Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VALUE ATTITUDES AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS

Meshkova I.V. 1 Zavyalova L.P. 2
1 Nizhny Tagil state socio-pedagogical Institute (branch) of the Russian state vocational pedagogical University
2 Siberian Federal University
The article deals with the problem of professional development of a personality during training at a university. It is theoretically substantiated that a person's system of values, his life attitudes can influence his career development, the formation of professional interests and motives for choosing a profession, the formation of his professional identity, and the construction of an individual trajectory of professional development. The results of testing students of the Nizhniy Tagil branch of the Russian State Vocational Pedagogical University (direction of training «Pedagogical education») using the computer diagnostic complex «Profkaryera» are presented. The study was conducted in order to identify the relationship between the value attitudes of the individual and the direction of career development. It is statistically confirmed that students with a pronounced attitude towards «active purposefulness» show greater interest in managerial, entrepreneurial and innovative activities, they have a pronounced motivation for achievement in work, for creativity, relationships in a team and overcoming difficulties in work. Students with a value-oriented attitude towards «passivity» show interest in performing activities, they are motivated by comfortable working conditions, stability, certainty in work and remuneration. Students with a value-oriented attitude towards «creative freedom» show a clear interest in entrepreneurial, innovative and communicative activities, their professional motives are «work achievements», «team relationships» and «overcoming difficulties». Students with «seeking certainty» and «responsibility» values are more interested in administrative and executive activities. For the first, the motivating factors are «comfort» and «certainty», for the second – interesting work. Students with the value attitude "frivolity" show interest in communicative activities, the factor of remuneration (money) is important for them. The practical significance of the study lies in the fact that the results obtained can be used by psychologists and teachers to improve the content and methods of work with students of pedagogical universities in order to improve the quality of their professional training, create conditions for the formation of professional identity, psychological readiness for independent professional and pedagogical activities, designing an individual trajectory of professional (career) development.
values
life attitudes
professional development
personal development
life values
value attitudes
professional interests
professional motivation
students of a pedagogical university

Обращение к проблеме профессионального становления и профессионального развития студентов в период обучения в вузе обусловлено необходимостью изучения психологических механизмов влияния на этот процесс ценностных установок личности. Система ценностей, в том числе и профессиональных, формируется учеловека с раннего детства. Э.Ф. Зеер выделяет семь стадий профессионального становления личности. По его мнению, «...началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0–12 лет). Это стадия аморфной оптации» [1, с.89]. Характеризуя стадию профессиональной подготовки как время получения профессионального образования в колледжах и вузах после окончания школы (примерно с 16 до 23 лет), автор выделяет ее основные психологические новообразования – «профессиональную подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность ксамостоятельному труду» [1, с. 91].

Период обучения в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня имеет важное значение для социализации в целом и для личностного, профессионального развития студентов. Во время обучения в вузе или колледже у человека начинают формироваться профессионально важные качества, осознаются доминирующие профессиональные мотивы, формируется профессиональная идентичность [2, с. 170], что является условием для дальнейшего личностного и профессионального развития, планирования индивидуальной траектории профессионального развития [3].

«Под личностно-профессиональным развитием студентов педагогического вуза мы понимаем процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения в сфере образования, на саморазвитие и самореализацию в будущей профессиональной педагогической деятельности» [4, с. 16].

Педагогическая профессия предъявляет определенные требования к личностным качествам, способностям и ценностным установкам человека, который должен быть готов косознанному выполнению профессиональных задач, связанных с обучением и воспитанием детей и взрослых. «Было бы правильным считать, что абитуриент, поступающий впедагогический вуз, имеет определенные педагогические способности, которые можно определить как совокупность индивидуально-психологических способностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью» [5, с. 109]. Однако не все студенты, поступающие в педагогический вуз, имеют необходимые способности. Кроме того, ценностные жизненные установки, сложившиеся устудентов к началу обучения в вузе как результат воспитания и самовоспитания, жизненного опыта, могут оказывать различное влияние на весь процесс профессионально-личностного развития, определяя вектор будущего карьерного развития.

Цель проведенного исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между ценностными установками личности и направлением ее профессионального (карьерного) развития. Нами были выделены показатели профессионально-личностного развития студентов, позволяющие определить их профессиональную направленность: «профессиональные (карьерные) интересы» и «трудовая мотивация» будущих педагогов.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между определенными ценностными установками личности и склонностью к выполнению соответствующей профессиональной роли под влиянием значимых мотивирующих факторов, побуждающих человека к работе.

Материал и методы исследования. База исследования – Нижнетагильский филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета. Выборка – 163 студента в возрасте от 17 до 27 лет (мужчин – 25, женщин – 138), обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

Исследование проводилось в форме констатирующего эксперимента, сбор данных осуществлялся с 2018 по 2021 гг. Для диагностики использовался метод тестирования. Студентам предлагалось ответить на вопросы теста компьютерного комплекса «Профкарьера»[6]. Тест состоит из пяти блоков: жизненные установки, профессиональные интересы, интеллектуальные способности, трудовая мотивация, личностные качества.

Всоответствии сцелью нашего исследования для статистического анализа были использованы эмпирические данные переменных из трех блоков: «жизненные установки», «профессиональные интересы», «профессиональная (трудовая) мотивация». Все переменные были измерены вколичественных шкалах, эмпирическое распределение по всем переменным близкое к нормальному. Это позволило нам для статистической обработки данных и проведения корреляционного анализа выбрать метод параметрической статистики – критерий линейной корреляции r-Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение. Для качественного анализа результатов исследования необходимо дать краткую характеристику ценностных жизненных установок, которые могут повлиять на карьерное развитие участников опроса. Эти установки проявляются в готовности занять активную или пассивную позицию в решении жизненных и профессиональных задач, в желании и умении самостоятельно находить интерес и смысл вжизни, в готовности или неготовности к созиданию нового, к ситуациям неопределенности, в готовности или неготовности брать на себя ответственность за события своей жизни и, при необходимости, за жизнь других людей.

Низкий полюс по шкале «пассивность / активная целеустремленность» характеризует человека как пассивного, который считает, что проявление собственной активности не имеет смысла. Возможно, такой человек еще не определился, какие цели для него являются важными или какие способы достижения цели могут быть наиболее эффективными. Высокий полюс по этой шкале характеризует человека как активного и целеустремленного.

Низкие значения по шкале «поиск определенности / творческая свобода» соответствуют полюсу «поиск определенности». Такого человека может тяготить неопределенность внастоящем или будущем, он чувствует себя более защищенным и спокойным, если известны все условия выполнения задач. Высокие значения соответствуют полюсу «творческая свобода». Свобода ассоциируется ссамостоятельным выбором интересных задач. Такие люди проявляют готовность кнеопределенности, их мотивирует возможность удовлетворения потребности в творческой самореализации при выполнении новых заданий.

Низкий полюс по шкале «легкомысленность / ответственность» характеризует человека как сторонника «легкого» отношения к жизни как к игре, с чувством юмора. Серьезное отношение кжизни воспринимается как ее чрезмерное усложнение. Будущим педагогам с такой установкой важно понимать, что в жизни бывают ситуации, которые требуют серьезного, ответственного, вдумчивого отношения. Высокий полюс характеризует человека как ответственного за происходящие в его жизни события. Большинство решений такие люди принимают самостоятельно, обдуманно. Это важное качество для будущего педагога. Приэтом нужно учитывать, что проявление сверхответственности, чрезмерно серьезное отношение к жизни могут привести кэмоциональному выгоранию, поэтому следует развивать чувство юмора и стараться к некоторым жизненным ситуациям относиться проще.

На основе результатов корреляционного анализа были выявлены статистически значимые прямые и обратные взаимосвязи между переменными всех трех блоков. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа статистически значимых взаимосвязей между ценностными жизненными установками студентов, их профессиональными интересами и мотивами будущей трудовой деятельности

 

Ценностные жизненные установки

«Пассивность / активная целеустремленность»

«Поиск определенности / творческая свобода»

«Легкомысленность / ответственность»

Профессиональные интересы

«менеджер»

0,268***

«предприниматель»

0,303***

0,278***

«коммуникатор»

0,171*

–0,245**

«инноватор»

0,240**

0,214**

«специалист»

–0,192*

«функционалист»

–0,454***

–0,292***

«администратор»

–0,189*

0,244**

Профессиональная (трудовая) мотивация

«достижения»

0,456***

0,255**

«интерес»

0,195*

«определенность»

–0,362***

–0,282***

«комфорт»

–0,385***

–0,204*

«творчество»

0,162*

«деньги»

–0,175*

–0,209*

«взаимоотношения»

0,375***

0,180*

«преодоление»

0,426***

0,260***

Примечание: 1 при n=150 критические значения коэффициента корреляции Пирсона: r=0,160 при p≤005; r=0,210 при p≤0,01; r=0,266 при p≤0,001.

2 уровни статистической значимости: * p≤005; ** p≤0,01; *** p≤0,001.

Высокий интерес к карьерному развитию, связанному с управленческой деятельностью, выражен у студентов с ценностной установкой на активную целеустремленную позицию вжизни (менеджер, r=0,268, p=0,001). Во время тестирования эти обучающиеся проявили интерес к работе, связанной с высокой степенью ответственности за дело, где есть возможность принимать значимые управленческие решения и руководить людьми. Впедагогической профессии при наличии необходимых способностей и личностных качеств такие студенты будут иметь возможность выполнять функции руководителя образовательной организации или смогут возглавить структурные подразделения, связанные с организацией различных направлений образовательного процесса.

Интерес к предпринимательской и инновационной деятельности, которая может включать постановку и развитие новых проектов, открытие собственного дела, ярко выражен у студентов с двумя жизненными установками – на«активную целеустремленность» («предприниматель», r=0,303, p=0,001; «инноватор», r=0,240, p=0,01) и «творческую свободу» («предприниматель», r=0,278, p=0,001; «инноватор», r=0,214, p=0,01). В области образования эта деятельность может быть связана с предоставлением платных образовательных услуг в частных дошкольных образовательных организациях, организациях дополнительного образования для детей и взрослых, а также дополнительного профессионального образования.

Высокий интерес к работе в сфере общения, взаимодействия с людьми (шкала «коммуникатор») выражен у студентов сдвумя ценностными установками: на «творческую свободу» (r=0,172, p=0,05) и «легкомысленность» (r=–0,245, p=0,01). Коммуникативная деятельность педагога связана с творческим характером общения, где требуется умение выстраивать взаимодействие с учетом интересов, ценностных установок, психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса. Ценностная установка на «несерьезность», «легкомысленность» в общении сдругими людьми имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным качеством человека сценностной установкой на «легкомысленность» является его готовность к ситуациям неопределенности. Такие люди легко адаптируются вновых условиях, могут находить необычное, творческое решение возникшей проблемы. Недостатком является нежелание проводить логический анализ случившегося, в то время как некоторые жизненные ситуации требуют серьезного, вдумчивого, аналитического подхода. Поэтому в период обучения в вузе обучающимся – будущим педагогам необходимо учиться развивать рефлексивные навыки, аналитические способности.

Также у студентов с установкой на «пассивность» выражен интерес к работе, связанной с глубоким освоением профессиональных умений в рамках выбранной профессии («специалист», r=–0,192, p=0,05), и к исполнительской деятельности, не предполагающей высокой ответственности за результаты коллективной работы («функционалист», r=–0,454, p=0,001). Этот факт подтверждает выявленная обратная статистически значимая взаимосвязь между ценностной установкой «поиск определенности» и интересом квыполнению профессиональной роли «функционалист» (r=–0,292, p=0,001). Следовательно, для людей сценностными установками на «пассивность» и «поиск определенности» более всего подходит карьерное развитие, связанное с исполнительской деятельностью, где они могут нести ответственность только за результаты своей индивидуальной деятельности. Такую работу может выполнить педагог, не стремящийся к руководящей должности вобразовательной организации, отвечающий за качество проведения своих занятий по предмету, стремящийся к достижению профессионализма в этой области.

К административной деятельности в большей степени выражен интерес у студентов сдвумя ценностными установками: «поиск определенности» (r=–0,189, p=0,05) и «ответственность» (r=0,244, p=0,01). Их может заинтересовать работа, связанная спланированием и контролем организации образовательного процесса, включая подготовку необходимой документации, составление графика учебного процесса и др. Такая деятельность сможет удовлетворить их потребность вопределенности, защищенности, безопасности, для ее выполнения подходит личностное качество «ответственность».

Анализируя профессионально-личностное развитие студентов в период обучения в вузе, мы обратились к анализу взаимосвязей между ценностными установками «активная целеустремленность», «творческая свобода» и профессиональными мотивами.

Прямая взаимосвязь жизненной установки на «активную целеустремленность» смотивом «достижения в работе» (r=0,456, p=0,001) указывает на выраженность у студентов мотивации достижения высоких результатов в работе, они умеют ставить реально достижимые цели в жизни. Для таких людей актуальными являются потребности всамореализации, саморазвитии, свою будущую работу по выбранной педагогической профессии они рассматривают как сферу использования возможностей для профессионального роста. Если таких возможностей нет, то человек будет стремиться к смене места работы и поиску другой образовательной организации. Этот эмпирический факт могут подтвердить корреляционные связи между мотивацией «достижения в работе» и жизненной установкой на «творческую свободу» (r=0,255, p=0,01), между профессиональным мотивом «творчество» и ценностной установкой на «активную целеустремленность» (r=0,162, p=0,05). Человеку с такими жизненными установками очень важно, чтобы работа в качестве педагога дошкольного, общего, профессионального или дополнительного образования имела творческий характер, чтобы была возможность для реализации вработе своего творческого потенциала.

Для студентов с ценностными установками на «активную целеустремленность» и «творческую свободу» важными профессиональными мотивами при устройстве на работу являются еще два: «взаимоотношения в коллективе» (r=0,375, p=0,001 и r=0,180, p=0,05) и мотив «преодоление трудностей» (r=0,426, p=0,001 и r=0,260, p=0,001). Значимость мотива «взаимоотношения в коллективе» отчасти можно объяснить гендерными особенностями выборки (85% женщин) и содержанием педагогической профессии, где для установления контактов, эффективного педагогического общения важен благоприятный психологический климат в коллективе. Во время обучения в вузе такие студенты стремятся принимать активное участие в общественной жизни, не боятся рисковать и преодолевать трудности, чтобы накопить необходимый профессиональный опыт. В то же время чрезмерная активность может привести к«эмоциональному выгоранию», поэтому обучающимся очень важно приобрести навыки эмоциональной саморегуляции и научиться тайм-менеджменту.

Выявлена одна положительная статистически значимая взаимосвязь между ценностной установкой «ответственность» и мотивом «интересная работа» (r=0,195, р=0,05). Устудентов с выраженной установкой на проявление ответственности выявлено желание иметь интересную работу, только в этом случае они будут относиться к ней ответственно, неформально. Если работа не вызывает интереса, то профессиональная мотивация снижается.

В группе респондентов были студенты с выраженными жизненными установками на«пассивность» и «поиск определенности». Нами были выявлены статистически значимые отрицательные взаимосвязи между этими установками и профессиональным мотивом «комфорт» (r=–0,385, р=0,001 и r=–0,204, р=0,05). Можно сказать, что такие ценностные установки формируют у личности определенные требования к работе в образовательных организациях. Для этих людей очень актуальны условия труда и сохранение здоровья, чтобы работа была без повышенных нагрузок и переработок. Если условия труда не соответствуют их ожиданиям, то такие студенты постараются найти место работы, где будут сбалансированный график и нормированный рабочий день.

Другим значимым профессиональным мотивом для обучающихся с ценностными установками на «пассивность» и «поиск определенности» является мотив «определенность вработе» (r=–0,362, р=0,001) и (r=–0,282, р=0,001). Для таких студентов удовлетворению потребности в безопасности может способствовать спокойная работа, без потрясений и стрессов. Можно предположить, что педагогическая профессия не даст возможности в полной мере удовлетворить эту потребность. Однако педагогическая профессия может гарантировать социальную защищенность, уверенность в будущем.

Две отрицательные статистически значимые взаимосвязи выявлены между трудовым мотивом «деньги» и двумя ценностными установками: «пассивность» (r=–0,175, р=0,05) и «легкомысленность» (r=–0,208, р=0,05). Результаты статистического анализа показали, что мотив оплаты труда оказался наиболее значимым для людей пассивных, не готовых прилагать необходимые усилия для воплощения своих целей и желаний, которые относятся к жизни вцелом и к событиям личной жизни недостаточно серьезно, а порой безответственно. Работать в системе образования стакими ценностными установками невозможно, они являются признаками профессиональной непригодности.

Выводы

На основе теоретического анализа литературы и результатов эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Студенты с выраженной установкой на «активную целеустремленность» проявляют больший интерес к управленческой, предпринимательской и инновационной деятельности. Уних ярко выражена мотивация на достижения в работе, для них важны творческий характер работы, возможность для саморазвития и самореализции, взаимоотношения в коллективе, их мотивируют трудные профессиональные задачи и преодоление трудностей. Студентам сценностной установкой на «пассивность» более интересны исполнительская деятельность и возможность совершенствовать профессиональные умения в выбранной сфере деятельности. Люди с ценностной установкой на пассивность склонны избегать работы, связанной свысокими рисками и неопределенностью. Их профессиональные мотивы – «комфорт», «определенность вработе», «деньги», их интересует стабильная и спокойная работа, без рисков и потрясений, с комфортными условиями и хорошей оплатой труда.

2. Студенты с ценностной установкой на «творческую свободу» проявляют интерес кпредпринимательской, инновационной и коммуникативной деятельности. Для них важными профессиональными мотивами являются «достижения в работе», «взаимоотношения вколлективе» и «преодоление трудностей в работе». Неинтересная, рутинная и монотонная работа демотивирует. Студенты с ценностной установкой на «поиск определенности» проявляют интерес к административной и исполнительской деятельности. Их мотивы в работе – «комфортные условия труда» и «определенность», социальная защищенность, безопасность.

3. Интерес к административной деятельности проявляют и студенты с ценностной установкой на «ответственность». Для них важен мотив «интересная работа». У обучающихся сценностной установкой на «легкомысленность» выражен интерес к коммуникативной деятельности, для них мотивирующим фактором в работе является оплата труда («деньги»).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи ценностных жизненных установок и направлений карьерного развития студентов подтверждена. Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами для совершенствования содержания и методов работы со студентами педагогических вузов сцелью повышения качества их профессиональной подготовки, создания условий для формирования профессиональной идентичности, психологической готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, проектирования индивидуальной траектории профессионального (карьерного) развития.