Профессионально-прикладная физическая подготовка – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности [1, 2]. Значимость профессионально-прикладной физической подготовки продавцов-консультантов различного профиля постоянно становится выше, она является неотъемлемым условием поддержания высокой работоспособности и укрепления здоровья трудящихся.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование профессионально-прикладной физической подготовки, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, т.е. требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями [3–5].
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между содержанием профессионально-прикладной физической подготовки для работающих по профессии «продавец-консультант», с одной стороны, и отсутствием программы профессионально-прикладной физической подготовки женщин первого зрелого возраста – с другой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность программы профессионально-прикладной физической подготовки женщин 20–30 лет, работающих продавцами-консультантами.
Задачи
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Составить профессиограмму продавца-консультанта.
3. Разработать программу профессионально-прикладной физической подготовки для продавца-консультанта и выявить ее эффективность в условиях эксперимента.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут применяться при профессиональном обучении продавцов-консультантов работодателями и самими продавцами-консультантами для повышения уровня физической подготовленности и работоспособности, что будет способствовать сокращению срока адаптации и повышению качества труда.
К исследованию были привлечены продавцы-консультанты магазина «Адидас» в количестве 20 человек: первые 10 продавцов-консультантов, работающих в ТД «ЦУМ», были отнесены к экспериментальной группе, вторые 10 продавцов-консультантов, работающих в ТЦ «XL», были отнесены к контрольной группе.
Экспериментальная часть исследования включала следующие методы: профессиографию; физиометрию; метод функциональных проб; педагогическое тестирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами была составлена профессиограмма продавца-консультанта, в которой были рассмотрены следующие факторы:
1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;
2) условия и характер труда;
3) режим труда и отдыха;
4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.
Рассмотрим факторы профессиональной деятельности продавцов-консультантов магазина «Адидас»:
1) форма труда – обслуживание; сфера труда – человек – человек;
2) в течение рабочего дня садиться нельзя, перерывы на обед: от 4 ч работы – 30 мин, от 5 ч работы – 1 ч. Темп и ритм работы непостоянны. Как правило, в праздничные дни они увеличиваются. Это связано с поставкой большего количества товара и наплывом покупателей;
3) режим работы – 5 рабочих дней, 2 плавающих выходных. Если начало рабочего дня в 9:00, конец рабочего дня в 18:00, если начало рабочего дня в 12:00, то конец рабочего дня в 21:00. Полная рабочая неделя. В праздничные дни идет увеличение количества работающих сотрудников для большего охвата покупательского потока. Ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней;
4) в процессе трудовой деятельности физиологические показатели работоспособности, так же как и производственные показатели, изменяются циклически. В периоде работоспособности различают три основных периода: врабатывание, устойчивая работоспособность, наступление усталости.
В начале эксперимента нами были исследованы функциональные показатели и показатели физической подготовленности женщин 20–30 лет, анализ которых показал, что во всех показателях женщины экспериментальной и контрольной групп статистически однородны (р>0,05). Нами установлено, что уровень работоспособности в контрольной и экспериментальной группах одинаковый. Вероятно, это обусловлено тем, что все они работают в одинаковых условиях, у них примерно одинаковый возраст. При этом выявлено, что в экспериментальной группе у 70% женщин средний уровень работоспособности, а у 30% – низкий. В контрольной группе распределение по уровням работоспособности 60% и 40% соответственно. Ни в экспериментальной, ни в контрольной группе не было выявлено женщин с высоким уровнем работоспособности.
Изучив особенности работы продавцов-консультантов магазина, мы составили примерный комплекс упражнений профессионально-прикладной физической подготовки, направленный на повышение работоспособности и снятие эмоционального напряжения. Упражнения можно выполнять прямо на рабочем месте.
Программа профессионально-прикладной физической подготовки включала упражнения, проводимые на рабочем месте (в рамках следующих организационных форм: вводная гимнастика, физкультурная пауза, упражнения в обеденный перерыв) и во внерабочее время. Упражнения были направлены на развитие ловкости, выносливости, силы, а также повышение работоспособности.
Упражнения, направленные на воспитание выносливости и силы, применялись только во внерабочее время. Упражнения, направленные на воспитание ловкости, проводились как во время рабочего дня, так и во внерабочее время.
Содержание программы профессионально-прикладной физической подготовки продавцов-консультантов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание программы профессионально-прикладной физической подготовки продавца-консультанта
Направленность |
Упражнения, проводимые в рабочее время |
Упражнения, проводимые во внерабочее время |
Ловкость |
1. Проведение по контуру (продавец консультант проводит по контуру манекена различного размера и формы (мужского, женского, детского)) 2. Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками и одной (левой/правой) рукой, стоя на месте, в движении, с поворотом до 360° 3. Вращение мяча вокруг себя в правую и левую стороны 4. Броски теннисного мяча в горизонтальную цель (корзину для мячей), дистанция до 10 м 5. Зумба |
1. Волейбол (2 раза в месяц) 2. Баскетбол (2 раза в месяц) 3. Ведение мяча между стойками – 4 раза в месяц (еженедельно) 4. Полоса препятствий (еженедельно) |
Выносливость |
|
Медленный бег в чередовании с ходьбой до 2 ч (2 раза неделю) |
Сила |
|
Комплекс силовых упражнений, проводимых инструктором в системе ZOOM (1 раз в неделю) |
Повышение работоспособности |
1. Перекаты с пятки на носок на месте 2. Наклоны и наклоны прогнувшись 3. Круговые движения в плечевых суставах 4. Гимнастика для глаз |
|
В таблице 2 представлен сравнительный анализ результатов тестирования работоспособности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп после реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что показатели работоспособности в экспериментальной группе в конце эксперимента значительно выше таковых контрольной группы. При этом нами установлено, что у женщин экспериментальной группы во всех показателях произошли статистически значимые положительные изменения (р≤0,05), в то время как в контрольной группе отмечается ухудшение некоторых показателей работоспособности.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов тестирования работоспособности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента
Показатели |
Период эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Р1 |
Р2 |
|||
Хср±Sx |
Р |
Хср±Sx |
Р |
|||||
ЧСС в покое, уд/мин |
до |
63,4±0,124 |
<0,05 |
62,8± 0,327 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
60,2±0,118 |
62,1±0,289 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
Систолическое артериальное давление, мм рт. ст. |
до |
127,3±1,087 |
<0,05 |
125,4±1,022 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
123,3±1,102 |
126,4±1,021 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
Диастолическое артериальное давление, мм рт. ст. |
до |
86,9±0,887 |
<0,05 |
87,3±0,627 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
81,5±0,655 |
88,2±0,594 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
Гарвардский степ-тест, уд/мин |
F1 |
до |
24,6±0,057 |
<0,05 |
24,4±0,112 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
после |
31,7±0,067 |
23,5±0,118 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
F2 |
до |
24,5±0,037 |
<0,05 |
25,7±0,099 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
30,9±0,043 |
25,7±0,112 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
F3 |
до |
43,8±0,991 |
<0,05 |
42,0±0,084 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
52,2±0,31 |
41,4±0,116 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
Проба Штанге, с |
до |
41,3±0,554 |
<0,05 |
42,1±0,085 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
49,8±0,671 |
41,81±0,069 |
>0,05 |
<0,05 |
||||
Тест Купера, м |
до |
28,5±0,284 |
<0,05 |
27,6±0,385 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
|
после |
33,1±0,415 |
25,8±0,413 |
>0,05 |
<0,05 |
Примечание: Р1 – различия между исследуемыми группами в начале эксперимента Р2 – различия между исследуемыми группами в конце эксперимента
В таблице 3 представлены результаты тестирования физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента. На основе данных, представленных в таблице 3, мы сделали вывод, что показатели физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной группы в конце исследования статистически значимо превышают таковые женщин-продавцов контрольной группы (р≤0,05). За период эксперимента статистически значимые изменения во всех контрольных упражнениях произошли в экспериментальной группе (р≤0,05), в то время как показатели в контрольной группе статистически остались неизменными (р≥0,05).
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов тестирования физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента
Показатели |
Период эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Р1 |
Р2 |
||
Хср±Sx |
Р |
Хср±Sx |
Р |
||||
Проба Ромберга, с |
до |
46,5±0,035 |
<0,05 |
44,3±0,684 |
<0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
после |
49,6±0,114 |
45,1±0,796 |
>0,05 |
<0,05 |
|||
Тест Purdue Pegboard (на ловкость рук), с |
до |
33,7±0,125 |
<0,05 |
31,1±0,056 |
<0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
после |
30,8±0,061 |
30,4±0,152 |
>0,05 |
<0,05 |
|||
Тест на переключение внимания, с |
до |
50,8±0,221 |
<0,05 |
54,1±0,307 |
<0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
после |
57,2±0,056 |
53,8±0,861 |
>0,05 |
<0,05 |
|||
Бег на 100 м, с |
до |
36,5±0,117 |
<0,05 |
36,5±0,412 |
≥0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
после |
26,7±0,028 |
36,5±0,342 |
>0,05 |
<0,05 |
На основании полученных результатов мы сделали вывод, что внедрение разработанной нами профессионально-прикладной физической подготовки способствовало значительному превышению показателей физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной групп над показателями физической подготовленности женщин-продавцов контрольной группы (р<0,05).
Изучив таблицу 3, мы видим, что у женщин-продавцов контрольной группы отмечаются положительные изменения в тех контрольных упражнениях, которые совпадают отчасти с трудовыми операциями, выполняемыми в течение рабочего дня. Так, приросты отмечаются в контрольных упражнениях «Проба Ромберга», в тесте на ловкость рук и в тесте на переключение (р<0,05). В беге на 100 м результат остался неизменным (р>0,05).
Анализ работоспособности женщин, работающих продавцами-консультантами, в конце исследования показал, что в экспериментальной группе снизилось количество испытуемых с низким и средним уровнем работоспособности с 70% до 60% и с 30% до 20% соответственно. У 20% женщин экспериментальной группы в конце исследования выявлен высокий уровень работоспособности. В контрольной группе к концу эксперимента снизилось количество женщин со средним уровнем работоспособности с 60% до 50% и повысилось с низким уровнем работоспособности с 40% до 50%. В этой группе женщин с высоким уровнем работоспособности в конце эксперимента (как и в начале) нет.
Выводы
1. Нами была составлена профессиограмма продавца-консультанта с учетом специфики деятельности исследуемых женщин 20–30 лет. Профессиограмма составлена исходя из условий работы и качеств, необходимых продавцу-консультанту. В содержание деятельности продавца-консультанта входят установление контактов, умение действовать по определенным правилам, концентрация внимания, большие физические нагрузки, необходимость выполнять поставленные другими задачи согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам. К индивидуальным особенностям продавца-консультанта относятся такие требования, как глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета, эмоциональная устойчивость.
2. Нами была разработана программа профессионально-прикладной физической подготовки, которая включала упражнения, проводимые на рабочем месте и во внерабочее время. Упражнения были направлены на воспитание ловкости, выносливости, силы, а также на повышение работоспособности и применялись в течение рабочего дня и во внерабочее время. Разработанная нами программа профессионально-прикладной физической подготовки для продавцов-консультантов (женщин 20–30 лет) способствовала достоверному приросту показателей физической работоспособности и физической подготовленности (р<0,05).
В ходе констатирующего эксперимента установлено, что в среднем у 35% женщин 20–30 лет, работающих продавцами-консультантами, уровень работоспособности находится на низком уровне. К концу исследования количество женщин экспериментальной группы с низким и средним уровнем работоспособности снизилось, а у 20% женщин выявлен высокий уровень работоспособности. В контрольной группе увеличилось количество женщин с низким уровнем работоспособности с 40% до 50%. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют об эффективности экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки продавцов-консультантов.