Распространение новой коронавирусной инфекции и введение ряда изменений в правила жизнедеятельности людей не обошло стороной и организацию учебного процесса. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации для защиты здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений с середины марта 2020 года организовано обучение студентов вне места нахождения вузов. Весной 2020 года был реализован оперативный переход всех российских вузов, в том числе и медицинских, на дистанционное обучение. А в связи с продолжением пандемии продлено и обучение в онлайн-формате, что требует постоянной деятельности по созданию и актуализации электронного образовательного пространства и освоению участниками образовательного процесса (как студентами, так и преподавателями) современных информационно-коммуникационных технологий – ИКТ [1]. Приоритетными направлениями в создании, развитии и применении ИКТ, в первую очередь, считаются виды деятельности, связанные с текстовой, графической или числовой информацией, которая составляет основу любой образовательной среды. Повсеместное использование Интернета позволило к сегодняшнему времени создать глобальную по своим возможностям платформу для обучения. Но, несмотря на множество положительных моментов, внедрение данных инноваций с целью повышения качества образовательного процесса до настоящего времени оставалось нереализованным [2].
Исследователями дистанционное обучение характеризуется как образовательный процесс, организованный соответственно определенной тематике и подразумевающий активный обмен информацией между преподавателем и студентами, а также в круге самих обучающихся, который возможно реализовать с помощью современных информационно- коммуникационных технологий. Также этот процесс рассматривается как взаимодействие обучающих и обучающихся между собой посредством интерактивных средств обучения, которое является индифферентным к их расположению во времени и пространстве [3].
Модернизация современного образовательного процесса посредством использования электронных информационно-коммуникационных технологий постепенно вводилась в качестве дополнения к традиционным методам преподавания, однако характеризовалась как инновационная деятельность, направленная на повышение доступности и качества образования, переход вузов к условиям цифровизации. В 2020-2021 учебном году обладание цифровой грамотностью стало актуальной задачей для каждого преподавателя, поскольку дистанционное обучение стало единственно возможным [4].
Вынужденная экстренная перестройка учебного процесса позволила по-новому оценить подготовленность кафедр к организации учебного процесса в новых условиях, а также сильные стороны дистанционного обучения. Однако обучение студентов на профильных стоматологических кафедрах традиционно включало отработку большого количества мануальных навыков и участие в ведении клинического приема, что стало затруднительно или практически невозможно в связи с переходом на дистанционный формат обучения. Перевод всех видов контактной работы с обучающимися в онлайн-формат в период пандемии COVID-19 стал стрессовым явлением для системы высшего медицинского образования, а приобретённый опыт позволяет по-новому взглянуть на проблему традиционных и инновационных методов обучения.
Цель настоящего исследования: охарактеризовать и оценить основные изменения, произошедшие в учебном процессе на стоматологических кафедрах ВолгГМУ, связанные с введением ограничений из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
Материал и методы исследования. В соответствии с поставленной целью были изучены тематические источники и проанализированы документы, регламентирующие учебный процесс на стоматологических кафедрах ВолгГМУ.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно отобранным и проанализированным литературным источникам, в высших медицинских учреждениях характерными чертами обучающего процесса являются: строгое регламентирование учебного процесса, персонификация обучения, широкое внедрение современных информационно-коммуникационных онлайн-технологий и имитационных форм обучения, повышение требований к компетенциям преподавателей и выпускников [5]. Современные информационно-коммуникационные технологии изменили образовательную среду, открыв возможность человеку для обучения на любом этапе его жизни, обеспечив обмен знаниями. Такой «информационный скачок» способствует созданию новых знаний и умений. При этом также формируются новые инструменты образовательной деятельности, новые, альтернативные образовательные технологии. Анализ различных моделей получения образования в эпоху цифровизации показывает, что изменение форм обучения происходит параллельно с совершенствованием необходимых для этого образовательных ресурсов. В качестве последних могут выступать цифровые учебные платформы, мобильное обучение, облачные технологии в образовании, социальные медиа. Всё это определяет новые компетенции преподавателей, организацию обучения в современных условиях. Возникает необходимость формирования новых учебных программ, а также методов их оценивания на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Существующий информационный прогресс оказывает большое влияние на все компоненты образовательной среды [1; 5].
Цифровизация образования, проводимая медицинскими высшими учебными заведениями страны уже на протяжении длительного времени, дала возможность вузам организовать и перевести учебный процесс в дистанционный формат в кратчайшие сроки в экстренных условиях. Электронная информационно-образовательная система является неотъемлемым атрибутом современного медицинского вуза. Всё более широкое применение онлайн-технологий в обучении положительно оценивается и приветствуется, в первую очередь, самими обучающимися, а также и профессорско-преподавательским составом [6]. В сложившихся обстоятельствах наглядно продемонстрирована польза от их внедрения.
Стоит отметить, что новая информационная среда наравне с вузовскими занятиями лекционного и семинарского типов включает и проводимые практикующими специалистами вебинары, лекции, мастер-классы. В получении и усвоении данной информации особенно заинтересованы студенты старших курсов, желающие преуспеть в профессиональной подготовке [7]. Наибольшей популярностью у студентов-стоматологов пользуются курсы дополнительного образования, направленные на «Применение микроскопов в стоматологии», «Моделирование в ExoCad», «Протезирование на имплантатах», «Эстетическое протезирование» и другие. Всеобщая открытость и доступность информации, в том числе и специальной, способствует повышению теоретической подготовки, визуальному представлению и пониманию этапов проведения различных манипуляций, развитию у студентов любознательности и способности самостоятельно добывать необходимую информацию, расширяет кругозор обучающихся. С другой стороны, ярко проявляется потребность в интенсивной модернизации университетской программы по специальности «Стоматология». На стоматологическом факультете ВолгГМУ за период с марта по октябрь 2020 года введено 7 новых учебно-методических разработок для работы преподавателей со студентами, включающих материал по современным технологиям в стоматологии, продолжается интенсивная переработка учебно-методических комплексов и программ практик.
Однако дистанционное обучение имеет и ряд существенных недостатков, способных негативно отобразиться на качестве образования. Одним из возможных отрицательных эффектов цифровизации является распространенность практик «академического мошенничества» среди студентов и связанная с этим низкая эффективность образовательного процесса. Онлайн-формат представляет собой менее контролируемый процесс условий обучения и выполнения заданий, когда студенты могут прибегать к различным стратегиям минимизации своих усилий [1; 4].
Эффективность использования дистанционного обучения замечена среди студентов, обладающих высокой степенью самостоятельности и высокой мотивацией к овладению знаниями. Но, как правило, такие студенты и при очной форме обучения гораздо сильнее настроены на получение знаний, нежели недисциплинированные [4]. Медицинское образование в настоящий момент приобрело формат непрерывного, обучение не прекращается с получением диплома по окончании вуза, оно длится всю жизнь. Дистанционный формат работы для студентов – это своего рода стимул к самообучению и саморазвитию, благодаря которому формируются и совершенствуются как личностные, так и профессиональные качества специалиста.
Значительно изменилась и роль преподавателя в учебном процессе. Появилась тенденция отказа от традиционной информативно-контролирующей функции, а основными задачами современного преподавателя стало прививание интереса к познанию у обучающихся, дополнительному самостоятельному образованию и развитие аналитических способностей студента [8]. Объявленная руководством ВолгГМУ политика по персонификации обучения предполагает более плотное взаимодействие студентов и преподавателей. В частности, чтение лекционного материала выполняется доцентами и профессорами профильных кафедр отдельным малым группам. Также предполагает индивидуальную работу преподавателей и студентов функционирование научных кружков на стоматологических кафедрах ВолгГМУ, реализуемое по 17 направлениям в формате факультативного обучения. Таким образом, несмотря на последние события, институт медицинского наставничества не теряет своей важности.
Как следствие описанных нововведений, резко возросла нагрузка на профессорско-преподавательский состав. С целью повышения информационной грамотности преподавателей высшей школы в вузе создано целое направление программ дополнительного профессионального образования, одной из главных задач которого является подготовка педагога к работе с электронной средой обучения. Современный преподаватель высшей школы должен быть технологически грамотным для того, чтобы, работая в дистанционном формате, формировать соответствующие компетенции у своих студентов. То есть преподаватель должен обладать так называемой ИКТ-компетентностью. Задача педагога в этом случае заключается в том, чтобы помочь обучающимся использовать информационно-коммуникационные технологии с целью освоения профессиональных навыков, успешного решения возникающих задач. Работа преподавателя в условиях применения ИКТ затрагивает сразу несколько аспектов, таких как понимание роли ИКТ в образовании, умение оценивать освоение учебных программ студентами, владение различными современными техническими и программными средствами, умение организовывать и управлять образовательным процессом. Несмотря на ежегодно проводимые обучающие педагогические курсы и высокие требования к преподавателям высшей школы на знание современных информационных технологий и работу в электронной информационно-образовательной среде вуза, в ряде случаев возможны затруднения, особенно у пожилых преподавателей, а также преподавателей-совместителей, занятых по основному месту работы и зачастую имеющих дефицит времени. Также не менее остро стоит вопрос о необходимости технического компьютерного и интернет-оснащения не только на кафедрах, но и личного оборудования преподавателей [8; 9].
Другой важный момент состоит в изменении процесса коммуникации между преподавателем и студентом. Возможность использования множества коммуникационных технологий в качестве средств связи, таких как электронная почта, мессенджеры, социальные сети, приводит к размыванию личных границ между взаимодействующими лицами, когда преподаватель может получить сообщение в любое время суток с ожиданием оперативного ответа. В данном случае у преподавателя не всегда имеется возможность ограничить свои взаимодействия со студентами, нарушается баланс рабочего и личного времени, что ведёт к переутомлению [4].
Одним из важнейших и обязательных атрибутов современного медицинского вуза являются фантомные центры (центры имитационного обучения), где студенты учатся отрабатывать свои мануальные навыки. С 2007 года в ВолгГМУ объявлено широкое внедрение имитационного обучения, что напрямую связано с возрастающими техническими требованиями к выпускникам-медикам. Не стоит забывать и об имеющем место в современных медицинских реалиях ужесточении требований пациентов к оказываемым медицинским услугам, а также всё более редких возможностях выполнения манипуляций непосредственно на пациентах. В подобных условиях отработка практических навыков в специализированных фантомных центрах – оптимальный вариант обучения для студентов [5].
Выводы. Проблема организации учебного процесса с соблюдением изоляции была решена переходом на дистанционное обучение, которое стало серьезным стресс-тестом для высшей медицинской школы. Дистанционный формат преподавания, ранее ассоциировавшийся, как правило, с программами дополнительного образования и курсами повышения квалификации, впервые обрёл столь широкое применение в программе очного образования. На наш взгляд, на основании полученного опыта внедрения следует ряд выводов:
- Организация дистанционного обучения требует создания электронной образовательной среды и владения навыками использования информационно-коммуникационных технологий.
- Переход на дистанционное обучение явился толчком к ускорению внедрения высокотехнологичных форм обучения.
- Методы дистанционного образования в медицинских вузах продемонстрировали свою состоятельность, общество и академические круги преодолевают предубеждения против подобных форм обучения.
- Необходимость создания, использования и развития центров имитационного обучения будет находить всё более широкое распространение, поскольку возрастают требования к овладению выпускниками стоматологического факультета профессиональных компетенций.
- Непосредственное предоставление преподавателем учебной информации уходит на второй план в высшем образовании. Использование современных информационных систем позволяет студенту черпать информацию из большого количества источников.
- Сохранилась возможность непосредственной коммуникации студентов друг с другом и с преподавателями. На протяжении всего периода обучения в вузе важным аспектом становится не только получение знаний и диплома, но и построение социальных связей (как горизонтальных, так и вертикальных), вхождение в существующую структуру научного и практического сообщества и привнесение в неё нового. В условиях перехода на дистанционный формат растёт значимость персонифицированных форм обучения, таких как работа студентов в молодёжных научных обществах, подготовка самостоятельных проектов, индивидуальное взаимодействие студентов с профессорско-преподавательским составом для выступления с докладами на научно-практических конференциях. Сохранение в новых условиях всесторонности высшего образования и традиционных институтов медицинского сообщества, таких как наставничество, – главная задача, стоящая перед медицинскими вузами страны.
В то же время существует поляризация мнений среди профессорско-преподавательского состава в отношении использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Большинство преподавателей медицинских вузов скептически относится к тотальной цифровизации обучения, считая невозможным заменить непосредственное общение, так как воспитательный процесс не может эффективно осуществляться дистанционно, а строится при прямом контакте, при возникновении эмоционального сотрудничества и взаимодействия студентов и преподавателей. Таким образом, осуществляется предоставление обучающимся не только теоретических учебных знаний, но и жизненного опыта, моральных устоев, системы ценностей. По общему мнению исследователей, обратившихся к теме дистанционного образования, подобное воспитательное взаимодействие невозможно в онлайн-формате, что является серьезным недостатком процесса дистанционного обучения. Также часть старшего поколения преподавательского состава испытывает неудобства при пользовании электронными системами поддержки обучения и в целом негативно настроена в отношении дистанционного образования.
Резюмируя, можно сказать, что для полноценного ведения образовательного процесса необходима разработка новых взаимно дополняемых методов преподавания, учитывающих сильные стороны традиционного аудиторного взаимодействия и расширение ресурсной базы цифровых технологий для профессионально реализуемого дистанционного обучения.Таким образом, при реализации программ высшего образования по основным медицинским специальностям дистанционные образовательные технологии применимы только как дополнительный элемент в учебном процессе, в то время как при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования подобные технологии могут быть использованы в качестве основного способа получения новой информации.