Применение мобильных технологий в образовательном процессе в настоящее время видится все более и более актуальным. Анализ мнений современных отечественных и зарубежных ученых в области педагогики позволяет сделать вывод, что проблема применения мобильных технологий является насущной, не решены вопросы внедрения данного вида инновационных технологий в образовательный процесс, нет четких условий их применения [1, 2].Современный вуз - это кузница высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, способных идти в ногу со временем [3, 4]. Задача преподавателей - помочь студентам адаптироваться к новым условиям образовательной среды.
Цель данного исследования заключается в выявлении принципов применения мобильных технологий при обучении студентов вузов, а также в подробном описании этапов работы и условий внедрения мобильных технологий как инновационных технологий в образовании. Данное исследование носит практико-ориентированный характер.
Материал и методы исследования
Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных ученых в области применения мобильных технологий в обучении. Для решения поставленной цели был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщен педагогический опыт. Метод проблемного моделирования применялся в качестве изучения генезиса понятия мобильных технологий.
Результаты исследования и их обсуждение
Обращаясь к терминологическим единицам, применяемым в англоязычной литературе для обозначения понятия использование мобильного телефона в обучении, можно выделить такие лексические единицы, как: mobile assisted learning, mobile learning, m-learning [5, 6]. В русском языке общепринятой специальной единицы, обозначающей понятие изучение языка с помощью мобильного телефона, пока нет.
На самом деле существует огромное количество определений для понятия мобильное обучение. Наиболее часто используемые определения содержат в себе следующие составляющие: мобильное обучение - это такое обучение, которое не привязано к определенному местоположению и использует образовательные возможности мобильных (портативных) технологий [7]; мобильное обучение - это использование портативных технологий, беспроводных и мобильных сетей для облегчения, поддержки, улучшения и расширения границ преподавания и получения знаний [7].
Чаще всего в определениях мобильного обучения используются такие определения, как: ситуативное, портативное, онлайн, доступное всем и каждому, быстрое, круглосуточное, удобное, технократическое, гибкое, удаленное, доступное на ходу, сфокусированное на обучающемся, персонализированное. Раньше определения мобильного обучения были сконцентрированы только на использовании технологий или на портативности данных технологий, но уже сейчас термин мобильное обучение подразумевает наличие большего числа составляющих.
Техноцентричность - определяет мобильное обучение как обучение с помощью мобильных устройств (подобное определение ранее преобладало в научной литературе по данной теме).
Компьютерное обучение (e-learning) - мобильное обучение является расширением возможностей компьютерного обучения или же смешением образовательной практики использования компьютерного обучения с мобильными устройствами.
Расширение границ образования - мобильное обучение рассматривается как возможность привнести нечто новое в стандартную парадигму ученик учитель.
Направленность на обучающегося - мобильное обучение предполагает не только мобильность технологии, но и мобильность учащегося; это означает, что учащийся может теперь самостоятельно выбирать наиболее удобные для него план и ритм занятий и получать максимальное количество знаний.
Итак, от остальных методов обучения мобильное обучение, прежде всего, отличает именно использование мобильных устройств. Существует классификация мобильных устройств по их типу.
Тип 1: Портативные и персональные. Это известные всем мобильные телефоны, планшеты, нетбуки, иногда сюда относят и ноутбуки, электронные книги с доступом в Интернет, различные игровые приставки. Тип 2: Стационарные и персональные. Некоторые исследователи не выделяют данный тип, считая входящие сюда устройства устаревшими. Это системы ответного реагирования в классах. Тип 3: Портативные и общедоступные. Данные технологии могут предоставить информацию любому пользователю. Сами устройства не являются портативными, но пользоваться ими может каждый проходящий мимо. Они изначально рассчитаны на множество пользователей. К ним относятся информационные киоски, интерактивные экраны. Тип 4: Стационарные и общедоступные. Эти технологии крайне редко относят к мобильным, но, тем не менее, принято считать их таковыми. Они включают в себя устройства большого размера, предполагающие взаимодействие с несколькими пользователями сразу. Здесь можно назвать интерактивные доски и видео-конференц-залы.
В нашем исследовании мы рассматриваем только устройства первого типа, поскольку они наиболее широко распространены в России и чаще всего применяются в рамках мобильного обучения. Дело в том, что назвать все устройства невозможно. Существует множество типов мобильных устройств, и постоянно появляются новые. Чтобы избежать путаницы в терминологии, ЮНЕСКО предложила использовать наиболее широкое определение. По мнению этой организации, под определение мобильное устройство попадает любое устройство, соответствующее ряду признаков: оно должно быть цифровым, портативным и должно выполнять несколько задач, включающих в себя коммуникацию, хранение данных, возможность записи видео и аудио, систему геолокации. Что же именно делает мобильные устройства такими привлекательными для процесса обучения? Приведем основные, на наш взгляд, причины их растущей популярности в образовании.
Портативность. Небольшой размер и вес большинства мобильных устройств предполагают, что они могут быть использованы повсюду. Человек теперь с легкостью может обучаться за пределами традиционной образовательный среды, в любое время в любом месте.
Сетевое соединение. Обучающиеся не только могут получить доступ к образовательному контенту с помощью своего мобильного устройства, но и способны связываться с остальными участниками образовательного процесса в одной сети.
Интерактивность. Мобильные устройства изначально имеют социальную направленность, что позволяет использовать их для кооперирования учащихся и их действий в образовательной среде. В‚ данном контексте мобильное обучение может рассматриваться как площадка для получения учащимися богатого опыта сотрудничества и кооперации. К тому же мобильные устройства предполагают возможность создания базы для массового, всеобщего образования, а не только образования в группе.
Чувствительность к окружающей ситуации. Мобильные устройства способны предоставлять информацию, требуемую в данный момент в конкретной ситуации и месте.
Непрерывность. Мобильный контент способен развиваться бесконечно. Обучение с помощью него не обязано быть линейным и ограниченным временными рамками.
Индивидуальность. Каждый может подобрать для себя наиболее удобное устройство и приятный интерфейс.
Кстати, именно ЮНЕСКО при поддержке Nokia и Intel еще в 1990 г. разработала программу Образование для всех, частью которой сейчас и является развитие доступного мобильного образования. Целями данной программой стали устранение безграмотности населения земного шара, доступность образования вне зависимости от гендерной, социальной и этнической принадлежности. Организацией создано несколько проектов, направленных на активизацию использования мобильных технологий не только для развлечения, но и для получения знаний во всем мире. Например, программы З1:1И (One-to-One programmes) направлены на обеспечение каждого обучающегося необходимыми гаджетами и создание доступных каждому технологий. Чаще всего используются планшетные компьютеры. Особенное развитие программа З1:1И получила в Латинской Америке, Великобритании, однако программу часто критикуют, не без оснований считая ее утопической. Еще один проект, который активно поддерживает ЮНЕСКО (но создан он был Intel в 2009 г.), это BYOD (Bring Your Own Device). Он заключается в том, чтобы каждый учащийся использовал в учебном заведении на занятиях свой собственный гаджет. Нто позволило бы сократить затраты на компьютерные классы, учебники и другое дорогостоящее оборудование. К тому же BYOD предполагает создание единой коммуникационной сети внутри каждого учебного заведения или предприятия, доступ к образовательным (включая УМК) или коммерческим ресурсам которой со своего мобильного устройства может получить каждый, кто находится на территории кампуса или фирмы. Разумеется, что наполнение программного обеспечения BYOD различается в зависимости от заведения. Каждая организация создает свои собственные точки доступа и размещает информацию, доступную только ее членам (сотрудникам или учащимся). В России пока что BYOD широко распространена только в сфере бизнеса и IT-технологий, но за рубежом, особенно в странах Европы и в США, данную программу уже активно вводят в некоторые учебные заведения. Все же BYOD до сих пор предлагает широкое поле для споров и обсуждений ее эффективности и разумности использования [8].
В настоящее время многие российские преподаватели разрабатывают собственные авторские онлайн-курсы в рамках преподаваемых ими дисциплин. Мы полагаем, что внедрение мобильных технологий совершенствует данный процесс. Мобильные технологии могут применяться в аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также на этапе смешанного обучения, а именно: как отдельный элемент онлайн-курса (например, отдельный QR-code проект); как аудиторный контроль; как элемент индивидуального задания практиканта; как индивидуальное задание на уроке/занятии; как способ подготовки студентов к занятиям; как способ развития навыков работы с программным обеспечением (здесь следует отметить, что у студентов, обучающихся на разных специальностях, будет разное программное обеспечение); как способ промежуточного контроля и критерий его достижения; и др. [9, 10, 11].
Условиями внедрения мобильных технологий в образовательный процесс могут служить:
1) наличие у преподавателя навыков работы с мобильными технологиями вне сферы образования, знание их структуры;
2) наличие у обучающихся базовых навыков работы с мобильными технологиями и приложениями;
3) наличие доступа к сети Интернет;
4) определение области применения мобильных технологий непосредственно на занятии (согласно структуре и этапам занятия);
5) составление перечня отрабатываемого материала (определение тем, подлежащих усвоению с помощью мобильных технологий);
6) разъяснение и уточнение противоречий при оценке комплексного применения данного вида технологий;
7) представление информации о прогнозируемом результате работы с мобильными технологиями студентам и/или коллегам;
8) облачная среда для предоставления/публикации информации;
9) опережающий учет положительных и отрицательных последствий внедрения данного вида технологий.
Выделим принципы работы с мобильными технологиями:
- принцип свободного доступа (данный принцип основывается на том, что у каждого студента имеется собственное средство мобильных технологий, есть неограниченный доступ к данному средству, свой логин, пароль);
- упор на самостоятельную работу (в случае выполнения индивидуальных аудиторных заданий либо заданий для самоконтроля, контроля и домашних заданий);
- принцип педагогической целесообразности средств (ведущий педагогический принцип выступает здесь немного в другой роли, а именно данный принцип предполагает целевое использование мобильных средств и регламентацию времени затрат на каждое задание, которое требует задействования мобильных технологий) [11, 12];
- принцип индивидуализации (возможность варьирования заданий по уровню сложности, нарастания сложности, учет личных психофизиологических особенностей студента);
- принцип интерактивности (непосредственное взаимодействие преподаватель -аудитория; преподаватель - студент; студент - студент).
Основываясь на принципах работы с мобильными технологиями, выделим этапы работы с ними.
1. Подготовительный этап. На данном этапе студенты получают инструктаж по работе с мобильными технологиями. Это информационный этап, где выделяются цели и задачи задания, скачиваются нужные (при необходимости) мобильные приложения, программные пакеты, анализируются (совместно со студентами) прогнозируемые результаты работы.
2. Основной этап. Непосредственная работа с применением мобильных технологий, анализ и устранение трудностей. Аудиторный контроль.
3. Этап закрепления. Это этап хранения информации и закрепления полученных в ходе работы с мобильными технологиями знаний, умений и навыков.
В процессе изучения мнений современных ученых [13, 14], а также в ходе анализа изучаемого явления мы выделили несколько наиболее важных, на наш взгляд, педагогических задач мобильных технологий:
- стимулирование проявления творческих способностей;
- стимулирование развития навыка саморазвития;
- совершенствование умения работы в команде (при создании интерактивного облачного взаимодействия);
- формирование изменения отношения к самостоятельному обучению / изучению отдельных тем;
- стимулирование развития навыка проектирования индивидуальной траектории обучения (совместно с преподавателем, тьютором, наставником).
Выводы
Мобильное обучение - это популярная, развивающаяся и широко используемая технология. Самое главное, что хотим мы того или нет, но мобильные технологии уже проникли в аудитории. У каждого студента на занятии с собой имеется как минимум мобильный телефон, а у некоторых планшеты и ноутбуки. Все чаще учащиеся предпочитают использовать на паре электронные версии учебников или читают доклады непосредственно с экранов своих мобильных устройств. Преподавателям нет смысла противостоять прогрессу, куда логичнее и приятнее использовать прогресс в своих целях и дать студентам понять, что их мобильные гаджеты могут быть использованы не только для развлечений и переписки в социальных сетях, но и для обучения как в классе, так и за его пределами. Преподаватель, успешно изучивший специфику применения мобильных технологий в обучении, усвоивший условия внедрения мобильных технологий, принципы работы с ними, способен усовершенствовать образовательный процесс, сделать его доступнее, легче, увлекательнее, активизировать самостоятельную работу студентов, а также применить новые средства и формы контроля знаний.