В настоящее время в период цифровой трансформации образования актуализируются малоизученные механизмы построения педагогической системы на принципах киберпедагогики (В.П. Беспалько) [1, 2], «цифровой системы образования» на принципах контекстного обучения (А.А. Вербицкий) [3, 4] и входящей в них системы развития информационной компетенции студентов вуза на принципах человекоразмерного и опережающего образования (Н.П. Табачук, В.В. Мельникова, А.Е. Поличка) [5, 6].
В.П. Беспалько, обращаясь к исследованию педагогической системы на принципах киберпедагогики, подчеркивает, что киберпедагогика (от «кибернетика» и «педагогика») есть наука применения компьютеров в обучении, методология управления обучением с помощью компьютера в ситуации успеха для каждого [1, 2]. Экстраполируя данные концептуальные положения на наше исследование, следует отметить, что система развития информационной компетенции студентов вуза должна выстраиваться на принципах киберпедагогики, где одним из методов управления обучением и в то же время образовательным метапредметным результатом могут являться цифровые образовательные карты как инструменты и образовательные продукты, формирующие глубокий, безошибочный, положительный цифровой след студентов, описанный в ранее проведенных исследованиях [7, 8].
Система развития информационной компетенции студентов вуза должна работать на опережение ситуации и быть направлена на студента как человека с собственными потребностями, восприятием, метаспособностями (одной из которых является информационная компетенция), интересами, мотивацией и субъективной реальностью, которая проявляется в образовательном процессе, в процессе поиска универсальных способов действий с информацией, орудий (цифровых образовательных карт) представления результатов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Интересен подход А.А. Вербицкого к проблематике выстраивания «цифровой системы образования», который отмечает, что настала эпоха киберсоциализации общества, где еще не сформировалась психолого-педагогическая теория цифрового обучения [4]. В аспекте развития «цифровой системы образования», теории цифрового обучения, как отмечает А.А. Вербицкий, важно уделять внимание контекстному обучению.
Указанный автор в свете теории контекстного обучения отмечает, что для мотивации и постановки цели обучения необходимо создать контекст, в котором обучение и жизнь будут связаны посредством педагогических и цифровых технологий моделирования предметно-технологического, социального и морально-нравственного содержания профессиональной деятельности [3]. Идеи контекстного обучения в системе развития информационной компетенции студентов вуза можно поддерживать через разработку цифровых образовательных карт не только преподавателями, но и студентами как приобретение субъектного опыта формирования цифровых контекстов.
Рассуждая в направлении контекстного обучения, следует отметить, что происходят цифровая трансформация в сфере образования (И.В. Роберт, А.М. Кондаков, С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров, Н.П. Табачук, А.Е. Поличка, М.А. Кислякова и др.) [9–12], переход к цифровой парадигме образования (И.В. Роберт и др.) [9], становление теории цифрового обучения (А.А. Вербицкий и др.) [4], «мобильное электронное образование» (А.М. Кондаков и др.) [10], которые меняют роль преподавателя в системе развития информационной компетенции студентов вуза, происходит переход от профессионала по содержанию к профессионалу по контексту.
В нашем исследовании мы обращаем внимание на систему развития информационной компетенции студентов направления подготовки «Педагогическое образование» – будущих учителей, для которых важно обладать современными компетенциями и ориентироваться на профессии будущего.
Востребованы профессии будущего: контент-менеджер, фронтенд-разработчик, менеджер интернет-проектов, которые осваиваются студентами как будущими учителями. Учитель как профессионал по контексту на современном этапе цифровой трансформации образования овладевает компетенциями:
- контент-менеджера (профессионал, отвечающий за подготовку, отбор и размещение в цифровой образовательной среде вуза цифрового контента, цифровых образовательных карт);
- фронтенд-разработчика (профессионал, разрабатывающий интерфейс для студентов в целях обеспечения максимально удобного использования электронного учебного курса);
- менеджера интернет-проектов (руководит инициативной группой студентов и несет ответственность за качество и успешность созданных цифровых образовательных карт как интернет-проектов);
- разработчика цифровых образовательных карт в рамках цифровой образовательной среды вуза;
- проектировщика индивидуальных образовательных маршрутов;
- модератора образовательных онлайн-платформ.
Развитие данных актуальных направлений информационной компетенции студентов как будущих учителей выводит их на новый уровень метапредметности и универсальности в цифровой образовательной среде вуза.
Цели исследования – определение особенностей системы развития информационной компетенции студентов вуза с помощью цифровых образовательных карт и ее влияния на мотивацию к изучению дисциплины «Информатика», разработка цифровых образовательных карт авторами исследования и студентами направления подготовки «Педагогическое образование» как творческого инструмента управления проектной деятельностью.
Материал и методы исследования
Для осуществления цели исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ подходов к исследованию педагогических систем; экстраполяция концептуальных положений педагогических систем на систему развития информационной компетенции студентов вуза; картирование как метод моделирования субъективной реальности; метод разработки цифровых образовательных карт; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; метод изучения продуктов деятельности (цифровых образовательных карт авторов исследования и студентов направления подготовки «Педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»).
Результаты исследования и их обсуждение
Особенностью системы развития информационной компетенции студентов вуза, построенной на принципах человекоразмерного и опережающего образования, является то, что в процессе реализации данной системы обучающиеся овладевают новыми компетенциями:
- способен спроектировать цифровые образовательные карты как стратегии будущего и как осознание собственного субъектного опыта работы с информацией в рамках разных дисциплин, одной из которых является дисциплина «Информатика»;
- готов использовать современные педагогические и цифровые технологии обучения;
- способен применять онлайн-сервисы в учебной и научно-исследовательской деятельности;
- понимает возможности цифровой образовательной среды вуза;
- способен формировать индивидуальный стиль обучения с особенностями восприятия и обработки информации;
- выстраивает индивидуальный образовательный маршрут.
Эти компетенции связаны с перечисленными выше профессиями будущего и развитием высокого уровня информационной компетенции у студентов.
Главной особенностью предлагаемой нами системы развития информационной компетенции студентов направления подготовки «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» является использование цифровых образовательных карт.
Интересен подход к определению карт отечественных ученых Е.Г. Дорошенко, Н.И. Пака, Л.Б. Хегай, А.Н. Марычевой С.М. Степановой, которые утверждают, что картирование пока не очень распространенный, но творческий инструмент планирования и визуализации. Они исследуют понятие «учебная дорожная карта», понимая под ним индивидуальную траекторию обучения студента, основанную на свободном и узаконенном выборе средств, форм и методов обучения, соответствующих его притязаниям и предпочтениям, для достижения заданных образовательных результатов [13, 14].
Опираясь на данное определение, мы уточнили понимание феномена «цифровые образовательные карты». Цифровые образовательные карты для нас, с одной стороны, представляют собой цифровые модели образовательной реальности, содержание которых соответствует содержанию карты определенного типа, с другой – инновационный образовательный творческий инструмент как визуализированное средство отображения информации, прожитой и пережитой субъектом при работе с картой. Цифровые образовательные карты выступают средством выражения субъективной реальности человека и рефлексивной деятельности в отношении работы с информацией; инструментом управления проектной деятельностью студентов и образовательным результатом для студентов.
Примечателен подход Т.М. Ковалёвой, Т.А. Климовой, Л.И. Лазаревой, Т.М. Митрошиной, М.В. Тюминой к определению картирования как процесса работы с картой, который всегда запускается в совместной работе студента и преподавателя, затем продолжается и поддерживается уже самим студентом и становится для него важным инструментом «организации самого себя», процессом его личного картирования [15].
В «Манифесте о цифровой образовательной среде» авторы отмечают, что с появлением более компактных, гранулированных форматов обучения возникает необходимость в картах, отражающих горизонтальные связи между образовательными активностями [16].
Рассмотрим особенности системы развития информационной компетенции студентов вуза, связанные с разработкой и использованием цифровых образовательных карт в рамках изучения дисциплины «Информатика».
Разработка авторами исследования цифровых образовательных карт по информатике позволяет обрисовать образы будущих образовательных проектов; определить гранулированные образовательные форматы, открывающие новые возможности для обучения; сформировать бесконечное количество цепочек: курс, одним из которых является «Информатика», цифровые образовательные карты, студенческие проекты – образовательных траекторий.
Мы условно разделили цифровые образовательные карты на карты – «опорные сигналы», практико-ориентированные карты, карты визуализации.
Исследования в направлении развития информационной компетенции студентов вуза с помощью цифровых образовательных карт мы начали в этап перехода к цифровой трансформации образования и дистанционному формату образовательного взаимодействия в вузе, и нами накоплен интересный материал по разработке цифровых образовательных карт и их использованию в образовательном процессе для подготовки к интернет-тестированию студентов, проводимому через «Единый портал интернет-тестирования в сфере образования» [17] (карты – «опорные сигналы», практико-ориентированные карты); по вовлечению студентов в проектную деятельность представления результатов учебной и научной работы в виде карт визуализации.
Приведем примеры созданных цифровых образовательных карт (таблица).
Примеры цифровых образовательных карт
Карты – «опорные сигналы» по информатике |
Практико-ориентированные карты |
«Элементы алгебры логики. Логические операции» https://www.youtube.com/watch?v=7kwMZPVadSA |
«Элементы алгебры логики. Логические операции» https://www.youtube.com/watch?v=UZLSyqxIE84 |
«Алгоритмизация и программирование» https://www.youtube.com/watch?v=q84k0JDu6BM |
«Алгоритмизация и программирование» https://www.youtube.com/watch?v=nEbwEjkahxc |
«Моделирование» https://www.youtube.com/watch?v=x6lGeiqBIH4 |
«Моделирование» https://www.youtube.com/watch?v=x6lGeiqBIH4 |
Карты визуализации, выполненные студентами первого курса направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Математика. Информатика», «Информатика. Физика» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» |
|
«Системы счисления» (Анастасией К.) |
https://www.powtoon.com/s/gafY8ttclCL/1/m |
«Алгебра логики» (Софьей Ф. и Дмитрием В.) |
https://www.powtoon.com/s/btQg2HFYyiE/1/m |
«Информационные технологии» (Ульяной Б.) |
https://www.powtoon.com/s/ddztiOTSHH9/1/m |
«Алгоритмизация и программирование» (Ариной З.) |
https://www.powtoon.com/s/b7CGxRZ2WIM/1/m |
«Компьютерные сети» (Викторией Т.) |
https://www.powtoon.com/s/c0HmiOHgreZ/1/m |
«Марк Цукерберг» (Ариной З.) |
https://www.powtoon.com/s/eiJOUYGsnmY/1/m |
«Биография Ады Лавлейс» (Ульяной Б.) |
https://www.powtoon.com/s/czC591l1Gxy/1/m |
Студентам первого курса направления подготовки «Педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» как будущим учителям математики, информатики и физики важно развивать собственный уровень информационной компетенции, навыки проектной деятельности, чтобы работать на опережение; цифровые образовательные карты позволяют это осуществлять.
Система развития информационной компетенции студентов вуза, построенная на использовании цифровых образовательных карт в рамках дисциплины «Информатика», позволяет повысить мотивацию к изучению дисциплины и получить образовательные результаты в проектной деятельности. Для исследования использовалась психологическая методика (методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [18]). В экспериментальной работе участвовали студенты первого курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» Тихоокеанского государственного университета, поступившие в вуз в 2020 г. Выборка составила 30 человек. Обучающиеся включались в деятельность по созданию цифровых образовательных карт в рамках изучения предмета «Информатика», и наблюдалось повышение их мотивации к обучению с начала изучения дисциплины и после завершения ее изучения в течение первого семестра. Результаты представлены на рисунке.
Результаты средних значений по всем шкалам по методике мотивации обучения в вузе
Т.И. Ильиной с начала изучения дисциплины «Информатика» до завершения ее изучения
Средний показатель у студентов первого курса с начала изучения курса «Информатика» более высокий по шкале «приобретение знаний» – 7,1; далее идут «получение диплома» – 6,5 и «овладение профессией» – 5,6. Это говорит о высоком стремлении к получению профессиональных знаний, о проявлении любознательности, в частности к картированию. По данной диаграмме ведущим целями у студентов первого курса после завершения изучения курса «Информатика» являются цели «овладение профессией» – 8,2 и «приобретение знаний» – 7,1, «получение диплома» не становится самоцелью. Важно иметь специализированную информацию, крепкие знания для овладения будущей профессией. Тест Т.И. Ильиной указывает на адекватный выбор студентами профессии и удовлетворенность ею, свидетельствует о стремлении к самосовершенствованию. Можно сделать вывод, что цифровые образовательные карты служат одним из инструментов для повышения мотивации обучения студентов, для их вовлечения в процесс построения индивидуальных образовательных маршрутов развития информационной компетенции.
В рамках экспериментальной работы авторами исследования и инициативной группой студентов первого курса накапливается коллекция карт, к которой в последующем планируется разработать концептосферу или методическую систему их использования в учебном процессе, организованном очно или дистанционно, как цифровой комплекс концептов, задач и заданий для школьников по работе с цифровыми образовательными картами как инструментами творческой и проектной деятельности.
Заключение
В результате проведенного исследования были определены особенности системы развития информационной компетенции студентов вуза, связанные с актуальными профессиями будущего и современными компетенциями, которыми обучающиеся овладевают в процессе реализации системы. В основу этой системы легли идеи человекоразмерного и опережающего образования: рефлексия своей деятельности через контексты; трансляция смыслообразования через цифровые образовательные карты; создание профессионального пространства с ориентиром на будущее для определения собственной ответственности в нем; использование картирования как инструмента творческой и проектной деятельности; идея Б.М. Бим-Бада о том, что «опережать – значит быть способным постоянно и целенаправленно осваивать ценности, способы, отношения, формы общения...» [19].
Уточнено понимание феномена «цифровые образовательные карты».
Карты условно разделены на три вида: карты – «опорные сигналы», практико-ориентированные карты и карты визуализации. Приведены примеры цифровых карт как образовательных проектов.
Выявлено, что процесс создания цифровых образовательных карт положительно влияет на мотивацию к изучению дисциплины «Информатика» и позволяет получить образовательные результаты в проектной деятельности.
Выделены перспективные направления исследований в данной области, связанные с описанием взаимовлияния системы развития информационной компетенции студентов вуза с помощью цифровых образовательных карт на организацию проектной деятельности; с определением видовой характеристики цифровых образовательных карт и расширением средств их разработки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подготовленные цифровые образовательные карты могут быть использованы в процессе обучения информатике школьников и студентов для повышения интереса к саморазвитию собственного уровня информационной компетенции, представлению собственных цифровых продуктов в рамках проектной деятельности.