Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF PREREQUISITES FOR FUNCTIONAL LITERACY IN PRESCHOOL CHILDREN

Savchenko M.V. 1
1 State Educational Institution of professional postgraduate education "Donetsk Republican Institute of Additional Pedagogical Education"
One of the urgent problems of modern education is the preparation of a functionally literate generation of citizens who will be able to function successfully and effectively in society even after completing their studies. Numerous works of teachers and psychologists (B.S. Gershunskyi, V.A. Ermolenko, I.V. Zimnyaya, I.A. Kolesnikova, S.A. Krupnik, O.E. Lebedev, A.A. Leontiev, V.V. Matskevich, L.M. Perminova, S.A. Tangyan, A.V. Khutorskoi, P.I. Frolov, T.I. Shamova, etc.) were devoted to the study of the structure and peculiarities of the formation of this phenomenon at different levels of education. However, the problem of forming the prerequisites for functional literacy in preschool children continues to be poorly studied. On the basis of the analysis of psychological-pedagogical literature there have been made an attempt to determine the content and tasks of work in this direction in the conditions of a preschool educational institution. In view of this the author proposes a matrix of tasks for the formation of prerequisites for functional literacy in preschool children which takes into account the children's abilities for different types of activities and values-based orientations in relation to these types of activities; an integrative approach is implemented in the implementation of the tasks of the Preschool Education Program; the age and individual characteristics of children are taken into account.
functional literacy
prerequisites for functional literacy
preschool children
abilities
values-based orientations
matrix of tasks

Среди актуальных проблем современного социума учеными и практиками в области социологии, психологии и педагогики выделяется проблема повышения уровня функциональной грамотности населения.

Данное понятие впервые было употреблено еще в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятием «грамотность» (овладение человеком письмом, чтением, счетом и работой с документами). Проведенные ЮНЕСКО немного позже исследования показали: овладение навыками чтения, письма и счета во многих случаях не влияет на уровень функционирования индивида в обществе, не является гарантией успешного выполнения им интеллектуальной работы, продвижения в профессиональной сфере и умения разрешать определенные жизненные трудности. Следовательно, одного овладения грамотой для человека новой эпохи, который будет способен развивать мир и успешно в нем функционировать, становится недостаточно. И речь в данном вопросе шла не только о населении развивающихся стран, но и о жителях развитых стран, где люди имели возможность получать качественное образование. Так проблема формирования функциональной грамотности населения из плоскости решения проблемы ликвидации неграмотности в развивающихся странах перешла на международный уровень исследования и стала предметом изучения педагогов на разных ступенях образования.

Значительная часть современных исследований по проблеме посвящена изучению данного феномена в условиях среднего, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Однако, несмотря на стабильный интерес исследователей к данной проблеме, продолжает оставаться малоизученной проблема формирования предпосылок функциональной грамотности личности на этапе дошкольного детства, что обусловило выбор темы нашего научного поиска.

Цель исследования ‑ изучить опыт работы по формированию функциональной грамотности личности и выделить задачи работы по формированию предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства.

Материал и методы исследования

В процессе научного исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез классификация, обобщение. В итоге проведенного анализа разработана «матрица задач по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».

Результаты исследования и их обсуждение

Вопрос о структуре, содержании и особенностях формирования функциональной грамотности личности на разных ступенях ее развития поднимали в своих работах Б.С.Гершунский, В.А.Ермоленко, И.В.Зимняя, И.А.Колесникова, С.А.Крупник, О.Е.Лебедев, А.А.Леонтьев, В.В.Мацкевич, Л.М.Перминова, Н.А.Сметанникова, С.А.Тангян, А.В.Хуторской, П.И.Фролова, С.Ю.Черноглазкин, Т.И.Шамова, И.В.Шутова и др. Несмотря на то что учеными понятие «функциональная грамотность личности» трактуется по-разному, все они сходятся в одном ‑ данный феномен включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют личности успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде, развиваться профессионально, все время повышая свой уровень знаний. Процесс овладения функциональной грамотностью продолжается в течение всей жизни, а не прекращается после получения образования. От содержания образования и используемых в его процессе методов, приемов и принципов во многом будет зависеть, достигнет ли личность уровня функциональной грамотности или овладеет лишь навыками элементарной грамотности (письма, чтения, счета); будет иметь обширный запас знаний, но при этом использовать их лишь для решения знакомых учебных задач или сможет применить в новых обстоятельствах, условиях; будет опираться в дальнейшей жизни на знания, полученные в детстве и юношестве, или будет способна к постоянному самообучению и профессиональному самосовершенствованию.

Указанное выше стало толчком для реформирования системы образования во всем мире с целью создания нового функционально грамотного общества, основой которого стали результаты научных исследований по проблеме. Успешность этой работы зависит от точного определения структуры данного феномена, его составляющих и компонентов. Особую важность, обусловливающую разницу взглядов ученых, представляют учет возрастной категории обследуемых и уровень образования, на котором формируются те или иные компоненты функциональной грамотности. Так, авторы исследований в области высшего образования (О.Е.Лебедев, Л.М.Перминова, А.И.Тряпицына, П.И.Фролова, И.В.Шутова и др.) отмечают, что структурно процесс развития функциональной грамотности студента предполагает овладение им различными знаниями, умениями и навыками из непосредственно профессиональной отрасли и связанных с нею областей, а также навыками по взаимодействию с обществом [1].

В исследованиях, посвященных формированию функциональной грамотности школьников средних и старших классов, в структуре данного феномена часто выделяют «личностную» составляющую как основу самоопределения в будущем (выбор образования, профессии, работы и т.д.). Так, исследователь О.Е.Лебедев подчеркивает, что системообразующим стержнем в структуре функциональной грамотности является осознание школьником значимости решаемой проблемы для себя лично. Свой вариант структуры автор представляет с опорой на виды деятельности обучающегося: познавательную, социальную, коммуникативную деятельность, самопознание и самоопределение [2].

Значительная часть исследований по формированию функциональной грамотности личности в начальной школе строится с опорой на работы Н.Ф. Виноградовой и ее научной школы. Авторы в структуре функциональной грамотности младшего школьника выделяют интегративные (коммуникативная, читательская, информационная грамотность) и предметные компоненты (языковая, литературная, математическая, естественно-научная, социальная, здоровьесберегающая, технологическая, художественная грамотность) [3].

Несколько иной взгляд на формирование функциональной грамотности представлен в немногочисленных работах, посвященных периоду дошкольного детства. Исследователи (Р.И.Браун, Г.Х.Вахитова, С.В.Гайченко, И.Г.Галянт, А.А.Дарибаева, В.Г.Смелова, Л.М.Толаметова и др.) отмечают, что успех развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы зависит от того, какие личностные качества и навыки у них развивали в дошкольном возрасте [4, 5, 6]. Среди них выделяются: самостоятельность, инициативность, критичность мышления, любознательность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, коммуникабельность, терпимость к друзьям, умение принимать и оказывать помощь, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и др. Структурно функциональную грамотность детей дошкольного возраста представляют как комплекс компетенций, базирующихся на полученных знаниях, умениях, сформированных ценностях [6]. Исследовательница И.Г.Галянт отмечает, что развитие творческих, информационных, коммуникативных и социальных компетенций на этапе дошкольного детства является основой функционально грамотного поведения в будущем [7].

Важно отметить, что во многих из перечисленных исследований ученые при обосновании структуры функциональной грамотности личности опираются на компетентностный подход. Это связано с тем, что конечным результатом современного образования является формирование определенных профессиональных компетенций (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А.Петровская и др.). В дошкольном возрасте компетентностный подход приобретает иной смысл: формируемое у детей компетентное поведение обеспечит результативность их дальнейшего обучения в школе и успешность функционирования в различных жизненных ситуациях в будущем.

Автор всемирно известной работы «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация» Дж.Равен отмечал, что компетентное поведение, с одной стороны, зависит от мотивации и способности индивида включаться в деятельность, а с другой, ‑ от готовности включаться в эту деятельность, стремясь оказать влияние на происходящее. Немаловажное значение при этом играют умение индивида поддерживать и поощрять тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы; понимание особенностей функционирования организации или общества, знание содержания распределяемых в нем ролей и своей собственной роли; понимание особенностей управления организациями и пр. Исследователь указывал, что на компетентное поведение личности оказывают влияние разные факторы: окружающая среда и условия развития, личностные качества и познавательные способности, особенности эмоциональной и волевой сферы, ценности, на которые она ориентируется [8].

Мысль о том, что компетентное поведение во многом зависит от личностных качеств человека, развитию которых уделялось внимание еще на этапе его детства, встречается как в зарубежных (К.Аржирис, Ж.Делор, Д.Макклелланд, Дж.Равен, Л.М.Спенсер-мл., С.М.Спенсер, Г.Читхэм и др.), так и в отечественных исследованиях (В.И.Байденко, Б.С.Гершунский, И.А.Зимняя, В.А.Кальней, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А.Петровская, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской, В.М.Шепель, С.Е.Шишов и др.). Среди качеств, обусловливающих компетентное поведение, ученые выделяют: ответственность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, любознательность, энтузиазм. Большая роль отводится «трудолюбию», что выражается не только в желании достигать цели, но и в проявлении усилий для достижения желаемого результата.

О развитии определенных личностных качеств как залога успешного функционирования будущего поколения граждан в различных жизненных ситуациях было заявлено на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2016г.). В частности, К.Шваб отметил, что с началом Четвертой технологической революции востребованные сотрудники должны будут обладать SoftSkills (гибкими навыками, надпрофессиональными компетенциями), а именно: решать комплексные задачи; думать критически; творчески мыслить; управлять людьми; работать в команде; распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими; формировать суждения и принимать решения; ориентироваться на клиента; вести переговоры; быстро переключаться с одной задачи на другую. Среди перечисленных навыков на первое место были выдвинуты навыки, условно названные «Система 4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, координация [9].

Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что становлению функциональной грамотности личности в будущем способствует формирование у нее на этапе дошкольного детства (путем поощрения и стимулирования) ценностного отношения к таким качествам, как: стремление к анализу и критическому мышлению в собственной деятельности; ориентация на креативное и творческое решение задач, проявление изобретательности; установка на работу в команде, кооперацию; стремление к коммуникации.

Учитывая мнение психологов (Дж.Равена, Ю.Г.Татура и др.) о том, что компетентность лежит в плоскости трех сфер личности (когнитивной, мотивационной и эмоциональной), можно также сделать вывод о том, что функционально грамотное поведение зависит от: знаний и осведомленности об определенных процессах в конкретной области; от заинтересованности и потребности в определенном виде деятельности; от способностей к планированию, реализации и достижению намеченного результата деятельности.

Таким образом, эффективность формирования функциональной грамотности индивида обусловливается двумя «шкалами»: с одной стороны, она зависит от способностей индивида к тому или иному виду деятельности, с другой ‑ от его ценностных ориентаций, стимулирующих или тормозящих процесс реализации данной деятельности, вызывающих позитивные или негативные эмоции от участия в ее процессе, обусловливающих желание расширять свои знания в данном направлении или не вызывающих интереса к этой деятельности. Наглядно вышеперечисленное можно представить в виде матрицы (табл. 1), которая поможет педагогу определить образовательные задачи по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности в соответствии с их возрастной группой и содержанием разных образовательных областей Программы дошкольного образования («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Таблица 1

 

Стремление к анализу и критическому мышлению

Ориентация на креативное и творческое решение задач, изобретательность

Установка на работу в команде, кооперацию

Стремление к коммуникации

Заинтересованность и потребность в данном виде деятельности

 

 

 

 

Знания и осведомленность об определенных процессах в данной деятельности

 

 

 

 

Способности к планированию, реализации и достижению намеченного результата в данной деятельности

 

 

 

 

 

Например, исходя из содержания задач Программы дошкольного образования по речевому развитию детей в старшей возрастной группе и в соответствии с критериями предложенной матрицы можно выделить следующие задачи по формированию предпосылок функциональной грамотности в процессе речевой деятельности детей (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Матрица задач по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие»

 

Стремление к анализу и критическому мышлению

Ориентация на креативное и творческое решение задач, изобретательность

Установка на работу в команде, кооперацию

Стремление к коммуникации

Заинтересованность и потребность в данном виде деятельности

Развивать интерес к чтению произведений, вызывать эмоциональный отклик

Побуждать рассуждать о поступках героев, сверстников, своих собственных; о событиях и их последствиях

Стимулировать интерес к чтению по ролям, участию в инсценировках, играх-драматизациях с другими детьми

Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями

Знания и осведомленность об определенных процессах в данной деятельности

Стимулировать интерес к речевым играм на различение звуков, подбор словоформы, поиск синонимов, антонимов, подбор верной конструкции предложения

Развивать умение придумывать новое окончание знакомого рассказа, сказки

Развивать умение использовать при общении вежливые слова, аргументировать свое мнение, идти на компромисс, решать споры и улаживать конфликты средствами речи

Формировать навыки культуры речевого общения, употребления форм речевого этикета (знакомства, приветствия, прощания, просьбы, комплимента)

Способности к планированию, реализации и достижению намеченного результата в данной деятельности

Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы

Развивать умение составлять небольшой со связным и последовательным сюжетом рассказ о событиях из личного опыта

Поддерживать самостоятельность при планировании и организации инсценировок с другими детьми

Стимулировать навыки ведения беседы, умение внятно отвечать на вопросы и задавать их

 

Аналогично выстраиваются матрицы и по всем остальным образовательным областям Программы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей в группе.

Заключение. Подводя итог, отметим, что дошкольное детство ‑ период максимального развития интересов и способностей подрастающей личности, формирования качеств, которые, безусловно, повлияют на успешность ее будущей профессиональной деятельности. Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования функциональной грамотности личности, которые позже развивают, совершенствуют на этапах школьного, высшего образования. Оптимальные условия для этого предоставляет организация разнообразных видов деятельности с детьми дошкольного возраста, что стимулирует детское любопытство, трансформируя его до любознательности и познавательной активности, критическое мышление в процессе решения определенных игровых задач, способствует проявлению творчества с целью развития игровой ситуации, развивает навыки планирования, учета возможных ошибок, продумывания способов их разрешения и т.п. Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким образом, чтобы одновременно реализовать актуальные задачи дошкольного образования, способствовать развитию у детей необходимых для функционально грамотного поведения умений и навыков, а также учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.