Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPLEMENTATION OF THE MUSICAL AND PATRIOTIC PROJECT «RUSSIA IS OUR COMMON HOME» IN THE FORM OF COMPETITIVE AND CONCERT-PERFORMING ACTIVITIES OF STUDENTS OF THE MUSIC DEPARTMENT OF THE FACULTY OF ARTS

Akulova M.M. 1 Kapustina T.V. 1 Fetter P.Z. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article presents the content and organization of patriotic education with student youth of the Omsk State Pedagogical University in the conditions of extracurricular activities of students enrolled in the direction 44.03.01 Pedagogical education, profile Musical education and in the direction 44.04.01 Pedagogical education, profile Musically–Computer technologies. The article also discusses the purpose, tasks, content and organizational work for the implementation of the musical-patriotic project «Russia is our common home» supported by the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) in the context of educational work. The content of concert programs and musical and literary compositions dedicated to significant calendar dates of the country, the region and the city as forms of project implementation in the creative concert and performing activities of students is demonstrated. The effective possibilities of patriotic education in the conditions of competitive activity of students are shown on the examples of their participation in competitions held in 2020: «Nobody is forgotten, nothing is forgotten» at the All-Russian level, «Songs of a great feat» at the regional level, «My Russia» at the municipal level, etc. Attention is drawn to the peculiarities of students' participation in online contests in connection with the sanitary and epidemiological situation in the country due to the spread of the new coronavirus infection COVID-19.
educational work
patriotic education
music education
forms of patriotic education in extracurricular musical activities
competitive activity
musical-patriotic project

Воспитание подрастающего поколения во все времена являлось важной задачей общества. В настоящее время в нашей стране данная задача еще более актуализируется в связи с весьма динамичными преобразованиями в сфере экономики, социокультурной действительности, жизнедеятельности в целом. Сегодня, как утверждается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1], «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1, c. 1].

В цитируемом правительственном документе представлена целостная концепция развития воспитания в нашей стране, одним из приоритетных направлений которой является патриотическое воспитание. В контексте патриотического воспитания Концепция предусматривает «…формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [1, c. 7].

В правительственном документе «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», утвержденном Распоряжением правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-p [2], актуализируется воспитательная работа с молодежью, одним из приоритетных направлений которой представляется патриотическое воспитание. Так, в документе указывается: «Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [2, с. 4].

Указанные правительственные документы в высшей степени актуализируют необходимость проведения системной воспитательной работы с молодежью, в том числе работы, направленной на патриотическое воспитание. В связи с этим актуализируются и формы соответствующей работы со студентами, среди которых мы выделили к рассмотрению деятельность по разработке содержания и практической реализации творческого музыкально-патриотического проекта под названием «Россия – наш общий дом», а также в его рамках конкурсную и концертную музыкально-исполнительскую деятельность студентов музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета.

Цель исследования: рассмотрение эффективных возможностей проектной деятельности студентов – будущих учителей музыки в осуществлении патриотического воспитания средствами музыкального искусства на примере музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом». Формой указанной работы, составляющей его содержательную основу и также рассмотренной в статье, явилась конкурсная и концертно-исполнительская деятельность студентов, осуществленная в период календарного 2020 г., особенностью реализации которой стали объективные условия ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и соответствующими требованиями санитарно-эпидемиологической обстановки.

Материал и методы исследования. Патриотическое воспитание студентов в работе кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания представлено системной, планомерной работой, осуществляемой как в рамках определенных учебных дисциплин, так и во внеурочной деятельности обучающихся. В свете сказанного кафедра имеет достаточный опыт разработки и реализации патриотически ориентированных музыкально-литературных композиций, концертных программ, адресованных студенческой молодежи, обучающимся общеобразовательных школ, воспитанникам образовательных организаций дополнительного образования.

Значимой формой патриотического воспитания явился рассматриваемый в статье музыкально-патриотический проект «Россия – наш общий дом», получивший грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) в 2020 г. и реализованный студентами бакалавриата и магистратуры музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета, обучающимися по профилям «Музыкальное образование» и «Музыкально-компьютерные технологии». Целью практической работы по решению задач разработки содержания и этапов реализации музыкально-патриотического проекта, участия студентов в музыкально-творческих конкурсах, концертах послужил мониторинг динамики мотивационного аспекта студентов в структуре их целостной профессиональной подготовки, повышения качественного уровня музыкально-исполнительской деятельности, а также мониторинг динамики отношения к содержанию и процессу патриотического воспитания в молодежной среде в целом.

Методологическими основаниями нашей работы являются позиции исследователей в отношении патриотического воспитания, его фундаментальных целей и задач, а также проектной деятельности. Направленность статьи, связанная с рассмотрением указанного выше музыкально-патриотического проекта, обусловила наше обращение к соответствующим источникам с целью определения ведущих позиций, используемых в контексте обозначенной работы.

Проведенный анализ показал значительное количество исследований, связанных с проектной деятельностью, в том числе в социально-культурной сфере, в которых рассматриваются, в частности, историко-теоретические, методические, организационные и другие ее аспекты [3]. Так, автор работы, посвященной становлению проектной культуры студентов, на основе анализа рассматриваемой проблемы указывает: «Многие исследователи … определяют и трактуют … проектную деятельность как деятельность, нацеленную на такое преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которое обеспечивает не только адаптацию к меняющейся социальной реальности, но и возможность активного творческого воздействия на нее» [3, с. 50].

В ряде работ рассматриваются задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания. В одной из статей, посвященных патриотическому воспитанию, ее автор указывает: «В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление … суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине (“Я – гражданин России!”)» [4].

В работе коллектива авторов, посвященной проектированию культурно-просветительских программ, приводится следующая, близкая нам формулировка понятия проекта: «Проект – это безупречное видение окончательных итогов работы, идеальное представление определенной услуги. Проект должен быть ориентирован на результат конкретной цели» [5]. Авторами работы, среди прочего, рассматриваются также основные характеристики проектирования, такие как вариативность проекта, разновидности культурно-просветительских программ в аспекте их проектирования, этапность соответствующей работы и др. Данные и другие позиции авторов работ, связанных с проектированием культурно-просветительских программ, были положены в основу нашей работы по проекту.

Результаты исследования и их обсуждение. Для разработки и реализации музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом» была организована группа студентов магистратуры, каждый из участников которой выполнял различные функции: координирование деятельности команды проекта в процессе его реализации, обеспечение проведения концертных мероприятий и подготовку отчета по проекту, проведение концертных программ, рассылку информационных писем, техническое сопровождение проекта, видеосъемку мероприятий, размещение информации о мероприятиях в средствах массовой информации и др. В качестве наставников проекта выступили преподаватели кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств ОмГПУ.

В описании актуальности рассматриваемого проекта для молодежи было указано, что музыкально-патриотический проект «Россия – наш общий дом» направлен, прежде всего, на реализацию важнейших воспитательных задач, в числе которых приоритетной является задача патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Важной проблемой представляется мотивация студенчества к активной деятельности, связанной с патриотическим воспитанием, в том числе к деятельности образовательной, воспитательной, художественно-творческой, волонтерской и др. Проект посвящен снижению остроты данной проблемы и, одновременно, актуализации его среди молодежи. Систематическая работа по развитию мотивации студентов к указанной деятельности может быть подтверждена не только их активным участием в соответствующих мероприятиях, но и самой динамикой активности, увеличением количества участников мероприятий.

Основными целевыми группами, на которые направлен проект, послужили, прежде всего, студенты музыкального отделения факультета искусств (очной и заочной форм обучения), других факультетов Омского государственного педагогического университета.

Основными целями проекта явились разработка и демонстрирование цикла концертных программ для студенческой молодежи, посвященных значимым календарным датам России, как формы реализации задач патриотического воспитания в концертно-исполнительской деятельности и привлечение студентов к активной конкурсной деятельности в рамках обозначенного проекта как результата их мотивации к решению задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведущими его задачами явились следующие:

– актуализация информации о проведении концертных и конкурсных мероприятий музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом» среди образовательных организаций Омской области;

– выявление особенностей организации и проведения указанного музыкально-патриотического проекта;

– разработка содержания музыкально-патриотического проекта и реализация его программы;

– подведение итогов по результатам музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом».

Рассматриваемый музыкально-патриотический проект был реализован с мая по декабрь 2020 г. За данный период времени в контексте указанных выше задач были разработаны сценарии отдельных концертных программ, в том числе к знаменательным праздникам «День Победы», «День России», «День народного единства», проведены циклы репетиционной работы с участниками проекта и постановка концертных программ. Обратим внимание также на то, что работа со студентами осуществлялась преимущественно в дистанционном режиме. Приоритетным ресурсом, используемым, в частности, в репетиционной музыкальной работе, стал ресурс видеоконференции BigBlueButton, внедренный в практику работы вуза и позволяющий синхронизировать удаленную, в том числе музыкально-репетиционную и исполнительскую, работу благодаря групповой видеосвязи и возможности синхронизации звука. Студенты исполняли, среди прочего, уже подготовленный ими конкурсный репертуар; для составления сценариев музыкально-литературных композиций использовались песни отечественных композиторов, стихотворения видных российских поэтов, а также самодеятельных авторов, например произведения Н. Меркушовой, Е. Обуховой и др. В процессе реализации проекта осуществлялась также систематическая работа по выявлению качественного уровня концертных программ, планировалась дальнейшая деятельность по проекту. В силу объективных обстоятельств, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, работа по созданию концертных программ и музыкально-литературных композиций осуществлялась в формате видеозаписи с последующей трансляцией, в том числе в социальных сетях и на официальном сайте Омского государственного педагогического университета [6]. Все концертные мероприятия были записаны и сведены в программах Adobe Premiere Pro 2018 и Adobe After Effects Pro, основной функционал которых позволяет осуществлять указанные процессы на качественно высоком уровне.

В свете решения задач патриотического воспитания молодежи в целом и задач, связанных с реализацией рассматриваемого проекта, студенты бакалавриата и магистратуры музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета – будущие учителя музыки в 2020 г. приняли участие во всероссийском творческом конкурсе с международным участием «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященном празднованию 75-летия Великой Победы, региональном заочном конкурсе патриотической песни «Песни великого подвига», муниципальном открытом фестивале-конкурсе патриотической песни «Моя Россия – 2020». В предыдущей работе авторов настоящей статьи М.М. Акуловой и Т.В. Капустиной [7] конкурсная деятельность студентов, а также их участие в разного рода музыкально-творческих фестивалях, музыкально-исполнительских проектах выделялись и рассматривались в качестве одной из эффективных форм воспитательной работы в целом и работы по патриотическому воспитанию в частности. Так, весьма важными аспектами данной работы явились подбор соответствующего репертуара патриотической направленности, системность репетиционной подготовки к выступлениям на конкурсах и фестивалях и др. При этом следует, как представляется, особо подчеркнуть тесную взаимосвязь учебной работы студентов, в частности по дисциплинам исполнительской направленности в структуре целостной профессиональной подготовки, и внеучебной, являющейся в контексте рассматриваемой темы профессиональной базой, позволяющей реализовывать конкурсные музыкально-исполнительские задачи. Рассматриваемый в работе музыкально-патриотический проект в ключе сказанного неразрывно связан с конкурсно-исполнительской деятельностью студентов, прежде всего, в аспекте его непосредственной практической реализации.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 все указанные музыкально-творческие мероприятия осуществлялись в online-формате, а также с помощью дистанционных технологий. Согласно условиям конкурсов, студентами были отобраны и разучены песни патриотического содержания, в том числе песни С. Трофимова «Родина», Ю. и В. Началовых «Письмо с фронта», А. Тайшина на слова Э. Герасименко «Все помнят ветераны», Г. Пономаренко на слова А. Левицкого «Я лечу над Россией», О. Сидорова «Письмо, пришедшее с войны» и др. По требованиям организаторов конкурсов подготовленные песни были записаны и оформлены в качестве видеоматериалов, которые оценивались профессиональными жюри по критериям, среди которых, прежде всего, следует назвать качество видеоматериалов, художественно-творческое мастерство, выразительность исполнения, соответствие патриотической тематике. Итогом этих творческих мероприятий стали призовые места студентов – дипломы лауреатов I, II и III степени, что, безусловно, явилось эффективным стимулирующим фактором активности обучающихся, в том числе в работе над музыкально-патриотическим проектом «Россия – наш общий дом».

Заключение. Таким образом, патриотическое воспитание молодежи и, в частности, будущих учителей музыки в процессе их вузовской профессиональной подготовки – актуальная задача, обусловленная современными тенденциями общественного развития, воспитательной политикой государства, практикой воспитания образовательных организаций. Кафедра теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета имеет определенный, успешный опыт ее решения, в том числе в условиях реализации музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом», конкурсной, концертно-исполнительской деятельности студентов.

Анализ работы свидетельствует, что указанная деятельность студентов – будущих учителей музыки в формах конкурсных выступлений, концертно-исполнительской деятельности в условиях реализации указанного музыкально-патриотического проекта показала высокую эффективность и результативность патриотического воспитания молодежи. По результатам соответствующего мониторинга можно, как представляется, констатировать следующие выводы:

– музыкально-патриотический проект явился эффективной формой командной работы студентов, объединенных единой целью, связанных соответствующими функциональными обязанностями по его реализации;

– проект показал высокую степень заинтересованности обучающихся в его исполнении, равно как и в распространении информации о нем, что способствовало привлечению студенческой молодежи в команду исполнителей;

– конкурсная и концертная музыкально-исполнительская деятельность студентов, самым тесным образом связанная с содержанием и реализацией музыкально-патриотического проекта, также является эффективной формой патриотического воспитания, стимулирующим мотивационным фактором повышения качества учебной и внеучебной деятельности.