Исследования роли предметно-пространственного компонента вуза, как части формирования образовательной среды вуза, которая выражается в проектировании и создании различных типов образовательных пространств, обоснования значимости и принципов работы в новых учебных зонах, обусловили интерес к поиску новых форм организации учебного процесса. В качестве основного предназначения использования образовательных пространств выступает не только создание эргономических, но и психолого-педагогических условий, которые способствуют различным видам коммуникаций между преподавателями и обучающимися [1; 2].
При анализе функционального обновления предметно-пространственной среды вуза возникает необходимость организации образовательного процесса с использованием иных форм работы, которые способствовали бы повышению эмоциональной активности, физической мобильности, проявлению эмоционального интеллекта обучающихся [3]. По мнению авторов, одной из таких форм организации образовательного процесса является образовательное событие. В качестве объекта исследования авторами выбрана форма организации - образовательное событие, а в качестве предмета исследования – процесс организации образовательного события с использованием элементов предметно-пространственной среды вуза.
Целью исследования явилось описание процесса организации образовательного события с использованием элементов предметно–пространственной среды вуза, как создание новой возможности для повышения качества образовательного процесса.
Задачами исследования являлось описание основных этапов организации образовательного события, а также выявление отношения обучающихся к использованию и организации учебного процесса в этой форме.
Материал и методы исследования
Многоаспектность понимания образовательного события потребовала использования категорий педагогики, психологии, управления, эргономики, поэтому теоретической базой исследования авторов стали разработки ряда ученых по данной проблеме.
Такие авторы, как Б.Д. Эльконин, Р.Г. Валеев, М.Ю. Жилина, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова, считали, что реализация образовательного события происходит на основе событийного подхода и не реализуется без участия преподавателя [4-7].
Проблемы проектирования образовательного события и создания единого образовательного пространства были объектом изучения Н.В. Волковой, Э.К. Самерхановой, В.А. Ясвина, посвятивших свои работы проектированию организации инновационных форм работы [8-10].
Современные авторы М.П. Прохорова, О.А. Ваганова, Н.А. Румянцева предполагают, что проектирование и реализация образовательного события рассматривается как процесс, который состоит из последовательного выполнения трех этапов: подготовительного, событийного и рефлексивного [11].
Поскольку организация образовательного события проводилась в рамках изучения основной профессиональной образовательной программы 38.03.02 «Менеджмент», то целесообразно будет отметить работы ученых в области менеджмента и организации труда персонала, где особая роль отводится эргономическому подходу. Этот подход основан на признании значения предметно-пространственной среды офиса или рабочего места для повышения производительности работников [12].
Таким образом, организация образовательного события будет рассматриваться авторами, как последовательная реализация подготовительного, событийного и рефлексивного этапов [13].
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве эксперимента по организации образовательного события были выбраны дисциплины «Персональный менеджмент» и «Организационное поведение», входящие в профессиональный модуль «Управление личностью и коллективом». На момент проведения образовательного события изучение персонального менеджмента и организационного поведения совпало в семестре, поэтому было задействовано сразу две группы направления 38.03.02 «Менеджмент». В начале проектирования образовательного события нами были определены компетенции профессионального модуля, которые формировались ходе образовательного события: ОК-5 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ОК-6 - способность к самоорганизации и самообразованию; ПК-2 - владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде.
Необходимо также отметить, что образовательное событие (учебное событие) в учебных планах универсального бакалавриата представлено как отдельная дисциплина, трудоемкость которой оценивается в 12-22 академических часа для очной формы обучения. Около 70% трудоемкости дисциплины отводится на самостоятельную работу обучающихся, поэтому реализацию событийного этапа целесообразно было заложить в эти часы. На основе выбранных компетенций авторами были сформулированы цели участия в образовательном событии и планируемые результаты обучения для каждой группы.
Логика организации образовательного события включала три этапа: подготовительный, событийный и рефлексивный.
Подготовительный этап - это проблематизация самого образовательного события. Он состоит из обсуждения потребностей и ожиданий участников, формирования проблемного поля исследования и формирования групп [13]. На подготовительном этапе была проведена проблемная лекция по темам дисциплин (для дисциплины «Персональный менеджмент» - «Профессиональные коммуникации менеджера»; для дисциплины «Организационное поведение» - «Эффективное поведение на собеседовании»). Обучающимся были даны задания на поиск, систематизацию и анализ информации по теме (индивидуально). В результате преподавателем была сформулирована проблема исследования для каждой группы.
Событийный этап выражен идеей самого события. Он представляет концептуализацию процесса: определение целей участия в образовательном событии; разработку плана действий и порядка взаимодействия внутри групп; определение содержания и форм отчета; обсуждение способов и критериев оценки участия в образовательном событии, подготовку к участию в образовательном событии, участие в образовательном событии [13].
Данное образовательное событие относится к внешнему типу образовательных событий, где предполагается внешнее участие обучающихся. Как было сказано выше, «событийность» во многом определяется местом проведения и эмоциональной вовлеченностью участников. В зарубежной практике организация образовательных событий проходит с участием разных организаций, которые в прямом или косвенном смысле заинтересованы в тиражировании образовательного опыта или рассматривают будущих специалистов в качестве будущих сотрудников. Наиболее популярными формами участия являются вебинары, экскурсии, конференции и встречи с работодателями. В случае нашего исследования событийный этап был представлен посещением театрального представления «Метод Гронхольма» - просмотром самого спектакля. «Метод Гронхольма» – это образное название спектакля, который входит в репертуар Нижегородского академического театра драмы и поставлен по пьесе Жорди Гальсерана в 2005 г. Спектакль отражает один из методов стрессового интервью, который работодатель использует при подборе персонала в организацию [14]. В процессе просмотра спектакля студенты знакомились с образцами профессионального поведения, способами реакции на критические и стрессовые ситуации. Результатом данного этапа было выполнение задания - анализ представления по ключевым вопросам (для обучающихся, изучающих «Персональный менеджмент», - эссе или презентация на выбор; для обучающихся, изучающих «Организационное поведение», - задание на анализ ситуации).
Рефлексивный этап - обсуждение содержания и результатов образовательного события: заполнение листов рефлексии, участие в групповой или индивидуальной рефлексии. Логика образовательного события представлена в таблице.
Логика образовательного события
Содержание работы |
Форма проведения |
Деятельность обучающихся |
Подготовительный этап |
||
Изучение теории по темам дисциплин (для «Персонального менеджмента» - «Профессиональные коммуникации менеджера»; для «Организационного поведения» - «Эффективное поведение на собеседовании») |
Проблемная лекция |
Выполнение задания на поиск, систематизацию и анализ информации по теме (индивидуально)
|
Событийный этап |
||
1. Посещение театрального представления «Метод Гронхольма» |
Просмотр спектакля |
Выполнение задания на анализ представления по ключевым вопросам (для «Персонального менеджмента» - эссе или презентация на выбор; для «Организационного поведения» - задание на анализ ситуации) |
2. Групповое представление и обсуждение результатов |
Групповое обсуждение результатов работы, дискуссия |
Участие в обсуждении и дискуссии по контрольным вопросам |
Рефлексивный этап |
||
Заполнение листов рефлексии |
Рефлексия |
Участие в групповой или индивидуальной рефлексии (в зависимости от группы) |
Организация образовательного события включала разработку критериев оценивания. При этом стоит отметить, что критерии оценивания были разными на разных этапах. На подготовительном этапе формой отчетности было предоставление индивидуального отчета по заданию (ответы на контрольные вопросы). Критериями оценивания на этом этапе были: полнота ответа в соответствии с заданием, качество и глубина проработки учебного материала, лаконичность и достаточность формулировок представленного ответа. На событийном этапе формой отчетности было: предоставление индивидуального отчета по заданию, ответы на контрольные вопросы, план публичного выступления (в рамках изучения одной из групп).
Критериями оценивания на этом этапе были: качество и глубина проработки учебного материала; выражение личного отношения к содержанию спектакля; активность во время групповой работы; аргументированность собственной точки зрения. Формой отчета на рефлексивном этапе было своевременное предоставление листа рефлексии.
Далее в рамках проведения рефлексивного этапа для авторов представляла интерес оценка обучающимися результатов собственного участия в образовательном событии, которая была проведена на основе анализа листов рефлексии. Обучающимся было предложено дать ответ на несколько вопросов, а также выделить достоинства образовательного события по шкале от 1 до 10.
Среди достоинств, которые выделяют обучающиеся, выступили преимущественно групповая форма работы (9,3), привлекло само событие (8,0), выполнение заданий в открытых пространствах вуза (7,2), выбор способов взаимодействия в процессе обучения (7,4), возможность оценивать себя и других (6,3). По мнению авторов, это связано с реализацией и организацией совместного творческого продукта. Обучающиеся положительно относятся к перекрестному оцениванию и распределению ролей в группе, ожидают, что результат групповой работы будет выше, чем результат индивидуальной работы. Как показал дополнительный опрос, обучающиеся не ожидали, что само событие будет проходить не в стенах вуза, а в другой организации, по их мнению, никак не касающейся предмета изучения. Были отмечены, в качестве пожеланий, и другие площадки для организации образовательных событий.
Очевиден и тот факт, что пространственно-предметная среда вуза стала немаловажным фактором, который повлиял на организацию образовательного события. Среда вуза представлена различными группами пространств, которые способствуют эмоциональному вовлечению обучающихся и инновационным формам работы. Например, «Open space» сконструировано похожим образом с офисами современных организаций, что позволяет выполнять сразу несколько управленческих функций: отбор персонала, коммуникации между подразделениями, проведение презентационных конференций и т.д. Современный менеджер должен одновременно работать в разных пространствах офиса, сейчас это одно из современных требований к HR-менеджерам. Как показал дополнительный опрос, при помощи мультимедийной доски у каждой рабочей группы можно было быстро в процессе деловой игры составить таблицу критериев для собеседования к кандидату, провести мониторинг вакансий с выходом в Интернет и свободно перемещаться в другую зону для исполнения следующей задачи, перестраивать и образовывать новые группы, смотреть учебное видео на большом экране.
Более низкие оценки подучили такие достоинства, как получение совместного проекта (4,8), возможность выбирать способы работы (5,2). Подобные оценки могут быть связаны с тем, что студенты могут выполнять задания, которые даются по инструкции, инициатива в постановке лично значимых целей развития очень низкая. Только около 10% обучающихся получили совместный результат, который им бы хотелось развивать далее.
Выводы
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать общезначимые выводы:
- процесс организации образовательного события проходил три этапа: подготовительный, событийный и рефлексивный. Данные этапы были необходимыми и достаточными для реализации управленческих дисциплин;
- в процессе подготовки и организации участников образовательного события удалось обеспечить участие нескольких групп обучающихся;
- комплексное использование различных форм образовательного процесса объединило несколько тем, изучаемых в рамках разных дисциплин, в одно событие;
- организация образовательного события будет более эффективна, если она будет проходить с учетом образовательного пространства университета;
- самооценка, полученная обучающимися в результате собственного участия, показывает, что такая форма работы позволяет организовать самостоятельную работу, совместную активную деятельность, обеспечивает создание коллективного значимого результата, формирует новый совместный опыт и эмоционально-ценностное отношение к профессиональной деятельности.