Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE WILLINGNESS OF PRESCHOOLERS TO RESTRAIN THEIR IMMEDIATE URGES IN OUTDOOR GAMES AS AN INDICATOR OF SOCIALIZATION

Serykh L.V. 1 Bogacheva E.A. 1 Buchek A.A. 1 Galimskaya O.G. 2
1 Regional State Autonomous Educational Institution of Advanced Professional Education
2 Federal State Autonomous Educational Institutional of Higher Education "Belgorod National Research University"
The difficult task of choosing the means, methods, and creating the necessary conditions that allow a positive impact on the development of the volitional qualities of each child is faced by teachers of preschool educational organizations, which is especially important for positive socialization during the adoption of a new social role-a schoolboy. In connection with the importance of the problem of the development of volitional qualities in preschool age, the authors of the article turned to the study of the readiness of older preschoolers to restrain their immediate urges and to justify the influence of outdoor games on this process. The technology of socialization of preschoolers in motor and game activities was introduced in preschool educational organizations of the Belgorod region in 2020–2021, which ensures the successful adaptation and self-realization of the child in motor and game activities, increasing the independence and activity of children. The purpose of this article is to study and evaluate the readiness of preschoolers 5–7 years old to comply with the game rules and restrain their immediate urges in outdoor play. It has been experimentally proved that children have increased their willingness to restrain their immediate urges by 41%. The results of the experimental groups significantly exceed the results obtained in the control groups after the formative stage of the pedagogical experiment, where outdoor games were used, in combination with communicative minutes, problem situations, game rituals.
preschooler
will
volitional qualities
immediate urges
outdoor games
games with rules

В современных психолого-педагогических исследованиях произвольное поведение рассматривается как одно из новообразований детей старшего дошкольного возраста [1]. Воля является высшей формой произвольного поведения в условиях, когда требуется преодолевать трудности. В дошкольном возрасте происходит переход от импульсивного поведения к опосредованному, регулируемому правилами, целью и др.

На этапе завершения дошкольного периода детства среди целевых ориентиров, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, обозначена способность ребенка к проявлению волевых усилий в различных видах деятельности, проявлению умения справляться с «сиюминутными побуждениями», добиваться поставленной цели [2].

В своем развитии волевая регуляция имеет несколько пиков, один из которых приходится на старший дошкольный возраст, что говорит о его сензитивности в развитии произвольности и становлении волевой регуляции [3]. Отсутствие необходимых условий, влияющих на формирование детских волевых качеств, способствует тому, что дошкольник не может самостоятельно контролировать проявление своего настроения и эмоций, не способен подчинить их общепринятым в социуме нормам и правилам поведения, что приводит к существенным проблемам при освоении в будущем новой роли первоклассника и др.

Актуальность изучения процесса становления воли и произвольности в дошкольный период детства обусловлена существующими проблемами. По мнению Д.И. Фельдштейна, наблюдаются проблемы в развитии произвольности и эмоционально-волевой регуляции. К концу дошкольного возраста у 25% детей отмечаются снижение энергичности, нежелание активно действовать [4]. Это приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы дошкольника, воли и произвольности. Настораживает увеличение дефицита произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольников. По данным Л.Н. Волошиной, у 25% детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития двигательной сферы [5].

Как отмечается в современных исследованиях, в период дошкольного детства только у 22% детей сформировано такое волевое качество, как умение координировать свои желания в соответствии с поставленными целями в определенных условиях, у 17% детей – способность дошкольника обеспечивать определенные условия и предпосылки для предстоящей детской деятельности без помощи извне, у 9% детей – способность совершать действия по своей инициативе, у 15% – способность ребенка подчинять свои действия общепринятым нормам и правилам, у 4% детей – способность ребенка быстро переходить от обдумывания деятельности к ее осуществлению [6].

Низкий уровень сформированности произвольного поведения в период обучения в школе проявляется в рассеянности внимания, двигательной расторможенности. Детям сложно сосредоточиться на выполнении заданий и т.д. Большие нагрузки в школе в сочетании с низким уровнем сформированности произвольного поведения приводят к перегрузкам и переутомлению детского организма, что впоследствии способствует возникновению психофизиологических расстройств.

По мнению Л.И.Божович, которая считала проблему развития воли центральной в психологии личности, развитие личности дошкольника характеризует умение осознанно подчинять свою деятельность целям – далеким или близким, которые не всегда являются привлекательными для ребенка [7].

В современных исследованиях на этапе завершения дошкольного периода детства среди возможных достижений ребенка отмечены способность к проявлению волевых усилий, умение соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в деятельности, во взаимоотношениях с окружающими [8, 9]. Все вышеизложенное нацеливает педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей на создание педагогических условий в дошкольной образовательной организации и семье, способствующих возникновению произвольного поведения, соподчинению мотивов, контроля и оценки своего поведения и деятельности.

Изучением волевых качеств личности, таких как выдержка, ответственность, смелость, организованность, настойчивость, дисциплинированность, занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Во многих определениях волевого и произвольного поведения человека содержится понятие «сознательность» («осознанность»). Понятие «воля» коррелирует с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление и др. В работах В.И. Селиванова подчеркивается, что воля – это осознанное контролирование собственного поведения [10, с. 14]. При этом осознание касается не только сложных форм волевых действий, совершенных ребенком, но и простых произвольных действий.

А.В. Запорожец отмечал, что деятельность превращается в произвольную только в том случае, когда личность подчиняет их определенной цели, т.е. выполняет их сознательно [11]. В его работах подчеркивается тот факт, чтобы движения ребенка из непроизвольных превратились в произвольные, нужно чтобы они были «ощутимы» или осознаваемы.

Природа воли, по мнению С.Л. Рубинштейна, имеет тесную связь с человеческими потребностями, которые побуждают его к совершению определенных действий. А высшее проявление воли, как отмечал ученый, является не только сочетанием желаний, но и их организацией [12]. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн рассматривал инициативность как волевое качество, отличительной особенностью которого является деятельность людей, активно проявляющих себя творчески в новой обстановке, в новом коллективе. В результате этой деятельности возникает что-то новое, нестандартное.

В исследованиях Л.С. Выготского указывается, что волевые качества могут проявляться в определенных личностных чертах, выдержке, умении сдерживать свои чувства и эмоции, умении контролировать свое поведение, заставить что-то делать (или, наоборот, способности сдерживать себя от совершения необдуманных поступков) и т.д. А их истоки находятся не только внутри детского организма и зависят не только от деятельности индивидуума, а во многом обусловлены особенностями его взаимоотношений со взрослыми [13].

В психолого-педагогических исследованиях сущность воли и произвольности поведения рассматривается с двух сторон: во-первых, как осознанное поведение (действенность сознания) и, во-вторых, посредством мотивации и динамики мотивационных процессов. Ряд ученых относят к критериям, характеризующим волевые проявления, преодоление определенных препятствий, а механизмом, влияющим на ее проявление, полагают волевое усилие. Другие исследователи добавляют к ним роль мотива действий, ее установки, принятие определенного решения, контроль и самоконтроль деятельности, индивидуальный опыт и др.

На развитие волевого поведения в разных видах детской деятельности в дошкольном возрасте оказывают взаимовлияние мотивационный и операционный компоненты волевых проявлений, когда дошкольник сознательно достигает цели игровой деятельности, не обращая внимания на внешние и внутренние условия. На этапе завершения дошкольного периода детства волевое поведение проявляется в организации деятельности по личной инициативе, критичном отношении не только к своей деятельности, но и к деятельности других, в способности исправлять допущенные ошибки, в саморегуляции своей деятельности в зависимости от ее цели, в проявлении самостоятельности и инициативности для ее достижения и др.

Самостоятельно управлять своими эмоциями, осознавая свою деятельность без помощи со стороны взрослых и без общения со сверстниками, ребенку сложно. Развитие воли происходит в видах деятельности, характерных для детей данного возраста. В качестве эффективного средства для развития волевых качеств в дошкольном возрасте можно выделить подвижные игры. Л.Н. Волошина отмечает [14], что подвижные игры позволяют ребенку максимально реализовать свою творческую активность, ликвидировать дефицит движений, получить позитивные эмоции и переживания, поскольку в игре, как ни в какой другой детской деятельности, проявляется осознанное выполнение действий, направленных на решение игровых задач. Соблюдение ребенком игровых правил требует от него концентрации волевых усилий, проявления умений взаимодействовать с другими детьми, умения сдерживать свои переживания. Взаимоотношения в детском коллективе в процессе игровой деятельности способствуют развитию произвольного поведения, поскольку группа сверстников контролирует и корректирует детское поведение, так как не все дошкольники одинаково соблюдают игровые правила, и самим детям осуществить такой контроль бывает достаточно сложно. Так, например, одни дошкольники спокойно принимают игровые правила и контролируют их соблюдение другими детьми. Другие соблюдают правила только в том случае, когда выполняют ведущую игровую роль. В некоторых случаях они нарушают правила. Часть дошкольников видят нарушения игровых правил своими сверстниками, но не обращают никакого внимания на это. Эмоциональная реакция товарищей в процессе игры помогает детям изменить к ней свое отношение – посмотреть на нее и свое участие в этой деятельности с другой стороны – более осознанно и ответственно, поскольку от нее зависит общий результат игры, и т.д.

В исследованиях Л.Н. Волошиной и Н.В. Финогеновой подчеркивается важное значение систематического применения в образовательном процессе детей дошкольного возраста подвижных игр [14, 15]. Как отмечает Н.В. Финогенова, последовательное применение подвижных игр с усложнением, осуществление подбора необходимого для их проведения материала не только способствуют формированию произвольного поведения, но и оказывают позитивное влияние на дальнейшую подготовку детей к обучению в школе [15].

Кроме того, подвижные игры с правилами используют как основное средство и метод физического развития, которые благоприятно воздействуют на здоровье дошкольника. В игровой деятельности совершенствуются быстрота, выносливость, координация движений и др. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на психическую деятельность ребенка – активизируется память, развиваются мышление, воображение.

Для создания благоприятных условий с целью формирования волевого поведения Н.В. Финогенова предлагает применять следующие подвижные игры: игры подражательно-процессуального характера, сюжетные с несложными правилами, сложные бессюжетные, подвижные игры с элементами спорта. В подвижных играх дети дошкольного возраста активно овладевают игровым смыслом, запоминают правила игры, анализируют игровые действия – свои и игроков команды. Они учатся активно действовать в соответствии с поставленной ролью, демонстрируя в процессе игры уже имеющиеся у них двигательные навыки. Совместная игровая деятельность, наблюдение за выполнением или невыполнением действий других детей и подражание им позволяют дошкольникам быстрее и легче выполнить необходимые игровые действия, вырабатывая привычку подчинять свои желания достижению общих результатов, и т.д.

По мнению зарубежных исследователей, моторное развитие ребенка-дошкольника в процессе игровой деятельности со временем приводит к появлению осознанного занятия физическими упражнениями уже в школьном возрасте [16, 17].

Таким образом, как показывает анализ исследований, подвижные игры являются естественным средством и уникальным методом, применение которого в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации в комплексе с применением проблемных ситуаций, коммуникативных минут и иного способствует эффективному развитию произвольного поведения и помогает подготовиться к дальнейшему школьному обучению.

Проблема формирования волевых качеств актуальна еще и потому, что ребенку-дошкольнику предстоит познакомиться с новой ролью – первоклассника. Благодаря воле и произвольности у дошкольника происходит развитие таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, способность добиваться поставленной цели. Проявление волевого поведения является показателем сформированности субъектной позиции ребенка. В отсутствие необходимых условий для полноценного становления волевых качеств в поведении ребенка проявляются упрямство, лень, несдержанность, безынициативность и т.д. Заметим, что детям в этом возрасте сложно справиться со своими эмоциональными и волевыми проявлениями. Далеко не все дети обладают умением подчиняться общепринятым нормам и правилам поведения.

Акцентуация внимания на развитии произвольности в играх с правилами позволяет в определенной степени решить данную проблему. В процессе подвижной игровой деятельности происходит развитие механизма произвольного поведения ребенка, дети овладевают игровым смыслом, запоминают правила и учатся им подчиняться, учатся действовать в соответствии с избранной ролью и правилами, анализируют собственные действия и действия товарищей. Однако, несмотря на большие возможности, которые заложены в подвижных играх, потенциал этих игр для формирования произвольного поведения детей используется недостаточно.

Все вышеизложенное определило актуальность глубокого изучения и анализа проявлений произвольности дошкольников в разных видах деятельности.

Целями данной статьи являются исследование и оценка готовности дошкольников 5–7 лет выполнять игровые правила и сдерживать свои непосредственные побуждения в подвижной игре.

Материалы и методы исследования. Для выявления уровня готовности детей 5–7 лет выполнять игровые правила в двигательной деятельности была применена диагностическая методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» (по Г.А. Урунтаевой) [18]. В нашем исследовании приняли участие 625 детей старшего дошкольного возраста (310 старших дошкольников в экспериментальных группах и 315 старших дошкольников в контрольных группах), посещающих дошкольные образовательные организации г. Белгорода и Белгородской области.

Результаты исследования и их обсуждение

О необходимости проведения работы по развитию волевых качеств в дошкольном возрасте свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной деятельности, которая проводилась в дошкольных образовательных организациях г. Белгорода и Белгородской области с сентября 2020 г. по июнь 2021 г.

На формирующем этапе педагогического эксперимента реализовывалась технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Технология представлена в учебно-методическом пособии и ряде публикаций [19, 20]. Анализ и сопоставление результатов, полученных при применении методики «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента, представлены на рисунке 1 и свидетельствуют о положительной динамике уровня готовности детей сдерживать свои непосредственные побуждения в экспериментальной и контрольной группах после проведения формирующего этапа эксперимента. Результаты экспериментальных групп значительно превосходят результаты, полученные в контрольных группах после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента, в ходе которого реализовывалась технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности в комплексе с коммуникативными минутами, проблемными ситуациями, игровыми ритуалами. Оптимальный уровень в экспериментальных группах вырос на 26,12% по сравнению с показателями на начало эксперимента – 21,94%. Это на 17,9% выше по сравнению с результатами в контрольных группах – 30,16% %. В этих группах результат изменился 14,29% (в начале эксперимента – 15,87). Дошкольники, у которых был отмечен оптимальный уровень умения сдерживать свои непосредственные побуждения (48,06% детей в экспериментальной и 30,16% детей в контрольной группах), хорошо понимали игровую ситуацию, демонстрировали умение регулировать свои эмоции и двигательную активность, не испытывали трудностей в общении со взрослыми и сверстниками. Старшие дошкольники в процессе взаимодействия с младшими дошкольниками с удовольствием демонстрировали младшим детям свое умение действовать в соответствии с игровыми правилами и ролью, способность адекватно реагировать на нарушения в процессе двигательно-игровой деятельности.

На контрольном этапе эксперимента изменилось число дошкольников, которые показали допустимый уровень умения сдерживать свои непосредственные побуждения, в экспериментальных и в контрольных группах. В экспериментальных группах число дошкольников, у которых отмечался допустимый уровень умения сдерживать свои непосредственные побуждения, увеличился на 8,06%, в контрольных группах показатели выросли только на 3,81%.

Значительно уменьшилось число дошкольников с недостаточным уровнем умения сдерживать свои непосредственные побуждения – в экспериментальных группах недостаточный уровень уменьшился на 34,18%, в контрольных группах снизился с 40% до 24,40%.

Рис. 1. Динамика уровня готовности старших дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения (констатирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента), %

 

Для сравнения достоверности различий между двумя независимыми группами (экспериментальной и контрольной) мы использовали U-критерий Манна–Уитни. С этой целью методом рандомизации были сформированы экспериментальная и контрольная группы (n=50). Нами были сформулированы 2 гипотезы. Согласно гипотезе H0 между экспериментальной и контрольной группами не существует различий в умении сдерживать свои непосредственные побуждения после проведения формирующего этапа эксперимента. Гипотеза H1 говорит о том, что существуют различия в умении сдерживать свои непосредственные побуждения между экспериментальной и контрольной группами после реализации формирующего этапа эксперимента.

Изучение результатов независимых выборок по U-критерию Манна–Уитни (методика «Изучение умения сдерживать непосредственные побуждения») позволило выявить UЭмп = 899,5. Критическое значение для соответствующих n показало, что: UКр=. Критерий U является одним из исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий в том случае, если UЭмп ≤UКр. В нашем случае UЭмп = 899,5. UЭмп оказалось меньше UКр., поэтому оно не попало в область принятия гипотезы H0 (2875,5;2174,5). Значит, полученные в результате экспериментальной работы данные не являются случайными, и принимается гипотеза H1 . Следовательно, можно считать различия в умении сдерживать свои непосредственные побуждения между экспериментальной и контрольной группами после реализации формирующего этапа эксперимента значимыми (p<0,01) (табл. 1).

Таблица 1

Достоверность различий в показателях сформированности умения сдерживать свои непосредственные побуждения детей старшего дошкольного возраста в экспериментальных и контрольных группах на контрольном этапе педагогического эксперимента

Методика

Uэмп

U кр

P

p≤0,01

p≤0,05

Методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» (по Г.А. Урунтаевой)

642,5

912

1010

р<0,05*

*достоверность по U-критерию Манна–Уитни

 

Выводы

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

– проблема формирования волевых качеств в настоящее время остается актуальной. Дошкольный период детства является сензитивным в становлении личности в целом и формировании волевых качеств в частности. Их проявление служит одним из показателей сформированности субъектной позиции ребенка в детских видах деятельности, его готовности управлять своими непосредственными побуждениями;

– готовность детей старшего дошкольного возраста сдерживать свои непосредственные побуждения в экспериментальных и контрольных группах на контрольном этапе педагогического эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

– игры с правилами в сочетании с коммуникативными минутами, проблемными ситуациями, игровыми ритуалами, не только являются эффективным средством физического развития, но и оказывают позитивное влияние на формирование воли и произвольности, совершенствование двигательной деятельности, на развитие личности дошкольника.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит важная задача организации необходимых условий, способствующих развитию волевых качеств каждого ребенка. Использование технологии социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности является одним из эффективных путей развития волевых качеств в двигательно-игровой деятельности.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности.