Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF ADAPTATION OF FEMALE CADETS TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN A DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Aniskova T.A. 1 Scherbatykh S.V. 2
1 Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation
2 Bunin Yelets State University
Gender problems of adaptation of students have a pronounced character in departmental educational organizations, which determines the relevance of this study. The purpose of the study is to identify the patterns of adaptation of female cadets to the educational process in a departmental educational organization. The experimental base of the study was the Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation (Orel). The study involved 132 male cadets and 119 female cadets enrolled in the 1st year as respondents. The period of the study is the last 5 years (2016-2020). The ascertaining experiment was used as a key research method. The study established a relationship between academic performance, acceptance of social norms and the level of anxiety of students in departmental universities. Accordingly, adaptation to the educational process of a departmental university is seen as preserving the academic performance of cadets while reducing the level of anxiety and accepting social norms. Comparison of the course of adaptation processes to the educational conditions of a departmental university in male cadets and female cadets revealed differences between the course of these processes for each of the determinants, which are expressed in the reactive nature of this process in boys and more prolonged, but consistent in girls. Also, the adaptation strategies of female cadets were identified: sequential positive, reactive positive and sequential negative adaptation. The results of the obtained research can be used in planning and designing the processes of teaching and upbringing in departmental educational organizations.
adaptation
gender approach
academic performance
anxiety
acceptance of social norms

Проблема гендерной асимметрии в различных сферах жизнедеятельности современного общества находится под пристальным вниманием ученых, политиков, общественников. Одной из значимых лакун данной проблематики является преодоление горизонтального гендерного разрыва в профессиональной сфере. В частности, в орбите внимания оказываются силовые структуры и ведомственные образовательные организации.

В этом контексте в современной педагогике актуализировались исследования, совокупность которых позволяет говорить о сформировавшемся гендерном подходе. Данный подход в сфере образования нацеливает на изучение закономерностей в образовательном процессе с учетом гендерных детерминант, имеющих различную природу – от социально и культурно обусловленных до нейрофизиологических. Вместе с тем целевая установка гендерного подхода заключается не столько в том, чтобы выявить гендерные различия психических и социокультурных конструктов обучающихся, сколько в выявлении закономерных реакций обучающихся на сложившиеся условия образования с целью дальнейшего преобразования образовательной практики в сторону адаптивности.

Как правило, при переходе на новый образовательный уровень обучающиеся адаптируются к изменившимся условиям. Это характерно и для среднего общего образования, и для высшего образования. Вместе с тем очевидным является тот факт, что проблемы адаптации имеют более выраженный характер в учреждениях интернатного и/или закрытого типа, к каким относятся ведомственные образовательные организации. Режимный характер организации жизнедеятельности курсантов, ограничение возможных свобод, более высокий уровень дисциплины и долженствования усложняют процесс адаптации курсантов-первокурсников к новым образовательным условиям. В этом случае гендерные особенности могут выступать в качестве детерминант принятия социально-бытовых условий и процесса обучения курсантов.

Цель исследования

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей адаптации курсантов женского пола к образовательному процессу в ведомственной образовательной организации.

Мы предположили, что изначально процесс адаптации к условиям образования у юношей и девушек будет различным. Также мы считаем, что процесс адаптации проявляется (а) в сохранении уровня академической успеваемости или возвращении к изначальному уровню; (б) в принятии социально-бытовых условий; (г) в снижении уровня тревожности.

Соответственно, задачами исследования являются: (а) изучение взаимосвязи между академической успеваемостью, принятием социально-бытовых норм и уровнем тревожности; (б) сравнение протекания процессов адаптации к образовательным условиям ведомственного вуза у курсантов-юношей и курсантов-девушек; (в) выявление адаптационных стратегий у курсантов-девушек.

Материал и методы исследования

Экспериментальной базой исследования выступила Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (г. Орел). В исследовании приняли участие в качестве респондентов 132 курсанта мужского пола и 119 курсантов женского пола, обучающихся на 1 курсе. Период проведения исследования – последние 5 лет (2016-2020 гг.).

В качестве ключевого метода исследования выступил констатирующий эксперимент.

Диагностический инструментарий конструировался с учетом изучения академической успеваемости, принятия социально-бытовых норм и уровня тревожности респондентов.

Академическая успеваемость респондентов оценивалась посредством анализа текущих отметок по двум предметам – математике и русскому языку. Данные предметы были выбраны для анализа академической успеваемости, поскольку они наиболее ярко отражают математическую и гуманитарную направленность академических знаний.

Принятие социально-бытовых норм оценивалось на основе результатов анкетирования. Анкета была разработана авторами и включала 17 вопросов, которые в прямой и косвенной форме позволяли выявить отношение респондентов к режимным, уставным и социально-бытовым аспектам обучения в ведомственной образовательной организации. Данная анкета имеет высокую степень надежности (a = 0,92) и достоверности (r = 0,77).

Уровень тревожности измерялся на основе теста на тревожность Спилбергера – Ханина. Особенность данного теста заключается в том, что он позволяет сопоставить личностную и ситуативную тревожность, тем самым позволяя избежать ошибок при интерпретации данных.

Обследования осуществлялись на протяжении 1 учебного года 1 раз в квартал (всего 4 обследования).

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики. Для изучения взаимосвязи между академической успеваемостью, принятием социально-бытовых норм и уровнем тревожности использовался коэффициент корреляции r-Пирсона. Для сравнения процессов адаптации к образовательным условиям ведомственного вуза у курсантов-юношей и курсантов-девушек – коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Для сравнения средних значений использовался независимый t-критерий. Пошаговая линейная регрессия применялась для анализа детерминант адаптации. На основании выявленных различий между группами были определены адаптационные стратегии курсантов-девушек.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение взаимосвязи между академической успеваемостью, принятием социально-бытовых норм и уровнем тревожности респондентов без учета гендера дало следующие результаты. Отчетливо установлена отрицательная корреляционная связь высокого уровня между тревожностью и принятием социально-бытовых норм: чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень принятия социально-бытовых норм (rxy = - 0,83). Выявлена заметная положительная корреляционная связь между академической успеваемостью и принятием социально-бытовых норм (rxy = 0,65) и заметная отрицательная корреляционная связь между академической успеваемостью и тревожностью (rxy = - 0,67). Эта часть исследования подтвердила предположение о том, что адаптация респондентов к образовательному процессу ведомственного вуза зависит от уровня тревожности и принятия социально-бытовых норм. Кроме того, процесс адаптации в рамках данных категорий можно описать следующим образом: сохранение текущего уровня академической успеваемости или возвращение к нему при снижении тревожности на фоне его повышения, что обусловлено процессом постепенного принятия социально-бытовых норм ведомственной образовательной организации.

При изучении данных корреляционных связей изолированно в группах юношей и девушек установлены два отклонения от нормального распределения, которые касаются исключительно группы курсантов женского пола. Первое отклонение заключается в том, что у курсантов-девушек связь между уровнем тревожности и академической успеваемостью ближе к умеренной (rxy = - 0,49), зато связь между академической успеваемостью и принятием социально-бытовых норм высокая (rxy = 0,72).

Аналогичные результаты относительно корреляции уровня тревожности и успеваемости получены в исследовании M.-M. Dubuc, M. Aubertin-Leheudre, A.D. Karelis, в котором авторы изучали взаимосвязь академической успеваемости, двигательной активности и тревожности старших школьников [1]. Также авторами было установлено, что девушки превосходят юношей в академической успеваемости при более высоком уровне тревожности.

Cравнение процессов адаптации к образовательным условиям ведомственного вуза у курсантов-юношей и курсантов-девушек выявило отличия между протеканием данных процессов по каждому из детерминант. Прежде всего, отличия заключаются в скорости адаптации: в среднем время адаптации курсантов-юношей к образовательному процессу ведомственного вуза составляет 4,5 месяца (от 3 до 6 месяцев), при этом время адаптации курсантов-девушек больше и в среднем составляет 7,2 месяца (от 5.5 до 8,9 месяца). Примерно подобные данные показаны Н.Ф. Гейжан, Н.Е. Браженской [2], Т.В. Кирилловой, И.Э. Чуриковой [3] при исследовании процесса адаптации женщин-курсанток в образовательном процессе военного вуза.

Вместе с тем нами была обнаружена еще одна закономерность, свидетельствующая об отличии процессов адаптации у юношей и девушек. Это отличие выражается в характере адаптации. Поскольку обследования проводились 4 раза в год, то с учетом ключевых показателей на каждое обследование кривая адаптации курсантов мужского пола демонстрировала скачкообразные изменения по академической успеваемости, тревожности и принятию социально-бытовых норм. У девушек процесс адаптации по данным параметрам осуществлялся более плавно.

Кроме того, поскольку мы исследовали академическую успеваемость в разрезе математической и языковой компетентностей курсантов, была возможность установить различия в академической успеваемости по математике и русскому языку. Как показало исследование, ключевых отличий не обнаружено. Хотя это не явилось прямой задачей исследования, данный вывод важен в разрезе дискуссии по вопросу гендерной асимметрии в обучаемости студентов и школьников. В исследовании D. Voyer, S.D. Voyer [4] доказывается существование двух типов мышления – женского и мужского. Для мужского мышления характерна ярко выраженная проблемность, для женского – алгоритмизация мышления. В исследовании E. Carey, A. Devine, F. Hill, D. Szucs [5] делаются выводы, что при решении задач, требующих привлечения пространственного мышления, юноши с успехом используют внутренний план действий, а для девушек требуется визуализация пространственных объектов.

Однако в авторитетном исследовании S.M. Lindberg, J.S. Hyde, J.L. Petersen, M.M.C. Linn, проведенном в 2010 году, обстоятельно доказано гендерное сходство в успеваемости по математике. Авторы утверждают, что неоднородность результатов различных исследований обусловлена существованием многих маркеров, помимо гендера, игнорирование которых приводит исследователей к выводам о различии математической компетентности мужчин и женщин. К таким маркерам относятся национальная и этническая принадлежность, социальные характеристики, возраст [6].

В настоящей работе также были выявлены адаптационные стратегии курсантов-девушек. Наиболее распространенной является стратегия последовательной положительной адаптации. Для этой стратегии характерны следующие механизмы: незначительное снижение в первые 3-4 месяца обучения академической успеваемости с последующим восстановлением до прежнего уровня к 6-7 месяцу обучения; последовательное принятие социально-бытовых норм обучения в ведомственном вузе в течение 6-8 месяцев; значительное повышение уровня тревожности в 1 месяц обучения с выходом на плато во 2-4 месяцы с последующим снижением к 5-8 месяцу обучения. Данная стратегия последовательной адаптации наблюдается у 57% курсантов-девушек.

Вторая стратегия ярко выражена у 22% респондентов, а также в большей степени характерна для курсантов-юношей. Единственное отличие от ее применения девушками – в большей длительности. Данная стратегия может быть названа стратегией реактивной положительной адаптации. Ее специфика заключается в следующем: в первый месяц обучения значительно возрастает тревожность, однако к концу 4-6 месяца уровень тревожности практически достигает исходного уровня; принятие социально-бытовых норм происходит в период до 4-5 месяцев; академическая успеваемость значительно снижается в первые два месяца, однако восстанавливается до прежнего уровня к 6 месяцу либо остается незначительно ниже исходного уровня. Была выявлена закономерность по увеличению числа курсанток, которые используют данную стратегию адаптации, с 2016 по 2020 год. Это может свидетельствовать о размывании гендерных стереотипов в образовательном процессе ведомственного вуза. Отдельно данный вопрос не исследовался, поскольку потенциально существует очень много детерминант, которые влияют на выбор респондентами данной стратегии: от внутренней политики вуза до социокультурных причин, обусловливающих дефеминизацию традиционно женских моделей поведения и феминизацию традиционно мужских моделей поведения (явление «новой маскулинности»).

Третья стратегия, которая диагностируется у 13% курсантов-девушек, причем год обследования не имел значения, условно может быть определена как последовательная отрицательная адаптация. Характерными признаками данной стратегии являются следующие: академическая успеваемость не снижается либо наоборот повышается, в первые 2 месяца резко повышается уровень тревожности, в последующем незначительно снижаясь с выходом на постоянное плато при более высоких показателях, чем при изначальном уровне; принятие социально-бытовых норм происходит очень медленно (до 1 года). Данная стратегия внешне может казаться вполне успешной в плане адаптации: курсант проявляет незаурядные академические способности, привыкает к режимным моментам. Вместе с тем внутреннее состояние курсанток, у которых наблюдается данная стратегия адаптации, является далеко неконструктивным. Причина излишней тревожности, как правило, связана не с особенностями ведомственного вуза. Однако если проблема проявилась в учреждении, вуз и должен ее решать. Здесь требуется индивидуальный подход, привлечение психолога. В противном случае у курсанта могут диагностироваться срывы, утрата смысложизненных ориентаций.

Исследование стратегий адаптации курсантов-девушек является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательной работы в ведомственной образовательной организации. Данные исследования необходимы, поскольку наблюдается изменчивость характера адаптационных стратегий курсантов женского пола. Постоянным является тот факт, что процесс адаптации девушек и юношей к образовательному процессу ведомственного вуза отличается, а также то, что у курсантов женского пола данный процесс протекает более длительно, часто непредсказуемо. Отсюда очевидным является потребность в гибкой системе педагогического сопровождения.

Полученные результаты исследования можно интерпретировать с несколько иной позиции: академическая успеваемость, уровень тревожности и принятие социально-бытовых норм ведомственного учреждения зависят не столько от пола курсантов, сколько от методов организации учебной и воспитательной деятельности, а также качества педагогического сопровождения адаптации курсантов. Причем речь идет об адаптации как на уровне обучения, так и на социально-бытовом уровне. В этом контексте повышенный уровень тревожности, который, казалось бы, является естественным для ситуации адаптации, выступает показателем качества системы педагогического сопровождения ведомственного вуза.

Таким образом, офицерскому и преподавательскому составу ведомственного учреждения рекомендуется использовать гендерный подход во взаимодействии с первокурсниками-курсантами. Важно согласовать действия преподавателей, чтобы атмосфера педагогического коллектива была свободна от гендерных предубеждений. Поэтому общим направлением всех образовательных стратегий в соответствии с гендерным подходом является не разделение коллектива по полоролевому признаку, а напротив, объединение его на основе профессиональной идентичности.

Выводы

В исследовании были получены несколько выводов. Прежде всего, установлена взаимосвязь между академической успеваемостью, принятием социально-бытовых норм и уровнем тревожности обучающихся в ведомственных вузах. Соответственно, адаптация к образовательному процессу ведомственного вуза рассматривается как сохранение академической успеваемости курсантов при снижении уровня тревожности и принятии социально-бытовых норм. Сравнение протекания процессов адаптации к образовательным условиям ведомственного вуза у курсантов-юношей и курсантов-девушек выявило отличия между протеканием данных процессов по каждому из детерминант, которые выражаются в реактивном характере данного процесса у юношей и более длительном, но последовательном у девушек. Также были выявлены адаптационные стратегии курсантов-девушек: последовательная положительная, реактивная положительная и последовательная отрицательная адаптация. Результаты полученного исследования могут быть использованы при планировании и проектировании процессов обучения и воспитания в ведомственных образовательных организациях, а также в качестве основы педагогического сопровождения адаптации первокурсников.