Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF THE LEVEL OF READINESS FOR THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN FULL-TIME TRAINING FOR VARIOUS CATEGORIES OF TEACHING STAFF

Bulat R.E. 1 Baychorova K.S. 1 Lebedev A.Y. 1 Poborchiy A.V. 1 Nikitin N.A. 1
1 FGBOU VO Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
The teaching staff of most educational institutions of higher education, despite the fact that at the beginning of the introduction of restrictive measures, rarely or never conducted training sessions in the format of webinars, in the spring of 2020 coped with the task of continuing full-time education in remote mode. In order to preserve and improve the quality of professional training when using distance education technologies, it is necessary to analyze the peculiarities of the level of readiness of teachers of various categories, as well as to assess their potential for development in the field of information and communication technologies. As a result, the authors prove that in order to switch to distance education technologies for full-time education, teaching staff had to undergo adaptation, significantly restructure the style of conducting professional activities, as well as develop additional skills. For an emergency transition exclusively to distance learning technologies in full-time education, teachers were required to spend excessive time resources, unplanned financial resources, as well as to make significant additional efforts. It was also found that the level of readiness of teachers to conduct webinars, personal computer skills and knowledge of software, do not affect the need to maintain an online support hotline for webinars and consultations provided by the technical support group established during the pandemic. It was noted that despite the fact that more experienced and older teachers had a significantly high level of confidence in the possession of a personal computer and software, it was in these groups that there was the greatest need for constant help and support from technical support during webinars. The authors conclude that there is a need for scientific substantiation and development of methodological recommendations for the effective use of the capabilities of distance learning technologies in the educational process, including: which of them, in what conditions and in solving what tasks are the most effective.
webinars
information and communication technologies
full-time education
distance learning technologies
electronic information and educational environment
educational organizations of higher education

Брошенный человеческому обществу вызов COVID-19 предопределил реализацию экстренных управленческих решений во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. Несмотря на то что на момент введения ограничительных мероприятий 60% педагогов редко или никогда не проводили лекции и занятия в дистанционном формате или в формате вебинаров, профессорско-преподавательский состав (далее – ППС) большинства образовательных организаций высшего образования весной 2020 г. справился с задачей продолжения образовательного процесса в дистанционном режиме [1, 2]. При этом используемое ППС программное обеспечение (Moodlе, ZOOM, MSTeams (бесплатно на время пандемии), Webinar, Skype и др.) было не в полной мере приспособлено для проведения академических лекций и практических занятий. Поэтому при переходе на дистанционный формат очного обучения организация дополнительных сервисов по прокторингу, разработка дополнительных методических материалов, экстренное развертывание служб ИT-поддержки пользователей, закупка дополнительной техники и программного обеспечения потребовали инвестиций [3, 4].

За рубежом сложившаяся в марте 2020 г. ситуация изначально вызвала радость востребованности, а затем – жалобы проектировщиков учебных курсов на перегруз работой. В российских образовательных организациях высшего образования такая профессия не распространена, и профессорско-преподавательский состав самостоятельно решал проблемы операционного мастерства, оформления слайдового сопровождения, перевода тестов в цифровой формат и т.д. [5, 6].

Работа педагогов в новых – во многом экстремальных с психологической точки зрения – условиях подверглась двойному изменению: они перешли, во-первых, на удаленную работу (на работу из дома), во-вторых, на дистанционный режим преподавания. Еще более глубокое смешение двух пространств – рабочего и домашнего – повлияло и на решение вопросов управляемости научной, образовательной, методической и иной деятельности педагогов [3].

Вместе с тем «пандемический год» детерминировал переосмысление традиционно ежегодно выполняемой образовательными организациями высшего образования самооценки, позволил по-новому проанализировать организацию работы со студентами, применяемые технологии обучения, материально-технический потенциал и многое другое. По мнению министра науки и высшего образования России В.Н. Фалькова, пандемия – это как рентген для человека: «Систему просветили, и стало понятно, где слабые места». Так, например, университеты осознали, что многие их студенты очной формы обучения подрабатывают ради получения образования.

В числе других пандемия коронавируса как причина экстренных решений предопределила возможность оценки готовности педагогов к переходу на дистанционный формат образовательной деятельности со студентами очной формы обучения, включающей их способности к использованию нового программного обеспечения в рамках электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС)  образовательных организаций высшего образования.

Цель исследования: сравнительный анализ уровня готовности к применению дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) при очной форме обучения у различных категорий педагогических работников (по педагогическому стажу и возрасту) для выявления потенциала развития научно-педагогических работников.

Материал и методы исследования

В рамках нашего исследования был организован констатирующий педагогический эксперимент по оценке готовности педагогических работников к развитию в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) с учетом их возраста и педагогического стажа с целью выявления потенциала роста качества профессиональной подготовки на основе применения ДОТ.

Констатирующий эксперимент проводился с момента перевода в ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России учебных занятий с обучающимися очной формы обучения в формат вебинаров на базе платформы eTutorium, интегрированной в внутриуниверситетскую ЭИОС (с 27 марта 2020 г.), и включал опрос 472 педагогических работников.

Уточнение возраста и стажа педагогических работников (табл. 1, 2) позволило в дальнейшем интерпретировать полученные результаты по различным выборкам совокупностей.

Таблица 1

Возраст участников констатирующего эксперимента

№ п\п

Возраст

Количество

Доля респондентов, %

1

До 30 лет

52

11%

2

От 31 до 40 лет

120

25,4%

3

От 41 до 50 лет

145

30,7%

4

От 51 до 60 лет

78

16,5%

5

Свыше 60 лет

77

16,4%

Всего

472

100%

Таблица 2

Педагогический стаж участников констатирующего эксперимента

№ п\п

Педагогический стаж

Количество

Доля респондентов, %

1

Менее 5 лет

106

22,5%

2

От 6 до 10 лет

63

13,3%

3

От 11 до 15 лет

58

12,3%

4

От 16 до 20 лет

92

19,5%

5

Свыше 20 лет

153

32,4%

Всего

472

100%

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ самооценки педагогов в области владения персональным компьютером и программным обеспечением осуществлялся по четырем категориям: уверенный пользователь, пользователь персонального компьютера и программного обеспечения (далее – ПК и ПО) на среднем уровне среди коллег, пользователь ПК и ПО на уровне ниже среднего среди коллег и пользователь ПК и ПО начального уровня (рис. 1).

Рис. 1. Анализ самооценки педагогов в области владения персональным компьютером и программным обеспечением

Анализ диаграммы показал, что 48,7% из числа опрошенных педагогов считают себя уверенными пользователями (230 из 472), а 49,2% – пользователями среднего уровня (232 из 472). Низкую самооценку мы зафиксировали у 10 опрошенных, что составило 2,1% от их общего числа.

Дальнейший анализ полученных данных показателей с учетом возрастных групп респондентов приведен в таблице 3.

Таблица 3

Возрастные особенности самооценки педагогов уровня владения ими персональным компьютером и программным обеспечением

Уровень владения

Возраст

До 30 лет

От 31 до 40 лет

От 41 до 50 лет

От 51 до 60 лет

Свыше 60 лет

Уверенный пользователь ПК и ПО

35

(48,7%)

72

(60%)

65

(45%)

25

(32,1%)

33

(42,9%)

Пользователь ПК и ПО на среднем уровне среди коллег

17

(49,2%)

48

(40%)

73

(50,3%)

53

(67,9%)

42

(54,5%)

Пользователь ПК и ПО на уровне ниже среднего среди коллег

0

(0%)

0

(0%)

2

(1,3%)

0

(0%)

2

(2,6%)

Пользователь ПК и ПО начального уровня

0

(0%)

0

(0%)

5

(3,4%)

0

(0%)

0

(0%)

ВСЕГО

52

120

145

78

77

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что наибольшая доля считающих себя уверенными пользователями ПК и ПО наблюдается во 2-й возрастной группе (от 31 до 40 лет), наименьшая доля считающих себя уверенными пользователями ПК и ПО (32,1%) – в 4-й возрастной группе (от 51 до 60 лет).

Наиболее самокритичными оказались опрошенные 3-й возрастной группы (от 41 до 50 лет), отнесшие себя к пользователям ПК и ПО начального уровня (5 человек из 145, т.е. 3,4% опрошенных педагогов).

Исходя из полученных данных следует отметить, что вопреки наличествующему мнению о том, что люди старшего поколения владеют современной техникой значительно слабее своих молодых коллег, возраст респондентов напрямую не влияет на их самооценку уровня владения ПК и ПО.

Зависимость между педагогическим стажем и самооценкой педагогов уровня владения ими персональным компьютером и программным обеспечением представлена в таблице 4.

Таблица 4

Зависимость между педагогическим стажем и самооценкой педагогов уровня владения ими персональным компьютером и программным обеспечением

Уровень владения

Педагогический стаж

Менее 5 лет

От 6 до 10 лет

От 11 до 15 лет

От 16 до 20 лет

Свыше 20 лет

Уверенный пользователь ПК и ПО

52

(49%)

38

(60,3%)

42

(72,4%)

40

(43,5%)

63

(41,2%)

Пользователь ПК и ПО на среднем уровне среди коллег

54

(51%)

25

(39,7%)

9

(13,8%)

52

(56,5%)

87

(56,8%)

Пользователь ПК и ПО на уровне ниже среднего среди коллег

0

(0%)

0

(0%)

3

(5,2%)

0

(0%)

3

(2%)

Пользователь ПК и ПО начального уровня

0

(0%)

0

(0%)

5

(8,6%)

0

(0%)

0

(0%)

ВСЕГО

106

63

58

92

153

Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее грамотными пользователями ПК и ПО считают себя опрошенные со стажем от 11 до 15 лет. Однако в этой же аудитории (и только в этой) находятся опрошенные, оценившие свой уровень как начальный (5 человек, 8,6% от числа опрошенных) и ниже среднего (3 человека, 5,2% от числа опрошенных).

В результате анализа данных таблиц 3 и 4 мы можем сделать вывод о том, что самооценка педагогов в области владения ПК и ПО не имеет существенных различий в зависимости от возраста или педагогического стажа, что может быть положительным фактором при комплектовании групп повышения квалификации.

Результаты самооценки готовности педагогов к организации и дистанционному проведению учебных занятий с обучающимися очной формы обучения с 27 марта 2020 г. на платформе eTutorium, интегрированной в ЭИОС ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты самооценки готовности педагогов к организации и дистанционному проведению учебных занятий с обучающимися очной формы обучения с 27 марта 2020 г. на платформе eTutorium, интегрированной в ЭИОС ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проведя углубленный анализ результатов опроса с учетом возраста и педагогического опыта преподавателей, мы сгруппировали полученные данные следующим образом (табл. 5 и 6).

Таблица 5

Особенности самооценки готовности к организации и дистанционному проведению учебных занятий педагогов различных возрастных групп

Критерии самооценки

Возраст

До 30 лет

От 31 до 40 лет

От 41 до 50 лет

От 51 до 60 лет

Свыше 60 лет

Мне достаточно было ознакомиться с разработанной инструкцией

25

(48,1%)

33

(27,5%)

33

(22,8%)

18

(23%)

23

(29,9%)

Мне достаточно было ознакомиться с разработанной инструкцией и посетить инструкторско-методическое занятие

20

(38,5%)

42

(35%)

57

(39,3%)

33

(42,3%)

17

(22%)

Кроме разработанной инструкции и посещения инструкторско-методического занятия, мне помогла созданная группа технической поддержки из числа специалистов университета

5

(9,6%)

40

(33,3%)

50

(34,5%)

25

(32,1%)

35

(45,5%)

Отдельные вопросы за меня решали сами специалисты группы технической поддержки посредством удаленного доступа

2

(3,8%)

5

(4,2%)

5

(3,4%)

2

(2,6%)

2

(2,6%)

ВСЕГО

52

120

145

78

77

Таблица 6

Особенности самооценки готовности к организации и дистанционному проведению учебных занятий педагогов с различным педагогическим стажем

Критерии самооценки

Педагогический стаж

Менее 5 лет

От 6 до 10 лет

От 11 до 15 лет

От 16 до 20 лет

Свыше 20 лет

Мне достаточно было ознакомиться с разработанной инструкцией

41

(38,7%)

18

(28,6%)

12

(20,7%)

12

(13%)

45

(29,4%)

Мне достаточно было ознакомиться с разработанной инструкцией и посетить инструкторско-методическое занятие

30

(28,3%)

30

(47,6%)

28

(48,3%)

40

(43,5%)

43

(28,1%)

Кроме разработанной инструкции и посещения инструкторско-методического занятия, мне помогла созданная группа технической поддержки из числа специалистов университета

27

(25,5%)

10

(15,9%)

18

(31%)

40

(43,5%)

60

(39,2%)

Отдельные вопросы за меня решали сами специалисты группы технической поддержки посредством удаленного доступа

8

(7,5%)

5

(7,9%)

0

(0%)

0

(0%)

5

(3,3%)

ВСЕГО

106

63

58

92

153

По результатам опроса наименьшее количество затруднений при переходе исключительно на дистанционный формат обучения обозначили педагоги самой молодой возрастной группы, которым достаточно было ознакомления с разработанной инструкцией (48,1% от числа опрошенных этой группы). В этой же группе было меньше, чем у остальных, обращений за помощью к специалистам технической поддержки (9,6% респондентов этой группы).

В других возрастных группах большая часть педагогов не ограничилась изучением инструкции и посетила инструкторско-методическое занятие (далее – ИМЗ). При этом для значительной части педагогов этих групп участие в ИМЗ было недостаточным, так как в них зафиксировано наибольшее количество обращений к группе технической поддержки при организации занятий.

Следует отметить, что наиболее часто за помощью к техническим специалистам обращались представители 5-й возрастной группы (45,5%).

Вместе с тем во всех группах зафиксирована часть педагогов, которые, несмотря на все проведенные мероприятия, не смогли самостоятельно начать учебное занятие без удаленной помощи представителя группы технической поддержки. Доля таких педагогов составила от 2,6% до 4,2%.

В группе с педагогическим стажем менее 5 лет в 38,7% случаев для освоения новых технологий было достаточно изучения инструкции, что является наибольшим показателем относительно других групп.

Больше других доля обращений за помощью к специалистам технической поддержки зафиксирована в группах с педагогическим стажем от 16 до 20 лет (43,5%) и более 20 лет (39,2%). И именно в данных группах отмечена наименьшая доля педагогов, которым для проведения вебинаров было достаточно ознакомиться с инструкцией (13%).

Зафиксированные результаты достаточно противоречивы и требуют более глубокого сравнительного анализа с выявлением доли субъективности самооценки педагогов. Так, например, «возрастные» педагоги могли иметь личностные причины в искажении фактов при ответе, что не могло не отразиться на суммарной статистике. Вместе с тем мы можем установить факт того, что педагогический опыт не может быть гарантией готовности педагога к экстренному переходу очного обучения в дистанционный формат исключительно на ДОТ.

Субъективность самооценки педагогов во многом доказывает анализ оценки этими же педагогами деятельности рабочей группы технической поддержки, обеспечившей «горячую» линию онлайн-сопровождения всех учебных занятий и консультаций (рис. 3).

Рис. 3. Оценка деятельности рабочей группы технической поддержки, обеспечивающей «горячую» линию онлайн-сопровождения учебных занятий и консультаций

Исследование анализа эффективности оказания помощи рабочей группой технической поддержки мы провели с учетом факторов возраста и педагогического стажа респондентов (табл. 7 и 8).

Таблица 7

Оценка деятельности рабочей группы технической поддержки педагогами различных возрастных групп

Оценка технической поддержки

Возраст

До 30 лет

От 31 до 40 лет

От 41 до 50 лет

От 51 до 60 лет

Свыше 60 лет

К специалистам группы технической поддержки не обращался (-ась)

27

(51,9%)

48

(40%)

33

(22,8%)

13

(16,7%)

28

(36,3%)

К специалистам группы технической поддержки обращался (-ась) за консультацией по вопросам расширения спектра технических возможностей вебинаров

20

(38,5%)

60

(50%)

65

(44,8%)

32

(41%)

15

(19,5%)

К специалистам группы технической поддержки обращался (-ась), так как не мог (-ла) начать занятие из-за технических проблем

5

(9,6%)

5

(4,2%)

38

(26,2%)

28

(35,9%)

25

(32,5%)

К специалистам группы технической поддержки обращался (-ась), так как возникли технические проблемы во время занятия

0

(0%)

13

(10,8%)

20

(13,8%)

25

(32,1%)

18

(23,4%)

ВСЕГО

52

120

145

78

77

Таблица 8

Оценка деятельности рабочей группы технической поддержки педагогами с различным педагогическим стажем

Оценка технической поддержки

Педагогический стаж

Менее 5 лет

От 6 до 10 лет

От 11 до 15 лет

От 16 до 20 лет

Свыше 20 лет

К специалистам группы технической поддержки не обращался (-ась)

50

(47,2%)

38

(40%)

6

(10,3%)

13

(14,1%)

38

(24,8%)

К специалистам группы технической поддержки обращался (-ась) за консультацией по вопросам расширения спектра технических возможностей вебинаров

40

(37,7%)

15

(50%)

33

(56,9%)

45

(48,9%)

25

(16,3%)

К специалистам группы технической поддержки обращался (-ась), так как не мог (-ла) начать занятие из-за технических проблем

15

(14,1%)

10

(4,2%)

18

(31%)

23

(25%)

35

(22,9%)

К специалистам группы технической поддержки обращался (-ась), так как возникли технические проблемы во время занятия

6

(5,7%)

3

(10,8%)

3

(5,2%)

20

(21,7%)

43

(28,1%)

ВСЕГО

106

63

58

92

153

Данные таблиц 7 и 8 показывают, что наибольшая доля тех, кто не обращался за помощью к группе технической поддержки (27,2% от числа всех опрошенных), отмечена в 1-й возрастной группе (51,9% от численности группы) и в группе педагогов с наименьшим опытом (47,2% от численности группы). Данные таблиц 5 и 6 подтверждают, что большей доле респондентов этих же групп также было достаточно ознакомиться с одной лишь инструкцией для успешного проведения вебинаров.

В остальных группах мы отметили противоречивость ответов респондентов. Например, по данным таблицы 5 было установлено, что в 1-й возрастной группе из 52 респондентов за помощью к специалистам технической поддержки обратились 7 человек, следовательно, 45 человек не обращались. При этом исходя из данных таблицы 9 к специалистам технической поддержки за помощью обращались 25 из 52 респондентов: 18 человек (34,6%) дали противоречивые ответы.

Проанализировав данные по остальным возрастным категориям, мы получили различие в ответах в 1-м и во 2-м случаях: в группе от 31 до 40 лет – 27 человек (22,5%); в группе от 41 до 50 лет – 57 человек (37,9%); в группе от 51 до 60 лет – 38 человек (48,7%); в группе свыше 60 лет – 12 человек (15,6%).

Сравнительный анализ показал, что в группе с педагогическим стажем менее 5 лет – 21 человек (19,8%); в группе с педагогическим стажем от 6 до 10 лет – 10 человек (15,9%); в группе с педагогическим стажем от 11 до 15 лет – 34 человека (58,6%); в группе с педагогическим стажем от 16 до 20 лет – 39 человек (42,4%); в группе с педагогическим стажем свыше 20 лет – 50 человек (32,7%). Таким образом, было выявлено, что противоречивые ответы были более ярко выражены в возрастной категории от 51 до 60 лет (48,7%) и в группе с педагогическим стажем от 11 до 15 лет (58,6%). Минимальная разница выявлена в возрастной группе свыше 60 лет (15,6%) и в группе с педагогическим стажем от 6 до 10 лет (15,9%).

Наибольший интерес к расширению спектра технических возможностей вебинаров проявили представители 2-й возрастной группы (31–40 лет) – 50%, наименьший – представители 5-й возрастной группы (свыше 60 лет) – всего 19,5%. По критерию педагогического стажа наибольший интерес к расширению спектра технических возможностей вебинаров выказала группа с педагогическим стажем от 11 до 15 лет (56,9%), наиболее умеренную заинтересованность проявила группа из числа опытных педагогов (16,3%).

Случаев неудачного запуска вебинаров больше всего было выявлено в 4-й и 5-й возрастных группах (35,9% и 32,5% соответственно) и у педагогов со стажем от 11 до 15 лет (31% опрошенных), менее всего – в 1-й и 2-й возрастных группах (9,6% и 4,2% соответственно) и среди педагогов со стажем от 6 до 10 лет (4,2%). С различными затруднениями во время проведения занятий чаще всего сталкивались представители  4-й возрастной группы (32,1%) и педагоги со стажем свыше 20 лет (28,1%). Следует отметить и то, что данной проблемы не было выявлено в 1-й возрастной группе, а педагоги со стажем от 11 до 15 лет имели наименьшее количество затруднений – 5,2% опрошенных.

Выводы

При исследовании особенностей уровня готовности различных категорий педагогических работников (по возрасту и педагогическому стажу), их потенциала к совершенствованию в области ИКТ с целью сохранения и повышения качества профессиональной подготовки при применении ДОТ для очной формы обучения выявлено, что:

– повсеместное экстренное использование ДОТ в очной форме обучения стало экстремальной ситуацией для большинства педагогических работников независимо от их возраста и педагогического стажа и потребовало от них дополнительных компетенций, перестройки методической и других составляющих их профессиональной деятельности;

– значительная часть педагогов, работая в домашних условиях, испытывала при проведении вебинаров трудности, связанные с использованием возможностей предоставленных платформ;

– менее всего к группе технической поддержки при экстренном переходе на ДОТ в очной форме обучения обращались наиболее молодые и наименее опытные категории педагогов;

– при значительно более высоком уровне собственной уверенности в знании ПК и ПО в наибольшей степени нуждающимися в постоянной помощи со стороны группы технической поддержки при проведении всех видов учебных занятий в дистанционном формате оказались наиболее опытные и возрастные педагоги; также в данных возрастных категориях были зафиксированы наименьшие показатели заинтересованности в расширении спектра технических возможностей вебинаров;

– независимо от уровня подготовленности педагогов к проведению вебинаров, уровня владения ПК и ПО сохраняется потребность в «горячей» линии;

– необходимы научное обоснование и разработка методических рекомендаций по эффективному применению возможностей ДОТ в образовательном процессе; также требуется определить, какие из них, в каких условиях и при решении каких задач являются наиболее эффективными.