Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE QUESTION OF THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Dyachkova T.V. 1
1 Teaching Staff Skills Development and Retraining Institute, Tula
The leading subject of the system of supplementary education for children is a teacher. No matter how well designed or materially and technically provided the system is, it cannot be effective and efficient without an active teacher-educator, a subject of the creative process, a solid citizen with a strong personal-professional attitude. The article describes the relevance of studying the specifics of professional work of a teacher in the supplementary education system in the context of solving the problem of their personal and professional attitude development in the region. Special attention is paid to the phenomenon of "personal and professional attitude of a teacher in the supplementary education system" as a hypostasis of their professional life. The study involved 152 teachers working in the supplementary education system in 9 regions of the Russian Federation who approached their personal and professional attitude as a product of personal and professional self-determination, reflection, search for axiological attitudes and life experience. The study showed that taking into account the professional specifics of working as a teacher in the supplementary education system is sure to facilitate in actual educational practice of the region a purposeful and dynamic process of teachers' personal and professional development in the unity of external requirements for this category of teachers and an individual teacher's internal personal needs.
teacher of additional education
personal and professional position of a teacher of additional education
professional development
professionalism
region

Обращение к вопросу специфики профессиональной деятельности педагога дополнительного образования предопределено изменениями в самой системе дополнительного образовании детей, внедрением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [1], выстраиванием системы карьерного и профессионального роста педагога, реализацией основных направлений федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [2] и «Целевой моделью развития региональной системы дополнительного образования детей» [3].

Дополнительное образование детей является стратегически важной сферой, определяющей конкурентоспособность региона, и важным механизмом его развития. Благодаря интеграции образования с наукой и бизнесом формируется современное инновационное пространство, в котором определяется достаточно актуальная задача – развитие личностно-профессиональной позиции педагога как интегральной характеристики и критерия его профессионализма.

Диссонанс между профессиональной подготовкой, уровнем сформированности профессиональной идентичности педагогов дополнительного образования и требованиями к качеству современного дополнительного образования при неразработанности общетеоретических основ организации деятельности по сопровождению процесса развития личностно-профессиональной позиции педагога возобновили поиск ответа на вопрос: какова личностно-профессиональная позиция педагога, способного обеспечить собственную конкурентоспособность и непрерывное личностное и профессиональное совершенствование?

Цель исследования - в контексте современных тенденций изменения ландшафта и традиций региональных систем дополнительного образования изучить специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования и обосновать проблему развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

– анализ научно-практической литературы по проблеме, что позволило использовать в работе результаты других исследователей в различных отраслях научного знания;

– анкетирование, интервьюирование, беседы с педагогическими работниками системы дополнительного образования, позволившие нам выявить часто встречающиеся в профессионально-педагогической среде проблемы, мотивы, ценности и цели профессиональной деятельности педагогов;

– изучение и анализ методической продукции, разработанной педагогами дополнительного образования (программы; технологические карты; разработки; эссе; материалы конкурсов и обобщения опыта, представленного в ходе проведения процедуры оценки качества профессиональной деятельности педагогов);

- наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов (открытые занятия, видеозанятия, вебинары, коворкинги и др.), используемое для расширения эмпирической базы.

Методологической основой исследования являются: аксиологический (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров); системный (А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.П. Бедерханова, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина), событийный (Д.В. Григорьев), позиционный (А.И. Григорьева), личностный (А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, В.В. Сериков и др.), средовой (Ю.В. Громыко, Ю.С. Мануйлов, Г.И. Симонова, М.В. Соколова, В.А. Ясвин), андрагогический (О.С. Анисимов, С.Г. Вершловская, М.Т. Громов, А.В. Филатова, И.Г. Шендрик), ресурсный (Б.В. Куприянов, В.М. Лизинский, С.Д. Поляков) и акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) подходы, позволяющие объединить имеющиеся в различных отраслях науки данные о сущности и содержании личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Система дополнительного образования детей является стратегически важной сферой, определяющей конкурентоспособность региона, и важным механизмом его развития. Благодаря интеграции образования с наукой и бизнесом формируется современное инновационное пространство региона, в котором определяется достаточно актуальная задача – развитие кадрового потенциала. В теории и практике отечественного внешкольного образования педагог дополнительного образования как новый тип педагога-профессионала законодательно появляется в 1993 году (Приказ Министерства образования России от 25 января 1993 года № 21), вобрав в себя все лучшие традиции российской системы внешкольного воспитания, имеющей более чем 100-летнюю историю.

Современные установки на развитие дополнительного образования, изменения, происходящие в программно-методическом и нормативно-правовом обеспечении образовательной деятельности, ставят педагога дополнительного образования перед необходимостью, преодолевая профессиональные дефициты, самостоятельно разрабатывать и ежегодно совершенствовать содержание дополнительных общеобразовательных программ, развивая собственный профессионализм и его интегративную характеристику – личностно-профессиональную позицию как способность педагога дополнительного образования системно и комплексно применять знания, умения, практический опыт для функционального выполнения основных видов профессиональной деятельности в контексте реализации собственных базовых ценностей и позволяющей благодаря профессиональной мотивации успешно разрешать проблему дефицитов в личностно-профессиональных аспектах [4, с. 22].

Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем процесс развития личностно-профессиональной позиции педагога, характеризующийся изменениями в мотивационно-ценностной, деятельностной и когнитивной сферах личности педагога дополнительного образования, обусловленными спецификой дополнительного образования детей.

Отметим, что многофункциональная и разноплановая деятельность современного педагога дополнительного образования, ее интеграционный характер указывают на целый ряд специфических ценностных характеристик педагога дополнительного образования. Остановимся на наиболее важных характеристиках в рамках рассматриваемой нами проблемы:

– педагог дополнительного образования – субъект пространства свободного выбора ребенком определенного вида деятельности с учетом его способностей и потребностей;

– направленность дополнительной общеразвивающей программы обуславливает востребованную социумом деятельность педагога дополнительного образования;

– личностно-профессиональные качества, ценностно-смысловые установки, базовое профессиональное образование педагога и опыт работы;

– ценности гуманистической и демократической организации профессионально-образовательной деятельности педагога дополнительного образования и его воспитательный потенциал;

– простроенные взаимосвязи педагога дополнительного с различными субъектами и широкий выход образовательной деятельности в окружающий социум.

Особая ценность деятельности педагога дополнительного образования, по мнению Л.В. Алиевой, заключается в направленности результатов на индивидуальное воспитание и развитие ребенка, осуществляемое в творческом выборе цели, содержания, методов, программ деятельности [5, с. 22].  

Совместная деятельность, основанная на общем интересе к определённому виду деятельности, ставит педагога дополнительного образования перед необходимостью принять обучающегося таким, каков он есть, попытаться понять каждого и найти наиболее подходящие методы и приемы сотрудничества, творческого взаимодействия. В этой связи, по мнению В.В. Серикова, «исходная ориентировочная основа построения педагогического процесса должна представлять собой единство личности, задач и результатов, чувственных и процессуальных свойств педагога, внешних проявлений и глубинного самосознания» [6, с. 18]. В нашем случае самосознания как основы развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования, раскрывающейся в мотивах, целях и ценностях профессиональной деятельности.

Отметим, что, по мнению Б.В. Куприянова, ключевым моментом в профессиональной позиции педагога дополнительного образования является его «готовность в реализации программы прилагать усилий несколько больше, чем принято». Автор при этом указывает на то, что «личностно-профессиональная позиция представляет собой отношение педагога к себе как субъекту педагогической деятельности, направленной на участников детско-подросткового объединения, отношение к собственным возможностям и перспективам в названном поле деятельности» [7].

Как показало наше исследование, выбор педагогом направленности реализуемой им программы определяется некоторыми факторами и обстоятельствами: у 21% педагогов данный выбор связан с наличием собственного интереса и желания заниматься определенным видом деятельности; 12% респондентов отмечают, что системообразующая деятельность выбранного направления связана с их собственными способностями и делом (хобби); 57% педагогов связывают выбор с интересами и популярными среди детей и подростков видами деятельности. В свою очередь, около 10% опрошенных педагогов важным фактором выбора направленности дополнительной общеразвивающей признают социально значимую деятельность детей и подростков как ведущую.

Выделяя и анализируя в ходе исследования специфические особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, мы рассматривали необходимость учета данной специфики в процессе развития личностно-профессиональной позиции данной категории педагогических работников. Представим некоторые из них:

–   определенный состав обучающихся, с которым работает в данное время педагог (здесь существует риск, связанный с тем, что, как правило, состав детей в детских объединениях изменяется в течение реализации дополнительной общеразвивающей программы);

– тесная взаимосвязь и выстроенная система социального партнерства педагога дополнительного образования с субъектами различных образовательных организаций, общественных, культурно-исторических и экономических объектов ближайшего социума является важной спецификой его профессиональной деятельности;

– цели, тактика, стратегия и специфика организации, на которой базируется детское объединение. Сегодня это организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей различных возрастных категорий – дошкольники, младшие школьники, подростки и старшеклассники, студенты профессиональных образовательных организаций; организации различных ведомств и педагоги, осуществляющие образовательную деятельность как частные предприниматели;

– импровизационный характер деятельности, связанный с достаточно весомыми внешними и внутренними факторами. Поток незапланированных акций, смотров, конкурсов, фестивалей, проектов, выставок различного уровня, которые (по мнению педагогов-практиков) нарушают выстроенную в рамках рабочей программы систему и вносят в профессиональную деятельность педагога значительные коррективы. Здесь речь, безусловно, идет о достаточно высокой мобильности педагога дополнительного образования, определяющей специфику его педагогической деятельности;

– приоритет личностного, ресурсного, аксиологического, полисубъектного и деятельностного подходов в реализации профессионально-педагогической деятельности, погружение ребенка в интересный материал и «укорененный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл» (В.П. Зинченко) данного вида деятельности, вызывающий у ребенка и педагога целый спектр совместно пережитых эмоций;

– круглогодичная деятельность в рамках организации и осуществления отдыха детей и подростков в каникулярное время;

– разнообразие спектра самостоятельно разрабатываемых и реализуемых программ по срокам, уровням, содержанию, степени участия обучающихся и их категории и др.;

– родитель не только заказчик образовательной услуги, но и полноправный участник образовательного процесса, первый помощник и единомышленник педагога дополнительного образования;

– более широкие возможности для дифференциации и индивидуализации целей и задач образовательного процесса, позволяющего педагогу реализовать принципы гуманизации образования и создать уникальное пространство непосредственного, неформального взаимодействия ребенка и взрослого;

– следуя природе познавательного развития личности ребенка, педагог дополнительного образования выстраивает профессионально-педагогическую деятельность в условиях отсутствия обязательного образовательного стандарта, что позволяет ему развивать собственный педагогический почерк, свободно выбирать технологии, методы и содержание реализуемых программ.

Характеристика специфики профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования в контексте нашего исследования имеет принципиальное значение не только для выявления ключевых проблем развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования (интегральной характеристики и критерия профессионализма), но и в современных социокультурных условиях, характеризующихся усилением конкуренции среди образовательных организаций, позволяет оценить потенциальные возможности региональной системы дополнительного образования в решении данных проблем.

В ходе исследования педагоги принимали участие в опросе на предмет «Кто же он, какой он – современный педагог дополнительного образования?». Репрезентативная выборка респондентов позволила нам учесть возраст, образование, направленность программ, стаж и квалификационную категорию педагогов. В целом в опросе приняли участие педагоги из 9 субъектов Российской Федерации (Тульская, Нижегородская, Самарская, Омская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Республика Саха, Пермский и Камчатский края). Ответы педагогов выглядят следующим образом: 80% респондентов указывают на то, что педагог дополнительного образования - это «воспитатель, друг, творческая и инициативная личность», чуть более 5% участников опроса отметили, что он – волшебник, «зажигающий сердца», пример для подражания, человек, не боящийся быть самим собой, 15% педагогов сделали акцент на мастерство и профессионализм педагога, его активную гражданскую позицию и ценностный мир.

Естественно, что в каждом отдельном случае ценности, цели и задачи педагога дифференцировались в зависимости от социального заказа, направленности и сроков реализации дополнительной общеобразовательной программы, контингента обучающихся, опыта работы и квалификационной категории педагога, а также потребности социально-экономического и технологического развития региона.

Результаты нашего исследования подтверждают, что реализация комплекса условий в ряде регионов способствовала развитию личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования. В частности, в Тульской области за последние 2 года более чем на 20% возросла степень доверия к педагогам дополнительного образования со стороны не только родителей и администрации образовательной организации, но и региональных сообществ. Осуществляя образовательную деятельность в эпоху медиа, информация о деятельности педагога дополнительного образования становится очень доступной. 87% педагогов констатируют, что этому способствовала открытость и доступность информационного образовательного пространства: создание ими персональных сайтов, групп в социальных сетях, подготовка развернутых пресс- и пост-релизов интересных событий, публикаций в различных СМИ, организация участия педагогов в серии коворкингов, мастер-классов, вебинаров, в рамках которых происходит позиционирование педагогов. В этом смысле 96% педагогов подчеркивают значение целенаправленной и системной рекламы образовательной организации в целом и отдельных педагогов, что, в свою очередь, безусловно, определило положительное общественное мнение и способствовало созданию бренда педагога дополнительного образования.

Заключение. Изучение специфики профессионально-педагогической деятельности педагога в рамках нашего исследования имеет принципиальное значение не только для выявления ключевых проблем развития личностно-профессиональной позиции педагога, но и в современных социокультурных условиях, характеризующихся усилением конкуренции среди образовательных организаций, позволяет оценить потенциальные возможности каждого региона в решении данных проблем. Результаты исследования применены в организации научно-методического сопровождения личностно-профессионального развития педагогического сообщества региона и способствовали выстраиванию деятельности педагогов в соответствии с профессиональными и личностными требованиями, обозначенными в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [1].

Таким образом, сосредоточение внимания на изучении специфики профессионально-педагогической деятельности данной категории педагогических работников, и в связи с этим непосредственный анализ проблемы личностно-профессионального развития современного педагога, позволили разработать и предложить для реализации ряд теоретически обоснованных и востребованных на сегодня дополнительных профессиональных программ («Мастер-класс педагога дополнительного образования»; «Методическое сопровождение профессионального роста педагога дополнительного образования», «Приоритеты развития качества дополнительного образования детей», «Педагог дополнительного образования») и определить содержание комплексных программ («Векторы развития», «Путь к успеху») внутрикорпоративного (внутриучрежденческого) повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.