Несмотря на то что вузы России регулярно выпускают значительное количество бакалавров и магистров по педагогическому направлению подготовки, реальное состояние дел показывает, что школы испытывают острый дефицит в учителях, особенно в молодых специалистах. Особый кадровый дефицит система школьного образования ощутила за последний год – в период пандемии, когда многие педагоги с большим стажем и опытом работы были вынуждены оставаться дома, а у школ не нашлось резервов по их замене. Именно в этот момент многим учителям, особенно сельских школ, пришлось выполнять замену преподавателей предметов смежных профилей. Например, учитель физики заменял учителя математики или учителя информатики, учитель русского языка заменял учителя истории и т.п. [1].
На основании анализа данных с сайтов вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование», можно сделать вывод, что более 85% будущих педагогов являются монопрофильными специалистами. Узкая специализация бакалавров объясняется ограниченным сроком подготовки (четыре года) и ориентацией школ крупных городов на узкую специализацию каждого педагога. Для руководства сельских школ и школ небольших провинциальных городов прием на работу таких молодых специалистов часто становится проблемой. С одной стороны, для ряда монопрофильных педагогов не хватает необходимой учебной нагрузки, а руководство школы не может принять на работу необходимое количество педагогов из-за ограничения часов, с другой стороны, теряются мобильность и устойчивость образовательного процесса школы из-за отсутствия возможности замен и перераспределения нагрузки между педагогами [2].
Целью данной статьи является обоснование реализуемости и конкурентоспособности модели многопрофильной подготовки учителя математики, информатики и физики на основе дополнительной профессиональной подготовки будущего учителя на этапе обучения в вузе.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования являлись учебные планы образовательных программ бакалавриата Шуйского филиала ИвГУ и ряда других вузов, учебные программы дополнительного профессионального образования. В качестве основополагающих методов исследования выбраны анализ и теоретическое обобщение исследуемой документации; наблюдение за реализацией педагогического процесса в вузе; анкетирование обучающихся вуза (студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры); моделирование комбинаций многопрофильной подготовки будущего педагога.
Результаты исследования и их обсуждение. Шуйский филиал ИвГУ (бывший Шуйский государственный педагогический институт) имеет многолетний опыт подготовки педагога с двумя профилями. С 1982 г., до перехода всей системы высшего образования на двухуровневую подготовку (бакалавриат – магистратура), вуз осуществлял подготовку специалистов в области педагогики по двум специальностям. Таких комбинаций было несколько, их сочетание изменялось под воздействием потребностей региона. Среди комбинаций в разные годы присутствовали: «Математика, информатика и ВТ», «Математика и физика», «Физика и информатика».
Переход системы высшего образования на двухуровневую модель (бакалавриат – магистратура) потребовал возврата вуза к подготовке педагога с одним профилем подготовки. Однако модернизация образования и потребности рынка труда способствовали появлению бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) со сроком обучения пять лет при очной форме обучения, который на данный момент успешно реализуется в Шуйском филиале ИвГУ. Среди многообразия возможных комбинаций кафедрой «Математика, информатика и методики обучения» выбрана для реализации образовательная программа с двумя профилями подготовки «Математика; Информатика» [3].
Принимая во внимание необходимость и востребованность регионом, помимо учителей математики и информатики, также и учителей физики, вуз предложил модель получения учителем математики и информатики дополнительной профессиональной квалификации «Учитель физики» в рамках повышения квалификации в период обучения в вузе в Центре дополнительного образования. Для реализации предложенной модели проанализированы учебные планы образовательных программ Шуйского филиала ИвГУ «Математика; Информатика» и «Математика; Физика» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с целью выявления разницы в дисциплинах и их трудоемкости. Эти две образовательные программы отличаются, в основном, специальными дисциплинами второго профиля подготовки. Перечень дисциплин и часы, предусмотренные на их освоение, отображены в таблице.
Как видно из таблицы, если студенты образовательной программы «Математика; Информатика» хотят получить образование по дополнительному профилю «Физика», им требуется освоить специальные дисциплины, относящиеся к этому профилю («Методика преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС»; «Механика, молекулярная физика и термодинамика»; «Электродинамика и электростатика»; «Колебания, волны, оптика»; «Квантовая и ядерная физика»; «Астрономия»; «Организация физического эксперимента в школе»). Это можно реализовать на курсах дополнительной профессиональной подготовки в течение двух лет в объеме 520 ч. Так выпускник становится обладателем трех профилей – «Математика»; «Информатика» и «Физика». По рекомендации кафедры данную профессиональную переподготовку целесообразно получать на 4–5-х курсах, когда освоены дисциплины психолого-педагогического цикла, при этом можно совместить педагогическую практику по преподаванию физики в школе с педагогической практикой по основному месту обучения.
Сравнение учебных планов по профилям подготовки
Математика; Информатика |
Математика; Физика |
Кол-во часов (контактных) |
Web-проектирование и web-дизайн |
Web-проектирование и web-дизайн |
81 (24) |
Алгебра и теория чисел |
Алгебра и теория чисел |
216 (87) |
Архитектура компьютера |
Электродинамика и электростатика |
54 (24) |
Базы данных |
Механика, молекулярная физика и термодинамика |
108 (51) |
Безопасность жизнедеятельности |
Безопасность жизнедеятельности |
54 (27) |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
54 (24) |
Геометрия |
Геометрия |
270 (127,5) |
Дискретная математика |
Дискретная математика |
54 (27) |
Дистанционные технологии в образовательном процессе школы |
Дистанционные технологии в образовательном процессе школы |
81 (36) |
Дифференциальные уравнения |
Дифференциальные уравнения |
81 (24) |
ИКТ и медиаинформационная грамотность |
ИКТ и медиаинформационная грамотность |
108 (51) |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
324 (103,5) |
Информационные системы |
81 (24) |
|
Информационные технологии управления образовательным учреждением |
Информационные технологии управления образовательным учреждением |
54 (27) |
История (история России, всеобщая история) |
История (история России, всеобщая история) |
108 (48) |
История информатики и методики обучения |
История физики и методики обучения |
54 (24) |
История математики |
История математики |
54 (24) |
История религий |
История религий |
54 (24) |
Компьютерное моделирование |
Компьютерное моделирование |
81 (30) |
Компьютерные сети и web-технологии |
Колебания, волны, оптика |
81 (27) |
Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире |
Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире |
81 (27) |
Культурология |
Культурология |
81 (27) |
Курсовая работа по модулю |
Курсовая работа по модулю |
27 |
Логическое программирование |
Логическое программирование |
108 (36) |
Математическая логика и теория алгоритмов |
Математическая логика и теория алгоритмов |
54 (30) |
Математический анализ |
Математический анализ |
270 (114) |
Методика обучения информатике |
Методика обучения физике |
324 (156) |
Методика обучения математике |
Методика обучения математике |
324 (156) |
Методы и средства защиты информации |
Квантовая и ядерная физика |
162 (66) |
Мультимедиа-технологии в образовании |
Мультимедиа-технологии в образовании |
81 (36) |
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности |
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности |
54 (27) |
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями |
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями |
54 (24) |
Основы алгоритмизации и программирования |
Основы алгоритмизации и программирования |
108 (30) |
Основы вожатской деятельности |
Основы вожатской деятельности |
81 (24) |
Основы искусственного интеллекта |
Основы искусственного интеллекта |
108 (30) |
Основы медицинских знаний |
Основы медицинских знаний |
54 (24) |
Основы робототехники |
Основы робототехники |
108 (30) |
Основы физики |
Основы физики |
108 (40,5) |
Педагогика |
Педагогика |
189 (81) |
Практикум по решению задач ЕГЭ по алгебре и началам математического анализа |
Практикум по решению задач ЕГЭ по алгебре и началам математического анализа |
54 (27) |
Практикум по решению задач ЕГЭ по геометрии |
Практикум по решению задач ЕГЭ по геометрии |
54 (27) |
Практикум по решению задач по информатике |
Практикум по решению задач по физике |
216 (105) |
Прикладное программирование |
108 (30) |
|
Проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов |
Проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов |
81 (40,5) |
Психология |
Психология |
189 (78) |
Речевые практики |
Речевые практики |
108 (49,5) |
Системное и прикладное программное обеспечение |
Системное и прикладное программное обеспечение |
81 (27) |
Системное программирование |
Астрономия |
108 (30) |
Современные средства оценивания результатов обучения по математике и информатике |
Современные средства оценивания результатов обучения по математике и физике |
54 (24) |
Теоретические основы информатики |
Организация физического эксперимента в школе |
135 (57) |
Теория вероятностей и математическая статистика |
Теория вероятностей и математическая статистика |
54 (27) |
Технологии воспитательных практик |
Технологии воспитательных практик |
54 (27) |
Физика природных явлений |
Физика природных явлений |
408 (40,5) |
Физическая культура и спорт |
Физическая культура и спорт |
54 (24) |
Философия |
Философия |
108 (27) |
Финансовый практикум |
Финансовый практикум |
54 (13,5) |
Численные методы |
Численные методы |
108 (40,5) |
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту |
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту |
246 (154,5) |
Электронная школа XXI века |
Электронная школа XXI века |
81 (30) |
Элементарная математика |
Элементарная математика |
378 (163,5) |
Школы нуждаются не только в педагогах, но и в технических специалистах, например в системных администраторах. Поэтому для всех выгодна ситуация, когда педагог (преимущественно учитель информатики) имеет дополнительное образование в сфере информационных технологий. Принимая во внимание тот факт, что, как правило, в небольших по численности контингента школах учителю информатики вменяются в обязанность системное администрирование образовательного учреждения и управление электронной информационно-образовательной средой школы, наш вуз предлагает будущим учителям информатики курсы дополнительного профессионального образования «Системное администрирование» [4]. Таким образом, помимо освоения нескольких педагогических профилей («Математика; Информатика; Физика»), будущий учитель также может получить техническое образование и в будущем совмещать должность системного администратора в школе. Это повысит его значимость на рабочем месте, доход, а также конкурентоспособность на рынке труда. Образовательная программа «Системное администрирование» существенно отличается от рассмотренных ранее образовательных программ педагогического направления подготовки. Обучающемуся необходимо освоить такие дисциплины, как: «Архитектура современных операционных систем», «Основы локальных сетей», «Сетевое администрирование», «Архитектура информационных систем», «Информационная безопасность», «Защита информации в корпоративных сетях» и т.д. Однако содержательно многие дисциплины пересекаются с профильными дисциплинами подготовки будущего учителя информатики. Данная дополнительная образовательная программа рекомендуется к освоению студентам на 2–3-х курсах, параллельно с техническими дисциплинами профильной подготовки по информатике. Продолжительность курсов дополнительного образования для обучающихся по образовательной программе «Математика; Информатика» составляет 520 ч.
Для выявления востребованности дополнительной профессиональной подготовки будущими педагогами нами был проведен опрос студентов Шуйского филиала ИвГУ, в котором они выражали свое отношение к данному предложению. Опрос охватил более 80% обучающихся, большая часть из которых прошли (проходят в данный момент или планируют) дополнительную профессиональную подготовку и выражают уверенность в повышении благодаря этому своей конкурентоспособности на рынке труда. Популярными ответами на вопрос: «Для чего Вы проходили / будете проходить курсы дополнительной профессиональной подготовки?» стали: «Для профессионального роста в будущей профессии», «Интересно двигаться в разных направлениях и развивать свой кругозор», «Для расширения своих компетенций и для повышения своего статуса на рынке труда», «Для получения дополнительных возможностей трудоустройства по выбранной профессии». Также студенты выражают позитивное отношение к форме проведения курсов: «Очень удобно проходить курсы там, где учишься, в период обучения», «Очень удобно обучаться в смешанном формате. Это экономит время и предоставляет больше возможностей». Результаты анкетирования представлены на диаграмме рисунка 1.
Рис. 1. Результаты анкетирования студентов Шуйского филиала ИвГУ
Требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и администрация вуза предоставляют студентам все возможности для конструирования своего образования в соответствии с личными желаниями и потребностями рынка труда [5]. В рамках нашего исследования с целью оказания студентам помощи в выборе образовательного маршрута нами была разработана таблица сочетаемости профилей педагогического направления подготовки исходя из смежности и повторяемости изучаемых дисциплин, где 5 – максимальная сочетаемость профилей подготовки, 0 – минимальная сочетаемость (рис. 2).
Рис. 2. Таблица сочетаемости профилей педагогического направления подготовки
Заключение. В ситуации необходимости смены профессионального вида деятельности или расширения профиля подготовки по отраслям знаний может оказаться каждый человек независимо от возраста, пола и полученного образования. Повышение конкурентоспособности выпускников является одной из значимых задач любого вуза. Мы видим достижение этой задачи в подготовке многопрофильного педагога, который обладает способностью к самообразованию, нацелен на будущую профессиональную деятельность, имеет системный взгляд на педагогический процесс. Такой специалист очень востребован в школе не только потому, что способен к преподаванию нескольких предметов, но и потому, что готов к реализации межпредметных связей и формированию у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий.