Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODS FOR CORRECTING MISTAKES IN DRAWING FROM NATURE IN SCHOOLS

Polynskaya I.N. 1
1 Nizhnevartovsk State University, NVSU
The article discusses methods for correcting mistakes in drawing from life among schoolchildren in the process of teaching the visual arts. The purpose of the article is to develop the most effective methods for correcting mistakes in drawing from nature in schoolchildren. Tasks: to develop guidelines, including a set of tasks and exercises aimed at correcting and correcting mistakes in the process of working on a still life drawing of primary school students, as well as to identify the most typical mistakes made by students in the process of working on a still life drawing. We identified groups of mistakes made by students: mistakes associated with the compositional solution of objects and objects on a sheet of paper, transfer of planning; errors in determining the proportions and violation of the symmetry of objects; errors in the image of circular geometric shapes; errors in the transfer of the construction of objects, and linear perspective; errors in the transfer of volume by means of linear and tone patterns The research hypothesis lies in the assumption that the work of schoolchildren will be more correct and competent in execution, subject to the conditions of properly organized, systematic work, methodological developments and recommendations. The most rational and justified methods were used: information-receptive, reproductive, problem presentation method, where the emphasis was on correcting and correcting errors in the process of working on a still life drawing of primary school students.
drawing
image
still life
mistakes
guidelines
schoolchildren
fine arts
teaching

Задача педагога по изобразительному искусству – организовать процесс обучения таким образом, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности и художественно-творческие способности каждого обучающегося.

Цель уроков изобразительного искусства – научить школьников основам изобразительной грамоты, сформировать умения рисования с натуры, по воображению и памяти. «В общеобразовательной школе уроки изобразительного искусства являются очень важными и необходимыми в образовании и воспитании школьников» [1, с. 155].

Устранение и корректировка ошибок и неточностей в рисунках школьников является значимым моментом в обучении изобразительному искусству. Задача преподавателя заключается в том, чтобы при обучении основам изобразительной грамоты школьники осознанно, анализируя свою работу, могли самостоятельно устранить ошибки, допущенные при построении художественного объекта.

Умение осознанно, без помощи преподавателя  исправлять допущенные ошибки в рисунке является основой крепких и глубоких знаний и усвоения учебного материала. Нежелательно прямое указание на ошибки, и тем более недопустимо, чтобы педагог собственноручно исправлял ошибки в рисунках обучающихся. Такой метод обучения не является эффективным, так как не устраняет причин, породивших погрешности. Следует отметить, что полноценное и тщательное объяснение задания учителем является одним из условий предупреждения ошибок.

Важным является понимание учащимися причин возникновения той или иной ошибки при изображении предметов и объектов. Следует научить школьников осознанно определять пропорциональные соотношения между предметами, а также сохранять внутрипредметные пропорции при изображении. При конструктивном анализе изображаемых предметов целесообразно учить детей наносить в рисунке все вспомогательные и расчетные линии, определяющие характер самого предмета, что тоже поможет избежать неточностей и ошибок в работе.

Цель исследования заключается в разработке у школьников эффективных методов исправления ошибок в рисовании с натуры. Решение данной проблемы заключается в том, чтобы учащийся в процессе работы над рисунком с натуры мог избавиться от ошибок и не делать их в пределах программных требований, т.е. усвоил основы рисования с натуры. В соответствии с задачами обучения и воспитания в разные периоды существования общеобразовательной школы применялись различные методы исправления ошибок.

Несомненно, педагог в течение всего процесса обучения должен быть деятельным и проявлять творческий подход. Это нужно для того, чтобы максимально повысить активность обучающихся и сформировать у них сознательное отношение к работе над изображением, необходимость соблюдения правил конструктивного анализа предметов и объектов, перспективного построения и композиционного решения. Умение сравнивать рисунок с натурой также является одним из важных аспектов в рисовании и воспитывает у школьников критическое отношение к тому, что они воспринимают и изображают. «Изобразительная деятельность способствует развитию исключительно положительных качеств ребенка, мотивируя его к дальнейшему творчеству» [2, с. 275]. Такое отношение очень важно для познания и усвоения изучаемого учебного предмета.

Материал и методы исследования. Непременными условиями предупреждения ошибок и корректировки рисунков обучающихся являются квалифицированное и основательное объяснение учителем задания, решение целевой установки урока и высокая степень разработанности и организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования были выявлены весьма важные моменты в решении данной проблемы, на которые следует обратить особое значение в процессе обучения школьников рисованию с натуры. Исходя из результатов теоретического анализа и накопленного педагогического опыта работы с учащимися можно выделить определенные стереотипные виды ошибок, допускаемых школьниками при изображении предметов и объектов с натуры:

– ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости. «Несмотря на то что (хотя) по основам композиции в методике преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы накоплен достаточно большой опыт, однако ошибки в композиции являются самыми распространенными» [3, с. 218–219];

– ошибки в определении пропорций и нарушение симметрии предметов; «... наполненность листа, некая симметрия, сохранены пропорции цветов, рисунок имеет законченность, есть композиция. Все эти критерии могут указывать на работу мастера» [4, с. 166];

– ошибки в изображении круглых геометрических форм;

– ошибки в передаче конструкции предметов и линейной перспективы. «Поэтому ознакомление учащихся на практической работе с перспективным изображением должно быть основой занятий по рисованию» [5, с. 172]. «На занятиях надо обращать особое внимание на техническое выполнение живописных, конструктивных или пространственных задач» [6, с. 150];

– ошибки в передаче объема средствами линейного и тонового рисунка. «Передача объема предметов в рисунках дает полноту и глубину каждому предмету, проникновенности ко всему существующему» [7, с. 340].

В учебном процессе применяется как групповая форма обучения, которая дает возможность поставить учебную целевую установку, осуществить словесно-наглядный метод изложения учебного задания, спланировать работу в группе, так и индивидуальная, обеспечивающая индивидуальный подход к выполнению задания, обсуждению ошибок в рисунках и способов их корректировки, позволяющая провести анализ работ учащихся и сделать соответствующие выводы.

Сочетание внешнего и внутреннего контроля учебной работы служит основанием для усовершенствования содержания изучаемого материала и более широкого использования заданий, валидных по отношению к требованиям и уровню подготовки обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы выявить наиболее типичные ошибки в рисунках школьников, допускаемые в работе с натуры, было проведено опытно-экспериментальное исследование в форме констатирующего и преобразующего этапов эксперимента. В результате анализа продуктов изобразительной деятельности обучающихся, полученных в ходе всех этапов опытно-экспериментального исследования, мы разработали критерии оценки по выявлению наиболее типичных ошибок при рисовании с натуры в процессе выполнения заданий. Была представлена такая система критериев оценки, в которой каждый элемент содержит необходимые и достаточные показатели, позволяющие определить характер ошибок в процессе изображения объектов и предметов с натуры и которая дает возможность объективно провести мониторинг изучаемого процесса и сделать выводы по всем этапам опытно-экспериментального исследования (констатирующему и преобразующему этапам эксперимента).

Данные критерии оценки объединены по параметрам.

Параметр № 1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости:

а) низкий уровень – явные ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, неверная передача пространственных планов в рисунке;

б) средний уровень – незначительные отклонения в передаче пространственных планов в рисунке и композиционного расположения предметов и объектов на плоскости листа;

в) высокий уровень – правильное композиционное расположение предметов на плоскости листа, точная передача пространственных планов в рисунке.

Параметр № 2. Определение пропорций и симметрии предметов:

а) низкий уровень – типичные ошибки в передаче пропорций и нарушение симметрии предметов;

б) средний уровень – незначительные отклонения передачи пропорций и симметрии предметов и объектов;

в) высокий уровень – правильная передача пропорций и симметрии предметов.

Параметр № 3. Изображение круглых геометрических форм:

а) низкий уровень – характерные ошибки в передаче перспективы окружности, в изображении предметов круглых геометрических форм;

б) средний уровень – незначительные ошибки в передаче перспективы окружности, в изображении предметов круглых геометрических форм;

в) высокий уровень – правильная передача перспективы окружности в изображении предметов круглых геометрических форм.

Параметр № 4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы:

а) низкий уровень – характерные ошибки в передаче конструктивного анализа формы предметов и объектов;

б) средний уровень – неточности в конструктивном решении формы предметов и линейной перспективы;

в) высокий уровень – правильный анализ конструкции предметов и перспективное построение.

Параметр № 5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка:

а) низкий уровень – явные ошибки в передаче объема средствами линейного и тонального решения в рисунке;

б) средний уровень – незначительные отклонения в передаче объема средствами линейного и тонального решения в рисунке;

в) высокий уровень – грамотная передача объема средствами линейного и тонового решения в рисунке.

Основная цель констатирующего этапа эксперимента состояла в диагностике исходного уровня типичных ошибок при работе с натуры в процессе изобразительной деятельности обучающихся. Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 31 города Нижневартовска с учащимися 1–4-х классов.

Для экспертизы исследуемого материала мы использовали аналитический метод количественного и качественного анализа продуктов изобразительной деятельности учащихся 1–4-х классов.

На данном этапе исследования школьникам предлагалось задание – изобразить графитным карандашом несложный натюрморт с натуры. Экспертиза рисунков школьников 1–4-х классов дает возможность наглядно установить корреляцию процентных показателей по классам, учитывая критерии оценки по разработанным нами параметрам. Рассмотрев работы обучающихся по критериям оценивания и сопоставив рост показателей параметров по всем уровням, мы  представили таблицу мониторинга результата констатирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Анализ рисунков испытуемых констатирующего эксперимента

Параметры

1-й класс (26 учащихся)

2-й класс (24 учащихся)

3-й класс (22 учащихся)

4 класс (23 учащихся)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости

71%

18%

11%

64%

21%

15%

54%

29%

17%

47%

32%

21%

2. Определение пропорций и симметрии предметов

79%

13%

8%

73%

16%

11%

70%

19%

11%

58%

28%

14%

3. Изображение круглых геометрических форм

83%

11%

6%

80%

12%

8%

75%

14%

11%

69%

18%

13%

4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы

83%

10%

7%

82%

11%

7%

78%

13%

9%

74%

15%

11%

5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка

89%

8%

3%

85%

9%

6%

82%

11%

7%

78%

13%

9%

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

Анализируя данные таблицы 1, можно отчетливо увидеть, что показатели по всем параметрам довольно низкие. Например, трактовка в рисунках учащихся такого параметра, как «Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости», при изображении простейшего натюрморта с бытовыми предметами на низком уровне 1-го класса составил 71%, во втором классе – 64%, в 3-м классе этот показатель составил 54%, а в 4-м классе – 47%. Средний уровень этого же параметра тоже невысок: в 11-м классе составил 18%, во 2-м классе – 21%, в 3-м  классе – 29% и  в 4-м классе – 32%. Высокий уровень данного параметра составил в 1-м классе 11%, во 2-м классе – 15%, в 3-м  классе – 17 и, наконец, в 4-м классе – 21%. Такое же положение наблюдается и при рассмотрении других параметров: «Определение пропорций и симметрии предметов»; «Изображение круглых геометрических форм»; «Передача конструкции предметов и линейной перспективы»; «Передача объема средствами линейного и тонового рисунка».

Анализ продуктов изобразительной деятельности обучающихся начальных классов дал возможность выявить у них существенные проблемы, возникающие на различных этапах работы над рисунком, и определить причины их происхождения.

В результате анализа опытно-экспериментального исследования, а также изучения обозначенных проблем в обучении изобразительному искусству содействовали основой экспериментальных разработок.

Первостепенная задача преобразующего этапа эксперимента состояла в практической проверке эффективности разработанного комплекса заданий и упражнений, способствующих более эффективному обучению школьников основам реалистического рисования. Для решения проблемы исследования школьникам предполагалось выполнение конкретных задач, которые необходимо решить путем выполнения специальных заданий и упражнений (табл. 2).

Таблица 2

Комплекс специальных заданий и упражнений преобразующего этапа педагогического эксперимента

Тема

Содержание занятий

Кол-во часов

1-й класс

1.

«Дары Югорского края»

Изобразить с натуры натюрморт с кедровой шишкой, грибами

1 час

2.

«Берестяной туесок»

Изобразить берестяной туесок цилиндрической формы

1 час

3.

«Туесок для брусники и голубики»

Изобразить натюрморт с берестяным туеском прямоугольной формы и рассыпанными возле него ягодами

1 час

4.

«Аромат полевых цветов»

Изобразить крынку с букетом полевых и луговых цветов

1 час

2-й класс

1.

«Беличьи запасы»

Изобразить натюрморт с кедровыми шишками, орехами, грибами на форе нейтральной драпировки

1 час

2.

«Хантыйская куженька для рыбы»

Нарисовать графитным карандашом деревянную куженьку с передачей характерных особенностей

1 час

3.

«Горит костер рябины красной»

Изобразить натюрморт с букетом рябиновых гроздей в вазе

1 час

4.

«Праздник к нам приходит»

Изобразить праздничный новогодний натюрморт с еловыми ветками, елочными украшениями, конфетами и мандарином

1 час

3-й класс

1.

«Полна набирушка морошки»

Передать характер берестяной набирушки для ягод на фоне драпировки

1 час

2.

«Осенний натюрморт»

Изобразить натюрморт с фруктами в плоском блюде: долька арбуза, яблоко, груша, сливы

1 час

3.

«Хантыйский тутчанг»

Нарисовать графитным карандашом традиционную хантыйскую сумку из оленьей шкуры «тутчанг»

1 час

4.

«Грибное лукошко»

Изобразить натюрморт с лукошком, грибами и керамической крынкой

2 часа

4-й класс

1.

«Яблочный спас»

Изобразить натюрморт с бытовыми предметами и яблоками на фоне цветной драпировки

1 час

2.

«Вещи бабушки Аннэ»

Изобразить натюрморт с хантыйскими бытовыми предметами: выбивалкой для снега, корноватиком, берестяным коробом

2 часа

3.

«Дело мастера»

Изобразить натюрморт со слесарными инструментами: рубанком, киянкой, зубилом и т.д.

1 час

4.

«В хантыйском лабазе»

Изобразить натюрморт с традиционными хантыйскими бытовыми предметами на фоне бревенчатой кладки (имитации бревенчатой кладки)

2 часа

Предлагаемый комплекс заданий и упражнений имеет общепринятую структуру и содержит необходимый образовательный контент: программное обеспечение, включающее цели и задачи изобразительной деятельности; методы и характер взаимодействия педагога с учащимися; дидактические концепции обучения; методические рекомендации к занятиям; обеспечение необходимыми наглядными пособиями, ТСО и т.д. Представленные задания и темы уроков подобраны с учетом особенностей возраста учащихся, строгой логичности и последовательности излагаемого учебного материала, целевой установки для решения данной проблемы, а также способствуют результативному обучению рисования с натуры на уроках изобразительного искусства. «Кроме того, задания должны применяться рационально. Они не могут становиться самоцелью, а должны гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения» [8, с. 109].

Комплекс представленных заданий прошел апробацию с учащимися начальных классов. Анализ результатов констатирующего и преобразующего этапов  эксперимента показал, что уровень практических умений в рисовании с натуры школьников значительно повысился. Разработанные задания содействовали успешному и плодотворному усвоению учениками методических способов и приемов работы над рисунком с натуры. Школьники, участвующие в преобразующем этапе эксперимента, научились внимательно относиться к композиционному решению изображения, передавать пространственные планы в рисунке; определять пропорции и симметрию изображаемых предметов; более точно изображать предметы цилиндрической формы и перспективу окружности; грамотно осуществлять конструктивный анализ формы предметов; передавать объем предметов натюрморта средствами линейного и тонального рисунка.

Для того чтобы учебный процесс помог существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения педагогических задач, использовались следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, где акцент делался на корректировку и исправление ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта. «Важно, чтобы в сознании школьников была сформулирована учебная проблема в целом, осознана главная познавательная задача, а затем организован частичный поиск там, где это возможно» [9, с. 65].

Итак, рассмотрим таблицу сравнительного анализа результатов преобразующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Анализ рисунков испытуемых преобразующего эксперимента

Параметры

1-й класс (26 учащихся)

2-й класс (24 учащихся)

3-й класс (22 учащихся)

4 класс (23 учащихся)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости

38%

39%

23%

31%

42%

27%

28%

45%

27%

23%

48%

29%

2. Определение пропорций и симметрии предметов

59%

28%

13%

50%

32%

18%

43%

36%

21%

37%

41%

22%

3. Изображение круглых геометрических форм

64%

24%

12%

54%

31%

15%

45%

39%

16%

40%

42%

18%

4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы

68%

21%

11%

55%

29%

16%

49%

34%

17%

40%

39%

21%

5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка

74%

17%

9%

60%

28%

12%

54%

33%

13%

41%

41%

18%

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

Анализируя показатели таблицы № 3, можно проследить стабильную динамику роста показателей преобразующего этапа эксперимента по сравнению с констатирующим этапом. Видна значительная разница. Например, композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости в работах учащихся 1-го класса на высоком уровне составили 23%, что выше на 12% по сравнению с констатирующим этапом исследования. Средний уровень этой же позиции составил в 1-м классе 39%, что на 21% выше предшествующего этапа, низкий уровень упал до 38%, тогда как на констатирующем этапе это показатель составил 71%.

Итак, повышение роста показателей можно проследить по всем параметрам от класса к классу.

Выводы. Экспертиза рисунков учащихся начальных классов в процессе опытно-экспериментальной проверки позволила сделать вывод о том, что представленные в статье методические рекомендации и установки способствуют решению проблемы корректировки и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта у школьников и оказывают положительное влияние на качество обучения. Очевидно, что мы верно определили траекторию образовательного процесса школьников. Следовательно, можно сделать выводы: корректировка и своевременное исправление ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов значительно повысили качество обучения.

Результаты преобразующего этапа эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу, что эффективнее будет не допускать возможных ошибок и предупреждать их в работе над рисунком с натуры. Это возможно, если педагог ставит посильные задачи школьникам, досконально продумает методы обучения, формы организации учебного процесса. Важнейшими условиями эффективного формирования изобразительных умений и навыков являются мотивация и активность школьников на уроках изобразительного искусства. «Немаловажным фактором успешности в обучении является целеустремленность, упорство, настойчивость в работе, неоднократное повторение и закрепление полученных умений на уроках» [10, с. 324].

В итоге все методы работы над исправлением ошибок в рисовании должны привести учеников начальных классов к тому, чтобы они целостно воспринимали натуру, умели осуществлять критический анализ своих рисунков, осознавали явные и незначительные ошибки, исправляли их и корректировали, добивались точного и грамотного художественного изображения натуры.