем вопрос о профессиональных информационных компетенциях, связанных с умениями, знаниями и навыками выполнения различных видов информационной деятельности. В этой связи важно уделить внимание продуктивности использования цифровых ресурсов педагогами в своей работе, а также готовности к этой деятельности. В более раннем исследовании, посвященном изучению навыков владения ИКТ всеми субъектами образовательного процесса, нами выявлено, что наблюдается большой «цифровой» разрыв между детьми, педагогами и родителями, при этом взрослая часть испытуемых практически единогласно отмечает необходимость внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий, а также необходимость их использования в работе с родителями [11].
Целью исследования стало изучение и актуализация проблемы повышения профессиональной компетентности педагога детского сада в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия, а также исследование отношения к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в своей работе.
Материалы и методы. Организация исследования осуществлялась в три этапа. На первом был проведен теоретический анализ имеющейся научной литературы по проблеме, на втором – сбор фактического материала, на третьем – обработка результатов и формулировка выводов.
Для изучения возможностей современных информационных технологий в повышении профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) было проведено исследование, в котором принимали участие 45 педагогов.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ квалификации педагогов; анкетирование (специально разработанная анкета, состоящая из 12 вопросов и позволяющая выяснить отношение педагогов к информационно-коммуникационным технологиям); метод экспертных оценок, суть которого состоит в формализованном выражении объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок. Цель экспертной оценки в рамках настоящего исследования – определить степень использования педагогами ИКТ для повышения профессиональной и информационной компетенции.
Эксперты оценивали следующие параметры: участие в онлайн-конференциях и вебинарах; наличие программы самообразования в сфере ИКТ; наличие публикаций на профильных педагогических сайтах; наличие персонального блога или сайта на профильных площадках. Каждый параметр оценивался по следующей шкале: 5 баллов – выделенный параметр максимально выражен; 3 балла – выделенный параметр умеренно выражен; 0 баллов – выделенный параметр не выражен, либо нет сведений для оценки данного параметра. Экспертами выступали: заведующая ДОО, методист, старший воспитатель. На наш взгляд, именно эти специалисты могут достоверно оценить уровень использования ИКТ педагогами в своей работе, поскольку вся необходимая информация имеется в портфолио воспитателя и регулярно актуализируется в целях подтверждения своей квалификации.
Результаты исследования и их обсуждение
Для обсуждения и представления результатов в данном материале остановимся на результатах анкетирования педагогов для определения отношения к информационной готовности педагога ДОО и владением ИКТ.
Выясняя уровень стремления педагогов к отслеживанию и внедрению передового педагогического опыта в свою деятельность, обнаружено, что меньше половины всех участников исследования (38% педагогов - 17 человек) стремятся быть в курсе современных тенденций в образовании, учитывать требования общества в новой социальной ситуации развития детства. Эти же педагоги критически оценивают свой индивидуальный стиль деятельности и готовы совершенствоваться. Однако большая часть испытуемых (62%) никак не вовлечены в современные тенденции, не отслеживают их и не стремятся внедрять в свою профессиональную деятельность.
При ответе на вопрос «Вы постоянно занимаетесь самообразованием?» результаты распределились так: треть педагогов постоянно занимается самообразованием (15 человек). У 67% регулярного самостоятельного самообразования нет либо оно носит обязательный характер по графику ДОО. На вопрос анкеты «Вы сотрудничаете с научными консультантами?» 100% педагогов ответили, что не сотрудничают.
Результаты ответа на следующий вопрос анкеты «Видите ли Вы перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?» отразились следующим образом: перспективу в педагогической деятельности видят 22% (10 человек), они утверждают, что выбранная профессия приносит им полное удовлетворение как в моральном, так и в материальном плане, кроме того, эта категория испытуемых устремлена в будущее и строит профессиональные планы. К сожалению, подавляющее большинство (78% - 25 человек) считают педагогическую деятельность не перспективной, объясняя это тем, что в ней отсутствуют возможности карьерного роста, а также стабильного роста доходов. При этом данная группа педагогов не считает перспективным направлением свое личное и профессиональное развитие.
При анализе ответов на вопрос «Вы открыты новому?», предполагающем оценку готовности педагога к получению новой информации, обращает внимание тот факт, что лишь 13% участников эксперимента готовы к новому, чувствуют в себе ресурс к изменениям и заинтересованы в них. Однако 87% работают традиционно и без потребности в новой информации.
В ответах на вопрос, связанный с необходимостью внедрения в образовательный процесс детского сада новых информационно-коммуникационных технологий, наблюдается прогрессивная тенденция к безусловному внедрению. Так, 28 человек (62%) утверждают, что применение цифровых технологий представляет собой обычное явление современного детского сада и в них есть необходимость, поскольку сегодняшние дети активно «погружаются» в цифровизацию уже с раннего детства. А это значит, что педагоги также должны «идти в ногу со временем».
Ответы на вопрос «Как вы думаете, важно ли для родителей использование ИКТ в вашей работе?» аналогичны ответам на предыдущий вопрос, то есть 62% педагогов считают, что использование ИКТ в образовательном процессе ДОО важно, интересно, информативно для родителей. По справедливому замечанию педагогов, большинство современных родителей предпочитают информационно-коммуникационное взаимодействие «живому» и реальному сотрудничеству. Тем не менее почти половина испытуемых так не считают. Они уверены, что родителям все равно, есть ИКТ в образовательном процессе ДОО или нет, важно то, что «ребенок находится под присмотром, в безопасности, накормлен, гуляет».
Результаты ответа на вопрос «Какие современные ИКТ и программные продукты вы используете в своей работе?» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Использование ИКТ в работе педагогов ДОО
Ответы на этот вопрос позволили оценить осведомленность в возможностях новых ИКТ, а также уровень их применения. Нами выявлено, что большинство педагогов (84%) используют сайты дошкольных организаций, электронную почту, ведут собственные блоги. Из доступных программ они используют традиционные для Windows встроенные продукты: Word, Power Point. Таким образом, можно сделать вывод о том, что более современные и вполне доступные программные продукты педагогами ДОО не используются. При этом, как показывают ответы респондентов на следующий вопрос, данный вид профессиональной деятельности вызывает у педагогов любопытство.
Интерес к программным продуктам и техническим устройствам изучался с помощью вопроса «Хотели бы вы освоить интересные программы и цифровые устройства для повышения качества своей работы?». Ответы распределились следующим образом: 28 человек (62%) проявили интерес к освоению новых программных продуктов для дошкольного образования и внедрения новых технических устройств в работу педагога, 17 человек (38%) не имеют интереса к новым программным продуктам.
Наряду с заинтересованностью педагогов к использованию новых информационно-коммуникационных технологий мы изучали их фактическую вовлеченность в самостоятельное повышение своей компетентности. Эту информацию мы получили из ответов на вопрос «Участвуете ли вы в вебинарах, онлайн-конференциях для повышения педагогической компетенции?». 62% подтвердили, что участвуют в вебинарах, как организованных в ДОО, так и в домашних условиях, особенно в тех, которые проводятся на бесплатной основе и подтверждаются сертификатами участников, присланными по электронной почте. 38% педагогов не участвуют в вебинарах, не считая такую форму информативной и полезной.
Ответы на последний вопрос, «Какие средства ИКТ, на ваш взгляд, могут помочь в повышении педагогической квалификации воспитателю ДОО?», представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Средства ИКТ, которые, по мнению педагогов ДОО, могут помочь в повышении педагогической и информационной компетентности
Большинство педагогов ДОО считают, что для повышения педагогической компетентности можно использовать ИКТ следующим образом: проводить онлайн и офлайн мастер-классы по использованию тех или иных ресурсов, информировать о новых программных продуктах для ДО через видеоконференции, семинары, рассылки, предоставление демоверсий продукта, наличие автоматизированного рабочего места (АРМ) педагога в каждой группе. Много педагогов отметили необходимость поощрения за публикации на профильных сайтах и в педагогических журналах (80%), но это больше относится к мотивационному компоненту.
В своей деятельности педагоги используют такие доступные программные продукты, как ОС Microsoft Windows (PowerPoint, Paint), используют электронную почту, мессенджеры, ведут документооборот. У 62% педагогов есть интерес к современным программным продуктам, которые могут быть использованы в образовательном процессе ДОО.
Рассмотрим результаты экспертной оценки педагогов, представленные в таблице.
Выраженность показателей экспертной оценки использования ИКТ для повышения профессиональной компетенции
|
Экспертные оценки |
Общий балл |
|||
Конференции и семинары онлайн |
Самообразование |
Публикации |
Персональный блог или сайт |
||
3,1 |
3,8 |
2,8 |
1,6 |
11,3 |
|
σ |
0,5 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
1,1 |
+ σ |
3,6 |
4,0 |
3,1 |
1,7 |
12,4 |
В таблице представлено среднее арифметическое () полученных значений по четырем критериям и общий суммарный балл. Далее нами высчитывалось стандартное отклонение (σ), которое показывает, как распределены значения относительно среднего в нашей выборке. Все показатели незначительно отличаются от 0 и приближены к среднему значению, то есть оценки экспертов практически едины в своем мнении. Максимально возможный балл – 5 по каждому параметру, суммарный максимальный балл – 20. Полученные результаты по каждому параметру позволяют сделать вывод о том, что оцениваемые параметры находятся на среднем и низком уровне в коллективе педагогов. Так, можно отметить, что на среднем уровне находится посещение онлайн-конференций и семинаров, а также самообразование педагогов доступными способами. Оценка публикаций и ведение персональных сайтов или блогов находятся на низком уровне.
Заключение. Таким образом, цель исследования – изучение и актуализация проблемы повышения профессиональной компетентности педагога детского сада в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия – достигнута, отношение к информационно-коммуникационным технологиям в своей работе выражается в том, что готовность к получению новой информации продемонстрировали лишь 6 человек (из 45 испытуемых). Тем не менее 62% (28 педагогов) считают, что информационно-коммуникационное взаимодействие становится достойной альтернативой в условиях дефицита реального общения с родителями, при этом, когда речь идет об образовательном процессе и общении с детьми, они отмечают соблюдение баланса между использованием ИКТ и непосредственным взаимодействием.
В целом данные анкетирования показали недостаточную информационную готовность и компетентность педагогов, а на основании экспертных оценок был сделан вывод о том, что оцениваемые параметры находятся на среднем и низком уровне. Следует отметить некоторую противоречивость между ответами респондентов и фактическими экспертными оценками не в пользу педагогов, которую можно объяснить социальной желательностью и одобрением руководства. Полученные результаты позволяют утверждать о необходимости использования образовательного потенциала ИКТ в повышении профессиональной компетентности педагога детского сада. Дальнейшее исследование предполагает разработку и внедрение курсов повышения квалификации, включающих систему поддерживающих вебинаров, мастер-классов для освоения новых цифровых образовательных ресурсов и позволяющих научить педагогов работать с детьми в информационном пространстве обдуманно, свободно и полноценно. Также желательно продолжить выявление и анализ психолого-педагогических механизмов повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия с учетом выявленных проблемных зон.
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «МГПУ им. М.Е. Евсевьева» по договору НИР от 27.07.2021 г. № 16-597 по теме ««Цифровая компетентность педагога как условие становления информационной культуры старшего дошкольника».