Современная ситуация определяет востребованность в современном обществе активной, предприимчивой, творческой личности, молодой духом, способной разрабатывать и реализовывать инновационные проекты. Проблема молодежного предпринимательства является одной из актуальных. Соответственно, у педагогов появилась задача поиска механизмов содействия развитию у обучающихся соответствующих знаний, способностей и подготовленности к предпринимательской деятельности. Возникла насущная необходимость педагогической практики в научно-методической поддержке сущности и процесса формирования и развития предпринимательских компетенций у обучающихся. В аспекте современного положения в нашей стране требуется эффективное привлечение потенциала развития экономики, носителем которого является молодое поколение.
Цели исследования – выявление и изучение опыта работы по развитию предпринимательских компетенций, а также разработка комплексной модели по развитию предпринимательских компетенций у студентов педагогического вуза.
Материалы и методы исследования
Материал данного исследования составили теоретические и практические работы в области педагогики и психологии. Ход исследования опирался на принципы системно-деятельностного подхода, что предполагает перевод теоретических знаний в навык и как итог – формирование компетенции посредством организации познавательной деятельности и контекстного подхода, основанного на системе микро- и макрофакторов жизни и деятельности обучающихся, оказывающих влияние на процесс и результат восприятия, понимания и преображения человеком реальной действительности. Основные методы исследования: анализ и обобщение опыта работы по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся педагогического вуза, схематизация результатов исследования. В итоге проведенного анализа психолого-педагогической литературы дана характеристика понятия «предпринимательские компетенции».
Результаты исследования и их обсуждение
Под предпринимательскими компетенциями подразумеваются определенный перечень вопросов, в которых личность авторитетна, обладает знаниями, опытом, помогающим эффективно заниматься предпринимательской деятельностью; образцы поведения, демонстрируемого в процессе успешного выполнения задач в бизнесе [1, c. 1].
Теоретическое изучение. Одним из путей исследований вопроса развития предпринимательских компетенций явилось широкомасштабное кросс-культурное исследование, проведенное Агентством международного развития США (USA ID) (R.S. Mansfield, D.C. McClelland, L.M. Spencer, J. Santiago (1987). В результате сформирован перечень основных компетенций эффективных предпринимателей [ 2].
- Компетенции достижения (инициативность, видение возможностей и их использование, ориентация на высокое качество результатов, соблюдение обязательств, ориентация на эффективность).
- Компетенции мышления и решение проблем (систематическое планирование, решение проблем).
- Директивность и контроль (настойчивость, контроль).
- Ориентированность на взаимодействие (признание важной роли деловых контактов).
Л.А. Трусова с целью подготовки обучающихся к успешной карьерной стратегии и занятию в будущем предпринимательской деятельностью предложила модель обобщенных предпринимательских компетенций. К таким компетенциям относятся: успехи и достижения, инициатива, умение использовать возможности, настойчивое стремление к достижению цели; доминантность как умение влиять и вести за собой; предпринимательское мышление как видение возможностей для бизнеса; образование как наличие необходимой подготовленности в сфере бизнеса; личностные качества – работоспособность и усердие, творческое мышление [1, с. 3].
Опираясь на данный подход к определению предпринимательских компетенций, можно выделить основные составляющие: способность планировать и организовать работу коллектива; ориентация на достижение цели; способность осуществлять деловые коммуникации; осознание предпринимательства [3, c. 3].
Развитие предпринимательских компетенций необходимо сопровождать формированием предпринимательского мышления и взаимосвязанных с ним активности, креативности и социальной ответственности. Социальную ответственность исследователи рассматривают как необходимую составляющую предпринимательских компетенций. Высокий уровень сформированности у студентов предпринимательских компетенций способствует увеличению шансов построения карьеры после завершения учебы.
Ни один диплом не дает гарантии занятости, если отсутствуют умение взаимодействовать и конструктивно вести диалог, навыки совместного принятия решений, чувство ответственности за свои действия и происходящее [4, c. 83]. Самыми активно используемыми с целью развития необходимых навыков и умений методами служат метод разбора производственных ситуаций и решения ситуационных задач, геймификация, интерактивные семинары, менторская поддержка, проектное обучение, научно-исследовательская работа студентов и др. Их использование позволяет моделировать профессиональную деятельность, имитировать ее. Как форму развития предпринимательских компетенций студентов особо можно выделить такую максимально приближенную к реальной деятельности предпринимателя по уровню напряжения интеллектуальных ресурсов и выраженности мотивации, по дефициту времени и стрессогенности форму, как участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня [5].
Начиная профессиональную деятельность, новый работник неизбежно проходит период профессиональной и социальной адаптации. Профессиональная подготовка в образовательном заведении – это главный этап формирования личности будущего специалиста, поскольку приобретаемые в этот период профессиональные компетенции обусловливают его дальнейшую профессиональную деятельность [6]. И процесс адаптации для молодого специалиста будет особенно сложным, если формирование и развитие требуемых компетенций не включены в образовательный процесс. Отсюда следует необходимость использовать формы работы, содействующие комплексному развитию предпринимательских компетенций.
Развитие предпринимательских компетенций предполагает опору на комплексный подход. В системе их формирования обычно выделяются следующие элементы:
– развитие предпринимательских компетенций в образовательном процессе;
– использование инфраструктуры с целью поддержки предпринимательской деятельности;
– организация научных исследований в сфере бизнеса;
– организация сетевых коммуникаций.
Прослеживается, что существует достаточный опыт обучения основам бизнеса и предпринимательству, но он не всегда носит системный характер и, чаще всего, относится к высшей ступени образования.
Вопрос о предпринимательских компетенциях в отношении студентов педагогического вуза специфичен в аспекте предстоящей профессиональной деятельности, к которой готовит вуз. Поэтому одной из задач является определение перечня предпринимательских компетенций. Для студентов педагогического вуза актуальными, по мнению авторов, являются следующие: способность управлять задачами, что включает умение ставить цели, навыки принятия решений и умение доводить до завершения, умение брать на себя ответственность; инициатива и умение использовать возможности; доминантность как способность влиять и вести за собой; способность управлять отношениями, что включает умение мотивировать, решать конфликтные ситуации, умение создавать команду и работать в ней.
С учетом всех особенностей развития предпринимательских компетенций предлагается комплексная модель формирования предпринимательских компетенций у студентов педагогического вуза, состоящая из 3 модулей.
- Финансовый практикум. Модуль направлен на повышение у обучающихся уровня финансовой грамотности. Так как обучение финансовой грамотности уже внедряется на всех уровнях образования, планируется его включение в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, данное решение принято на заседании Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг.
При активном сотрудничестве Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева с отделением Национального банка Республики Мордовия Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ разработан ряд общеобразовательных программ по финансовой грамотности для каждого уровня образования.
- Бизнес-модуль – направлен на развитие умений работать в команде, согласовывать свои действия с партнерами, на развитие организаторских и лидерских способностей, навыков совместного принятия решения. Основная цель данного модуля состоит в том, чтобы проработать экономическую сторону функционирования проекта, потренировать soft skills, используя полученные навыки в реальной жизни, уметь распределять уровень ответственности, а также потренировать hard skills, т.е. умение описывать бизнес-процессы и формирование основ юридической грамотности [7].
В образовательной программе для студентов «Аукцион идей» рассматриваются вопросы знакомства обучающихся с процедурой регистрации бизнеса, существующей системой налогообложения, а также с мерами поддержки начинающих предпринимателей. Предлагается разработать проект «Создай собственное дело».
Разбор конкретных кейсов способствует развитию предпринимательских компетенций студентов, позволяет моделировать предпринимательские действия на основе теоретических знаний. Обучение предпринимательскому мышлению и предпринимательским действиям на основе системы элементов бизнеса позволяет визуализировать и структурировать внутреннюю и внешнюю сферы бизнеса для определения последовательности предпринимательских действий. Система элементов становится стержнем, вокруг которого выстраивается предпринимательская деятельность и проявляется совокупность необходимых для ее осуществления компетенций. Вместе с тем у студентов формируется осознание предпринимательской деятельности не как исключительно способа получения выгоды от реализации товара: обязательными и важными условиями экономического эффекта должны быть принесение пользы обществу, повышение жизненного уровня населения.
- Экономическое воспитание (культура). Цель модуля – сформировать образ мышления и деятельности обучающихся, а также развивать компетенции, необходимые в постоянно меняющейся социально-экономической ситуации [8].
Для развития и обогащения предпринимательских компетенций у обучающихся осуществляется сотрудничество с Автономной некоммерческой организацией « Центр поддержки предпринимателей Республики Мордовия». Обучающиеся участвуют в конкурсе «Я предприниматель», в конкурсе «Эстафета лидеров», разработанных как сегмент региональной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», оператором которой выступает Центр поддержки предпринимателей Республики Мордовия.
Следовательно, необходимо укреплять партнерство с профильным бизнесом: центрами предпринимательства, технопарками, бизнес-инкубаторами.
Важным показателем уровня развития предпринимательских компетенций является участие студентов в региональных и всероссийских конкурсах, студенческих предпринимательских проектах [9].
Уже не первый год студенты Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева активно участвуют в Общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант», международной интернет-олимпиаде по экономике, где добиваются высоких результатов.
Заключение
Таким образом, перед вузами постав лены задачи, решение которых требует комплексного подхода.
Актуальной остается потребность образовательных организаций в заинтересованных высококвалифицированных сотрудниках, обладающих, с одной стороны, хорошим пониманием специфики образовательного процесса, а с другой – компетенциями в области права, экономики и менеджмента, способных проектировать, руководить подготовкой, реализацией и продвижением образовательных продуктов и услуг.
Для развития у обучающихся предпринимательских компетенций необходимо обеспечение вузов высококвалифицированными педагогическими кадрами, обладающими профессиональными компетенциям и в этой области [7]. В рамках дополнительного образования на базе Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Менеджмент в образовании» (520 ч, цель – формирование у слушателей профессиональных компетенций для осуществления управленческой деятельности в сфере образования), «Экономическая культура педагога» (цель – формирование у слушателей экономического мышления в области экономической педагогики, т.е. воспитание творческого, инициативного человека, умеющего делать выбор и адаптироваться в социально-экономическом пространстве), «Правила финансовой грамотности» (цель программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области содержания и преподавания курса финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций), «Digital маркетинг» ( цель – формирование и совершенствование у слушателей практических знаний и умений в области цифрового маркетинга в сфере образовательных услуг).
Все это дает возможность педагогам постоянно совершенствовать свои предпринимательские компетенции и готовить обучающихся к различного рода конкурсам и олимпиадам [8].
Достижения и результаты позволяют сделать вывод о том, что все предлагаемые мероприятия по развитию предпринимательских компетенций в вузе являются эффективными, имеют интегрированный характер, но необходим единый системный подход с использованием современных форм и методов, который обеспечивает методологическое и методическое развитие всего комплекса предпринимательских компетенций у обучающихся в педагогическом вузе.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Парадигма образования современного постиндустриального общества: философско-методологический анализ».