В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одной из стратегических задач общества и государства в области физической культуры и спорта определено успешное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях [1]. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2030 года ориентирована на внимание к успехам сборных команд всех уровней, основу которых составляют высококлассные титульные игроки [2].
Воспитание и поддержка таких игроков начинаются с детского и юношеского возраста. Поэтому к основным приоритетам при выборе стратегических направлений развития футбола до 2030 года отнесено опережающее развитие детско-юношеского и массового футбола [3].
Для соревновательной деятельности в современном футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, повышению сложности групповых и командных игровых действий. Разнообразие и динамичность игровых ситуаций в сочетании с недостаточностью информации для принятия игровых решений, пространственно-временные ограничения условий выполнения игровых действий создают трудности их восприятия и распознавания при согласовании индивидуальных действий в процессе решения групповых игровых задач [4].
Эффективность регуляции игровой деятельности зависит от полноты и точности ее ориентировочной основы [5-6]. Поэтому одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса обучения групповым действиям является смещение акцентов с отработки исполнительной части на формирование их ориентировочной основы [7-8]. Наряду с этим на сегодняшний день содержание обобщенной ориентировочной основы передач мяча в футболе остается недостаточно исследованным.
Цель исследования - определение содержания обобщенной ориентировочной основы различных видов передачи мяча.
Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования мы опирались на концептуальные положения психологической теории деятельности, знания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, теории содержательного обобщения в обучении, теоретические и методические основы обучения технико-тактическим действиям в спортивных играх. Основными методами исследования выступали реферативный обзор литературных источников по исследуемой проблеме, изучение существующей практики обучения юных футболистов групповым игровым действиям, а также собственный многолетний опыт тренерской работы в области футбола.
Результаты исследования и их обсуждение. Основным способом взаимодействия игроков в нападении является передача мяча. Она рассматривается нами как групповое игровое действие с участием двух игроков, обеспечивающее перемещение мяча в направлении партнера любым дозволенным правилами игры способом [3].
Ориентировочная основа передачи мяча обладает рядом особенностей, таких как:
1) существование в индивидуальном сознании каждого из членов группы. Два взаимодействующих игрока могут видеть и понимать одну и ту же игровую ситуацию по-разному на уровне распознавания, задач их преобразования и способов их решения. Недостаточность взаимопонимания приводит к определенной рассогласованности индивидуальных игровых действий и к снижению эффективности передачи как группового игрового действия;
2) функционирование в единстве с выполнением индивидуального игрового действия (перемещением мяча или открыванием);
3) высокая изменчивость отражаемой ею игровой ситуации, обусловленной перемещениями игроков и мяча. Изменчивость ситуации проявляется на: количественном уровне - уровне передвижений игроков и перемещения мяча, существенно не изменяющих ситуацию; качественном уровне - переходе от ситуации одного вида к качественно другой ситуации, осуществляемом благодаря количественным изменениям в содержании игровой ситуации;
4) существенное воздействие на ее содержание внешнего, неконтролируемого фактора в виде противодействия соперников реализуемому способу решения игровой задачи.
Мы считаем, что ориентировочная основа передач мяча включает в свое содержание знания о видах игровых ситуаций, качественно различающихся видах передачи, выделяемых с учетом игровых ситуаций и задач их преобразования. Целью передачи является изменение игровой ситуации в направлении, необходимом для успешности соревновательной деятельности команды. Цель передачи конкретизируется в ее задачах, определяемых в зависимости от игровой ситуации. Нами выделяются пять задач, решаемых с применением передачи: 1) контроль мяча; 2) перемещение мяча из одной линии в другую вглубь обороны соперника; 3) создание численного преимущества; 4) реализация численного преимущества; 5) перевод мяча. Эти задачи обусловливают функциональное значение передач в достижении общей цели игры, их место в содержании игрового процесса. Передача включает в свое содержание в качестве обязательных элементов два индивидуальных игровых действия: открывание игрока без мяча с приемом мяча и перемещение мяча в направлении партнера. Цель и задачи обусловливают качественное своеобразие индивидуальных игровых действий и последовательность их выполнения в содержании передачи.
Передача как любое материальное явление характеризуется пространственными, энергетическими, временными и информационными характеристиками. К пространственным характеристикам относятся длина, направление и точность перемещения мяча и открывающегося игрока, к энергетическим – сила удара по мячу, обусловливающая скорость перемещения мяча, и величина мышечных усилий, обусловливающая скорость открывания, к временным – согласованность во времени индивидуальных игровых действий партнеров (своевременность), к информационным – скрытность (минимальная информативность) этих действий.
С учетом этого нами выделены общие правила выполнения передачи [3].
«Правило широкой точки». Чем больше удалены друг от друга игроки при передаче мяча, тем существеннее меняется игровая ситуация, тем труднее защитникам организовать контроль свободных зон и взаимостраховку. Поэтому игрок без мяча должен располагаться дальше от игрока, владеющего мячом, а игрок, владеющий мячом, должен выбирать из возможных партнеров того игрока, кто дальше расположен (по глубине и ширине поля).
«Пас открытому игроку» предполагает, что открывающийся игрок должен выбирать позицию, в которой направление передачи мяча не перекрывается защитником; с другой - игрок, владеющий мячом, передает мяч игроку, адресуя его в неконтролируемую защитником зону.
«Скорость». Скорость движения мяча должна быть удобной для его приема и исключать возможность его перехвата соперником. Скорость перемещения открывающегося игрока должна обеспечивать опережение защитника при движении к мячу.
«Своевременность». Игровая ситуация динамично изменяется, поэтому передача должна быть своевременной. Это означает согласованность во времени индивидуальных игровых действий: перемещения мяча и открывания для приема мяча.
«Ситуативное лидерство». Ситуативным лидером при выполнении передачи выступают игроки без мяча.
«Скрытность». Выбору позиции и передаче мяча предшествует ложные движения (финты), чтобы затруднить возможность предугадывания защитниками момента и направления перемещения мяча и игроков и снизить тем самым риск перехвата мяча.
Следующим шагом нашего исследования является определение существенных критериев игровых ситуаций, обусловливающих качественное своеобразие частных задач их преобразования и различных видов передачи.
В игровой ситуации 2х2 в качестве первого критерия нами принято направление передачи. Под направлениями передачи нами понимаются векторы, соединяющие позицию игрока, владеющего мячом, с центрами трех свободных зон: за спиной у каждого защитника и между защитниками, и позицию другого нападающего игрока. Таким образом, для игрока, владеющего с мячом, существует четыре возможных направления передачи (рис. 1).
Рис. 1. Направления передачи и открывания в игровой ситуации 2х2
В качестве второго критерия выделяются четыре возможных направления открывания второго игрока: в те же зоны, в которые направлены передачи мяча. Третьим критерием является характер прессинга: активный и зонный. Четвертым критерием выступают позиции защитников по отношению к направлениям перемещения атакующих игроков и мяча. С учетом этих критериев нами выделяются три треугольника. Общими вершинами всех треугольников выступают позиции двух атакующих игроков (рис. 1). Различаются эти треугольники третьей вершиной: в первом треугольнике этой вершиной является зона за спиной защитника, опекающего игрока, владеющего мячом, во втором случае этой вершиной является зона за спиной защитника, опекающего игрока, не владеющего мячом, в третьем случае - зона между двумя защитниками. В зависимости от расположения защитников в этих треугольниках выделяются шесть качественно различающихся видов игровых ситуаций, определены задачи их преобразования и применяемые для решения этих задач виды передач.
1. Ситуация для «передачи вразрез». Ориентирами для распознавания данной игровой ситуации являются: 1) активный прессинг защитников; 2) расположение защитника, действующего против игрока, владеющего мячом - за пределами треугольника; защитника, опекающего игрока, открывающегося в свободную зону - внутри треугольника (рис. 2). В данной ситуации решается задача создания численного преимущества через передачу в свободную зону за спину чужому защитнику (передача вразрез).
Рис. 2. Передача «вразрез» за спину чужому защитнику
2. Ситуация для «вертикальной передачи» возникает, когда оба защитника применяют активный прессинг; защитник, действующий против игрока, владеющего мячом, занимает позицию внутри треугольника, препятствуя выполнению передачи вразрез, а другой защитник - за пределами треугольника, напротив опекаемого игрока, чтобы закрыть направление открывания под передачу вразрез (рис. 3).
Рис. 3. Вертикальная передача за спину своему защитнику
В данной игровой ситуации для решения задачи создания численного преимущества применяется передача в свободную зону за спину своему защитнику (вертикальная передача).
3. Ситуация для диагональной передачи возникает, когда оба защитника применяют активный прессинг: защитник, действующий против игрока, владеющего мячом, закрывает направление передачи себе за спину, а другой защитник закрывает направление открывания в зону за своей спиной, чтобы не допустить приема мяча после передачи вразрез. При этом оба защитника находятся за пределами треугольника, вершинами которого являются позиции обоих нападающих и свободная зона между двумя защитниками. В этой ситуации применяется «диагональная передача» в свободную зону между защитниками (рис. 4).
Рис. 4. Диагональная передача в зону между защитниками
4. Ситуация для передачи в ноги возникает, когда защитник, действующий против игрока, владеющего мячом, использует активный прессинг и закрывает направление передачи в свободную зону за своей спиной, другой защитник, применяя зонный прессинг, располагается в зоне между двумя нападающими, закрывая направление передачи вразрез и направление открывания под вертикальную передачу. Эта позиция именуется диагональной страховкой. В данной игровой ситуации передача на ход становится невозможной. Поэтому передача выполняется своему партнеру под дальнюю ногу от опекающего его защитника ногу (рис. 5). Передача в ноги не создает ситуации численного преимущества и выполняется для контроля мяча, в процессе которого создаются ситуации, в которых становится возможным создание ситуации численного преимущества.
Рис. 5. Ситуация для передачи в ноги
5. Ситуация для изменения направления атаки с переводом мяча является вариантом предыдущей ситуации, отличаясь более широким расположением атакующих игроков. Защитник, действующий против игрока, не владеющего мячом, осуществляет диагональную страховку партнера в позиции ближе к центру, но не может, из-за широкого расположения атакующих игроков, контролировать зону перед опекаемым им игроком (рис. 6).
Рис. 6. Ситуация для изменения направления атаки с переводом мяча
В данной игровой ситуации применяется передача с переводом мяча в зону ближе к флангу, в которой игрок, приняв мяч в движении, может свободно перемещаться вглубь обороны соперника, не встречая противодействия со стороны опекающего его защитника.
В качестве ориентира, позволяющего различать приведенные выше игровые ситуации, задачи их преобразования и применяемые для их решения виды передач, выступает «правило треугольника». Вершинами треугольника выступают позиции атакующих игроков до передачи и точка, в которой игрок принимает переданный ему мяч. В первой ситуации, предполагающей применение передачи вразрез, внутри треугольника оказывается защитник, действующий против открывающегося игрока, во второй ситуации, предполагающей применение вертикальной передачи за спину - защитник, действующий против игрока, передающего мяч. В третьей ситуации, предполагающей применение диагональной передачи, зрительным ориентиром для распознавания игровых ситуаций такого вида является треугольник, вершинами которого являются позиции обоих атакующих игроков до передачи и точка приема мяча после диагональной передачи. Оба защитника находятся за пределами треугольника: один со стороны направления перемещения игрока, другой - со стороны передачи мяча. В четвертой ситуации оба защитника находятся за линией, совпадающей с траекторией движения мяча.
В приведенных выше типовых игровых ситуациях численное преимущество создается с применением передачи вразрез, вертикальной передачи, диагональной передачи и передачи с переводом. Эти виды передач относятся нами к группе передач на ход. При их выполнении создается ситуация численного преимущества, которую отличают три существенных признака: 1) игрок принимает мяч в движении; 2) в направлении ворот команды соперника; 3) имеет перед собой свободное пространство для продвижения с мячом вперед. Наряду с передачами на ход выделяются передачи в ноги. Они применяются для контроля мяча.
Приведенные выше игровые ситуации и соответствующие им виды передач встречаются при двух возможных расположениях атакующих игроков: а) нападающие находятся на одной игровой линии; б) нападающие являются игроками двух линий: средней линии и линии атаки; линии обороны и средней линии. При этом игрок, владеющий мячом, располагается: 1) на линии ближе к своим воротам; 2) на линии ближе к чужим воротам.
Возникающие при таком расположении атакующих игроков игровые ситуации и применяемые виды передач (вразрез, вертикальные, диагональные, в ноги и с переводом) можно также систематизировать с ориентацией на правило треугольника. Обязательным условием реализации правила треугольника является диагональное расположение атакующих игроков.
Заключение. Созданная нами обобщенная ориентировочная основа передачи мяча, представлена в образе треугольника и включает в качестве основных опорных точек игровой ситуации расположение защитников в треугольниках, вершинами которых выступают позиции атакующих игроков и свободные зоны, обусловливающее выбор задачи ее преобразования (создание численного преимущества, его реализация, изменение направления атаки, перемещение мяча ближе к воротам соперника, контроль мяча) и вида передачи для ее решения. Выделение в конкретной игровой ситуации обобщенного образа треугольника, отражающего существенные связи между ее элементами, позволяет обоим атакующим игрокам распознать ее, определить задачу ее преобразования, выбрать вид передачи для ее решения и выполнить ее через согласованное выполнение индивидуальных игровых действий.