В современных исследованиях поднимаются вопросы развития soft skills для VUCA-мира. Так, А. Федосова подчеркивает, что soft skills – это кросс-функциональные, универсальные умения, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете [1]. Такие универсальные умения важны для VUCA-мира.
Как отмечается в исследованиях VUCA-мира, акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного цифрового мира, где не существует гарантированной стабильности [2].
В исследованиях Корпоративного университета Сбербанка об универсальных навыках для VUCA-мира отмечается развертывание процесса «метаскиллинга» как курса на развитие soft skills. Сущностные характеристики soft skills:
- не ограничены конкретной задачей;
- необходимы каждому человеку для личностного, карьерного роста и вовлеченности в социальную жизнь;
- развиваются в течение всей жизни;
- одинаково ценны;
- связаны со скоростью адаптации, креативностью, гибкостью, системностью;
- взаимосвязаны друг с другом [3].
Ценность таких умений заключается именно в том, что они не автоматизированы, их нельзя заменить роботами. Тенденции развития профессиональной деятельности в будущем будут определять soft skills.
Под такими умениями, а именно soft skills, понимают сквозные, мягкие, гибкие, многомерные, ключевые, универсальные, метапредметные, надпрофессиональные, транспрофессиональные компетенции. Одной из таких компетенций в VUCA-мире является информационная компетенция.
Обозначенные исследования имеют психолого-педагогическую базу, разворачивающуюся в рамках научных школ.
В сфере образования актуализируются концептуальные положения двух современных научных школ, которыми руководят А.В. Хуторской и Э.Ф. Зеер. Мы обратились к исследованию концептуальных положений этих научных школ в связи с тем, что нам близки их идеи, и для нашего исследования, связанного с развитием информационной компетенции студентов вуза, они приобретают новые смыслы.
Актуальность исследования связана с поиском новых граней развития такой информационной компетенции, как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире через сравнение идей обозначенных научных школ.
Цель исследования – определить содержание информационной компетенции студентов вуза как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире через анализ и экстраполяцию основных положений научных школ А.В. Хуторского и Э.Ф. Зеера на процесс развития информационной компетенции студентов вуза как один из актуальных в эпоху цифровой трансформации и развития VUCA-мира.
Материал и методы исследования
Предметом исследования являются разные грани развития информационной компетенции как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире, в том числе педагогические условия.
Ведущими методами исследования являются: анализ современных исследований по вопросам развития soft skills для VUCA-мира, концептуальных положений обозначенных научных школ; моделирование и экстраполяция как методы, позволяющие определить педагогические условия развития информационной компетенции студентов вуза как метапредметной и транспрофессиональной в период цифровой трансформации.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условия VUCA-мира с нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью на первый план в профессиональной подготовке студентов вуза выходят метапредметность и транспрофессионализм как базовые идеи научных школ А.В. Хуторского и Э.Ф. Зеера.
Выделим концептуальные положения данных научных школ для поиска новых смыслов процесса развития информационной компетенции как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире.
Научная школа А.В. Хуторского поддерживает идеи человекосоразмерного образования с преобладанием метапредметного подхода к подготовке обучающихся.
Мы согласны с концептуальными положениями данной школы в утверждении того, что у каждого человека есть миссия как самопознание и саморегуляция по отношению к себе и миру; соответствие образовательного процесса миссии человека, направленного на выявление и реализацию возможностей человека по отношению к себе и миру, есть человекосообразность [4].
Вслед за представителями данной школы в поиске новых граней развития информационной компетенции студентов мы выделяем принцип человекосообразности в метадеятельности. В развитии информационной компетенции студентов важен ориентир на формирование пространства рефлексии и понимания, в котором могут быть переданы и продуктивно усвоены способы самопознания, саморегуляции и метадеятельности в VUCA-мире для реализации возможностей студентов.
А.В. Хуторской отмечает, что метадеятельность порождает персональные образовательные продукты и внутренние личностные изменения (компетенции и метакомпетенции) [5].
Экстраполируем данные положения на процесс развития информационной компетенции студентов. Под метапредметностью в развитии информационной компетенции студентов будем подразумевать промысливание важнейших понятий образовательных дисциплин с получением персонального образовательного продукта в метадеятельности; образовательную деятельность по переоткрыванию знаний на разном учебном материале; рефлексивную деятельность обучающихся; обучение обобщенным способам работы с любым предметным материалом: понятием, схемой, картой, моделью; связь с жизненными ситуациями. Такие аспекты понимания информационной компетенции студентов, как метапредметный, поднимают ее на новый уровень в VUCA-мире и позволяют рассматривать ее как метакомпетенцию, способствующую адаптации и оптимальному решению учебных и профессиональных задач студентами в условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности.
В развитии информационной компетенции студентов как метапредметной, которая задает способы метадеятельности, личный опыт и социальную востребованность по отношению к фундаментальным образовательным объектам как объектам познания, которые обеспечивают каждому личный результат, индивидуальную образовательную траекторию [6], необходимо уделять внимание следующим soft skills: компетенции по работе с различными видами информации, ее перекодирование и представление в форме образовательного продукта; умение создавать актуальный цифровой контент в метадеятельности; умение оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание общих способов обеспечения безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на физическое и психическое здоровье студента.
Сегодня становится востребованной информационная компетенция как компетенция из разных профессиональных видов деятельности. Информационную компетенцию можно рассматривать не только как метапредметную, но и как транспрофессиональную.
Транспрофессионализм приобретает особую значимость и является своевременным в VUCA-мире. Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк отмечают, что транспрофессионализм есть новая форма профессионализма [7]. Транспрофессионализм – это непрерывный, осуществляемый на протяжении всей жизни процесс обретения новых компетенций, одной из которых является информационная компетенция.
Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зиннатова, Т.Д. Буковей, В.С. Третьякова подчеркивают, что сущность и содержание понятия «транспрофессионализм» выражается в овладении следующими многомерными компетенциями, имеющими интегративную природу: многофункциональность, многозадачность, виртуальная мобильность, синергичность [8].
Транспрофессионализм в понимании Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, Д.П. Заводчикова, М.В. Зиннатовой, Т.Д. Буковей, В.С. Третьяковой, Д.В. Бердниковой, Г.И. Борисова есть выход за рамки одной профессии, обогащение ее знаниями, технологиями, относящимися к другим видам профессиональной деятельности, развитие новых компетенций, позволяющих находить комплексные и уникальные решения на основе трансдисциплинарного синтеза знаний и межпрофессиональных коммуникаций [7–9].
Компетенции, актуальные в XXI веке, имеют пересечение с образом успешного транспрофессионала, обладающего транспрофессиональными компетенциями, одной из которых является информационная компетенция, которая есть soft skills, необходимая для выполнения профессиональных задач в любой сфере деятельности.
В развитии информационной компетенции студентов как транспрофессиональной, которая характеризуется способностью «осваивать и выполнять деятельность из различных видов и групп профессий» [7], необходимо уделять внимание следующим soft skills: культура студента по использованию мобильных приложений и компьютерных программ для выполнения транспрофессиональных задач; постоянное расширение знаний в сфере цифровых технологий; возможность решать аппаратные и программные проблемы; умение студента пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств в разных видах профессий, соблюдение сетевого этикета; культура мышления, не сводящаяся к овладению содержанием, «книжной мудрости», а определяющаяся тем, в какой мере это содержание используется в любой сфере деятельности; рефлексивная деятельность.
Содержание информационной компетенции студентов вуза как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире представим в виде схемы на рисунке.
Содержание информационной компетенции студентов вуза как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире
Выделим педагогические условия развития информационной компетенции студентов вуза как метапредметной и транспрофессиональной: феномен рефлексии, культура мышления, форсайт-проекты.
Мы рассматриваем феномен рефлексии как условие развития информационной компетенции студентов вуза.
Вслед за В.Д. Шадриковым, С.С. Кургинян, М.Д. Кузнецовой, определяющими рефлексию как процесс осознания личностью способов деятельности [10], мы делаем акцент на том, что в развитии информационной компетенции студентов вуза феномен рефлексии проявляется в готовности осознанно воспроизводить субъектный опыт существования в цифровой образовательной среде вуза, превращать его в обобщенный способ действия в изменяющихся условиях VUCA-мира.
Как отмечает О.И. Каяшева, рефлексия есть метапроцесс, интегрирующий все сферы личности, она нужна субъекту для самоанализа, самооценки, самоидентификации, самокритики, для осуществления эффективной жизнедеятельности [11], для транспрофессионализма. Рефлексия может выступать психологическим ресурсом личности (ресурс саморазвития) и компонентой мышления [11].
Рефлексия для студента вуза есть обращение к себе для понимания VUCA-мира, процесс самоанализа и управления непрерывным развитием собственного уровня информационной компетенции как метапредметной и транспрофессиональной.
Владение необходимым уровнем культуры мышления есть важное условие развития информационной компетенции студентов. Под культурой мышления вслед за М.Н. Невзоровым будем понимать определенную степень развития способности мышления (теоретические способности мышления, искусство оперирования понятиями), что достигается путем овладения приемами и способами мышления [12], помогающими все более глубоко и всесторонне отражать вечно развивающийся VUCA-мир.
Поддержка форсайт-проектов студентов в метадеятельности является важным условием развития информационной компетенции студентов. Форсайт-проекты – прорывные проекты с технологическими горизонтами, предполагающие анализ и нахождение применения будущим технологиям в транспрофессиональной деятельности. В развитии информационной компетенции студентов вуза такие форсайт-проекты предполагают не только получение метапредметных образовательных результатов, но и укрепление взаимодействий для создания способов решения транспрофессиональных задач (задач разных групп профессий).
Заключение
В результате проведенного исследования осуществлен анализ исследований в направлении развития soft skills для VUCA-мира, одной из которых является информационная компетенция.
Выделена психолого-педагогическая база данных исследований, которой, в нашем случае, выступают концептуальные положения двух современных научных школ, ими руководят А.В. Хуторской и Э.Ф. Зеер.
Идеи метапредметного подхода и транспрофессионализма легли в основу анализа и экстраполяции основных положений этих школ на процесс развития информационной компетенции студентов вуза как один из актуальных в эпоху цифровой трансформации и развития VUCA-мира.
Метапредметный подход в развитии информационной компетенции студентов мы в большей степени связываем с получением персональных образовательных продуктов в метадеятельности и с овладением обобщенными способами деятельности в VUCA-мире.
Информационная компетенция как транспрофессиональная есть интегративная компетенция со свойствами: многомерность, мобильность, многозадачность, саморазвитие на протяжении всей жизни.
Сравнив позиции научных школ, мы раскрыли содержание информационной компетенции студентов вуза как soft skills, метапредметной и транспрофессиональной компетенции в VUCA-мире, выделив педагогические условия развития информационной компетенции студентов вуза как метапредметной и транспрофессиональной. К педагогическим условиям эффективного развития информационной компетенции студентов вуза мы отнесли: феномен рефлексии, культуру мышления, форсайт-проекты.
Материалы исследования имеют практическую ценность для широкого круга исследователей тенденций развития информационной компетенции в современном мире.