Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROSPECTS OF NEW ASSESSMENT TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES

Fidarova K.K. 1 Pavlova G.S. 2 Varlamova E.V. 2
1 North Ossetian State Medical Academy
2 Astrakhan State University
Alongside the development of science and technology, new requirements for the quality of education, forms of its conduct and assessment are established. The value qualities of the innovative assessment system are replacing the traditional techniques, which are limited to the assignment of marks for the presentation of theoretical knowledge in the subject area. A conservative approach to assessment is characteristic of savings education, built on the idea of preserving and transferring existing knowledge, skills, and abilities from one generation to another. The content of this work is based on the material of publications by foreign authors and Russian periodicals - World Economic Forum, T. Walker (2018), N.P. Tryapitsyna, N.F. Rodionova (2017), G.A. Tsukerman, A.L. Venger (2016). The competence-based approach indicated in the work presents the maximum result of the compliance of educational achievements with the modern requirements of the labor market, interested in acquiring a set of skills of a professional and supra-professional nature. The modern requirements of the formative assessment system differ from the traditional ones in a number of criteria, which include a new lesson structure, accompanied by the use of innovative assessment techniques. The scientific innovation of the work consists in determining the characteristics of the methodological techniques that make up the system for assessing the pedagogical process. The study presents the advantages and disadvantages of the formal assessment system, its innovative techniques. The latter are accurately classified. The accumulated experience and techniques are described in detail in the work and are structured. Based on personal experience in performing foreign language classes, the authors of the article offer a detailed description of associative, interactive, distributive techniques outlining their educational goals and forms of operation.
assessment technologies
competency-based approach
soft skills
knowledge assessment paradigm
formative assessment

Согласно данным Всемирного экономического форума (The Future of Jobs), в ближайшем будущем технологические возможности приведут к сокращению рабочих мест у трети населения планеты: «Robots could replace 800 million jobs by 2030, while the World Economic Forum suggests a skills revolution» (рус. «Роботы смогут заменить 800 млн рабочих мест к 2030 году, поэтому Мировой экономический форум предлагает произвести революцию производственных навыков») [1]. Благодаря робототехнике ценностные качества традиционной системы оценивания рабочего населения будут заменены на умения следующего списка: критическое мышление, креативность, психологическая гибкость, находчивость, социальное взаимодействие, эмоциональный интеллект, принятие решений и сервисное обслуживание [1].

Перечисленные навыки составляют soft skills (англ. «мягкие навыки») – комплекс надпрофессиональных навыков, гарантирующих успех в любой сфере профессиональной деятельности человека [2]. Особенностью концепции soft skills является поступательное прогнозирование профессионального развития в образовательной среде. Данное условие необходимо для обеспечения конкурентоспособности рабочего населения в долгосрочной перспективе.

С учетом рекомендаций Всемирного экономического форума система образования разрабатывает новые техники оценивания, которые коренным образом отличаются от традиционного подхода. Данная статья посвящена рассмотрению современной системы оценивания компетенций в ее отличии от традиционной.

Ключевой задачей современного образования является развитие у обучающихся умения самостоятельного решения проблем в различных сферах производственной деятельности. Поставленная цель становится возможной при условии формирования у обучающихся личностной само-определенности, которая достигается посредством компетентностного подхода.

Цель исследования

Произведение анализа современныхтехник и приемов оценивания в их сравнении с традиционными способами, предоставление подробного описания инновационных техник оценивания, используемых на четырех этапах урока: представление, закрепление, размышление, тестирование. Описание новых техник сопровождается их классификацией и обоснованным использованием на конкретном этапе обучения.

Материал и методы исследования

Материал исследования представлен анализом статей, посвященных инновационным техникам оценивания. Авторы статьи, используя теоретический материал проведенных исследований, представляют в работе собственные наработки по технике оценивания результатов обучающихся на уроках по иностранному языку. Структура работы традиционна и представлена имеющимися теоретическими наработками, снабженными подробным описанием применяемых техник оценивания. Методология исследования базируется на диалектическом методе познания с использованием таких методов, как: сравнение, анализ, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Классический подход к оцениванию результатов обучения ограничен выставлением оценок за предъявление теоретических знаний в предметной области. Оценивание происходит с учетом ряда факторов, таких как:

1) активная работа в классе;

2) объективная оценка письменных работ;

3) субъективная оценка педагога (наблюдение, самоанализ);

4) стандартизированное оценивание, выносимое по результатам стандартизированных тестов [3, c. 32].

Знаниевая парадигма оценочного образования отстаивает консервативную идею оценивания накопительного (сберегающего) образования, которое поддерживает идею сохранения и передачи образовательных концепций от одного поколения к другому. Такая система делает акцент на полном объеме знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения одной профессии и поддержания социального порядка. Оцениванию подвергаются следующие стороны образовательного процесса:

1) авторитарное воспитание – целенаправленное присвоение социально значимых качеств;

2) образовательное воздействие от исполнительного субъекта (педагога) к объекту (ученику) восприятия;

3) исполнительность воспитанника в рамках директивного педагогического взаимодействия.

Как видно из приведенных характеристик, подвергаемые оцениванию знания, прилежание и исполнительность не содержат результатов метапредметных и личностных достижений, которые складываются при условии формирования регулятивных, коммуникативных, познавательных сторон обучаемой личности.

Вектор развития образовательной системы за последние несколько лет сменился в сторону интеграции с системами общеевропейского масштаба. На этом основании происходят существенные изменения в характере предоставления образовательного материала. В результате все большее количество образовательных учреждений проявляют тенденцию к использованию телекоммуникационных технологий в среде взаимодействия между учителем и обучаемым.

Изменения, возникающие в образовательной сфере, связаны с процессами социально-политического и экономического уклада всего общества. Являясь социальным институтом, образование служит индикатором состояния мирового сообщества. Последнее изменение сопровождалось переходом от индустриального мирового сообщества XX в. к веку цифровой техники и электроники: «Мир стал неузнаваем. Он текучий, прозрачный, нестабильный, гибридный» [4]. Очевидно для каждого, что цифровая жизнь набирает обороты, поэтому задача подрастающего поколения заключается в нахождении собственного места в ней.

Современная система образования проявляет новые тенденции своего развития и становления, которые на практике выражаются в следующем:

1) интенсивный рост спроса на высшее образование зафиксирован в странах всего мира (Великобритании, Германии, Италии, Австралии, Китае и т.д.). Базовые знания общего образования расширяются за счет активности сети образовательных услуг, которые участвуют в предоставлении квалифицированного обучении на всех этапах учебной и профессиональной деятельности человека;

2) обязательность получения бесплатного образования диктует условия для создания сети государственных учебных заведений по всему миру. Статус государственных имеют школы всех европейских стран, а также США и Канады;

3) мировой рынок образовательных услуг отмечается ростом экономических показателей, которые диктуются конкурентоспособностью организаций, их осуществляющих. Платные образовательные услуги оказываются не только на базе частных школ и учебных организаций, но также и в высших учебных заведениях;

4) финансирование образовательных программ приобретает общегосударственный масштаб в его осуществлении, привлекаются и негосударственные источники финансирования;

5) многообразие форм образовательных услуг проявляется в широкой номенклатуре специализированных школ [5, с. 44].

Ввиду того что современное образование ориентировано на достижение результата, сам процесс его достижения, как и система образования, имеют второстепенное значение: «Целью образования становится внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми, вооруженный знаниями, толерантностью и социально ориентированный» [5, стр. 103]. В целях повышения качества образования эксперты международного уровня (П. Мортимор, Т. Уокер, Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер) уделяют первоочередное внимание сфере оценки достижений обучающихся. Правильно построенная программа оценивания результатов образования служит основанием для принятия решений в области образовательной политики и практики обучения [6, 7, 8].

Изложенная цель обучения состоит в образовании субъекта обучения – обучающегося – с созданной для него возможностью свободной инициативы за счет реализации проектных, творческих, исследовательских форм учебной работы, которые предполагают его партнерство и сотрудничество с педагогом.

Согласно материалам европейских учебников по педагогике (Т. Уокер (2018), Н.П. Тряпицына, Н.Ф. Родионова (2017), Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер (2016)), современная система образования содержит достаточное количество техник для произведения формирующего оценивания. На различных этапах урока перечисленные авторы советуют прибегать к использованию ассоциативных, интерактивных, дистрибутивных техник [9, стр. 36]. Каждая из видов техник может быть использована на разных этапах обучения, которыми являются:

1) представление нового материала;

2) закрепление представленного материала;

3) этап размышлений;

4) итоговое тестирование.

На этапе представления нового материала задачей педагога является обеспечение доступности излагаемой им информации. Формат представления может быть оценен во время урока за счет использования ассоциативных техник – «светофор», «голосование», «речевые образцы», «карточки» [3, стр. 47]. Благодаря перечисленным техникам учитель имеет возможность своевременно определить трудности восприятия, изменить форму представления материала, замедлить или ускорить процесс изложения информации. Для наглядности опишем ассоциативную технику «светофор». На столе у каждого ученика имеется три карточки (красная, желтая, зеленая). Поднимая одну из карт, ученик посылает сигнал о своей готовности к выполнению упражнений на закрепление усвоенного. Красный цвет карточки говорит о его неуверенности в своих силах. Желтый цвет карточки свидетельствует о сомнениях в выполнении задания. Зеленый цвет заявляет уверенность ученика в понимании темы. Техника «светофора» дает возможность педагогу своевременно внести поправки в ход урока, разобрать наиболее трудные для понимания места, откорректировать процесс обучения. Техника «голосования» также состоит в использовании карточек («да»/«нет») или поднятии пальчиков, которые наглядно демонстрируют степень понимания материала по пятибалльной шкале.

Этап закрепления нового материала ставит перед учителем задачу в определении трудностей, которые возникают при освоении новой темы. Проведение своевременной диагностики воспринятой обучающимися информации дает возможность педагогу принять решение о дополнительном повторении усвоенного или проведении тренировочных упражнений, отработке изученного в диалогической речи или монологе. Для этих целей используются следующие техники оценивания:

1) письменные формы контроля: «одноминутное эссе», «карты приложений», «недельный отчет» – подготовка письменных работ обучающимися проводится по итогам пройденного блока, раздела или одной темы;

2) устная форма контроля: «квадраты», «речевые образцы», «тестовые вопросы», «интервью», «правильные вопросы» – составление личных высказываний выявляет проблемы в освоении нового материала;

3) картирование и построение алгоритмов: «матрица запоминания», «поиск ошибки», «упрощение» – заполнение таблиц и карт понятий также может проводиться на втором этапе обучения [3, стр. 37].

Перечисленные техники объединены общей задачей – диагностика ранее воспринятого материала. Кроме возможности выявления слабых мест восприятия материала, использование перечисленных техник позволяет развить у обучающихся рефлексию и навыки критического мышления. Выполняя задания с картами в группах, субъекты обучения учатся оценивать собственную работу в игровой форме. Благодаря навыкам самооценивания слушатели приобретают способность концентрировать внимание на своих достижениях, анализировать и делать выводы о собственном прогрессе.

Отвечая на вопросы: «Что у меня получается?», «Есть ли у меня пробелы в этой теме?», «Каким образом мне исправить ошибки?», обучающиеся развивают свою самооценку. В перспективе данное умение дает возможность слушателям осознать цель проходимого ими обучения, трезво оценить собственные силы при решении той или иной задачи, осознать важность упорства и тренировки для достижения результата [5, стр. 32].

Этап размышления является для педагога периодом построения гипотез о причинности допущенных ошибок в работах своих учеников. Во избежание случайных правильных ответов, полученных списыванием или угадыванием, учитель волен проводить практические мероприятия с использованием описанных выше техник оценивания. Данные техники позволяют оценить способность обучающихся в применении усвоенных знаний на практике. Проделывая необходимые манипуляции, ученик ненамеренно фиксирует на практике избираемые им приемы решения проблемы. Применяя их, он раскрывает свой уровень концептуальных и практических знаний для изучения их педагогом. Фиксация правильных и неправильных ответов дает возможность учителю выделить проблемы усвоенного материала в соответствии с критериями оценивания. Техники данного этапа оценивания имеют целый ряд преимуществ. Они позволяют:

1) наблюдать за ходом применения знаний, умений, навыков на практике;

2) учитывать разнообразие правильных ответов и креативных решений;

3) воссоздавать жизненные проблемы и задачи;

4) оценить умения обучающихся в применении знаний на практике.

Этап итогового тестирования нацелен на произведение анализа результатов выполненных тестовых заданий или контрольных работ. Суммативное тестирование позволяет определить сложность выполнения предложенных в работе заданий, а также установить степень подготовленности обучающихся к решению предложенных на тестировании задач. Помимо тестов, в данную группу оценивания относят: «классификация ошибок», «доска помощи», «сравнение с образцом».

Проставление итоговой отметки выражается в механическом действии, которое априори лишено педагогической ценности. Процедура оценивания является административно-контрольным мероприятием, которое неизбежно в рамках современной системы образования. Практика показывает, что статистический разброс достижений на данном этапе оценивания занимает среднюю степень распределения, что соответствует кривой среднестатистического показателя. Таким образом, оценивание завершающего этапа обучения носит формализованный или экспертный характер, который демонстрирует среднестатистический показатель достижений педагогического научения на практике.

Заключение

Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, применяющая широкий ассортимент педагогических техник. Рассмотренные в работе техники описаны со стороны их применения на разных этапах урока, которые соответствуют системе формирующего оценивания на разных этапах преподносимого материала. Этап представления нового материала сопровождается использованием ассоциативных техник («светофор», «голосование», «речевые образцы», «карточки»), дающих возможность своевременно выявить трудные для понимания места и внести в процесс представления необходимые корректировки. На этапе закрепления нового материала могут использоваться письменные и устные формы контроля индивидуального и группового режима, нацеленные на диагностирование ранее воспринятого материала. Этап размышления посвящен анализу способностей обучающихся в применении имеющихся знаний на практике. Применяемые здесь техники оценивания («карты приложений», «матрица запоминания», «тестовые вопросы») позволяют воссоздавать проблемную ситуацию и подобрать путь к ее решению. Наконец, этап итогового тестирования, состоящий из дистрибутивных техник оценивания («классификация ошибок», «доска помощи», «сравнение с образцом»), устанавливает общую степень подготовленности обучающихся к решению предложенных на тестировании задач. Таким образом, перечисленные в работе техники формирующего оценивания отличаются дихотомией своего целевого назначения, которая выражается в предоставлении возможностей определения уровня понимания как преподавателем, так и обучающимся.