Для тех, кто занимается организацией образовательной деятельности в вузе по таким направлениям, как физическая культура студентов, с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ (далее также – «ФГОС ВО 3++») встал вопрос о том, как организовать преподавание дисциплины таким образом, чтобы, с одной стороны, были реализованы необходимые компетенции, а с другой – не были бы потеряны заинтересованность студента и вовлеченность его в учебный процесс. Дисциплина эта имеет существенно большее количество часов в сравнении со многими другими дисциплинами учебного плана и требует особого подхода в реализации учебной программы. Благодаря введению в учебном плане ФГОС ВО 3++ элективности (дисциплин по выбору студента), в том числе и по физической культуре, появилась возможность разнообразного преподавания дисциплины, ориентированного на различные интересы и физические возможности студентов.
Целью данного исследования было распределение рубрикаторов компетенции УК-7 для поэтапного ее освоения в учебном плане с помощью элективных курсов физической культуры для вуза творческого профиля, ориентированного на участие студентов в проектах академии и города обучения.
Материал и методы исследования. Материалом исследования выступают элективные дисциплины – дисциплины, избираемые в обязательном порядке для изучения основной профессиональной образовательной программы, в том числе и по физической культуре, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (в данном случае – потребность в физической активности) в соответствии с личностными наклонностями. Методологическую основу работы составили общенаучные и общелогические методы исследования, такие как абстрагирование; аналогия; классификация; обобщение; сравнительный анализ; синтез; изучение и анализ документации и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение. В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт) (далее также – «МБОУ ВО ЕАСИ», «академия») решение задач, которые ставит дисциплина «Физическая культура и спорт», и формирование компетенций происходят в соответствии с творческим профилем академии. Направленности (профили) подготовки, в рамках которых осуществляется реализация образовательного процесса в академии, отличаются по общим, в том числе физическим, навыкам и необходимым уровням активности для поддержания физической формы. В академии существуют два основных направления подготовки: «Искусства и гуманитарные науки» и «Прикладная информатика в социально-культурной сфере».
К направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» относятся такие профили подготовки, как «Визуальная информация и коммуникация в области культуры», «Технологии управления в сфере культуры», «Журналистика и связи с общественностью в области культуры» и «Танец и современная пластическая культура».
Выбор элективной физической культуры напрямую зависит от состояния здоровья студента (при наличии противопоказаний разработаны элективные курсы «Шашки», «Шахматы», теоретические курсы «Здоровьесберегающие технологии» и «Культура здоровьесбережения»). При отсутствии противопоказаний обучающихся тех профилей, при обучении на которых учебная деятельность связана с малоподвижным образом жизни (т.е. все профили подготовки, за исключением профиля «Танец и современная пластическая культура»), для повышения двигательных и функциональных возможностей студентов, создания мотивированного и ценностного отношения к физической культуре, формирования привычки к регулярным физическим нагрузкам разработаны такие курсы по выбору, как «Спортивный танец», «Спортивно-бальный танец», а также «Настольный теннис», «Общая физическая подготовка».
Для профиля «Танец и современная пластическая культура» формирование компетенций и их рубрикаторов сфокусировано на таком показателе, как обеспечение общей и профессионально-прикладной подготовки танцора. Важными в этой подготовке становятся принципы развития двигательных качеств танцора и индивидуальных хореографических способностей, развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), развитие сознательного управления своим телом. Для профиля «Танец и современная пластическая культура» разработаны курсы «Основы физической подготовки» и «Физическая подготовка в области хореографии».
В МБОУ ВО ЕАСИ освоение дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» организовано в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ [1–2] и творческим проектоориентированным профилем вуза. Академия занимается подготовкой кадров, способных реализовывать проекты в сфере культуры. Стратегической задачей реализации учебных дисциплин в данном контексте является многосторонняя подготовка студента к воплощению творческих проектов различного типа.
МБОУ ВО ЕАСИ регулярно выступает инициатором и участником многочисленных проектов в социокультурной сфере, реализуемых посредством студенческих инициатив, что является важной частью образовательного процесса. В рамках учебных дисциплин и различного рода практик обучающиеся получают разносторонний опыт в области реализации социокультурных проектов. За время своего обучения студенты осваивают основные технологии и способы организации мероприятий в области культуры.
На дисциплину «Физическая культура и спорт» в системе подготовки бакалавриата по ФГОС ВО 3++ в вузах отведено 400 ч в учебном плане, из которых 72 ч составляет дисциплина «Физическая культура и спорт» и 328 ч – курсы по выбору (элективные).
Организация данной дисциплины и объем подготовки по ней для студентов бакалавриата очной формы обучения в МБОУ ВО ЕАСИ определяются локальным актом – Положением о порядке проведения и объеме подготовки по физической культуре при освоении образовательной программы бакалавриата в очно-заочной и заочной формах обучения [3]. Это Положение базируется на основных стратегических документах Российской Федерации в области физической культуры и спорта, таких как: Федеральный закон № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4], Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [5], Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта [6] и др. Данные документы провозглашают содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе делается акцент на социальные и образовательные функции студенческой спортивной деятельности [4]. Задачами физического воспитания, согласно вышеперечисленным документам, являются разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования [5].
Проведение занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» и элективным курсам направлено на усвоение навыков физического самосовершенствования, понимание значимости физической культуры для человека, общества и дальнейшей профессиональной деятельности. В рамках данной дисциплины формируются знания о научно-биологических и практических основах физической культуры и здорового образа жизни. Среди задач данной дисциплины важными аспектами являются привитие студенту навыков физических видов активности, улучшение двигательных и функциональных возможностей обучающихся, обеспечение общей и профессиональной подготовки, формирование личностного ценностного отношения к здоровью. Реализация задач физической культуры осуществляется на занятиях в рамках курсов «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и способствует освоению категории (группы) универсальных компетенций по ФГОС ВО 3++: самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение). Компетенция ФГОС ВО 3++ УК-7 сформулирована следующим образом: «способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [1–2].
В МБОУ ВО ЕАСИ разработаны рубрикаторы и индикаторы достижения данной компетенции. Ресурсная база компетенции УК-7 включает знания (дескрипторы компетенции) по таким аспектам, как 7.1 – самодиагностика индивидуального здоровья, 7.2– полноценная социальная и профессиональная деятельность, основанная на применении здоровьесберегающих технологий, и 7.3 – обеспечение здоровьесберегающих условий социальной и профессиональной деятельности.
Поэтапное освоение рубрикаторов компетенции реализуется через освоение курсов по физической культуре, давая возможность студенту выбрать наиболее интересующий вид спорта и разнообразить свое обучение наиболее подходящим для его здоровья и склонностям видом активности. Любая вариация дисциплин обеспечивает усвоение рубрикаторов и компетенции в целом (табл.).
Распределение рубрикаторов компетенции УК-7 по дисциплинам блока
«Физическая культура и спорт»
Компетенция |
Рубрикатор компетенции |
Дисциплины для всех профилей академии, исключая профиль «Танец и современная пластическая культура» |
Семестр |
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [1–2] |
7.1 – самодиагностика индивидуального здоровья |
«Физическая культура и спорт» «Основы самопознания и самореализации» «Здоровьесберегающие технологии» / «Культура здоровьесбережения» / «Общая физическая подготовка» |
1, 8
1 2–3 2–3 2–3 |
7.2 – полноценная социальная и профессиональная деятельность, основанная на применении здоровьесберегающих технологий |
«Настольный теннис» / «Шашки» / «Шахматы» / «Спортивный танец» / «Спортивно-бальный танец» |
4–5 4–5 4–5 4–5 4–5 |
|
7.3 – обеспечение здоровьесберегающих условий социальной и профессиональной деятельности |
«Настольный теннис» / «Общая физическая подготовка» / «Шашки» / «Шахматы» / «Спортивный танец» / «Спортивно-бальный танец» |
6–7 6–7 6–7 6–7 6–7 6–7 |
Дескриптор 7.1 определяется знанием студента о том, как проводить самодиагностику индивидуального здоровья с целью выявления оптимального объема нагрузок и выбора необходимых здоровьесберегающих технологий, и реализуется в рамках дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Основы самопознания и самореализации», а также элективных курсов по физической культуре и спорту «Здоровьесберегающие технологии», «Культура здоровьесбережения» и «Общая физическая подготовка». После изучения данных дисциплин студент должен владеть: основными понятиями здоровьесберегающей деятельности; представлениями о компонентах индивидуального здоровья, способами и приемами самодиагностики физического и социального здоровья личности.
Дескриптор 7.2 определяется знаниями обучающегося о полноценной социальной и профессиональной деятельности, основанной на применении здоровьесберегающих технологий. Обучаемый должен быть способен выстроить и осуществить в рамках учебного процесса полноценную социальную и профессиональную деятельность с помощью подходящих состоянию индивидуального здоровья здоровьесберегающих технологий, методов и средств физической культуры и спорта, а также должен быть способен разработать программу ведения здорового образа жизни.
Для реализации компетенции УК-7 дескриптора 7.2 были разработаны такие курсы элективной физической культуры, как «Настольный теннис», «Шашки», «Шахматы», «Спортивный танец», «Спортивно-бальный танец».
Как уже упоминалось ранее, академия имеет творческий профиль, и профессиональная деятельность студентов связана с проектами в сфере культуры, организацией и реализацией этих проектов. Дисциплины «Спортивный танец» и «Спортивно-бальный танец» позволяют студентам принять участие в организации и проведении проектов академии танцевальной направленности. Поскольку обучающиеся имеют возможность практически применить полученные в ходе изучения дисциплины навыки не в далеком будущем, а в текущем культурном проекте, их мотивация к посещению и обучению значительно увеличивается.
По окончании освоения данных дисциплин студент должен знать: основные понятия, цели и задачи физического воспитания; возможности физической культуры для саморазвития и самосовершенствования; здоровьесберегающие технологии для сохранения индивидуального здоровья в учебной, профессиональной и социальной деятельности; методы и средства физического воспитания для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; способы обеспечения работоспособности в учебной и профессиональной деятельности; влияние физических нагрузок на формирование работоспособности; основные факторы и условия ведения ЗОЖ; основные пути и приемы формирования физической культуры личности и здорового образа жизни.
Дескриптор 7.3 – «обеспечение здоровьесберегающих условий социальной и профессиональной деятельности» – определяется умением студента создавать условия для ведения здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. Реализация этого дескриптора компетенции УК-7 осуществляется в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт», а также на элективных курсах по физической культуре и спорту «Настольный теннис», «Общая физическая подготовка», «Шашки», «Шахматы», «Спортивный танец» и «Спортивно-бальный танец».
Студент по итогам освоения дисциплины должен знать: нормы и принципы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности; способы организации учебной и профессиональной деятельности с учетом сохранения индивидуального здоровья. Он должен уметь применять здоровьесберегающие технологии, методы и средства физического воспитания для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; использовать основные методы и способы физической культуры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости).
Наибольшей популярностью среди студентов МБОУ ВО ЕАСИ пользуются элективные курсы по физической культуре и спорту «Спортивный танец» и «Спортивно-бальный танец». Этот выбор не случаен. Он позволяет обучающимся различных профилей подготовки принимать участие в таких проектах академии, как «Новогодний бал», «Выпускной бал», «Вальс победы», и в работе танцевальных площадок академии при организации международного проекта «Ночь музеев». Программа этих курсов по семестрам ориентирована на овладение обучающимися определенной танцевальной подготовкой к различным проектам.
Так, при изучении указанных элективных курсов в третьем, пятом и седьмом семестрах обучения студенты осваивают бальную программу для проведения «Новогоднего бала», а изучение курсов во втором и четвертом семестрах позволяет принять участие в акции «Вальс Победы» и в работе танцевальных площадок МБОУ ВО ЕАСИ в рамках «Ночи музеев». При таком проектоориентированном подходе обучающиеся всех профилей могут принимать участие в крупных городских акциях в качестве исполнителей танцевальной программы, что существенно повышает их интерес к обучению и посещению занятий.
Элективные курсы «Спортивный танец» и «Спортивно-бальный танец» не только обеспечивают необходимый уровень физической подготовки студента, повышают двигательные и функциональные возможности, но и являются средствами физического воспитания для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности в сфере культуры.
Особенность обучения студентов направленности (профиля) подготовки «Танец и современная пластическая культура» МБОУ ВО ЕАСИ заключается в том, что преподавание дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» осуществляется в русле общей танцевальной и хореографической подготовки будущих исполнителей и хореографов-постановщиков.
Целями изучения указанных дисциплин являются, в первую очередь, поддержание, развитие и совершенствование физических данных студентов, а также формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры (танца) для психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт», согласно учебному плану, осуществляется студентами профиля в первом семестре первого года обучения, дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» – на протяжении всех четырех лет обучения.
Программа дисциплин включает в себя несколько разделов и состоит из «Общей физической подготовки», «Усиленной физической подготовки» и «Общей хореографии». Темы разделов дисциплин затрагивают такие вопросы, как ознакомление с элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания, исправление отдельных недостатков в физическом строении тела и развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), развитие сознательного управления своим телом и овладение навыками координации движений, выработка умения распределять движение во времени и пространстве, повышение показателей силы, гибкости, растяжки и устойчивости и т.д.
В первый год обучения занятия проходят преимущественно в партере и включают в себя комплексы упражнений с использованием элементов партерной гимнастики, основ йоги, базовых навыков растяжки и дыхательных практик. В дальнейшем в программу занятий последовательно включаются элементы экзерсиса у станка и на середине зала, а также упражнения, продолжающие развивать гибкость, выворотность, растяжение мышц (партер), и упражнения, направленные на увеличение силы, устойчивости и выносливости, дальнейшее развитие двигательных функций ног в выворотном положении (в положении стоя).
В целом, курсы «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» для студентов профиля «Танец и современная пластическая культура» направлены на бережную, сознательную коррекцию обучающимся собственного тела, а также на развитие индивидуальных двигательных навыков и танцевальных данных, необходимых для успешного освоения профессиональных дисциплин, таких как «Классический танец», «Современный танец», «Народно-сценический танец» и др.
Занятия в рамках указанных дисциплин успешно решают задачу наработки двигательного анамнеза и формирования танцевального габитуса студентами, имеющими в момент поступления на профиль невысокий уровень танцевальной подготовки, а также способствуют развитию культуры эффективной и здоровьесберегающей эксплуатации танцовщиком собственного тела в период обучения, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для всех профилей обучения количество часов одинаковое: в первом и восьмом семестрах по 2 учебных часа в неделю, а для второго–седьмого семестров – 4 учебных часа в неделю, что позволяет внедрить проектность в преподавание данных курсов по выбору. Для посещения практических занятий по данному блоку дисциплин студенты должны предоставить не только личное заявление, но и врачебный допуск к практическим занятиям по физической культуре с указанием возможных физических нагрузок.
Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании дисциплин по выбору и факультативов, выбираются преподавателем самостоятельно в зависимости от решаемых целей и задач, отраженных в рабочих программах дисциплин.
Заключение. Таким образом, дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» при их разнообразии преследуют основную цель – сформировать у обучаемого личностную физическую культуру и способность направленно использовать многообразие средств, элементов и практик физической культуры для поддержания и улучшения здоровья, физической и психической подготовки, привить студенту навыки самоподготовки в области физической культуры, подготовить его к будущей деятельности в профессиональной сфере.
Основные задачи, определенные образовательным государственным стандартом, сводятся к следующим группам:
1) развитие навыков, способствующих поддержанию и улучшению физического уровня подготовки обучаемого, улучшению его двигательных возможностей;
2) формирование знаний о теоретических аспектах физической культуры и здорового образа жизни, его биологических основах, возможности применения этих знаний в личной и профессиональной деятельности;
3) актуализация потребности поддерживать должный уровень физической подготовленности и самосовершенствоваться в физических и психических аспектах для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Реализация учебной компетенции УК-7 («способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [1–2]) и ее рубрикаторы поэтапно распределены между такой дисциплиной, как «Физическая культура и спорт», и элективными курсами данного блока. Благодаря разнообразию разработанных курсов элективной физической культуры, ориентированных в том числе и на творческий профиль академии, была создана возможность преподавания дисциплины, ориентированного на различные интересы и физические возможности студентов, что создало возможность не потерять заинтересованность обучающегося в изучении данных дисциплин и способствовало его вовлеченности в учебный процесс.
Ведение элективных курсов значительно повлияло на улучшение качества обучения студентов. В лучшую сторону изменились такие показатели, как их посещаемость и успеваемость. Поскольку обучающиеся сами выбирают соответствующий их интересам и возможностям вид элективных курсов, они наиболее вовлечены в процесс обучения. Также важным для формирования мотивации стало внедрение проектоориентированного обучения. Студенты получили возможность практического применения полученных навыков в социокультурных проектах академии и города.