Среди актуальных проблем современного социума учеными и практиками в области социологии, психологии и педагогики выделяется проблема повышения уровня функциональной грамотности населения.
Данное понятие впервые было употреблено еще в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятием «грамотность» (овладение человеком письмом, чтением, счетом и работой с документами). Проведенные ЮНЕСКО немного позже исследования показали: овладение навыками чтения, письма и счета во многих случаях не влияет на уровень функционирования индивида в обществе, не является гарантией успешного выполнения им интеллектуальной работы, продвижения в профессиональной сфере и умения разрешать определенные жизненные трудности. Следовательно, одного овладения грамотой для человека новой эпохи, который будет способен развивать мир и успешно в нем функционировать, становится недостаточно. И речь в данном вопросе шла не только о населении развивающихся стран, но и о жителях развитых стран, где люди имели возможность получать качественное образование. Так проблема формирования функциональной грамотности населения из плоскости решения проблемы ликвидации неграмотности в развивающихся странах перешла на международный уровень исследования и стала предметом изучения педагогов на разных ступенях образования.
Значительная часть современных исследований по проблеме посвящена изучению данного феномена в условиях среднего, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Однако, несмотря на стабильный интерес исследователей к данной проблеме, продолжает оставаться малоизученной проблема формирования предпосылок функциональной грамотности личности на этапе дошкольного детства, что обусловило выбор темы нашего научного поиска.
Цель исследования ‑ изучить опыт работы по формированию функциональной грамотности личности и выделить задачи работы по формированию предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства.
Материал и методы исследования
В процессе научного исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез классификация, обобщение. В итоге проведенного анализа разработана «матрица задач по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».
Результаты исследования и их обсуждение
Вопрос о структуре, содержании и особенностях формирования функциональной грамотности личности на разных ступенях ее развития поднимали в своих работах Б.С.Гершунский, В.А.Ермоленко, И.В.Зимняя, И.А.Колесникова, С.А.Крупник, О.Е.Лебедев, А.А.Леонтьев, В.В.Мацкевич, Л.М.Перминова, Н.А.Сметанникова, С.А.Тангян, А.В.Хуторской, П.И.Фролова, С.Ю.Черноглазкин, Т.И.Шамова, И.В.Шутова и др. Несмотря на то что учеными понятие «функциональная грамотность личности» трактуется по-разному, все они сходятся в одном ‑ данный феномен включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют личности успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде, развиваться профессионально, все время повышая свой уровень знаний. Процесс овладения функциональной грамотностью продолжается в течение всей жизни, а не прекращается после получения образования. От содержания образования и используемых в его процессе методов, приемов и принципов во многом будет зависеть, достигнет ли личность уровня функциональной грамотности или овладеет лишь навыками элементарной грамотности (письма, чтения, счета); будет иметь обширный запас знаний, но при этом использовать их лишь для решения знакомых учебных задач или сможет применить в новых обстоятельствах, условиях; будет опираться в дальнейшей жизни на знания, полученные в детстве и юношестве, или будет способна к постоянному самообучению и профессиональному самосовершенствованию.
Указанное выше стало толчком для реформирования системы образования во всем мире с целью создания нового функционально грамотного общества, основой которого стали результаты научных исследований по проблеме. Успешность этой работы зависит от точного определения структуры данного феномена, его составляющих и компонентов. Особую важность, обусловливающую разницу взглядов ученых, представляют учет возрастной категории обследуемых и уровень образования, на котором формируются те или иные компоненты функциональной грамотности. Так, авторы исследований в области высшего образования (О.Е.Лебедев, Л.М.Перминова, А.И.Тряпицына, П.И.Фролова, И.В.Шутова и др.) отмечают, что структурно процесс развития функциональной грамотности студента предполагает овладение им различными знаниями, умениями и навыками из непосредственно профессиональной отрасли и связанных с нею областей, а также навыками по взаимодействию с обществом [1].
В исследованиях, посвященных формированию функциональной грамотности школьников средних и старших классов, в структуре данного феномена часто выделяют «личностную» составляющую как основу самоопределения в будущем (выбор образования, профессии, работы и т.д.). Так, исследователь О.Е.Лебедев подчеркивает, что системообразующим стержнем в структуре функциональной грамотности является осознание школьником значимости решаемой проблемы для себя лично. Свой вариант структуры автор представляет с опорой на виды деятельности обучающегося: познавательную, социальную, коммуникативную деятельность, самопознание и самоопределение [2].
Значительная часть исследований по формированию функциональной грамотности личности в начальной школе строится с опорой на работы Н.Ф. Виноградовой и ее научной школы. Авторы в структуре функциональной грамотности младшего школьника выделяют интегративные (коммуникативная, читательская, информационная грамотность) и предметные компоненты (языковая, литературная, математическая, естественно-научная, социальная, здоровьесберегающая, технологическая, художественная грамотность) [3].
Несколько иной взгляд на формирование функциональной грамотности представлен в немногочисленных работах, посвященных периоду дошкольного детства. Исследователи (Р.И.Браун, Г.Х.Вахитова, С.В.Гайченко, И.Г.Галянт, А.А.Дарибаева, В.Г.Смелова, Л.М.Толаметова и др.) отмечают, что успех развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы зависит от того, какие личностные качества и навыки у них развивали в дошкольном возрасте [4, 5, 6]. Среди них выделяются: самостоятельность, инициативность, критичность мышления, любознательность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, коммуникабельность, терпимость к друзьям, умение принимать и оказывать помощь, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и др. Структурно функциональную грамотность детей дошкольного возраста представляют как комплекс компетенций, базирующихся на полученных знаниях, умениях, сформированных ценностях [6]. Исследовательница И.Г.Галянт отмечает, что развитие творческих, информационных, коммуникативных и социальных компетенций на этапе дошкольного детства является основой функционально грамотного поведения в будущем [7].
Важно отметить, что во многих из перечисленных исследований ученые при обосновании структуры функциональной грамотности личности опираются на компетентностный подход. Это связано с тем, что конечным результатом современного образования является формирование определенных профессиональных компетенций (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А.Петровская и др.). В дошкольном возрасте компетентностный подход приобретает иной смысл: формируемое у детей компетентное поведение обеспечит результативность их дальнейшего обучения в школе и успешность функционирования в различных жизненных ситуациях в будущем.
Автор всемирно известной работы «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация» Дж.Равен отмечал, что компетентное поведение, с одной стороны, зависит от мотивации и способности индивида включаться в деятельность, а с другой, ‑ от готовности включаться в эту деятельность, стремясь оказать влияние на происходящее. Немаловажное значение при этом играют умение индивида поддерживать и поощрять тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы; понимание особенностей функционирования организации или общества, знание содержания распределяемых в нем ролей и своей собственной роли; понимание особенностей управления организациями и пр. Исследователь указывал, что на компетентное поведение личности оказывают влияние разные факторы: окружающая среда и условия развития, личностные качества и познавательные способности, особенности эмоциональной и волевой сферы, ценности, на которые она ориентируется [8].
Мысль о том, что компетентное поведение во многом зависит от личностных качеств человека, развитию которых уделялось внимание еще на этапе его детства, встречается как в зарубежных (К.Аржирис, Ж.Делор, Д.Макклелланд, Дж.Равен, Л.М.Спенсер-мл., С.М.Спенсер, Г.Читхэм и др.), так и в отечественных исследованиях (В.И.Байденко, Б.С.Гершунский, И.А.Зимняя, В.А.Кальней, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А.Петровская, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской, В.М.Шепель, С.Е.Шишов и др.). Среди качеств, обусловливающих компетентное поведение, ученые выделяют: ответственность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, любознательность, энтузиазм. Большая роль отводится «трудолюбию», что выражается не только в желании достигать цели, но и в проявлении усилий для достижения желаемого результата.
О развитии определенных личностных качеств как залога успешного функционирования будущего поколения граждан в различных жизненных ситуациях было заявлено на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2016г.). В частности, К.Шваб отметил, что с началом Четвертой технологической революции востребованные сотрудники должны будут обладать SoftSkills (гибкими навыками, надпрофессиональными компетенциями), а именно: решать комплексные задачи; думать критически; творчески мыслить; управлять людьми; работать в команде; распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими; формировать суждения и принимать решения; ориентироваться на клиента; вести переговоры; быстро переключаться с одной задачи на другую. Среди перечисленных навыков на первое место были выдвинуты навыки, условно названные «Система 4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, координация [9].
Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что становлению функциональной грамотности личности в будущем способствует формирование у нее на этапе дошкольного детства (путем поощрения и стимулирования) ценностного отношения к таким качествам, как: стремление к анализу и критическому мышлению в собственной деятельности; ориентация на креативное и творческое решение задач, проявление изобретательности; установка на работу в команде, кооперацию; стремление к коммуникации.
Учитывая мнение психологов (Дж.Равена, Ю.Г.Татура и др.) о том, что компетентность лежит в плоскости трех сфер личности (когнитивной, мотивационной и эмоциональной), можно также сделать вывод о том, что функционально грамотное поведение зависит от: знаний и осведомленности об определенных процессах в конкретной области; от заинтересованности и потребности в определенном виде деятельности; от способностей к планированию, реализации и достижению намеченного результата деятельности.
Таким образом, эффективность формирования функциональной грамотности индивида обусловливается двумя «шкалами»: с одной стороны, она зависит от способностей индивида к тому или иному виду деятельности, с другой ‑ от его ценностных ориентаций, стимулирующих или тормозящих процесс реализации данной деятельности, вызывающих позитивные или негативные эмоции от участия в ее процессе, обусловливающих желание расширять свои знания в данном направлении или не вызывающих интереса к этой деятельности. Наглядно вышеперечисленное можно представить в виде матрицы (табл. 1), которая поможет педагогу определить образовательные задачи по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности в соответствии с их возрастной группой и содержанием разных образовательных областей Программы дошкольного образования («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Таблица 1
|
Стремление к анализу и критическому мышлению |
Ориентация на креативное и творческое решение задач, изобретательность |
Установка на работу в команде, кооперацию |
Стремление к коммуникации |
Заинтересованность и потребность в данном виде деятельности |
|
|
|
|
Знания и осведомленность об определенных процессах в данной деятельности |
|
|
|
|
Способности к планированию, реализации и достижению намеченного результата в данной деятельности |
|
|
|
|
Например, исходя из содержания задач Программы дошкольного образования по речевому развитию детей в старшей возрастной группе и в соответствии с критериями предложенной матрицы можно выделить следующие задачи по формированию предпосылок функциональной грамотности в процессе речевой деятельности детей (табл. 2).
Таблица 2
Матрица задач по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие»
|
Стремление к анализу и критическому мышлению |
Ориентация на креативное и творческое решение задач, изобретательность |
Установка на работу в команде, кооперацию |
Стремление к коммуникации |
Заинтересованность и потребность в данном виде деятельности |
Развивать интерес к чтению произведений, вызывать эмоциональный отклик |
Побуждать рассуждать о поступках героев, сверстников, своих собственных; о событиях и их последствиях |
Стимулировать интерес к чтению по ролям, участию в инсценировках, играх-драматизациях с другими детьми |
Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями |
Знания и осведомленность об определенных процессах в данной деятельности |
Стимулировать интерес к речевым играм на различение звуков, подбор словоформы, поиск синонимов, антонимов, подбор верной конструкции предложения |
Развивать умение придумывать новое окончание знакомого рассказа, сказки |
Развивать умение использовать при общении вежливые слова, аргументировать свое мнение, идти на компромисс, решать споры и улаживать конфликты средствами речи |
Формировать навыки культуры речевого общения, употребления форм речевого этикета (знакомства, приветствия, прощания, просьбы, комплимента) |
Способности к планированию, реализации и достижению намеченного результата в данной деятельности |
Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы |
Развивать умение составлять небольшой со связным и последовательным сюжетом рассказ о событиях из личного опыта |
Поддерживать самостоятельность при планировании и организации инсценировок с другими детьми |
Стимулировать навыки ведения беседы, умение внятно отвечать на вопросы и задавать их |
Аналогично выстраиваются матрицы и по всем остальным образовательным областям Программы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей в группе.
Заключение. Подводя итог, отметим, что дошкольное детство ‑ период максимального развития интересов и способностей подрастающей личности, формирования качеств, которые, безусловно, повлияют на успешность ее будущей профессиональной деятельности. Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования функциональной грамотности личности, которые позже развивают, совершенствуют на этапах школьного, высшего образования. Оптимальные условия для этого предоставляет организация разнообразных видов деятельности с детьми дошкольного возраста, что стимулирует детское любопытство, трансформируя его до любознательности и познавательной активности, критическое мышление в процессе решения определенных игровых задач, способствует проявлению творчества с целью развития игровой ситуации, развивает навыки планирования, учета возможных ошибок, продумывания способов их разрешения и т.п. Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким образом, чтобы одновременно реализовать актуальные задачи дошкольного образования, способствовать развитию у детей необходимых для функционально грамотного поведения умений и навыков, а также учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.