Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PLACE OF EXCURSION IN THE SYSTEM OF TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Kozina E.F. 1
1 GAOU VO «Moscow city pedagogical University, Moscow»
The article presents the experience of implementing an excursion-research method in working with future primary school and early development classes teachers within the framework of the academic discipline «The excursion as a form of an educational activities». In the course create, the author proceeded from a contradiction: the educational excursion is one of the most common, complex forms of classes with children; theoretical or illustrative type of her organization in mass practice. The course aims to increase students' knowledge about the basics of museum pedagogy, the excursion method of teaching older preschoolers and junior schoolchildren, to prepare for its introduction into the educational process, taking into account the requirements of the modern Federal State Educational Standard for Primary General Education and the Concept of Additional Education. It is practical-oriented, so the article, in addition to lecture subjects, outlines the key areas of active-interactive work at seminars and in extracurricular practice. The work was built in such a way that each student gradually passed the stages: a theorist-analyst, a passive excursionist, an active excursionist, a tour guide-student (game educational situations in the student audience), an active practitioner tour guide. It proved that the development of the guide's skill directly contributes to improving the professional competences of the future primary school teacher.
training of primary school teachers
excursion
excursion studies
museum studies
technology

Экскурсия является одной из самых распространенных и вместе с тем сложных, трудоемких форм организации занятий с детьми предшкольного и младшего школьного возраста, требующих специальной системной, практико-ориентированной подготовки. Часто именно отсутствие последней или ее теоретический характер обусловливают сведение учебной экскурсии к прогулке, лекции с иллюстрациями «на свежем воздухе», хотя исторически именно эта форма как «общеобразовательная ученическая» (по В.Ф. Натали, «экскурсионно-исследовательский метод») рассматривалась в качестве ключевой в натурном ознакомлении ребенка с окружающей его действительностью (И.Я. Акинфиев, Н.Ф. Атрепьев, А. Белгородский, А.Я. Герд, В.А. Герд, Е.Н. Дерим-Оглу, Д.Н. Кайгородов, В.И. Маркин, Б.Е. Райков и др.). Это и обусловливает важность экскурсионной работы в системе СПО, вузовской подготовки педагогов начальной школы и классов раннего развития [1-3].

Цель разработки. Сохранение единичных выходов в природу при минимизированном полевом практикуме в процессе естественно-методического образования студентов не решает общей проблемы неспособности грамотно организовывать и проводить с детьми учебную экскурсию. Это и определило включение в учебные планы специальных тематических курсов, в частности курса «Экскурсия как форма организации просветительской деятельности», который нацелен на расширение знаний обучающихся об основах музейной педагогики (содержание, особенности, методы и формы ознакомления с музеем; педагогический потенциал естественно-научных, исторических, художественных, литературных и других его разновидностей), экскурсионном методе обучения предшкольников и младших школьников, на подготовку к внедрению последних в образовательно-воспитательный процесс с учетом требований современных ФГОС НОО и Концепции дополнительного образования. С одной стороны, изучение данного курса в рамках культурно-просветительского модуля было направлено в итоге на формирование у студентов способности разрабатывать и реализовывать соответствующие программы с обязательным включением экскурсии как дидактической формы. С другой стороны, новизна музейной тематики и общая осведомленность в организации природоведческой экскурсии после изучения методики преподавания дисциплины «Окружающий мир» определили переход от традиционной логики подачи материала: «музей как явление культуры – типология музеев (в том числе по образовательной области) – музейная педагогика – экскурсия в учебно-воспитательном процессе – педагогические и методические аспекты экскурсионной работы с детьми в природе, у памятников истории и культуры, на улицах города» – к его структурированию вокруг экскурсии как ядра.

Содержание разработки. Тематика лекций затрагивала следующие моменты: 1) экскурсия как форма обучения в предметной области «Обществознание и естествознание»; экскурс в историю становления экскурсионного школьного дела («Десять заповедей экскурсионного дела» [4]); 2) типология современных экскурсий, специфика их организации с акцентом на реальные / виртуальные разновидности; 3) экскурсоведение как наука (разработки Б.В. Емельянова, А.С. Скобельцыной и др. [5, 6],); экскурсионный метод познания («обсказ», его преимущества, по В.И. Адо) и экскурсионная методика (в том числе типичные методические приемы экскурсионного показа – предварительный осмотр, показ панорам и мемориальной доски, локализация событий, движения, зрительный анализ / реконструкция / монтаж / сравнение / аналогия и т.п.; виды группировки экскурсантов и их типы по отношению к экскурсии (конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный)); 4) профессиональное мастерство экскурсовода (личностные характеристики и этапы становления; уровни экскурсоводческого мастерства и авторитет экскурсовода; невербальные и вербальные маркеры (экскурсовод – информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер), экскурсионный этикет; комплектация «портфеля экскурсовода»; специфика научно-теоретической, практической и организационной подготовки); 5) методические аспекты экскурсионной работы в природе, у памятников истории и культуры, на улицах города (многообразие технологических карт экскурсии и нюансы их составления, инструкционная карта к исследовательской экскурсии); 6) патент на экскурсионные услуги; 7) современные тенденции развития дополнительного образования детей; стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», проект «Программа под ключ»; банки инновационных программ; экскурсия в работе естественно-научных и обществоведческих кружков и клубов Москвы (МГДД(Ю)Т, «Университет детей», «Город науки, образования и инноваций на ВДНХ», КЮБЗ, «Трампеадор», «Юные исследователи природы» при МГУ и др.); технология разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы экскурсионного характера (в том числе классификация программ, их структура, модели проектирования (стартовая, базовая, углубленная), индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная маршрутная книжка); 8) теоретические аспекты музейной педагогики, музейная культура; музей как явление культуры – история и современность (динамика, многообразие музеев и технология работы с их реальной / виртуальной экспозицией), отечественное и зарубежное музееведение / музеология (International Council of Museums, Музейный фонд РФ, актуальные музееведческие исследования); культурно-образовательная деятельность музеев, модели становления музея как центра культурно-образовательной деятельности (просветительская, политизированная, информативная, коммуникативная, комплексная – современные музейные культурные центры); понятие «музейный педагог» (Г. Фрейденталь, К. Фризен); 9) детские научно-просветительские и музейно-педагогические, стационарные и выездные, музейно-анимационные программы (многообразие, особенности строения и разработки, возрастная специфика); 10) формы работы с детьми-экскурсантами в современных музеях (игры-путешествия, Детская студия, Неделя детской книги, День рождения в музее и т.п.); особенности организации иллюстративной, исследовательской экскурсии в музей (конструктор музейного занятия); 11) проекты «Инклюзивный музей» и «Инклюзивные экскурсии в музеи Москвы»; специализированные детские музейно-экспериментальные пространства, в том числе интерактивные музеи (Музей науки, Интеракториум, Экспериментариум, Эврика-Парк, детские технопарки) и особенности проведения в них мастер-классов; работа учителя-экскурсовода online (виртуальный визит; специфика работы с музейными online-коллекциями и виртуальными платформами, в том числе Museum of Science); 12) взаимодействие музея и школы на разных исторических этапах; различия общедоступного и школьного музеев, «Положение о школьном музее» и методика организации последнего (основы экскурсионно-выставочной деятельности; многообразие и профили / жанры школьных музеев, технология создания реального и виртуального, конструктор виртуального школьного музея; привлечение детей к сбору экспозиционного материала и ведению экскурсий); проекты «Учебный день в музее» и «Мобильный музей» («музей в чемодане»), конкурс «Школьные музеи: новые возможности»; 13) новые черты музея ХХI в.

На деятельностно-интерактивной основе данные вопросы отрабатывались на семинарах и во внеурочной практике. В частности, работа велась в следующих направлениях.

1. Тема «Экскурсия как форма работы с младшими школьниками (цель, виды, организация и условия проведения)». Рассмотренные вопросы: 1) трактовка в современной научно-методической литературе понятия «экскурсия», ее общие и специфические признаки, требования к ведению; современные классификации экскурсий; 2) история становления школьного экскурсионно-краеведческого дела в России; значение экскурсий на природу для обучения, воспитания и развития учащихся (экскурсия – это дидактическая форма или метод?); 3) современная типология учебных экскурсий и их структура, отличие от учебных прогулок (методика М. О’Коннор) и экспедиций (ландшафтно-ознакомительной, научно-исследовательской и учебной практики); своеобразие природоведческих, социальных, экологических ее разновидностей; 4) методика краеведческой работы в начальной школе: от «отчизноведения», «родиноведения» — к краеведению (принципы, уровни, формы организации в младших классах; специфика экскурсионных уроков и факультативных занятий по краеведению; технология разработки краеведческих курсов на экскурсионной основе). Задания: «Ознакомьтесь по литературным источникам с многообразием экскурсий для младших школьников и методикой их проведения. Раскройте методику организации эколого-природоведческой экскурсии. В чем состоит подготовка к ней учителя? Какое традиционное и специальное (для конкретных тем) оборудование необходимо для ее проведения?», «Изучите этапы экскурсионной работы и структуру урока-экскурсии иллюстративного, исследовательского, комбинированного характера. Оцените возможности проведения на экскурсии мини-исследований, мини-экспериментов», «На основе анализа литературы суммируйте методические приемы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на экскурсии в природу. Каковы общие требования к проведению экскурсий в начальной школе?» и др. Практическая подготовка экскурсионных тем (разработка конспектов занятий с презентациями, проигрывание их в аудиторных условиях): на примере темы «Осенние изменения в природе» показать разницу в ее раскрытии и технологии работы на уроке-прогулке и уроке-экскурсии (предварительно определить возраст обучаемых), темы «Дорожные знаки» – отличие экскурсий для предшкольников и учащихся 3-го класса; разработать природоведческие, экологические, обществоведческие экскурсии на темы «Экосистема», «Животный мир Москвы», «Моя школа» (по выбору).

Изучение данной темы предполагает расширенный практикум «Методика организации и проведения разновидовых экскурсий с детьми предшкольного и младшего школьного возраста» с их проведением по возможности на экспериментальных площадках. Задания: а) выберите определенное тематическое экскурсионное направление (одно на выбор), найдите и проанализируйте статьи методистов по особенностям разработки такого рода учебных экскурсий; б) разработайте конспект урока – исследовательской экскурсии по индивидуальным темам на выбор: «Сезонная экскурсия в природу (осенняя, период бабьего лета, позднеосенняя (предзимье), зимняя, ранневесенняя, поздневесенняя)», «Природные сообщества нашего края (бореальный, неморальный, бореально-неморальный лес, парк и сад, этажи леса, пресный водоем, болото, луг и поле)», «Поверхность нашего края (почвы, полезные ископаемые)», «Экскурсия по пришкольному участку (микрорайону)», «Общественные учреждения города» или «Знакомство с различными профессиями» (экскурсия в ателье, библиотеку, на фабрику и т.п.), «Красота и разнообразие окружающего мира», «Экология Москвы», «Загородная экскурсия», «Экологические тропы (города, села, района)», «Экскурсия в ООПТ», «Экскурсия на животноводческую ферму», «Вещи в жизни человека» и т.п. Одновременно изучение курса обучающимися психолого-педагогического направления потребовало включения занятий-тренингов на отработку особенностей поведения экскурсовода в различных проблемных ситуациях при подаче разнообразного материала с целью формирования экскурсионного этикета.

2. Тема «Специфика организации культурно-просветительской деятельности младших школьников в системе дополнительного образования». Вопросы: 1) суть понятия «дополнительное образование» (ДО) как вида образования (анализ нормативно-правовой документации, в том числе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»), его преимущества по сравнению с общим образованием; принципы государственной политики в сфере ДО»; 2) шесть направленностей дополнительного образования детей [7], «Концепция развития дополнительного образования детей» (цели развития ДО, инновационные идеи, приоритеты развития); 3) принцип программоориентированности; уровни общеразвивающих ДО программ для детей (Методические рекомендации Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г.) – продвинутый, стартовый, базовый, специфика их построения, требования к разработке; 4) новые организационные формы ДО (образовательный туризм, студии 3D-моделирования, технопарки, квест-лаборатории и т.д.); 5) многообразие программ ДО младших школьников (на основе материалов интернет-ресурсов «Программы дополнительного образования детей», Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»), «Место экскурсии в программах ДО естественно-научной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности». Практикум: разработка стартовой / базовой программы ДО младших школьников «Юный москвич», «Я – исследователь природы» с обязательными полевыми практикумами и экскурсиями. Изучение данной темы предполагает обязательное посещение обучающимися 2–4 профессиональных экскурсий с отзывом и анализом работы экскурсовода в рамках проектов «Выход в город», «Московские переулки», «Гуляем по Москве» и иных (в том числе телевизионных – «Пешком»).

3. Тема «Особенности организации работы с детьми в музеях различной направленности». Вопросы: 1) музей как явление культуры (хранитель и демонстратор ценностей культуры, связующее звено между прошлым и настоящим, человеком и природой, наукой и практикой, образовательно-воспитательное учреждение); 2) исторический аспект становления музея (история музейной деятельности в России, ее значение); 3) музееведение как наука; функции типологии музеев (художественные, музыкальные, литературные, театральные, исторические, естественно-научные и др.); 4) культурно-образовательная деятельность музеев, принципы их педагогической деятельности; 5) характеристика образовательного содержания московских музеев, специфика работы с детьми в музеях различной направленности; 6) многообразие музейно-педагогических программ для учащихся начальных классов. Работа организуется на основании данных музейной картотеки, их подборка осуществляется обучающимися индивидуально / в парах в течение семестра с указанием в карточке музея Москвы позиций: название, направленность, экспозиция, тематика экскурсий, возраст экскурсантов, проводимая с детьми (конкретизация возраста) работа (тематика экскурсий, кружки, программы), контактные данные, наличие официального сайта и виртуальной платформы. По усмотрению преподавателя возможно ее тематическое сужение до конкретного направления по выбору студента, например: а) естественно-научные – палеонтологические (Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова), биологические (Аптекарский огород, Зоологический музей МГУ, Московский зоопарк, москвариум, океанариум, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Дарвиновский музей), географо-астрономические (московский планетарий, Музей космонавтики, Музей землеведения МГУ); б) краеведческие (Музей Москвы, Музей археологии Москвы); в) природно-архитектурные комплексы (МГО музей-заповедник, усадебно-парковые ансамбли); г) исторические (Кремль, Государственный исторический музей, Бородинская панорама, Музей Победы, Музей Отечественной войны 1812 г.); д) национально-культурологические (Музей национальной истории, Музей декоративно-прикладного и народного искусства, МРЛИНИ), в том числе храмово-комплексные (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Крутицкое подворье, Новодевичий монастырь); е) художественные (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова); ж) литературные (Дом-музей К.И. Чуковского, Государственный музей А.С. Пушкина); з) театральные (Музей театра кукол им. С.В. Образцова, Музей детского музыкального театра им. Н. Сац, Театральный музей им. А.А. Бахрушина); и) научно-технические (Политехнический, Музей истории российской почты и московского почтамта, Музей Воды, Экспериментариум), в том числе транспортные (Музей метро, МЖД, «Московский транспорт», Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов) и др. Изучение данной темы параллельно предполагает обязательное ознакомление обучающихся с содержанием профильных журналов: «Мир музея», «Московское наследие» и иных, а также отработку десяти базовых форм культурно-образовательной деятельности музея (экскурсия, лекция, консультация, научные чтения, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс, бал), праздник, историческая игра).

4. Тема «Технологический аспект музейной педагогики». Вопросы: 1) понятие «музейная педагогика», история ее становления, роль в современном образовательно-воспитательном процессе, направления проводимых исследований; 2) теоретические аспекты образовательной деятельности в музее (познавательный, творческий, социальный) и ее основные направления; 3) формы, методы и технологии музейной педагогики; 4) педагогические и методические аспекты работы с музейной экспозицией (понятие, содержание, особенности оформления; учет психолого-педагогических аспектов при создании), в том числе с детьми предшкольного и младшего школьного возраста (цель и задачи, формы, методы, приемы, условия); 5) педагогические аспекты создания экспозиции школьного музея и работы с нею; 6) технология разработки и ведения виртуального школьного музея. Практикум: разработка виртуальной модели школьного музея «Быт и культура славян», проекта экскурсии с детьми в музей (по выбору).

5. Тема «Заочная экскурсия с младшими школьниками в музей, природно-архитектурный комплекс». Вопросы: 1) структурно-содержательное отличие от урока – заочной экскурсии и урока-путешествия: 2) нюансы организации заочной детской экскурсии в музей, по улицам города, в природно-архитектурный ансамбль. Практикум с проведением на экспериментальной площадке – разработать конспект занятия (очного, заочного с презентацией) на тему по выбору, где необходимо проиллюстрировать выявленные отличия: «Зоопарк (ботанический сад, заповедник, национальный парк)», «Палеонтологический музей (зоологический, политехнический, краеведческий и т.д.)», «Памятники архитектуры», «Знакомство с домом-музеем писателя (старинной усадьбой)», Московский Кремль, Измайлово, Кузьминки, Сокольники, Коломенское и т.д.

Заключение. Проведенная работа в целом показала, что эффективность данного курса напрямую зависит от его практической реализации, в ходе которой каждый обучающийся постепенно проходит стадии: от «теоретика-аналитика» – «пассивного экскурсанта» – «активного экскурсанта» – «обучающегося экскурсовода» (ИОС в студенческой аудитории) до активного экскурсовода-практика. Становление тем самым экскурсоводческого мастерства напрямую способствует совершенствованию профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы.