Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME PECULARITIES OF THE CIVIL LIABILITY ANALYSIS AND EDUCATION OF A FUTURE MILITARY PILOT

Goncharov S.A. 1
1 FGKVOU VO «Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov»
The article deals with the analysis of current scientific literature and a review of the scientists’ points of view to form and formulate the author's definition of civil liability of a future military pilot; emphasizes an important aspect in the study of civil liability – internal acceptance and assignment by a cadet who studies to be a military pilot of the system of moral and ethical relations to the rights and duties of a citizen. The dependance of the education of civil liability of future military pilots is determined by the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education concerning the specialty 25.05.04 №Flight operation and use of aviation complexes» (specialty level) in the form of general cultural competencies that integrate the essence of civil liability; the definition of the process of education of civil liability in a military institute is given. The presence of enriching opportunities in the organizational, substantive, methodological aspects of the educational work of a military higher educational institution; the educational potential of tactical and general military, humanitarian, socio-economic and legal disciplines in the formation of civil liability of future military pilots; a clear rhythm, high intensity of the educational process, typical to all types of classes in a military flight university, etc. are paid attention to. The presence of the problem of clarifying the pedagogical construct of civil liability and the development of scientific and methodological aspects of the process of training civil liability of a future military pilot in the educational process of a military institute is emphasized.
civil liability of a future military pilot
general cultural competencies of a military pilot
process of civil liability education in a military institute
educational opportunities of a military institute

В современных условиях система военного образования решает сложные задачи военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и воспитания у них таких высоких морально-нравственных качеств, как патриотизм, мужество, законопослушность, гражданственность, ответственность.

Во всесторонней подготовке будущих офицеров-летчиков, в сложном процессе их обучения важное место занимают их профессиональная и психологическая подготовка, формирование личности, обладающей профессиональными и личностными качествами, необходимыми не только для успешного выполнения военно-профессиональной деятельности, но и для поддержания безопасности государства, общественного порядка на территории страны в условиях мирного времени. Речь идет о таких качествах личности военного летчика, как целеустремленность, самообладание, мужество, чувство долга, патриотизм, гражданская ответственность и др.

Суть гражданской ответственности заявлена в «Декларации человеческих обязанностей и ответственности» (1998 г.) (Declaration of Human Duties and Responsibilities): « … эффективное пользование и реализация основных свобод и прав человека неразрывно связаны с принятием на себя обязанностей и ответственности, подразумеваемых в этих правах» [1].

Именно гражданская ответственность является важным свойством субъекта жизнедеятельности, выделяя его «…способность соотносить внешние требования и собственные возможности личностно-оптимальным способом, способность к самостоятельному выбору, самодетерминации, саморазвитию, разрешению противоречий и трудностей жизни, самостоятельному построению жизненного пути» [2, с. 12].

Мы видим в гражданской ответственности базис формирования целостности и зрелости личности военного летчика, способной трудиться на благо общества, государства, консолидировать их, реализуя истинно гражданскую позицию.

Особое значение при этом, в соответствии с позицией В.И. Ваулина [3], В.В. Волковой [4], И.В. Зубова [5], В.Л. Махнина [4] и иных, приобретает проблема целенаправленного гражданского воспитания в системе высшего военного образования летчиков. Особенности военно-профессиональной деятельности современного летчика обусловлены разнообразными и сложными задачами в сочетании с напряженностью летной работы, требуют самой высокой ответственности в соотнесении внешних требований и собственных возможностей в ситуациях принятия решений, связанных с риском для жизни. Это подразумевает необходимость сформированности у военного летчика самого широкого спектра профессионально-личностных качеств. Однако вопросы формирования гражданской ответственности у военных летчиков изучены не до конца.

Цель исследования. В своем исследовании мы решаем задачу формирования целостного представления о сущности гражданской ответственности современного военного летчика, об особенностях и возможностях ее целенаправленного воспитания в условиях военно-профессиональной подготовки летных кадров.

Мы разделяем точку зрения ученых и руководствуемся в своем исследовании пониманием того, что «… ядром профессиональной подготовки летчика является личность человека во всей ее взаимосвязи с социальной и учебной обстановкой» [6, с. 129–130], со всеми ее ценностями, знаниями, отношениями, свойствами и качествами.

Материал и методы исследования. Теоретической основой данной работы стали основные положения исследований В.И. Ваулина [3], В.В. Волковой [4], И.В. Зубова [5], В.Л. Махнина [4] и иных в области воспитания гражданской ответственности. В исследовании использовались методы обобщения и систематизации материала, анализа и синтеза теоретических аспектов изучаемой темы.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно ФГОС ВО по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (уровень специалитета), выпускник, освоивший данную программу, должен обладать наряду с общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями не менее важными следующими общекультурными компетенциями:

« … – способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

– способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

– способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

– способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5); … » [7].

Отметим, что проблема внедрения и реализации компетентностного подхода в военном образовании (2013 г. – переход системы военного образования на реализацию компетентностной концепции обучения) с целью интенсификации обучения, воспитания и подготовки офицеров на протяжении последних лет наиболее обсуждаема в научном педагогическом сообществе [4].

Понимая компетентность как способ функционирования знаний и умений, который способствует самореализации личности в жизнедеятельности, мы отмечаем и важные функции образования, которое «… предстает высокомотивированным и в подлинном смысле личностно ориентированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости» [4], способствует формированию профессионально важных и личностно значимых качеств, необходимых военному специалисту для успешного выполнения профессиональных и гражданских функций.

В.И. Ваулин, обращаясь к практике реализации воспитательного потенциала в целях формирования профессионально важных качеств у летных кадров, подтверждает и выделяет блоки качеств, среди которых качества гражданина занимают приоритетное место, т.е. необходимы выпускнику летного вуза. Речь идет о таких важных качествах летчика-гражданина, как: патриотизм, национальное самосознание, духовность, нравственность, любовь к Родине, ответственность, социальная активность и др. [3].

В работе «Проблема гражданской ответственности молодежи в современном обществе» (2019) понятие гражданской ответственности трактуется А.В. Морозовым как «…интегративное качество личности, определяющее его нравственную и правовую культуру, что выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, в способности выполнять свои обязанности, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств» [8, с. 237].

В других исследованиях гражданская ответственность раскрывается как «… свойство личности, включающее в себя стремление и умение оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями» [9, с. 105].

Педагогические возможности эффективного формирования гражданской ответственности у курсантов вузов МЧС раскрыты в исследовании И.В. Зубова. Гражданскую ответственность курсантов ученый наделяет следующим пониманием – это «…личностный мировоззренческий феномен, определяющий их активное участие в жизни гражданского общества в соответствии с имеющимися у личности знаниями, взглядами, убеждениями, ценностями, способствующими проявлению патриотических чувств, законопослушности, развитию профессионально значимых качеств, навыков, умений спасателя, позволяющих решать задачи по спасению людей, предотвращению и ликвидации последствий аварий, бедствий, катастроф» [5, с. 10].

Т.А. Садчикова акцентирует наше внимание на структурно-содержательных характеристиках гражданской ответственности личности, выступающей интегративным качеством личности и образованной «…совокупностью мотивационного, когнитивного, волевого, эмоционального и поведенческого компонентов и определяющее ее отношение к обязанностям перед обществом и государством, которое выражается в их внутреннем принятии и готовности к неукоснительному исполнению» [10, с. 7].

Изучение гражданской ответственности с отмеченных позиций имеет свою научно-практическую значимость: реализация личностью себя как ответственного гражданина при недостаточно прозрачных границах возможностей осуществления выбора (политического, гражданского, правового и др.), за который придется нести ответственность, актуализирует проблему детерминации гражданской ответственности. Только при функционировании объективно заданных условий жизнедеятельности общества (таких как специфика государственного устройства, правовая, политическая, нравственная культура в обществе) и субъективных устремлений участников воспитательного процесса (обучающих и обучающихся, общественных организаций и т.д.) будет проходить становление гражданской ответственности личности [8, с. 238].

При всей неоднозначности изложенных точек зрения на феномен «гражданская ответственность» можно отметить его трактовку большинством исследователей как интегрального качества или совокупности определенных свойств личности. При этом общепринятая совокупность таких качеств, свойств отсутствует, а сами качества различаются некоторым смыслом и содержанием в зависимости от научных позиций авторов, обновляющихся целей и задач конкретного исследования. Это оставляет простор для авторского вклада в изучение данного феномена.

Признавая неоднозначность изложенных подходов, систематизировав их, мы пришли к пониманию гражданской ответственности как интегративного качества личности будущего военного летчика, характеризующего его морально-правовую культуру, проявляющуюся в способности личности выполнять свой нравственный долг с чувством собственного достоинства и законопослушности, способствующую развитию профессионально важных качеств и компетенций, достижению удовлетворенности трудом в избранной профессии.

Еще одним важным аспектом в изучении гражданской ответственности как интегративного качества личности служит выражение внутреннего принятия, присвоения курсантом – будущим военным летчиком системы морально-нравственных отношений к обязанностям гражданина и профессионала перед обществом и государством, готовность к их неукоснительному исполнению. Подтверждение внутреннего модуса гражданской ответственности обусловлено «…необходимостью учитывать иерархическую структуру субъекта-носителя, т.е. личности. Следовательно, речь идет о внутренней ответственности личности перед собой и другими…; о готовности … обеспечить развитие и использование всех своих потенциалов – интеллектуального, духовного, творческого и иных – в наиболее полной мере » [11 , с. 83].

Это актуализирует проблему оптимизации процесса целенаправленного воспитания гражданской позиции особенно у будущих военных специалистов, поскольку их роль в поддержании безопасности государства и поддержании общественного порядка на территории страны особенно важна на сегодняшний день. Считаем, что гражданскую ответственность необходимо целенаправленно формировать, воспитывать в военном вузе с помощью государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, физического, эстетического, экологического, экономического и иных направлений военно-политической работы.

Известно, что одной из духовно-нравственных основ общества всегда, на всех этапах его развития выступал патриотизм [12, с. 109; 13]. Военный летчик как гражданин и патриот Отечества обязан активно участвовать в укреплении и совершенствовании оснований российского общества, быть готовым профессионально исполнять задачи по обеспечению обороны и безопасности личности, государства и общества.

Полнота и глубина воспитательных возможностей в формировании ответственного летчика-гражданина проявляются: в сформированности у него активной гражданской позиции для продуктивного решения задач нашего государства в мирное и военное время; в готовности участвовать в наращивании морального духа в Вооруженных Силах, в обогащении, развитии героических традиций народов России; способности на уровне собственного вклада в духе дружбы народов Российской Федерации усовершенствовать пути интернационального воспитания [14].

Военно-образовательный процесс должен прогнозировать и обеспечивать воспитание курсантов, отвечать за становление их общекультурных и общественных ценностей, формировать будущего военного специалиста с высоким социальным самосознанием, с профессиональной и гражданской компетентностью и ответственностью, способного активно строить и защищать демократическое общество.

Поскольку современные условия характеризуются выраженной значимостью именно социально-педагогического компонента в сфере профессиональной подготовки и деятельности, важно на принципах непрерывности и системности обеспечить целостность и сохранить специфику образовательной системы военного вуза в области воспитания гражданской культуры у курсантов – будущих летчиков, защитников Отечества.

Заключение. Воспитание гражданской ответственности в военном вузе следует понимать как целенаправленный процесс, в ходе которого реализуется системное и систематическое воздействие на личность курсантов для развития у него общих (базовых) и специфических (профессиональных) свойств и потребности в постоянном самосовершенствовании. Огромные возможности решения воспитательных задач заключены в организационном, содержательном, методическом аспектах воспитательной работы в военном летном вузе. Большими воспитательными возможностями наделены как тактические и общевоенные дисциплины, так и дисциплины гуманитарного, социально-экономического и юридического цикла, которые создают оптимальные условия для воспитания боевых, профессиональных, личностных качеств у курсантов-летчиков. В соответствии с точкой зрения А.Ю. Филатова, в рамках отмеченных дисциплин возможно успешно решать различного рода воспитательные задачи: формирование военно-профессиональных качеств; развитие индивидуально-профессионального стиля мышления; воспитание патриотизма, нравственности, гражданственности, ответственности, чувства гордости за свою страну и др. [15]. Этому будут содействовать четкий ритм и высокая напряженность учебного процесса, свойственные всем видам занятий в военном авиационном вузе, обеспечивающие возможности актуализации и развития у курсантов целеустремленности, организованности, дисциплинированности.

Ученые, занимающиеся вопросами военной педагогики, справедливо отмечают, что для воспитания гражданской ответственности у будущих военных специалистов в военном вузе имеется значительно больше возможностей, чем в гражданском (И.В. Агапов, С.В. Алешин, В.И. Ваулин [3], А.Ю. Филатов [15] и др.). Однако следует подчеркнуть важную проблему в изучении и воспитании гражданской ответственности будущих военных летчиков – в сегодняшней военно-педагогической практике данный процесс программно и технологически недостаточно обеспечен (Е.А. Точилкин). Это актуализирует проблему уточнения педагогического конструкта гражданской ответственности военного летчика и разработки научно-методических аспектов процесса ее воспитания у будущего военного летчика в образовательном процессе военного вуза.