Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM OF FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Pedko M.A. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
One of the key tasks in the study of the problem of forming social responsibility of cadets of military universities is to build a historiography of this problem, get an idea of its development, systematize and present the stages of the phenomenon under study in chronological order. The problem of formation of social responsibility of cadets of military universities is complex, and its historiographical analysis should be based on three main phenomena: 1) development of higher military education in Russia; 2) study of the phenomenon of «social responsibility» in various scientific fields; 3) theory and practice of social responsibility formation in military education. in the course of the historiographic study, we identified three key stages of the historiography of the problem of forming social responsibility of cadets of military universities. The first stage of the XVII century to the beginning of the XX century is associated with the opening of the first military educational institutions, a multi-level system of military education is formed, built on the ideas of military honor and morality, the term «responsibility» begins to be considered in philosophy, the problem of forming social responsibility as an independent one is not presented. The second stage of the beginning of XX century to the beginning of the XXI century is associated with the predominance of Marxist-Leninist ideology in military education, built a multilevel system of professional military education in philosophy, pedagogy and psychology developed the theory of social responsibility, in the military pedagogy and psychology examines individual aspects of the problem of formation of social responsibility of the military personnel, with a comprehensive permissions she has received. The third stage is the beginning of the XXI century being linked to the development of a new military doctrine, the abandonment of Soviet ideology, the reform in military education, military universities are implementing kompetentnostnyj approach formed a significant body of research devoted to various aspects of forming of social responsibility of military.
social responsibility
military university cadets
historiographical analysis
formation of social responsibility of cadets

Построение любого научного исследования целесообразно начинать с изучения исторического аспекта изучаемой проблемы, так как этот шаг даст возможность проследить генезис проблемы, выявить степень ее разработанности и приоритетные направления на современном этапе исследования. Поэтому мы считаем, что одной из ключевых задач в исследовании проблемы формирования социальной ответственности курсантов военных вузов является историографический анализ данной проблемы, т.е. формирование представления о ее развитии, систематизация и представление этапности исследуемого явления в хронологическом порядке.

В современных условиях общей неопределенности возрастает количество ситуаций, когда в деятельности человека нет иного контроля, кроме собственной совести, социальных и нравственных ценностей и установок. В данных условиях возрастает необходимость повышения роли социальной ответственности личности как основы для регуляции поведения, сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением служебного и воинского долга.

Значимость проблемы формирования социальной ответственности для высшего военного образования обусловлена тем, что будущие офицеры – это члены общества, стоящие на защите национальных интересов и призванные обеспечить безопасность общества.

Цель исследования. Систематизировать и хронологически представить взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования социальной ответственности курсантов военных вузов. Определить историографические этапы развития искомой проблемы в рамках трех выявленных направлений: 1) развитие высшего военного образования в России; 2) изучение феномена «социальная ответственность» в различных научных сферах; 3) теория и практика формирования социальной ответственности в военном образовании. Изучить указанную проблему всесторонне, так как первое направление носит социально-психологический характер, второе – общенаучный и третье – конкретно-научный характер.

Материал и методы исследования. Материалом для анализа выступили различные научные источники (психолого-педагогические, философская и социологическая научная литература), посвященные проблеме формирования социальной ответственности курсантов военных вузов. Методами исследования являлись: историографический анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа психолого-педагогической, философской и социологической научной литературы мы пришли к выводу, что проблема формирования социальной ответственности курсантов военных вузов носит комплексный характер, а ее историографический анализ следует проводить с опорой на три основных феномена: 1) развитие высшего военного образования в России; 2) изучение феномена «социальная ответственность» в различных научных сферах; 3) теория и практика формирования социальной ответственности в военном образовании. По нашему мнению, изучение данной проблемы именно в этих направлениях позволит рассмотреть ее всесторонне и выявить предпосылки для ее разрешения в практике высшего военного образования.

На основе историографического анализа изучаемой проблемы, а также выделенных феноменов нами выделены три ключевых этапа в ее хронологическом развитии. Первый этап (XVII в. – начало XX в.) связан со становлением военного образования в России, появлением исследований, посвященных проблеме социальной ответственности. Второй этап (начало XX в. – начало XXI в.) связан с реформированием военного образования, изучением феномена социальной ответственности философами, педагогами и психологами. На третьем этапе (начало XXI в. – настоящее время) для высшего военного образования становятся актуальными проблема формирования социальной ответственности, разработка современной военной доктрины, ориентация военного образования на формирование активной гражданской позиции курсантов. Перейдем к характеристике выявленных нами этапов с опорой на три выделенных нами феномена.

Первый этап (XVII в. – начало XX в.)

Становление военного образования в России связано с открытием в 1701 г. Петром I в Москве Школы математических и навигационных наук. В 1732 г. были открыты первый кадетский корпус, а в дальнейшем – и морской кадетский корпус [1]. Данный исторический этап можно связать с расцветом военного образования, которое строилось и развивалось с опорой на воинские традиции, представления о чувстве долга, ответственности русского солдата [2]. Отечественная война 1812 г. подняла национальное самосознание русского народа, всколыхнула его гражданские чувства, стала толчком к развитию социальной ответственности [2]. В XVIII в. военное образование в России продолжает развиваться, открываются высшие военные учреждения (Императорская военная академия, Военно-ученический институт и др.). Военное образование продолжает развиваться на идеях чести и долга, данный век можно считать золотым веком Российской армии [1, 2]. Но Первая мировая война, три революции привели к разрушению традиций военного образования и традиций офицерской интеллигенции в целом.

В рамках первого направления историографии отметим, что в философии появилась категория «социальная ответственность», возникшая в западноевропейской философии на рубеже XVII–XVIII вв. Так, Т. Гоббс рассматривал ответственность как ограничение естественных прав граждан, И. Кант считал совесть внутренней судьей человека, Дж. Локк считал изучаемое понятие естественным состоянием общества, которое позволяет свободе не перейти в состояние произвола [3].

В XIX в. исследования социальной ответственности преимущественно строились на идеях соотношения свободы и необходимости, коллективной ответственности и взаимозависимости, которые подробно раскрыты в работах К. Маркса. Опираясь на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о классовых подходах и ведущей роли пролетариата, В.И. Ленин разработал идеи нравственной ответственности общества. Стоит отметить, что научных исследований, посвященных целенаправленному формированию социальной ответственности на данном этапе, не выявлено.

Подводя итоги данного этапа, хотелось бы отметить, что различные аспекты исследуемой проблемы формировались в военных учебных заведениях различного уровня, важнейшая роль отводилась религиозному воспитанию. В научном обиходе появилось понятие «социальная ответственность», данную дефиницию изучали преимущественно в рамках философии и социологии.

Второй этап (начало XX в. – начало XXI в.)

Развитие военного образования на данном этапе строилось с учетом смены военной парадигмы и идеологии, идеи воспитания и обучения военнослужащих основывались на марксистской теории [2]. В 1930-е гг. в России была заново развернута разноуровневая система военного образования, значительная роль в котором отводилась патриотическому воспитанию, формированию у солдат чувств коллективизма и интернационализма [4]. События Великой Отечественной войны нанесли непоправимый урон системе военного образования, но при этом показали значимость нравственного и патриотического воспитания солдат и их социальной ответственности, во многом благодаря которым была достигнута столь значимая героическая победа советского народа.

В послевоенные годы военное образование бурно развивается, открывается множество военных учебных заведений, создаются диссертационные советы по военной педагогике, в которых было защищено несколько диссертаций, посвященных отдельным аспектам социально ответственного поведения военнослужащих [4]. В 1980–1990-е гг. военная педагогика и психология продолжают развиваться, формируется разноуровневая система военного образования. В 1990-е гг. система военного образования активно реформируется в связи с отказом от советской идеологии и распадом СССР.

Втрое направление историографического исследования связано с тем, что проблема социальной ответственности начинает разрабатываться в рамках философии, педагогики, психологии и социологии. В.Э. Франкл [5] считает, что данное личностное качество конструирует личность человека и определяет его бытие. Данная точка зрения важна для нашего исследования, поскольку для военнослужащего очень важно контролировать свою деятельность и нести ответственность за свои поступки. В 1960–1970-е гг. появляются исследования, посвященные различным видам ответственности личности: моральной, ценностной, научной, профессиональной, этической, религиозной и др.

В отечественной науке в 1970-е гг. появляются педагогические исследования, в которых рассматриваются различные аспекты феномена «социальная ответственность». Так, В.А. Сухомлинский [6] считает, что в основе изучаемого явления лежат нравственные качества и нормы личности, обусловливающие ее жизнедеятельность. В 1980-е гг. появилось значительное количество исследований, в которых социальная ответственность рассматривается как основа для административной, гражданской, уголовной, внутренней и внешней сознательности. В 1990-е гг. данный термин связывают с профессиональной ответственностью врачей, учителей, инженеров и т.д. Социальную ответственность начинают рассматривать как системное качество личности, включающее ее активность и направленность (А.И. Крупнов, Е.Д. Дорофеев и др.). Е.В. Бондаревская [7] определяет данное качество личности как элемент нравственного сознания личности, в ее структуру входят нормативный, оценочный и когнитивный компоненты. Отметим, что исследований, посвященных социальной ответственности военнослужащих, на данном этапе нами выявлено не было.

В рамках третьего направления нашего исследования можно констатировать следующее. В 1920-е гг. различные аспекты социальной ответственности формировались у военнослужащих в рамках их политического воспитания, данная тенденция имела место в течение всего XX в. В системе военно-профессионального образования в воспитательном процессе преобладало нравственно-патриотическое начало, в рамках которого и формировались отдельные аспекты изучаемой проблемы [2, 4]. При этом целостной системы формирования социальной ответственности или ее приемов в военно-профессиональных организациях нами выявлено не было. Формирование искомой ответственности военнослужащих происходило с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, которая выступала научной и идеологической основой советской военной педагогики и психологии. В 1990-е гг. социально-политическая ситуация резко меняется, смещаются ценностные ориентиры, проблема социальной ответственности курсантов теряет свою актуальность для науки.

Подводя итоги данного этапа, мы выяснили, что на основе марксистско-ленинской идеологии была создана эффективная система нравственно-идеологической подготовки военнослужащих, в философии, психологии и педагогике были разработаны теории социальной ответственности, в рамках военной педагогики и психологии рассмотрены отдельные аспекты ее формирования у военнослужащих, при этом комплексного разрешения она не получила.

Третий этап (начало XXI в. – настоящее время)

В начале XXI в. была разработана новая военная доктрина образования, что ознаменовало отказ от коммунистической идеологии. Начало второго десятилетия XXI в. связано с разработкой нормативно-правовой базы военного образования, в нем появляются инновационные технологии, пришедшие из гражданского высшего образования, в частности в образовательный процесс военных вузов внедряется компетентностный подход. В последнее десятилетие в военном образовании прослеживается тенденция ориентации на идеи, сложившиеся в военной педагогике дореволюционной России, ее советского периода развития и ведущего мирового опыта [8]. Отметим, что качество военного образования постоянно повышается за счет его интеграции в науку и производство, ориентации на сетевое взаимодействие с гражданскими вузами.

Второе направление историографического исследования характеризуется следующим. Можно констатировать, что выявленные тенденции второго этапа также имеют место, на проблему социальной ответственности обращено внимание большого количества представителей различных наук: педагогики, психологии, социологии, экономики, философии и др. Диссертационные исследования на данном этапе посвящены психолого-педагогическим условиям, методам и механизмам формирования социальной ответственности, выявлению ее структурных компонентов.

Феномен социальной ответственности был охарактеризован учеными с различных точек зрения, ее рассматривали как внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и коллективную, в зависимости от субъекта действия (этическую, религиозную, профессиональную и др.) [8]. Изучаемая ответственность регулирует деятельность личности посредством ограничения и пресечения различных форм проявления негативного поведения, стимулирования и стимулирования социально одобряемых форм поведения. Социальная ответственность, по мнению большинства авторов, выступает критерием соотнесения профессиональных и личностных ценностей и проявляется в чувстве долга, осознанности принятия решений, ответственности за свои поступки [9]. На данном историческом этапе накоплено значительное количество исследований в области педагогики, психологии, социологии, с опорой на которые возможно разрешить проблему формирования изучаемой ответственности курсантов военных вузов (разработка понятийного аппарата, методологических основ исследования, модели и педагогических условий).

Третье направление историографического исследования можно охарактеризовать следующим. На данном этапе разрабатываются диссертационные исследования, посвященные различным аспектам формирования социальной ответственности военнослужащих. Социальная ответственность рассматривается авторами как: а) осознание воинского долга; б) нормативность и регламентированность военной деятельности; в) социально значимое качество военнослужащих; г) детерминанта добросовестного отношения к учебным и военно-профессиональным обязанностям [10, 11]. Для нашего исследования значимым является исследование А.И. Климкова [12], по мнению которого, процесс формирования социальной ответственности должен быть построен с учетом практического и целенаправленного характера военно-профессиональной направленности, ведущей роли командирского состава военного вуза. Отметим, что на данном историческом этапе накопилось достаточное количество исследований по проблеме формирования социальной ответственности военнослужащих. Наше исследование будет построено с учетом накопившегося опыта, при этом необходимо ориентироваться на инновационные образовательные технологии, возможности воспитательной среды военного вуза и ресурсы военно-служебной деятельности.

Третий историографический этап характеризуется трансформацией военного образования, отказом от идеологических оков, пониманием значимости социальной ответственности для успешной военно-профессиональной деятельности курсантов. Этот этап связан с накоплением исследований ученых в области социальной ответственности применительно к различным аспектам профессиональной деятельности, где она чаще всего рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающее ее успешность. Появляется значительное количество исследований, посвященных формированию социальной ответственности военнослужащих.

Выводы

  1. Проблема формирования социальной ответственности курсантов военных вузов носит комплексный характер, а ее историографический анализ следует проводить с опорой на три основных феномена: 1) развитие высшего военного образования в России; 2) изучение феномена «социальная ответственность» в различных научных сферах; 3) теория и практика формирования социальной ответственности в военном образовании.
  2. На основе историографического анализа изучаемой проблемы, а также выделенных нами феноменов были определены три ключевых этапа в ее хронологическом развитии: 1) XVII в. – начало XX в.; 2) начало XX в. – начало XXI в.; 3) начало XXI в. – по настоящее время.
  3. Первый этап (XVII в. – начало XX в.) связан с открытием первых военных образовательных заведений, формированием разноуровневой системы военного образования, построенной на идеях воинской чести и нравственности. Термин «ответственность» начинает рассматриваться в философии, проблема формирования социальной ответственности как самостоятельная не представлена.
  4. Второй этап начало (XX в. – начало XXI в.) связан с преобладанием марксистско-ленинской идеологии в военном образовании, выстроена многоуровневая система военно-профессионального образования, в философии, психологии и педагогике разрабатываются теории социальной ответственности, в рамках военной педагогики и психологии рассматриваются отдельные аспекты проблемы формирования социальной ответственности военнослужащих, при этом комплексного разрешения она не получила
  5. Третий этап (начало XXI в. – по настоящее время) связан с разработкой новой военной доктрины, отказом от советской идеологии. Происходят реформы в военном образовании, в образовательный процесс военного вуза внедряется компетентностный подход, формируется значительный пласт исследований, посвященных различным аспектам социальной ответственности военнослужащих.
  6. На основе результатов историографического исследования мы сделали попытку изучить понятийный аппарат исследования, его методологические основы, модель и педагогические условия, способствующие формированию социальной ответственности будущих офицеров.