Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [1], направление «Изобразительное искусство», утвержденному приказом № 121 от 22 февраля 2018 г. пункт 5.4, выпускник должен обладать способностями осуществлять оценку предметных результатов (профессиональная компетенция № 4) и анализировать собственную деятельность и деятельность своих учеников для дальнейшей корректировки учебных действий с целью повышения качества образовательного процесса. Известно, что молодые преподаватели изобразительного искусства чаще всего сталкиваются с такой проблемой, как оценивание творческих работ школьников по предмету «Изобразительное искусство» [2]. По мнению Тенгку Затул Хидаях Тенгку ПетраиМохд Джузайддин Аб Азиз, в настоящее время огромный интерес у общества вызывает процесс преподавания, обучения и оценки студентов из-за конкурентной среды. Авторы отмечают, что измерение успеваемости обучающихся на основе оценивания остается нечетким, что также подчеркивает проблему, описанную выше. Нининг Сеянинсих и Видья Аю Курния Сари отмечают, что низкая способность мыслить также становится проблемой, которая часто возникает в процессе разработки системы оценивания. Для ее решения ученые предлагают вводить больше практических занятий, которые бы оттачивали способность мыслить [3].
Цель исследования заключается в раскрытии этапов формирования умений у будущих педагогов оценивать предметные результаты школьников по предмету «Изобразительное искусство».
Задачи исследования:
- описать этапы формирования умений у будущих педагогов оценивать предметные результаты по изобразительному искусству;
- разработать требования к предметным результатам;
- провести диагностику уровня качества подготовки будущих педагогов к оценке предметных результатов школьников.
В ходе исследования проводился анализ теоретических и практических материалов по проблеме оценивания предметных результатов школьников. По мнению М.Д. Миллер, оценка – это систематический процесс, который играет важную роль в эффективном преподавании и обучении. Процесс оценивания начинается с определения результатов обучения и заканчивается вынесением суждения по определению, были ли достигнуты эти результаты. Учитывая решающую роль оценивания в процессе преподавания и обучения, крайне важно, чтобы все типы оценки удовлетворяли основные требования валидности, надежности и удобства использования [4]. Автором предлагается интерпретация оценки, которая основана на доказательствах и будет отвечать определенным задачам обучения. Оценка должна отражать определенные навыки, не подверженные влиянию посторонних факторов. Адекватная оценка – это та оценка, которая дается по оптимальному набору критериев, при работе с которыми не будет возникать вопросов об адекватности тех или иных результатов обучения [2].
Критериальную модель оценки качества обучения в своем исследовании предлагает А.П. Ерёмина. Основными критериями ее модели являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный [5, с. 188]. Основываясь на данных автора, а также на стандарте основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897, мы выделили следующие результаты в обучении школьника: личностные, метапредметные и предметные. При качестве оценки предметных результатов школьников по изобразительному искусству основополагающими компонентами, на наш взгляд, становятся когнитивный и деятельностный. Когнитивный компонент в области изобразительного искусства носит теоретический характер, показывает уровень подготовки школьников, объем знаний в области изобразительного искусства. Деятельностный компонент оценивается показателем практической подготовки – это уровень владения изобразительными материалами (красками, мягкими материалами, карандашом), владение техникой исполнения в рисунке – четкость линий, грамотный и единообразный штрих, наличие тональных отношений. В случае живописного рисования – это умение выстраивать цветовые, тональные отношения, набирать гармоничный колорит в собственной творческой работе, составлять грамотную композицию на листе [6].
А.Е. Либерман, В.В. Козлов, E.A. Алонцева предлагают для управления качеством образования и оценивания проводить мониторинг в течение определенного периода обучения. С.Я. Шалова отмечает, что он обеспечивает наглядность уровня сформированности тех или иных умений школьников и регламентирует твердо установленные «правила игры» в области оценивания предметных результатов [7].
Материалы и методы исследования
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [1], направление «Изобразительное искусство», утвержденному приказом № 121 от 22 февраля 2018 г., программа бакалавриата предполагает разработку компонентов компетенций, которые более точно определяют круг тех результатов, к которым необходимо стремиться будущему педагогу. При освоении дисциплин «Методика обучения и воспитания изобразительному искусству», «Преддипломный семинар» и практики «Практика пробных уроков», «Стажерская практика», «Педагогическая практика», «Преддипломная практика», «Научно-исследовательская практика» нами были определены следующие основные результаты для студента (по таксономии Блума):
- знать современные требования к образовательным результатам, отраженные в нормативной документации;
- знать понятие качества образования в предметной области и способы оценки;
- знать сущность методов, содержание и специфику организации педагогического мониторинга для оценки достижения предметных результатов образовательной деятельности по программам ООО;
- знать алгоритм оценки продуктов изобразительной деятельности обучающихся;
- уметь реализовывать (планировать, отбирать, анализировать, интерпретировать) педагогический мониторинг результатов образовательной деятельности по программам ООО.
Исходя из компонентов мы можем выделить одну из основных идей обучения будущих педагогов – эта оценка качества продуктов творческой деятельности школьников как основополагающей части учебного процесса, необходимого для дальнейшего развития их умений и навыков. На основании выделенных компонентов были разработаны этапы, направленные на формирование умений у студентов оценивать предметные результаты по изобразительному искусству.
Ранее мы уже писали о важных компонентах в содержании предметных результатов: когнитивном и деятельностном. В рамках таких дисциплин, как «Преддипломный семинар», «Методика обучения и воспитания изобразительному искусству», будущий педагог получает знания и умения в области составления контрольно-измерительных средств по предмету и оценки продуктов творческой деятельности школьников. Поскольку урок изобразительного искусства в школе подразумевает теоретическую часть, т.е. изучение новой темы предполагает изучение как законов построения того или иного изображаемого объекта в зависимости от темы урока, так и опыта художников по вопросу интерпретации темы, то мы можем говорить здесь о наличии когнитивного компонента. Вторым основным содержанием урока является практическая деятельность – на основе полученных знаний школьник стремится закрепить свои познания в практической деятельности – рисунке (деятельностный компонент).
Студент, готовясь к разработке контрольно-измерительных материалов по предмету «Изобразительное искусство», применяет знания, полученные на занятиях, и показывает умение разрабатывать комплекс оценочных средств, доказывая их эффективность в рамках своего педагогического исследования, апробируя его на педагогической практике, научно-исследовательской практике, преддипломной практике. Важным становится мониторинг качества усвоенных знаний и умений у школьников, который необходимо отследить студенту во время прохождения практики. Проходя практику, будущий педагог учится оценивать знания и умения школьников на основе разработанных им на учебных дисциплинах критериев, проводить формирующий этап и подводить итоги контрольного этапа эксперимента. Круг научных интересов студентов Сургутского государственного педагогического университета в плане выбора тем для мониторинга широк: изучение способов формирования колористических умений при изучении натюрморта, пейзажа, тематической композиции; освоение приемов графических техник в технике линогравюры; освоение приемов формообразования при создании модели куклы; формирование композиционных умений обучающихся и т.п.
На первом этапе будущему педагогу необходимо определить тему педагогического исследования и разработать научный аппарат, изучив теоретические особенности темы, проанализировав методики по изучаемой проблеме.
Вторым этапом является подбор будущим педагогом методического материала (учебно-методических пособий, учебников по теме педагогического исследования). В первую очередь ему необходимо разработать параметры исследования – определенные задания по теме исследования. Как мы говорили выше, важным показателем качества на уроке изобразительного искусства является когнитивный компонент, именно поэтому первый параметр посвящен оценке теоретического уровня подготовки школьников по изучаемой теме. Остальные четыре параметра – деятельностный подход. В зависимости от темы педагогического исследования будущему педагогу в деятельностном подходе необходимо выделить те конкретные приемы, которые должны освоить школьники на формирующем этапе в рамках педагогического исследования, организованного студентами. В зависимости от тематики, выбранной для педагогического исследования, параметрами могут выступать как определенные приемы, так и способы, умения.
Приведем пример разработки параметров исследования студентки 2020 года выпуска. Тема педагогического исследования: «Приемы создания линогравюры обучающимися 7-х классов на внеурочных занятиях по изобразительному искусству». Студенткой разработаны пять параметров исследования.
Первый параметр относится к когнитивному компоненту и проверяет знания о технике «линогравюра» и ее приемах. В этом параметре будущий педагог составляет серию из десяти вопросов относительно изучаемой техники.
Далее представлены параметры деятельностного компонента:
- приемы создания линии в технике «линогравюра»;
- приемы создания пятна в технике «линогравюра»;
- приемы сочетания средств художественной выразительности в технике «линогравюра»;
- приемы создания композиции в технике «линогравюра» (выделение доминанты).
При составлении параметров исследования по деятельностному компоненту студенту необходимо заранее определить, какие умения он может сформировать у школьника в процессе изучения его темы. В случае с техникой линогравюры мы разбираем ее отдельные приемы, которые могут сочетаться в изображении картины опытного художника. Другими словами, мы дифференцируем элементы техники «линогравюра», чтобы отточить конкретные умения, которые представлены выше в виде приемов. Необходимо отметить, что при составлении параметров исследования будущему педагогу следует придерживаться принципа перехода от усвоения простого приема к сложному.
Следующий этап – третий – предполагает определение критериев оценки к каждому параметру. Для удобства мы определили для каждого параметра 5 критериев – приближенную балльную систему школы. Задача этого этапа – как можно четко регламентировать требования к результату деятельности школьника. Критерии, составляемые студентами, должны быть четко прописаны, понятны, проверяемы.
Представим характеристику параметров и критериев оценки наглядно в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика параметров и критериев педагогического исследования
Компонент |
№ |
Параметры исследования |
Критерии оценки |
Методы исследования |
Когнитивный компонент |
1. |
Знания о технике «линогравюра» и ее приемах |
За каждый правильный ответ в тесте дается 1 балл. Максимальное количество баллов за тест – 10 баллов. Количество вопросов в тесте – 10
|
Тест, состоящий из 10 вопросов. Составлен на основе работ авторов: Л. Зорина, И. Энтина |
Деятельностный компонент |
2. |
Приемы создания линии в технике «линогравюра» |
– выполнена градация толщины в линии – 1 балл; – выполнена волнистая линия без отрыва от доски – 1 балл; – линия имеет плавные черты – 1 балл; – выдержана компоновка линий на листе – 1 балл; – линии выполнены аккуратно, без лишних срезов – 1 балл |
Практическая работа Составлена на основе работ авторов: Л.Зорина, Г.В.Черемушкина, И. Энтина |
3. |
Приемы создания пятна в технике «линогравюра» |
– выполнены задачи, поставленные в задании, – 1 балл; – выдержан баланс черного и белого на листе – 1 балл; – выдержана гармоничная компоновка на листе – 1 балл; – работа выполнена аккуратно, без лишних срезов – 1 балл; – в работе прослеживаются художественный образ, идея – 1 балл |
Практическая работа составлена на основе работ авторов: Л. Зорина, Г.В. Черемушкина, И. Энтина |
|
4. |
Приемы сочетания средств художественной выразительности в технике «линогравюра» |
– выполнены задачи, поставленные в задании, – 1 балл; – выдержан баланс черного и белого на листе – 1 балл; – присутствует гармоничное сочетание линии, штриха и пятна в работе – 1 балл; – выдержана гармоничная компоновка на листе – 1 балл; – работа выполнена аккуратно, без лишних срезов – 1 балл
|
Практическая работа составлена на основе работ авторов: Л. Зорина, Г.В. Черемушкина, И. Энтина |
|
5. |
Приемы создания композиции в технике линогравюры (выделение доминанты) |
– выполнены задачи, поставленные в задании, – 1 балл; – в работе присутствует доминанта, выделенная по размеру, – 1 балл; – выдержан баланс черного и белого на листе – 1 балл; – выдержана гармоничная компоновка на листе – 1 балл; – работа выполнена аккуратно, без лишних срезов – 1 балл
|
Практическая работа составлена на основе работ авторов: Л. Зорина, Г.В. Черемушкина, И. Энтина |
В таблице 1 представлено пять параметров исследования. С использованием первого параметра (когнитивного компонента) проверяются знания школьников по теме «Линогравюра». Этот параметр состоит из 10 вопросов, составленных на основе учебно-методических пособий Л. Зорина «Эстамп», И. Энтина «Учусь делать гравюру» [8]. Вопросы имеют следующий характер: необходимо дать определение основным понятиям (гравюра, линогравюра, оттиск), определить виды печатной техники по картине, указать материалы, используемые в технике. Характер вопросов, используемых в тесте, различный: от выбора правильного ответа, множественного выбора до сопоставления, где школьнику необходимо сопоставить технику графики на определенной картинке. Каждый правильный ответ в тесте равен 1 баллу. Таким образом, максимальное количество баллов за первое задание составляет 10.
Параметры деятельностного подхода также составлены на основе учебно-методических пособий художников графиков: Л. Зорина «Эстамп», И. Энтина «Учусь делать гравюру» и Г.В. Черемушкина «Гравюра». При интерпретации произведений обучающимися использовались следующие источники: А.Ш. Амиржанова – представляет анализ произведений изобразительного искусства [9], А.М. Васнецова – анализирует понятия в изобразительном искусстве [10], М.В. Глазова [11] и Р.В. Паранюшкин – раскрывают особенности композиции [12], Н.Н. Ростовцев – раскрывает методы обучения рисованию [13].
Второй параметр – «Приемы создания линии в технике “линогравюра”» – направлен на определение умений школьников работать с таким средством выразительности, как линия. В задании представлены 3 типа линий: волнистые, прямые и спиралевидные. Испытуемым необходимо на линолеуме штихелем вырезать ровные, четкие линии без отрыва от доски, показав градацию ширины от тонкой линии до утолщенной. Для наглядности представим рисунок 1.
Рис. 1. Типы линий в технике линогравюры (выполнил школьник 7-го класса)
Изучив представленный рисунок, мы можем наблюдать, что не все линии имеют четкий контур, в линиях имеются срезы, говорящие о неаккуратности, малоопытности испытуемого. Из недостатков в изображении линий также можно отметить отсутствие плавности линии в изображении завитка. Испытуемый справился с заданием градации толщины линий и их компоновки на листе. Анализируя таким способом каждый параметр, будущий педагог определяет оценку от высокой (5 баллов) до средней (3–4 балла) и низкой (1–2 балла).
Характеризуя третий параметр исследования «Приемы создания пятна в технике “линогравюра”», мы можем определить уровень умений школьников создавать художественный образ при помощи такого средства выразительности, как пятно в технике «линогравюра». Основные требования к результату: четкость границ пятна, передача художественного образа, идеи – придание определенного характера пятну, гармоничная компоновка на листе с балансом черного и белого.
Четвертый параметр «Приемы сочетания средств художественной выразительности в технике “линогравюра”» направлен на определение умений школьников синтезировать в одном рисунке несколько средств художественной выразительности (например, сочетание линии с пятном или сочетания штриха с пятном, пятна с линией и т.п.). Представим пример на рисунке 2.
А) Изображение без использования правила третей (рисунок школьника) |
Б) Изображение с использованием правила третей (компьютерная обработка) |
Рис. 2. Сочетание средств художественной выразительности в технике «линогравюра»
В рисунке представлен синтез таких средств художественной выразительности, как пятно (небо, река), линия (мост, «струны» моста, очертание зданий на дальнем плане), штрих (показ тени в основании моста). Обучающийся гармонично сочетает эти средства в своей работе, подчеркивая тем самым образ изображаемого городского пейзажа.
Анализируя этот параметр, можно отметить, что цели, поставленные в задании, достигнуты: выполнить рисунок, сочетающий в себе несколько средств художественной выразительности. Баланс черного и белого в листе выдержан композиционно, в работе отсутствуют лишние белые пятна и линии. Средства художественной выразительности оптимально распределены на листе и сочетаемы, нет ощущения зажатости того или иного художественного средства выразительности. Техника исполнения работы штихелем выполнена аккуратно, с отсутствием лишних срезов и неровностей. Композиция рисунка не соответствует правилу третей. Для наглядности мы представили второй рисунок под буквой Б, где композиция соответствует правилу третей и мы можем увидеть свободу в композиции и некое движение вперед, что становится наиболее выигрышным вариантом в рисунке. Таким образом, только четыре критерия этого параметра соответствуют качеству представленной школьником работы.
Анализируя пятый параметр «приемы создания композиции в технике линогравюры (выделение доминанты)», будущему педагогу необходимо выделить, насколько грамотно и гармонично школьник компонует на листе изображаемые объекты, так, чтобы они не выходили к краю или за край листа, находились чуть ниже геометрического центра листа, а также главные объекты выделялись большим размером и цветом в сравнении с другими объектами (рис. 3).
Рис. 3. Создание композиции в технике линогравюры с выделением доминанты (рисунок школьника)
В рисунке 3 четко прослеживается доминанта по тону – это лис, основная задача школьником выполнена. Рисунок не имеет лишних штрихов, которые могли бы сделать его фигуру светлее по отношению к окружающим объектам и фону, имеет четкие контуры, расположен в композиционном центре (ниже геометрического центра, по правилу третей), не смещен в край листа. Кроме того, мы можем наблюдать небольшое смещение фигуры лиса влево, что освобождает правую часть, указывая на будущее движение лиса в правую сторону. Второстепенные изображаемые автором объекты также имеют четкие контуры, но высветлены по отношению к лису по тону такими средствами выразительности, как штрих и линия. За счет этого высветления взгляд зрителя первоначально падает на доминанту, т.е. изображение лиса. Баланс черного и белого не нарушен, присутствуют компоненты белого в черном и компоненты черного в белом, работа выполнена аккуратно, отсутствуют лишние срезы. Работу можно оценить по критериальной шкале, разработанной нами на основе учебных пособий, на 5 баллов.
Таким образом, проанализировав каждый параметр, студент должен сделать обобщенный вывод, т.е. вывести среднее значение сформированности приемов создания линогравюры у школьника, опираясь как на «знаниевый» (когнитивный) компонент, так и на деятельностный.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценочные умения в области изобразительного искусства позволяют будущему педагогу рефлексировать, вследствие чего более качественно проводить уроки по предмету «Изобразительное искусство». Основываясь на учебно-методических пособиях педагогов-художников, мы уточнили критерии к оценке предметных результатов школьников будущими педагогами изобразительного искусства.
В таблице 2 представлена балльная шкала оценки компетентности будущих педагогов, она содержит в себе высокий, средний и низкий уровень владения материалом.
Таблица 2
Критерии оценки по формированию умений у будущих педагогов оценивать предметные результаты школьников по предмету «Изобразительное искусство
Критерии |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Умение выделять приемы/умения при составлении параметров исследования в соответствии с темой ВКР
|
Формулировки приемов в параметрах исследования не имеют общего содержания с темой ВКР |
Грамотно составлена формулировка каждого приема. Наименование приема сопряжено с темой ВКР
|
Грамотно составлена формулировка каждого приема. Наименование приема сопряжено с темой ВКР. В формулировке каждого приема четко просматривается задание |
Умение грамотно выстраивать содержание заданий по параметрам исследования
|
Нет |
Более 50% параметров составлены содержательно грамотно, задания описаны развернуто |
Параметры составлены содержательно грамотно, задания описаны развернуто |
Умение научно обосновывать составленные параметры исследования
|
Нет или менее 3 источников |
В таблице встречаются старые источники (старше 5 лет). Используется не менее 3 источников |
Подобранная информация обоснована научной литературой не старше 5 лет. Используется не менее 3 источников |
Умение подбирать критерии к параметрам исследования так, чтобы их можно было проверить на практике |
Критерии не имеют четкой формулировки, не проверяемы на практике |
Критерии выстроены логично, четко сформулированы, проверяемы на практике |
Критерии выстроены логично, четко сформулированы, проверяемы на практике, связаны с заданием параметра исследования |
Умение давать оценку предметным результатам школьников |
Оценка выставлена по разработанным критериям. Оценка не объективна. Оценка не имеет никакого обоснования |
Оценка выставлена по разработанным критериям. Оценка объективна. Оценка имеет не совсем четкое обоснование: в описании комментария к оценке не представлены объективные недочеты работы (например, неровность контура линии, смещение композиционного центра к краю листа и т.п.) |
Оценка выставлена по разработанным критериям. Оценка объективна. Оценка имеет четкое обоснование: в описании комментария к оценке работы представлены объективные недочеты (например, неровность контура линии, смещение композиционного центра к краю листа и т.п.) |
В представленной критериальной модели «Критерии оценки умений будущих педагогов оценивать предметные результаты школьников» выделены пять критериев оценки.
1. Умение выделять приемы/умения при составлении параметров исследования в соответствии с темой ВКР.
2. Умение грамотно выстраивать содержание заданий по параметрам исследования.
3. Умение научно обосновывать составленные параметры исследования.
4. Умение подбирать критерии к параметрам исследования так, чтобы их можно было проверить на практике.
5. Умение давать оценку предметным результатам школьников.
Каждый из критериев имеет три уровня сформированности умений – низкий (0 баллов), средний (1 балл), высокий (2 балла). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент, – 8. Для получения оценки «отлично» студенту необходимо набрать 7–8 баллов, «хорошо» – 5–6 баллов, «удовлетворительно» – 3–4 балла и «неудовлетворительно» – 1–2 балла.
При проведении опытно-экспериментальной работы на базе Сургутского государственного педагогического университета были исследованы качественные и количественные данные уровня сформированности умений будущих педагогов изобразительного искусства оценивать предметные результаты школьников. В эксперименте принимали участие 3 группы выпускников по 15 студентов в каждой. В таблице 3 представлена динамика сформированности умений будущих педагогов изобразительного искусства оценивать предметные результаты школьников, которая оценивалась по разработанным нами критериям, представленным выше.
Таблица 3
Динамика сформированности умений оценивать предметные результаты школьников будущими педагогами по предмету «Изобразительное искусство» (в %)
Исследуемая группа (n=15) |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Не сформирован |
||||
Конст. этап |
Контр. этап |
Конст. этап |
Контр. этап |
Конст. этап |
Контр. этап |
Конст. этап |
Контр. этап |
|
Группа 2019 года (n=13) |
0 |
38,4 |
23,1 |
46,2 |
61,5 |
15,4 |
15,4 |
0 |
Группа 2020 года (n=11) |
0 |
54,5 |
36,4 |
36,4 |
36,4 |
9,1 |
27,2 |
0 |
Группа 2021 года (n=15) |
0 |
53,3 |
13,4 |
46,7 |
53,3 |
0 |
33,3 |
0 |
В целом на констатирующем этапе у большинства респондентов наблюдается низкий и средний уровень сформированности умений оценивать предметные результаты школьников. Сравнив динамику в группах (табл. 2), мы можем отметить следующее: на контрольном этапе высокий уровень стал наполовину выше, чем прежде. Средний уровень в двух группах (2019 и 2021 года) также повысился: на 33,3% в группе 2021 года и наполовину в группе 2019 года, в группе 2020 года показатель не изменился. Низкий уровень значительно снизился. Например, в группе 2019 года он стал ниже на 46,1%, в 2020 году – на 27,3%, в 2021 году – на 53,3%. Уровень «не сформирован» на контрольном этапе стал нулевым по всем исследуемым группам.
Таким образом, мы можем констатировать, что этапы, предлагаемые нами для формирования умений оценки предметных результатов школьников будущими педагогами, способствуют приобретению профессиональных умений. Будущие педагоги показали способность составлять четкую критериальную модель, оперируя научной литературой, показали объективность при оценке предметных результатов школьников.
Заключение
Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что сегодня проблема формирования оценки предметных результатов школьников будущими педагогами по предмету «Изобразительное искусство» присутствует и она весьма актуальна. Внедрение этапов работы по разработке параметров исследования для оценки предметных результатов школьников по предмету «Изобразительное искусство» показало положительную динамику, что подтверждает проведенная опытно-экспериментальная работа, результаты которой представлены в таблице 2. Будущие педагоги стали более тщательно подходить к отбору приемов и умений, которыми должен владеть школьник в рамках определенной темы. При подборе параметров исследования и критериев оценки стали использоваться профессиональные методические пособия кандидатов наук, докторов, практикующих педагогов. Студенты научились более четко классифицировать умения, которые позволяют создать творческую работу, за счет чего они смогли более детально оценить предметные результаты школьников и «отточить» с ними отдельные приемы на практике.