В системе современного российского образования наблюдается значительный дефицит кадров в сфере обучения родным и иностранным языкам. Особо остро данная проблема проявляется в национальных регионах РФ. Данная тенденция имеет объективные экономические причины: специалисты с хорошим знанием иностранных языков и развитыми коммуникативными навыками в родном языке высоко востребованы в других сферах экономической деятельности, поэтому, получив диплом бакалавра педагогики, лишь немногие выбирают преподавание языков в школе в регионах, предпочитая либо другие сферы деятельности, либо центральные регионы с более высоким уровнем доходов в сфере образования. В этой связи особую актуальность приобретает проектирование программ опережающей профессиональной подготовки преподавателей родных и иностранных языков в вузах.
Двухуровневая система профессиональной подготовки преподавателей(бакалавриат и магистратура) позволяет в значительной степени снижать уровень дефицита педагогических кадров. Обучение по программе специализированной подготовки магистров «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» (направление 44.04.01 Педагогическое образование) в Удмуртском государственном университете предлагает эффективное решение данного вопроса за счет привлечения на бюджетные места вмагистратуре молодых специалистов, имеющих диплом бакалавра по другим гуманитарным направлениям и высокий уровень владения иностранными языками, но не имеющих педагогической составляющей профессиональной подготовки.
Целью данной статьи является анализ образовательной программы (ОП) подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» как программы опережающей профессиональной подготовки кадров в сфере обучения родным и иностранным языкам. Под опережающей профессиональной подготовкой понимается реализация основных программ профессионального обучения всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям в целях реализации потребностей регионального сектора экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства [1]. Мы считаем, что анализируемая ОП может относиться к категории программ опережающей профессиональной подготовки, поскольку направлена на подготовку высоко востребованных на региональном уровне преподавателей родных и иностранных языков. Кроме того, традиционно подготовка специалистов по направлению «Педагогическое образование» 44.04.01 осуществляется врамках разных образовательных профилей для преподавателей родных языков и для преподавателей иностранных языков. Тогда как обучение в рамках данной ОП предполагает формирование высокого уровня универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для новых перспективных профессий: преподавателя родных и иностранных языков и специалиста в области языкового образования в сфере раннего, начального, среднего и высшего образования, а также в сфере дополнительных образовательных услуг.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования послужила ОП «Инновационный менеджмент виноязычном образовании», разработанная в Институте языка и литературы Удмуртского государственного университета (руководитель – д-р филол. наук, профессор Т.И. Зеленина), атакже официальные документы, регламентирующие разработку ОП магистратуры, и методические рекомендации для разработчиков ОП профессиональной подготовки в вузе.
В ходе работы использовались теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: анализ сложившейся ситуации в высшем образовании на уровне программ магистратуры в целом и образовательной деятельности вуза в рамках отдельной магистерской программы в частности; изучение литературы и актуальных документов; метод экспертных оценок, а также обследование уровня удовлетворенности студентами научной и учебной деятельностью и мониторинг образовательных результатов магистров.
Результаты исследования и их обсуждение
Обучение по анализируемой ОП направлено на подготовку высококвалифицированных преподавателей иностранных и родных языков, ориентированных на различные виды инновационной педагогической деятельности и владеющих компетенциями научно-исследовательской работы [2]. Современные требования, предъявляемые к системе высшего образования, содержащиеся в ФГОС ВО последнего поколения и в профессиональных стандартах педагога, ориентируют разработчиков ОП магистратуры заложить в её структуру следующие принципы: адаптивность, гибкость и практико-ориентированность [3, с.62]. Методические рекомендации по разработке программ опережающей подготовки также определяют ряд требований к содержанию, принципам организации и условиям обучения вмагистратуре [1]. Новые критерии оценки эффективности обучения в вузе определяет программа «ПРИОРИТЕТ 2030», принятая к реализации 31.12.2020 [4]. Вопрос о способах проектирования научно-исследовательской деятельности в вузе также не утрачивает своей актуальности и рассматривается в исследованиях Караваевой Е.В., Воробьевой О.В., Дунаевой Л.А., Зверевой Г.И., Маландина В.В., Миньяра-Белоручева К.В. и др. [5].
Целью обучения в магистратуре по программе по направлению 44.04.01 «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» является подготовка педагогов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального и дополнительного языкового образования, а также квалифицированных специалистов в сфере управления языковым образованием разного уровня, востребованных на рынке образовательных услуг. В настоящее время потребность в высокопрофессиональных преподавателях иностранных и родных языков испытывают не только государственные муниципальные образовательные учреждения, но и частные языковые школы и центры, оказывающие образовательные услуги в сфере обучения языкам. Подготовка специалистов всфере обучения родным и иностранным языкам приобретает особую актуальность в связи с реализацией принципов непрерывного языкового образования в течение всей жизни (life long learning). Поэтому опережающая программа профессиональной подготовки магистров-педагогов в том числе ориентируется на подготовку кадров в сфере малого и среднего предпринимательства. Характеризуя образовательную программу «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании», остановимся на реализации основных принципов, заложенных при проектировании ОП и позволяющих отнести данную программу к числу программ опережающей подготовки в сфере образования, в первую очередь для Удмуртской Республики.
Программа является адаптивной. На сегодняшний день в документах встречаются термины «адаптивная» и «адаптированная» образовательная программа, которые часто воспринимаются равнозначно. Тем не менее анализ документов выявил, что термин «адаптированная образовательная программа», согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, рассматривается как образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст. 2 п. 28) [6]. Тогда как впрограмме «ПРИОРИТЕТ 2030» под адаптивной образовательной программой понимается реализация личностного потенциала обучающихся и создание индивидуальной траектории профессионального и личностного развития [4]. Данное определение в большей степени соответствует направленности ОП и рассматривается в качестве одного из принципов организации учебного процесса в магистратуре.
В этом же ФЗ в ст. 3 п. 8 говорится о том, что одним из принципов регулирования отношений в сфере образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования куровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [6]. КуклинВ.Ж., Гриншкун В.В., Шутикова М.И. уточняют, что адаптивность программы предполагает «возможность коррекции её содержания "под заказчика" из соответствующей отрасли экономики» [3, с.63]. Следовательно, программы должны адаптироваться или подстраиваться под потребности магистрантов, их научные интересы, интеллектуальные способности, личные качества, с одной стороны, и под потребности потенциальных работодателей - с другой.
Принцип адаптивности в программе «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» реализуется через взаимодействие следующих мероприятий:
– индивидуальные консультации с научным руководителем ОП, в ходе которых обсуждается специфика программы, выясняются ожидания студентов, оговариваются научно-исследовательские интересы магистрантов, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория;
– групповые консультации по вопросам определения магистрантов с научной проблематикой: магистранты знакомятся с научными направлениями, которые разрабатываются на кафедре романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики и в научно-образовательном центре «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», выбирают тему и научного руководителя магистерской диссертации;
– индивидуальные консультации с научным руководителем магистерской диссертации, разработка индивидуального плана научно-исследовательской работы на весь период обучения, регулярный анализ проделанной работы;
– руководителями магистерских диссертаций являются преподаватели учебных дисциплин, осуществляющие научные исследования в области педагогики и филологии, что позволяет магистрантам получить устойчивые представления оспектре научной проблематики в каждом отдельном направлении исследований;
– преподаватели учебных дисциплин являются докторами и кандидатами наук всферах филологии, педагогики и психологии и преподают учебные дисциплины на разных языках (родных и иностранных);
– регулярные опросы студентов на предмет удовлетворенности учебным процессом, опросные анкеты по каждой из дисциплин размещены в системе электронного обучения УдГУ, что позволяет преподавателям отслеживать результаты работы и корректировать содержание и формы работы на занятиях в соответствии спожеланиями студентов;
– магистранты активно участвуют в научных мероприятиях, организуемых вУдмуртском госуниверситете, в Институте языка и литературы, в научно-образовательном центре «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», а также в научных мероприятиях, проводимых университетами-партнерами по сетевому взаимодействию;
– магистранты под руководством научного руководителя активно занимаются публикационной деятельностью, участвуют в научных конкурсах по тематике магистерских исследований.
В рамках компетентностного подхода реализация принципа адаптивности ОП магистратуры направлена на формирование ряда универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, определяющих высокий уровень профессионального мастерства педагогов и специалистов в сфере языкового образования [7, с. 134].
Таким образом, адаптивность программы, рассматриваемая как возможность коррекции содержания ОП «под заказчика», реализуется за счет взаимодействия механизмов организации учебных индивидуальных и групповых занятий, разнообразия мероприятий всфере научно-исследовательской деятельности, а также высокой квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих реализацию данной программы, и их активного профессионального взаимодействия, направленного на достижение заявленной цели обучения в магистратуре.
Программа представляется не просто практико-ориентированной, а проектно-ориентированной. В официальных документах под практико-ориентированной программой понимается согласованность целей, содержания и форм организации ОП с работодателями и привлечение специалистов-практиков к реализации образовательного процесса [2]. В основе – практическая подготовка магистрантов, формирование у них профессиональных компетенций, которые соотносятся с трудовыми функциями, а теоретическое обучение необходимо для решения практических кейсов. Однако проектно-ориентированная ОП включает практико-ориентированность как один из инструментов реализации профессиональной подготовки современных преподавателей родных и иностранных языков. Проектно-ориентированная ОП имеет следующие основные характеристики: практико-ориентированность обучения (практическая подготовка), междисциплинарность построения учебного процесса, использование технологии проектного обучения [8, с. 524].
Проектно-ориентированность программы магистратуры «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» обеспечивается следующими механизмами:
– проектная форма организации ряда учебных дисциплин, таких, например, как «Методология научных исследований в области типологии языков и многоязычия», «Театральная педагогика и игропедагогика в поликультурной образовательной среде» и др.;
– в учебный план включены дисциплины, направленные на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций и анализирующие опыт осуществления проектной деятельности: «Проектирование инновационной деятельности в непрерывном языковом образовании», «Бизнес-планирование и организация бизнеса», «Управление малым инновационным предприятием вязыковом образовании»;
– значительный объем учебного времени выделен на организацию проектно-технологической и производственной педагогической практик, предусматривающих реализацию междисциплинарных проектов, ориентированных на создание учебно-методических продуктов в сфере обучения родным и иностранным языкам;
– один из этапов итоговой государственной аттестации – государственный экзамен, осуществляется в форме защиты проекта по результатам производственной и учебной практик;
– реализация проектов различной направленности осуществляется за счет формирования ИКТ-компетентности, т.к. магистранты разрабатывают учебно-методические продукты при помощи различных электронных инструментов [9,с.79];
– научные исследования магистров в педагогической и филологической сферах направлены на разработку уникальных педагогических технологий и филологических моделей, востребованных в сфере обучения родным и иностранным языкам;
– в ходе обучения магистранты активно вовлекаются в качестве волонтеров в процесс реализации масштабных проектов образовательной и научной направленности как на уровне университета, так и на городском и республиканском уровнях. Например, участие в организации Международного научно-образовательного форума «Неделя многоязычия в УдГУ», проведение республиканской мультилингвальной олимпиады «Юный полиглот» и др.
Таким образом, практико-ориентированность (проектно-ориентированность) программы «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» осуществляется за счет взаимодействия проектных форм и принципов организации учебной и внеучебной деятельности магистрантов, междисциплинарного подхода при реализации проектов вучебной и научно-исследовательской деятельности, а также за счет формирования профессионального опыта реализации масштабных проектов в сфере языкового образования. Реализация данного подхода направлена на комплексное формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов.
Программа заявлена гибкой. Говоря о гибкости образовательной программы, исследователи и практики указывают на гибкое содержание и самой ОП, и учебных дисциплин, и практик, легко корректируемое под быстро меняющиеся требования. Некоторые ученые под гибкостью понимают наличие условия «обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и образовательной мобильности» [3, с.63]. Рассматриваемая ОП соответствует представлениям о реализации принципа гибкости, поскольку:
- регулярно происходит обновление содержания производственных практик, которое выстраивается под потребности основных заказчиков и работодателей: МИП ООО «Научно-методическое объединение "Иж-Логос"», Научно-образовательный центр «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», Институт языка и литературы УдГУ, кафедра романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики УдГУ;
- студенты, обучающиеся по программе магистратуры, уже имеют определенный профессиональный опыт или совмещают обучение и работу по профессии – это позволяет им осмысленно корректировать учебные и научно-исследовательские задачи;
- корректировка содержания практик влечет изменение содержания дисциплин, подготавливающих магистрантов к практике [10, с. 31];
- благодаря сетевому взаимодействию, реализующемуся посредством международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация» в УдГУ, магистранты имеют возможность участвовать во всероссийских и международных проектах в сфере поликультурного образования и воспитания в вузах-партнерах как на территории РФ, так и за ее пределами, проходить практику за рубежом;
- контакты УдГУ с университетами Чехии, Финляндии, Хорватии, Польши, Китая, Кореи, Тайваня позволяют студентам пройти обучение по смежным ОП в этих странах в течение одного семестра;
- магистранты самостоятельно выбирают второй иностранный язык: немецкий, французский или испанский;
- широкий спектр элективных дисциплин позволяет студентам осознанно относиться к построению своей индивидуальной образовательной траектории;
- применение в учебном процессе электронных курсов, разработанных по учебным дисциплинам программы и размещенных в системе электронного обучения УдГУ, позволяет студентам в случае необходимости проходить обучение в индивидуальном режиме;
- применение технологий дистанционного обучения позволяет привлекать к работе преподавателей и специалистов из других вузов-партнеров по сетевому взаимодействию.
Таким образом, в процессе реализации гибкого подхода в обучении по программе «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» магистранты с самых первых дней обучения становятся активными участниками научного коллектива Института языка и литературы УдГУ, участниками профессиональных или бизнес-проектов в области мультилингвального образования, методики преподавания языков, менеджмента малого предприятия в сфере языкового образования. Подобная практика позволяет студентам сформировать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и предоставляет магистрантам больше возможностей в выборе индивидуальной траектории научного развития, научного самоопределения, способствует повышению учебной мотивации.
Внешняя экспертиза уровня сформированности комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов осуществляется за счет привлечения к участию в образовательных и научно-исследовательских проектах преподавателей и магистрантов из других вузов-участников сетевого взаимодействия международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация» в УдГУ.
Внутренняя экспертиза качества подготовки магистрантов осуществляется на основе утвержденных фондов оценочных средств по учебным дисциплинам и практикам, а также за счет двухэтапной итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен в форме защиты проекта и защиту магистерской диссертации, нацеленной, с одной стороны, на реализацию научно-исследовательской цели, с другой - на создание продукта или услуги, востребованных на образовательном рынке.
Безусловно, в ходе реализации данной программы магистратуры был выявлен ряд сложностей объективного характера, требующих нестандартных решений. Оказалось, что не все преподаватели способны в таких условиях стать научными руководителями магистерских диссертаций, так как не видят практических способов реализации результатов научных исследований. Проектно-ориентированные научные работы магистров требуют новых более гибких подходов к организации и формам научной работы магистранта. Необходимость регулирования содержания и форм реализации ОП в условиях часто меняющейся нормативной документации оборачивается увеличением рабочей нагрузки на преподавателя. В условиях реализации индивидуальной образовательной траектории не все обучающиеся способны ответственно и своевременно реализовывать поставленные учебные и научно-исследовательские задачи. Сотрудничество с преподавателями вузов-партнеров по сетевому взаимодействию часто оказывается затруднено в связи с дополнительными бюрократическими процедурами. Совмещение магистрантами трудовой и учебной деятельности может негативно влиять на качество подготовки в магистратуре в связи с их высокой загруженностью.
Выводы
В целом анализ ОП магистратуры «Инновационный менеджмент в иноязычном образовании» подтвердил соответствие данной программы критериям и требованиям, предъявляемым к программам опережающей подготовки кадров в сфере высшего образования. Подготовка специалистов проходит в сжатые сроки: 2 года для очной формы обучения и 2,5 года для заочной, тогда как традиционно профессиональная подготовка преподавателей родных и иностранных языков на уровне бакалавриата требует значительно больше времени и осуществляется по разным направлениям обучения. Обучение направлено на восполнение кадрового дефицита в сфере языкового образования как вгосударственных, так и в частных образовательных учреждениях, предоставляющих образовательные услуги в области обучения родным и иностранным языкам и реализующих стратегию непрерывного языкового образования в течение всей жизни. Соответствие требованиям ФГОС, предъявляемым к программам магистратуры по направлению «Педагогическое образование», достигается за счет взаимодействия принципов адаптивности, практико-ориентированности и гибкости, регулирующих отбор содержания, формы учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности, а также способы взаимодействия коллектива преподавателей, магистрантов и потенциальных работодателей.