Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIENCE OF STUDYING THE PROBLEM OF FORMATION OF HISTORICAL THINKING IN HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL AND RESEARCH LABORATORY "STORI-Я»

Kuznetsova E.L. 1 Tutolmin A.V. 1
1 Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko
The article deals with the basics of forming the historical thinking of high school students. The results of an experimental study on this topic are presented. The study revealed the pedagogical conditions that affect the success of the formation of thinking in high school students. The leading factor in the study is the educational and research activities of high school students in the laboratory Stori-Я". The article substantiates the organization of educational and research activities of high school students, which ensures the effectiveness of the pedagogical process. An integrative and culturological approach to the formation of thinking of high school students is proposed, which includes conceptual provisions, a model of procedural, step-by-step, level, factorial design and implementation of innovative learning. According to the hypothesis put forward by us, the effectiveness of the formation of historical thinking of high school students is provided in the conditions of a specially organized educational process in the organic connection of regular and extracurricular activities. The experience of studying the process and results of experimental work carried out by us for three years (2018 – 2021 academic years) allows us to assert the need to organize the training of high school students using the museum-project methodology, the format of mixed learning. The use of distance learning technologies is being taken to a new level with the active use of methods and techniques of teaching and research activities of high school students. At the same time, the role of the teacher, who performs not only teaching, but also the function of the head of research projects of high school students, is significantly changed.
historical thinking
high school students
educational and research activities
laboratory "stori-я"
formation

Динамика современных социально-экономических процессов актуализирует проблему исторической памяти в цивилизационном сознании многополярного мира. В отечественном образовании особый акцент делается на формировании исторического мышления у подрастающих поколений, а именно – системы представлений о преемственности прошлого, настоящего, будущего; исторической памяти, обусловливающей глубокое понимание сути и всей сложности социальных процессов, событий и явлений.

В Федеральном государственном стандарте среднего общего образования отмечается, что важно сформировать у подрастающих поколений представления о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире, владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; умения оценивать различные исторические версии [1].

В контексте настоящего исследования интерес представляют научные работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Л. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина, а также К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна. Заслуживают внимания работы отечественных ученых о формировании исторического мышления: М.К. Мамардашвили, Л.В. Копнина, А.Г. Спиркина и др.

В то же время остается недостаточно изученной проблема формирования исторического мышления у старшеклассников в условиях деятельности творческой разновозрастной лаборатории «Stori-Я».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование и развитие исторического мышления у старшеклассников в образовательном процессе современной общеобразовательной школы с использованием потенциала разновозрастного коллектива творческой лаборатории «Stori-Я».

Материал и методы исследования. Теоретический материал, освещающий вопросы формирования мышления, развития исторического мышления, организации педагогического процесса по развитию мышления старшеклассников на уроках истории и во внеучебной деятельности, был изучен в ходе анализа, синтеза и обобщения научных работ и статей отечественных и зарубежных исследователей, анализа содержания образовательных программ преподавания истории в школе, образовательных программ подготовки будущих учителей истории по направлению «Педагогическое образование», по профилю «Историческое образование», реализуемых в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко, обобщения опыта преподавания истории в школах г. Глазова и Глазовского района Удмуртской Республики.

Для достижения цели исследования нами был использован комплекс теоретических методов (анализ педагогической и научно-методической литературы по организации обучения истории школьников на уроках и во внеучебной проектной и исследовательской деятельности, в условиях онлайн и смешанного обучения старшеклассников) и эмпирических методов исследования (наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, эксперимент).

Историческое мышление в современной науке рассматривается как один из видов мыслительной деятельности школьников, специфичный для познания ими истории человеческого общества [2].

В отечественной науке уроки истории в школе выступают своего рода иллюстративным материалом, средством формирования культуры «правильного», логического и диалектического мышления у старшеклассников.

Мышление — это познавательная деятельность человека [3]. Оно является опосредованным и обобщенным способом отражения действительности

Мышление определяется как умственная деятельность человека, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. И.Я. Лернер выделяет «представления» о фактах прошлого, об «историческом пространстве и времени» в качестве показателей начального уровня сформированности мышления у обучающихся. Развитие мышления осуществляется «от конкретно-исторических представлений к понятиям» [4].

Методологическое обоснование подходов к формированию исторических представлений, исторического мышления и его стандартов, исторического сознания представлено в отечественных и зарубежных исследованиях [5-7].

Компонентами исторического мышления являются:

– мотивационный;

– категориально-образный;

– системно-деятельностный;

– индивидуально-личностный.

К критериям исторического мышления мы относим:

– синкретический, свидетельствующий о наличии у обучающихся самого общего представления о прошлом и настоящем цивилизационных процессов в мире (пропедевтика исторического мышления);

– конкретно-логический, представленный такими показателями, как знание конкретных фактов тех или иных исторических событий, знание основных логических приемов осмысления этих фактов (фактология исторического мышления);

– содержательно-обобщающий, свидетельствующий об умении обосновывать традиционное понимание исторических процессов, делать выводы на основе исторических фактов и обобщения различных аргументов об исторических событиях (систематика исторического мышления);

– нравственно-регулятивный, состоящий из таких показателей, как способности формулировать свою позицию относительно исторических процессов на основе гуманистических принципов, правовых норм, правил жизни (сознательность исторического мышления).

Анализ научных работ позволил нам выделить уровни исторического мышления: структурно-логический, социально-содержательный, эмоционально-ценностный.

Мышлением владеют люди, имеющие определенные знания, умения и опыт осмысления ретроспективы, реальности и будущности. В связи с этим черты мышления закладываются у обучающихся начальных классов, но на уровне сознательно-волевой регуляции мыследеятельности, на основе идеологии гражданского общества развитие мышления возможно лишь в старшем школьном возрасте [8].

Старший школьный возраст характеризуется способностью к учебно-исследовательскому формату обучения с применением способов и приемов научного познания, способствующих выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы [9].

Научно обоснованный интегративно-культурологический подход к формированию исторического мышления старшеклассников включает концептуальные положения, модель процессуального, поэтапного, уровневого, факторного конструирования и реализации инновационного обучения. Согласно выдвинутой нами гипотезе, эффективность формирования исторического мышления старшеклассников обеспечивается в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, направленного на усвоение содержания предметной области «История» в органической связи, единстве урочной и внеурочной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Опыт изучения процесса и результатов экспериментальной работы по формированию исторического мышления старшеклассников, осуществляемой нами в течение 3 лет (2018–2021 уч. г.), позволяет нам утверждать о необходимости научно обоснованной организации обучения старшеклассников с применением музейно-проектной методики, формата смешанного обучения. Использование дистанционных технологий обучения переводит обучение на новый уровень – научного курса с активным применением в обучении старшеклассников методов и приемов научного исследования. При этом существенно изменяется роль учителя, осуществляющего не только обучающую деятельность, но и функцию научного руководителя исследовательских проектов старшеклассников на историческую проблематику.

В нашем опыте организация проектной деятельности в лаборатории осуществлялась по основным направлениям – базовым национальным ценностям Российской Федерации. В рамках историографического направления старшеклассниками – членами лаборатории подготовлены и представлены на Всероссийских чтениях им. В.И. Вернадского (Москва, 2020) с международным участием исследовательские проекты о ветеранах Великой Отечественной войны. Создана и пополняется Книга Памяти «Наши деды и отцы сражались за Родину». Работа отмечена Дипломом конференции «Проблемы гуманитарного образования» и опубликована в академическом журнале. Подготовлены разнообразные проекты на этнографическую тематику: «Сибирский тракт – о чем расскажет дорога?» об истории Малой родины – Глазово и Вятка; «Лопшо Педунь – кто он?» об удмуртском устно-песенном фольклоре и сказочных героях удмуртского народа [10].

В исследовании принимали участие 40 старшеклассников 8–10-х классов СШ № 12 г. Глазова. Старшеклассники экспериментальной группы, в отличие от участников контрольной группы, занимались в учебно-исследовательской лаборатории «STORI-Я» по экспериментальной программе. Лаборатория организована в 2018 г. по инициативе учителя истории и обществоведения Е.Л. Кузнецовой на общественных началах. В состав творческой лаборатории входили не только старшеклассники, но и обучающиеся 5–7-х классов, а также младшие школьники, что создавало атмосферу сотрудничества в разновозрастном коллективе юных исследователей.

Содержание занятий в лаборатории состояло в изучении-исследовании историко-краеведческого направления, организационно-деятельностно-игровых форм занятий, культурно-просветительских практик.

Конструирование работы в лаборатории основывалось на требованиях ФГОС ООО и СОО, наших представлениях о сущности исторического мышления и оценке возможностей обучающихся, которая была связана с определением уровня их интеллектуального развития. Для выявления уровня вербального интеллекта, сформированности познавательной мотивационной цели событий были подобраны соответствующие диагностические методики:

– тест Д. Векслера на выявление и измерение уровня интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности, состоящий из субтестов на осведомленность, понятливость и др.;

– тест «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (разработка И.С. Домбровской). Методика определяет уровень развития познавательной мотивации и социальной мотивации учебной деятельности, а также служит для определения доминирующего типа мотивации;

– задания для определения уровня сформированности исторических представлений и понятий у старшеклассников «Страницы всемирной истории» (разработка А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой).

Успешность обучения определялась также и по оценкам «независимых судей», осуществлявших групповую оценку сформированности исторического мышления у испытуемых по специально разработанным бланкам.

Следует заметить, что в контрольной и экспериментальной группах преподавание истории велось по одной и той же сетке часов опытными учителями. Но на базе экспериментальной группы была организована творческая лаборатория «STORI-Я», обеспечивалось раннее участие испытуемых в олимпиадном движении и в исследовательской работе.

Диагностика методом групповой оценки до и после реализации экспериментальной программы учебно-исследовательской деятельности испытуемых в лаборатории «STORI-Я» показала следующие результаты (табл.).

Распределение испытуемых контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности исторического мышления

Уровни

 

Группы

Высокий

Средний

Низкий

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Контрольная

4

10%

8

20%

10

25%

18

45%

26

65%

14

35%

Экспериментальная

4

10%

16

40%

24

60%

18

45%

12

30%

6

15%

Если до обучения в экспериментальной группе число обучающихся с высоким уровнем сформированности исторического мышления составляло 10%, со средним уровнем – 60%, с низким уровнем – 30%, а в контрольной группе с высоким уровнем – 10%, со средним уровнем – 25%, с низким уровнем – 65%, то после обучения в экспериментальной группе обучающихся с высоким уровнем сформированности исторического мышления оказалось 40%, со средним уровнем – 45%, с низким уровнем – 15%; в контрольной группе с высоким уровнем – 20%, со средним уровнем – 45%, с низким уровнем – 35%.

Обобщая полученные данные, можно говорить о планомерном переходе испытуемых экспериментальной группы от структурно-логического уровня исторического мышления к более высоким уровням: социально-содержательному и эмоционально-ценностному.

Педагогическими условиями формирования исторического мышления старшеклассников в нашем эксперименте были: активные и интерактивные формы обучения, контекстное обучение старшеклассников, музейно-проектной методики работы в учебно-исследовательской лаборатории «STORI-Я».

Одним из факторов успешности экспериментальной работы стали сотрудничество и скоординированная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения «СШ № 12» и Детского Дома культуры г. Глазова по вопросам гражданско-патриотического воспитания, направленные на решение проблемы сохранения исторической памяти посредством музейной практики, использования ресурсов (экспонатов, опыта) Музея Боевой Славы средней школы № 12» и Музея детского творчества детского дома культуры.

Старшеклассники – члены музеев и лаборатории – совместно с педагогами вели поисковую работу, собрали уникальные материалы, оформляли стенды и экспозиции. Благодаря их преданности делу в музеях хранятся подлинные экспонаты – свидетели Великой Отечественной войны и экспонаты, созданные руками обучающихся детского дома культуры.

В работу творческих площадок вовлечены более 500 обучающихся, их родители, представители ветеранских организаций, общественности. Расширены возможности материально-технической базы средней школы № 12 и Музея детского творчества детского дома культуры, творческий потенциал учителей и педагогов дополнительного образования, вследствие чего число участников социально значимых проектов за последние 3 года увеличилось на 40%. Возросло качество выступлений старшеклассников – членов лаборатории «STORI-Я» – на конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня за счет использования архивных материалов учреждений.

Выводы

Таким образом, эффективный процесс формирования исторического мышления старшеклассников требует реализации комплекса педагогических условий: формирования у старшеклассников позитивной мотивации к изучению истории, разработки системы формирования исторического мышления с применением формата смешанного обучения (очного, дистанционного, интерактивных занятий), обеспечения готовности учителя к системно-деятельностной организации урочной и внеучебной проектно-исследовательской деятельности.

В заключение выражаем слова признательности всем, кто принимал участие в проектировании, подготовке и проведении экспериментальной работы: педагогическому коллективу МБОУ «СШ № 12», педагогическому коллективу детского дома культуры города Глазова, старшеклассникам, преподавателям ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко».