Воспитание подрастающего поколения во все времена являлось важной задачей общества. В настоящее время в нашей стране данная задача еще более актуализируется в связи с весьма динамичными преобразованиями в сфере экономики, социокультурной действительности, жизнедеятельности в целом. Сегодня, как утверждается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1], «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1, c. 1].
В цитируемом правительственном документе представлена целостная концепция развития воспитания в нашей стране, одним из приоритетных направлений которой является патриотическое воспитание. В контексте патриотического воспитания Концепция предусматривает «…формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [1, c. 7].
В правительственном документе «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», утвержденном Распоряжением правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-p [2], актуализируется воспитательная работа с молодежью, одним из приоритетных направлений которой представляется патриотическое воспитание. Так, в документе указывается: «Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [2, с. 4].
Указанные правительственные документы в высшей степени актуализируют необходимость проведения системной воспитательной работы с молодежью, в том числе работы, направленной на патриотическое воспитание. В связи с этим актуализируются и формы соответствующей работы со студентами, среди которых мы выделили к рассмотрению деятельность по разработке содержания и практической реализации творческого музыкально-патриотического проекта под названием «Россия – наш общий дом», а также в его рамках конкурсную и концертную музыкально-исполнительскую деятельность студентов музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета.
Цель исследования: рассмотрение эффективных возможностей проектной деятельности студентов – будущих учителей музыки в осуществлении патриотического воспитания средствами музыкального искусства на примере музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом». Формой указанной работы, составляющей его содержательную основу и также рассмотренной в статье, явилась конкурсная и концертно-исполнительская деятельность студентов, осуществленная в период календарного 2020 г., особенностью реализации которой стали объективные условия ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и соответствующими требованиями санитарно-эпидемиологической обстановки.
Материал и методы исследования. Патриотическое воспитание студентов в работе кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания представлено системной, планомерной работой, осуществляемой как в рамках определенных учебных дисциплин, так и во внеурочной деятельности обучающихся. В свете сказанного кафедра имеет достаточный опыт разработки и реализации патриотически ориентированных музыкально-литературных композиций, концертных программ, адресованных студенческой молодежи, обучающимся общеобразовательных школ, воспитанникам образовательных организаций дополнительного образования.
Значимой формой патриотического воспитания явился рассматриваемый в статье музыкально-патриотический проект «Россия – наш общий дом», получивший грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) в 2020 г. и реализованный студентами бакалавриата и магистратуры музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета, обучающимися по профилям «Музыкальное образование» и «Музыкально-компьютерные технологии». Целью практической работы по решению задач разработки содержания и этапов реализации музыкально-патриотического проекта, участия студентов в музыкально-творческих конкурсах, концертах послужил мониторинг динамики мотивационного аспекта студентов в структуре их целостной профессиональной подготовки, повышения качественного уровня музыкально-исполнительской деятельности, а также мониторинг динамики отношения к содержанию и процессу патриотического воспитания в молодежной среде в целом.
Методологическими основаниями нашей работы являются позиции исследователей в отношении патриотического воспитания, его фундаментальных целей и задач, а также проектной деятельности. Направленность статьи, связанная с рассмотрением указанного выше музыкально-патриотического проекта, обусловила наше обращение к соответствующим источникам с целью определения ведущих позиций, используемых в контексте обозначенной работы.
Проведенный анализ показал значительное количество исследований, связанных с проектной деятельностью, в том числе в социально-культурной сфере, в которых рассматриваются, в частности, историко-теоретические, методические, организационные и другие ее аспекты [3]. Так, автор работы, посвященной становлению проектной культуры студентов, на основе анализа рассматриваемой проблемы указывает: «Многие исследователи … определяют и трактуют … проектную деятельность как деятельность, нацеленную на такое преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которое обеспечивает не только адаптацию к меняющейся социальной реальности, но и возможность активного творческого воздействия на нее» [3, с. 50].
В ряде работ рассматриваются задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания. В одной из статей, посвященных патриотическому воспитанию, ее автор указывает: «В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление … суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине (“Я – гражданин России!”)» [4].
В работе коллектива авторов, посвященной проектированию культурно-просветительских программ, приводится следующая, близкая нам формулировка понятия проекта: «Проект – это безупречное видение окончательных итогов работы, идеальное представление определенной услуги. Проект должен быть ориентирован на результат конкретной цели» [5]. Авторами работы, среди прочего, рассматриваются также основные характеристики проектирования, такие как вариативность проекта, разновидности культурно-просветительских программ в аспекте их проектирования, этапность соответствующей работы и др. Данные и другие позиции авторов работ, связанных с проектированием культурно-просветительских программ, были положены в основу нашей работы по проекту.
Результаты исследования и их обсуждение. Для разработки и реализации музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом» была организована группа студентов магистратуры, каждый из участников которой выполнял различные функции: координирование деятельности команды проекта в процессе его реализации, обеспечение проведения концертных мероприятий и подготовку отчета по проекту, проведение концертных программ, рассылку информационных писем, техническое сопровождение проекта, видеосъемку мероприятий, размещение информации о мероприятиях в средствах массовой информации и др. В качестве наставников проекта выступили преподаватели кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств ОмГПУ.
В описании актуальности рассматриваемого проекта для молодежи было указано, что музыкально-патриотический проект «Россия – наш общий дом» направлен, прежде всего, на реализацию важнейших воспитательных задач, в числе которых приоритетной является задача патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Важной проблемой представляется мотивация студенчества к активной деятельности, связанной с патриотическим воспитанием, в том числе к деятельности образовательной, воспитательной, художественно-творческой, волонтерской и др. Проект посвящен снижению остроты данной проблемы и, одновременно, актуализации его среди молодежи. Систематическая работа по развитию мотивации студентов к указанной деятельности может быть подтверждена не только их активным участием в соответствующих мероприятиях, но и самой динамикой активности, увеличением количества участников мероприятий.
Основными целевыми группами, на которые направлен проект, послужили, прежде всего, студенты музыкального отделения факультета искусств (очной и заочной форм обучения), других факультетов Омского государственного педагогического университета.
Основными целями проекта явились разработка и демонстрирование цикла концертных программ для студенческой молодежи, посвященных значимым календарным датам России, как формы реализации задач патриотического воспитания в концертно-исполнительской деятельности и привлечение студентов к активной конкурсной деятельности в рамках обозначенного проекта как результата их мотивации к решению задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведущими его задачами явились следующие:
– актуализация информации о проведении концертных и конкурсных мероприятий музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом» среди образовательных организаций Омской области;
– выявление особенностей организации и проведения указанного музыкально-патриотического проекта;
– разработка содержания музыкально-патриотического проекта и реализация его программы;
– подведение итогов по результатам музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом».
Рассматриваемый музыкально-патриотический проект был реализован с мая по декабрь 2020 г. За данный период времени в контексте указанных выше задач были разработаны сценарии отдельных концертных программ, в том числе к знаменательным праздникам «День Победы», «День России», «День народного единства», проведены циклы репетиционной работы с участниками проекта и постановка концертных программ. Обратим внимание также на то, что работа со студентами осуществлялась преимущественно в дистанционном режиме. Приоритетным ресурсом, используемым, в частности, в репетиционной музыкальной работе, стал ресурс видеоконференции BigBlueButton, внедренный в практику работы вуза и позволяющий синхронизировать удаленную, в том числе музыкально-репетиционную и исполнительскую, работу благодаря групповой видеосвязи и возможности синхронизации звука. Студенты исполняли, среди прочего, уже подготовленный ими конкурсный репертуар; для составления сценариев музыкально-литературных композиций использовались песни отечественных композиторов, стихотворения видных российских поэтов, а также самодеятельных авторов, например произведения Н. Меркушовой, Е. Обуховой и др. В процессе реализации проекта осуществлялась также систематическая работа по выявлению качественного уровня концертных программ, планировалась дальнейшая деятельность по проекту. В силу объективных обстоятельств, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, работа по созданию концертных программ и музыкально-литературных композиций осуществлялась в формате видеозаписи с последующей трансляцией, в том числе в социальных сетях и на официальном сайте Омского государственного педагогического университета [6]. Все концертные мероприятия были записаны и сведены в программах Adobe Premiere Pro 2018 и Adobe After Effects Pro, основной функционал которых позволяет осуществлять указанные процессы на качественно высоком уровне.
В свете решения задач патриотического воспитания молодежи в целом и задач, связанных с реализацией рассматриваемого проекта, студенты бакалавриата и магистратуры музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета – будущие учителя музыки в 2020 г. приняли участие во всероссийском творческом конкурсе с международным участием «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященном празднованию 75-летия Великой Победы, региональном заочном конкурсе патриотической песни «Песни великого подвига», муниципальном открытом фестивале-конкурсе патриотической песни «Моя Россия – 2020». В предыдущей работе авторов настоящей статьи М.М. Акуловой и Т.В. Капустиной [7] конкурсная деятельность студентов, а также их участие в разного рода музыкально-творческих фестивалях, музыкально-исполнительских проектах выделялись и рассматривались в качестве одной из эффективных форм воспитательной работы в целом и работы по патриотическому воспитанию в частности. Так, весьма важными аспектами данной работы явились подбор соответствующего репертуара патриотической направленности, системность репетиционной подготовки к выступлениям на конкурсах и фестивалях и др. При этом следует, как представляется, особо подчеркнуть тесную взаимосвязь учебной работы студентов, в частности по дисциплинам исполнительской направленности в структуре целостной профессиональной подготовки, и внеучебной, являющейся в контексте рассматриваемой темы профессиональной базой, позволяющей реализовывать конкурсные музыкально-исполнительские задачи. Рассматриваемый в работе музыкально-патриотический проект в ключе сказанного неразрывно связан с конкурсно-исполнительской деятельностью студентов, прежде всего, в аспекте его непосредственной практической реализации.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 все указанные музыкально-творческие мероприятия осуществлялись в online-формате, а также с помощью дистанционных технологий. Согласно условиям конкурсов, студентами были отобраны и разучены песни патриотического содержания, в том числе песни С. Трофимова «Родина», Ю. и В. Началовых «Письмо с фронта», А. Тайшина на слова Э. Герасименко «Все помнят ветераны», Г. Пономаренко на слова А. Левицкого «Я лечу над Россией», О. Сидорова «Письмо, пришедшее с войны» и др. По требованиям организаторов конкурсов подготовленные песни были записаны и оформлены в качестве видеоматериалов, которые оценивались профессиональными жюри по критериям, среди которых, прежде всего, следует назвать качество видеоматериалов, художественно-творческое мастерство, выразительность исполнения, соответствие патриотической тематике. Итогом этих творческих мероприятий стали призовые места студентов – дипломы лауреатов I, II и III степени, что, безусловно, явилось эффективным стимулирующим фактором активности обучающихся, в том числе в работе над музыкально-патриотическим проектом «Россия – наш общий дом».
Заключение. Таким образом, патриотическое воспитание молодежи и, в частности, будущих учителей музыки в процессе их вузовской профессиональной подготовки – актуальная задача, обусловленная современными тенденциями общественного развития, воспитательной политикой государства, практикой воспитания образовательных организаций. Кафедра теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета имеет определенный, успешный опыт ее решения, в том числе в условиях реализации музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом», конкурсной, концертно-исполнительской деятельности студентов.
Анализ работы свидетельствует, что указанная деятельность студентов – будущих учителей музыки в формах конкурсных выступлений, концертно-исполнительской деятельности в условиях реализации указанного музыкально-патриотического проекта показала высокую эффективность и результативность патриотического воспитания молодежи. По результатам соответствующего мониторинга можно, как представляется, констатировать следующие выводы:
– музыкально-патриотический проект явился эффективной формой командной работы студентов, объединенных единой целью, связанных соответствующими функциональными обязанностями по его реализации;
– проект показал высокую степень заинтересованности обучающихся в его исполнении, равно как и в распространении информации о нем, что способствовало привлечению студенческой молодежи в команду исполнителей;
– конкурсная и концертная музыкально-исполнительская деятельность студентов, самым тесным образом связанная с содержанием и реализацией музыкально-патриотического проекта, также является эффективной формой патриотического воспитания, стимулирующим мотивационным фактором повышения качества учебной и внеучебной деятельности.