Настоящая работа посвящена анализу вопросов обеспечения качества образования в части профессионализации студентов. В статье представлены подходы к определению критериев обеспечения качества инженерной программы, сформулированы предложения и рекомендации для улучшения образовательной программы. Анализ осуществлен на примере образовательных программ направления «Системный анализ и управление» ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», программ бакалавриата, магистратуры, профессиональной переподготовки.
Целью работы является разработка предложений для улучшения образовательной программы наряду с определением критериев для оценки качества образовательной программы.
Задачи работы:
1) определить понятие качества образовательной программы;
2) осуществить разработку целевой модели образовательной программы «Системная инженерия» и определить критерии оценки обеспечения качества образовательной программы.
Нормативная база для оценки качества образования в вузах на примере подхода CDIO
В контексте инженерного образования изменения в природе знаний предъявляют определенные требования к академическим системам, такие как актуальность содержания, эффективные технологии обучения, возможность трудоустройства выпускников и мобильность. Инженерные колледжи в университетах мира в настоящее время принимают во внимание глобализацию и международные аспекты в различных сферах своей деятельности, включая: преподавание и обучение, разработку учебных программ, услуги для студентов и инновационные методы оценки и т. д.
Обеспечение качества образования, т.е. обеспечение требований стейкхолдеров, является непрерывным динамическим процессом, требующим постоянной актуализации и осмысления, особенно в условиях возрастающей неопределенности и высокой динамики технологических изменений [1, 2].
Выявление профессиональной идентичности и понимание требований рынка труда к работникам инженерных профессий являются ключевыми задачами Высшей инженерной школы (ВИШ). Модели профессионализации студентов разработаны в тесной корреляции с моделями обеспечения качества. Мониторинг критериев, связанных с пониманием студентами и выпускниками своей профессиональной идентичности, позволяет оперативно получать обратную связь от обучающихся и осуществлять коррекцию содержания и технологий обучения.
Из всего многообразия подходов к обеспечению качества для задач данного исследования выбрана Инициатива CDIO [3–5].
Подходы CDIO – это система рекомендаций по развитию инженерного образования. Целью является образование, которое помогает студентам в приобретении технических основ, одновременно развивая необходимые профессиональные качества, требуемые в инженерной практике. Это достигается путем предоставления учащимся учебного опыта, основанного на жизненном цикле инженерного проекта «Концепции – Проектирование – Внедрение – Эксплуатация» (CDIO) реальных продуктов, процессов и систем [6]. Достигается лучшая приверженность обучению, личностному росту и обучению в течение всей жизни [7].
Инициатива CDIO и ее подходы способны обеспечить комплексный подход к вопросам инженерного образования. Они определяют, во-первых, принципы создания учебных программ в целом, во-вторых, их обеспечения в материально-техническом плане, в-третьих, принципы касаются подбора преподавателей и постоянного совершенствования их компетенций. Результаты обучения по образовательным программам технических специальностей определяются «CDIO Syllabus» и классифицируются по следующим разделам:
1) основы инжиниринга и дисциплинарные знания;
2) личностные качества и профессиональное мастерство;
3) коммуникации, работа в команде;
4) планирование, проектирование, производство и применение продукции в контексте предприятия, общества и окружающей среды.
Таким образом, дипломированные инженеры смогут «задумывать, проектировать, внедрять и эксплуатировать сложные инженерные системы с добавленной стоимостью в современной командной среде» [4]. Для того чтобы описать инженерную программу, сообществом CDIO были приняты двенадцать стандартов [4]. В них учтены требования сотрудников университетов, партнеров с производственных площадок, выпускников [5].
Стандарты CDIO позволяют сформировать отличительные особенности программ CDIO, созданных на основе подходов CDIO. Стандарты CDIO дают возможность изменять образовательные программы и давать им оценку. Их широкое применение по всему миру создает ориентиры и цели. Программы CDIO являются основой для постоянного совершенствования. Стандарты представляют собой хорошо разработанную международную модель – основу для общего сравнения результатов обучения студентов и основу для общей аккредитации программ. Программа CDIO была разработана как дополнительное подробное описание знаний, умений и отношений, необходимых для того, чтобы стать успешными молодыми инженерами. Цели программы состоят в том, чтобы создать ясный, содержательный и последовательный набор целей. Эти цели должны быть реализованы инженерным факультетом благодаря достаточной и понятной детализации [4]. Достоинством программы CDIO служит ее международная адаптация во всех инженерных школах. Базовые стандарты CDIO образуют ядро, к которому могут быть добавлены необязательные стандарты CDIO, чтобы указать конкретный профиль или направление развития программы, но необязательные стандарты не заменяют ни один из базовых стандартов [8, 9].
Создание целевой модели образовательной программы
Существующая модель (рис. 1) образования для студентов программы 27.03.03. «Системный анализ и управление» Высшей инженерной школы Уральского федерального университета реализуется с 2015 г. В сравнении с классической моделью Минобразования и науки (рис. 2) в ней предусмотрено, что в первую очередь студенты знакомятся с контекстом предстоящей программы, они получают информацию, что им предстоит узнать, где они смогут это применить и какие проблемы с помощью этих знаний они смогут решать. Студентов с первого курса вводят в инженерную деятельность, они изучают такие предметы, как «Математика», «Физика», «Химия» и т.д. Далее происходит обучение профильным дисциплинам, обучающиеся узнают, кто такой инженер, чем он занимается, где он применяет свои знания и какие цели стоят перед инженером. Далее идет самый главный шаг подготовки – введение в проектную работу. Студенты узнают, что такое жизненный цикл, начинают работать на всех его стадиях, начиная с самого зарождения идеи проекта до его конечного результата, шаг за шагом направляют свой проект, чтобы он претворился в жизнь. Также одной из частей качественного образования является самостоятельное образование – это необходимый элемент для установления границ своей работы. В течение обучения обучающийся может выбирать направления, в которых хочет развивать свои умения до уровня профессионала, и может быть уверен, что его желание поддержат и направят в правильное русло для достижения всех целей, которые он для себя поставит. В итоге происходит определение результатов обучения, которые собирают и анализируют. Это дает возможность произвести точную оценку не только результатов обучения, но и программы самого обучения. Для анализа целевой модели было построено дерево требований для основных пользователей данной модели с учетом критериев обеспечения качества образования CDIO (рис. 3).
Рис. 1. Модель обеспечения качества образования в Высшей инженерной школе
Рис. 2. Модель обеспечения качества образования Минобразования и науки
Рис. 3. Модель обеспечения качества образования CDIO
Заключение
Моделирование с целью выявления соответствий по набору критериев, описывающих образовательные программы с позиций обеспечения качества, позволило сделать заключение, что ООП по направлению «Системный анализ и управление» разработаны, с одной стороны, с учетом подходов и стандартов CDIO, с другой – на основе требований ФГОС РФ. Два этих подхода к обеспечению качества не противоречат друг другу, а дополняют и развивают образовательную программу.
С формированием профессиональной идентичности у студентов ВИШ связаны следующие тезисы:
1) в подготовке современных инженеров одним из важнейших факторов является профессионализация именно в рамках образовательных программ, основные механизмы профессионализации – стажировки на предприятиях во время обучения и индивидуальная траектория обучения, включающая актуальные профессиональные модули;
2) модульность как принцип построения образовательных программ, возможность выбора профессиональных модулей для формирования конкретных инженерных компетенций обеспечивают гибкость программ бакалавриата и магистратуры и позволяют формировать краткосрочные программы для уже практикующих инженеров (формат ДПО);
3) умение учиться и совершенствование своих профессиональных компетенций являются частью комплекса компетенций, определяемых современной трактовкой профессии.
Опросы магистрантов и выпускников по программе «Системная инженерия», проводимые в течение пяти лет (с 2014 по 2020 гг.), позволили получить следующую информацию:
– около 90% магистрантов трудоустроены на промышленном предприятии или имеют собственное дело;
– 3/4 магистрантов защищают выпускную квалификационную работу на основе проблематики, возникающей в их непосредственной производственной деятельности;
– треть выпускников магистратуры ВИШ меняют работу в период прохождения образовательной программы, чему способствуют развитие их профессиональных компетенций, выявление новых возможностей для профессионального роста;
– в течение 3 лет после выпуска у магистров ВИШ фиксируется вертикальная профессиональная мобильность, что обусловлено новым видением своих возможностей и целеполаганием, сформированными в образовательной программе.
Авторы выражают благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований, грант № 19-011-00252 «Компаративный анализ социальных эффектов и влияния институциональных условий на профессиональную подготовку специалистов инженерных направлений».