Современное развитие общества приводит к интенсивности миграционных процессов, в которых участвует и Россия, являясь для иностранных студентов центром соединения культурных пространств, что обусловливает актуальность темы исследования [1]. Студенты из-за рубежа в российских вузах проходят период адаптации, обусловленный различием культуры страны происхождения и культуры страны пребывания.
За последние несколько лет количество прибывающих для обучения в российских вузах иностранцев увеличилось на 220 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом общее количество составило 425 тыс. иностранных студентов. Больше всего студентов приехало из Таджикистана, Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Индии [2, 3].
В Марийском государственном университете большая часть иностранных обучающихся прибыла из стран СНГ, что объясняется признанием в полном объеме российского образования в постсоветское время. Также в МарГУ обучаются иностранцы из стран Ближнего Востока, Индии, Африканского континента [4, 5].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Россия активно сотрудничает в сфере международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, успешно привлекает иностранных граждан к обучению в российских учебных организациях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”» (с изменениями на 11 сентября 2018 г.), количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, составило: в 2018 г. – 240 тыс. человек; в 2019 г. – 260 тыс. человек; в 2020 г. – 425 тыс. человек. Обучаясь на русском языке, иностранные студенты попадают под влияние так называемой мягкой силы, т.е. впитывают культурные особенности страны обучения [6]. Находясь в иной культурной образовательной среде, обучающиеся из других стран неизбежно проходят сложный период адаптации в российских вузах [7]. В процессе адаптации иностранных студентов в вузе необходимо учитывать влияние как внутренних, так и внешних факторов [8].
Появление феномена адаптации стало особенно актуальным в начале XXI в., когда ускорились миграционные процессы. Адаптация – это элемент мировых процессов, связанных с международной мобильностью студентов разных стран и регионов современного мира [9].
Иностранные студенты приспосабливаются к условиям профессионального образования в другой стране во всем многообразии видов деятельности, которые обеспечивают позитивное преобразование социальных и биологических качеств человека, становление его профессионального мастерства [10].
Цель исследования: выявление эффективности применения средств физической культуры в адаптации иностранных студентов к учебной деятельности.
Физическая культура в специфических формах позволяет проявить характер, волю, решительность, что создает условия для разнообразной общественной деятельности.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:
– теоретические (анализ специальной литературы по исследуемой проблеме);
– эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, опрос);
– статистические: методы количественной и качественной обработки данных.
Исследование проводилось на базе Марийского государственного университета. Всего в исследовании участвовали 79 студентов из Индии.
Результаты исследования и их обсуждение
Объектом нашего исследования является процесс адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Адаптация трактуется как процесс установления соответствия личности с иноязычной средой в новых климатических условиях. В процессе адаптации объединяются несколько ее видов: индивидуально-психологическая, социально-психологическая, этнопсихологическая, культурная, коммуникативная, физиологическая, которые тесно связаны между собой. На начальном этапе обучения в другой стране все виды адаптации создают препятствия как в образовательной, так и в коммуникативной деятельности. При преодолении трудностей культурного, коммуникативного и языкового барьеров, приспособлении организма к новым климатическим условиям происходят существенные затраты психических и физических сил.
Анализ научной литературы, показывает, что в физической активности кроются резервы повышения эффективности адаптации к тем или иным условиям. Физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил, повышает устойчивость к социальным и индивидуально-психологическим трудностям.
В научных работах исследователей [11, 12] по адаптации иностранных студентов представлены примеры использования занятий физической культурой, которые стимулируют позитивные изменения в системах и функциях организма. В процессе двигательной активности формируются необходимые способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и адаптацию иностранных учащихся ко внешним и внутренним факторам.
Занятия физической культурой с иностранными студентами необходимо проводить с учетом таких факторов, как:
– индивидуальные особенности состояния здоровья, физического развития;
– коммуникативные особенности, языковый барьер;
– социокультурные особенности, традиции физического воспитания.
С целью улучшения состояния здоровья и повышения интереса к занятиям физической культурой актуальным является использование средств фитнес-технологий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма иностранных студентов.
В нашей работе проводилось изучение динамики изменения физической подготовленности студентов-иностранцев во время занятий фитнесом. Тренировочные занятия во время исследования проходили в соответствии с учебно-тренировочным планом. В исследовании приняли участие студенты (юноши и девушки) из Индии, которые были разделены на две группы. Занятия проводились во внеучебное время, три раза в неделю и строились по принципу применения нескольких комплексов. На занятиях с юношами использовались упражнения атлетической гимнастики силовой направленности; для девушек применялась программа степ-аэробики. Структура носила традиционный характер, состояла из подготовительной, основной и заключительной частей.
В период проведения исследовательской работы нами проверялся уровень физической подготовленности обучающихся в начале учебного года и по окончании исследования. Для оценки физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах применялись двигательные тесты. Данные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты испытаний у студентов-юношей (n=57)
Упражнения |
В начале проведения исследования |
В конце проведения исследования |
||
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
M±m |
|
M±m |
|
|
1. Подтягивания на перекладине (кол-во раз) |
5,8±4,0 |
5,3±4,0 |
8,3±3,6 |
10,3±3,6 |
2. Отжимания на брусьях (кол-во раз) |
8,0±2,6 |
8,2±2,6 |
11,2±4,3 |
19,2±4,3 |
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) |
28,2±6,5 |
27,9±6,5 |
37,2±7,6 |
49,2±7,6 |
4. Отжимания в упоре лежа (кол-во раз) |
14,3±5,2 |
15,1±5,2 |
25,4±10,2 |
31,4±10,2 |
Примечание: M – среднее арифметическое; m – среднее отклонение от среднего арифметического.
Полученные результаты показывают, что общая физическая подготовленность (и соответственно адаптационные способности) студентов достоверно увеличилась в 1,7 раза.
При проведении занятий по степ-аэробике с девушками результаты тестирования также показывают изменения в лучшую сторону, которые отображены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты контрольных испытаний у студенток (n=22)
Упражнения |
В начале проведения исследования |
В конце проведения исследования |
||
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
M±m |
|
M±m |
|
|
1. Подъемы туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) |
22,3±4,2 |
23,3±5,2 |
32,3±2,1 |
38,3±2,8 |
2. Челночный бег 4*10 (сек.) |
16,0±2,4 |
15,8±2,1 |
14,6±1,4 |
14,6±1,4 |
3. Упражнение Гиперэкстензия (кол-во раз) |
22,5±5,6 |
23,5±5,7 |
36,2±1,8 |
39,2±2,8 |
4. Приседания за 30 сек. (кол-во раз) |
19,6±5,2 |
18,7±5,1 |
25,1±2,3 |
29,1±2,8 |
5. Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) |
5,3±2,2 |
6,3±2,6 |
10,8±3,8 |
12,8±4,8 |
Примечание: M – среднее арифметическое; m – среднее отклонение от среднего арифметического.
Результаты проведения контрольного тестирования у девушек экспериментальной группы показали значительные изменения – улучшение показателей почти в 1,2 раза.
Для выявления академической и физиологической адаптации иностранным студентам было предложено оценить удовлетворенность занятиями физической культурой, а также перечислить трудности, которые возникли в период их проведения.
Вопросы были следующего характера.
- Какие трудности возникают при вхождении в образовательную среду в российском вузе?
- Какие трудности возникают во время занятий физической культурой?
В ходе анкетирования выявлено, что у некоторых студентов (56%) в начале образовательной деятельности присутствовало чувство тревоги, причиной которой является социально-бытовой фактор (иная коммуникативная среда). Многие студенты-иностранцы отмечают сложность привыкания к климатическим условиям (низкой температуре воздуха, проливным дождям). Также для них было сложно перейти на другой вид питания – приходится самим готовить еду, близкую к национальной кухне.
Некоторые студенты-иностранцы (30%) отметили, что во время занятий было сложно преодолеть языковый барьер. Им очень трудно дается усвоение учебного материала на языке принимающей стороны, так как многие студенты не готовы были по приезде в Россию обучаться на русском языке. Проблемы возникали при общении с русскими студентами, которые неохотно шли на контакт.
Следующим фактором тревожности стал биологический: интенсивные физические нагрузки. Несколько студентов-иностранцев (30%) ответили, что не справляются с физическими нагрузками. Основной причиной является индифферентное отношение к занятиям физической культурой и спортом, которое сформировалось в стране проживания. Большинство иностранных студентов (50%) отметили проблемы, связанные с медицинской помощью. Многие студентов болели.
Как показали результаты, дополнительные фитнес-тренировки студентов в исследуемых группах существенно повышают их адаптационный потенциал, этому также способствовала организация межличностного взаимодействия между обучающимся и тренером. Формирование устойчивой адаптации зависит от скорости мобилизации физиологических резервов и механизмов приспособления. В связи с этим при постепенном нарастании физической нагрузки организм легче приспосабливается к ней. Активные занятия физической культурой мобилизуют физиологические возможности организма студентов для ускорения адаптационных процессов к тренировочным нагрузкам, что способствует увеличению физиологических резервов устойчивости к различным стресс-факторам. Также можно отметить, что при проявлении повышенной способности приспособления к одному виду фактора, например физической нагрузке, одновременно вырабатывается устойчивая сопротивляемость организма к другим неблагоприятным факторам.
По окончании исследования в группе иностранных студентов, занимающихся фитнесом, был проведен повторный анализ процесса адаптации по трем факторам, таким как:
– социально-бытовой фактор. Иностранные студенты, которые особенно сложно преодолевали трудности привыкания к иной коммуникативной среде (а их было больше половины исследуемой группы), отмечают, что привыкание к условиям жизни в другой стране происходит постепенно. Но несколько обучающихся (10%) так и не могут привыкнуть к изменившимся условиям жизнедеятельности;
– языковый барьер. Большинство иностранных студентов, для которых незнание русского языка являлось очень сложной проблемой, ответили, что при общении в группе занимающихся фитнесом сложилась доброжелательная обстановка. При неформальном общении с русскими студентами многие стали друзьями, что способствовало и улучшению знания другого языка. Только несколько обучающихся (5%) записались на дополнительные курсы русского языка, чтобы как-то преодолеть трудности при общении как со студентами, так и с преподавателями;
– биологический фактор. На занятиях физической культурой студенты, которые столкнулись со сложностью выполнения физических упражнений, отмечают положительные сдвиги. При тестировании двигательных способностей у многих выявлено улучшение результатов. Несколько обучающихся отметили, что стали заниматься и другими видами спорта (бадминтоном, волейболом). Только некоторым иностранным студентам (10%) физическая нагрузка дается очень тяжело, это связано с состоянием их здоровья.
Использование различных форм фитнес-технологий в работе с иностранными студентами в университете способствует их привлечению к систематическим занятиям, активному досугу, формирует общую культуру. При активной двигательной деятельности происходит оптимизация процессов адаптации к образовательной деятельности в иной культурной среде. Необходимо активнее привлекать иностранных обучающихся к участию в мероприятиях различного уровня. При проведении спортивных мероприятий с учетом религиозных и культурных особенностей, национальных игр с иностранными студентами происходит более успешная и быстрая их адаптация к обучению, что способствует качественной подготовке обучающихся в вузе.
Таким образом, занятия физической культурой являются средством не только формирования способности иностранного студента к коммуникативному общению, но и успешного развития новых личностных качеств, осмысления значимости будущей профессии.
Заключение. Обзор научно-методической литературы показал, что физическая активность служит средством восстановления не только физических, но и психологических сил иностранных студентов, а также представляет собой хороший способ адаптации к стрессу, который вызван сменой социальной, культурной, языковой среды и необходимостью преодолевать учебные нагрузки в новой стране.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что занятия фитнесом оказали существенное положительное влияние на развитие физических способностей иностранных студентов. Прирост результатов в тестах, оценивающих физическую подготовленность, составил в среднем 1,7 раза. Также результаты выявления уровня тревожности показывают, что большинство обучающихся преодолели трудности привыкания к иной среде. Сократилось количество студентов, имеющих чувство тревоги, связанное с изменившимися условиями жизнедеятельности.