Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL TRAINING OF NATIV AND FOREIGN LANGUAGES TEACHERS IN MASTER'S DEGREE PROGRAMM

Miftakhutdinova A.N. 1 Toykina O.V. 1
1 Udmurt State University
The article considers the current requirements for the quality of training of students enrolled in Master's Degree programs in the field of teachers education due to the commencement of new regulatory documents regulating professional training at the university. The special attention is paid to the analysis of the principles and approaches to the implementation of new requirements regarding the content, forms, methods of educational and scientific research activities of students in Master's Degree programs as well as the mechanisms of interaction of the team work of teachers and students. The integrative approach to the implementation of this program allows us to provide high level of formation of general, general professional and professional competencies of Masters despite the shortened training period. The material of the examination is the educational program of professional training of Masters "Innovative management in language education" implemented at Udmurt State University. The program is aimed to train teachers of native and foreign languages that are in high demand on the regional job market in multilingual subjects of Russian Federation. The interaction of external normative and internal objective parameters of the organization of the educational and research process allows us to refer this Master's program to the number of programs of advanced preparation at high educational institutions and characterizes it as adaptive, flexible and practice oriented.
program of advanced training
continuous language education
training teachers of native and foreign languages
practice oriented training
research activities

В системе современного российского образования наблюдается значительный дефицит кадров в сфере обучения родным и иностранным языкам. Особо остро данная проблема проявляется в национальных регионах РФ. Данная тенденция имеет объективные экономические причины: специалисты с хорошим знанием иностранных языков и развитыми коммуникативными навыками в родном языке высоко востребованы в других сферах экономической деятельности, поэтому, получив диплом бакалавра педагогики, лишь немногие выбирают преподавание языков в школе в регионах, предпочитая либо другие сферы деятельности, либо центральные регионы с более высоким уровнем доходов в сфере образования. В этой связи особую актуальность приобретает проектирование программ опережающей профессиональной подготовки преподавателей родных и иностранных языков в вузах.

Двухуровневая система профессиональной подготовки преподавателей(бакалавриат и магистратура) позволяет в значительной степени снижать уровень дефицита педагогических кадров. Обучение по программе специализированной подготовки магистров «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» (направление 44.04.01 Педагогическое образование) в Удмуртском государственном университете предлагает эффективное решение данного вопроса за счет привлечения на бюджетные места вмагистратуре молодых специалистов, имеющих диплом бакалавра по другим гуманитарным направлениям и высокий уровень владения иностранными языками, но не имеющих педагогической составляющей профессиональной подготовки.

Целью данной статьи является анализ образовательной программы (ОП) подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» как программы опережающей профессиональной подготовки кадров в сфере обучения родным и иностранным языкам. Под опережающей профессиональной подготовкой понимается реализация основных программ профессионального обучения всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям в целях реализации потребностей регионального сектора экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства [1]. Мы считаем, что анализируемая ОП может относиться к категории программ опережающей профессиональной подготовки, поскольку направлена на подготовку высоко востребованных на региональном уровне преподавателей родных и иностранных языков. Кроме того, традиционно подготовка специалистов по направлению «Педагогическое образование» 44.04.01 осуществляется врамках разных образовательных профилей для преподавателей родных языков и для преподавателей иностранных языков. Тогда как обучение в рамках данной ОП предполагает формирование высокого уровня универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для новых перспективных профессий: преподавателя родных и иностранных языков и специалиста в области языкового образования в сфере раннего, начального, среднего и высшего образования, а также в сфере дополнительных образовательных услуг.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужила ОП «Инновационный менеджмент виноязычном образовании», разработанная в Институте языка и литературы Удмуртского государственного университета (руководитель – д-р филол. наук, профессор Т.И. Зеленина), атакже официальные документы, регламентирующие разработку ОП магистратуры, и методические рекомендации для разработчиков ОП профессиональной подготовки в вузе.

В ходе работы использовались теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: анализ сложившейся ситуации в высшем образовании на уровне программ магистратуры в целом и образовательной деятельности вуза в рамках отдельной магистерской программы в частности; изучение литературы и актуальных документов; метод экспертных оценок, а также обследование уровня удовлетворенности студентами научной и учебной деятельностью и мониторинг образовательных результатов магистров.

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение по анализируемой ОП направлено на подготовку высококвалифицированных преподавателей иностранных и родных языков, ориентированных на различные виды инновационной педагогической деятельности и владеющих компетенциями научно-исследовательской работы [2]. Современные требования, предъявляемые к системе высшего образования, содержащиеся в ФГОС ВО последнего поколения и в профессиональных стандартах педагога, ориентируют разработчиков ОП магистратуры заложить в её структуру следующие принципы: адаптивность, гибкость и практико-ориентированность [3, с.62]. Методические рекомендации по разработке программ опережающей подготовки также определяют ряд требований к содержанию, принципам организации и условиям обучения вмагистратуре [1]. Новые критерии оценки эффективности обучения в вузе определяет программа «ПРИОРИТЕТ 2030», принятая к реализации 31.12.2020 [4]. Вопрос о способах проектирования научно-исследовательской деятельности в вузе также не утрачивает своей актуальности и рассматривается в исследованиях Караваевой Е.В., Воробьевой О.В., Дунаевой Л.А., Зверевой Г.И., Маландина В.В., Миньяра-Белоручева К.В. и др. [5].

Целью обучения в магистратуре по программе по направлению 44.04.01 «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» является подготовка педагогов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального и дополнительного языкового образования, а также квалифицированных специалистов в сфере управления языковым образованием разного уровня, востребованных на рынке образовательных услуг. В настоящее время потребность в высокопрофессиональных преподавателях иностранных и родных языков испытывают не только государственные муниципальные образовательные учреждения, но и частные языковые школы и центры, оказывающие образовательные услуги в сфере обучения языкам. Подготовка специалистов всфере обучения родным и иностранным языкам приобретает особую актуальность в связи с реализацией принципов непрерывного языкового образования в течение всей жизни (life long learning). Поэтому опережающая программа профессиональной подготовки магистров-педагогов в том числе ориентируется на подготовку кадров в сфере малого и среднего предпринимательства. Характеризуя образовательную программу «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании», остановимся на реализации основных принципов, заложенных при проектировании ОП и позволяющих отнести данную программу к числу программ опережающей подготовки в сфере образования, в первую очередь для Удмуртской Республики.

Программа является адаптивной. На сегодняшний день в документах встречаются термины «адаптивная» и «адаптированная» образовательная программа, которые часто воспринимаются равнозначно. Тем не менее анализ документов выявил, что термин «адаптированная образовательная программа», согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, рассматривается как образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст. 2 п. 28) [6]. Тогда как впрограмме «ПРИОРИТЕТ 2030» под адаптивной образовательной программой понимается реализация личностного потенциала обучающихся и создание индивидуальной траектории профессионального и личностного развития [4]. Данное определение в большей степени соответствует направленности ОП и рассматривается в качестве одного из принципов организации учебного процесса в магистратуре.

В этом же ФЗ в ст. 3 п. 8 говорится о том, что одним из принципов регулирования отношений в сфере образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования куровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [6]. КуклинВ.Ж., Гриншкун В.В., Шутикова М.И. уточняют, что адаптивность программы предполагает «возможность коррекции её содержания "под заказчика" из соответствующей отрасли экономики» [3, с.63]. Следовательно, программы должны адаптироваться или подстраиваться под потребности магистрантов, их научные интересы, интеллектуальные способности, личные качества, с одной стороны, и под потребности потенциальных работодателей - с другой.

Принцип адаптивности в программе «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» реализуется через взаимодействие следующих мероприятий:

– индивидуальные консультации с научным руководителем ОП, в ходе которых обсуждается специфика программы, выясняются ожидания студентов, оговариваются научно-исследовательские интересы магистрантов, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория;

– групповые консультации по вопросам определения магистрантов с научной проблематикой: магистранты знакомятся с научными направлениями, которые разрабатываются на кафедре романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики и в научно-образовательном центре «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», выбирают тему и научного руководителя магистерской диссертации;

– индивидуальные консультации с научным руководителем магистерской диссертации, разработка индивидуального плана научно-исследовательской работы на весь период обучения, регулярный анализ проделанной работы;

– руководителями магистерских диссертаций являются преподаватели учебных дисциплин, осуществляющие научные исследования в области педагогики и филологии, что позволяет магистрантам получить устойчивые представления оспектре научной проблематики в каждом отдельном направлении исследований;

– преподаватели учебных дисциплин являются докторами и кандидатами наук всферах филологии, педагогики и психологии и преподают учебные дисциплины на разных языках (родных и иностранных);

– регулярные опросы студентов на предмет удовлетворенности учебным процессом, опросные анкеты по каждой из дисциплин размещены в системе электронного обучения УдГУ, что позволяет преподавателям отслеживать результаты работы и корректировать содержание и формы работы на занятиях в соответствии спожеланиями студентов;

– магистранты активно участвуют в научных мероприятиях, организуемых вУдмуртском госуниверситете, в Институте языка и литературы, в научно-образовательном центре «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», а также в научных мероприятиях, проводимых университетами-партнерами по сетевому взаимодействию;

– магистранты под руководством научного руководителя активно занимаются публикационной деятельностью, участвуют в научных конкурсах по тематике магистерских исследований.

В рамках компетентностного подхода реализация принципа адаптивности ОП магистратуры направлена на формирование ряда универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, определяющих высокий уровень профессионального мастерства педагогов и специалистов в сфере языкового образования [7, с. 134].

Таким образом, адаптивность программы, рассматриваемая как возможность коррекции содержания ОП «под заказчика», реализуется за счет взаимодействия механизмов организации учебных индивидуальных и групповых занятий, разнообразия мероприятий всфере научно-исследовательской деятельности, а также высокой квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих реализацию данной программы, и их активного профессионального взаимодействия, направленного на достижение заявленной цели обучения в магистратуре.

Программа представляется не просто практико-ориентированной, а проектно-ориентированной. В официальных документах под практико-ориентированной программой понимается согласованность целей, содержания и форм организации ОП с работодателями и привлечение специалистов-практиков к реализации образовательного процесса [2]. В основе – практическая подготовка магистрантов, формирование у них профессиональных компетенций, которые соотносятся с трудовыми функциями, а теоретическое обучение необходимо для решения практических кейсов. Однако проектно-ориентированная ОП включает практико-ориентированность как один из инструментов реализации профессиональной подготовки современных преподавателей родных и иностранных языков. Проектно-ориентированная ОП имеет следующие основные характеристики: практико-ориентированность обучения (практическая подготовка), междисциплинарность построения учебного процесса, использование технологии проектного обучения [8, с. 524].

Проектно-ориентированность программы магистратуры «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» обеспечивается следующими механизмами:

– проектная форма организации ряда учебных дисциплин, таких, например, как «Методология научных исследований в области типологии языков и многоязычия», «Театральная педагогика и игропедагогика в поликультурной образовательной среде» и др.;

– в учебный план включены дисциплины, направленные на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций и анализирующие опыт осуществления проектной деятельности: «Проектирование инновационной деятельности в непрерывном языковом образовании», «Бизнес-планирование и организация бизнеса», «Управление малым инновационным предприятием вязыковом образовании»;

– значительный объем учебного времени выделен на организацию проектно-технологической и производственной педагогической практик, предусматривающих реализацию междисциплинарных проектов, ориентированных на создание учебно-методических продуктов в сфере обучения родным и иностранным языкам;

– один из этапов итоговой государственной аттестации – государственный экзамен, осуществляется в форме защиты проекта по результатам производственной и учебной практик;

– реализация проектов различной направленности осуществляется за счет формирования ИКТ-компетентности, т.к. магистранты разрабатывают учебно-методические продукты при помощи различных электронных инструментов [9,с.79];

– научные исследования магистров в педагогической и филологической сферах направлены на разработку уникальных педагогических технологий и филологических моделей, востребованных в сфере обучения родным и иностранным языкам;

– в ходе обучения магистранты активно вовлекаются в качестве волонтеров в процесс реализации масштабных проектов образовательной и научной направленности как на уровне университета, так и на городском и республиканском уровнях. Например, участие в организации Международного научно-образовательного форума «Неделя многоязычия в УдГУ», проведение республиканской мультилингвальной олимпиады «Юный полиглот» и др.

Таким образом, практико-ориентированность (проектно-ориентированность) программы «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» осуществляется за счет взаимодействия проектных форм и принципов организации учебной и внеучебной деятельности магистрантов, междисциплинарного подхода при реализации проектов вучебной и научно-исследовательской деятельности, а также за счет формирования профессионального опыта реализации масштабных проектов в сфере языкового образования. Реализация данного подхода направлена на комплексное формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов.

Программа заявлена гибкой. Говоря о гибкости образовательной программы, исследователи и практики указывают на гибкое содержание и самой ОП, и учебных дисциплин, и практик, легко корректируемое под быстро меняющиеся требования. Некоторые ученые под гибкостью понимают наличие условия «обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и образовательной мобильности» [3, с.63]. Рассматриваемая ОП соответствует представлениям о реализации принципа гибкости, поскольку:

- регулярно происходит обновление содержания производственных практик, которое выстраивается под потребности основных заказчиков и работодателей: МИП ООО «Научно-методическое объединение "Иж-Логос"», Научно-образовательный центр «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», Институт языка и литературы УдГУ, кафедра романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики УдГУ;

- студенты, обучающиеся по программе магистратуры, уже имеют определенный профессиональный опыт или совмещают обучение и работу по профессии – это позволяет им осмысленно корректировать учебные и научно-исследовательские задачи;

- корректировка содержания практик влечет изменение содержания дисциплин, подготавливающих магистрантов к практике [10, с. 31];

- благодаря сетевому взаимодействию, реализующемуся посредством международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация» в УдГУ, магистранты имеют возможность участвовать во всероссийских и международных проектах в сфере поликультурного образования и воспитания в вузах-партнерах как на территории РФ, так и за ее пределами, проходить практику за рубежом;

- контакты УдГУ с университетами Чехии, Финляндии, Хорватии, Польши, Китая, Кореи, Тайваня позволяют студентам пройти обучение по смежным ОП в этих странах в течение одного семестра;

- магистранты самостоятельно выбирают второй иностранный язык: немецкий, французский или испанский;

- широкий спектр элективных дисциплин позволяет студентам осознанно относиться к построению своей индивидуальной образовательной траектории;

- применение в учебном процессе электронных курсов, разработанных по учебным дисциплинам программы и размещенных в системе электронного обучения УдГУ, позволяет студентам в случае необходимости проходить обучение в индивидуальном режиме;

- применение технологий дистанционного обучения позволяет привлекать к работе преподавателей и специалистов из других вузов-партнеров по сетевому взаимодействию.

Таким образом, в процессе реализации гибкого подхода в обучении по программе «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» магистранты с самых первых дней обучения становятся активными участниками научного коллектива Института языка и литературы УдГУ, участниками профессиональных или бизнес-проектов в области мультилингвального образования, методики преподавания языков, менеджмента малого предприятия в сфере языкового образования. Подобная практика позволяет студентам сформировать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и предоставляет магистрантам больше возможностей в выборе индивидуальной траектории научного развития, научного самоопределения, способствует повышению учебной мотивации.

Внешняя экспертиза уровня сформированности комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов осуществляется за счет привлечения к участию в образовательных и научно-исследовательских проектах преподавателей и магистрантов из других вузов-участников сетевого взаимодействия международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация» в УдГУ.

Внутренняя экспертиза качества подготовки магистрантов осуществляется на основе утвержденных фондов оценочных средств по учебным дисциплинам и практикам, а также за счет двухэтапной итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен в форме защиты проекта и защиту магистерской диссертации, нацеленной, с одной стороны, на реализацию научно-исследовательской цели, с другой - на создание продукта или услуги, востребованных на образовательном рынке.

Безусловно, в ходе реализации данной программы магистратуры был выявлен ряд сложностей объективного характера, требующих нестандартных решений. Оказалось, что не все преподаватели способны в таких условиях стать научными руководителями магистерских диссертаций, так как не видят практических способов реализации результатов научных исследований. Проектно-ориентированные научные работы магистров требуют новых более гибких подходов к организации и формам научной работы магистранта. Необходимость регулирования содержания и форм реализации ОП в условиях часто меняющейся нормативной документации оборачивается увеличением рабочей нагрузки на преподавателя. В условиях реализации индивидуальной образовательной траектории не все обучающиеся способны ответственно и своевременно реализовывать поставленные учебные и научно-исследовательские задачи. Сотрудничество с преподавателями вузов-партнеров по сетевому взаимодействию часто оказывается затруднено в связи с дополнительными бюрократическими процедурами. Совмещение магистрантами трудовой и учебной деятельности может негативно влиять на качество подготовки в магистратуре в связи с их высокой загруженностью.

Выводы

В целом анализ ОП магистратуры «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» подтвердил соответствие данной программы критериям и требованиям, предъявляемым к программам опережающей подготовки кадров в сфере высшего образования. Подготовка специалистов проходит в сжатые сроки: 2 года для очной формы обучения и 2,5 года для заочной, тогда как традиционно профессиональная подготовка преподавателей родных и иностранных языков на уровне бакалавриата требует значительно больше времени и осуществляется по разным направлениям обучения. Обучение направлено на восполнение кадрового дефицита в сфере языкового образования как вгосударственных, так и в частных образовательных учреждениях, предоставляющих образовательные услуги в области обучения родным и иностранным языкам и реализующих стратегию непрерывного языкового образования в течение всей жизни. Соответствие требованиям ФГОС, предъявляемым к программам магистратуры по направлению «Педагогическое образование», достигается за счет взаимодействия принципов адаптивности, практико-ориентированности и гибкости, регулирующих отбор содержания, формы учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности, а также способы взаимодействия коллектива преподавателей, магистрантов и потенциальных работодателей.