Освоение Восточной Арктики России, обладающей огромным природно-ресурсным потенциалом, тесно связано с проблемами жизнедеятельности и адаптации коренного и пришлого населения Крайнего Севера к изменяющимся неблагоприятным условиям окружающей среды. Особенности проживания населения на Крайнем Севере Якутии характеризуются суровым климатом с элементами потепления в поcледние годы, экологическим неблагополучием территории, неблагоприятными социально-экономическими характеристиками среды обитания, низким уровнем жизни местного населения [1, 2]. Обследование коренного и пришлого населения Крайнего Севера показало, что в целом по Республике наблюдается низкий уровень здоровья всего населения: показатели первичной заболеваемости взрослого населения в 2018 г. были на 10,8% выше, чем в среднем по РФ; уровень детской первичной заболеваемости был на 33% выше, чем в РФ.
Рассеивание минерально-сырьевых элементов в окружающей среде, наличие токсичных химических веществ в воде и почве отдельных улусов как побочных продуктов добычи полезных ископаемых и промышленного производства являются результатом как естественных, так и антропогенно обусловленных процессов, таких как добыча, переработка и обогащение полезных ископаемых, сбросы и выбросы предприятий ЖКХ. Поступление тяжелых металлов в окружающую среду превышает объемы их природного биогеохимического круговорота. Избыток тяжелых металлов в окружающей среде может приводить к серьезным заболеваниям растений, животных и человека. В первую очередь загрязнение окружающей среды сказывается на детях, так как тяжелые металлы накапливаются в плаценте. Это приводит к появлению врожденных патологий, снижению иммунитета, задержке умственного и физического развития новорожденных [3].
При высоких уровнях содержания металлов в окружающей среде они накапливаются в живых организмах. Методы биоиндикации [4, 5] позволяют выявлять тяжелые металлы в растениях, организме животных и рыб, которые используются в пищу местным населением. В районах, где наблюдается высокий уровень содержания металлов в питьевой воде и продуктах местного питания, отмечаются высокие показатели заболеваемости населения (новообразованиями, болезнями системы кровообращения, болезнями органов дыхания, мочеполовой системы, органов пищеварения) [6].
Токсичные для организма человека соединения образуют: барий, висмут, кадмий, марганец, медь, ртуть, свинец, серебро, таллий, хром, цинк и соединения некоторых неметаллов (мышьяка, сурьмы). В норме они содержатся в организме в очень небольших количествах, и их называют микроэлементами. Токсичные металлы при попадании в водоемы в значительных количествах накапливаются в растениях и организмах животных. Исследования методом биоиндикации обнаружили превышение этих показателей в живых организмах в 2–3 раза (ртуть) и более (фенолы и другие вещества) [4, 5]. Ртуть попадает в водоемы (как побочный продукт) при разработке предприятиями Якутии месторождений полезных ископаемых. Далее, под влиянием бактерий, ртуть переходит в органическое, легкоусвояемое рыбой и человеком соединение – метилртуть, и по пищевой цепочке накапливается в организме человека.
Цель исследования: оценить состояние здоровья населения арктических районов Якутии, расположенных возле крупных водных источников.
Материалы и методы исследования. В работе использованы статистические данные по заболеваемости и смертности населения за ряд лет (2000–2018 гг.) [7] и показатели загрязнения окружающей среды [8] в арктических районах Якутии: Эвено-Бытантайском, Усть-Янском, Среднеколымском, Оленекском, Нижнеколымском, Момском, Жиганском, Верхоянском, Верхнеколымском, Булунском, Анабарском, Аллайховском и Абыйском улусах [9]. Эти районы расположены на реках Анабар, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма и др. Кроме того, использованы данные литературных источников и материалы собственных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение. Арктические районы Якутии характеризуются большими площадями и низкой плотностью населения (менее 1 человека на 1 кв. км). Население проживает в поселках городского типа и в сельских поселениях. В некоторых районах (Булунском, Нижнеколымском, Усть-Янском) более половины населения проживает в поселке городского типа. За Полярным кругом находятся три района – Эвено-Бытантайский, Абыйский, Оленекский. Эвено-Бытантайский район – самый труднодоступный район среди арктических улусов (районов) Якутии. В основном, в нем расположены сельскохозяйственные районы, население которых занимается оленеводством, рыболовством, пушным промыслом. В районах также добывают алмазы, золото, разнообразные металлы. Исследование здоровья населения арктических районов Республики Саха (Якутия) показало, что производства, расположенные возле крупных рек и водоемов, при добыче полезных ископаемых сбрасывают отходы в воду, что негативно влияет на здоровье местного населения: отмечаются снижение иммунитета, онкозаболевания, нарушения психики и другие заболевания. Источниками ртути и других тяжелых металлов в Якутии служат, в основном, предприятия, добывающие алмазы, золото и другие полезные металлы [6]. При исследованиях [4, 5], проведенных методом биоиндикации, обнаружили превышения ПДК (предельно допустимой концентрации) по ртути в рыбе в 2,5–3 раза в следующих районах, расположенных возле крупных водных источников: Абыйском, Аллайховском, Верхнеколымском, Среднеколымском, Нижнеколымском. Абсорбция ртути в организме может достигать 80%. Органические соединения ртути накапливаются в эпителиальных клетках печени, почек, в нервной системе, особенно в головном мозге [3].
Количество врачей и больничных коек в арктических районах Якутии (в пересчете на 10 000 населения) постоянно меняется (2000–2018 гг.). Если количество врачей в среднем достаточно постоянно, то количество больничных коек уменьшается. При этом, согласно статистическим данным [7], количество больничных коек за 2000–2018 гг. уменьшилось в 1,5, а в некоторых районах (Абыйском, Верхоянском, Жиганском и Момском) – в 2 раза. Следовательно, число больных, проживающих в более отдаленных районах и нуждающихся в стационарном лечении, растет. Очень большая площадь и труднодоступность некоторых районов (например, Эвено-Бытантайского) способствуют усложнению диагностики и росту заболеваемости [7].
Во многих арктических районах Якутии в 2000-х гг. младенческая смертность была высокой, в связи с этим была разработана «Программа улучшения здоровья матери и ребенка в Якутии» [10]. Программа начала работать с 2009 г., и к 2018 г. младенческая смертность во многих арктических районах Якутии значительно снизилась (например, в Анабарском районе с 96 случаев до 10), но не во всех районах (рис. 1) [7, 11, 12]. Однако во всех арктических улусах она остается достаточно высокой (превышает средний показатель по Якутии в 2–3 раза) (рис. 1).
Рис. 1. Показатели младенческой смертности на 1000 родившихся живыми (арктические улусы Якутии) 2000–2018 гг.
По данным [11], наличие (или отсутствие) неонатолога не всегда улучшает статистические показатели младенческой смертности (в 2012 г. показатели в целом по районам составили 10,4/11,4 промилле (наличие/отсутствие), в 2014 г. – 6,5/6,8 промилле). Эти колебания показателей можно оценить как результат влияния/отсутствия каких-то инфекционных заболеваний. Таяние вечной мерзлоты может способствовать возникновению инфекций с неустановленной этиологией. Структура причин младенческой смертности: около 50% – перинатальные причины, около 20% – врожденные аномалии развития (несовместимые с жизнью), около 30% – другие причины [11, 12]. Исследования этих же авторов показали, что чаще страдают младенцы мужского пола и коренных национальностей, что указывает на возможные врожденные генетические отклонения [12]. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды (токсических отходов производства, местных источников тяжелых металлов, радиации) также может оказывать тератогенное воздействие на формирующийся плод.
При оценке детской заболеваемости арктических районов в целом [7] оказалось, что состояние здоровья детей достаточно нестабильно в разных районах в разные годы (рис. 2). В семи улусах (Аллаиховском, Булунском, Среднеколымском, Нижнеколымском, Оленекском, Эвено-Бытантайском, Усть-Янском) в последние годы отмечен рост первичной заболеваемости детей (рис. 2). В 2010 г. отмечался всплеск детской заболеваемости практически по всем арктическим районам, что достаточно характерно для инфекционного заболевания. Нестабильность состояния здоровья детей указывает на нарушения состояния иммунитета [1, 6].
Рис. 2. Заболеваемость (первичная) детей 0–14 лет в арктических улусах Якутии (на 1000 населения) (2000–2017 гг.)
Кроме антропогенных факторов, большое влияние оказывают условия проживания населения. В исследованиях О.Н. Ивановой [13, 14] отмечены такие факторы, как наличие печного отопления и ветхость жилья. Печное отопление, старые дома способствуют формированию аллергических заболеваний как у детей, так и у взрослых. Питание завозными консервированными продуктами также не способствует поддержанию здоровья населения. Практически во всех районах население занимается оленеводством, скотоводством, добычей пушнины. У детей при массовом скрининге выявлены аллергия на эпидермальные аллергены (перхоть оленей, лошадей и домашних животных) и повсеместный аллергический дерматит. Атопический дерматит имеет признаки и аллергии, и атопии. При наличии признаков атопии и аллергии эти свойства наследуются и усиливаются. В некоторых районах, по данным О.Н. Ивановой [14], распространенность атопического дерматита превышает 50%. Анализ заболеваемости взрослого населения по этому пункту дал схожие показатели. Аллерготестирование с эпидермальными аллергенами достоверной разницы в сенсибилизации между сельскими и городскими школьниками не выявило, так как местное население даже в городе содержит много животных.
За период с 2008 по 2014 гг. выявлен [13] рост показателей первичной заболеваемости аллергическим ринитом среди детского населения Республики Саха (Якутия) в 1,25 раза. Поскольку аллергический ринит провоцирует другие соматические заболевания, то рост детской заболеваемости в арктических районах также можно объяснить ростом аллергизации населения. По анализам аллерготестирования у школьников, проживающих в сельских условиях, выявлена повышенная сенсибилизация к пыльце растений, из них к полыни – у 32,1%, березе – у 49,8% и луговым травам – у 20,5%. У городских школьников сенсибилизация выше к бытовым аллергенам: клещам домашней пыли (16,2%). В Республике Саха (Якутия) спектр поллинирующих растений меньше и время пыления короче, что связано с климатогеографическими особенностями Крайнего Севера. Автор [6] указывает на связь между антропогенным загрязнением окружающей среды тяжелыми металлами и увеличением заболеваемости бронхиальной астмой и поллинозами в этих районах. Также в этом обзоре отмечается влияние антропогенного загрязнения на уже имеющиеся заболевания в сторону утяжеления состояния больного.
Таким образом, показатели «детская заболеваемость» и «младенческая смертность» могут быть использованы как индикаторы качества окружающей среды и как показатели комфортности проживания населения. Здесь комплексно отражается влияние всех факторов среды: медицинских, социально-экономических, природных и антропогенных. По данным ряда авторов [6], вся смертность детей в возрасте до 1 года от пневмонии полностью обусловлена загрязнением окружающей среды. Врожденные пороки, множественные и несовместимые с жизнью ребенка [2, 12], тоже возникают в результате загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Если рассматривать смертность и заболеваемость детского населения, то в целом по арктическим районам она значительно выше, чем в среднем по России. С возрастом обмен веществ у взрослых замедляется, и прямое воздействие природных и антропогенных факторов на здоровье населения переходит в плоскость различных длительных патологических состояний: вторичных аллергических процессов замедленного типа с преобладанием воспалительных заболеваний различных органов и систем, онкозаболеваний, заболеваний крови [6].
Заключение. В арктических районах Якутии наблюдаются признаки снижения здоровья детского населения улусов: достаточно высокий и нестабильный уровень первичной заболеваемости детей, повышенный уровень младенческой смертности. Показатели младенческой смертности и детской заболеваемости в арктических улусах (несмотря на программу улучшения качества медицинской помощи матери и ребенку) по-прежнему остаются выше, чем в среднем по России. Среди причин роста детской заболеваемости необходимо отметить рост количества аллергических заболеваний. Аллергические заболевания вызывают изменения иммунитета ребенка, создавая фон для возникновения других патологических процессов в организме. Среди причин повышенной заболеваемости необходимо отметить изменение питания (оно стало богаче углеводами), наличие печного отопления и ветхого жилья в улусах, антропогенное загрязнение окружающей среды. Суровый арктический климат в сочетании с этими факторами создает предпосылки для возникновения заболеваний, связанных с нарушением иммунитета.
Работа выполнена в рамках госзадания Минобрнауки РФ (№АААА-А16-116110810013-5) при частичной поддержке РФФИ (проект № 18-05-60103).