Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INCREASING THE LEVEL OF SELF-ORGANIZATION OF PUPILS AND STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES DURING DISTANCE LEARNING

Shevchenko N.V. 1 Postnova M.V. 2
1 Institute of Technology, branch of the Ulyanovsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin
2 Ulyanovsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin
The article presents a study of the formation process of self-organization of high schools and universities' students in case of distance learning. The relevance of the study is confirmed by the emergence of a number of problems during the transition from a traditional pedagogical system to an innovative one, based on the organization of all stages of the pedagogical process in a new electronic information and educational environment. Research hypothesis: the process of high schools and universities' students’ self-organization forming is the object of pedagogical influence. The product of educational activity is the formation of knowledge, skills and abilities. The result of educational program mastering is the formation of competencies. The achievement of these results is possible by means of the appearance of new formations of psyche in the semantic and value sphere. Therefore, special attention is paid to the components of the pedagogical process. They are emotional-motivational, content-oriented, organizational-activity based and control-evaluative components. All of them are included in the structure of educational activities. Having been experimentally tested, a model of the organization of educational activities in case of distance learning is proposed. The features of this model are considered. The important didactic principles and techniques used in the proposed model are noted. All the proposed elements of the pedagogical process are aimed at the formation of self-organization to educational activities in case of distance learning. The study is practically oriented. The proposed model has been used for distance learning of individual groups of high schools and universities' students. The results of the formation of the level of self-organization were tracked using a multi-scale survey method.
self-organization of high schools and universities' students
distance learning
educational activities

Приоритеты в сфере образования неминуемо смещаются, подчиняясь изменению взглядов, формированию новых потребностей общества в новых условиях жизни в целом. Существуют, прежде всего, социальные и технологические тренды, оказывающие влияние на развитие образовательного процесса как в современной школе, так и в современном университете. Методы, средства, формы обучения и воспитания, испытанные в традиционной парадигме образования, трансформируются при переходе к инновационной парадигме или меняются на новые методы, новые организационные формы и средства обучения.

В «новой парадигме» компьютер и сетевое пространство выступают как универсальное средство коммуникации, реализующее сбор информации, ее накопление и передачу и т.п. [1]. Политика государства в сфере образования нацелена на внедрение в образовательное пространство среднего и высшего образования дистанционных технологий. Но для этого необходимы новые исследования, которые позволят всесторонне оценить риски и угрозы, возможности и стратегии. Информатизации образования посвящено множество исследований, но их предметом чаще являются технические и технологические аспекты образовательного процесса. Между тем дистанционные технологии в образовании предъявляют высокие требования к формированию личности, а для достижения образовательных результатов требуется умение сознательно и ответственно организовывать свою деятельность, а также навыки самообразования, включая цифровые компетенции.

Поэтому важнейшим фактором эффективности образовательного процесса, особенно при применении дистанционных технологий, мы признаем самостоятельность учащихся и студентов, их способность к самоорганизации, что и стало объектом нашего исследования. Предмет исследования - процесс формирования приемов самоорганизации учащихся и студентов в учебной деятельности при дистанционном обучении.

Гипотеза исследования: процесс формирования самоорганизации учащихся и студентов является объектом педагогического воздействия.

Цель исследования– выявление и обоснование принципов и приемов формирования самоорганизации учебной деятельности при дистанционном обучении учащихся и студентов. Исследование имеет практико-ориентированный характер.

Задачи исследования:

- определение педагогических условий эффективности обучения учащихся и студентов приемам самоорганизации учебной деятельности при дистанционном обучении;

- разработка и апробация модели внедрения дистанционного обучения, в том числе методики формирования приемов самоорганизации эффективной учебной деятельности студентов 1-2 курсов при дистанционном обучении.

Материал и методы исследования

Ведущим подходом в исследовании является анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения, обобщение опыта работы педагогов-практиков при переходе к дистанционному обучению в период 2019-2020 и 2020-2021 учебных годов при изучении физико-математических дисциплин.

Использована многошкальная опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции студентов», как метод диагностики особенностей осознанной саморегуляции в учебной деятельности [2; 3].

Экспериментальная база исследования:

- студенты 1-2 курсов колледжа и университета, изучавшие курс физико-математических дисциплин дистанционно в период 2019-2021 учебных годов (270 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Современные учреждения образования активно внедряют модели организации дистанционного обучения (ДО). В подобных моделях существуют общие базовые блоки, требующие пристального внимания при внедрении ДО. В рамках данной статьи выделим главные из них: «Управление», «Технология» и «Контент». Блок «Управление», включающий всю совокупность управленческих решений для организации ДО (нормативно-правовое обеспечение, обеспечение технических условий и т.п.), интересен в смежных нашему исследованию областях в сфере внедрения ДО. «Контент» - это комплекс используемых в обучении ресурсов, в том числе электронных. С проблемами формирования самоорганизации учащихся и студентов напрямую связано содержание блока «Технология», описывающего весь комплекс механизмов реализации образовательной программы.

Наша модель апробирована при использовании комплексной системы электронного обучения Moodle. Ресурсное и коммуникативное сопровождение образовательного процесса обеспечивает преподаватель. В функциональные обязанности преподавателя входят:

разработка учебной программы;

подготовка учебного материала (отбор ресурсов, использование тестов, заданий, видеоуроков (собственных или других авторов), презентаций, игр, интерактивных моделей, лабораторных работ и пр.);

мониторинг образовательных результатов;

организация эффективной коммуникации для достижения образовательных результатов.

Без формирования устойчивых навыков самоорганизации достигнуть хороших образовательных результатов невозможно, поэтому, для того чтобы разработать и опробовать методику формирования приемов самоорганизации эффективной учебной деятельности при дистанционном обучении, мы анализировали исследования в этой области. Структура учебной деятельности рассматривалась многими известными учеными. Например, Д.Б Эльконин [4] рассматривал структуру учебной деятельности как цепочку: учебная цель - учебные действия - контроль - оценка. Часто среди элементов учебной деятельности рассматриваются такие, как мотивы, теоретико-познавательный интерес, эмоциональная окраска, средства (методы, способы), результат, характер процесса. Мы обращаем внимание на такие элементы в структуре учебной деятельности, как средства учебной деятельности (УД), способы УД и продукт УД (рисунок).

Формирование продукта учебной деятельности

Продуктом учебной деятельности является формирование знаний, умений и навыков и в итоге необходимых компетенций. Достижение этих результатов возможно посредством появления новообразований психики в смысловой и ценностной сфере. В процессе дистанционного обучения учащийся становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения. Казалось бы, такой «побочный», случайный результат учебной деятельности, как самоорганизация, в случае дистанционного обучения превращается в главную задачу как для педагога, так и для самого ученика. Эта задача оказывается достаточно сложной, если задаться ее решением только в университете, желательно решать ее последовательно, начиная со школы, а в учреждении профессионального образования создать условия для её максимальной реализации [5]. Эта задача требует перестройки всей логики организации обучения и взаимодействия преподавателя со студентами. Поэтому особое внимание при разработке блока «Технология» в нашей модели уделено компонентам педагогического процесса. Это эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты.

Формирование самоорганизации учащихся и студентов в процессе учебной деятельности при дистанционном обучении происходит, как и при традиционных технологиях обучения, в педагогическом процессе. Однако компоненты педагогического процесса изменяются. Прежде всего, эмоционально-мотивационный компонент, который определяется эмоциональными отношениями между его субъектами, между преподавателем и учащимися, а также мотивами их деятельности. Сторонники традиционной педагогики считают главным недостатком новой педагогической системы утрату эффективного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, при котором происходило воздействие обучающего контента и феномена личности преподавателя на личностно-мотивационную и когнитивную сферы учеников. Измененное коммуникативное пространство при дистанционном обучении очень сильно влияет на процесс раскрытия творческого потенциала обучающего и обучающегося. Одной из задач эффективного дистанционного обучения является сохранение коммуникативности при переходе всех взаимодействий в другую информационно-образовательную среду.

Исследуемая группа (от 16 до 19 лет) относится к возрастному периоду, когда происходит переход от подросткового возраста к взрослости. Многие педагоги изучали особенности этого возрастного периода [4; 6]. Переходный возраст характеризуется реализацией творческого потенциала, активностью, развитием когнитивной сферы, формированием абстрактного мышления, стремлением к самоопределению, в том числе профессиональному. Но успешность обучения значительно зависит от мотивации к учебной деятельности. Формирование мотивации как возбуждение социально и личностно значимых (ценных) мотивов определяет результативность педагогического процесса.

Отметим, что существует ряд дидактических принципов, из которых для достижения нашей цели мы выделяем два базовых. Во-первых, принцип проблемности, реализуемый в процессе квазиисследовательской деятельности. Технология проблемного обучения предполагает постановку проблемы в учебной деятельности таким образом, что противоречие, разрешаемое в процессе учебной деятельности, продвигает познание. При организации учебной деятельности в условиях дистанционного обучения главной задачей педагога становится раскрытие принципов действия, а единственно возможным типом активности учащихся (студентов) становится квазиисследовательская или поисково-исследовательская деятельность [7]. Причем интеллектуальное удовлетворение становится следующим шагом в формировании познавательной потребности и целеустремленности и, соответственно, мотивации к обучению. Дискуссионное обсуждение, педагогическая поддержка дополнительно стимулируют познавательную активность.

Второй базовый принцип - это принцип индивидуальности, который именно в условиях дистанционного обучения приобретает особую ценность. В нашей модели реализация данного принципа происходит с использованием технологии модульного обучения, когда каждый из учащихся сам организует свою деятельность в каждом учебном модуле, ставит цели, проходит контрольно-оценочные этапы, переходит в следующий модуль дисциплины. Тем самым реализуется индивидуальная траектория внутри учебного плана по отдельной дисциплине, когда не существует жестких временных рамок к изучению модулей, когда можно менять последовательность изучения модулей. Разбивка учебного материала на независимые модули позволяет ставить крупные цели, которые делятся на частные дидактические цели, на их основе выделяются учебные элементы. В качестве примера частной дидактической цели приведем умение находить производную функции. Результатом решения таких задач по правилам (по алгоритму) является формирование первого уровня самостоятельности исполнителя и, попутно, формирование успешности и мотивации к изучению следующего учебного элемента. В нашем примере применение навыка нахождения производной к исследованию функций является более крупной целью. Используемая в нашей модели педагогическая технология модульного обучения полностью соответствует целям и задачам формирования самоорганизации к учебной деятельности.

Следующий компонент педагогического процесса - контрольно-оценочный, также играет значимую роль при формировании навыков самоорганизации. Для организации эффективного хода формирования учебной деятельности педагогу (преподавателю) важно «видеть» каждого ученика на всех этапах работы с ними. Отметим использование чек-листов по изучаемым модулям в применяемой технологии обучения. Применение чек-листов позволяет как самому ученику, так и педагогу отслеживать как результаты обучения, так и результаты самоорганизации учащегося. Появляющаяся «галочка» напротив определенной строки в чек-листе - есть тот шаг, который не только приближает учащегося к учебному результату, но и мотивирует к дальнейшим учебным действиям. Чек-лист заставляет организовывать учебное время. Чек-лист «подает» материал маленькими порциями, так что менее способный ученик получает возможность радоваться небольшому, но успешно пройденному этапу в обучении, а более способный закрывает сразу несколько строк в своем чек-листе. Алгоритм суммирования баллов по прохождению чек-листов по каждому модулю успешно вписывается в педагогический процесс при дистанционном обучении.

Важно отметить, что формирование самоорганизации различают на уровне личности, когда формируется способность индивида организовывать свое учебное время, способность к целеполаганию, рефлексии и самооценке, и на коллективном уровне, когда повышение уровня самоорганизации во многом происходит через коммуникативный блок. В нашей модели мы также предложили преподавателям использовать этот ценный ресурс для организации обучения. Сами студенты создавали закрытые группы в социальных сетях или закрытые чаты для группового общения, обмена информацией, знаниями по дисциплине, для взаимопомощи и поддержки.

Выводы

Реализация на практике предлагаемой модели позволила уточнить педагогические условия успешного функционирования педагогической системы при дистанционном обучении. Результаты исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:

во-первых, использование модульного обучения в процессе организации учебной деятельности позволяет достичь планируемых результатов в достижении должного уровня самоорганизации учащихся, который в свою очередь коррелирует с уровнем формирования компетенций по изучаемой дисциплине;

во-вторых, применение индивидуального учебного плана при изучении отдельной дисциплины способствует реализации самоорганизации учащегося в обучении;

в-третьих, из списка важнейших дидактических принципов и приемов выделены опорные для достижения необходимого уровня самоорганизации при дистанционном обучении: из дидактических принципов выделяем принцип проблемности и принцип индивидуальности; в качестве достаточно инновационного приема выделяем применение чек-листов в каждом модуле;

в-четвертых, алгоритм взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в опробованной модели включает: использование электронной системы Moodle, чатов взаимопомощи, закрытых групп в социальных сетях, обратную связь с преподавателем, использование электронных уроков (курсов).

Обработка результатов опросников по многошкальной методике выявила у большинства респондентов недостаточный уровень развития самоорганизации на момент начала прохождения курса по дисциплине, что являлось препятствием к получению необходимых результатов в учебной деятельности. Применение настоящей модели позволило повысить навыки самоорганизации учащихся экспериментальной группы, что также отслежено при помощи многошкальной методики.

Анализ результатов по данным опросника довольно обширен и представляет отдельный интерес, поэтому результаты педагогического эксперимента будут раскрыты в следующих исследованиях и статьях.

Гипотеза исследования подтверждена: самоорганизация является объектом педагогического воздействия. Навыки самоорганизации, так же как и прочие учебные навыки, прививаются в процессе учебной деятельности. Только научившись разбираться в собственных приоритетах и ставить цели, имея ясные ценностные ориентации, можно эффективно организовывать свою деятельность для получения знаний, умений, навыков и формирования требуемых компетенций в конкретной сфере. Особенно заметна необходимость в высоком уровне самоорганизации при дистанционном обучении.