Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF COACHING TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1 Kotenko V.V. 2
1 Omsk State Medical University
2 Omsk State Pedagogical University Ministry of Education of Russian Federation
The article presents a study of the effectiveness of coaching technology, implemented with the students of the program «Teacher of vocational education». The article analyzes the forms of education that were tested in refresher courses, and then, in a two-year program for teachers of a medical university. The necessary and sufficient pedagogical conditions for the implementation of coaching technology, influencing the development of psychological and pedagogical competencies of teachers of a medical university, are considered. The purpose of the study is to find and implement the pedagogical conditions for mastering the technology of coaching in the process of psychological and pedagogical retraining, contributing to the development of psychological and pedagogical competencies of teachers of a medical university. The authors presented the results of the study, identified and tested the pedagogical conditions for the application of coaching technology. The authors highlighted the competencies of teachers that are developed with the help of this technology: the ability to organize an equal partnership (subject-subject interaction), which contributes to the communicative activation of students and their teachers; possession of forms of self-education (students with sufficient life and professional experience are considered as an integral creative person, capable of independently formulating and setting learning goals). The results of the implementation of the technology of coaching, which was carried out on the basis of systematicity and consistency, are described. The need for input and intermediate control of the existing and achieved results is indicated. As a result of the study, training modules based on coaching technology were developed and implemented, and the effectiveness of the use of coaching was revealed.
coaching
pedagogical technologies
professional retraining
pedagogical conditions
pedagogical competencies

Глобальные кризисы и вызовы (мировая пандемия коронавирусной инфекции, стихийные бедствия, сложная политическая и экономическая ситуация во многих регионах и т.д.), интенсивное развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы человеческой жизнедеятельности предъявляют новые требования к профессиональной компетентности специалистов, а также к профессорско-преподавательскому составу, осуществляющему подготовку таких специалистов [1].

В своих исследованиях М.В. Богуславский доказывает, что «…профессиональные знания и навыки неотделимы от личности, они не развиваются отдельно от личностных качеств» [2]. Основываясь на этом утверждении и на своих собственных наблюдениях, мы видим, что на современном этапе развития системы профессиональной переподготовки преподавателей вузов становится актуальной проблема создания таких условий, которые позволят всему профессорско-преподавательскому составу овладеть современными педагогическими технологиями, влияющими не только на качество преподавания, но и на личностное и профессиональное развитие преподавателя.

Цель исследования заключается в поиске и реализации педагогических условий освоения технологии коучинга в процессе психолого-педагогической переподготовки, способствующей развитию психолого-педагогических компетенций преподавателей медицинского вуза.

Материалы и методы исследования. Основу данного исследования составляет компетентностный подход. Используются следующие методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение); эмпирические, диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка).

Результаты исследования и их обсуждение

Мы понимаем, что «…профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов является ключевым элементом высшей школы, от квалификации преподавателя, его педагогической компетентности, условий труда и жизни, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависят и качество подготовки специалистов, и результативность экономической деятельности страны в целом» [3]. Как мы ранее отмечали, педагогические концепции образования ориентируют современного преподавателя «…на переход от компетентностей ментора и организатора фронтальной, обезличенной деятельности обучающихся к овладению компетентностями педагогического сопровождения и поддержки, организатора отношений и персонифицированного взаимодействия с обучающимися: наставника, тьютора (советчика, консультанта), коуча (фасилитатора, партнера)» [4].

Качество профессиональной переподготовки обусловлено «…характером протекания инновационных процессов в образовательных организациях и определяется особенностями вводимого новшества, инновационным потенциалом образовательной среды и педагогического коллектива. В качестве одного из таких процессов выступает коучинг» [5].

Актуальность нашего исследования определяется поиском и реализацией педагогических условий освоения технологии коучинга в процессе психолого-педагогической переподготовки, способствующей развитию психолого-педагогических компетенций преподавателей медицинского вуза. Основываясь на психолого-педагогических исследованиях [6], мы пришли к выводу, что в качестве педагогических условий применения технологии коучинга в развитии психолого-педагогической компетентности преподавателей можно выделить следующие: организация равноправного партнерства (субъект-субъектное взаимодействие и взаимодействие между преподавателями и слушателями), способствующего коммуникативной активизации обучающихся и их преподавателей; акцентирование внимания на самообразование (слушатели, имеющие достаточный жизненный и профессиональный опыт, рассматриваются как целостная творческая личность, способная самостоятельно формулировать и ставить цели обучения); реализация технологии коучинга на основе систематичности и последовательности; необходимость входного и промежуточного контроля имеющихся и достигнутых результатов; разработка и внедрение учебных модулей на основе технологии коучинга; определение результативности применения коучинга. Следующим этапом после определения необходимых и достаточных педагогических условий реализации коучинга стало проведение экспериментальной работы с группами, осуществляющими профессиональную переподготовку на первом этапе двухгодичного обучения по программе «Преподаватель профессионального образования» путем внедрения в образовательный процесс компонента в модуль «Технологии профессионально-ориентированного образования в медицинском вузе». Нами была разработана матрица проведения коучинг-сессии, включающей в себя пять этапов.

Первый этап (начало взаимодействия со слушателем) включал в себя следующие действия коуча: установление контакта со слушателями, создание комфортной среды для общения; обсуждение организационных вопросов построения коучинг-сессии; четкое определение ролей и временных рамок коучинг-сессии. Второй этап (определение темы и цели коучинг-сессии): актуализация жизненного и профессионального опыта слушателей; предложение слушателям «взять в свои руки» решение педагогической проблемы; акцентирование внимания коучем на наиболее четко и ясно сформулированных ответах; направление коучем деятельности слушателей в необходимое русло, наведение на мысль, что решение априори существует и должно быть найдено. Третий этап (осмысление педагогической ситуации): коуч получает сведения о ситуациях, связанных с профессиональными затруднениями слушателей, описывает данные ситуации с позиции эксперта, помогает лучше понять себя в контексте обсуждаемых проблем; помогает слушателям самостоятельно принять решение на основе углубленного понимания проблемы. Четвертый этап (достижение консенсуса): «проговаривание» всех заключений, сформулированных слушателями, подготовка резюме на все варианты решения проблемных ситуаций, согласование дальнейших возможных действий и создание «ситуации успеха», мотивирующей слушателей на развитие. Пятый этап (завершение коучинг-сессии): коуч подводит итоги сессии и дает слушателям возможность почувствовать, что решение проблемы осуществлено в профессиональном педагогическом поле; подчеркивает достижение прогресса в профессиональном плане в ходе коучинг-сессии. Коуч обращает внимание слушателей, что озвученные проблемы невозможно решить окончательно, их обсуждение может быть продолжено [7].

Эти этапы встраиваются в описанную Э. Парслоу и М. Рэй модель GROW [8]. Модель основана на четкой постановке целей («игра в теннис внутри себя»), грамотной постановке вопросов и состоит из 4 блоков.

1-й блок: G (Goal)-конкретизация цели, которую стремятся достичь слушатели по итогам коучинг-сессии. Задаются следующие вопросы: какую цель необходимо достичь? Какие задачи необходимо для этого решить? Каковы критерии достижения цели? Какой вы ожидаете результат и для кого он может быть еще важен? Данный блок позволяет четко и однозначно сформулировать цель коучинг-сессии.

2-й блок: R (Reality) ‑ получение знаний о текущей ситуации. Коуч задает следующие вопросы: какая реальная педагогическая проблема заключается в данной ситуации? Какие препятствия вы видите для достижения цели? Какой педагогический инструментарий у вас есть для решения данной проблемы? Данный блок позволяет увидеть имеющуюся педагогическую ситуацию с разных сторон.

3-й блок: O (Options) ‑ практические варианты решения проблемы. Коуч задает следующие вопросы: что реально вы можете сделать для решения данной проблемы? Какие пути преодоления проблемы вы видите? Какие ресурсы необходимы для достижения цели, и какими вы обладаете? Может ли ваш предыдущий опыт решения педагогических проблем помочь в данной ситуации? Данный блок направлен на поиск оптимальных путей достижения обозначенной цели.

4-й блок: W (Will) ‑ алгоритм действий по решению педагогической проблемы. Коуч задает следующие вопросы: что необходимо предпринять для достижения цели? Каков ваш первый шаг? В какие сроки необходимо решить данную проблему? Каковы риски невыполнения запланированных шагов? Данный блок направлен на саморазвитие и самообразование слушателей [8].

Рассмотрим как пример одну из дисциплин, реализованную с помощью технологии коучинга в представленном нами модуле. Освоение дисциплины «Компетентностно-ориентированные технологии обучения в медицинском образовании» предполагает «… формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения учебных занятий…» [9]. При реализации данной дисциплины преподаватель выступал в роли коуча, соблюдая при этом следующие принципы: слушатель является целостной личностью с богатым профессиональным и жизненным опытом; слушатель сам устанавливает педагогические цели, достигаемые при изучении дисциплины; взаимодействие преподавателя-коуча и слушателя основывается на равноправном партнерстве.

Нами были определены следующие критерии развития профессиональной психолого-педагогической компетенции преподавателя: 1) коммуникативный ‑ слушатель умеет организовывать субъект-субъектное взаимодействие в образовательной практике, равноправное партнерство, способствует коммуникативной активизации обучающихся; 2) когнитивный ‑ акцентирует внимание на самообразовании, использует свой жизненный и профессиональный опыт в решении профессиональных задач; 3) рефлексивный ‑ слушатель владеет навыками самодиагностики, самопознания и самоанализа собственной деятельности; 4) результативный ‑ аутентично оценивает достигнутые результаты своего обучения и собственной профессиональной педагогической деятельности.

Разработанная анкета, которая использовалась для определения результативности коучинг-сессий при повышении квалификации (осуществляемой на протяжении 6 недель), была адаптирована для слушателей двухгодичного обучения по программе «Преподаватель профессионального образования» [4].

«Уважаемые слушатели, ответьте на несколько вопросов. Эти ответы позволят нам оценить эффективность работы в технологии коучинга.

1. Считаете ли Вы нужным и полезным обучение по программе “Преподаватель профессионального образования” для вашего профессионального развития:

a) Да ‑

b) Нет ‑

c) Не определился ‑

d) _____________ (ваш ответ)

2. Какие профессиональные проблемы помог решить коучинг:

a) умение проявлять творческий подход;

b) умение сотрудничать;

c) проявление эмпатии;

d) проявление гибкости, адаптивности [4].

и т.д.

В опросе участвовали слушатели 2018‑2020 годов набора. Из 52 респондентов на первый вопрос 100% ответили “Да”: обучение по программе переподготовки нужно и полезно для профессионального развития. Отвечая на вопрос: “Какие профессиональные проблемы помог решить коучинг?”, слушатели показали следующие результаты: умение проявлять творческий подход ‑ 29%; умение сотрудничать ‑ 100%; проявление эмпатии ‑ 86%; проявление гибкости, адаптивности ‑ 52%; способность переучиваться в течение всей жизни ‑ 100%» [4]. Говоря о развитии профессиональных компетенций, слушатели указали на то, что участие в коучинг-сессии научило находить решения сложных профессиональных задач ‑ 81%; использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся ‑ 73%. Слушатели (100%) отметили, что применение современных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, технологии развития критического мышления, перестало быть для них проблемой. Оценивая свое участие в коучинг-сессиях, 100% слушателей указали, что удовлетворены ими полностью [4].

Учебный план дополнительной профессиональной программы «Преподаватель профессионального образования» предусматривает по окончании изучения курсов прохождение педагогической практики в объеме 72 часов. Одним из обязательных условий прохождения практики и получения зачета является проведение занятия по дисциплине, преподаваемой слушателем, в формате коучинг-сессии. Преподаватели активно (100% обучающихся) выполнили задание, при этом получали необходимые консультации и дидактические разработки по теме проведения коучинг-сессий. Коуч (преподаватель кафедры) присутствовал на всех проводимых занятиях и оценил уровень развития психолого-педагогической компетенции слушателей не только с помощью наблюдения, но и посредством анкетирования. Необходимо отметить, что результат, полученный при использовании коучинг-технологии при обучении слушателей программы переподготовки (2 года), был гораздо выше, чем при использовании той же технологии на курсах повышения квалификации. При том же количестве часов (16 ч), отводимых на изучение коучинг-технологии и проведение коучинг-сессий на курсах и в процессе переподготовки, созданные педагогические условия дали возможность слушателям погрузиться в данную проблему и актуализировать полученные знания на практике.

Заключение. Мы можем констатировать, что педагогические условия развития психолого-педагогических компетенций преподавателей медицинского вуза в системе переподготовки с помощью коучинг-сессий, созданные на кафедре, актуальны и востребованы. Исследование уровней проявления критериев развития профессиональных компетенций слушателей программы переподготовки «Преподаватель профессионального образования» позволяет говорить о том, что коммуникативный компонент и рефлексивный компонент проявились в наибольшей степени (100%). Результативный компонент достаточно высок, но есть определенный вектор развития, который позволяет изменить отношение слушателей к использованию педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации педагогического процесса. Отвечая на поставленный вопрос: «Какие педагогические условия освоения технологии коучинга в процессе психолого-педагогической переподготовки необходимы и достаточны?», мы выделяем, на наш взгляд, наиболее значимые: 1) со стороны коуча необходимы определенный уровень самосознания, владение специальными методиками, тренинг-практиками, позволяющими найти ключ к успешной поддержке профессионального саморазвития обучающихся; 2) все этапы реализации коучинг-сессии должны быть понятны для слушателей, должен осуществляться контроль на всех 5 этапах, и обучающиеся должны понимать, чего от них ожидает преподаватель (коуч); 3) реализация технологии коучинга будет давать максимально положительный результат, если в учебном процессе данную технологию используют систематично и последовательно.

Преподаватель высшей школы не всегда имеет высокий уровень психолого-педагогических компетентностей, при этом является высококвалифицированным специалистом в медицинской области, поэтому главная задача профессиональной переподготовки состоит в том, чтобы помочь слушателю (по факту преподавателю медицинского вуза без педагогического образования) понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения. Таким образом, коучинг как технология обучения может стать ресурсом педагогической профессиональной переподготовки, требующейся для выполнения нового вида деятельности.