Военно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач воспитания в современной России, направлением которой является укрепление патриотических чувств, сознания россиян, формирование у граждан ориентации на службу Отечеству и его защиту. Понятие «патриотизм» происходит от греческого слова patriots, который образован от другого слова, patris - родина, отечество, и при дословном переводе означает «соотечественник, испытывающий любовь и преданность к Отечеству, выражающиеся в действиях, направленных на служение его интересам». На основании сказанного внутреннюю сущность патриотизма можно представить в виде единства устойчивых взаимосвязей между её компонентами. В качестве основных структурных компонентов патриотизма выступают патриотические: 1) знания; 2) сознание; 3) чувства; 4) потребности; 5) убеждения; 6) деятельность; 7) поведение. Следует отметить, что вышеназванный процесс сопровождается выражением чувств со стороны личности к фактам, знаниям, событиям и людям в ходе освоения знаний. Интеграция патриотических знаний и сознания приводит к формированию патриотического мировоззрения (интеллектуально-эмоциональный компонент) личности человека.
Патриотические потребности, проявляемые в виде интереса к стратегическим концепциям развития общества, составляют основу мотивов (систему устойчивых желаний, устремлений, готовности к реализации себя на благо государства), формируя их. Интеграция патриотических потребностей и мотивов приводит к образованию еще одного структурного компонента патриотизма, а именно, патриотической направленности (потребностно-мотивационный компонент) личности. Ещё одним структурным компонентом патриотизма выступает патриотическое поведение (деятельностный компонент). Подобное поведение представляет собой внешнее выражение внутреннего мира личности человека, сформированного путем освоения и осознания знаний и ценностей. Все названные структурные компоненты патриотизма взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Опираясь на вышесказанное, под патриотизмом следует понимать интегральное системно функциональное качество личности, представляющие компонент её духовного и нравственного развития, проявляемого в единстве патриотического мировоззрения, направленности и поведения личности, реализуемого в деятельности на благо государства.
В ходе теоретического анализа, представленных в исследованиях отечественных авторов научных изысканий было установлено, что как понятие «патриотизм», так и «патриотическое воспитание» дефинируются множественностью понимания. С точки зрения ряда авторов [1; 2], патриотическое воспитание следует рассматривать в качестве динамического процесса сознательного целенаправленного воздействия на личность, результатом чего происходит формирование патриотического мировоззрения, направленности и поведения личности. Однако следует учитывать и то, что не во всех случаях целенаправленное воздействие на личность способно привести к достижению запланированного результата. В этой связи интересно мнение некоторых ученых [3; 4], которые склоны считать, что степень эффективности подобных педагогических воздействий обусловлена обоюдной взаимонаправленностью процесса, участниками которого выступают воспитатель и военнослужащий. Некоторые уточнения, конкретизирующие понимание эффективности вышеназванного взаимодействия, находим в исследованиях современных отечественных авторов [5, с. 154], по мнению которых рассматриваемый процесс взаимодействия следует представлять в виде специально организуемой целесообразно-продуктивной педагогической деятельности. Другие авторы научных изысканий [6; 7] подчеркивают значимость социальных партнеров в патриотическом воспитании человека.
Согласно мнению некоторых ученых [8, с. 78], патриотическое воспитание, как и любой воспитательный процесс, возможно лишь при условии включения личности в деятельность, т.е. рассматривая процесс формирования патриотического сознания с позиции деятельностного подхода, что позволяет рассматривать его в качестве векторного процесса исполнения различных видов деятельности, ориентированной на формирование патриотизма.
Опираясь на результаты теоретического анализа ранее данных авторами многочисленных исследований и трактований понятия «патриотическое воспитание», было сформулировано авторское трактование исследуемого процесса: патриотическое воспитание представляет собой специально организуемый, целесообразный педагогический процесс взаимодействия воспитателя, воспитуемого и социальных субъектов, реализуемый в ходе выполнения различных видов деятельности, ориентированных на формирование патриотического мировоззрения, направленности и поведения личности в соответствии со стратегической концепцией развития общества. Опираясь на сказанное, определяем цель исследования - установление текущего состояния сформированности патриотического сознания студенческой молодежи для выявления возможных путей активизации исследуемого процесса.
Материал и методы исследования
В ходе исследования использовались методы теоретического анализа литературных источников, интерпретация полученных сведений, представленных в научных трудах отечественных авторов, анкетирование.
Теоретический анализ проблемы исследования. Непосредственная реализация целей и задач патриотического воспитания граждан в современных условиях требует предварительного анализа текущего состояния данной деятельности с целью выявления существующих возможностей и определения путей их реализации на должном уровне. Воспитание патриотического сознания презентируется в качестве педагогического процесса, характеризуемого целенаправленностью, систематичностью и последовательностью, ориентированного на становление личности воспитуемого. Ориентируясь на данные, представленные в исследованиях Российской академией государственного управления, понятие «патриотизм» приобрели негативный оттенок в общественном сознании, что подтверждается следующими данными, отображенными в итоговом докладе: в 2007 г. патриотами считали себя 83% респондентов, в то время как по результатам на октябрь 2020 г. их численность составила только 23% респондентов от общего числа опрошенных [1, с. 528]. Сказанное обусловлено рядом причин, среди которых были выделены следующие: 1) трансформация общества, выраженная сменой форм собственности [2, с. 464]; 2) девальвация духовно-нравственных ценностей [5, с. 155]; 3) снижение воспитательного воздействия российской культуры в целом [6, с. 130]; 4) преобладание частнособственнических, групповых интересов над общественными, национальными [7, с. 84].
Указанные причины привели к формированию двух противоположных друг другу линий политики и практического поведения, проявляющихся во всех сферах жизни общества. Таким образом, отмечается утрата традиционного российского патриотического сознания. Невзирая на действия, осуществляемые со стороны федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению требований Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», о достижении намеченных результатов - возрождение российского патриотизма - говорить рано.
Как правило, в качестве объяснения сложившейся ситуации приводятся примеры неспособности наладить механизм координации между задействованными в деятельности по возрождению патриотизма организациями. Также утрата традиций формирования интернационализма привела к возникновению неверной ассоциации патриотизма с национализмом. Сказанное, соответственно, привело к утрате уважения к символам и героическому прошлому государства и Отечества, что в свою очередь послужило причиной к изъятию патриотизма из системы обязательного элемента воспитания личности [2, с. 465].
При анализе современного состояния патриотического воспитания граждан мы ориентировались на ряд признаков традиционно действующей в настоящее время педагогической системы воздействия, среди них: 1) наличие всех значимых компонентов системы (цель, принципы деятельности, содержания воспитательного процесса, уровень готовности субъектов воспитательного процесса, подсистема управления, материально-техническое, методическое, научное, финансовое обеспечение); 2) наличие взаимосвязей между названными компонентами воспитательной системы; 3) наличие ведущей идеи, объединяющей все компоненты; 4) появление у перечисленных компонентов общих качеств, обуславливающих результативность осуществляемой в рамках патриотического воспитания деятельности [3, с. 153].
Результаты исследования и их обсуждение
Осуществлено исследование, проведенное на базе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации с целью установления текущего (сентябрь 2020 г.) уровня сформированности патриотического сознания курсантов (1-3 курсов), посредством анкетирования, в котором в качестве респондентов приняли участие 500 человек. Анкета включала в себя два массовых вопроса и варианты ответов на них, в частности:
Вопрос № 1. - Что такое патриотизм? (ответ в свободной форме)
Вопрос № 2 - Вы ощущаете себя патриотом России? Предложенные варианты ответа: 1) однозначно, ощущаю; 2) ощущаю; 3) очевидно, ощущаю; 4) скорее не ощущаю; 5) не ощущаю; 6) затрудняюсь ответить.
Вопрос № 3 - Испытываете ли Вы чувство гордости за страну? Предложенные варианты ответа: 1) всегда; 2) часто; 3) достаточно редко; 4) крайне редко; 5) не испытываю; 6) затрудняюсь ответить.
Вопрос № 4 – Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию? Предложенные варианты ответа: 1) однозначно, да; 2) не со всеми категориями граждан; 3) проводимых мероприятий достаточно; 4) возможно в качестве дополнительных знаний; 5) не следует; 6) затрудняюсь ответить.
Полученные по завершении анкетирования результаты были подвергнуты анализу и представлены в виде диаграмм для большей наглядности (рис. 1-3).
Рис. 1. Результаты ответов граждан на вопрос № 2 анкеты в ходе исследования
Рис. 2. Результаты ответов граждан на вопрос № 3 анкеты в ходе исследования
Рис. 3. Результаты ответов граждан на вопрос № 4 анкеты в ходе исследования
Анализ полученных в результате проведенного анкетирования данных позволил выявить следующие проблемы в аспекте сформированности патриотического сознания граждан: 1) только 24% респондентов дали ответ «безусловно, считаю»; 2) 41% респондентов, отвечая на вопрос № 1, выбрали ответ «скорее ощущаю», и 23% - «скорее не ощущаю», тем самым выразив своё сомнение; 3) 6% военнослужащих однозначно заявили об отсутствии у них ощущения патриотического чувства к России; 4) 23% респондентов не испытывают гордость за страну; 5) 41% военнослужащих гордость за страну испытывают относительно редко; 6) 11% респондентов вообще затруднились ответить на заданный вопрос.
Таким образом, если обобщить полученные данные, приравняв отрицательные ответы к ответам, в которых респондент выражает сомнение, то даже без проведения глубокого анализа становится очевидным, как при ответе на первый вопрос (72%), так и на второй (69%), что имеются явные проблемы в воспитании патриотического сознания граждан, что, несомненно, находит своё отражение в развитии личности, в уровне формирования её мировоззрения и иерархии ценностей. Кроме того, представленные результаты свидетельствуют о назревшей необходимости усиления воспитательной деятельности, ориентированной на формирование патриотического сознания граждан путем создания педагогических условий, применения адекватных форм и методов, позволяющих в совокупности (комплексно) решить выявленную проблему. Полученные исследователями данные показывают, что в настоящее время проблема военно-патриотического воспитания молодежи не потеряла своей актуальности, а, наоборот, становится все более актуальной по ряду причин: повышение осведомленности молодежи, процесс демократизации и формирование многопартийности создают определенные трудности в осознании молодыми людьми сути и смысла патриотизма.
Заключение. Необходимость разрешения главной проблемы настоящего исследования - поиск путей и условий реализации потенциала патриотического воспитания с целью повышения действенности исследуемого процесса - определила его рассмотрение в качестве педагогического процесса, с определением целей и ведущих принципов воспитания при полном соответствии деятельности и процессу формирования личности воспитуемого, и создание его практической части, включающей такие компоненты, как: 1) содержательное наполнение процесса; 2) используемые методы, средства и формы. Кроме того, в ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в процессе патриотического воспитания граждан следует одновременно использовать совокупность методов: а) формирование патриотического сознания; б) организация поведения; в) формирование чувств и отношений. В процессе моделирования системы формирования патриотических ценностей у граждан следует систематизировать накопленные к настоящему моменту в педагогической науке знания о понятии «патриотические ценности», что позволит составить их актуальный список. Также в ходе настоящего исследования в рамках заявленной темы была установлена необходимость учета взаимосвязи между эффективностью патриотического воспитания граждан и уровнем педагогической подготовленности педагогов, которые осуществляют трансляцию необходимых теоретических знаний и современных методов, форм и средств подчиненным, тем самым способствуя эффективному формированию у них патриотического сознания.