Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MEDICAL EDUCATION

Belonovskaya I.D. 1 Nevolina V.V. 2
1 Orenburg State University
2 Orenburg State Medical University (OrSMU)
The study is aimed at theoretical and methodological substantiation and development of methodological and instrumental-technological foundations of psychological and pedagogical support of modern medical education. The integration of the system of psychological and pedagogical knowledge into the educational and professional activities of the future doctor contributes to the establishment of effective communication and productive interaction in the implementation of educational and professional tasks of prevention and preservation of public health. Psychological and pedagogical support of medical education is aimed at the formation of psychological, communicative, cultural, informational, network, terminological, scientific and other types of literacy of the future medical worker. The study was carried out on the basis of integrative synthesis of motivational-value, praxiological and reflexive-regulatory directions of experimental work. During experimental work, invariants of professionally important qualities and professional variations of a modern medical specialist were revealed. The architecture, strategies and tactics of professional self-development of the future medical and pharmaceutical specialist have been developed and tested. Effective techniques for the formation of social and professional responsibility as a professional-important quality of a medical specialist have been implemented. The use in medical education of modern pedagogical transpective technologies (retro projects, real projects, forecast projects) and funds (questionnaires, tests, diaries) contributes to the development of the personality of the future physician, forming
transfer technologies
the professional orientation of the doctor
the vocational-important qualities of the medical worker

Образование XXI в. связано с глобализацией, цифровизацией, динамичным экономическим развитием и требует новых высококвалифицированных профессиональных кадров. В связи с этим в мире возникают современные образовательные тенденции: информатизация, субъектоориентированность, социальное партнерство, привлечение к учебному процессу реальных экспертов из различных областей («открытая школа»), геймификация, игровые технологии в образовании; использование инновационных технологий; построение индивидуальных образовательных маршрутов, оказывающие свое влияние на медицинское образование [1-3].

Концептуально высшее медицинское образование ориентировано на формирование не только специалиста со специальными медицинскими знаниями, но и профессионала, обладающего психолого-педагогическими знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей. В связи со стремительным обновлением знаний в медицине требуется постоянное совершенствование компетенций в различных видах деятельности: повышение качества медицинской помощи населению; передача медицинских знаний и опыта для популяризации здорового образа жизни; выявление эффективных моделей взаимодействия с пациентами; профессиональное самосовершенствование [4, 5]. Студенту медицинского вуза нужно овладеть знаниями о закономерностях процесса межличностного восприятия и общения, стратегиях решения конфликтных ситуаций; учитывать особенности социального, этнического и культурного многообразия в учебно-профессиональной деятельности.

Отмечается все возрастающая актуальность медицинской педагогики, изучающей специфические особенности и условия организации педагогического процесса в медицине [6, 7]. Значимо влияние личности врача на взаимодействие с пациентами по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Так, будущим врачам необходимо приобрести фундаментальные психолого-педагогические знания, освоить приемы и технологии, ориентированные на повышение эффективности лечебного процесса; осуществление обучения медицинского персонала и участие пациентов в лечении под контролем врача; формирование деонтологических навыков. Современная парадигма медицины 4П (персонализация, предикция, превентивность и партисипативность) основана на биопсихосоциальной концепции патологии человека и уделяет большое внимание психологии и поведению субъектов этого процесса. К современным психолого-педагогическим концепциям относятся: концепция непрерывного образования, концепция интеграции знаний, концепция гуманизации и др. [8-10].

Андрагогической доминантой современного медицинского образования выступает практика личностной самореализации человека в течение всей его жизни. В настоящее время обучающемуся как сформировавшейся личности принадлежит ведущая роль в процессе обучения в высшей школе; он стремится к самостоятельности, самоуправлению и самообразованию. Обучающийся в процессе обучения в медицинском вузе, организованного в виде совместной деятельности, ищет скорейшего применения в клинической практике полученных при обучении знаний и умений [11].

Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании и разработке методических и технологических основ психолого-педагогического сопровождения медицинского образования. Задачами исследования выступают овладение обучающимися базовыми психолого-педагогическими знаниями и их использование в процессе решения учебно-профессиональных задач, направленных на профилактику и сохранение здоровья населения; установление эффективной коммуникации и взаимодействия.

Ведущими идеями исследования являются интеграция системы психолого-педагогических знаний в учебно-профессиональную деятельность студента медицинского профиля как транслятора специальных знаний и умений и построение взаимодействия с другими на основе ценностно-смыслового комплекса идей здоровья, сохранения и поддержания здорового образа жизни населения.

Материалы и методы исследования

В качестве методологического аппарата использованы принципы андрагогического и компетентностного подходов. Исследование базируется на интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта.

Приоритетными принципами исследования выступили:

– доминирование самостоятельного обучения;

– использование имеющегося социально-профессионального опыта, практических знаний и умений студента медицинского вуза в приоритетах обучения;

– учет социально-психологических характеристик студентов;

– приоритет элективности дистанционного обучения;

– сознательное отношение обучающегося к обучению в медицинском вузе;

– востребованность результатов обучения практической деятельностью в сфере медицины;

– системность обучения в высшей медицинской школе.

Психолого-педагогическое сопровождение реализовано на основе иерархической таксономии (Блум, Андерсон), которая подразумевает, что каждый навык более высокого уровня базируется на предшествующих ему навыках (понимание требует знания, применение требует понимания и знания и т.д.). Базовые мыслительные процессы (от простейших к наиболее сложным), реализованные в комплексных проектах, требуют использования одних процессов в большей степени, чем других. В соответствии с этой таксономией, каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса. Осмысленное обучение предоставляет обучающимся знания и доступ к когнитивным процессам, которые понадобятся для успешного решения проблем в учебно-профессиональной деятельности.

В исследовании был использован комплекс методов: теоретических (анализ философской, педагогической, психологической, социологической, нормативной литературы, образовательных программ и методического обеспечения деятельности медицинских вузов) и констатирующих (анализ международного, кластерного и регионального опыта медицинского образования).

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальное исследование реализовано на основе условий:

– компенсаторности (облегчение процесса обмена информаци­ей между субъектами медицинского образования, уменьшение затрат времени и сил обучающихся);

– информативности (наполненность образовательного процесса сведениями необходимого объема);

– интегративности (рассмотрение изучаемого объекта в много­образии связей и закономерностей);

– инструментальности (обеспечение рационального выполне­ния определенных учебно-профессиональных действий).

Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования реализовано по следующим направлениям.

1. Мотивационно-ценностное направление ориентировано на формирование как мотивационных инвариант врачебной деятельности (желание помогать людям, врачебный долг), так и личностно обусловленной мотивации студентов (гуманистическая направленность, ответственность).

2. Праксиологическое – направлено на формирование компетенций: когнитивной (медицинская эрудиция); перцептивной (наблюдательность), мыслительной (анализ, синтез, обобщение), коммуникативной (грамотное использование вербальных и невербальных средств общения), технологической (знания и умения работы с техническими средствами).

3. Рефлексивно-регулятивное направление ориентировано на формирование психологической (рефлексия) и персональной компетентности обучающихся (стремление к самосовершенствованию).

Опытно-экспериментальная работа направлена на актуализацию ресурсов обучающихся медицинского профиля – объективных (информация, социальные контакты), социальных (имидж), личностных (оптимизм, жизнестойкость), энергетических (время). Эффективное управление ресурсами специалиста-медика заключается в концентрации ресурсов на жизненно важных целях, определении приоритетов в расходовании дефицитных ресурсов; накоплении ресурсов посредством использования собственного опыта и заимствования внешних ресурсов, совместной деятельности; сохранении.

В ходе проведения исследования акцент делался на формирование как традиционных, так и инновационных видов грамотности будущего специалиста медицинского профиля: коммуникативной (адекватное коммуникативное поведение), культурной (культура медицинской деятельности), психологической (эффективные программы поведения), информационной (использование новейших баз знаний), терминологической (владение медицинской терминологией), компьютерной (опыт владения современными интернет-технологиями), визуальной (способность к восприятию 3D-изображений), научной (научная обоснованность профессиональных решений), аппаратурно-технологической (электронное здравоохранение), медиаграмотности (чтение и анализ медиатекста), сетевой (сетевой вид профессиональной коммуникации), правовой (правовая информированность).

Совместно с обучающимися разработана архитектура профессионального саморазвития медицинского профиля: профессиональное развитие в рамках специальности, социально-политическая деятельность с опорой на идею здоровой нации, научно-исследовательская деятельность, медицинское сопровождение профессиональной деятельности, социально ориентированная работа, использование принципов правоохранительной медицины, медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях, профессиональное саморазвитие в организационном плане и др.

В ходе проведения исследования выявлены универсальные знания, умения, качества и компетенции, которые являются предпосылкой для достижения эффективности в профессиональной сфере, способствуют адаптации к меняющимся социальным условиям, предоставляют конкурирующие преимущества в успешной профессиональной карьере. Инварианты профессионально важных качеств: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами и процессами (расстановка приоритетов решения задач); клиентоориентированность; работа с искусственным интеллектом; мультиязычность; умение работать с любым количеством человек, с новыми в коллективе людьми, установить согласованность в работе; работа в режиме неопределенности; бережливое производство.

Вариативами в медицинском образовании выступают социально-профессиональная ответственность врача, умение преодолевать трудности, решительность. В ходе исследования реализованы психолого-педагогические приемы формирования социально-профессиональной ответственности студента медицинского вуза: осознание необходимости, планирование учебно-профессиональной деятельности, реализация целей, прогнозирование результатов, восстановление сущностных сил, забота о здоровье, общение с успешными специалистами медицинского профиля и др.

Профессионализм личности заключается не только в успешном освоении деятельности, но и в грамотных решениях, связанных с выбором специализации и вариантами развития профессиональной карьеры с точки зрения согласования своих возможностей и интересов, а также требований профессиональной среды, что предполагает владение стратегиями профессионального развития. Сознательное планирование и конструирование жизни путем поэтапного формирования ее профессионально-личностного будущего позволяет человеку сделать жизнь наиболее эффективной. В ходе исследования выявлены стратегии профессионального саморазвития специалиста в медицинском образовании (поэтапное общее направление деятельности), которые сочетают:

– раскрытие обучающимся собственного потенциала;

– эффективное управление личностными, объективными, субъективными и универсальными ресурсами;

– разработку стратегии и тактик профессионального саморазвития в медицине;

– продуктивную реализацию в практических учебно-профессиональных действиях будущего специалиста.

Профессия врача требует владения приемами и способами эффективного общения с пациентами, их родственниками, с коллегами для достижения взаимопонимания, необходимого при решении лечебно-диагностических задач, способных оказывать влияние на исход заболевания и качество жизни населения. Формирование адекватной коммуникации предполагает грамотное понимание больного и реагирование на его поведение (уметь взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач); способность оставаться в рамках профессиональной роли. Следовательно, в ходе опытно-экспериментальной работы особое внимание обращалось на формирование коммуникативной компетентности, усвоение психологических знаний о типах личности, способах реагирования на стресс, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности; развитие специальных навыков (умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы, сохранять уверенность, контролировать свои реакции).

Заключение

Доминантами психолого-педагогического сопровождения в нашем исследовании выступили: приоритетность самостоятельного обучения студентов-медиков; совместная деятельность обучающегося с одногруппниками и преподавателем в медицинской подготовке, клинической и симуляционной практике; использование имеющегося опыта для формирования социально-профессиональной ответственности студента-медика, практических знаний, умений обучающегося в качестве базы обучения; индивидуальный подход к обучению с учетом социально-психологических характеристик студента; рефлективность, сознательное отношение обучающегося к дистанционным формам обучения; востребованность результатов обучения практической клинической деятельностью; актуализация результатов обучения, развития обучающегося.

Выявлены надпрофессиональные качества, универсальные инварианты, которые являются профессионально важными качествами и обладают конкурентоспособными преимуществами независимо от профессиональной деятельности, и профессиональные вариативы медицинского работника (коммуникативная компетентность, социально-профессиональная ответственность, эффективное управление ресурсами, стратегия профессионального саморазвития, этико-деонтологические приоритеты).

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы осуществлено формирование коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза:

– когнитивной (обеспечение студентов-медиков системой профессиональных коммуникативных знаний);

– ценностно-мотивационной (формирование ценностного отношения к профессии, участие в профессиональном общении);

– практической (развитие профессиональных коммуникативных умений и обеспечение коммуникативным опытом).

В результате исследования выявлены теоретико-методологические основы, разработаны и реализованы в практике медицинского образования методические и технологические средства психолого-педагогического сопровождения.

Практическую значимость исследованию придают овладение обучающимися базовыми психолого-педагогическими знаниями, формирование у них представления о возможности использования психолого-педагогических знаний в процессе решения профессиональных задач, направленных на профилактику и сохранение здоровья у пациентов и членов их семей; умение использовать психолого-педагогические знания для установления эффективной коммуникации и взаимодействия при реализации учебно-профессиональных задач.

Реализация психолого-педагогического сопровождения медицинского образования интегрирует мотивационно-ценностное, праксиологическое и рефлексивно-регулятивное направления и способствует формированию психологической, коммуникативной, культурной, информационной, сетевой и других видов грамотности медицинского работника. Разработана архитектура профессионального саморазвития медицинского профиля.

Новым научным результатом исследования является выявление специфики профессионального саморазвития специалиста в медицинском образовании, которая интегрирует потенциал специалиста, имеющиеся ресурсы, стратегии и тактики профессионального становления и учебно-профессиональные действия. Выявлено, что управление профессионально-личностным саморазвитием, разработка и реализация стратегий и тактик являются индикатором разрешения проблемных ситуаций, способствуют снижению риска стагнации и успешной реализации социально-профессиональных проектов.

Использование в образовании инновационных педагогических технологий и средств способствует профессионально-личностному развитию студента медицинского вуза, формирует его профессиональную направленность, активность, креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, конкурентоспособные достижения и преимущества в современном обществе и медицине будущего.