Современный образовательный процесс требует новых подходов и альтернативных вариантов мониторинга качества получаемых знаний. В значительной степени синтез академического обучения с интерактивным, дистанционным, сетевым и другими нововведениями, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом, требует готовности современного учителя соответствовать вызовам времени и нацеливает на поиск новых форм работы, одной из которых, по нашему мнению, и является использование рабочей тетради как дидактического средства.
История разработки и развития данного вида пособий начинается в 1920–1930-х гг. Импульсом к созданию рабочей тетради послужил закон о ликвидации безграмотности населения, с помощью такого типа дидактического материала обучающиеся грамоте прорабатывали орфографические ошибки и закрепляли новые знания по русскому языку, что имеет подтверждение в научных и методических трудах М.С. Нурмухаметовой [1] и О.А.Нильсона [2].
Следующим этапом развития данной версии дидактических пособий становится период 1960–1970-е гг., когда в базу рабочей тетради были включены задания, ориентированные на творческий подход обучающегося к решению поставленной задачи.
Активное использование рабочих тетрадей в образовательных организациях приходится на вторую половину 1990-х гг. Данный дидактический материал на печатной основе теперь не только соотносится с учебником, но и постепенно включается в состав учебно-методического комплекса, в котором задания создаются по принципу визуализации, являющемуся одним из приоритетных принципов в обучении.
Рабочая тетрадь по литературе рассматривается нами как уникальное дидактическое средство, мультифункциональное по своей сути, позволяющее активизировать полученные знания и наращивать возможности по дальнейшему углубленному изучению отдельных ракурсов конкретной дисциплины.
Рабочая тетрадь – одна из версий учебного пособия, в ее основе лежит система заданий дифференцированного характера для самообучения профильных подразделений образовательных организаций. Такое пособие на современном этапе развития сферы образования является достаточно популярным материалом среди преподавателей и обучающихся, с его помощью возможно одновременное выполнение нескольких функций при обучении определенной дисциплине. Цель нашего исследования – доказать целесообразность использования рабочей тетради по литературе как дидактического средства изучения специфики изображения женских характеров студентами СПО и учениками старших классов гуманитарного профиля.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования послужили образовательные стандарты, обеспечивающие современный образовательный процесс профильной школы, СПО, а также личные наработки авторов статьи в области методики обучения литературе.
При решении поставленной цели применялись следующие методы исследования: теоретические (общий анализ педагогической литературы по заявленной проблеме, анализ методических материалов, базовых понятий, необходимых для исследования) и эмпирические (методы прогнозирования, сбора и накопления данных, в частности наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и опыта работы преподавателей). Методологическим обоснованием к использованию данных методов стали деятельностный, личностный и системный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Дидактическое оснащение определенного учебного процесса требует постоянных преобразований в методических материалах, различных приемах и технологиях в обучении конкретным дисциплинам. В связи с новыми достижениями в науке образовательный процесс не может пребывать в статусе статичности по причине своей основополагающей значимости для развитого общества. Современные средства обучения играют одну из первостепенных ролей в образовательном процессе и требуют пристального внимания со стороны педагогов, поскольку от подбора данных средств зависят результат качественного усвоения учебной информации и преобразование ее в практические навыки и умения. Большую роль дидактические средства играют в профессиональном обучении. Одним из наиболее эффективных учебных пособий для обучения литературе, на наш взгляд, является рабочая тетрадь, которая дает возможность обучающимся подробно изучить материал, закрепить его понимание и использовать полученную информацию в исследовательских целях.
На современном этапе развития образования рабочая тетрадь на печатной основе по конкретной дисциплине привлекает многих исследователей. Этим можно объяснить то, что разработка и совершенствование модификации учебного пособия нашли отражение в научных трудах Е.А. Вержинской [3], Е.А. Крючковой [4], И.Г. Майоровой [5], И.Э. Унт [6] и др. Каждый их ученых представляет свою классификацию таких тетрадей. Но общей основой разных точек зрения исследователей является первостепенное предназначение учебного дидактического материала. Так, например, Е.А. Крючкова [4] систематизирует рабочие тетради по функциональной нагрузке и фиксирует два типа данного пособия: 1) многофункциональные, или комплексные (содержат разнородные виды учебного материала по предмету и дифференцированный список заданий); 2) монофункциональные, содержащие в себе однотипные задания: тетради-тренажеры в формате заданий ЕГЭ, проектные тетради и тетради с печатной основой для самостоятельной работы учащегося.
Доктор педагогических наук из Эстонии И.Э. Унт [6] в качестве условий степени самостоятельности ученика и связи с учебником выдвигает следующую теорию о делении рабочих тетрадей:
1) тетради для самостоятельной работы и тетради под контролем учителя;
2) тетради, четко соотнесенные с учебником, и тетради, не связанные со структурой подачи информации в учебнике.
Е.А. Вержинская [3] формирует следующую систему разновидностей рабочих тетрадей:
1) тренинговые тетради;
2) тетради, разработанные на постулатах графического моделирования (преобладают рисуночно-знаковые задания);
3) тетради-хрестоматии (в них содержатся дополнительные тексты для расширения кругозора обучающегося);
4) семиотико-семантические тетради (содержат задания, основанные на сочетании символов и рисунков, моделей, схем со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня).
Вышеперечисленные классификации ученых-исследователей опираются на разноплановые основания: функция, назначение, способы подачи информации, видовые параметры заданий, показатель самостоятельности учащихся, прямая или косвенная связь с учебником и рабочей программой. Из этого следует, что рабочие тетради относятся к особому жанру учебно-методических материалов, обладающих огромными ресурсами и выполняющих определенные ряды функций.
К таким функциям относятся:
- информационная (в таком пособии содержится определенный учебный материал по дисциплине); систематизирующая (учебная информация представлена в конкретной системе);
- трансформационная (практические задания и упражнения позволяют обучающимся преобразовывать учебную информацию в знания, умения и навыки);
- развивающая (задания рабочей тетради направлены на развитие восприятия, памяти, мышления и воображения обучающихся);
- мотивационная (задания проблемно-поискового характера, с элементами квеста, игры, адаптированные под возрастную категорию, мотивируют учащихся к изучению того или иного предмета);
- контролирующая (тесты, контрольные вопросы, а также итоговые задания после каждого модуля контролируют уровень усвоения учащимися учебного материала, что служит для педагога вспомогательным фактором при выставлении оценок).
В связи с этим интересны и методические наработки, например Н.Л. Аширбагиной и О.В. Фрик [7], О.Е. Данилова [8], О.В. Дьяченко [9] и др.
В настоящее время можно встретить рабочую тетрадь по многим гуманитарным дисциплинам, в нашем случае рассматривается модификация учебного пособия по литературе. Следует отметить, что применение материала по данной дисциплине начинает свое существование со средней школы, но оно не является обязательным. Однако углубленное изучение литературы с помощью анализируемого вида пособия в профильных школах, учреждениях СПО носит статус обязательного дидактического материала и при апробации нами дает серьезный положительный эффект. А поскольку «формирование коммуникативных универсальных учебных действий в образовательной среде реализовывается в контексте овладения различными учебными предметами» [10, с. 94], использование рабочих тетрадей переоценить весьма сложно.
Предложенный нами вариант рабочей тетради специализирован: он адресован студентам СПО и старшеклассникам гуманитарных классов, что подтверждается видом заданий и программным художественным материалом. В связи с этим целесообразно акцентировать внимание обучающих на типологии заданий полифукциональных пособий по литературе. В практическом исполнении таких тетрадей весомая часть заданий представлена в тестовом формате, который, в свою очередь, классифицируется на закрытые и открытые типы заданий. Тестовые задания открытого типа по литературе – задания-дополнения и задания свободного изложения, подразумевающие самостоятельные ответы школьников по определенной изученной теме предмета. Конкретный пример такого типа задания можно привести при изучении романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Например, задание № 1. «Дайте развернутые ответы на вопросы: Какое первоначальное название имел роман-эпопея “Война и мир”? Что послужило источником вдохновения к написанию данного произведения? Сколько лет Л.Н. Толстой писал “Войну и мир”? В чем заключается жанровое своеобразие романа? Какие героини романа-эпопеи соответствовали авторским критериям оценки личности и почему?»
Следующее задание по данному произведению, которое можно предложить старшеклассникам, – задание-дополнение № 2. «Заполните таблицу из двух столбцов, в одном из столбцов дайте полную характеристику женской части семьи Ростовых, в другом представьте женщин семьи Болконских. Вам необходимо сравнить две семьи романа по следующим критериям: характер женщины и способы его проявления, отношение в семье к героине, взаимоотношения супругов, родителей и детей, семейный досуг и традиции/порядки. После заполнения таблицы ответьте развернутым ответом на вопрос: в чем схожесть и различия девушек двух семей – Ростовых и Болконских?»
Наиболее интересными, на наш взгляд, остаются задания на самостоятельное завершение фразы. При этом весьма важно предложить дополнить выражение первоначально, ограничив доступ обучающегося к первоисточнику, предложив затем проверить полученное выражение.
Стоит отметить, что в заданиях открытого типа встречаются вопросы, предусматривающие либо короткий, либо развернутый ответ на вопрос. Поскольку в нашем случае речь идет о старшеклассниках и обучающихся СПО, то предпочтителен развернутый ответ. Но в редких случаях возможен краткий или развернутый ответ (например, в тех случаях, когда задание подразумевает не только категоричность в высказывании своей позиции, но и пояснение к таковой).
Также важным является то, что сложным тестовым заданием открытого типа выступает мини-сочинение на проблемные вопросы того или иного литературного произведения. Такие задания формируют у обучающихся навыки письменной речи, позволяют сформировать и попробовать аргументировать свою точку зрения на литературное явление. В нашем случае целесообразны сравнительно-сопоставительные характеристики героинь, возможно сравнение в пределах одного текста характеров близкородственных персонажей (матери и дочери, сестер и т.д.).
Тестовые задания закрытого типа, встречающиеся в рабочей тетради по литературе, представлены в следующих формах:
– множественный выбор (например: Из предложенного списка выберите проблемы, которые затрагиваются в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблема отношений человека и общества, проблема любви, проблема веры и безверия, проблема нравственности, проблема отцов и детей, проблема истины и справедливости);
– альтернативные ответы (Выберите ответ «да» или «нет»: 1) любовь Сони Мармеладовой является ее силой и слабостью одновременно; 2) образы Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой противопоставляются для определения нравственности и чистоты души»; 3) в образе Сонечки Мармеладовой автор раскрывает идеал жертвенной христианской любви);
– восстановление соответствия и последовательности (Восстановите хронологию событий в романе И. А. Гончарова «Обломов»:
1) неслучайная встреча Штольца с Ольгой в Париже;
2) жизнь Обломова в доме Пшеницыной;
3) счастье Штольца и Ольги Ильинской;
4) последняя попытка Штольца;
5) жизнь Пшеницыной после смерти Обломова;
6) встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Захаром;
7) сон Обломова;
8) детство и юность Андрея Ивановича Штольца;
9) Обломов и Ольга Ильинская;
10) Обломов и его спокойная любовь к Агафье Матвеевне Пшеницыной).
Кроме того, тестирование здесь полифункционально и градировано. Так, если учитывать не только мониторинговые показатели знания текста, но и его понимание, то в тестовой части тетради необходимо, на наш взгляд, использовать не только прямой ответ и его неправильную версию, но и цитаты (высказывания) критиков, чьи статьи становятся сопроводительным материалом к пониманию произведения.
Градирование материала в таких дидактических пособиях может быть совершенно различным. Механизм формирования рабочей тетради напрямую зависит от целей, которые преследует автор, и того художественного материала, который предусмотрен программой изучения дисциплины. Таким образом, содержательный аспект рабочих тетрадей по литературе напрямую связан с рабочей программой дисциплины. При этом учитывается уровень успеваемости обучающихся, для этого часть заданий должна быть дана под «звездочкой» и ориентирована на выполнение сильными учениками. Такая дифференциация не только позволяет учесть индивидуальные способности молодого человека, но и формирует интерес обучающихся к предмету за счет стимулирования индивидуального подхода к обучению.
Мы уверены, что рабочая тетрадь по литературе практически незаменима для изучения конкретного предмета и формирования техники объективной оценки, чтобы снизить возможность человеческих ошибок (негативное влияние человеческого фактора).
Выводы
Многонаправленность рабочей тетради по литературе служит своеобразным стимулом к углубленному изучению конкретной дисциплины. Построенное по принципу подбора разноплановых творческих заданий, такое пособие позволяет ученикам и студентам получать профессиональные навыки по основополагающей дисциплине. А приобретенный опыт применения и использования умений, сформированных при помощи данной тетради, незаменим в практической деятельности. Ведь, овладевая навыками в области индивидуального подбора методик обучения литературе, молодой человек ориентирован на профессиональное чтение.
Рабочая тетрадь как универсальное дидактическое пособие на современном этапе развития образования находится в постоянном совершенствовании и преобразовании. Данная разновидность учебного материала применяется в школах, вузах при изучении различных дисциплин, что говорит о широком применении тетради, а разнообразие вариантов – о целесообразности тематического подбора материала.
Заключение
Учитывая, что изучение истории литературы в вузе и школе является многокомпонентным процессом, проблемы, связанные с формированием и мониторингом компетенций, получаемых в результате обучения, частично снимаются при непосредственном использовании рабочей тетради как инструмента обучения. Полученные результаты ее применения позволяют моделировать закрепление получаемых знаний, комбинаторику восстановления недостающих образовательных компонентов и программируют получаемый результат как синтез стимуляции процесса образования и самообразования обучающихся.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет) по теме «Рабочая тетрадь по литературе как дидактическое пособие для самостоятельной работы школьников в классах среднего звена».