Образовательный инжиниринг (как педагогическая технология инновационного типа) в настоящее время активно разрабатывается для решения проблем, связанных с переходом высшего образования в дистанционный или смешанный формат. Исследования, раскрывающие педагогические условия реализации инжиниринга в образовательном процессе высшей школы, широко известны в России [1-3] и за рубежом [4-6]. Однако научных работ, посвященных инжинирингу физической культуры (как дисциплине общекультурного блока), крайне недостаточно. В Интернете появляется много ресурсов не педагогического, а развлекательного, коммерческого типа.
С точки зрения развития инжиниринговых представлений, в последние годы появляются работы, раскрывающие особенности мотивации [7, 8], алгоритмизации инжиниринга [9], повышения качества жизни студентов средствами физической культуры [10]. Однако работ, посвященных инжинирингу физической культуры в условиях цифровизации образования, практически нет. В результате педагогические условия образовательного инжиниринга применительно к занятиям по физической культуре и спорту остаются пока недостаточно разработанными.
Проблема исследования заключается в отсутствии технологии образовательного инжиниринга на занятиях по физической культуре и спорту, в неразработанности содержания и педагогических условий реализации этой технологии в вузах неспортивной направленности. В связи с этим возникают исследовательские задачи:
– изучить состояние проблемы в вузах и обосновать технологию образовательного инжиниринга на занятиях по физической культуре и спорту;
– определить дидактическое содержание технологии образовательного инжиниринга;
– обосновать педагогические условия реализации образовательного инжиниринга на занятиях по физической культуре и спорту.
Методология исследования основана на интерпретации инжиниринга в работах W.M. Michael [11], C. Schunn [12], R. Anderson [13] как технологической совокупности условий, обеспечивающих мотивацию и профессиональную направленность образования.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, беседы, педагогическое экспериментирование, математическая обработка полученных данных.
Базой для организации исследовательского поиска стали институты (факультеты) Казанского архитектурно-строительного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета (Татарстан, Россия).
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось в течение 3 лет – с 2017 по 2020 гг.
На первом этапе исследования (изучение состояния проблемы и обоснование технологии) проводилось анкетирование студентов (435 человек) и преподавателей (124 респондента) по вопросам профессиональной направленности, интегративности занятий, по наличию интереса к занятиям по физической культуре и спорту. Это показатели развивающего поля занятия:
1) есть ли на занятиях по физической культуре профессиональная направленность (направленность на получаемую в вузе профессию)? (да или нет);
2) есть ли на занятиях по физической культуре интегративные (междисциплинарные) связи (с какими областями знаний или дисциплинами связаны занятия)? (да или нет);
3) вызывают ли занятия по физической культуре профессиональный (с точки зрения выбранного направления подготовки) интерес? (да или нет).
Таблица 1
Анкетирование студентов и преподавателей до эксперимента (в %)
Показатели развивающего поля занятий |
Студенты |
Преподаватели |
Профессиональная направленность занятий |
5 |
12 |
Интегративность занятий |
8 |
21 |
Интерес к занятиям по физической культуре и спорту |
7 |
28 |
Диаграмма 1. Показатели развивающего поля занятий по физической культуре и спорту
Результаты анкетирования (табл. 1, диаграмма 1) показывают крайне низкие результаты: профессиональная направленность – от 5% у студентов до 12% у преподавателей, интегративность – от 8% у студентов до 21% у преподавателей, интерес – от 7% у студентов, до 28% у преподавателей. Причем у преподавателей по всем показателям данные в 2–3 раза выше, чем у обучаемых (у студентов).
При этом, если студенты, отвечая на второй вопрос (интеграция с дисциплинами), отмечали отсутствие (или присутствие) междисциплинарных связей с профессионально значимыми дисциплинами (такими как «Архитектура», «Промышленное проектирование», «Ландшафтный дизайн» и др.), то преподаватели физкультуры понимали этот вопрос по-своему и отмечали наличие связей (или их отсутствие) с физиологией, биологией, генетикой, медициной и иными, т.е. видели в этом вопросе те междисциплинарные связи, которые предусматривает их образовательная программа.
Из таблицы 1 и диаграммы 1 видно, что только 7% обучающихся проявляют интерес к занятиям по физической культуре и спорту. Конечно, эти цифры характеризуют не всех студентов. В нашей выборке принимали участие только студенты инженерно-технической и естественно-научной (не физкультурной) подготовки.
В результате анализа полученных данных (на втором этапе исследования) мы предположили, что технология образовательного инжиниринга на занятиях по физической культуре и спорту может включать три компонента: профессиональную направленность, интегративность и интерактивность.
Профессиональная направленность в педагогическом эксперименте включала три аспекта:
– познавательный (новые знания о будущей профессии, мы их нашли в стихотворных текстах – песнях, исполняемых под музыку в такт с ритмическими физкультурными движениями);
– нравственно-этический (приобщение к нормам поведения людей избранной профессии через эмоциональное восприятие, переживание, музыкальное исполнение и физическое сопровождение содержания песенных текстов);
– ценностный (формирование профессиональных ценностей, убеждений в процессе организации когнитивно-коммуникативной деятельности, обсуждения проблем, затронутых в текстах песен).
Таким образом, главной проблемой реализации этого компонента инжиниринга была проблема подбора и дидактической интерпретации поэтических (песенных) текстов, музыкальных ритмов и соответствующих им физкультурных упражнений.
Интегративность предполагала реализацию междисциплинарных связей физической культуры (физкультурных упражнений) с культурой музыкально-эстетической (с музыкальными ритмами), с когнитивно-коммуникативной культурой (реализуемой в ходе обсуждения дискуссионных вопросов профессионально направленного характера).
Интерактивность была призвана активизировать интерес к избранной профессии, сформировать уважение и любовь к своей будущей работе, гордость за свою профессию при помощи средств эвристического характера и средств эмоционального переживания.
Педагогический эксперимент, реализованный в течение одного семестра первого курса (в течение 3 лет в нем приняли участие 147 студентов и 6 преподавателей), состоял из пяти коммуникативно-развивающих модулей:
– первый модуль (мотивационный, развивающий интерес к избранной профессии) включал песню «Веселый марш монтажников» (слова В. Котова, музыка Р. Щедрина);
– второй модуль (поддерживающий интерес) – «Песню молодых строителей» (автор В.П. Соловьев-Седой);
– третий модуль (развивающий интерес) – «Песню о строителях» (автор Ирина Грибулина);
– четвертый модуль (нравственно-этический, приобщающий к нормам поведения строителей, развивающий профессиональную честь и достоинство людей труда) – «Марш молодых строителей» (песня Юрия Визбора);
– пятый модуль (корпоративно-патриотический, формирующий гордость и ответственность за свою профессию) – «Гимн строителей» (в исполнении Льва Лещенко).
Каждый модуль визуально изображался привлекательным интерактивным блоком – на одном слайде размещались опорная иллюстрация, изображающая творческие достижения архитекторов-строителей (красивые современные здания, удивительные дворцы, грандиозные промышленные объекты), текст песни-речовки и схема музыкально-ритмического физического упражнения.
Опорная иллюстрация сопровождалась аудиозаписью – исполнением текста выдающимся артистом. Поэтому студентам оставалось только подпевать и выполнять в соответствии с заданным ритмом физические упражнения.
Каждый интерактивный модуль длился на занятии по физической культуре 5–7 минут и заканчивался трехминутной дискуссией о том, какие идеи, проблемы были затронуты в тексте и насколько точно соответствуют музыкальному ритму физические упражнения.
Все это подавалось наглядно на экране (плазме), установленном в физкультурном зале, или дистанционно через ZOOM или TIMS. Поэтому в условиях дистанционного взаимодействия с преподавателем студенты могли индивидуально входить в зону интерактивного физического и когнитивно-коммуникативного контакта.
Первая пятиминутка сразу вызвала интерес студентов, у них возникло желание повторять такие фрагменты на каждом занятии и даже появилось массовое предложение повторять их два-три раза на одном занятии.
В результате такого эксперимента не только повысился уровень физической подготовки, но и резко изменились показатели развивающего поля занятий: профессиональной направленности, интегративности, интерактивности.
По итогам анкетирования положительно ответивших оказалось более 70–80% (табл. 2, диаграмма 2).
Таблица 2
Анкетирование студентов и преподавателей после эксперимента (в %)
Показатели развивающего поля занятий |
Студенты |
Преподаватели |
Профессиональная направленность занятий |
75 |
12 |
Интегративность занятий |
87 |
91 |
Интерес к занятиям по физической культуре и спорту |
87 |
88 |
Причем точка зрения преподавателей незначительно отличалась от точки зрения студентов: расхождение составило от 1% до 7%. Около 10% обучающихся не смогли положительно ответить на вопросы по объективным причинам (освобождение от занятий, семейные обстоятельства, болезнь и др.).
Диаграмма 2. Показатели развивающего поля занятий по физической культуре и спорту
И студентам, и преподавателям понравился такой формат занятий. Некоторые преподаватели-экспериментаторы не ограничивались 5 минутами и удлиняли протяженность коммуникативно-развивающего модуля (по желанию студентов) до 10–15 минут и повторяли его в течение занятия 2–3 раза.
Выводы
Педагогический эксперимент показал положительные результаты. Однако часть преподавателей с недоверием отнеслась к технологии инжиниринга на занятиях по физической культуре и спорту, утверждая, что только живое (а не дистанционное) общение может решить задачи физкультурного образования.
По всей вероятности, положительные результаты проведенного эксперимента не следует понимать как повод для переформатирования занятий по физической культуре и спорту или как повод для введения новых компетенций, изменения стандарта. Эти результаты говорят лишь о том, что занятия по физической культуре можно сделать более интерактивными, эмоциональными, воодушевляющими, более эффективными.
Эксперимент показывает, что образовательный инжиниринг, реализуемый при соблюдении трех педагогических условий (профессиональной направленности, интегративности содержания, интерактивности подачи материала), на занятиях по физической культуре и спорту может использоваться:
– в формате дистанционного обучения (тогда коммуникативно-развивающие модули могут удлиняться по времени, повторяться несколько раз – для сохранения эмоционального тонуса студентов);
– в формате смешанного обучения (при контактном взаимодействии модули могут использоваться прямо в спортивном зале, при удаленном – на электронном носителе дома или в студенческом общежитии);
– в формате традиционного контактного взаимодействия (модули могут демонстрироваться с помощью электронного носителя на плазме, планшете, установленном прямо в спортивном зале).
Дальнейшее развитие такого опыта предполагает проведение дидактического поиска – поиска дидактических материалов (аудиовизуальных, музыкально-ритмических, гимнастических и др.), дидактической и методической интерпретации этих материалов по критериям профессиональной направленности, междисциплинарности (интегративности), интерактивности.
Опыт может использоваться в разных вузах, однако в каждом вузе необходимо будет учитывать особенности профессиональной подготовки и, соответственно, подбирать и обрабатывать дидактический материал под эти особенности (инженерно-технические, медицинские, юридические, экономические, педагогические и др.).