Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING PHILOLOGICAL DISCIPLINES

Antonova E.A. 1
1 State Professional Educational Institution of the Yaroslavl region Gavrilov-Yamsky Polytechnic College
The article examines the types of pedagogical means of forming the professional orientation of college students in the process of studying philological disciplines. The classification of pedagogical tools used in professional educational organizations is proposed. The article identifies effective pedagogical tools that contribute to the formation of a professional orientation in their specific application in philological disciplines. The need for such pedagogical tools as project and research activities and a master class based on activity, subject-oriented and text-centric approaches is substantiated. The purpose of identifying and introducing these pedagogical tools is to improve the quality of education and optimize the formation of a professional orientation through the study of a complex of philological disciplines. Each pedagogical tool under consideration is intended to improve the learning process in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education, that is, it reveals the essence of the learning process with a professional bias. The effectiveness of pedagogical tools that form the professional orientation of students has been proven with the help of mathematical data processing and tested in specific practical use in such philological disciplines as "Russian language", "Literature", "Foreign language", "Russian language in professional activity" for five years in the professions "Chef, Confectioner", "Hairdresser", "Locksmith for the repair of construction machines", "Master of finishing construction works".
pedagogical means
professional orientation
philological disciplines
project activity
research activity
master class.

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования направлены на формирование квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена за счёт освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций. Неотъемлемой частью личности будущего выпускника является формирование у него профессиональной направленности. Проблема формирования профессиональной направленности достаточно актуальна. Изучив труды Е.М. Ивановой, Н.Д. Левитова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.А. Климова, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластёнина, Ю.П. Поварёнкова, можно выделить общие составляющие профессиональной направленности: профессиональные мотивы, интересы и склонности. Под профессиональной направленностью мы будем понимать устойчивое свойство личности, которое характеризуется глубоко мотивированным профессиональным самосознанием, потребностью в овладении профессиональными компетенциями с целью последующей самореализации в профессии. Все преподаваемые в профессиональных образовательных организациях общеобразовательные дисциплины призваны обеспечить процесс формирования профессиональной направленности за счёт внедрения специальных технологий, методов, средств и создания специальных условий для полного погружения обучающихся в будущую профессию. Оптимально процесс погружения в профессию происходит на филологических дисциплинах, таких как «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Русский язык в профессиональной деятельности», так как погружение в профессию обеспечивается не только с помощью работы с профессиональным текстом, но и подбором определённых педагогических средств.

Цель исследования состоит в изучении и отборе педагогических средств, оказывающих влияние на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин, и в выявлении их результативности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.

1. Рассмотреть возможные подходы к определению «педагогические средства».

2. Предложить классификацию педагогических средств с учётом деятельностного, субъектно-ориентированного и текстоцентрического подходов.

3. Изучить мнение о возможностях предложенных педагогических средств в формировании интереса к выбранной профессии у студентов 1 курса и сравнить их с результатами на выпуске с помощью анкетирования.

4. Произвести математическую обработку полученных данных с последующей интерпретацией полученных результатов и выявить эффективные педагогические средства, влияющие на формирование профессиональной направленности в процессе изучения филологических дисциплин.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональной направленности студентов колледжа происходит в процессе изучения филологических дисциплин с помощью практико-ориентированных педагогических средств.

Материал и методы исследования. Для решения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация), эмпирические (наблюдение, анкетирование), методы математической обработки («Хи-квадрат» Пирсона).

Материалом исследования являются данные анкетирования студентов первых и выпускных курсов ГПОУ ЯО «Гаврилов-Ямский политехнический колледж», полученные в период с 2016 учебного года по май 2021 года.

Анкетирование проводилось в несколько этапов: разработка анкеты для первокурсников и выпускников колледжа; в 2016 учебном году проведено первичное анкетирование поступивших на обучение первокурсников, повторное анкетирование проведено на этой группе респондентов в 2019 учебном году на момент выпуска; следующее анкетирование проводилось для первокурсников 2017 и 2018 года набора с заключительным анкетированием указанных групп на выпуске 2020 и 2021 года. Завершающим этапом исследования стала обработка полученных результатов.

Анкета первокурсника включала в себя 10 вопросов и была направлена на изучение потребностей обучающихся в качественном процессе обучения, совершенствование процесса образования и формирование интереса к выбранной профессии. Анкета выпускника состояла из 8 вопросов, нацелена на изучение удовлетворённости обучающихся организацией образовательного процесса, выявляла изменения в ожиданиях от процесса обучения. Одним из вопросов в анкете первокурсника был следующий: «Как вы думаете, какие из видов занятий могли бы вам помочь углубить представления о выбранной профессии?»; ответы: «Интегрированные занятия», «Проектная деятельность», «Исследовательская деятельность», «Творческие задания», «Недели профессионального мастерства», «Мастер-классы», «Открытые уроки», «Никакие» - предполагали выбор нескольких вариантов. В анкете выпускника данный вопрос был видоизменён на следующий: «Какие виды занятий (общеобразовательные) вызвали интерес к профессии?» и предполагал выбор нескольких вариантов ответов. Варианты ответов из анкеты первокурсника и выпускника дублируют друг друга, что обусловлено потребностью в выявлении педагогических средств, формирующих профессиональную направленность обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин и позволяющих сделать данный процесс максимально эффективным. Выбор указанных педагогических средств основан на изучении научной литературы по теме исследования и многолетних наблюдениях из собственного педагогического опыта работы в профессиональной образовательной организации.

Для точного понимания определения «педагогические средства» обратимся к имеющимся в научной литературе трактовкам. Под педагогическими средствами подразумевается совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначенных для организации педагогического процесса, в который входят воспитанники, предметы и деятельность [1, с. 439]. Многие информационные источники считают педагогическим средством некий объект, находящийся между педагогом и обучающимися, используемый для усвоения знаний и получения опыта деятельности. Сюда относят различные приёмы и способы деятельности, оказывающие влияние на качество знаний, умственное и профессиональное становление обучающихся [2, с. 262].

Л.С. Выготский относит к средствам обучения речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания [3, с. 103].

Опираясь на представленные точки зрения, предложим собственное определение «педагогического средства» на основе субъектно-ориентированного и деятельностного подходов. Под педагогическими средствами мы понимаем совокупность предметов, объектов и способов, которые позволяют оптимизировать педагогический процесс и обеспечивают эффективную деятельность всех участников педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей.

Исходя из вышеперечисленных точек зрения и существующих в педагогической литературе классификаций педагогических средств, мы дополнили существующую классификацию с учётом специфики обучения в профессиональных образовательных организациях.

1. Материальные средства: учебники, учебные пособия, раздаточный материал, технологические карты, словари, фотографии, видеоматериалы, аудиоматериалы, чертежи, схемы, портреты, иллюстрации, проектор, экран, ноутбук, принтер, канцелярские принадлежности, журналы по профессиям, профессиональные инструменты, приспособления, материалы.

2. Вербальные средства: звучащая речь, мнемонические приемы, «ударные фразы».

3. Средства профессионального обучения: коллекции, модели, оборудование учебно-производственных мастерских, стенды демонстрационные, инструменты, сырьё, механизмы, расходные материалы, бланки профессиональных документов [4, с. 397].

4. Процессуальные средства: накопленный опыт, показ, объяснение, упражнение, поиск информации, обсуждение, выступление, решение профессиональных задач, инсценировка, создание технологической карты, участие в деловой игре, собеседование, выполнение практических, самостоятельных и других видов работ.

5. Средства контроля и оценки: собеседование на профессионально значимую тему, творческое задание, самостоятельная и практическая работа, защита проекта и профессионального портфолио.

6. Организационно-деятельностные средства: проектная, исследовательская деятельность, семинарские занятия, интерпретация, мастер-класс, конкурс профессионального мастерства, тренинг, недели профессионального мастерства, открытые и интегрированные уроки, творческие занятия; индивидуальная и групповая работа.

7. Средства филологических дисциплин: комплексная работа с профессионально ориентированными текстами, выполнение заданий, аргументированный ответ, эссе, рассказ, сочинение, дискуссия, тезирование, переработка профессионального текста, поиск профессионального содержания в текстах художественной литературы, создание вторичных текстов, конструирование, работа со словарной и справочной литературой.

8. Средства информационной среды: электронная почта, электронные библиотеки, видеоблоги по профессии, тренажеры, стандартные и специальные компьютерные программы, сайты профессиональных сообществ.

Указанные педагогические средства в профессиональном образовании всегда используются в комплексе и взаимосвязаны друг с другом. Исходя из поставленной цели исследования, мы опираемся на субъектно-ориентированный, деятельностный, текстоцентрический и рефлексивно-оценочный подходы, на организационно-деятельностные средства, так как формирование профессиональной направленности - это процесс, проявляющийся в грамотной организации занятий и включении обучающихся в различные виды профессионально ориентированной деятельности. Естественно, данные педагогические средства в обязательном порядке будут сопровождаться всеми вышеперечисленными средствами в комплексном их применении. Плюсами организационно-деятельностных педагогических средств является их соответствие принципам построения образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях: сотрудничества, систематичности, творческой активности, сознательности, вариативности, связи теории и практики, профессиональной направленности.

Именно перечень организационно-деятельностных педагогических средств был включен в варианты вопроса анкеты первокурсника: «Как вы думаете, какие из видов занятий могли бы вам помочь углубить представления о выбранной профессии?» и выпускника: «Какие виды занятий (общеобразовательные) вызвали интерес к профессии?».

Результаты исследования и их обсуждение. В период с 2016 по май 2021 учебного года было проведено анкетирование обучающихся, зачисленных на первый курс (2016, 2017, 2018 годы) и окончивших обучение (2019, 2020, 2021 годы). Всего опрошено респондентов, завершивших обучение, 156 человек с момента поступления до момента выпуска. Участниками исследования стали обучающиеся Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области «Гаврилов-Ямский политехнический колледж» по профессиям «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Слесарь по ремонту строительных машин», «Мастер отделочных строительных работ».

Обработав данные анкетирования первых и выпускных курсов за вышеуказанный период, мы акцентировали внимание на вопросе по выявлению эффективных, с точки зрения обучающихся, педагогических средств и опирались на выбранные варианты ответов. Один из вопросов анкеты для первокурсников: «Как вы думаете, какие из видов занятий могли бы вам помочь углубить представления о выбранной профессии?» и выпускников: «Какие виды занятий (общеобразовательные) вызвали интерес к профессии?». Результаты анкетирования по данным вопросам представлены в таблице.

Результаты исследования по выявлению педагогических средств, оказывающих влияние на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин

Педагогическое средство

До исследования

(количество человек)

После исследования

(количество человек)

Интегрированные занятия

36

78

Проектная деятельность

17

65

Исследовательская деятельность

0

12

Творческие задания

44

84

Недели профессионального мастерства

71

101

Мастер-классы

12

45

Открытые уроки

69

126

Никакие

23

7

Исходя из результатов анкетирования обучающихся выпускных групп, можно отдать приоритет таким педагогическим средствам, как недели профессионального мастерства (64,7%), открытые уроки (80,8%). Данный факт можно объяснить тем, что обучающиеся считают недели профессионального мастерства важными в понимании значимости профессии. Высокий результат открытых уроков объясняется тем, что именно на них обучающиеся узнают новое и интересное по профессии. Низкий балл у таких педагогических средств, как исследовательская (7,7%), проектная деятельность (41,6%) и мастер-класс (28,8%), обусловлен тем фактором, что большая часть обучающихся не видит значимости данных педагогических средств в формировании профессиональной направленности, они вызывают трудности в плане подготовки и выполнения. На наш взгляд, именно данные педагогические средства способны вызвать интерес к профессии и повысить качество обучения за счёт осознанности и планомерности работы, связи не только теории и практики, но и филологических дисциплин и профессиональных областей.

Проверив данные анкетирования с помощью математической статистики, сравнив факторный признак (педагогические средства) и результативный признак (до и после исследования), мы получили по каждому из признаков сумму 790.

Для выявления результатов применялся критерий «Хи-квадрат» Пирсона. В данном случае число степеней свободы равно 7, при этом значение критерия χ2 составляет 45,404 (р<0.01). Критическое значение χ2 при уровне значимости р=0.01 составляет 18,475. Следовательно, можно говорить об изменении значений после исследования, что свидетельствует о статистической значимости между факторными и результативными признаками при уровне значимости р<0.01.

Таким образом, сравнивая данные до и после исследования по степени влияния педагогических средств на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин, можно отвергнуть нулевую гипотезу Н0 (педагогические средства не влияют на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин) и принять альтернативную гипотезу Н1 (педагогические средства оказывают влияние на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин).

В ходе обработки данных были получены следующие значения. Значения по таким показателям, как «интегрированные занятия», «открытые уроки», «творческие задания», остались практически неизменными. Это свидетельствует о том, что существенного влияния на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин указанные педагогические средства не оказывают. Их стабильность указывает на то, что при создании благоприятных педагогических условий (организации сотрудничества, интеграции филологических дисциплин и профессиональных областей) и опоре на профессиональный текст, которые приведут к созданию личностно значимого и профессионально значимого продукта, данные средства могут оказывать влияние на формирование профессиональной направленности.

Опрос респондентов выявил, что такие педагогические средства, как «недели профессионального мастерства», помогают вызвать интерес к профессии, но результаты статистической обработки показали снижение значения по данному средству с 26% до 19%. Обосновывая полученные данные, можно отметить, что на формирование профессиональной направленности в процессе изучения филологических дисциплин недели профессионального мастерства влияния не оказывают. Недели профессионального мастерства призваны выявить уровень непосредственной профессиональной подготовленности, овладение конкретными практическими операциями, увидеть полученные профессиональные умения, что является задачей мастеров производственного обучения. Филологические дисциплины обеспечивают погружение в профессию через работу над профессиональным текстом, устную и письменную коммуникацию, и практические профессиональные навыки на них не формируются и не отрабатываются, можно только формировать коммуникативную культуру будущего профессионала, обеспечить понимание профессиональной терминологии и её грамотное применение в деятельности. Следовательно, следует согласиться с результатами, полученными в ходе статистической обработки.

Наименьшее количество респондентов считают, что такие педагогические средства, как проектная и исследовательская деятельность и мастер-класс, не помогают вызвать интерес к получаемой профессии, не влияют на профессиональное становление. Результаты статистической обработки показали следующие значения. Процент выборок увеличивается по показателю «исследовательская деятельность» с 0% до 2%. Данный прирост объясняется тем, что при организации исследования мы опираемся на взаимосвязь дисциплин и профессиональных модулей, тема исследования при изучении филологических дисциплин носит интегрированный характер, то есть связана с получаемой профессией. На основе текстов художественной литературы при организации исследования можно найти точки соприкосновения с профессией (при изучении темы «Части речи» в курсе русского языка исследование может быть посвящено выявлению частотности употребления определённых частей речи в профессиональном тексте с последующим обоснованием; при изучении темы «Лексика русского языка» может быть исследование, посвященное преобладанию определённого лексического пласта, например неологизмов, в профессии; при работе с текстами художественной литературы можно провести исследование, где идёт упоминание о каком-либо предмете, продукте, явлении в профессии, например: «Блины в контексте литературы», «Кулебяка в литературных текстах»). С точки зрения русского языка, исследовательская деятельность формирует у обучающихся умение формулировать тему, цель, задачи исследования, выдвигать гипотезу и делать выводы, составлять план работы, отрабатываются орфографические и пунктуационные умения, формируются умения устной публичной подготовленной речи и умение отвечать на вопросы.

Показатель «проектная деятельность» характеризуется увеличением процента выборок с 6% до 13%, что подтверждает его влияние на формирование профессиональной направленности в процессе изучения филологических дисциплин. Проектная деятельность в профессиональных образовательных организациях всегда носит интегрированный характер, что говорит о тесной связи филологических дисциплин и профессиональных модулей. Результатом проектной деятельности всегда является созданный обучающимися личностно и профессионально значимый продукт. Реализация проекта всегда идет в тесном трёхстороннем сотрудничестве: преподаватель – мастер производственного обучения – обучающиеся. В процессе подготовки проекта обучающиеся превращают материал филологических дисциплин в профессионально значимый продукт. Например, по профессии «Парикмахер» при изучении темы «Образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» идет взаимодействие с мастерами производственного обучения: на практике студенты воссоздают причёску возлюбленных Пушкина или Лермонтова (по выбору обучающихся), а на дисциплине «Специальный рисунок» изображают собственную интерпретацию причёски того времени с учётом запроса современного заказчика. В профессии «Повар, кондитер» идеей для проекта может стать тема по русскому языку и литературе, например «Кулебяка в контексте русского языка и литературы»; после знакомства с текстами художественных произведений, в которых идёт упоминание кулебяки и начинок, на производственном обучении студенты, выбрав текст с описанием определённого вида кулебяки, готовят непосредственно профессионально значимый продукт в соответствии с требованиям демонстрационного экзамена и представляют не только паспорт проекта, но и публично защищают свой проект с последующим представлением полученного результата (продукта).

Проектная деятельность – это эффективное педагогическое средство, позволяющее воплотить идеи филологических дисциплин в реальный личностно и профессионально значимый продукт, осознать важность указанных дисциплин в профессии, отработать навыки письменной и устной речи, планирования, умения ставить цель, задачи, формулировать выводы.

Другим педагогическим средством, показавшим значимость в формировании профессиональной направленности обучающихся при изучении филологических дисциплин, является мастер-класс. По результатам статистической обработки процент выборок увеличился с 4% до 9%. Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что именно мастер-класс позволяет получить профессиональный опыт от наставника-профессионала, овладеть тонкостями профессии через непосредственный показ профессиональных операций, сопровождающихся комментированием каждого этапа деятельности [5, с. 83]. В условиях среднего профессионального образования мастер-класс может проводить не только мастер производственного обучения, но и преподаватель, работодатель, обучающиеся старших курсов. В случае интеграции филологических дисциплин и профессиональных областей мастер-класс становится эффективным средством формирования профессиональной направленности: чтобы аудитория пришла к правильному пониманию поставленных оратором цели и задач, важно правильно пользоваться профессиональной терминологией, грамотно строить высказывание с учётом запроса целевой аудитории (заказчик, член профессионального сообщества, домохозяйка, дети младшего возраста, научное сообщество). В мастер-классе всегда важно вступление, заключение и аргументация. Если мастер-класс в профессиональном плане демонстрирует некий профессиональный навык, доведённый до совершенства, то в филологическим плане он демонстрирует культуру речи профессионала, способного выстроить своё выступление для разной категории заказчиков. Например, у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в рамках Масленичной недели было проведено 3 мастер-класса, которые подготовили сами обучающиеся. Тема мастер-класса «Приготовление блинов и способы их подачи» была предложена трём категориям заказчиков: воспитанники детского сада подготовительной к школе группы, преподавательский состав колледжа, рестораторы города, выступающие в роли экспертов на городском конкурсе «Ух-ты, блин-шоу!». Соответственно, обучающиеся продумывали текст мастер-класса под каждую целевую аудиторию, что оказалось достаточно сложно.

Выводы. Таким образом, можно отметить положительное влияние на формирование профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин таких педагогических средств, как исследовательская и проектная деятельность, мастер-класс. Именно данные средства соответствуют субъектно-ориентированному, текстоцентрическому, деятельностному и рефлексивно-оценочному подходам, на которые важно опираться при формировании профессиональной направленности. Данные результаты исследования должны найти применение в работе преподавателей не только филологических, но и других общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, в частности при организации занятий, в координации содержания филологических дисциплин и профессиональных модулей, тщательном подборе дидактического материала, в организации практических и самостоятельных работ. Немаловажное значение уделяется таким положительным сторонам в применении данных педагогических средств: у обучающихся отрабатываются навыки устной и письменной коммуникации с опорой на целевую аудиторию, формируются необходимые обучающимся умения в профессионально-деятельностной, мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах, что оказывает существенную роль в формировании обучающихся как будущих профессионалов, востребованных на рынке труда.