Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE LEARNING PROCESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC PERIOD AT DENTAL DEPARTMENTS

Parkhomenko A.N. 1 Ageeva Y.V. 1 Maloletkova A.A. 1 Shemonaev V.I. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volgograd State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation
The article presents the characteristics of the educational process at the dental departments of the medical University in a remote format using modern information and communication technologies, and assesses the advantages and disadvantages of online training. During the 2020 pandemic, experience has been gained and accumulated in the active use of distance learning methods in a medical university. Both students and teachers expressed their opinion about the existence of certain advantages and disadvantages of this training system. The advantages include: the convenience of conducting classes, the use of modern digital educational resources, give the ability for students to learn how independently search information. The negative effects were: the lack of direct contact and interaction between the teacher and students, the impossibility of monitoring students during classes and exams. And also the lack of implementation of practical skills in the specialty by students, which is also a significant goal of the educational process in universities. The use of information and communication technologies provides new opportunities for organizing the educational process in medical Universities and has every chance to take a significant place in higher medical education. At the same time, taking into account all the advantages and disadvantages of online education, it can be stated that distance learning can not replace, but should complement and improve traditional forms of training in medical higher education.
distance learning
teaching dental students
digitalization of education
information and communication technologies

Распространение новой коронавирусной инфекции и введение ряда изменений в правила жизнедеятельности людей не обошло стороной и организацию учебного процесса. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации для защиты здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений с середины марта 2020 года организовано обучение студентов вне места нахождения вузов. Весной 2020 года был реализован оперативный переход всех российских вузов, в том числе и медицинских, на дистанционное обучение. А в связи с продолжением пандемии продлено и обучение в онлайн-формате, что требует постоянной деятельности по созданию и актуализации электронного образовательного пространства и освоению участниками образовательного процесса (как студентами, так и преподавателями) современных информационно-коммуникационных технологий – ИКТ [1]. Приоритетными направлениями в создании, развитии и применении ИКТ, в первую очередь, считаются виды деятельности, связанные с текстовой, графической или числовой информацией, которая составляет основу любой образовательной среды. Повсеместное использование Интернета позволило к сегодняшнему времени создать глобальную по своим возможностям платформу для обучения. Но, несмотря на множество положительных моментов, внедрение данных инноваций с целью повышения качества образовательного процесса до настоящего времени оставалось нереализованным [2].

Исследователями дистанционное обучение характеризуется как образовательный процесс, организованный соответственно определенной тематике и подразумевающий активный обмен информацией между преподавателем и студентами, а также в круге самих обучающихся, который возможно реализовать с помощью современных информационно- коммуникационных технологий. Также этот процесс рассматривается как взаимодействие обучающих и обучающихся между собой посредством интерактивных средств обучения, которое является индифферентным к их расположению во времени и пространстве [3].

Модернизация современного образовательного процесса посредством использования электронных информационно-коммуникационных технологий постепенно вводилась в качестве дополнения к традиционным методам преподавания, однако характеризовалась как инновационная деятельность, направленная на повышение доступности и качества образования, переход вузов к условиям цифровизации. В 2020-2021 учебном году обладание цифровой грамотностью стало актуальной задачей для каждого преподавателя, поскольку дистанционное обучение стало единственно возможным [4].

Вынужденная экстренная перестройка учебного процесса позволила по-новому оценить подготовленность кафедр к организации учебного процесса в новых условиях, а также сильные стороны дистанционного обучения. Однако обучение студентов на профильных стоматологических кафедрах традиционно включало отработку большого количества мануальных навыков и участие в ведении клинического приема, что стало затруднительно или практически невозможно в связи с переходом на дистанционный формат обучения. Перевод всех видов контактной работы с обучающимися в онлайн-формат в период пандемии COVID-19 стал стрессовым явлением для системы высшего медицинского образования, а приобретённый опыт позволяет по-новому взглянуть на проблему традиционных и инновационных методов обучения.

Цель настоящего исследования: охарактеризовать и оценить основные изменения, произошедшие в учебном процессе на стоматологических кафедрах ВолгГМУ, связанные с введением ограничений из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Материал и методы исследования. В соответствии с поставленной целью были изучены тематические источники и проанализированы документы, регламентирующие учебный процесс на стоматологических кафедрах ВолгГМУ.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно отобранным и проанализированным литературным источникам, в высших медицинских учреждениях характерными чертами обучающего процесса являются: строгое регламентирование учебного процесса, персонификация обучения, широкое внедрение современных информационно-коммуникационных онлайн-технологий и имитационных форм обучения, повышение требований к компетенциям преподавателей и выпускников [5]. Современные информационно-коммуникационные технологии изменили образовательную среду, открыв возможность человеку для обучения на любом этапе его жизни, обеспечив обмен знаниями. Такой «информационный скачок» способствует созданию новых знаний и умений. При этом также формируются новые инструменты образовательной деятельности, новые, альтернативные образовательные технологии. Анализ различных моделей получения образования в эпоху цифровизации показывает, что изменение форм обучения происходит параллельно с совершенствованием необходимых для этого образовательных ресурсов. В качестве последних могут выступать цифровые учебные платформы, мобильное обучение, облачные технологии в образовании, социальные медиа. Всё это определяет новые компетенции преподавателей, организацию обучения в современных условиях. Возникает необходимость формирования новых учебных программ, а также методов их оценивания на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Существующий информационный прогресс оказывает большое влияние на все компоненты образовательной среды [1; 5].

Цифровизация образования, проводимая медицинскими высшими учебными заведениями страны уже на протяжении длительного времени, дала возможность вузам организовать и перевести учебный процесс в дистанционный формат в кратчайшие сроки в экстренных условиях. Электронная информационно-образовательная система является неотъемлемым атрибутом современного медицинского вуза. Всё более широкое применение онлайн-технологий в обучении положительно оценивается и приветствуется, в первую очередь, самими обучающимися, а также и профессорско-преподавательским составом [6]. В сложившихся обстоятельствах наглядно продемонстрирована польза от их внедрения.

Стоит отметить, что новая информационная среда наравне с вузовскими занятиями лекционного и семинарского типов включает и проводимые практикующими специалистами вебинары, лекции, мастер-классы. В получении и усвоении данной информации особенно заинтересованы студенты старших курсов, желающие преуспеть в профессиональной подготовке [7]. Наибольшей популярностью у студентов-стоматологов пользуются курсы дополнительного образования, направленные на «Применение микроскопов в стоматологии», «Моделирование в ExoCad», «Протезирование на имплантатах», «Эстетическое протезирование» и другие. Всеобщая открытость и доступность информации, в том числе и специальной, способствует повышению теоретической подготовки, визуальному представлению и пониманию этапов проведения различных манипуляций, развитию у студентов любознательности и способности самостоятельно добывать необходимую информацию, расширяет кругозор обучающихся. С другой стороны, ярко проявляется потребность в интенсивной модернизации университетской программы по специальности «Стоматология». На стоматологическом факультете ВолгГМУ за период с марта по октябрь 2020 года введено 7 новых учебно-методических разработок для работы преподавателей со студентами, включающих материал по современным технологиям в стоматологии, продолжается интенсивная переработка учебно-методических комплексов и программ практик.

Однако дистанционное обучение имеет и ряд существенных недостатков, способных негативно отобразиться на качестве образования. Одним из возможных отрицательных эффектов цифровизации является распространенность практик «академического мошенничества» среди студентов и связанная с этим низкая эффективность образовательного процесса. Онлайн-формат представляет собой менее контролируемый процесс условий обучения и выполнения заданий, когда студенты могут прибегать к различным стратегиям минимизации своих усилий [1; 4].

Эффективность использования дистанционного обучения замечена среди студентов, обладающих высокой степенью самостоятельности и высокой мотивацией к овладению знаниями. Но, как правило, такие студенты и при очной форме обучения гораздо сильнее настроены на получение знаний, нежели недисциплинированные [4]. Медицинское образование в настоящий момент приобрело формат непрерывного, обучение не прекращается с получением диплома по окончании вуза, оно длится всю жизнь. Дистанционный формат работы для студентов – это своего рода стимул к самообучению и саморазвитию, благодаря которому формируются и совершенствуются как личностные, так и профессиональные качества специалиста.

Значительно изменилась и роль преподавателя в учебном процессе. Появилась тенденция отказа от традиционной информативно-контролирующей функции, а основными задачами современного преподавателя стало прививание интереса к познанию у обучающихся, дополнительному самостоятельному образованию и развитие аналитических способностей студента [8]. Объявленная руководством ВолгГМУ политика по персонификации обучения предполагает более плотное взаимодействие студентов и преподавателей. В частности, чтение лекционного материала выполняется доцентами и профессорами профильных кафедр отдельным малым группам. Также предполагает индивидуальную работу преподавателей и студентов функционирование научных кружков на стоматологических кафедрах ВолгГМУ, реализуемое по 17 направлениям в формате факультативного обучения. Таким образом, несмотря на последние события, институт медицинского наставничества не теряет своей важности.

Как следствие описанных нововведений, резко возросла нагрузка на профессорско-преподавательский состав. С целью повышения информационной грамотности преподавателей высшей школы в вузе создано целое направление программ дополнительного профессионального образования, одной из главных задач которого является подготовка педагога к работе с электронной средой обучения. Современный преподаватель высшей школы должен быть технологически грамотным для того, чтобы, работая в дистанционном формате, формировать соответствующие компетенции у своих студентов. То есть преподаватель должен обладать так называемой ИКТ-компетентностью. Задача педагога в этом случае заключается в том, чтобы помочь обучающимся использовать информационно-коммуникационные технологии с целью освоения профессиональных навыков, успешного решения возникающих задач. Работа преподавателя в условиях применения ИКТ затрагивает сразу несколько аспектов, таких как понимание роли ИКТ в образовании, умение оценивать освоение учебных программ студентами, владение различными современными техническими и программными средствами, умение организовывать и управлять образовательным процессом. Несмотря на ежегодно проводимые обучающие педагогические курсы и высокие требования к преподавателям высшей школы на знание современных информационных технологий и работу в электронной информационно-образовательной среде вуза, в ряде случаев возможны затруднения, особенно у пожилых преподавателей, а также преподавателей-совместителей, занятых по основному месту работы и зачастую имеющих дефицит времени. Также не менее остро стоит вопрос о необходимости технического компьютерного и интернет-оснащения не только на кафедрах, но и личного оборудования преподавателей [8; 9].

Другой важный момент состоит в изменении процесса коммуникации между преподавателем и студентом. Возможность использования множества коммуникационных технологий в качестве средств связи, таких как электронная почта, мессенджеры, социальные сети, приводит к размыванию личных границ между взаимодействующими лицами, когда преподаватель может получить сообщение в любое время суток с ожиданием оперативного ответа. В данном случае у преподавателя не всегда имеется возможность ограничить свои взаимодействия со студентами, нарушается баланс рабочего и личного времени, что ведёт к переутомлению [4].

Одним из важнейших и обязательных атрибутов современного медицинского вуза являются фантомные центры (центры имитационного обучения), где студенты учатся отрабатывать свои мануальные навыки. С 2007 года в ВолгГМУ объявлено широкое внедрение имитационного обучения, что напрямую связано с возрастающими техническими требованиями к выпускникам-медикам. Не стоит забывать и об имеющем место в современных медицинских реалиях ужесточении требований пациентов к оказываемым медицинским услугам, а также всё более редких возможностях выполнения манипуляций непосредственно на пациентах. В подобных условиях отработка практических навыков в специализированных фантомных центрах – оптимальный вариант обучения для студентов [5].

Выводы. Проблема организации учебного процесса с соблюдением изоляции была решена переходом на дистанционное обучение, которое стало серьезным стресс-тестом для высшей медицинской школы. Дистанционный формат преподавания, ранее ассоциировавшийся, как правило, с программами дополнительного образования и курсами повышения квалификации, впервые обрёл столь широкое применение в программе очного образования. На наш взгляд, на основании полученного опыта внедрения следует ряд выводов:

  1. Организация дистанционного обучения требует создания электронной образовательной среды и владения навыками использования информационно-коммуникационных технологий.
  2. Переход на дистанционное обучение явился толчком к ускорению внедрения высокотехнологичных форм обучения.
  3. Методы дистанционного образования в медицинских вузах продемонстрировали свою состоятельность, общество и академические круги преодолевают предубеждения против подобных форм обучения.
  4. Необходимость создания, использования и развития центров имитационного обучения будет находить всё более широкое распространение, поскольку возрастают требования к овладению выпускниками стоматологического факультета профессиональных компетенций.
  5. Непосредственное предоставление преподавателем учебной информации уходит на второй план в высшем образовании. Использование современных информационных систем позволяет студенту черпать информацию из большого количества источников.
  6. Сохранилась возможность непосредственной коммуникации студентов друг с другом и с преподавателями. На протяжении всего периода обучения в вузе важным аспектом становится не только получение знаний и диплома, но и построение социальных связей (как горизонтальных, так и вертикальных), вхождение в существующую структуру научного и практического сообщества и привнесение в неё нового. В условиях перехода на дистанционный формат растёт значимость персонифицированных форм обучения, таких как работа студентов в молодёжных научных обществах, подготовка самостоятельных проектов, индивидуальное взаимодействие студентов с профессорско-преподавательским составом для выступления с докладами на научно-практических конференциях. Сохранение в новых условиях всесторонности высшего образования и традиционных институтов медицинского сообщества, таких как наставничество, – главная задача, стоящая перед медицинскими вузами страны.

В то же время существует поляризация мнений среди профессорско-преподавательского состава в отношении использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Большинство преподавателей медицинских вузов скептически относится к тотальной цифровизации обучения, считая невозможным заменить непосредственное общение, так как воспитательный процесс не может эффективно осуществляться дистанционно, а строится при прямом контакте, при возникновении эмоционального сотрудничества и взаимодействия студентов и преподавателей. Таким образом, осуществляется предоставление обучающимся не только теоретических учебных знаний, но и жизненного опыта, моральных устоев, системы ценностей. По общему мнению исследователей, обратившихся к теме дистанционного образования, подобное воспитательное взаимодействие невозможно в онлайн-формате, что является серьезным недостатком процесса дистанционного обучения. Также часть старшего поколения преподавательского состава испытывает неудобства при пользовании электронными системами поддержки обучения и в целом негативно настроена в отношении дистанционного образования.

Резюмируя, можно сказать, что для полноценного ведения образовательного процесса необходима разработка новых взаимно дополняемых методов преподавания, учитывающих сильные стороны традиционного аудиторного взаимодействия и расширение ресурсной базы цифровых технологий для профессионально реализуемого дистанционного обучения.Таким образом, при реализации программ высшего образования по основным медицинским специальностям дистанционные образовательные технологии применимы только как дополнительный элемент в учебном процессе, в то время как при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования подобные технологии могут быть использованы в качестве основного способа получения новой информации.