На современном этапе развития логопедии одной из наиболее значимых проблем является проблема разработки современных технологий логокоррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
В связи с этим на первый план выходит необходимость выявления и изучения личностных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, которые в логопедии и логопсихологии являются наименее изученными. Некоторые аспекты личностного развития ребенка с речевыми нарушениями отражены в работах В.М. Шкловского, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой и некоторых других исследователей, которые изучали данную проблему преимущественно по отношению к детям с заиканием. Исследования особенностей личностной сферы детей с общим недоразвитием речи немногочисленны и не позволяют выявить специфику и механизмы нарушений. По результатам исследований Л.М. Шипициной, Л.С. Волковой и ряда других авторов, среди проблем, выявленных у детей с общим недоразвитием речи, отчетливо проявляются пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность при оценке собственных возможностей и ряд других особенностей, которые свойственны не только детям с тяжелыми нарушениями речи, но и детям с нормальной речью.
Но исследователями отмечается одна особенность детей с тяжелыми нарушениями речи, которая, к сожалению, на сегодняшний день изучена недостаточно: они менее общительны, чем нормально говорящие сверстники. На наш взгляд, именно эта особенность личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи нуждается в изучении, так напрямую связана с характером и тяжестью речевого нарушения.
Одним из механизмов недоразвития общения у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития является несформированность речевой регуляции, которая у детей с нормальным речевым развитием начинает складываться во второй половине первого года жизни и в своем становлении проходит ряд закономерных этапов.
Источником развития регулирующей функции речи, по мнению А.Р. Лурии, является способность подчиняться речи взрослого, которая обеспечивает первоначальную регуляцию действия и поведения ребенка. Этот процесс не только вносит изменения в психическую деятельность ребенка, но и закладывает основы развития речевого общения. Кроме того, развитие регулирующей функции речи обеспечивает ребенку и собственно речевое развитие: начинает формироваться значение слова и понимание обращенной речи. На следующем этапе речевого развития - этапе однословных и двухсловных высказываний - ребенок начинает использовать речь как средство коммуникации и воздействия на поведение и деятельность других людей, что позволяет ему в рамках предметно-манипулятивной деятельности активно накапливать предметный и глагольный словарь, осваивать грамматическую систему родного языка и овладевать основными синтаксическими моделями.
Тяжелые отклонения речевого развития, особенно обусловленные органическими поражениями ЦНС, у детей раннего возраста проявляются не столько в количественных нарушениях языковых средств, сколько в недостаточной готовности к речевой регуляции. На следующих возрастных этапах это отставание спонтанно не преодолевается. Более того, если логопедическая работа с детьми раннего возраста, как и на следующих этапах речевого развития, направлена преимущественно на накопление словаря, это отставание может усугубляться дальнейшим снижением готовности к использованию речи как средства саморегуляции, т.е. к использованию речи для регуляции собственного поведения и деятельности.
Таким образом, решая вопрос о направлениях и содержании логопедического воздействия мы должны иметь ввиду, что для предупреждения и преодоления нарушений речевого общения необходимо не только учить детей использованию языковых средств в заданных условиях, а строить логопедическую работу с учетом необходимости формировать у них речевую деятельность и усвоение способов общения посредством речи. К сожалению, далеко не во всех методических рекомендациях к определению содержания логопедической работы учитывается необходимость осуществлять воздействие не только на языковую составляющую речи, но и на формирование коммуникативной направленности речи, т.е. на формирование готовности ребенка с тяжелыми нарушениями речи к порождению и реализации речевого высказывания.