Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A KINDERGARTEN TEACHER IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND COMMUNICATION INTERACTION

Batenova Y.V. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
In the submitted article analyzes the condition of the problem of improving the information and communication competence of teachers of preschool organizations, and also analyzes the actual situation of digital interaction in the educational process. In order to study the peculiarities of the use of ICT by teachers to improve their professional and informational competence, we conducted a large-scale questionnaire and expert assessment of the level of use of ICT by teachers. The questionnaire included 12 questions regarding the frequency of access to digital technologies in the course of their activities, awareness of the possibilities of modern ICT for preschool children, interest and aspiration in improving their own information competence, as well as attitudes to new technologies for preschoolers as a means of learning and development. To minimize unreliable and socially desirable responses, we used the method of expert assessments, which allows us to evaluate the information indicated in the questionnaires by independent experts. For this purpose, the actual data on the number of special advanced training courses, the use of teachers' personal blogs, as well as publications and regular posting of necessary information on their pages, both for children and for their parents, were monitored. The results of the study, unfortunately, showed the lack of readiness of teachers to improve their professional competence in the context of information and communication interaction, while answering the questionnaire, more than half of the respondents noted the need and importance of introducing modern ICT in the educational process.
professional competence
educator
information and communication technologies
readiness to use ict

Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации в контексте информационной грамотности и готовности к информационно-коммуникационному взаимодействию представляет собой одну из актуальных задач современного образования. К проблеме профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий представителей разных профессий обращались Гендина Н.И., Бароненко Т.А., Савченко Е.В. и др. [1-3], но чаще всего этот феномен изучают у педагогов. Так, например, Гладкова Ю.А., Иванова Н.Н. утверждают, что информационная компетентность является составляющей профессиональной компетентности воспитателя [4]; Вовк Е.В. представила концепцию методики формирования информационной компетентности у будущих специалистов дошкольного образования [5]. Авторы Монахова Л.Ю. и Рябоконь Е.А. предложили и обосновали структуру информационной компетентности педагогов, основополагающими компонентами которой являются мировоззренческий и инфоноосферный [6].

Проанализировав целый ряд определений понятия «профессиональная компетентность», мы сделали заключение, что профессиональная компетентность педагога – интегративная характеристика, включающая в себя целый ряд способностей и умений, таких как коммуникативные, дидактические, организационные, рефлексивные и весьма актуальные на сегодняшний день – информационные.

Согласно Ахаян А.А., профессиональная информационная компетентность включает в себя операционально-технологические знания, умения пользоваться технологиями с целью повышения продуктивности своей деятельности, а также развитые высшие психические функции, а именно вербальную память, распределение и объем внимания, зрительно-пространственное восприятие и логическое мышление [7]. В своей работе А.Л. Семенов называет информационно-коммуникационную компетентность «новой грамотностью» [8], А.В. Горячев под информационно грамотной личностью понимает человека, «способного эффективно работать с информацией во всех аспектах этой деятельности» [9, с. 16], Г.В. Солдатова высказывает мнение о том, что информационная компетентность не сводима к «грамотности» и подразумевает метакогнитивные способности: осознание личностью ограниченности своих знаний, мотивацию к дальнейшему развитию, умение быстро извлекать уроки из собственного и коллективного опыта жизни онлайн [10].

Нам импонирует последняя позиция, однако в настоящем исследовании мы поднимаем вопрос о профессиональных информационных компетенциях, связанных с умениями, знаниями и навыками выполнения различных видов информационной деятельности. В этой связи важно уделить внимание продуктивности использования цифровых ресурсов педагогами в своей работе, а также готовности к этой деятельности. В более раннем исследовании, посвященном изучению навыков владения ИКТ всеми субъектами образовательного процесса, нами выявлено, что наблюдается большой «цифровой» разрыв между детьми, педагогами и родителями, при этом взрослая часть испытуемых практически единогласно отмечает необходимость внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий, а также необходимость их использования в работе с родителями [11].

Целью исследования стало изучение и актуализация проблемы повышения профессиональной компетентности педагога детского сада в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия, а также исследование отношения к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в своей работе.

Материалы и методы. Организация исследования осуществлялась в три этапа. На первом был проведен теоретический анализ имеющейся научной литературы по проблеме, на втором – сбор фактического материала, на третьем – обработка результатов и формулировка выводов.

Для изучения возможностей современных информационных технологий в повышении профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) было проведено исследование, в котором принимали участие 45 педагогов.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ квалификации педагогов; анкетирование (специально разработанная анкета, состоящая из 12 вопросов и позволяющая выяснить отношение педагогов к информационно-коммуникационным технологиям); метод экспертных оценок, суть которого состоит в формализованном выражении объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок. Цель экспертной оценки в рамках настоящего исследования – определить степень использования педагогами ИКТ для повышения профессиональной и информационной компетенции.

Эксперты оценивали следующие параметры: участие в онлайн-конференциях и вебинарах; наличие программы самообразования в сфере ИКТ; наличие публикаций на профильных педагогических сайтах; наличие персонального блога или сайта на профильных площадках. Каждый параметр оценивался по следующей шкале: 5 баллов – выделенный параметр максимально выражен; 3 балла – выделенный параметр умеренно выражен; 0 баллов – выделенный параметр не выражен, либо нет сведений для оценки данного параметра. Экспертами выступали: заведующая ДОО, методист, старший воспитатель. На наш взгляд, именно эти специалисты могут достоверно оценить уровень использования ИКТ педагогами в своей работе, поскольку вся необходимая информация имеется в портфолио воспитателя и регулярно актуализируется в целях подтверждения своей квалификации.

Результаты исследования и их обсуждение

Для обсуждения и представления результатов в данном материале остановимся на результатах анкетирования педагогов для определения отношения к информационной готовности педагога ДОО и владением ИКТ.

Выясняя уровень стремления педагогов к отслеживанию и внедрению передового педагогического опыта в свою деятельность, обнаружено, что меньше половины всех участников исследования (38% педагогов - 17 человек) стремятся быть в курсе современных тенденций в образовании, учитывать требования общества в новой социальной ситуации развития детства. Эти же педагоги критически оценивают свой индивидуальный стиль деятельности и готовы совершенствоваться. Однако большая часть испытуемых (62%) никак не вовлечены в современные тенденции, не отслеживают их и не стремятся внедрять в свою профессиональную деятельность.

При ответе на вопрос «Вы постоянно занимаетесь самообразованием?» результаты распределились так: треть педагогов постоянно занимается самообразованием (15 человек). У 67% регулярного самостоятельного самообразования нет либо оно носит обязательный характер по графику ДОО. На вопрос анкеты «Вы сотрудничаете с научными консультантами?» 100% педагогов ответили, что не сотрудничают.

Результаты ответа на следующий вопрос анкеты «Видите ли Вы перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?» отразились следующим образом: перспективу в педагогической деятельности видят 22% (10 человек), они утверждают, что выбранная профессия приносит им полное удовлетворение как в моральном, так и в материальном плане, кроме того, эта категория испытуемых устремлена в будущее и строит профессиональные планы. К сожалению, подавляющее большинство (78% - 25 человек) считают педагогическую деятельность не перспективной, объясняя это тем, что в ней отсутствуют возможности карьерного роста, а также стабильного роста доходов. При этом данная группа педагогов не считает перспективным направлением свое личное и профессиональное развитие.

При анализе ответов на вопрос «Вы открыты новому?», предполагающем оценку  готовности педагога к получению новой информации, обращает внимание тот факт, что лишь 13% участников эксперимента готовы к новому, чувствуют в себе ресурс к изменениям и заинтересованы в них. Однако 87% работают традиционно и без потребности в новой информации.

В ответах на вопрос, связанный с необходимостью внедрения в образовательный процесс детского сада новых информационно-коммуникационных технологий, наблюдается прогрессивная тенденция к безусловному внедрению. Так, 28 человек (62%) утверждают, что применение цифровых технологий представляет собой обычное явление современного детского сада и в них есть необходимость, поскольку сегодняшние дети активно «погружаются» в цифровизацию уже с раннего детства. А это значит, что педагоги также должны «идти в ногу со временем».

Ответы на вопрос «Как вы думаете, важно ли для родителей использование ИКТ в вашей работе?» аналогичны ответам на предыдущий вопрос, то есть 62% педагогов считают, что использование ИКТ в образовательном процессе ДОО важно, интересно, информативно для родителей. По справедливому замечанию педагогов, большинство современных родителей предпочитают информационно-коммуникационное взаимодействие «живому» и реальному сотрудничеству. Тем не менее почти половина испытуемых так не считают. Они уверены,  что родителям все равно, есть ИКТ в образовательном процессе ДОО или нет, важно то, что «ребенок находится под присмотром, в безопасности, накормлен, гуляет».

Результаты ответа на вопрос «Какие современные ИКТ и программные продукты вы используете в своей работе?» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Использование ИКТ в работе педагогов ДОО

Ответы на этот вопрос позволили оценить осведомленность в возможностях новых ИКТ, а также уровень их применения. Нами выявлено, что большинство педагогов (84%) используют сайты дошкольных организаций, электронную почту, ведут собственные блоги. Из доступных программ они используют традиционные для Windows встроенные продукты: Word, Power Point. Таким образом, можно сделать вывод о том, что более современные и вполне доступные программные продукты педагогами ДОО не используются. При этом, как показывают ответы респондентов на следующий вопрос, данный вид профессиональной деятельности вызывает у педагогов любопытство.

Интерес к программным продуктам и техническим устройствам изучался с помощью  вопроса «Хотели бы вы освоить интересные программы и цифровые устройства для повышения качества своей работы?». Ответы распределились следующим образом: 28 человек (62%) проявили интерес к освоению новых программных продуктов для дошкольного образования и внедрения новых технических устройств в работу педагога, 17 человек (38%) не имеют интереса к новым программным продуктам.

Наряду с заинтересованностью педагогов к использованию новых информационно-коммуникационных технологий мы изучали их фактическую вовлеченность в самостоятельное повышение своей компетентности. Эту информацию мы получили из ответов на вопрос «Участвуете ли вы в вебинарах, онлайн-конференциях для повышения педагогической компетенции?». 62% подтвердили, что участвуют в вебинарах, как организованных в ДОО, так и в домашних условиях, особенно в тех, которые проводятся на бесплатной основе и подтверждаются сертификатами участников, присланными по электронной почте. 38% педагогов не участвуют в вебинарах, не считая такую форму информативной и полезной.

Ответы на последний вопрос, «Какие средства ИКТ, на ваш взгляд, могут помочь в повышении педагогической квалификации воспитателю ДОО?», представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Средства ИКТ, которые, по мнению педагогов ДОО, могут помочь в повышении педагогической и информационной компетентности

Большинство педагогов ДОО считают, что для повышения педагогической компетентности можно использовать ИКТ следующим образом: проводить онлайн и офлайн мастер-классы по использованию тех или иных ресурсов, информировать о новых программных продуктах для ДО через видеоконференции, семинары, рассылки, предоставление демоверсий продукта, наличие автоматизированного рабочего места (АРМ) педагога в каждой группе. Много педагогов отметили необходимость поощрения за публикации на профильных сайтах и в педагогических журналах (80%), но это больше относится к мотивационному компоненту.

В своей деятельности педагоги используют такие доступные программные продукты, как ОС Microsoft Windows (PowerPoint, Paint), используют электронную почту, мессенджеры, ведут документооборот. У 62% педагогов есть интерес к современным программным продуктам, которые могут быть использованы в образовательном процессе ДОО. 

Рассмотрим результаты экспертной оценки педагогов, представленные в таблице.

Выраженность показателей экспертной оценки использования ИКТ для повышения профессиональной компетенции

 

Экспертные оценки

Общий балл

Конференции и семинары онлайн

Самообразование

Публикации

Персональный блог или сайт

3,1

3,8

2,8

1,6

11,3

σ

0,5

0,2

0,3

0,1

1,1

 + σ

3,6

4,0

3,1

1,7

12,4

В таблице представлено среднее арифметическое () полученных значений по четырем критериям и общий суммарный балл. Далее нами высчитывалось стандартное отклонение (σ), которое показывает, как распределены значения относительно среднего в нашей выборке. Все показатели незначительно отличаются от 0 и приближены к среднему значению, то есть оценки экспертов практически едины в своем мнении. Максимально возможный балл – 5 по каждому параметру, суммарный максимальный балл – 20. Полученные результаты по каждому параметру позволяют сделать вывод о том, что оцениваемые параметры находятся на среднем и низком уровне в коллективе педагогов. Так, можно отметить, что на среднем уровне находится посещение онлайн-конференций и семинаров, а также самообразование педагогов доступными способами. Оценка публикаций и ведение персональных сайтов или блогов находятся на низком уровне.

Заключение. Таким образом, цель исследования – изучение и актуализация проблемы повышения профессиональной компетентности педагога детского сада в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия – достигнута, отношение к информационно-коммуникационным технологиям в своей работе выражается в том, что готовность к получению новой информации продемонстрировали лишь 6 человек (из 45 испытуемых). Тем не менее 62% (28 педагогов) считают, что информационно-коммуникационное взаимодействие становится достойной альтернативой в условиях дефицита реального общения с родителями, при этом, когда речь идет об образовательном процессе и общении с детьми, они отмечают соблюдение баланса между использованием ИКТ и непосредственным взаимодействием.

В целом данные анкетирования показали недостаточную информационную готовность и компетентность педагогов, а на основании экспертных оценок был сделан вывод о том, что оцениваемые параметры находятся на среднем и низком уровне. Следует отметить некоторую противоречивость между ответами респондентов и фактическими экспертными оценками не в пользу педагогов, которую можно объяснить социальной желательностью и одобрением руководства. Полученные результаты позволяют утверждать о необходимости использования образовательного потенциала ИКТ в повышении профессиональной компетентности педагога детского сада. Дальнейшее исследование предполагает разработку и внедрение курсов повышения квалификации, включающих систему поддерживающих вебинаров, мастер-классов для освоения новых цифровых образовательных ресурсов и позволяющих научить педагогов работать с детьми в информационном пространстве обдуманно, свободно и полноценно. Также желательно продолжить выявление и анализ психолого-педагогических механизмов повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия с учетом выявленных проблемных зон.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «МГПУ им. М.Е. Евсевьева» по договору НИР от 27.07.2021 г. № 16-597 по теме ««Цифровая компетентность педагога как условие становления информационной культуры старшего дошкольника».